Г. Соловьев совершенно упускает из внимания, что по делу Арсения привлечены были к суду епископ Костромской Дамаскин и маститый митрополит Московский Тимофей, и оба они не вышли из дела правыми: первому определено было дать выговор чрез одного из членов Св. Синода, хотя он и оправдывался тем, что письмо его (приводимое ниже) «исторично писано»; второй, если и не подвергся выговору, то единственно в силу очевидного послабления, оказанного ему из уважения к его маститой старости и высокому положению, – послабления, весьма недостаточно мотивированного тем, что одно из писем преосвященного Тимофея писано было еще до вступления на престол императрицы. Кроме этих двух видных представителей иерархии, к делу Арсения примыкают: Сильвестр, епископ Старогородский, который доставил ему экземпляр копии с инструкции, данной императрицей комиссии о церковных и монастырских имуществах, по поводу которой Арсений и написал свое доношение, – по решении дела Арсения Св. Синодом, определено было дать и Сильвестру официальный выговор; Амвросий, архиепископ Переяславский; Афанасий, епископ Тверской; Гедеон Криновский , епископ Псковский, и Вениамин Пуцен-Григорович, епископ Петербургский, – все четверо восставали против мнения Сеченова (к которому присоединился лишь Палладий, епископ Рязанский), на конференции Синода с сенатом, на что есть указание и у г. Соловьева (стр. 148); наконец, сам Гавриил, архиепископ С.-Петербургский, так малодушно отказавшийся, подобно Тимофею, при суде над Арсением, защитить своего единомышленника: на его сочувствие идеям Арсения есть указание в письме к нему Сильвестра Старогородского: «получил я, говорится здесь, от вашего преосвященства письмо, в котором стужительность мыслей ваших по известным обстоятельствам довольно изъясняется». На то, что между всеми этими лицами существовало если не прямое соглашение в образе действий, то, по меньшей мере, полная солидарность в образе мыслей, – мы видим указание в этом же письме Сильвестра: «то-то оно, про что в Москве неоднократно говаривано», восклицает Сильвестр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Родные Арсения укоряли его в безумной, по их мнению, расточительности, погубившей все отцовское имущество, уговаривали также Арсения вступить в брак, но Арсений решился совершенно отречься от мира и удалиться в Киево-Печерскую лавру, где и принял монашество. Братия полюбила его за постоянные труды и праведную жизнь; вскоре узнал о нем живший тогда в Киеве митрополит Киприан и посвятил в иеродиакона, а в 1390 году, отправляясь в Москву, взял его с собой и вскоре посвятил в епископа Тверского. Здесь Арсений провел двадцать лет, непрестанно поучая паству словом и примером жизни. От природы кроткий и снисходительный, святитель ни от кого не отходил с враждою или гневом, никого не отпускал без утешения и помощи. Немалое участие принимал он в примирении ссорившихся князей и тем оказывал великую пользу пастве и Церкви. Трудами святителя Арсения в Тверской области возникло много храмов. Чтобы постоянно поддерживать в себе мысль о смерти, он приготовил себе гроб из большого камня и сам обтесал его. Кончина святителя последовала 2 марта 1409 года, а в 1483 году мощи св. Арсения открыты нетленными. II. Свт. Арсений, роздавший все свое имение неимущим, дает нам прекрасный урок благотворительности. Смотря на состояние наших ближних, что мы видим, братия? Одних ли счастливых и благополучных? Напротив. С нами встречаются несчастные и злополучные. Вот бедные, без дневного пропитания, покрыты рубищами и не имеют крова. Вот убогая вдовица, от которой дети ждут хлеба, но которая может насыщать их только слезами. Вот сироты, которые не видят отца и матери. Вот бесприютные старцы, отягченные немощами или страждущие неизлечимыми болезнями или увечные. а)  Что ж? Есть ли какая отрада бедным и страждущим? Есть ли какой благодетель и попечитель для них? Это, братия, Бог, Который есть общий Отец (Мф. 6, 32) богатых и бедных, счастливых и несчастных. Он еще преимущественно именует себя Отцем сирых (Пс. 67, 7). Чего же не можно ожидать от этого Отца? Его вся земля и исполнение ея (Пс. 23, 1). Его все сокровища земные и блага.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В своей епархии Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митрополита Стефана Яворского в защиту православия «Камень веры», и дополнил сочинение исповедника архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола св. Димитрию Ростовскому , он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольничьей». Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митрополит Арсений. Но незабвенным для русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Обо всех этих поступках Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. 212 Синод присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь. 213 Прямо с этого заседания Синода митрополит Арсений был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки великого патриарха Никона , затем в Николо-Корельский, Архангельской губернии. Отсюда, после суда над ним, в котором участвовала сама императрица, по поводу доноса на него, 214 Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одевши его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником в монастырях Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился и за врагов своих, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию», разумея, по собственному объяснению, под этими гонителями и врагами Церкви «предателя митрополита Новгородского Димитрия, Гавриила, архиепископа С.-Петербургского, и всех немецких чинов, которые об отъятии монастырских вотчин старались и в комиссии присутствовали». А в Ревельском своем каземате на стене тюрьмы начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Июль Дата Память Панихида по родителям пр. Макария Колязинского – боярину Василию и Ирине и супруге его Елене, на его родине, в с. Кожине (Гридцино) Кашинского уезда Перенесение мощей св. Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву Кончина пр. Арсения Новгородского Память пр. Антония Леохновского Панихида в Ржевском Успенском соборе по благоверному князю Владимиру и его супруге Агриппине Обретение мощей благоверной Великой княгини Анны Димитриевны (Кашинской) Празднование в г. Свияжске св. Герману, архиепископу Казанскому Св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба (празднование в Борисоглебском Новоторжском монастыре, в городском соборе г. Старицы и др.) Август Дата Память Преставление и обретение мощей св. Тихона 1-го, епископа Воронежского, Задонского чудотворца Празднество св. Петру, Московскому митрополиту Кончина благоверного князя Тверского Михаила Александровича (в иночестве Матфея) 1  В «Иконописном Сборнике» Вл. Скородумова, под 9 января об изображении святителя Филиппа сказано: «темноволос, с проседью, борода порядочно длинна, облачён в саккос цветной, с белым омофором, в правой руке крест, в левой посох, на голове митра». 2  Первый, заявивший, что св. Арсений, епископ Тверской, был родом из Твери был Ректор Тверской дух. Семинарии, архимандрит Макарий Петрович, серб, полтора года прожившей в Твери, плодовитый писатель, с пылкой фантазией, не стеснявшийся в своих исторических сочинениях летописными сухими сказаниями и, к сожалению, внёсший в житие святителя Арсения довольно сведений, ни на чём не основанных, как, например, о том, что св. Арсений был родом из Твери, сын богатых родителей (Житие св. Арсения, Тверь, 1852 г.). – А последующие составители жития св. Арсения, с лёгкой его руки, для прославления своего родного города (Твери) распространялись ещё более о жизни и деятельности святителя в Твери. Так, Тверской кафедральный протоиерей Козма Чередеев (Иерархи Тверские, Тверь, 1859) писал, что св. Арсений сын не только богатых, но и благородных родителей, что он раздал своё имение бедным и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Между тем на родине блаженного Арсения, в Твери, возникли нестроения. Тверской епископ Евфимий внес немалое смущение в свою паству; отличаясь неуступчивым характером, вступался он в мирские дела; не имея смирения христианского, он отличался великою гордостью и тщеславным высокоумием. Своим поведением епископ вооружил против себя не только князя и бояр, но и духовенство, монахов и простых мирян. Тверской князь Михаил Александрович видя, что раздор умножается, отправил в Москву посольство и звал митрополита Киприана приехать в Тверь, чтобы рассудить дело. Святой митрополит Киприан отправился в Тверь, пригласив с собою двух греческих митрополитов, Михаила и Никандра, святого Стефана, епископа Пермского, епископа Смоленского Михаила, взял святого Арсения, многих архимандритов и игуменов. Когда освященный собор приближался к Твери, сам князь Михаил со множеством народа вышел ему навстречу и с честью принял прибывших. Лишь только Киприан с прочими отцами достиг города, тотчас же отправился в церковь во имя честного и славного Преображения совершить здесь сначала молебен, потом Божественную литургию и преподал всем свое благословение. Четыре дня спустя митрополит со всем освященным собором разбирал дело Тверского епископа. Евфимий сначала защищался. Но отцы собора обличили его неправые деяния; его лишили сана и послали на заточение в Московский Чудов монастырь. Уже давно в Твери знали о добродетельной жизни святого Арсения. Теперь же князь Михаил просил митрополита поставить его епископом в свой город. — Я думаю, что Арсений может утвердить мир и тишину в нашем городе, — говорил князь митрополиту. — Другого мужа, более добродетельного и более достойного, я не знаю. К тому же он и родился здесь. Не только я, но многие граждане знают его и его благочестивых родителей. Преосвященный Киприан одобрил намерение князя и призвал Арсения. Когда святой услышал о желании князя, он решительно отказался: — Простите мне, господа мои, я человек грешный и недостоин такого сана. Призываю Господа в свидетели, что я никогда не имел и ныне не имею другого желания, кроме того, чтобы в уединении оплакивать грехи свои. Посему я и ранее отказался от сана пресвитерского, об епископстве же мне грешно и помышлять.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Чернов Иван Михайлович; 2.06.1893, Могилёв - 4.09.1975, Алма-Ата), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Сын унтер-офицера, ребенком много времени проводил с отцом в казарме. С детства был подсобным рабочим в магазине. В 1910 г. поступил в белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь под Могилёвом, стал младшим келейником настоятеля архим. Арсения (Смоленца) . После того как архим. Арсений в окт. 1910 г. был хиротонисан во епископа Пятигорского, уехал с ним на Кавказ, а после перевода архиерея в апр. 1912 г. на Старицкую викарную кафедру - в Тверь. Находясь при еп. Арсении, учился у него и у приглашаемых преподавателей по курсу семинарии и академии, много занимался самостоятельно. Был послушником в тверском Отрочем в честь Успения Божией Матери монастыре , составил акафист скончавшемуся там в 1569 г. св. Филиппу , митр. Московскому. 14 сент. 1912 г. еп. Арсений посвятил Ивана Чернова в иподиаконы. Во время первой мировой войны был призван в армию и окончил унтер-офицерскую школу в Казани, однако получил отсрочку от военной службы. В 1916 г. вернулся в Тверь, стал помощником эконома еп. Арсения. В связи с новым назначением еп. Арсения в сент. 1917 г. переехал с ним в Таганрог, стал экономом архиерейского дома. Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА) Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА) 19 февр. 1918 г. пострижен еп. Арсением в монашество с именем Иосиф в честь св. праотца Иосифа Прекрасного. 24 февр. рукоположен во диакона, 29 авг. того же года - во иерея. После ареста в 1922 г. еп. Арсения (Смоленца) за сопротивление обновленчеству И. продолжал бороться с обновленцами. Служил и проповедовал в единственном оставшемся у Патриаршей Церкви в Таганроге Никольском соборе. Храм посещало множество верующих, тогда как обновленческие церкви опустели. 26 дек. 1924 г. возведен в сан игумена. В 1925 г. арестован и осужден за «хранение контрреволюционной литературы» (епархиального архива), а также за «измышление и распространение контрреволюционных слухов» на 2 года ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Жил в дер. Кольёль, служил в местном храме. После окончания срока ссылки приехал в Тверь, где пребывал после освобождения из Соловецкого лагеря еп. Арсений (Смоленец), и 7 апр. был им возведен в сан архимандрита и направлен в Таганрог благочинным и экономом архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/578561.html

Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 г. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословению Тверского епископа Вассиана. Служба святому составлена в XVI веке; канон и стихиры Феодосия, инока Желтикова монастыря, составлены в 1483 г. На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головенковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого, когда в 1606 г. поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми; седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора Тверских святых. Март, 4 Даниил Московский, благоверный великий князь — преставление Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославича Невского. Был он последним среди братьев своих, как и прадед его, великий князь Всеволод Юрьевич. Так князей Даниила и Всеволода уподобил Господь древнему царю, богоотцу и пророку Давиду: и тот был младшим из братьев своих. Сей блаженный князь Даниил остался без родителей двух лет от рождения, и от младенческого возраста Господь хранил его. Господь избрал его, и возрастил, и устроил. Никто не ходил на него ратью, и ему досталась в наследие богохранимая держава преименитого града Москвы. Бог возлюбил и прославил Даниила князя и его праведное потомство и допустил их княжить и царствовать в роды и роды. Если в то время держава Московская и не была так многовластна, как впоследствии, но и тогда блаженный и великий князь Даниил никем побежден не был. Когда случалась среди братьев князя Даниила и сродников междоусобная брань близ его державы, он, храбрый и мужественный, всегда стремился проявить себя смиренномудрия рачителем. Мужественно вооружался он на враждующих с ним, выходил на них с воинством, но утишал вражду без кровопролития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Свт. Алексий, митр. Московский, постовляет Евфимия во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 660) Свт. Алексий, митр. Московский, постовляет Евфимия во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 660) Вислень († 1391, Чудов мон-рь в Москве), еп. Тверской. Основными источниками сведений о Е. являются древнерус. летописи, рассказ летописного характера, читающийся на бумажной вклейке 1438 г. в пергаменном Уставе из собрания ГИМ (Син. 331. Л. 277-277 об.), и Житие свт. Арсения Тверского. До поставления на Тверскую кафедру Е. был игуменом тверского мон-ря свт. Николая на Ручье, 9 марта 1374 г. хиротонисан во епископа Тверского. Хиротонию возглавил митр. св. Алексий , прибывший в Тверь в сопровождении патриаршего посла св. Киприана (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Поездке свт. Алексия предшествовало заключение мира между соперничавшими за великокняжеский стол Тверью и Москвой, в соответствии с договором Тверской вел. кн. св. Михаил Александрович «со княжениа с великого наместникы свои свел». Присутствие Киприана на хиротонии не было случайным, т. к. он был направлен на Русь, чтобы достичь примирения митр. Алексия с его противниками - Литовским вел. кн. Ольгердом и союзным ему Тверским вел. кн. Михаилом. В этих условиях на Тверскую кафедру был возведен Е.- представитель местного духовенства и ставленник тверского князя. В 1375 г., воспользовавшись обострением отношений между Ордой и московским кн. св. Димитрием Иоанновичем , вел. кн. Михаил Александрович разорвал мир с Москвой и попытался вновь захватить великокняжеский стол. Он потерпел неудачу и был вынужден начать мирные переговоры с кн. Димитрием, осадившим его в Твери. Для ведения переговоров кн. Михаил послал Е., мир был заключен на тяжелых для Твери условиях. В 1376 г. Е. крестил кнж. Микловсу, дочь Литовского вел. кн. Кейстута , в крещении получившую имя Мария, на следующий день Мария обвенчалась с кн. Иваном, одним из старших сыновей Михаила Александровича. Это свидетельствует о поддержке епископом политики сближения с Литвой, проводившейся тверским князем. Неясно, какова была позиция Е. во время церковной смуты. В этой связи заслуживает внимания свидетельство «Повести о Митяе», что сосланный Димитрием Донским осенью 1381 г. в Чухлому Пимен оттуда «введен бысть на Тферь». Во время нашествия Тохтамыша в авг. 1382 г. в Твери укрылся вместе с прп. Сергием Радонежским митр. Киприан.

http://pravenc.ru/text/187704.html

972 Василий (Царевский Александр Александрович, 1848–1902), епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, магистр богословия (1898). Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1872), преподавал обзор философских учений, психологию и педагогику в Самарской ДС (1872). Преподаватель математики и физики в Казанской ДС (1873–1885), педагогики в Казанской Мариинской гимназии (1885–1896), а затем в Казанском Родионовском институте (1889–1897). Ректор Тверской ДС (1898–1900), с возведением, после пострижения в монашество, в сан архимандрита (13.01.1899). Временно управляющий Тверским Отрочим монастырем (1900), 30.04.1900 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии (см.: Наречение и хиротония управляющего Успенским Отрочим монастырем, архимандрита Василия, во епископа Старицкого, викария Тверской епархии/Тверские ЕВ. 1900. 10. 15 мая. С. 221–252). 973 Савва (Тихомиров Иван Михайлович, 1819–1896), архиепископ Тверской (1880), археограф и палеограф, доктор церковной истории (1894). Священник в г. Муроме (1842); овдовев, поступил в МДА (1845). В 1848 г. принял монашеский постриг. С 1850 г. – синодальный ризничий, с этого времени посвятил большую часть своей деятельности церковной археографии. Ректор МДС (1859), ректор МДА (1861). 04.11.1862 г. хиротонисан во епископа Можайского (1862–1866). Епископ Полоцкий (1866–1874), епископ Харьковский (1874–1879), епископ Тверской (1879), с 1880 г. – архиепископ. Опубликовал ряд трудов по церковной археографии, в том числе «Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» (в 5 т., СПб., 1885–1888). 975 Преподобный Варнава (Меркулов Василий Ильич, 1831–1906), иеромонах, старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Послушник Гефсиманского скита (1857–1866). 20.11.1866 г. пострижен в монашество с именем Варнава. 29.08.1871 г. рукоположен во иеродиакона. 20.01.1872 г. рукоположен во иеромонаха. Духовник богомольцев в Черниговских пещерах (1873–1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Таким вот прекрасным историческим рифмам сегодня все мы стали свидетелями. Давайте помолимся Богу и святым, связанным с Тверской семинарией, а также вознесем молитвы об упокоении ее выпускников, ректоров и преподавателей». На отпусте архиерей упомянул прославленных во святых выпускников Тверской семинарии: святителя Афанасия Полтавского, священномучеников Алексия Бенеманского, Арсения Троицкого, Димитрия Неведомского, Александра Вершинского, Илию Бенеманского, Иоанна Бойкова, Иакова Бойкова, Иоанна Никольского, Алексия Сибирского. После молебна митрополит Амвросий совершил заупокойную литию по почившим основателям духовной школы — митрополиту Сильвестру (Холмскому) и архиепископу Митрофану (Слотвинскому), а также ректорам, преподавателям и выпускникам семинарии. По окончании литии молодежный хор епархии под управлением Феодоры Фаерман исполнил кант в честь основателя Тверской духовной семинарии архиепископа Митрофана (Слотвинского). Музыкальное произведение датируется XVIII веком, после забвения рукопись была обнаружена за две недели до празднования 150-летия Тверской духовной семинарии в 1889 году. Затем митрополит Амвросий в сопровождении протоиерея Вадима Капитонова осмотрел здание бывшей семинарии. В продолжение юбилейных мероприятий в молодежном культурном центре «Пространство возможностей " Дом 36 " » прошел памятный вечер. В начале вечера молодежный хор вновь исполнил кант в честь архиепископа Митрофана (Слотвинского). Глава Тверской митрополии представил свою новую книгу «Добро пожаловать в Церковь. Диалог с тверской паствой». Книга содержит ответы на самые частые вопросы тех, кто делает первые шаги в церковной жизни. В диалоге с читателем архиерей рассказывает об отношениях человека с Богом, особенностях таинств Крещения, Венчания и Покаяния, указывает путь веры и развенчивает суеверия, а также отвечает на вопросы о зле, диаволе и последних временах. Книга — путеводитель по церковной жизни — поможет найти ответы не только новоначальным, но и тем, кто уже давно в Церкви. Сборник подготовлен вместе с порталом ТОП «Тверь». Архиерей поблагодарил руководителя портала ТОП «Тверь» А. Дылевского за инициативу по созданию проекта диалога с читателями на интернет-площадке, благодаря которому и была создана книга.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5954576...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010