Г. Ч. первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христ. мира. Правая рука и др. частицы мощей Г. Ч. находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском мон-ре. В Греции частицы мощей Г. Ч. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона (Афон), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в ц. св. Анастасии и в ц. вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в мон-ре Агия-Лавра близ Калавриты, в мон-ре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в мон-ре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в мон-ре Кехровунион (о-в Тинос), в мон-ре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Г. Ч. в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранится в наст. время в ц. Сан-Роки. Частицы мощей Г. Ч. есть также в соборе ап. Петра и храме св. Игнатия в Риме. В Москве частицы мощей Г. Ч. находятся в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). Ист.: BHG, N 715-715e; SynCP. Col. 201, 229-230; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Книга Паломник. С. 6, 52, 73; ЖСв. Нояб. С. 444-463. Лит.: Telfer W. The Cultus of St. Gregory Thaumasturgus//The Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. N 4. P. 225-344; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 188-189; Janin R. Gregorio, Taumaturgo, vescovo di Neocesarea//BiblSS. Vol. 7. P. 214-217. О. Н. Афиногенова Почитание в славянской традиции Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, переведено на слав. язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Волок. 592. Л. 330-358 об.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 507); в Минеи Четьи Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 799) 40-х гг. XVII в. входит «житие вкратце» (нач.: «Град есть некий славен, старейшина римский...») и чудеса Г. Ч. (Там же. Примеч. 17). Возможно, к этому тексту восходит перевод на «просту мову» (нач.: «Неокесария ест место над Чорным морем, которое грекове зовут Еуксинопонтом...»), выполненный не позднее 1669 г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Для каждой песни полагается тропарей из всех канонов не более 14-ти, а иногда – 12-ть. 1) Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестеричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения из них тропарей. Канон Октоиха первого творца поется на 6-ть, а канон Октоиха второго творца поется на 4-ре, и из Минеи поется канон святому на 4-ре. 2) Если случится святой шестеричный или святой со славословием, то в канонах Октоиха опускаются два тропаря, именно: в понедельник, вторник, среду, и пятницу, когда в канонах первого творца находится по два тропаря мученичных, – опускаются оба тропаря мученичных, и поется каждый из канонов Октоиха на 4-ре (на 8-мь), а канон Минеи святого – на 6-ть. В четверток же в канонах Октоиха нет тропарей мученичных; поэтому опускаются (не поются) по одному тропарю из того и другого канона Октоиха. И поется 1-й канон Октоиха на 5-ть, а 2-й канон Октоиха на 3-ри, канон Минеи поется на 6-ть. 3) Если случатся два святых, которым положены два канона в Минее – 1-й канон со ирмосом на 4-ре, а второй на 6-ть, или каждый из канонов на 4-ре (как 2-го июля и 31-го августа), то в понедельник, вторник, четверток второй канон Октоиха вовсе не поется, а поются: первый канон Октоиха на 6-ть и святым канон Минеи на 8-мь. В среду же и пяток в сем случае поются оба канона без мученичнов, именно: канон кресту на 4-ре и Богородицы на 4-ре, и канон святому или каноны двоим святым на 6-ть. 4) Если случится святой с полиелеем или со всенощным бдением, то каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поется канон Богородице из Месячной Минеи. Если же служение отправляется по Общей Минее или – и по Месячной, но в Месячной Минее наряду не положено канона Богородице, то поется канон Богородице, называемой параклисис (παρkλησις, 2Кор.8:4 усердная молитва), на 6-ть (из Следованной Псалтири, или другой из Октоиха) и канон святому на 8-мь. 5) В дни предпразднства, попразднства и отдания опускаются каноны Октоиха; тогда поются каноны праздника или предпразднства из Месячной Минеи, а от недели апостола Фомы до недели Всех Святых – из Триоди Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Симсон подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); VI, 80 (архим. Амвросий был на коронации ц. Феодора Алекс. 1676 г.); 1789 г., 281 (название церквей в м-ре), 331 (в 1686 г. в м-ре погребена жена бояр. Петра Мих. Салтыкова, Елена), 333 (в 1687 г. в м-ре погребен Успен. протопоп Михаил); 1790 г, XIV, 193 (челобитн. преп. игум. Иосифа Волоколам. о притеснениях; упомин. Богоявлен. игум. Нил Грек); 1791 г., XVII, 223 (здесь погребена княжна Настастья Борисов. Голицына, скончав. в 1743 г.). 259 (в 1764 г., в м-ре погребен кн. Мих. Мих. Голицын меньшой; при этом сказано, что в м-ре вся фамилия Голицыных почивает, но это несправедливо), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына); XIX, 304 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Богоявленью каменному 10 руб); 1789 г., V, 100 (запись 1506 г. по кн. Конст. Ив. Острожском; игум. Нил); 1790 г., VI, 158 (запись 1565 г. по бояр. Ив. Петр. Яковлеве; игум. Феодосий); 1791 г., VII, 3 (тот же игум. Феодосий в 1566 г. подписал приговорн. грам. о исходе войною на Польшу), 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; агум. Феодосий), 160 (приговорн. грам. 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Сильвестр); “Переписн. книги Москвы”, I, 13 (опись м-ря в 1626 г.); IV, 44 (опись 1739–45 г. дворов. места в приходе ц. Всемилостив. Спаса, что в Спасской, Богоявленского м-ря, что за Иконным рядом); 1638 г., 17 (в Богоявл. ул. м-рь Богоявление Хр., что у ветошного ряду, а на м-ре конюшенный двор и проч.); “Русск. ист. Библиот.”, III, 978 (в 1631 г. с печатного двора Богоявлен. игум. Илья подал патриар. Филарету нового выходу 3 книги часовника); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 107 (в писцов. кн. 1624 г. Звенигор. уезда значится: «Богоявленского м-ря, что на Москве за Торгом, вотчина деревня, что было село Рыбаловли на р. Москве»). 77. Богоявленский – Тороканский , мужской, ныне село Торокани, Гродненской губ., Кобринского у., в 39 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На великой вечерне – на Недели (воскресения) поются стихиры на 10-ть. От недели Всех Святых до мясопустной Недели такой порядок пения стихир: 1) Если в воскресенье не случится другого особого праздника, то поются воскресных стихир 7-мь, из Октоиха 352 и святому из Минеи, на 3-и (Тип., гл. 2). 2) Если же случится в Неделю (воскресение) святой шестеричный, то поются воскресные стихиры на 6-ть, и святому на 4-ре (Тип., гл. 5). 3) Если в неделю случится святой с полиелеем или два святых, то поются 4-ре воскресные стихиры, а святому или святым на 6-ть (Тип., гл. 4 и послед. 1 сент.). 4) Если в неделю случится предпразднство, попразднство, отдание праздника, то поются 4-ре воскресные стихиры и из Минеи, на 6-ть, – сперва три стихиры предпразднства или попразднства, а потом три святому (Тип., 21 дек.), а в отдание – 6-ть празднику (Тип., 7, 8, 12 сент. и др.) 5) Если же в неделю случится предпразднство или попразднство и святой с полиелеем, то поются три воскресные стихиры, предпразднства и попразднства три стихиры и святому 4-ре (Тип., 21-го дек.). На Недели (воскресения), в которые поется Постная Триодь, число воскресных стихир Октоиха бывает неодинаково в те и другие Недели, но в иные более, в иные менее, смотря по тому, сколько находится на те Недели (воскресения) стихир в Триоди. Так, на те Недели, на которые в Триоди положено три стихиры на «Господи воззвах» (на Недели: мытаря и фарисея и 4-ю неделю Великого поста), поются семь стихир воскресных пред Триодными. На те же недели, на которые в Триоди положено 4-ре стихиры (на Недели: блудного сына, мясопустную, сыропустную, 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста), поется 6-ть воскресных стихир пред Триодными. Служба рядовым святым, случившимся в Недели (воскресения) пения Постной Триоди, поется на повечерии, исключая того случая, если будет святой с полиелеем. Если в недели пения Постной Триоди случится святой с полиелеем, то не во все Недели бывает одинаковое число пения стихир из Октоиха, Триоди и Минеи. Так: A. На Неделю сыропустную поются: воскресных 4-ре стихиры, святому из Минеи 3-ри и из Триоди 3-ри (Тип., 24 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 98-101; Ч. 6. С. 1045-1046; Герсеванов Н. Б. Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале//Владимирские ГВ. 1838. Ч. неофиц. 37. С. 167-169; Снегирев И. М. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. М., 1846, 18482; Доброхотов В. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале//Владимирские ГВ. 1847. Ч. неофиц. 50. С. 237-238; Военно-стат. обозрение Рос. империи. СПб., 1852. Т. 6. Ч. 2: Владимирская губ. С. 253; Тихонравов К. Н. [Замечательные пушки в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре]//Владимирские ГВ. 1853. Ч. неофиц. 45. С. 275; он же. Древняя кольчуга, хранящаяся в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1855. Ч. неофиц. 10. С. 78-79; он же. Рукописная Псалтирь Максима Грека Святогорского в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1856. Ч. неофиц. 25. С. 197; он же. Описная кн. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878; он же. Синодик суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1880. Вып. 3. Стб. 424-427; он же. Могила кн. Д. М. Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиеве мон-ре//Владимирские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. 8. С. 205-209; Иоасаф (Гапонов), иером. Кн. Д. М. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздальский. Владимир, 1854; он же. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 52-78; Фёдоров А. Историческое собр. о Богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 25-27, 31, 36, 42, 52-53, 96, 107, 179; Владимирский сб. М., 1857. С. 46, 47, 50-53, 55, 57, 129; Горчаков М. И. Монастырский приказ. М., 1868. Прил. 15. С. 62; 17. С. 70; Суздаль: Священнослужение в церкви для арестантов Спасо-Евфимиева мон-ря//Владимирские ГВ. 1868. Ч. неофиц. 51. С. 1; Гарелин Я. П. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1839 г.//Там же. 1869. Ч. неофиц. 28. С. 1-4; он же. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1859 г.//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1870. Вып. 8. С. 152-166; Сахаров Л.

http://pravenc.ru/text/187637.html

3) Если в Неделю случатся два святых или два празднества, из коих каждому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то «Блаженны» из Октоиха поются на 4-ре, затем 1-му святому поется 3-я песнь канона, а 2-му святому 6-я песнь канона, каждая на 4-ре, обе на 8-мь. 4) Если в Неделю случится предпразднство или попразднство, или отдание праздника, то поются «Блаженны» из Октоиха на 6-ть и предпразднства 3-я песнь или праздника песнь рядовая на 4-ре (в попразднство и отдание). 5) Если в Неделю случится попразднство и, кроме того, святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то из Октоиха поются «Блаженны» на 4-ре и из канона предпразднства – песнь 3-я или (в попразднство и отдание праздника) песнь рядовая на 4-ре, и из канона святому – песнь 6-я на 4-ре. После «Блаженны» Октоиха иногда читается не 3-я, а 6-л песнь канона. Так, положено: а) в Недели пения Триоди Постной, именно: в Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, первую и третью Великого поста, и б) в Недели пения Триоди Цветной, именно в Недели: мироносиц, расслабленного, Всех Святых. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1-го антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2-го антифона поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы», или: «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику) поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2-го антифона, как и всегда, поется тропарь: «Единородный Сыне». За каждым стихом 3-го антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) в Воздвижение креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) Неделю ваий, 6) Неделю Пасхи и во все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Минеи и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и И. находится в Греции. В наст. время части честной главы К. хранятся в мон-рях Кутлумуш, Иверском, прп. Григория на Афоне, Бесплотных сил (Петраки) в Афинах, части десницы К.- в мон-рях Ксенофонт, Пантократор и Дусику , части левой руки - в мон-рях в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ( Агиас ) на о-ве Андрос и прп. Григория на Афоне, часть правой ноги - в мон-рях прп. Дионисия и Варсон , часть левой ноги - в Симонопетре, части ноги и руки - в мон-ре Неа-Мони на о-ве Хиос, ладонь - в Б. Метеорском монастыре, перст - в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, частицы мощей К.- в афонских мон-рях Дохиар, Каракал, вмч. Пантелеимона, Зограф, в ските вмч. Пантелеимона (Кутлумуш) и др. Части честной главы И. находятся в мон-ре Петраки, локтевая кость - в мон-ре Пантократор, частицы мощей И.- в монастыре прп. Григория, в Великой Лавре, в Палеокастрице на о-ве Керкира, в Киккском мон-ре и др. Частицы мощей обоих мучеников имеются в мон-ре мучеников Кирика и Иулитты близ Сидирокастро. На Кипре частицами мощей К. обладают Киккский, Махерасский и Пресв. Богородицы Хрисорройятиссы монастыри, в Италии - ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции. В Иерусалиме в храме Гроба Господня находятся частицы мощей К. и И., в монастыре Великой Панагии - часть руки И. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. P. 164-165, 205; Μακριος, μητρ. Σηδιροκστρου. 2010. Σ. 49-50). Именно из афонских мон-рей части мощей К. привозились в кон. XVI-XVII в. в Москву. В мае 1591 г. прибывший в свите Тырновского митр. Дионисия ватопедский старец Софроний преподнес царю Феодору Иоанновичу часть мощей К. (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594. М., 1988. С. 74). В 1652 г. насельники мон-ря Филофея подарили частицу мощей этого мученика царю Алексею Михайловичу, а в 1658 г. иноки монастыря Хиландар - десницу К. ( Чеснокова Н. П. Реликвии христианского Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа//ВЦИ.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

После перевода еп. Митрофана на самостоятельную Екатеринбургскую кафедру Елецким епископом стал Митрофан (Землянский), назначенный указом Синода 2 апр. 1910 г. В этом же указе местопребыванием Елецких епископов был определен елецкий во имя Святой Троицы монастырь , настоятелями к-рого они являлись. Еп. Митрофан переехал в Елец в 1912 г. Как викарный епископ, которому было поручено назначение псаломщиков, он в первую очередь озаботился устройством школы для их обучения при Троицком мон-ре, получив от епархиального съезда пособие на ее содержание. Др. значимым делом еп. Митрофана стало издание при Троицком мон-ре религиозно-нравственных листков для народного чтения. Одной из главных заслуг архиерея было открытие 20 дек. 1911 г. в Троицком мон-ре Елецкого отд-ния Орловского церковного историко-археологического об-ва. Председателем совета отд-ния был избран еп. Митрофан, в совет отд-ния вошли уважаемые в городе люди - священнослужители, дворяне, купцы (Орловские ЕВ. 1900. 8/9. С. 405). Музейное собрание отд-ния сразу же стало пополняться пожертвованными ельчанами церковными реликвиями. При отд-нии в 1912 г. был организован кружок добротворцев и ревнительниц милосердия в память прот. Иоанна Жданова, кружок ставил перед собой задачи ухода за могилами, организации душеполезного чтения, помощи нуждающимся и устройства при доме прот. Иоанна в Троицком мон-ре церковного древнехранилища - музея Елецкого края. В 1913 г. был опубликован 1-й отчет о деятельности Елецкого отд-ния, содержащий перечень экспонатов древлехранилища в доме прот. Иоанна (Там же. 1913. 19. С. 563-567). К 1913 г. было выпущено 20 брошюр церковно-исторического и духовно-нравственного содержания, отреставрирован пещерный храм-усыпальница прот. Иоанна в Троицком мон-ре (Там же. 20. С. 600-603). 1 окт. 1914 г. в с.-петербургской Александро-Невской лавре во епископа Елецкого был хиротонисан Павел (Вильковский) . Архиерей активно участвовал в организации лазаретов для раненых, помощи беженцам, сбора пожертвований для фронта. По инициативе еп. Павла в 1915 г. в Троицком мон-ре был устроен госпиталь на 20 чел., в 1916 г. открылся приют для 20 мальчиков.

http://pravenc.ru/text/189791.html

Я. Здравомыслов и А. Н. Львов, археограф и этнограф Е. В. Барсов , музейные работники и историки И. И. Бриллиантов и Н. Г. Порфиридов, историк-краевед С. М. Смирнов (биографии многих из них см.: Там же. С. 98-186). С нач. XIX в. под рук. митр. Амвросия (Подобедова) начался процесс создания широкой сети духовных уч-щ, в попечении о к-рых он видел одну из главных своих задач. Первым в февр. 1802 г. было восстановлено уч-ще в Кирилловом Белозерском мон-ре (открыто 9 марта), позднее в нем были открыты классы риторики (1805), философии (1806) ( Светлов. 1917. С. 402-403). В кон. того же года для обучения детей духовенства г. Тихвина и его окрестностей в тихвинском Большом Успенском мон-ре была устроена рус. школа с лат. классом (Там же. С. 403). Практически одновременно такая же школа для детей духовенства Олонецкой губ. открылась в Александровом Свирском мон-ре. 25 марта 1804 г. возобновлено Лихудовское уч-ще при Новгородском архиерейском доме (митр. Амвросий содержал в нем за свой счет ок. 20 бедных воспитанников). В том же году вновь открылось уч-ще в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Уч-ще, учрежденное 30 янв. 1806 г. в Преображенском мон-ре в Каргополе, стало функционировать только в 1809 г., но не в мон-ре, а в городе. В 1806 г. митр. Амвросий сообщал Синоду: «А прочих городов с уездами, кроме Череповского [Череповецкого], боровичские, валдайские, устюжские, белозерские, петрозаводские и вытегорские священно- и церковнослужители, желая, чтобы таковые училища учреждены были и в их местах, предлагая добровольно не токмо на содержание учителей и школ каждогодне, но и на построение школ единовременно складку, просят на сие моего дозволения. Города же Устюжны, Троицкой церкви священник Иоанн Федоров обещает такое училище поместить в его доме и, сверх того, давать в год по сту р.] на учителей и прочим, нужным служить всему училищу…» В 1809 г. все вышеназванные уч-ща, учрежденные в 1802-1804 гг. в епархии, были преобразованы в уездные духовные с 4-летним курсом обучения; такие же уч-ща были открыты в Белозерске, Боровичах, Устюжне (Там же. С. 405) и Петрозаводске. Кроме 10 уездных (из них 3 - в Олонецкой губ.) появилось 18 приходских духовных уч-щ - 2 в Новгороде и по 1 в каждом уездном городе Новгородской (9) и Олонецкой (7) губерний. Одновременно вводилось требование, чтобы «ни один из священно и церковно-служительских детей, имеющих шесть лет от роду, не оставался не приписанным к какому-либо училищу» (РГИА. Ф. 796. Оп. 90. Д. 484. Л. 7 об.). С 1854 г. в епархии действовали только 7 духовных уч-щ, соответствовавших прежним уездным.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010