Это самая высокая точка о. Коневец, высота горы составляет в самой высокой точке 34 метра. Как повествует нам житие преп. Арсения, Арсений по прибытии на о. Коневец в 1393 году вначале поселился именно здесь, прожив на вершине Св. горы около 3-х лет в уединении и лишь затем, в 1396 году, перешёл жить на берег Ладоги, на место, где сейчас находится Коневский скит, а до этого стоял первый основанный Арсением монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, на Св. горе состоялось явление Богородицы старцу Иоакиму, ученику Арсения. А было это так. В один из годов Арсений решил совершить второе путешествие на Св. гору Афон, с тем чтобы ещё раз посетить тамошние святыни и проведать братию, вместе с которой он прожил некоторое время, прежде чем придти на о. Коневец. Так получилось, что во время отсутствия Арсения на Коневце случился страшный неурожай. Братия стала терпеть большую нужду, так что некоторые из монахов стали роптать и вознамерились покинуть обитель. Один из преданных учеников Арсения, старец Иоаким, видя великое смущение среди братии, удалился на время из монастыря и уединился на горе в глубине острова, той самой, на которой жил и молился преподобный Арсений по прибытии на остров. Проведя некоторое время в посте и молитве, старец уснул. Во время сна ему явилась сама Богородица и сказала такие слова: «Не скорби, старче, но скажи братии, чтобы не расходилась с сего места, ибо вскоре будет к вам слуга мой Арсений с обилием всего нужного для обители». Старец поспешил вернуться назад к братии и рассказал о чудесном явлении ему Богородицы и передал сказанные Ею слова. На следующий же день приплыл и сам Арсений на двух больших судах из Новгорода, привезя с собой множество припасов. Видя такое чудесное явление братия возблагодарила Небесную Владычицу за явленное Ею чудо и по благословлению Арсения поставила в память об этом событии на месте явления Богородицы старцу Иоакиму крест и икону. Гора получила название Святой, позже на месте креста была поставлена небольшая часовня, а затем, в конце XVIII века, на вершине самой горы устроен скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Коневский монастырь - один из старейших на территории Санкт-Петербургской епархии, расположенный на острове Коневец в юго-западной части Ладожского озера, около 6 км от берега. Время основания обители - конец XIV века. Ее основатель, преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, похоронен на территории монастыря, под папертью храма. Дважды, в 1580-м и в 1610-м годах, обитель уничтожалась в результате шведских набегов. После перехода острова в состав Шведского королевства, обитель была упразднена и возобновлена лишь в 1719 году, в результате возвращения этих территорий в состав России. С 1918 по 1940 годым остров был в составе Финляндии, иноки покинули его только в 1940 году, с приходом Красной Армии. Часть утвари и колокола были вывезены на финскую территорию и сохранились, однако большая часть имущества была уничтожена коммунистами. При советской власти монастырское кладбище и часовня были снесены бульдозерами, каменные постройки были переданы военной части. В 1991 году, когда Коневский монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии, под полом нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения - главная святыня монастыря. В настоящее время обитель активно возрождается. В 2001 году при монастыре создана паломническая служба, организующая поездки к святыням обители. Первая литургия в новом храме преподобного Серафима Вырицкого 28 декабря в келии преподобного Серафима Вырицкого, обустроенной как храм в его честь, была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Назарий, которому сослужила монастырская братия. Небольшой храм на втором этаже Феодоровского корпуса не смог вместить всех пришедших поклониться святому Серафиму. Люди заполнили лестницу, ведущую к домовой церкви. Как рассказал отец Назарий, идея устройства храма в двух сдвоенных комнатах возникла благодаря прихожанам и паломникам, обращавшимся с просьбой помолиться там, где жил один из величайших подвижников веры. Место, где находилась его келия, установлено благодаря духовным чадам батюшки, сохранившим память о посещениях обители и исповедях у старца.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Пимен, архим. коневский и валаамский († 22 дек. 1910), автор описания мон-ря, сообщает, что мощи А. К. были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского мон-ря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий мон-рь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, к-рый, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в мон-рь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-швед. договора, по к-рому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий мон-рь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского мон-ря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей А. К. в Деревяницкий мон-рь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого мон-ря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей А. К. 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого. В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому мон-рю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий мон-рь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в мон-рь 3 сент.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Это предание не в противоречии с несомненно известными событиями. ещё в 1227 г. Корелы здешних краёв были крещены 115 и с того времени конечно переняли у Русских Русский язык, но не все расставались с поверьями язычества. Даже и в 1554 г. архиепископ Макарий писал, что в Водской пятине во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро остаются в силе идолопоклоннические суеверия, благоговейное почтение камней, холмов, озёр 116 . Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своём, показывая собой суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 г. преобразил он скит свой «на Коневском острове» в обитель общежития и построил храм в честь Рождества Богоматери, – изображённого на той иконе, которую принёс он с собой из Афона. Это было совершено по благословению Новгородского архиепископа Иоанна 117 . При архиепископе Симеоне преподобный Арсений снова отправился в Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток, готовы были оставить основавшуюся обитель; но старец Иоаким, прибывший на остров ещё в начале поселения на нём Арсения, крепко молился за них на высоте острова. «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие», сказала старцу во сне Богоматерь. И точно: скоро за тем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах. Эта высота с тех пор называется святой. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера 118 , смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения поставить обитель на нынешнем её месте, где мало по малу сооружён им каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые Новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатой милостыней. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычной лахтой. Это залив, давно занесённый песком и камнями, ныне уже порос травой, но сохраняет своё историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г. 119 . Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудесной страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г. 120 . Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя святого Онуфрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: “Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает”, и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю. Может, была она похожа на нашу, и перед преподобным Арсением вдруг так же явился из тумана этот прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой… Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально уплыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок — икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце. Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи Преподобного — его Афонское благословение — Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преподобного Арсения, написаны православными финнами. Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький диакон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец. После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на “что-нибудь горяченькое” и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью, мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утреннюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-rozhdes...

Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: " Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает " , и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю. Может, была она похожа на нашу, и также перед преподобным Арсением, из тумана, вдруг явился это прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой… Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально упыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок – икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце. Чудотворная икона Коневской Божией Матери Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи преподобного – его Афонское благословение – Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преп. Арсения, написаны православными финнами. Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький дьякон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец. После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на " что-нибудь горяченькое " и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утренюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак.

http://pravoslavie.ru/1737.html

в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416—1421), угодник Божий вновь по сетил святую гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей оби тели. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решились покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании ближайший ученик преподобного благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу, повергся со слезами, моля Пресвятую Бого родицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому стар цу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл прп. Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за мате риальное попе чение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноки поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благо датное явление, с тех пор называется «Святою»; впос ледствии на месте явления построены часовня и скит. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые по ст ройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными келлиями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафед ру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устрое нии новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Бла гочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения свя тителя прозвалась самая лахта, или пристань, при которой стоял прежний мо настырь, Владычной лахтой. В заботах и трудах об обители и в подвигах иночества прп. Арсений дос тиг глубо кой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укры лись годы ино ческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал прп. Арсений духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божест венных Таин и мирно скончался 12 июня 1447 году.

http://isihazm.ru/1/?id=616

горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.             Скиты Скиты Валаамского архипелага: Скит Всех Святых (Белый скит); Святоостровский скит (преподобного Александра Свирского) восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года; Ильинский скит (уничтожен в 50-ые года, заново отстроен в 2006 году); Никольский скит; Предтеченский скит; Коневский скит (разобран в 1950-ых годах, ныне восстановлен); Свято-Авраамиевский скит (разрушен); Воскресенский скит (Красный скит); Гефсиманский скит; Смоленский скит (восстановлен в 2005 году); Свято-Владимирский скит (построен в 2007 году). Скиты на других остравах Ладожского озера: Германовский скит ( остров Сюскюансаари) с церковью Александра Невского, в настоящее время находится в руинированном состоянии; Сергиевский скит (остров Путсаари); Тихвинский скит (остров Воссинансаари) в наши дни не существует, все постройки скита были разрушены. [править]Возрождение жизни монастыря. Современность       Скиты подробнее   Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

Часовня на Конь-камне (1895). Конь-камень - огромный валун серого гранита размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров - бесспорно является одной из главных достопримечательностей о. Коневец. Это единственный таких больших размеров камень на Коневце, весит он более 750 тонн. Когда-то, много тысяч лет назад, он был принесён сюда ледником со Скандинавских гор и, когда ледник растаял, так и остался лежать на своём месте. В историческом отношении этот огромный камень запечатлен как древний памятник народного суеверия, по которому он и был назван Конь-камнем, а сам остров - Коневцом (хотя финны еще очень долго после этого называли остров просто Рантасаари - Прибрежный остров). Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, этот камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители, которые использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей, приносили на этом камне в жертву коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как гласит придание, обитали в этом камне. Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, должно быть еще застал остатки этого гнусного обычая. Пришедши на Конь-камень преподобный Арсений нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений здесь в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил камень святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь с острова к противоположному выборгскому берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Начиная с этого времени, как гласит предание, на Коневце не водятся змеи (Коневец - это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители. Затем, во времена запустения обители, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле Иларионе. Часовня была высотой около 3 метров, с небольшой галереей. Внутри находились «простой работы» иконы и деревянный крест. Нынешняя часовня с красивыми оконными наличниками, украшенными пропильной резьбой, построена в 1895 году и в настоящей момент полностью восстановлена. Подняться в часовню можно по пристроенной к Конь-камню деревянной лестнице. Изнутри часовня не имеет особых украшений, стены и потолок выкрашены простой белой краской. Лишь на восточной стене, прямо напротив входа, помещены две иконы современного письма: одна Божией Матери Коневской, другая преп. Арсения. Перед иконами стоит аналой для чтеца.

http://sobory.ru/article/?object=00111

В ряду избранных святых А. Л. изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским ; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским , благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом , на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: «Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще». Известны изображения А. Л. в композиции «Собор Новгородских святых»: на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. Ксенофонта Робейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским , в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду. Лит.: Прп. Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец): Житие и описание Леохнова мон-ря. СПб., 1994. С. 31-32; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619. Т. 2. С. 54-55. О. А. Зверева, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116078.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010