«Харьюзов по своему происхождению является социально опасным элементом для общества и поэтому освобожденным из-под стражи быть не может…» В ноябре Раменский райотдел НКВД начал допрашивать новых свидетелей – жителей села Жигалово, в котором отец Николай прослужил несколько лет. Некоторые из них пели в то время на клиросе. Большей частью показания были нейтральными: в них описывалось, что Николай Александрович (так называли жители села священника) в беседах о политике держался неопределенной стороны, и они не могли точно сказать, за или против советской власти он был. Но следователю удалось найти двух жителей Жигалова, давших нужные показания о том, что отец Николай высказывал недовольство колхозным строем. На этом основании 3 декабря 1939 года постановлено было отклонить ходатайство «Харьюзова Н.А… как а/с человека, который проводил подрывную работу в колхозе, разлагал дисциплину в колхозе и вел к-р агитацию против колхозного строительства… будучи враждебно настроенным к Сов. власти, проводил контрреволюционную деятельность». Приговор тройки УНКВД от 1937 года был оставлен в силе. Наступил июнь 1941 года, началась война, и довольно скоро советская власть была вынуждена поменять свое отношение к Церкви. 21 ноября 1943 года, согласно решению Архангельского областного суда, отец Николай был по болезни освобожден досрочно и в марте 1944 года назначен настоятелем Михайловской церкви села Загорново Московской области. С 1945 года отец Николай Харьюзов становится постоянным автором «Журнала Московской Патриархии». В этом служении раскрылся особый талант отца Николая. В «Истории Русской Церкви (1917–1997)» протоиерея Владислава Цыпина о нем упоминается в таком контексте: «Особенно плодовитыми авторами “Журнала Московской Патриархии” первых послевоенных лет были протоиерей А.П. Смирнов, протоиерей Н.А. Харьюзов, Л.Н. Парийский, А. Шаповалова, профессор И.Н. Шабатин, подписывавший свои статьи о русской церковной истории псевдонимом Никита Волнянский, профессор Г.П. Георгиевский».

http://pravoslavie.ru/66611.html

Зачем Иван Иванычу рано вставать для молитвы, зачем ему какое-то правило? Иван Иваныч — обыватель. Может знать, что сегодня праздник, может и не знать. С него не спросится, если он мяса в Великую пятницу поест… А уж будь я инок, тут шабаш болтаться. Чёткий устав-правило поведения дан. Мрак от света разграничен. Добро и зло разделены. Бурно море житейское, да ясно берег виден. 6 Декабря 1941 Род человеческий всё своё представление о доброте, о праведности, о кротости, о милости и милосердии, о ревности и о страстности вложил в «представление» о святителе Николе… Тихо колеблется пламя лампады. Глядит с иконы строгий и кроткий лик Николы многомилостивого… В Египте, в Сирии, в Палестине, на Святой Горе, в Сербии, Болгарии, Греции и во всех северных странах Российского царствия: Киеве, и Новгороде, и Москве, и на Белом море, и на Двине, и на Печоре — везде тот лик, знаемый и старым, и малым, и греком, и славянином и зырянином: Никола многомилостливый! Кратки зимние дни начала декабря. День святителя Николы меркнет. День меркнет. Месяц, как я не писал. Убил месяц ни на что. Неужто Москва Богом оставлена вконец… Сижу в старом-старом, ещё при матушке Екатерине построенном и освящённом доме. Всё старое, древнее оконце глядит в переулок старый, засыпанный снегами; домик (в нём живу двадцать лет) глядит прямо в переулок, как сторож месту сему. По одну сторону, направо за старинно-полукаменной оградой, — дерев! По вечерам здесь кричат галки. По другую сторону — старые дома. А по нашему порядку — сплошь старая Москва. Дома XVIII века сплошь с колоннами, целые, нетронутые ансамбли старой Москвы… Домик наш глядит вдоль Архангельского переулка. В мои оконца с февраля по всё лето светила вечерняя заря. Особенно Великим постом, в Пасху хорошо в наших двух комнатках. Как тут много уже прожито. Все, кто дороги мне в жизни, в эту вторую половину моей жизни бывали, даже живали в этих двух комнатках на Сверчковом. А ведь, кроме дома там, на светлом Севере, да здесь, на М. Успенском, я подолгу нигде и не живал.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

М. Рождественский, священник села Саввино и приглашённый из Архангельского собора Московского кремля, дьякон Закатов. Церковный староста Григорий Глазунов в тот памятный день удостоился награды от жителей деревни Вишняково, входившая в приход Богоявленской церкви. От имени общества крестьян прихожане преподнесли ктитору икон Трёх Святителей в знак благодарности за его многолетние труды по благоукрашению приходской церкви. Стоит сказать, что Григорий Илларионович Глазунов вместе с упоминавшимся священником П. М. Рождественским основал в сентябре 1893 года Бисеровскую церковно-приходскую школу, располагавшуюся в просторном здании рядом с храмом. Согласно статистическим данным, в 1909 году в школе обучался 21 ученик. Также, священником Петром Алексеевичем Никольским был открыт бесплатный приют для бедных детей, учреждено общество трезвости, больница и аптека; учреждения работали в благотворительном формате и платы за лечения и лекарства не взимали. Приход жил в достатке, причт храма составляли: священник, дьякон, пономарь, чтец и просфорница. Утварью храм так же был достаточен. При советской власти община регистрировалась в 1923 и в 1926 годах. 1930-е годы стали для Бисеровского прихода временем тяжёлых испытаний. Пострадал за веру настоятель Богоявленской церкви села Бисерово отец Василий Зерченинов. Он был сыном местного священника отца Иоанна Зерченинова. Настоятелем Богоявленской церкви отец Василий стал в 1925 году, а в 1937 году был арестован и приговорён к десяти годам лишения свободы. Около семи лет, несмотря на пересмотр приговора, священник провёл в Карагандинском лагере, оттуда освободился только в 1944 году. Однако вернуться к семье пастырь, здоровье которого было подорвано тяжёлыми условиями лагеря, так и не успел. В октябре 1945 года отец Василий Зерченинов скончался в одной из больниц Саратова. В январе 1939 года храм в Бисерово был закрыт по причине смерти последнего священника о. Константина Цветкова. Благочестивая жительница села - Вера Баринова следила за сохранением храма и берегла в своём доме напрестольное Евангелие и два антиминса.

http://sobory.ru/article/?object=07107

Кроме Митрофана Алексеевича Клюева, огромный вклад в строительство и украшение Никольского храма внесла и Екатерина Ивановна Хренникова, положившая в банк на содержание храма " на вечный вклад " 205 000 тысяч рублей. Жертвовали храму и липецкая купчиха Мария Ивановна Русинова и мещанка Докучаева. После революции 1917 г. Тюремная площадь, на которой стоял Никольский храм, была переименована в площадь Свободы, а сама церковь закрыта. Документов о процедуре закрытия не сохранилось. Считается, что храм не действовал уже в 1918 г., что следует из справок горсовета от 30 мая 1930 г. и 29 марта 1939 г., а также справки горисполкома, датированной 26 января 1940 г. Но косвенные документы позволяют предположить, что закрытие состоялось после февраля 1922 г., когда происходило изъятие церковных ценностей государством, что нашло отражение в документах 23 марта 1922 г. 26 февраля из Никольского храма на нужды советской власти была изъята серебряная утварь весом 2 фунта 5 золотников 44 доли на сумму 480 000 рублей. В опись изъятого вошли серебряный ковчежец, два серебряных сосуда, 2 ковшика, 2 лжицы, 2 серебряных креста. В составленном при этом акте стоит подпись последнего священника Никольского храма Алексея Михайловича Архангельского и членов церковного совета. Присутствие настоятеля и членов совета подтверждает, что община ещё существовала и служба в храме продолжалась А в сентябре 1926 г. верующие обратились в Москву с просьбой предоставить возможность прихожанам закрытого Никольского храма возобновить службу. На запрос секретариата председателя ВЦИК Тамбовский губисполком в январе 1928 г. ответил, " что означенная церковь в данное время занимается исправтруддомом и используется последним для культурно-просветительных целей заключённых. В здании церкви оборудована сцена под театр, где еженедельно ставятся спектакли при участии организованного хора в 20 человек и драмкружка в 9 человек, и, кроме того, в этом здании оборудовано помещение под школу по ликвидации неграмотности среди заключённых " . В подтверждение того высылались фотографии бывшей Никольской церкви и Липецкого исправтруддома.

http://sobory.ru/article/?object=10896

Адрес : Россия, Кемеровская область, город Мариинск, улица Луговая, 35 Телефон: +7 (38443) 5-74-74 Подробнее... Собор великомученика Георгия Победоносца (Таштагол) [ править править код ] Строительство поселка Усть-Шалым началось на месте современного города в 1939 году одновременно с разработкой рудных месторождений. В 1960 году рабочий поселок был преобразован в город. Каких либо попыток открытия прихода за полвека не известно. Приходское собрание в городе Таштагол было проведено 9 сентября 1990 года благочинным протоиереем и настоятелем Михайло-Архангельской церкви Новокузнецка Василием Буглаковым. Первое богослужение в переоборудованном под храм деревянном молитвенном доме совершил в Вербное Воскресенье 1991 года настоятель прихода священник Сергей Балахнин. В мае 1991 года благочинный протоиерей Василий Буглаков освятил закладной камень под крестильный храм Сергия Радонежского. В 1992 г. закладывается фундамент крестильного храма. Весной 1993 г. настоятель Сергий Балахнин был переведен в другую епархию, а на его место назначен священник Михаил Еремин. При его непосредственном руководстве и личном участии 13 августа 1993 года на средства Таштагольской администрации местными строителями начата кирпичная кладка стен. В 1994 году завершены работы на железной кровле, а в летний сезон 1995 года возведен купол и установлен крест. В день памяти прп. Сергея Радонежского 8 ноября 1994 года в еще строящемся крестильном храме епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний в сослужении благочинного протоиерея Александра Пивоварова провел первое богослужение. Адрес: Россия, Кемеровская область, Таштагольский район, Таштагол, Ноградская улица, 11 Телефон: 8(38473) 3-03-11 , 3-23-67 Подробнее... Знаменский собор (Кемерово) [ править править код ] Ныне действующий Знаменский приход был создан в г. Кемерово в 1989 г., зарегистрирован уполномоченным по делам религии. В советские годы в центральной части г. Кемерово действовала Знаменская церковь, которая была разрушена в 1960 году. Первая Литургия прихода была совершена на Пасху 1989 г. в обустроенной под храм части жилого дома.

http://azbyka.ru/palomnik/Кемеровская_об...

К двум часам возвратился в Лавру к обеду у Владыки Митрополита. Обедали втроем: Митрополит, Преосв. Феоктист и я. За столом Владыка рассказывал о своих помещениях – в Витебске и Тифлисе, в бытность его на кафедрах Полоцкой 1931 и Карталинской 1932 . Вечером посетил Главного Священника Армии и Флота, Протоиерея Петра Евдоким. Покровского 1933 , бывшего Кафедрального протоиерея Архангельского Собора в Москве; он принял меня как близкого родного. 9-го числа вечером, был я у члена Синода, Придворного протоиерея Ив. Вас. Рождественского 1934 – моего почтенного земляка. С ним у меня была очень продолжительная и искренняя беседа. Шла речь, между прочим, 1) о моем назначении сначала на Курскую, а потом на Харьковскую епархию; в Харьков предполагали было перевесть Нижегородского Архиепископа Иоанникия 1935 , но отложили, потому что он недавно (именно в 1873 г.) перемещен был с Саратовской кафедры на Нижегородскую; 2) о назначении на мое место преемника в Витебск; – предположено было сначала определить на Полоцкую кафедру Преосвящ. Иосифа 1936 , епископа Ковенского, Викария Литовской епархии, а епископа Чебоксарского, викария Казанского, Викторина – на —35— 1875 г. кафедру Смоленскую; но, при рассуждении об этом в Синоде, кто-то из светских чиновников заявил, что неудобно Викторина посылать в Смоленск; ведь он там встретит многих священников и даже протоиереев, сеченных им розгами, когда он был в Смоленской Семинарии Инспектором (1853–57 г.); заявление это произвело свое действие; назначение было изменено; в Смоленск послали Иосифа, а Викторина назначили моим преемником на Полоцкую кафедру; 3) о перемещении на Ярославскую епархию Херсонского Архиепископа Димитрия 1937 без его ведома и вопреки его желанию, но по проискам брата его, Петербургского протоиерея Муретова; между тем как Ярославской кафедры домогались Экзарх Грузии, Архиепископ Евсевий 1938 , Варшавский Архиепископ Иоанникий 1939 и Каменец-Подольский Леонтий 1940 ; 4) о переводе Свящ. Писания В. Завета с еврейского языка на русский; из переводчиков никто не знал основательно еврейского языка: перевод сделан на основании святоотеческих толкований свящ. книг; 5) о самовольном и безотчетном распоряжении Обер-Прокурора делами по духовно-учебным заведениям и в частности о назначении ревизоров, коим предположено было возвысить оклады жалованья, но Иван Васильевич 1941 воспротивился; 6) об отношениях ко мне Графа Д. А. Толстого 1942 будто бы неблагоприятных; 7) о мнениях Архиереев и Консисторий о проекте духовно-судебной реформы; одобряя мое мнение по сему предмету, Иван Васильевич в то же время очень неблагосклонно отозвался о мнении Полоцкой Консистории, столь превознесенном клевретами известной партии; 8) Иван Васильевич порицал действия и отношения ко мне протоиерея Юркевича 1943 и священника Матвея Красовицкого 1944 ; 9) о Преосвященном Никаноре 1945 , епископе Аксайском, викарии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре после революции 1917 г., следуя декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», власти Грязовецкого у., на территории которого находился мон-рь, начали по своему усмотрению распоряжаться монастырским имуществом. В обители был размещен детский дом «Республиканец». 25-26 марта 1924 г. решением президиума Грязовецкого уисполкома закрывались все мон-ри района. Согласно докладной записке председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского Президиуму ВЦИК, хозяйственное состояние К. К. м. к этому времени было скудным, «монашествующие и совет это признали как явление бесспорное и с закрытием [монастыря] целиком согласились» ( Кожевникова. 1994. С. 85). 15 апр. 1924 г. К. К. м. был официально закрыт, а насельники - «старики… помещены в доме призреваемых». Но корнилиевские монахи в отличие, напр., от насельников соседнего Павлова Обнорского монастыря закрытию обители не сопротивлялись: «...верующие, совет и монахи сказали открыто, что давно пора [закрыть], и никаких ходатайств». В одной из монастырских церквей предполагалось создать «народный дом», 2-ю церковь - отдать под квартиры, а 3-ю - разобрать «ввиду разрушенности ее». Братский корпус следовало передать «губсоцстраху для использования под дом отдыха рабочим и служащим» (Там же. С. 86-88). В 20-х гг. XX в. на территории К. К. м. был устроен санаторий Архангельского союза леса и сплава; с 1939 г. в бывш. монастырских зданиях размещали интернированных польских военных. 28 дек. 1941 г. НКВД СССР выпустил приказ «Об организации специальных лагерей для бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника». Одним из таких лагерей стал расположившийся в бывш. мон-ре Грязовецкий спецлагерь 150. Поступавшие в лагерь с кон. янв. 1942 г. военнослужащие размещались в «двухэтажном кирпичном корпусе» (вероятно, здание трапезной палаты), 4 деревянных бараках и брезентовых палатках. Всего за период существования Грязовецкого спецлагеря через его бараки прошли 12 687 военнослужащих РККА. С марта 1943 г. в Грязовецком спецлагере содержали немецких военнопленных ( Кузьминых, Старостин. 2010. С. 49, 52). После 1945 г. на территории мон-ря находилась тюрьма, где отбывали срок осужденные по 58-й ст. УК СССР. В 50-х гг. XX в. была открыта обл. психиатрическая больница, просуществовавшая до 90-х гг. К 2015 г. здания К. К. м. находились в руинах. Сохранились развалины трапезной палаты с Воскресенской ц. и фрагменты пристроенных к ней в XIX в. зданий.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась. Ее педагогическое наследие не будет изжито до тех пор, пока сохраняется анахронический принцип советской системы антирелигиозного воспитания, ныне именуемого «светским». Введение ОПК необходимо вести в школах как культурологический предмет, с которого может начаться возвращение разумных начал дореволюционного классического образования. скрыть способы оплаты Комментарии Александр Сергеев 28 января 2015, 00:17 Прекрасная статья! Автору огромное спасибо! наследие так называемой " крупской " давно пора изжить! Вернули Крым - вернем и Господа в школу! Победили фашизм в " 45 - победим и дарвинизм в " 15! Помоги Господь! Алла Зорина 25 марта 2014, 14:40 Огромное спасмбо за статью Слава Богу что мне посчастливилось прочитать Многое стало понятнее Алла 55 лет Василий 27 июля 2012, 17:56 Хоть Владимир и атеист, но в целом он прав. Владимир 3 мая 2009, 22:37 Здравствуйте. Слава Богу, я атеист. Не понимаю, кому не нравится способность молодёжи, да и не только, критически относиться к окружающей действительности? И чем плохо умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Неужели надо только принимать всё на веру? И что, Ньютон стал бы Ньютоном поверь он, к примеру, что землч плоская? Конечно, гораздо более удобные по жизни покорные прислужники (особенно для церкви), а не человеческие личности. Но вряд ли правящей верхушки нужны подобные граждане, умных боялись всегда, да и не любили, опять же. Да, в советской школе на первое место была поставлена учеба, простое получение знаний (без религиозной подоплёки), имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. Это тоже не нравится служителям культа?

http://pravoslavie.ru/29458.html

31 июля 1915 г. назначен управляющим Александро-Ошевенским монастырем. С 1915 г. и до закрытия монастыря большевиками – настоятель этой обители. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. В 1926 г. был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы. В 1930 году осужден вторично и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост Приозёрного района Архангельской области. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, служил панихиды, исповедовал. 21 сентября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 11 октября 1937 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 11 июля 1939 г. Погребен на кладбище Шудогского совхоза Локчимлага НКВД, могила 364.   Архимандрит Сергий  (в миру Сребрянский Митрофан Васильевич; 1 августа 1870 – 6 апреля 1948) – преподобноисповедник. Сын священника. В 1892 г. окончил в Воронежскую духовную семинарию, в 1893 г. женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской. С 1893 г. – диакон Стефановской церкви Острогожского уезда Воронежской губ., с 1896 г. – священник 47-го драгунского Татарского полка, с 1897 г. – настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1904–1905 гг. вместе с полком – на русско-японской войне. С 1908 г. – духовник Марфо-Мариинской обители в Москве, настоятель храма в обители. После ареста и гибели великой княгини продолжал духовно окормлять сестер обители. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Сергий, а вскоре патриархом Тихоном был возведен в сан архимандрита. 23 марта 1923 г. арестован и через пять месяцев тюрьмы выслан на 1 год в Тобольск. После возвращения в Москву был вновь арестован, но вскоре освобожден. После закрытия Марфо-Мариинской обители в 1925 г. уехал в село Владычня Тверской области, служил в местном храме. В 1930 г. был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. После досрочного освобождения вернулся в с. Владычне, тайно служил (храм был в это время уже закрыт), молился дома, совершал требы в домах верующих. Почитался как старец.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (13.08.1874, с. Знамово Мологского у. Ярославской губ., ныне Некоузский р-н Ярославской обл.- 6.12.1937, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), председатель церковной общины с. Марьина Некоузского р-на. Род. в крестьянской семье. До Октябрьской революции 1917 г. крестьянствовал и служил в земстве, после революции работал бухгалтером в колхозах Некоузского р-на. 19 сент. 1937 г. арестован и обвинен в участии в «церковно-повстанческой группе», виновным себя не признал. 10 окт. осужден на 10 лет ИТЛ и отправлен в Кулойский ИТЛ. Обстоятельства последовавшей вскоре кончины А. неизвестны. Реабилитирован 21 янв. 1963 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-2856. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ИОАНН Петрович Коротков (1885-1941), мч. (пам. 17 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-ярославских святых) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64228.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010