Древнейшее в нашем отечестве училище с радостью подало руку юному своему собрату. Академия снабдила новооткрытый университет двумя наставниками по предметам, выходившим из круга «европейских идей». «Озабочиваясь, писал попечитель округа фон-Брадке, снабдить вверенный его управлению университет св. Владимира достойными образователями юношества во всех родах», он просил протектора академии митрополита Евгения о назначении протоиерея Скворцова на вакантное при университете место профессора Богословия и Церковного права; другим же просительным письмом фон-Брадке ходатайствовал о разрешении бакалавру Новицкому преподавать в университете философские науки. Тот и другой, по определению Конференции, утверждённому митрополитом, и по снесении с Комиссией Духовных Училищ и с министром Народного Просвещения, немедленно вступили в отправление давно знакомых, но по месту служения новых, своих обязанностей. Таким образом, и новосозданное училище, к чести древнейшего своего собрата, могло повторить сказанное за несколько лет пред сим одним из учёных московского университета, что «Академия Киевская дала и ему на первый раз отличных профессоров». Заботливый протектор академии, митрополит Евгений, неусыпно наблюдая за благосостоянием вверенного его попечениям училища, заметил, что воспитанники в самое непродолжительное время явились достойными соискателями Румянцовской премии. В следствие сего, 25 декабря 1833 года, он дал Правлению Киевской академии предложение, в котором изъяснил, что так как процентов с положенной графом Румянцевым суммы «ежегодно не достаёт на награды и на напечатание требуемых по положению сочинений:» то он с своей стороны жертвует ещё три тысячи рублей для той же цели, с тем, «чтобы задачи для сочинений преимущественно относились к предметам Российской церковной и государственной истории». Так благодетельствовали всегда и благодетельствуют доныне высокие преемники Петра Могилы , Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского и Гавриила Кременецкого. Не мудрено, что, при таком внимательном и просвещённейшем протекторе, академия в настоящую пору усилила литературное движение в свойственной ей сфере. В течение двухлетнего академического курса, кроме сочинений, представленных в цензуру, от посторонних лиц, пропущены ею к напечатанию и к выходу в свет следующие сочинения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880; Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра I. Каз., 1883; Орловский П. И., прот. Исключение из титула митрополитов Киевских слов «митрополит всей Малой России»//Киевские ЕВ. 1894. 18. С. 546-552; он же. Материалы для биографии Киевского митр. Арсения (Могилянского)//ТКДА. 1894. 6. С. 280-323; 7. С. 479-485; 10. С. 301-322; он же. Сказание о блаженном Рафаиле, митр. Киевском. К., 1908; Маркевич Г. И. Выборное начало в духовенстве в древнерус. преимущественно юго-зап. Церкви до реформы Петра I. Полтава, 1905; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 2: Киевская митрополия-епархия в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т.; он же. Киевская митрополия-епархия//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 596-655; Шпачинский Н. А., свящ. Киевский митр. Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770 гг.). К., 1907; он же. Общий взгляд на историю Киевской епархии в половине XVIII ст. К., 1907; Рыболовский А. П. Варлаам Ванатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России. К., 1908; Граевский И. С. Киевский митр. Тимофей (Щербацкий). К., 1912; Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 3; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï Т. К., 1995. С. 35-270; Смолич. История РЦ. Т. 1; Власовський I. Ф. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви. К., 1998р. Т. 3: XVIII-XX ст.; Мордвинцев В. М. Государственные налоги и повинности монастырских крестьян Левобережной Украины в XVIII в. К., 1998; Когут З. . Kopihhя iдehmuчhocmu: Cmyдiï з ранньомодерноï та модерноï icmopiï Украïни. К., 2004; Яременко М. В. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008; она же. Кафедральний статус мон-ря Св. Coфiï у 1721-1786 рр.: Практична peaлiзaцiя//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

29-го мая 1764-го года Петербургский владыка, по докладу Комиссии о церковных имениях, вводившей епархии в границы губерний, получил новый титул С.-Петербургского и Ревельского 2958 . Восходившая новая звезда в церковной иерархии заставила архиепископа Гавриила уступить ей место. 29-го сентября 1770-го года архиепископ Гавриил был назначен в Киев митрополитом, на освободившуюся кафедру после кончины митрополита Арсения (Могилянского), а в Петербург переведен Тверской епископ Гавриил (Петров) с возведением в архиепископа 2959 . Владыка митрополит всю зиму пробыл в Петербурге, заседая в Святейшем Синоде и только 1-го мая 1771-го года ездил в Царское Село с прощальным представлением Императрице 2960 . Для Киева это был тревожный год чумы. В Киеве митрополит Гавриил оставил по себе благодарные воспоминания в Академии, которую он часто посещал на диспутах и в которой выстроил 2 корпуса, на содержание бедных воспитанников пожертвовал 73.000 рублей. Скончался владыка в 1783-м году, 9-го августа 2961 . Митрополит Гавриил II-й принадлежал к духовной семье города Москвы 2962 . Родился 18-го мая 1730-го года. Его отец был сначала синодальным иподиаконом, а потом священником Космо-Дамиановской церкви в Москве, в Китай-городе. При крещении он получил имя Петр. При определении в училище получил фамилию Петров, по имени отца. Учение начал на 12-м году жизни в школах Славяно-Греко-Латинской Академии и пробыл здесь 12 лет. По окончании академического курса в 1753-м году некоторое время стоял в раздумьи на жизненном пути, оставаясь в доме отца без службы. От монашества он уклонялся «по уважению к иноческому сану», как бы страшась его высоты. Тем неменее не готовил себе и семейного очага. По воспоминаниям одного из иерархов, знавших преосвященного Гавриила, он предполагал «испросить себе просфорническое место, чтобы иметь кусок хлеба и быть всегда при церкви». В 1754-м году определился справщиком в Московскую Синодальную Типографию, в 1757-м году ему было предложено учительство в Академии, под условием принятия монашества, но он отказался, и на его место поступил Левшин, впоследствии Платон, митрополит Московский. В 1758-м году он перешел учителем вТроицкую Лаврскую Семинарию. Наконец, настойчивые уговоры архимандрита Лавры Гедеона (Криновского), бывшего в Петербурге в должности придворного проповедника и присутствующего в Святейшем Синоде, взяли верх и учитель Петр Петров 28-го июня 1758-го года, в Петербург, на Троицком лаврском подворье, на 29-м году жизни, был посвящен в монахи, с именем Гавриила. Через 2 дня рукоположен во иеродиакона, а на следующий затем день во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первый игумен мон-ря Иларион (Денисович) составил историю явления и чудес купятицкой святыни (Paregron cudów witych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie), напечатанную в Киево-Печерской лавре и вышедшую в виде приложения к «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Там же помещено гравированное изображение К. и. Она представляла собой медный литой 2-створчатый равноконечный крест-энколпион размером ок. 10-12 см. На одной его стороне были изображены Богоматерь в рост с Младенцем на левой руке и святые в медальонах на поперечных и верхнем концах креста; на др. стороне - Распятие. Живший в 30-х гг. XVII в. в купятицкой обители иером. прмч. Афанасий (Филиппович) восхвалял купятицкий образок, «малый помером, но великий чудесами», как главную правосл. святыню на землях Речи Посполитой. Гравюру с К. и. в 1638 г. в Москве он поднес царю Михаилу Феодоровичу; совершил перед ней молебен. В 1655 г., вероятно из-за опасностей начавшейся войны России с Речью Посполитой, часть монахов из Купятич ушла в Киев, взяв с собою чтимую святыню. Видимо, предполагалось вернуть икону в мон-рь, судя по тому, что кнг. Мария Лупу, вдова гетмана Януша Радзивилла, 20 нояб. 1659 г. завещала Купятицкому мон-рю и купятицкой церкви 1 тыс. злотых с тем, «чтобы лампада неугасимо могла гореть перед образом чудотворным». По «Вечному миру» 1686 г. Киев отошел России, и образ в Купятичи не вернулся, хотя правосл. монастырь в Купятичах просуществовал до 40-х гг. XVIII в. (с 1743 стал униатским, в 1817 закрыт, церковь стала приходской). В XVII-XVIII вв. К. и. приобрела большую известность на Украине как одна из главных святынь Киева. Образ находился в соборе Св. Софии в Андреевском приделе в верхней зап. галерее в киоте, между столбами ( Болховитинов. 1825. С. 49-50). Ближние к киоту стены по указанию митр. Арсения (Могилянского) были заполнены стихотворными записями о чудесах от иконы (стерты в 1843-1853 в процессе открытия древних фресок). В 1845 г. киот был перенесен в алтарь Андреевского придела, затем для лучшего доступа богомольцев к иконе помещен у столба; последнее ее местонахождение - в местном ряду справа от царских врат ( Cihkebuч.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в Санкт-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В Петербурге игумен Иоасаф удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших императрицу к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу. 16 августа 1744 года по прямому указанию императрицы Елизаветы Петровны святитель был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре. За время служения в лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но, не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей. Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Сергиевой лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение было совершено в неделю всех святых, в Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

http://patriarchia.ru/db/text/142430.htm...

Петр Иванович Калнышевский родился в 1691 году. Относительно его происхождения исследователи расходятся во мнениях: высказываются предположения, что его отец Иван Калныш (Калнышевский) был из казаков; по другим версиям, он принадлежал к духовному сословию или был подольским шляхтичем. Не позднее 1740-х годов он прибыл в Запорожскую Сечь, где был записан в Кущевский курень. Первое указание на деятельность П. Калнышевского в Запорожье относится к 1750—1752 гг., когда он, в звании войскового есаула, был помощником тогдашнего кошевого, престарелого Григория Федорова, в борьбе с гайдамаками — отрядами повстанцев, действовавшими на землях Правобережной Украины в XVIII веке. В 1755 г. он участвовал в депутации, посланной в Петербург для «некоторых войсковых нужд» — главным образом для того, чтобы хлопотать о возвращении Запорожью земель, захватываемых его соседями. Возвратившись в Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьей, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с тою же целью, что и предшествующая. Но обе они не привели к благоприятным результатам. По возвращении в 1760 г. Петр Калнышевский снова ненадолго был избран войсковым судьей и оставался в этом звании до 1762 года, до своего избрания кошевым атаманом. После этого он вновь отправился в Москву в составе делегации Запорожской Сечи для присутствия на коронации императрицы Екатерины II. В 1763 г. Калнышевский под влиянием запорожской «голоты» был смещен с атаманства; неудачными для него оказались и выборы в следующем году. В 1763 г. он отправился на богомолье в Киев, где получил от киевского митрополита Арсения Могилянского в благословение икону со св. мощами. Во второй раз Петр Калнышевский был избран кошевым атаманом 1 января 1765 г. и оставался в этом звании на протяжении 10 лет до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году. Это был единственный пример такого продолжительного правления за всю историю Сечи. О духовной жизни Петра Калнышевского свидетельствует его исключительная роль в явлении чудотворной «Новокайдакской» (Самарской) иконы Богородицы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=274...

Межигорский монастырь (упразднён при Екатерине II, окончательно разрушен в 1935 г.) В Межигорье 22-летний инок Иларион (под этим именем был пострижен в монашество Иоаким Горленко) своей строгой подвижнической жизнью обратил на себя внимание киевского духовного начальства. В 1727 г. он принял великий постриг с именем Иоасаф от ректора Киевской академии игумена Братского монастыря Илариона Левицкого. Вскоре иеродиакон Иоасаф был определен в преподаватели академии. В эти годы Иоасафа Горленко приблизил к себе и посвятил в иеромонахи высокопреосвященный подвижник-аскет Архиепископ Киевский Рафаил Заборовский (уроженец Галиции, ставший советником Священного правительствующий синода при императрице Елизавете). Иоасаф был поставлен в клирики Софийского кафедрального собора и введён в состав Киевской духовной консистории. В 1737 г. архиеп. Рафаил назначает 32-летнего иеромонаха Иоасафа игуменом знаменитого Мгарского монастыря под Лубнами. За год до того в обители пожар истребил все деревянные здания, а в 1728 г. в ней обрушилась соборная церковь. Молодой игумен, несмотря на острую нехватку средств, выстроил девяностометровый каменный корпус келий. Однако для возобновления храма средств не было, и осенью 1742 г. игум. Иоасаф отправился в столицы для «испрошения доброхотных пожертвований». В Санкт-Петербурге он был принят императрицей. Елизавета Петровна приказала выдать просителю на сооружение храма 2000 руб. Государыня была впечатлена назидательным Словом игумена Иоасафа «Как далеко от нас живот вечный». В 1744 г. по указанию царицы будущий святитель был возведен в сан архимандрита и через некоторое время назначен наместником Троицкой Сергиевой Лавры. При этом за ним оставлялось настоятельство Мгарского монастыря. За четыре года служения в Лавре «он явил себя весьма ревностным и полезным соработником» её настоятеля архиепископа Переславль-Залесского, викария Московской епархии Арсения Могилянского - уроженца городка Решетиловка (ныне Полтавская обл.), который в 39 лет был назначен императрицей проповедником при дворе.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/18/...

23 марта 1745 года архимандрит Иоасаф приехал в Лавру и здесь, в знаменитой обители святорусской, воздвигнутой не златом и серебром, а молитвенным потом и слезами пустынножителей, «начал жить с Богом на послушании наместническом». Наместническое послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандрит Иоасаф проходил до июня месяца 1748 года. За время служения в Лавре он явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля — священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Последний, как член Святейшего Синода, в течении большей части года находился в С.-Петербурге и потому в деле управления Лаврой вынужден был полагаться на ближайшего и надежнейшего своего сотрудника — наместника архимандрита Иоасафа. Приснопамятный архимандрит Иоасаф был, следовательно, ближайшим и постоянным управителем Лавры. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием и победоносно совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге внутренней духовной борьбы и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей. Но недолгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Промысл Божий скоро указал ему, великому труженику Божиих дел и носителю Божией благодати, более обширное и многотрудное поприще деятельности архипастырской, к которой он уже практически был подготовлен. Вскоре он был призван к архипастырскому служению. Кафедральный Свято-Троицкий собор г. Белгорода 1 января 1748 года скончался Антоний Черновский — митрополит Белгородской епархии. Св. Синод представил Ее Величеству доклад со списком кандидатов на это место. В числе кандидатов был помещен архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры наместник Иоасаф (Горленко). 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении высокопросвященного, попечительного и трудолюбивого архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на обширную в то время Белгородскую епархию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

«Первые попытки освободиться от схоластики и приблизиться к направлению Прокоповича в академиях, – пишет П. Знаменский , – встречаем... в 1740-х гг. После этого система Прокоповича начала понемногу проникать и в семинарии, начиная с троицкой» 114 .  Согласно справке Червяковского, «В 1751 г. Георгий Конисский в Киеве и Афанасий Волховский в Москве стали читать догматическое богословие по системе Феофана, с некоторыми впрочем изменениями. В 1759 г., по почину киевского митрополита Арсения Могилянского, по совету его с ректором академии Давидом Нащинским, решено вперед читать догматическое богословие по одному учебнику Феофана. Его то сокращали, то пополняли, и обрабатывали по собственным соображениям. С 1770 г. стали издавать догматическое богословие Феофана отдельными трактатами. С 1778 г. сокращенное богословие Феофана стало учебною книгой в главной (александро-невской) семинарии, а с 1797 г. в александро-невской, впоследствии (с 1809 г .) с.-петербургской академии, в сокращении Иринея Фальковского. Хотя по словам «Истории петербургской духовной академии».., со времени Григория Постникова и Филарета Дроздова (около 1815 г.) богословие получает новый вид, новые основания и новое расчленение, однако “Compendium” Иринея Фальковского ещё в 1827 г. имел новое издание, а это служит признаком, что на эту книгу был запрос в семинариях» 115 В 1713 году, то есть в то время, когда Феофан Прокопович читал свои лекции в Киевской Академии, местоблюститель Патриаршего Престола, Стефан Яворский , приступил к написанию не менее значимого для отечественной богословской науки произведения: «Камень веры...». С определенной долей условности можно сказать, что оно представляло по форме систему. Та схема компоновки богословского материала, которую предпочёл применить автор, была связана со специфическим назначением его богословского труда. Логика изложения материала была подчинена принципам обличительного богословия. Причём, если трактаты Ф. Прокоповича отличались критикой католицизма, то «Камень веры...» имел ярко выраженный антипротестантский окрас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Патриарх Никон, вступивший на престол по смерти Иосифа и принявший под своё покровительство Чудовское училище, возвратил в Москву грека Арсения и определил его помощником Епифания Славинецкого. В тоже время патриархом Никоном в Хутынском Новгородском монастыре была устроена типография для печатания богослужебных книг и ученых трудов и их распространения по всей стране. За годы работы в Москве (1649-1676) Епифаний Славинецкий стал авторитетным и уважаемым человеком и, по словам историка Карташева «был живой академией православных наук». Однако с низложением патриарха Никона Чудовская школа была закрыта, а насельники Преображенского монастыря рассеялись. После вхождения Украины в федерацию с Россией в1664 году в Москву прибыл иеромонах Симеон Полоцкий (Петровский-Ситанович), бывший учителем Киевской Академии при архиепископе Черниговском Лазаре Барановиче. По словам историка Карташева Симеон Полоцкий «…был человеком культурной чеканки польской, а не московской, усвоившим естественно богословское направление, пропитанное латинскими учебниками». В 1665 году, по указу царя в Заиконоспасском монастыре строится деревянное здание, в которое под водительством Симеона Полоцкого направляют учиться грамматике и латыни молодых подьячих Тайного Приказа. Создание школы при Заиконоспасском монастыре было обусловлено конкретной целью – обучению латинскому языку, бывшему тогда языком международной дипломатии, служащих канцелярии царя Алексея Михайловича. Таким образом, появление в Московском государстве второго поколения киевских учёных, получивших образование в могилянском коллегиуме, привело к острой полемике о характере обучения в будущей школе. Возникло два направления: одно возглавил Епифаний Славинецкий, другое - Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий был поборником того, чтобы школа была греческой, не исключавшей целесообразности преподавания в ней латинского языка. Симеон Полоцкий стоял на позиции исключительно латинского образования с предоставлением будущей Академии автономии и материальной самостоятельности.

http://bogoslov.ru/article/1313409

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010