С Державной иконы было сделано много списков. В числе сохранившихся ранних произведений кон. 10-х — 20-х гг. XX в. — иконы из ГМЗК, ЦМиАР, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, др. списки из приделов ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ нач. 20-х гг. XX г. работы худож. Н. С. Чернышева из ц. св. Илии пророка в Обыденском пер. Почитание Державной иконы в кон. XX — нач. XXI в. Мироточением прославился образ, написанный в 1991 г. иконописцем П. А. Жаровым по заказу адвоката Минского епархиального управления В. М. Ерчака. На Пасху 1993 г. икона была освящена на Гробе Господнем. 6 нояб. 1994 г. на ней были обнаружены капли мира. Мироточение продолжалось до 15 дек. За это время иконе, побывавшей во мн. храмах и мон-рях, поклонились сотни тысяч верующих. 19 мая 1997 г., в день памяти прав. Иова Многострадального, за литургией во временной часовне при Доме милосердия в Минске обильное мироточение возобновилось и продолжалось долгое время. Восприняв это как знамение Самой Царицы Небесной, Ерчак передал икону священнику этого прихода (во имя Всех святых) прот. Феодору Повному. В авг. 1997 г., после молитв у мироточивого образа, получила исцеление от рака кожи лица и слепоты жительница Бреста. С 1992 г. по благословению архим. Наума (Байбородова), архим. Кирилла (Павлова) и схиигум. Илия (Ноздрина) группа верующих ежедневно читала акафист Державной иконе на месте разрушенного храма Христа Спасителя. В 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство храма-часовни в честь Державной иконы как начала воссоздания храма Христа Спасителя (архит. А. Б. Барабанов). Закладка храма состоялась 10 нояб. 1994 г., освящение — 8 нояб. 1995 г. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Державной иконы, к-рый в 1999 г. участвовал в крестном ходе (облете) на самолете вокруг России (в наст. время находится в Артемиевом Веркольском муж. мон-ре). В 2000 г. в храме справа, от иконостаса, был поставлен образ работы Л. Н. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. Он не является точным списком чудотворной святыни (с утраченным нижним краем), а представляет полнофигурную копию-реконструкцию (размер 160 на 90 см), выполненную на основе исследования реставратора В. В. Филатова. У него сохранилась фотография образа 1917 г., полученная родственниками Королёвыми от руководительницы иконописной мастерской Алексиевского мон-ря в Москве мон. Ангелины (Обуховой).

http://sedmitza.ru/text/413786.html

Мощи св. прав. Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В нач. XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы - 23 июня, в день кончины прав. Артемия, когда мощи святого обносили вокруг мон-ря, и 17 нояб., в память перенесения мощей святого в обитель. А. В. м. был закрыт в кон. 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях мон-ря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада. В 1990 г. здания мон-ря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины св. Артемия, 17 нояб.- первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. А. В. м. был открыт. В 1991-1995 гг. наместником мон-ря был иером. Иоасаф (Василикив), с июля 1995 по май 1996 г.- иером. Алексий (Тетерин), в 1996-1997 гг. вновь игум. Иоасаф (Василикив), с янв. 1998 г.- игум. Варнава (Пермяков), с авг. 2000 г.- иером. Иосиф (Волков). В 2001 г. в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав А. В. м. составлен по образцу устава Пантелеимона вмч. мон-ря на Афоне. В с. Карпогоры открыто подворье обители. Братия А. В. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского р-на Архангельской обл., в к-ром нет действующих приходских храмов. Источники: ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 180. Л. 10об., 20об.- 22об.; Д. 16. Л. 6-7об.; Д. 24. Л. 19-21; Оп. 2. Д. 5. Л. 12об.; Д. 12. Л. 45об., 50об.  Литература: Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Архангельск, 1869. Кн. 1. С. 528-560; Веркольский монастырь и его значение для окрестного простого народа//Мирское слово. СПб., 1873. 20. С. 239; Шульгин В. Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь//Архангельские ЕВ. 1898. 23-24; 1899. 1; Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 23-36; Евдокимов А. А. По реке Пинеге (из летних экскурсий краеведа)//На Северной Двине. Архангельск, 1924. С. 55-57; Животовский С. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским//Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М.; СПб., 1998. С. 161-163; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. 

http://sedmitza.ru/text/842906.html

В 1764 г. А. В. м. был отнесен к заштатным. В 1836 г. обитель владела 26 дес. 735 кв. саженями пахотной, 15 дес. сенокосной земли и 229 дес. 1733 саженями леса; мон-рь имел 8 лошадей, 11 коров и 20 овец. Продажа скота и масла давала мон-рю ок. 70 % дохода, ежегодно А. В. м. получал из Пинежской духовной канцелярии 300 р. на ремонт зданий. Расцвет А. В. м. связан с деятельностью опытного духовника и умелого хозяйственника игум. Ионы (1859-1861), при к-ром в мон-рь стали поступать обильные пожертвования. При архимандритах Феодосии (1861-1885) и Виталии (1888-1900) были реконструированы находившиеся в запустении после пожаров корпуса обители, построены новые. В 1865 г. в А. В. м. был введен общежительный устав Коневецкого мон-ря, в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пуст. 13 марта 1890 г. А. В. м. был отнесен к первоклассным общежительным мон-рям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель А. В. м. архим. Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В нач. XX в. в А. В. м. проживало ок. 60 монахов и 100 послушников, в мон-ре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. мон-рь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был св. прав. Иоанн Кронштадтский, автор акафиста св. прав. Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в мон-ре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. К 1910 г. в А. В. м. существовали следующие храмы: каменный, холодный во имя св. прав. Артемия (1785-1806) с теплыми приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и во имя св. вмч. Артемия; каменный, теплый, трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери (1910); каменный, с колокольней над святыми вратами, в честь Иверской иконы Божией Матери (1877); каменный двухэтажный собор (1897) с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним - в честь Рождества Христова. К мон-рю были приписаны бывш. приходские деревянные храмы во имя св. вмч. Георгия и во имя прор. Илии. В 1880 г. настоятель архим. Феодосий приобрел находившееся в 60 км от мон-ря Святое оз., на берегу к-рого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит.

http://sedmitza.ru/text/842906.html

Память прав. Артемия Веркольского 2 ноября Русская Церковь празднует память святого праведного отрока Артемия Веркольского. Св. праведный Артемий Веркольский Фрагмент статьи из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Артемий Веркольский (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) - 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт.). «Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции. 1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария, содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к А. В., последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского, лежит первоначальный рассказ об А. В., возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г. А. В. родился в крестьянской семье. Родители - Косма по прозвищу Малый и Аполлинария - воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра - прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе. В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын.

http://sedmitza.ru/text/842888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФАНГЕЛ ОЛОНЕЦКИЙ (Амосов Алексей Иванович; 1841, дер. Алексеевская Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 27.12.1909, Александро-Свирский мон-рь ), архим. Сын зажиточного крестьянина. Рано потерял отца, оставшись старшим в семье, где было еще 5 детей. В 14 лет ушел в С.-Петербург на заработки. 5 лет тяжелого труда и лишений, частые молитвы на могиле блж. Ксении Петербургской привели его к твердому решению стать монахом. В 1861 г. пришел в Валаамский мон-рь , где пробыл 3 года трудником; затем прожил 3 года в Артемиевом Веркольском мон-ре , но его неудержимо влекло обратно на Валаам, куда он и вернулся в 1868 г. В 1872 г. А. О. был зачислен в состав штатных послушников, в 1880 г. пострижен в мантию, в 1882 г. посвящен во диакона, в 1885 г.- во иеромонаха. Духовным руководителем А. О. был игум. Дамаскин (Кононов) . Позднее самого А. О. братия избрала одним из старцев. А. О. хотел принять схиму и уйти в затвор, но в 1891 г. был назначен настоятелем Александро-Свирского мон-ря с возведением в сан архимандрита (1892). Переустроил и расширил мон-рь, воздвиг неск. часовен, построил церковноприходскую школу, ввел строгий распорядок жизни братии, общежитие и старческое руководство новоначальных, богослужение устроил по Валаамскому уставу, добился расцвета вверенной ему обители. Пользовался большим почетом и уважением братии, богомольцев и приезжавшего в обитель духовенства. Погребен в Александро-Свирском мон-ре. Лит.: ЖПодв. Декабрь. Ч. 2. С. 332-357; Настоятель Александро-Свирского монастыря о. архимандрит Агафангел (1891-1909): Крат. биогр. очерк. Б. м., б. г. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря

http://pravenc.ru/text/Агафангел ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Архангельской и Холмогорской епархии существовало в 1910-1913 гг., названо по г. Кемь (в совр. Карелии ). К. в. было учреждено для борьбы со старообрядчеством и с усилившимися в Карелии панфинляндским, лютеран. и сектантским движениями (для противодействия им в Архангельске в 1908 было создано миссионерско-просветительское Беломорско-Карельское братство св. арх. Михаила с филиалом в Кеми). 2 февр. 1910 г. Архангельский еп. Михей (Алексеев) направил в Синод ходатайство об учреждении вик-ства и предложил назначить на кафедру настоятеля Артемиева Веркольского мон-ря архим. Варсонофия (Вихвелина) . (Кандидатура викария, по-видимому, была подсказана св. Иоанном Кронштадтским . В письме к еп. Михею от 7 дек. 1908 он советовал владыке, несмотря на желание архим. Варсонофия перейти в Томскую епархию, не отпускать клирика: «Он послужит о Господе с честью и будет помощником добрым».- Учреждение в Архангельской епархии викариатства. 1910. 20. С. 664-665.) К. в. было создано 3 июля 1910 г., епископу предписано жить при Веркольском мон-ре и им управлять на правах настоятеля. При приходской церкви в с. Ухта (ныне пос. Калевала, Карелия), наиболее густонаселенном карельском селе в Архангельской губ., разместилось архиерейское подворье. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска состоялась хиротония архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, к-рую возглавил Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) . В ведении викария находились приходы и мон-ри в Кемском, Онежском и Пинежском уездах. О служении в К. в. еп. Варсонофий оставил дневниковые заметки, в к-рых писал о запущенности ряда храмов и церковноприходских школ, о труднодоступных приходах. 14 февр. 1913 г. по предложению Финляндского архиеп. Сергия 17 карельских приходов в Кемском у., где велась активная пропаганда лютеранства, были временно переданы новоучрежденному Сердобольскому вик-ству Финляндской епархии. Это было сделано, чтобы выделить карельские приходы Архангельской и Олонецкой губерний в одну церковно-адм. структуру в юрисдикции Финляндского архиепископа. Из-за изъятия из К. в. почти всех приходов Кемского у. вик-ство было переименовано 14 февр. 1913 г. в Пинежское с сохранением резиденции епископа в Артемиевом Веркольском мон-ре. Ист.: Учреждение в Архангельской епархии викариатства и наречение и хиротония викарного епископа//Архангельские ЕВ. 1910. 18-20; ЦВед. 1910. 29. С. 299; 1913. 48. С. 527; Е. В. [Варсонофий (Вихвелин), еп.]. Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии: Очерк религ.-нравственного состояния приходов Архангельской Карелии//Правосл. благовестник. М., 1914. 7/8. С. 144-189; Православная Карелия: Очерк. Пг., 1914. С. 142-143. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684179.html

выше), целиком сохранились лишь 5-главые церкви Богородицы Одигитрии в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763) и прор. Илии при Артемиеве Веркольском мон-ре в Пинежском р-не АО (1697, 1869). Ряд живописных 9-главых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (ц. св. Иоанна Предтечи в с. Шуя близ Петрозаводска (сер. XVIII в., не сохр.)) и кубоватым покрытием (Никольская ц. в с. Бережная Дуброва Плесецкого р-на АО (1678)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская ц. в с. Чухчерьма Холмогорского р-на АО (1659, не сохр.) и Сретенская ц. в Заостровье (Рикасове) Приморского р-на АО (1688)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах - см. выше). Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Крестообразные храмы (с боковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы ц. Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами - церкви Вознесения в с. Пияла Онежского р-на АО (1651; с 4 главками на прирубах) и Успения в с. Варзуга Терского р-на Мурманской обл. (1674). Позже строились и близкие по типу кубоватые 9-главые храмы - Владимирский в с. Подпорожье (1757) и Преображенский (1786) в с. Турчасове - оба в Онежском р-не АО. Ветви креста могли иметь и более обособленные объемы, достаточно низкие относительно центрального шатра (ц. Успения из Александро-Куштского мон-ря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (сер. XVI в.)) или, наоборот, высокие (ц. Успения из с. Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Вел. Новгороде (20-30-е гг. XVI в., завершение перестроено в 90-х гг. XVII в.)). Особое место занимает центрическая 5-шатровая композиция ц. Св. Троицы в с. Нёнокса (1727-1729), на к-рую оказал влияние образ собора Покрова на Рву ( Шургин. 1998. С. 83-100). Под его влиянием был построен и описанный в летописи 6-шатровый Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря (ок. 1595; Рузаева. 1997. C. 174-187). Известен вариант с крестообразной 5-банной композицией (ц. Воскресения в Верхоленске Иркутской обл. (1792-1795, не сохр.)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская ц. в с. Нелазском Череповецкого р-на Вологодской обл. (1694, 1856)). Особое место занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. 5-главый четверик собора арх. Михаила в Шенкурске АО (1681, не сохр.) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в г. Кола Мурманской обл. (1681, не сохр.) имел также два 5-главых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Оп. 1. Д. 135. Л. 32). Церковь была закрыта в 1931 г., сгорела в 1985 г. Святая с надписью на нимбе «с Праскева» представлена в правой группе на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54), однако надписи относятся ко времени поновления иконы и не везде соответствуют традиции изображения местных святых. В нач. XXI в. появилась новая иконография П. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин включил поясной образ П. в роспись Успенской ц. Архангельска. Святая изображена в красновато-коричневом одеянии с прижатой к груди правой рукой (левая под одеждой), на голове белый плат, перекинутый вперед через плечо; надпись по сторонам от нимба: «СТА ПАРАСКЕВА ПИРИНЕМСКА». В 2013 г. аналойную поясную икону П. (хранится в Артемиевом Веркольском мон-ре) написала выпускница иконописного отделения СПбДА А. Ю. Карагина. Святая одета в синее платье и белый плат, перекинутый через плечо, руки развернуты ладонями перед грудью; на фоне аналогичная надпись. Деревянная ц. Двенадцати апостолов вновь построена в Пиринеми в 2014 г. на месте храма вмч. Георгия. Иконописец из Красноярска Н. Кочеткова создала для церкви неск. икон, в т. ч. образ П. и прав. Артемия Веркольского, поскольку существует предание, согласно к-рому они были братом и сестрой. Святые представлены в белых одеждах, в рост, вполоборота к центру, на фоне реки со скалистыми берегами; между ними - деревянный 5-главый храм. П.- в платье и платке, руки сложены крестообразно на груди. Печатные копии совр. икон П. хранятся в Артемиевом Веркольском мон-ре (напр. в иконостасе 2013 г. ц. прав. Артемия Веркольского на Ежемени; П.- дева в светлом платье со скрещенными на груди руками, ее голова не покрыта, в волосах, лежащих прядями на плечах,- голубые ленты). Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2579012.html

Святыни В соборном Троицком храме Антониева Сийского мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Антония, почивают под спудом мощи прп. Антония Сийского. В Артемиевом Веркольском мон-ре почивают под спудом мощи прав. Артемия Веркольского. 13 июня 1998 г. Краеведческий музей Сольвычегодска передал РПЦ власяницу и вериги прп. Лонгина Коряжемского, хранящиеся ныне в храме во имя преподобного в Коряжме, день передачи мощей празднуется как День города. В Илиинском кафедральном соборе Архангельска находится одна из наиболее почитаемых святынь епархии - икона арх. Михаила, небесного покровителя Архангельской земли (написана в сер. XVIII в. уроженцем Пинежского у. Григорием Поповым). На юж. стене Соломбальского храма во имя свт. Мартина Исповедника в Архангельске находится икона Божией Матери «Скоропослушница», чудесным образом обновляющаяся и источающая миро, перед иконой служат молебны и поют акафисты. 20 нояб. 2001 г. в Архангельск была доставлена житийная икона Патриарха Московского свт. Тихона с частицами его мощей, помещена для почитания в Илиинский кафедральный собор. В мест. Туровец недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», существует источник, водой из к-рого на протяжении неск. веков и до наст. времени мн. люди вылечиваются от недугов. В. И. Суворов Мон-ри В 2001 г. в А. и Х. е. было 4 действующих мон-ря: Антониев Сийский (близ с. Сия Холмогорского р-на, муж., основан в 1520 прп. Антонием Сийским, закрыт в 1920, возобновлен в 1992); Артемиев Веркольский (близ с. Веркола Пинежского р-на, муж., основан в 1645, закрыт в 1919, возобновлен в 1991); Кожеезерский в честь Богоявления (на оз. Коже Онежского р-на, муж., основан ок. 1552, в 1764 преобразован в приход, в 1853 в целях борьбы с расколом возобновлен, закрыт в 1920-1922, возобновлен в 2000); Иоанно-Богословский (в с. Лявля, жен., учрежден в 1995). 15 марта 2001 г. еп. Архангельский Тихон благословил создание монашеской общины Александрова Ошевенского муж мон-ря (основан в 1452-1469, закрыт в 1919) и организацию восстановительных работ. На территории Архангельской обл. расположен ставропигиальный (с 1764) Соловецкий муж. мон-рь в честь Преображения Господня.

http://sedmitza.ru/text/842915.html

В соборном Троицком храме Антониева Сийского мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Антония, почивают под спудом мощи прп. Антония Сийского . В Артемиевом Веркольском мон-ре почивают под спудом мощи прав. Артемия Веркольского . 13 июня 1998 г. Краеведческий музей Сольвычегодска передал РПЦ власяницу и вериги прп. Лонгина Коряжемского , хранящиеся ныне в храме во имя преподобного в Коряжме, день передачи мощей празднуется как День города. В Илиинском кафедральном соборе Архангельска находится одна из наиболее почитаемых святынь епархии - икона арх. Михаила, небесного покровителя Архангельской земли (написана в сер. XVIII в. уроженцем Пинежского у. Григорием Поповым). На юж. стене Соломбальского храма во имя свт. Мартина Исповедника в Архангельске находится икона Божией Матери «Скоропослушница», чудесным образом обновляющаяся и источающая миро, перед иконой служат молебны и поют акафисты. 20 нояб. 2001 г. в Архангельск была доставлена житийная икона Патриарха Московского свт. Тихона с частицами его мощей, помещена для почитания в Илиинский кафедральный собор. В мест. Туровец недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», существует источник, водой из к-рого на протяжении неск. веков и до наст. времени мн. люди вылечиваются от недугов. В. И. Суворов Мон-ри Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В 2001 г. в А. и Х. е. было 4 действующих мон-ря: Антониев Сийский (близ с. Сия Холмогорского р-на, муж., основан в 1520 прп. Антонием Сийским, закрыт в 1920, возобновлен в 1992); Артемиев Веркольский (близ с. Веркола Пинежского р-на, муж., основан в 1645, закрыт в 1919, возобновлен в 1991); Кожеезерский в честь Богоявления (на оз. Коже Онежского р-на, муж., основан ок. 1552, в 1764 преобразован в приход, в 1853 в целях борьбы с расколом возобновлен, закрыт в 1920-1922, возобновлен в 2000; с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии); Иоанно-Богословский (в с. Лявля, жен., учрежден в 1995). 15 марта 2001 г. еп. Архангельский Тихон благословил создание монашеской общины Александрова Ошевенского мужского монастыря (основан в 1452-1469, закрыт в 1919) и организацию восстановительных работ(с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии). На территории Архангельской обл. расположен ставропигиальный (с 1764) Соловецкий муж. мон-рь в честь Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/76432.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010