Соловки полностью электрифицируют 30 августа 2005 г. 18:42 В первой декаде сентября в Архангельской области состоится презентация проекта устроения наружного и внутреннего электрического освещения Соловецкого монастыря. Об этом было заявлено на встрече и.о. генерального директора ОАО «Архэнерго» Игоря Котенко с наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым), прошедшей в Соловках, сообщили «Интерфаксу» в монастыре. И.Котенко и отец Иосиф обсудили также возможность организации на Соловках расширенного совещания по вопросу развития энергетического комплекса архипелага. Предполагается, что в этом совещании примут участие руководители РАО «ЕЭС России» и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». История проекта освещения Соловецкого монастыря началась в 2004 году, когда комиссия по вопросам корпоративной политики РАО «ЕЭС России» одобрила оказание «Архэнерго», «Карелэнерго», «Колэнерго» и «Комиэнерго» благотворительной помощи Соловецкому музею-заповеднику для финансирования программы освещения. Соответствующие решения были приняты также советами директоров акционерных обществ. Денежные средства аккумулировались на счете Соловецкого музея-заповедника. Координатором от РАО «ЕЭС России» в развитии энергетического комплекса Соловецкого региона было назначено «Архэнерго». Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецком острове в Белом море, основан в тридцатых годах XV века. После Октябрьской революции монастырь был упразднен, а с 1923-го по 1939 год на его территории были созданы Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) - главным образом для политических заключенных. В 1991 году обитель возвратили Русской Православной Церкви. Главными достопримечательностями монастыря являются крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский собор (все — XVI века), церковь Благовещения (конец XVI - начало XVII веков), каменные палаты (XVII век). «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37904.html

– таков его « Символ веры ». Фофанов и сам был несчастным и сирым как в жизни, так и в поэзии. В 1900 и 1907 годах вышел его последний сборник «Иллюзии», не оставлявший никаких иллюзий о его собственной судьбе. Тем не менее имя Фофанова осталось в истории русской поэзии. В 1939 году сборник его стихотворений вышел в Малой серии «Библиотеки поэта», а в 1962 году (к столетию со дня рождения) – в Большой. Но это «открытие» Фофанова менее всего коснулось его религиозной поэзии, даже самый крупный цикл «Библейских мотивов» не вошел в советские издания, не говоря уже о молитвах «Отче наш», «Гимн Богу, «Благодарю Тебя, Создатель...» и других. Зато стихотворение «Таинство любви», наоборот, представлено и соответствующим образом откомментировано, поскольку оно вызвало примерно такую же реакцию, как «Гавриилиада» в известном отзыве митрополита. Серафима 1828 года. В 1888 году Фофанов использовал фактически тот же сюжет, а в докладе императору Александру III отмечалось: «Все стихотворение представляется каким-то диким бредом. Автор дерзнул коснуться в нем величайшего таинства православной веры, архангельского благовестия о воплощении Сына Божия от Девы Марии и Святого Духа, и исказил его в языческом смысле. Само заглавие стихотворения «Таинство любви» придает ему ненавистный для христианина смысл " ». Журнал «Наблюдатель», опубликовавший «Таинство любви», был закрыт на полгода, а над Фофановым даже нависла угроза отлучения. К.П. Победоносцев записал: «Старцы страшно возмущены. Одни хотят отлучить от Церкви торжественно Фофанова, другие хотят подавать всеподданнейший доклад от Синода, и разговоры еще не кончены». Отлучения не последовало, но в дальнейшем «Таинство любви» не вошло ни в одно из его прижизненных изданий вовсе не из-за цензуры, которая никак не реагировала на куда более кощунственные стихи Зинаиды Гиппиус или же Федора Сологуба. Фофанов сам не включал в свои сборники это стихотворение, таковой была его авторская воля, как Пушкин – сам уничтожил «Гавриилиаду». И оба эти стихотворения появились лишь во времена разгула той самой «атеистической одури», о которой писал митрополит Иоанн, и относятся к такому же ряду деяний, как вскрытие мощей и введение БЕСовской приставки «бес».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Строительство несколько затянулось, и поэтому Иов Захаров исхлопотал в консистории позволение временно установить в Зуеве бездействующую деревянную церковь из села Войново-Гора, что и было исполнено. В целом зуевский пятикупольный храм общей площадью 1240 кв. метров был готов к 1890 году (колокольня была еще временной, деревянной). И в этот год главный придел церкви был освящен епископом Можайским Александром в честь празднования Рождества Божией Матери – как и первый приход зуевцев на речке Вырке. В начале XX века были освящены приделы святителя Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, затем, наконец, возведена трехъярусная колокольня. Надзор за постройкой осуществляли в разное время инженер Сергей Назаров и священник Феодор Орловский. Есть мнение, что в росписи храма принял участие знаменитый русский художник В. Васнецов. Сложно сказать, действительно ли некоторые росписи принадлежат его кисти, или же это реплика его работ, исполненная иным художником – но в том или ином случае, изображения четырех евангелистов на «парусах» под большим куполом и сцена крещения Руси над свечным прилавком восходят к васнецовским росписям киевского Свято-Владимирского собора. Между тем, в алтарной части храма существует клеймо, гласящее: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все и орнамент, исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь». Приход советской власти ознаменовался конфискациями метрических книг и храмовой печати, а также церковного капитала, земли, дома священника Павла Архангельского, приходских школ. Еще до 1926 года в г. Орехово-Зуево создается викарное епископство: викарный епископ должен был исполнять в вверенном ему викариате функции правящего архиерея в случае ареста или гибели действующего. Первым викарным епископом Орехово-Зуевским стал прославленный в лике новомучеников епископ Никита (Делекторский; расстрелян в 1937 г.). Другой новомученик Орехово-Зуевской земли, протоиерей Василий Никольский, до 1934 г. был настоятелем собора Рождества Богородицы и Орехово-Зуевским благочинным (расстрелян в 1937 г.). В период с 1939 по 1943 гг. храм был закрыт, затем богослужения в нем возобновились. Очередная опасность нависла над храмом к 1985 году, когда, к столетию Морозовской стачки, возникла мысль представить Орехово-Зуево как показательный город «большевистской славы», в котором не должно было быть ни одной церкви. К счастью, замыслы нечестивых не стали реальностью, а затем изменилась и политическая обстановка. Прошло всего два десятка лет, и Богородицерождественский собор – центр крупного благочиния, средоточие духовной жизни города и района.

http://sobory.ru/article/?object=01741

История Введенского погоста тесно связана с обретением мощей святого праведного Прокопия Устьянского. Во второй четверти XVII века на берегу реки Устья близ погоста жители деревни Бестужевская обнаружили на льдине, прибитой к берегу гроб, сплетённый из ивовых прутьев, в котором лежало не тронутое тлением тело, издававшее благоухание. Вскоре после этого, он явился во сне местному жителю Савелию Онтропову и назвавшись Прокопием, велел сделать себе новый гроб. Всё было исполнено в точности. Прокопия положили в новый деревянный гроб у южной стены Введенской церкви, а на месте явления мощей на берегу реки построили часовню. Почти сразу начались исцеления и чудеса от мощей святого. Первое исцеление от мощей было зафиксировано в 1641 году. С тех пор он стал известен под именем праведного Прокопия Устьянского. К месту обретения святых мощей ежегодно, в день памяти святого праведного Прокопия, 8 июля по ст. стилю (21 июля по нов. ст.), в приходе погоста устраивался крестный ход к реке. Праведный Прокопий Устьянский широко почитался на Севере, особенно в Архангельской и Вологодской губерниях. К нему обращались в различных бедах и скорбях, и он всегда помогал тем, кто просил у него помощи, где бы они ни находились. Сведения о чудесах от его мощей всегда записывались. К югу от нового храма с 2017 года лежит Крестовый камень. Примерно 115 лет назад жители д. Бестужевской обнаружили его в четырех километрах от Введенского погоста. Он был с очертаниями креста. 25-ти тонный валун размерами 2х1,5 м жители приходских деревень перетащили к погосту и положили между летним Рождественским и зимнем Введенским храмами, близ алтаря последнего. С тех пор ежегодно торжественно совершалось перенесение святых нетленных мощей Праведного Прокопия Устьянского весной из зимней церкви в летнюю и обратно осенью. Во время молебна деревянная гробница с мощами всегда укладывалась на этот огромный валун. Так продолжалось до закрытия в 1939 году прихода. В 1948 году Введенский храм был взорван. Под обломками храма оказался и этот камень. Тогда же мощи святого праведного Прокопия Устьянского были уничтожены.

http://sobory.ru/article/?object=59544

Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Чеховский район, с.Талеж, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Он включает в себя: колокольню, ограду, церковь. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж (1792-1939 гг.) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж построена в 1792 г. владельцем села графом Владимиром Григорьевичем Орловым. Владимир Григорьевич – младший из пяти знаменитых братьев Орловых, директор Академии наук в 1766-74 гг. Ушедши в отставку, граф занялся обустройством своих имений, в состав которых входило и село Талеж. Строил Талежскую церковь крепостной архитектор графа Иван Бабакин, скорее всего, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. В 1793 г. церковь была освящена во имя Рождества Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горках. После этого, в 1794 г., была разобрана старая деревянная церковь села – во имя святого благоверного князя Владимира, а материал был употреблен на обжиг кирпичей для церковной ограды. Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также и церковная утварь из упомянутых разобранных церквей. Граф не только оплатил все работы, но и принимал активное участие как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари. По преданию, именно граф подарил церкви крест с мощами св. блгв. князя Владимира, ставший с тех пор основной святыней храма и собиравший ко дню памяти крестителя Руси большое число паломников. В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. При нем в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира. В 1812 г., надо думать, храм не пострадал. В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А.Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова. В 1823-32 гг. в церкви был устроен левый придел – во имя Архистратига Михаила в память разобранной Архангельской церкви в соседней деревне Ананьино.

http://sobory.ru/article/?object=00756

Новый каменный храм был построен по проекту архитектора Якова Седова, освящен 8 ноября 1873 года в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В старом деревянном здании была образована единоверческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1922 году в стране проводилась Всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей и из Михайло-Архангельской церкви изъяли церковную утварь, включая 864 кг серебра, 4 кг золота, около 400 шт. драгоценных камней, алмазов и др. В 1930-х годах по решению Президиума Ростовского Облисполкома от 8 января 1939 года Михайло-Архангельская церковь была закрыта. В период оккупации с 25 июля 1942 года по 13 февраля 1943 год храм был вновь открыт, службы вел священник Николай Фомин. В 1961 году храм закрыли. В 1990-е годы началось возрождение храма. 19 июня 1990 года Горисполком принял решение о передаче здания храма прихожанам. С 14 января 1991 года в храме начали производиться богослужения. 3 июня 1992 года был освящен Престол Владимирской иконы Божией Матери освящен , престол Иоанна Предтечи (Крестителя) освящен 7 апреля 1994 г. В 1992-1996 годах храм был расписан художниками Даглдлян К и Романенко А. Иконы для иконостаса в верхнем храме написаны Чеботаревой О. Н., иконостас был выполнен из гипса и позолочен мастером К. Шиц. В 1995-1998 годах был восстановлен нижний храм, 31 мая 1998 года там был устроен и освящен престол во имя святого великомученика Пантелеимона. Иконы для иконостаса нижнего храма были исполнены художниками братьями Макаровыми. Современное состояние [ править править код ] В настощее время церковь Михаила Архангела представлят собой четырехпрестольный храм: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери освящен в 1992 году, левый придел освящен в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона освящен в 1998 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Арханг...

План церкви, в общем, имеет форму вытянутого с востока на запад прямоугольника, от которого с востока выступает маленький прямоугольник апсиды. Объемная структура церкви состоит из основного объема с апсидой, из трапезной и колокольни. Основной объем снаружи имеет крестчатую форму, в которой восточное крыло является апсидой. На средокрестии стоит небольшой световой цилиндрический барабан, завершенный высоким куполом (глава была разрушена в советское время). Восточное прямоугольное крыло, ориентированное поперек оси, и боковые крылья такой же формы, ориентированные продольно покрыты двускатными кровлями над треугольными фронтонами. Большой прямоугольник трапезной, вытянутый продольно, расширен до уровня боковых крылец основного объема и имеет такую же, как у них высоту. Покрыт двускатной кровлей. Трехъярусная колокольня обстроена с боковых сторон прямоугольными палатками. Яруса имеют форму четвериков. Ярус звона прорезан четырьмя арками. Шатровая кровля колокольни со слуховыми окнами и кокошниками в основании относится к более позднему времени (глава была разрушена в советское время). Фасады собственно храма, палаток колокольни и апсиды решены по двум горизонтальным осям и нескольким вертикальным. Горизонтальные оси, которые опоясывают всё здание, кроме трапезной, дают два яруса окон, нижние из которых прямоугольные крупные, а верхние полуциркулярные. Вертикальных осей, по которым располагаются окна первого и второго света, на фасадах основного объема – одна, на всех трех фасадах апсиды – также по одной, на фасадах палаток колокольни – две. Использованные материалы   На сайте Свято-Троицкого духовного училища (г. Гусь–Хрустальный, Владимирской области) в статье " История Свято-Троицкого прихода (церкви свв. Иоакима и Анны) в Гусь-Хрустальном " говорится: " последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936г. " Однако сохранились документы, согласно которым о. Александр Соколов был назначен в этот храм 28 сентября 1937 г. (резолюция архиерея 476), а 25 января 1939 года перемещен на другой приход. Послужной список Настоятеля Михаило-Архангельской церкви, г. Торжка Калининской обл. протоиерея Соколова Александра Васильевича 1956 г. ноября 5 дня

http://drevo-info.ru/articles/19087.html

Имя молодого князя, славившегося «многолетним разумом» и душевным благородством, было у всех на устах, что возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Д.И.Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. По свидетельству летописца, Скопин-Шуйский был «испорчен» (т.е. отравлен) на пиру, в ходе которого жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля, после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе Кремля с большими почестями в особом специально отстроенном для сего новом приделе. В Русском народе надолго сохранилась о князе Скопине-Шуйском самая лучшая память, что выразилось в том числе и в нескольких, посвященных ему песнях. В этот день 1939 года скончался художник, один из основателей журнала «Мир искусства», Константин Андреевич Сомов. Он родился 18 ноября 1869 г. в Петербурге в семье известного музейного деятеля. С 1888 по 1897 гг. учился в петербургской Академии художеств, затем добровольно покинул ее и два года занимался в академии Коларосси в Париже. С 1899 г. Сомов жил в Петербурге. Еще в молодости он познакомился с А.Бенуа, В.Нувелем, Д.Философовым, с которыми вместе впоследствии участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А.Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя «Нос» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В.Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А.Блока «Театр» и др. Константин Андреевич известен также как мастер портрета и пейзажа. В 1913 г. художник получил статус действительного члена Академии. В 1918 г. стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 г. К.А.Сомов уехал из России, жил во Франции. Художник скончался в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/06/de...

«Харьюзов по своему происхождению является социально опасным элементом для общества и поэтому освобожденным из-под стражи быть не может…» В ноябре Раменский райотдел НКВД начал допрашивать новых свидетелей – жителей села Жигалово, в котором отец Николай прослужил несколько лет. Некоторые из них пели в то время на клиросе. Большей частью показания были нейтральными: в них описывалось, что Николай Александрович (так называли жители села священника) в беседах о политике держался неопределенной стороны, и они не могли точно сказать, за или против советской власти он был. Но следователю удалось найти двух жителей Жигалова, давших нужные показания о том, что отец Николай высказывал недовольство колхозным строем. На этом основании 3 декабря 1939 года постановлено было отклонить ходатайство «Харьюзова Н.А… как а/с человека, который проводил подрывную работу в колхозе, разлагал дисциплину в колхозе и вел к-р агитацию против колхозного строительства… будучи враждебно настроенным к Сов. власти, проводил контрреволюционную деятельность». Приговор тройки УНКВД от 1937 года был оставлен в силе. Наступил июнь 1941 года, началась война, и довольно скоро советская власть была вынуждена поменять свое отношение к Церкви. 21 ноября 1943 года, согласно решению Архангельского областного суда, отец Николай был по болезни освобожден досрочно и в марте 1944 года назначен настоятелем Михайловской церкви села Загорново Московской области. С 1945 года отец Николай Харьюзов становится постоянным автором «Журнала Московской Патриархии». В этом служении раскрылся особый талант отца Николая. В «Истории Русской Церкви (1917–1997)» протоиерея Владислава Цыпина о нем упоминается в таком контексте: «Особенно плодовитыми авторами “Журнала Московской Патриархии” первых послевоенных лет были протоиерей А.П. Смирнов, протоиерей Н.А. Харьюзов, Л.Н. Парийский, А. Шаповалова, профессор И.Н. Шабатин, подписывавший свои статьи о русской церковной истории псевдонимом Никита Волнянский, профессор Г.П. Георгиевский».

http://pravoslavie.ru/66611.html

М. Рождественский, священник села Саввино и приглашённый из Архангельского собора Московского кремля, дьякон Закатов. Церковный староста Григорий Глазунов в тот памятный день удостоился награды от жителей деревни Вишняково, входившая в приход Богоявленской церкви. От имени общества крестьян прихожане преподнесли ктитору икон Трёх Святителей в знак благодарности за его многолетние труды по благоукрашению приходской церкви. Стоит сказать, что Григорий Илларионович Глазунов вместе с упоминавшимся священником П. М. Рождественским основал в сентябре 1893 года Бисеровскую церковно-приходскую школу, располагавшуюся в просторном здании рядом с храмом. Согласно статистическим данным, в 1909 году в школе обучался 21 ученик. Также, священником Петром Алексеевичем Никольским был открыт бесплатный приют для бедных детей, учреждено общество трезвости, больница и аптека; учреждения работали в благотворительном формате и платы за лечения и лекарства не взимали. Приход жил в достатке, причт храма составляли: священник, дьякон, пономарь, чтец и просфорница. Утварью храм так же был достаточен. При советской власти община регистрировалась в 1923 и в 1926 годах. 1930-е годы стали для Бисеровского прихода временем тяжёлых испытаний. Пострадал за веру настоятель Богоявленской церкви села Бисерово отец Василий Зерченинов. Он был сыном местного священника отца Иоанна Зерченинова. Настоятелем Богоявленской церкви отец Василий стал в 1925 году, а в 1937 году был арестован и приговорён к десяти годам лишения свободы. Около семи лет, несмотря на пересмотр приговора, священник провёл в Карагандинском лагере, оттуда освободился только в 1944 году. Однако вернуться к семье пастырь, здоровье которого было подорвано тяжёлыми условиями лагеря, так и не успел. В октябре 1945 года отец Василий Зерченинов скончался в одной из больниц Саратова. В январе 1939 года храм в Бисерово был закрыт по причине смерти последнего священника о. Константина Цветкова. Благочестивая жительница села - Вера Баринова следила за сохранением храма и берегла в своём доме напрестольное Евангелие и два антиминса.

http://sobory.ru/article/?object=07107

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010