Сын Михайлов Иоанн отцовские постройки довершил слитием колокола в тот собор. С первых лет своего святительства на реке Тмаке устроил Желтиков монастырь, там 1393 года каменную Успения Богородицы церковь , которую и освятил осенью 1405 года, в присутствии тверского князя Ивана Михайловича; после того к ней пристроил от Тмаки притвор; там еще построил деревянную церковь преподобных печерских Антония и Феодосия; 1398 года святил на Городце каменную церковь Архистратига Михаила, построенную князем Михаилом Александровичем, и там же на Городце каменную церковь св. Николая, тем князем в один год построенную. При распрях в уделах между тверскими князьями употреблял все пастырские меры к примирению, переезжая с мирными убеждениями от князя к князю. Так ездил 1400 года, призывая враждующих на общий полюбовный суд. Едва ли не по поводу этих распрей в декабре 1402 года митрополит Киприан Арсения призывал к себе в Москву. 1399 года постригал в иноческий образ тверского князя Михаила Александровича и вскоре после того погребал его. 1396 года находился при хиротонии ростовского епископа Григория, a 1401 года присутствовал на соборе святителей. По высокому уважению к добродетельной и святой жизни Арсения летописи сохранили подробности о его кончине: вдруг земная храмина его склонилась в разрушению, 28 февраля 1409 года почувствовал головную боль, в полночь онемел язык; на другой день 1 марта князь Иван Михайлович с братьями, детьми и боярами, навестив больного, велел архимандритам совершить над ним елеосвящение; после того 10 иноков не отходя безмолвно окружали одр изнемогающего пастыря, который в 3 часу ночи на 2 марта тихо скончался. По повелению Арсения, князь приказал погребсти его в Желтикове монастыре, где доселе святые мощи его почивают в соборной церкви Успения. Московский собор святителей 1547 года память его в Твери установил праздновать 2 марта. В летоп. древн. 1775 г. II. 391, Никонов. списка IV. 30 несправедливо кончина Арсения описана под летом 1410 (6918). Сей владыка, как сказано в тех летописях, скончался в субботу на 2 неделе великого поста 2 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Его собственные средства не могли быть значительными; потому он часто входил даже в долги к частным лицам, чтобы оказать помощь другим, ради того же приходилось ему брать заимообразно и церковные суммы. Но если и при всем том, не удавалось Святителю покрыть материальные недостатки других, он восполнял скудность своей вещественной помощи своей приветливостью и ангельской ласковостью. В заботах о других Святитель забывал самого себя. Подобным же образом боролся Святитель и с нищетой нравственной, как личным примером своей веры и своего жития, так и постоянной проповедью слова Божьего. Неопустительно совершал он богослужение, сопровождая его постоянно пастырскими наставлениями. И слово его было сильно и действенно. В древнем жизнеописании Святителя находим свидетельство, что он «приняв в десницу меч слова Божьего, выходил подобно храброму воину против врагов, побеждал их и прогонял до той поры, пока окончательно не утвердил православную веру своим учением, пока не возрастил благочестие и не укоренил в сердца любовь Божью». Каковы были результаты пастырской деятельности свят. Арсения, всего лучше можно видеть на примере великого князя Тверского Михаила Александровича. Летописные сказания сохранили до нас рассказ о христианской мирной и высокопоучительной кончине этого князя, который раньше, по характеристике той же летописи, «был муж страшен и имел сердце льва», постоянно вёл войны и с Москвой, и с удельными князьями, не терпел ни от кого противоречий и из-за них, как мы видели, рассорился даже с предшественником св. Арсения – епископом Евфимеем. Мы приведём вкратце этот рассказ летописи, как лучшее свидетельство действенности проповеди свят. Арсения. Летом 1399 года Михаил Александрович сильно расхворался и почувствовал, что уже близок конец его мятежного жития. Как раз в это время прибыли из Константинополя тверские посланцы, отправленные два года тому назад великим князем с милостыней для храма св. Софии. Посланцы везли князю патриаршие дары: мощи свв. угодников, св. миро и икону Страшного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Алексий передал часть мощей святителя Арсения Элассонского Элладской Православной Церкви 8 июня 2006 г. 17:21 8 июня, в день празднования 16-летия свой интронизации на Патриарший Престол, в нижней Преображенской церкви столичного соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II c делегацией Элладской Православной Церкви во главе с митрополитами Элассонским Василием и Фессалиотским и Фанариоферсальским Кириллом. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл , Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений , Владимирский и Суздальский Евлогий . Гости передали Предстоятелю Русской Православной Церкви послание Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула. Святейший Патриарх Алексий и митрополит Элассонский Василий подписали акт на русском и греческом языках о передаче Элладской Православной Церкви части честных мощей святителя Арсения Элассонского, епископа Суздальского, уроженца Греции. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви вручил митрополиту Василию ковчег со святыми мощами. Члены греческой делегации преподнесли Его Святейшеству образ святителя Арсения, написанный изографами Элладской Православной Церкви. Св. Арсений был посвящен во епископа Элассонского Патриархом Константинопольским Иеремией (Траносом) в XVI веке. В Россию он прибыл в 1586 году, когда Патриарх послал его поблагодарить московского царя Феодора Иоанновича за щедрую жертву Константинопольской Патриархии. Здесь он принял в 1589 году живое участие в деле учреждения Патриаршества в России и в поставлении Патриархом Иеремией в 1589 году первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Оставшись на жительство в России, Арсений служил в Архангельском соборе Московского Кремля. Летописи Смутного времени сообщают, что в 1612 году, находясь в плену у польских войск, епископ Арсений имел видение преподобного Сергия Радонежского, который известил его о скором освобождении России от захватчиков. Это известие вдохновило защитников Москвы на взятие Кремля. Позднее Арсений управлял Тверской епархией, а затем Суздальской. В этом древнем русском городе святой Арсений и закончил свои дни в 1625 году. Мемуары Арсения Элассонского являются ценным источником по русской истории XVII века. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/118577.htm...

О Ржеве он пишет: «Премножество тут расколников суеверных и богатых» (Там же. С. 609). По поводу праздничного обеда на день памяти святителя Арсения Тверского он замечает: «Купцы отказались за своими промыслами, а многии расколничают и гнушаются нами, чтоб к святой их бороде наши грехи не пристали, или бы наши блюда их брюха не осквернили» (Там же. С. 617). Этим же вызван и пассаж о старых книгах и «черных» иконах в Житии Михаила Ярославича Тверского (§ 107). Культ благоверного князя Михаила Ярославича для Твери – главный. На протяжении веков на нем фокусировались идеи политической самостоятельности, величия и силы Тверского княжества. И в XVIII веке, когда уже давно перестали быть актуальными идеи противостояния Москве, ушли в прошлое претензии на великое княжение, вместе с самой системой престолонаследия, осталось отношение к Михаилу Ярославичу Тверскому, князю-мученику, как наиболее значимой фигуре на политическом и религиозном пространстве Тверской земли. Архимандрит Макарий не ограничивается созданием новых житий Арсения и Михаила Тверских, он заботится и об их иконографическом увековечении. 28 февраля 1765 года он записывает: «Привез Григорий живописец две картины болшия, которыя я ему заказал было делать, одна святителя Арсения, другая благовернаго князя, изрядно написаны, для украшения церкви» (Там же. С. 617). И эта запись говорит о многом. Очевидно, что Макарий заказал и получил иконы нового письма, которые он в силу их стилистических особенностей называет картинами. Это уже не только и не столько молитвенные образы, сколько картины для украшения церкви. Возможно, это некая эстетическая оппозиция тем «черным» иконам, которые упоминаются в Макариевом Житии Михаила Ярославича. Это во многом объясняет и тот факт, что Макарий берется за создание новых житий святых при наличии немалого количества списков их средневековых редакций. Очевидно, что эти старые редакции не устраивают его в эстетическом отношении. Жанр жития для него – это жанр литературный. и особенно ярко это проявляется в отборе источннков для создания текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря этим нестроениям, некоторое время на Руси было сразу трое всероссийских митрополитов, и между теми ни один из них не управлял делами митрополии, пока порядок церковный не укрепился с призванием в Москву митрополита Киприана. Целые 3 года прошли так, пока устроились дела церковные; а между тем Евфимий жил в монастыре; паства тверская не имела пастыря; вражда всё кипела между князем и епископом. Первым делом митрополита Киприана, по занятии им митрополии всероссийской, было разобрать эту распрю между князем Тверским и его епископом. Митрополит Киприан поехал в Тверь, захватив двух митрополитов греческих, приехавших в Россию за милостыней, и двух епископов русских из которых один был Стефан Пермский, равноапостольный просветитель зырян и пермяков. Среди собора этих святителей вместе со многими архимандритами и игуменами находился и любимый архидиакон митрополита св. Арсений. Первосвятителю и его спутникам сделана была самая торжественная встреча. На четвёртый день по прибытию митрополита начался суд над Евфимием. После многих тщетных попыток примирить его с князем, митрополит Киприан лишил Евфимия епископского престола, выслав его в московский Чудов монастырь. Предстояло избрать нового архипастыря тверской пастве. Тогда и великий князь Тверской, и собор тверского духовенства, и граждане Твери стали просить митрополита Киприана поставить им епископом архидиакона Арсения. Такое единодушное желание видеть своим пастырем скромного митрополичьего архидиакона можно объяснить только воспоминанием о непорочной и праведной жизни Блаженного ещё в бытность его в Твери. Весьма возможно, что присоединилась к этому и уверенность в приобретении тверской епархией особенного расположения митрополита с назначением на епископскую кафедру его любимца. Митрополит, сам прекрасно зная высоко честные убеждения Арсения и его религиозность, охотно согласился на прошение Тверского князя и тверских граждан, тем более, что тверская паства имела особую нужду в добром пастыре. Но когда Арсению объявили волю митрополита, князя и народа, он ужаснулся и отвечал с кротостью и смирением, что он грешный человек и не считает себя достойным принять столь высокий сан; не в силах он поднять и нести трудное архипастырское бремя; он желал бы только оплакивать собственные грехи, его заветное желание вернуться в Киево-Печерскую обитель и провести остаток дней у гроба преподобных основателей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1797 г. 21 августа. С.-Петербург. 1 Источники биографических сведений об архиепископе Арсении: а) печатные: История Российской иерархии, иером. Амвросия, ч. 1; – Словарь Географический, Щекатова, ч. 5, М. 1807 г.; – Словарь Историч. о писателях дух. чина, М. Евгения, изд. 2, Спб. 1827 г.; – Биографии Тверских иерархов, прот. Чередеева, Тверь, 1859 г.; – Обзор русской духовной литературы, Филарета, архиеп. Черпиговского, изд. 3, Спб. 1884 г.; – Словарь о русс. писателях, Гр. Геннади, Берлин, 1876 г.; – Тверск. Еп. вед. 1887 г.; – Критико-биографический Словарь русских писателей, С. А. Венгерова, т. 1 Спб. 1889 г.; – Летопись о ростовских архиереях, А. А. Титова, Спб. 1890 г. б) рукописные: Дела Тверского консисторского архива, и, между прочим, «книга записная учиненных определениев преосвященного Арсения, епископа Тверского и Кашинского, для исполнения в Тверской духовной консистории, 1775 г.» – Рукопись на 28 листах, в лист, скреплённая по листам епископом Арсением собственноручно. Записи начаты с 12 августа 1775 г. и окончены 1 сентября 1783 г. Дневник архиепис. Арсения в 2-х томах: а) 17861791г. и б) 17971799 г. Рукописи Имп. Публичн. Библиотеки, в 4 д. листа, 267. Такой же дневник (Эпистелярий) на 98 л., в л., с сентября 1797 г. по декабрь 1799 г. Ркп. принадлежащая издателю сборника. 2 День и год рождения архиеп. Арсения записан на задней стороне его портрета, писанного в декабре 1785 г. в Ростове живописцем Н. Л. и находящаяся в Тверском архиерейском доме. 3 Священник Иоанн Верещагин в июне 1796 г. переведён был к Воскресенскому собору, а в сентябре 1788 г. уволен в заштат. 4 Автор Истории С-Петербургской дух. академии, основываясь, конечно, на показании автора Истории Российской иерархии (ч. 1 стр. 570) неверно называет (на стр. 38) Арсения Верещагина учеником, учителем, префектом Невской семинарии и архимандритом Спасо-Ярославского монастыря. Всё это относится к другому Арсению-Бузановскому, † 1768 г. (см. описание Новгородского Юрьева монастыря, архим. Макария, изд. 2, Спб. 1862 г., стр. 122. – П. Строева списки иерархов и настоятелей монастырей, Спб. 1877 г., столб. 339 и 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

– По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. – Родные сочли такую жизнь молодого человека странной. Они-то упрекали его в расточительности, то уговаривали вступить в брак. К чему это святошество? говорили ему. Стыд и грех разорять отцовское достояние. Молодой человек думал с собой: точно грех расточать отцовское добро на дела худые; а полезно ли нам благочестие, увидим за гробом, если не видим здесь. Он дал свободу слугам, наделил их щедро, а сам решился расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Ночью, во время сна, услышал он голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в печерскую обитель. Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных. Арсений принят был в обитель и облечен был в иночество. Как и всякий новый послушник проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью: усердно рубил дрова, носил воду, готовил пищу. Ночь проводил он в молитве и пищей довольствовался простой. Чистой жизнью и трудами по клиросу обращал он на себя особенное внимание братии. – Тогда жил в Киеве м. Киприан (1383–1388 г.). Святитель узнал и полюбил Арсения: он посвятил его в иеродиакона и держал при себе. 478 Когда Кипран в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собой Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В июне 1390 г. первосвятитель приглашен был в Тверь для рассмотрения дел тверского епископа Евфимия. На соборе Евфимий найден неправым во многом: митрополит еще до окончания суда запретил Евфимию священнослужение: но кн. Михаил не довольствовался тем и требовал, дабы удален был Евфимий. Митрополит вынужден был выполнить требование князя. На месте удаленного Евфимия князь Михаил Александрович желал видеть архидиакона Арсения и – митрополит, зная Арсения, рад был такому желанию. Но никак ни хотел того смиренный Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Продолжении Нестора о кончине Вислена сказано: «и жив у чуда, преставися, ту и положен бысть». Во 2-м издании Иерархии сказано, что он скончался 1392 года и в Чудове монастыре погребен за алтарем. То же у Карамзина Ист. Рос. Госуд. V, прим. 254 и в Летоп. Львова II. 197, древн. Лет. 1775. II. 187. (9) Арсений. Неизвестно с чего взята во 2-м издании Рос. Иерархии хиротония Арсения июля 24. В летописях Львова II. 197, древн. лет. 1775 г. II. 183, Летоп. Никон. списк. IV. 199 она значится 15 августа. Там описывается, что князь Михаил Александрович прислал бояр звать митрополита к себе Киприана в Тверь, куда он и отправился с 2 греческими митрополитами Матфеем и Никандром, епископом Михаилом смоленским, Даниилом звенигородским и Стефаном пермским; туда прибыл и Иеремия, владыка рязанский, что едва умолили Арсения быть тверским епископом, в каковой сан его и поставили 15 августа. Только год хиротонии в летописях, кроме летописи Львова, показан 1391 – и это верно. В летописях повествуется, что митрополит Киприан после хиротонии Арсения из Твери отправился в Новгород, куда и прибыл в первых числах февраля 1392 года; там 11 февраля в неделю служил в Софийском соборе литургию. Поверим это с пасхалиею. В начале того года шло вруцелето еще S и 11 февраля точно было в воскресенье; следовательно хиротония Арсения последовала в 1391 году, а не 1390, как утверждают оба издания Истории Рос. Иерархии. Летописи сохранили подробности его жизни деятельной, ознаменованной усердием к благолепию храмов, миротворением князей в продолжение девятнадцатилетнего его святительства. В Тверской церкви великого Спаса 1391 года венчал он князя Юрия Всеволодовича Холмского, 1403 г. у тверского князя Иоанна Михайловича сына Иоанна. В его святительство, при усердном содействии князя Михаила Александровича, обновлена Тверская Преображенская соборная церковь умножением богатой утвари, чудною позолотою верха ея, «и да будет якоже и прежде убелена», как сказано в древн. Летоп. 1775 г. II, 368, «по повелению князя от плиты жженыя, и тако поновитою и убелиша, якоже изначала убеление имеюща».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010