История обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь. Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых. По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия. С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.  Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

http://sobory.ru/article/?object=10746

VI. Краткие сведения о существующих в каждой епархии православных мужских и женских монастырях, пустынях, скитах, кинавиях и женских общинах (В алфавитном порядке епархий) Алеутская епархия Мужской: Свято-Тихоновский , общ., в Сев.-Америке, в штате Пенсильвании, близ г. Майфильда, учрежденный в 1906 г.; при нем приют для сирот. Архангельская епархия Мужские: Анзерский Троицкий скит, зашт., общ., на Анзерском острове, в Белом море, в 20 в. от Соловецкого мон. Основан в 1620 г. пр. Елеазаром (см. 13 янв.); приписан к Соловец. мон. В Троицкой церкви покоятся под спудом мощи пр. Елеазара. В. Веркольский Артемиев , 1 кл., общ., Пинежского y., в 180 в. от г. Пинеги, на реке того же имени. Основан в 1645 г. на месте обретения мощей св. Артемия (см. 23 июн.). В 1897 г. освящен новоустроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви св. Артемия почивают мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход с обнесением св. мощей вокруг мон. При мон. школа для мальчиков и девочек. К нему приписан Святоезерский Николаевский скит, в 60 в. от Белого моря, на бер. «Святого» озера, устроенный в 1885 г.; здесь находится явленная икона св. Николая чудотворца. Голгофо-Распятский скит, зашт., общ., на Анзерском острове. Основан в 1714 г.; приписан к Соловецкому мон. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имеет два придела: холодный – во имя Распятия Господня и теплый – во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивает в гробнице тело основателя скита, иеромонаха Иова (в схиме Иисуса, † 6 мар. 1720 г.). В ските совершается неусыпное чтение Псалтири, сопровождаемое молитвами за живых и умерших. Кожеозерский Богоявленский , зашт., общ., в Онежском y., в 110 в. на юго-вост. от г. Онеги, на Лопском полуострове, омываемом водами оз. «Коже». Начало монашеской общины положено здесь во 2 пол. XVI в. священноиноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом (см. 27 июн.). В 1764 г. мон. был упразднен; в 1853 г. возобновлен. В 1885 г. из часовни над гробницей пр. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В мон находятся: мощи пр. Никодима под спудом (см. 3 июля), серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвованный княгиней, старицей Еленою Куракиной, в 1642 г.) и икона Богоматери – Неопалимая Купина (данная Пафнутием, митрополитом Сарским и Подонским, в 1605 г. пр. Никодиму).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тропарь, глас 1 Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 2 Иже Вышняго повелением, тученосные облаки сошедше на землю, и молниям блистающимся, грому же возшумевшу с прещением, испусти душу свою в руце Господови премудре Артемие; и ныне предстоя престолу Владыки всех, иже верою и любовию приходящим к раце твоей, подаждь исцеление всем неотложно, и молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возсия днесь пресветлая память твоя праведне Артемие, Богоданные благодати яко реки, изливая, от светлоцелебныя раки мощей твоих; от нея же почерпающе исцеления, от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще, и взывающе, радуися Артемие богомудре. Дополнительные сведения Сальников А. К. Артемиев Веркольский мужской монастырь// 55 С. 454–456. Монастырь находится близ села Веркола Пинежского района Архангельской обл., на левом берегу реки Пинеги. Монастырь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами святого праведного Артемия Веркольского. На месте обретения нетленных мощей святого Артемия Пашков выстроил на свои средства церковь во имя великомученика Артемия Антиохийского (соименного праведному отроку) с приделом во имя праведного Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и святителя Аффония, митрополита Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г, настоятелем обители был поставлен иеромонах Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве монастыря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» (Савельева. С. 373–374). ...В XVIII в. обитель и храмы несколько раз горели, но мощи святого Артемия не пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1990 г. здания монастыря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины святого Артемия, 17 ноября – первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Священного Синода РПЦ от 25 декабря 1991 г. Артемиев Веркольский монастырь был открыт. ...В 2001 г. в монастыре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав Артемиева Веркольского монастыря составлен по образцу устава Пантелеймона великомученика монастыря на Афоне. В селе Карпогоры открыто подворье обители. Братия Артемиева Веркольского монастыря осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского района Архангельской области, в котором нет действующих приходских храмов. Сказание об отроках Иакове и Иоанне Менюжских, Новгородских 3 Память их празднуется месяца июня в 24-й день † 1566–1569 Святые Иоанн и Иаков, отроки Менюжские, были дети благочестивых родителей – Исидора и Варвары, занимавшихся землепашеством в одном из селений Медведского погоста Новгородской губернии и уезда, в царствование государя и великого князя Иоанна Васильевича IV, при святом митрополите Московском Филиппе и при архиепископе Новгородском Пимене, в последней половине XVI века (около 1570 г.) Отроками сии святые названы потому, что они в отрочестве и даже, можно сказать, в детстве, когда старшему из них было 5 лет, а младшему – 3 года, были застигнуты внезапною и необыкновенною смертью. И вот как это было. Однажды, в осеннее время, Исидор, собираясь с женой своей Варварою на обычную работу, убил барана и, приготовив его как следует для употребления в пищу, отправился вместе с женой в поле, находящееся не в дальнем расстоянии от дома, оставив своих детей одних – без всякого надзора. И они, видевши упомянутое действие своего отца над бараном и принявши оное за обыкновенную игру или забаву, вздумали и сами позабавиться подобным образом. Старший брат сказал тогда младшему: «Брате, сотворим и мы так же, как и отец наш сотворил», и, по неразумию своему, не предвидя могущих быть от того дурных последствий, взял палку и ударил ею в голову младшего брата своего, который тотчас же от удара упал на землю и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма. Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

http://sobory.ru/article/?object=10746

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Когда взрослые подбежали к нему, тело его уже было бездыханным и только изумлённые глаза были широко раскрыты. Только сказано, что " нет пророка в своем Отечестве " - односельчане-веркольцы не поняли, что Господь взял юного мальчика на Небеса, чтобы он стал молитвенником и заступником за грешных людей, за свою северную землю. И порешили, что негоже хоронить убитого молнией Артемия на кладбище, что видно, грех какой на нём был, раз такая смертушка приключилась, и унесли тело его в лес, положили на землю да закидали ельником и берестой. Огородку поставили и ушли, позабыв об Артемии. А вспомнили только через 32 года. И случилось вот что: дьячок веркольской церкви, сверстник Артемия, пошёл в лес ягод пособирать и наткнулся там на такое сияние, что глаза слепило и исходило от того места, что было за полуразвалившейся огородкой. Наклонился дьячок, разрыл бересту да ветки: а там - Господи Иисусе! - лежит Артемий, будто прилёг отдохнуть, юный и нетленный. Односельчане долго решали, что с этими нетленными мощами делать, и порешили отвезти в церковь, положить на паперти, прикрыв той же берестой, которая и в лесу покрывала тело Артемия. И никто даже подумать не мог, что принесли они на паперть тело Чудотворца, а не грешника. Потому что, даже потрогав бересту, люди получали исцеление: есть в описании жития Артемия такие случаи, и даже страшная лихорадка-трясовица отступила от Верколы. Вот на месте обретения нетленных мощей Артемия и был основан монастырь, и было это в XVI веке. Лучшим для монастыря было время конца XIX века - это уже был довольно известная в России монашеская обитель, братии здесь подвизалось более 300 человек, а сколько ещё паломников, сколько трудников!... Даже титула он особого удостоен был - Первокласный монастырь. О том процветании в летописях сохранились письмена, что ещё издали был виден монастырь, стоявший на высоком берегу реки Пинеги, обнесённый красивой каменной монастырской оградой, словно град у реки возвышающийся. Свершилась октябрьская революция в стране и вскоре зловещее эхо докатилось и до этих намоленных мест.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Веркольский Артемиев монастырь в Пинежском уезде. На дальнем суровом севере, в малонаселенном и бедном уголке Пинежского уезда находится Веркольская общежительная пустынь, ныне первоклассный монастырь, во имя Св. праведного Артемия Веркольского чудотворца. Обитель эта расположена на левом берегу реки Пинеги, среди лесов и непроходимых дебрей дикой и угрюмой местности и отстоит в 135 верстах от города Пинеги и в 400 верстах от Архангельска. Летом совершаются сюда пароходные рейсы по Северной Двине и Пинеге, а зимою сообщение поддерживается на лошадях. Место, где построена обитель, возвышенное, каменистое и во все стороны покатистое. С северо-западной стороны протекает река Пинега, за которой против самой обители тянутся поля и часть монастырских сенокосов; с прочих же сторон обитель окружена лесом, перемежающимся, как и везде почти на севере, тундрами, мхами и болотами, со множеством холодных ручьев и озер. Путь к обители довольно затруднителен и пролегает местами едва ли не по тропинкам, проложенным ногами оленя, а потому обитель редко бывает посещаема кем-либо из дальних путешественников, исключая окрестных ближайших жителей. Расположенная в таком глубоком уединении, среди глухих, безмолвных лесов, в бесплодной, безлюдной и холодной местности, обитель чужда не только каких-либо избытков, но по временам нуждается даже в предметах самой первой необходимости; особенно же чувствуется недостаток в рыбе и овощах. Впрочем, хотя описанное положение обители крайне невыгодно в хозяйственном отношении, но зато можно назвать его благотворным со стороны нравственной, особенно же для строгих подвижников, добровольно оставивших все земные радости и мужественно решившихся сносить всякие нужды и лишения и ничего не искать в своей жизни, кроме соединения с Господом. Чуждые всяких развлечений и мирских соблазнов, в суровых видах природы они находят большое пособие к внутреннему самоуглублению, молитвенному настроению и духовному любомудрию. Тут невольно забывается все мирское, и душа нередко погружается в тихую, светлую задумчивость; взирая зимой на окружающее со всех сторон мертвое безмолвие природы, иной, может быть, не раз вспомнит о своем предстоящем смертном сне и глубоко вздохнет пред Богом. Можно сказать без преувеличения, что здесь единственным занятием пустынников являются труд и послушание, а единственным утешением – молитва и церковное богослужение по строгому монастырскому уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Артемиевский храм Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу. В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия.  В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон. Собор В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались нетронутыми иконостас и роспись на стенах. Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол. Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства. Казанский храм За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней. Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме. Ильинский храм Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Церковь на Ежемени В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя. За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы. Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви. Часовня святого отрока Артемия Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом. http://www.verkola.ru/about/ Покровитель Артемиево-Веркольского монастыря да и всего Пинежского края является святой отрок Артемий. Жизнь его была коротка, но по замыслу Божиему удивительна. Он родился в простой крестьянской семье и рос обычным ребёнком, спокойным и тихим. Родителей даже пугало его послушание: он и с детьми мало играл, зато молитвы заучивал. Однажды помогал отцу на пашне: случилась гроза и молния с треском ударила в дерево под которым стоял Артемий.

http://sobory.ru/article/?object=10746

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010