Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Святые проповедники евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии На долю нынешнего поколения православных русских людей выпало счастливое время – быть свидетелями и участниками торжеств тысячелетия утверждения христианства на Руси. В 988 г. святой Владимир, прозванный благочестивым народом «красным солнышком», вместе с рукой византийской царевны Анны принял сам крещение, а затем крестил и киевлян. Значение этого события, введшего Русь в общую семью христианских народов, было для неё настолько велико и важно, как в IV в. для всего мира объявление святым римским императором Константином Великим христианства дозволенной религией. За истекшее тысячелетие Русская Православная Церковь прошла большой исторический путь, вписала много славных страниц в летопись великих и светлых событий. В данном сообщении открывается лишь небольшая часть летописи, посвящённая святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 . Согласно местному преданию, хранимому Финляндской Православной Церковью , Валаамская обитель, названная Предстоятелем Финляндской Православной Церкви Архиепископом Павлом «колыбелью Православия в Карелии», основана была в 960 г. 80 Организаторами монашеского жития на Валаамских горах явились преподобные Сергий и Герман, пришедшие на остров Ладожеского озера в начале XIV столетия. В Новгородском свитке конца XVI в. сообщается следующее: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам» 81 . Подвижники с усердием потрудились в деле благовестия христианской веры местным жителям. Им пришлось и защищать православие от действия шведов-католиков, которые во главе с королём Магнусом насаждали латинство среди карелов огнём и мечом. Насилия католиков вызвали обратную реакцию – население стало возвращаться в язычество и искать помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Скачать epub pdf Слово перед сбором пожертвований на русских голодающих иноков св. Афона 32 В числе многих спасительных книг нашей Православной Церкви есть книга под названием «Афонский патерик», в которой содержится описание жизни и подвигов всех афонских угодников Божиих с самых древних времен. Церковное предание нам говорит, что Афон посетила еще во время земной Своей жизни Пречистая Божия Матерь, избрав его Своим жребием евангельской проповеди , чтобы сделать его оплотом истинной христианской веры и жизни на все века. Поэтому Афон сделался духовным рассадником, откуда вышло немало великих иерархов и столпов Церкви, из коих некоторые были выдающимися Константинопольскими патриархами. Один из афонских иноков и подвижников XIII века, св. Савва, сын Сербского самодержца Стефана Неманя, был первым главою автокефальной Сербской Церкри. Знаменитый защитник Православия св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникский, изобличивший в XIV в. еретиков Варлаама и Акиндина, вышел с Афона 33 . Тот же Афон дал России в XI веке преп. Антония Печерского, отца русского иночества 34 , а в XV в. преп. Нила Сорского , как отца скитского подвижничества в нашей Церкви 35 . Преп. Арсений Коневский и страдалец за Русскую Церковь , знаменитый Максим Грек , пришли к нам с Афона – первый в XIV, а второй в XVI веке 36 . Между выдающимися аскетами и созерцателями-богословами Добротолюбия , этой величайшей сокровищницы святоотеческого учения для всей вселенской Церкви, мы находим подвижников XIV в.: преп. Григория Синаита , Константинопольского патриарха Каллиста II и его сотаинника Игнатия. Их также произрастил св. Афон, как это видно из Афонского патерика 37 . Читая эту книгу, приходишь в изумление от величайших подвигов, которыми прославилось афонское иночество. Так например, преп. Герасим Новый, подвижник XVI в., в течение 30 лет не вкушал совсем хлеба, а питался одними только травами 38 . Преп. Иерофей, подвижник XVIII в., спал только один час в сутки 39 . Подвижник того же века, преп. Акакий Новый в течение 20 лет ел через два три дня и притом почти совсем не вкушал хлеба, довольствуясь одними дикими травами. Впоследствии он совсем отказался от хлеба и для своего питания превращал в порошок мрамор и дикие травы, делал из всего этого смесь, варил ее и так питался, пока у него не открылось кровохаркание, причем прожил сей угодник Божий около 100 лет. Но еще более поразительно в жизни Акакия Нового то, что при всех своих величайших подвигах он имел изумительное смирение. Один из учеников Акакия спросил его: видел ли он Христа? «Да, видел, ответил старец. – Что же Он сказал тебе? – спросил ученик. – Господь сказал мне, – отвечал св. Акакий: Гряди по Мне, исполняй Мои заповеди. И однако же я не последовал Ему». При этих словах дивный старец горько и безутешно заплакал 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Из правдивых уст в Бозе почившего восприемного отца моего, Симоновского старца иеросхимонаха Илариона 1 , удостоился я неоднократно слышать воспоминания об отце иеро-схимонахе Ионе, который был духовным старцем отцу моему, Илариону, и долго жил вместе с ним в одной келлии, в московском Симоновом монастыре. Слушая всегда с доверчивым вниманием и благоговением назидательные беседы моего старца, я с особенным тщанием замечал, и даже вскоре записал следующие воспоминания, относящиеся к благочестивой жизни покойного старца иеро-схимонаха Ионы: 1) Отец Иона, до вступления в монашество, принадлежал к числу обывателей Орловской губернии, города Волхова. С отроческих уже лет заметен был в нем нрав самый простой и тихий. Достигши совершеннолетия, он вступил, по желанию своему, в Площанскую пустынь, находящуюся в той же Орловской губ., и быв послушником, ревностно нес тяжелые послушания; ибо имел довольно значительную силу и от природы крепкое сложение. Начальники и братия очень любили его, как за усердие к трудам, так и за кроткое, простое, подобное младенческому его сердце. 2) При всей своей простоте, он один имел способность замечать и ценить особенно благоговейных и учительных старцев, и со вниманием вопрошал их о спасении души; а потому вскоре сблизился преимущественно с блаженным старцем иеромонахом Адрианом (впоследствии иеро-схимонахом Алексием Симоновским), который перешел в Площанскую пустынь в 1770 годах. Сему благоговейному старцу отец Иона вверил себя в глубокое сыновнее послушание и жил с ним неразлучно около 30 лет. Совокупная жизнь их, начавшаяся в Площанской пустыни, продолжалась в Брянских лесах, в Коневской обители, и окончилась в московском Симоновом монастыре. 3) Во время пустынножительства в лесу, отец Иона, при непрестанной умной молитве, по руководству своего старца, занимался и рукодельем: делал из дерева ложки, чашки и ковши, которые они и променивали на хлеб. По-часту это рукоделье его производилось на открытом воздухе, даже зимою. Спал он как летом, так и зимою, в холодных сенях пред старцевою келлиею, и на вопрос: как он переносит это? отвечал: у меня тёпел тулуп... Таково было его самоотвержение!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

В Выборгской епархии состоялись праздничные богослужения, открывающие юбилейные торжества, посвященные 625-летию Коневского монастыря 28 июня 2018 г. 10:19 25 июня 2018 года, в день памяти преподобного Арсения Коневского, в Выборгской епархии открылись торжества в честь 625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря, расположенного на острове Коневец в Ладожском озере. Первая часть торжеств, посвященных знаменательной дате, прошла 11-13 июня в Финляндии. Открывая торжества в России, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , священноархимандрит Коневского монастыря, несколько дней назад освятил стелу с Коневской иконой Божией Матери на повороте с трассы Санкт-Петербург — Приозерск на поселок Плодовое, где начинается дорога к Коневцу. За богослужением молились прибывшие на торжества епископ Йоэнсууский Арсений ( Финляндская Автономная Православная Церковь ), епископ Кронштадтский Назарий ,  епископ Канский и Богучанский Филарет , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , настоятель Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райаполви), клирики Санкт-Петербургской митрополии . Вечером 24 июня всенощное бдение в обители на острове Коневец совершили архиепископ Грозненский и Махачкалинский Варлаам , епископ Йоэнсууский Арсений, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Канский и Богучанский Филарет, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, наместник обители игумен Александр (Арва), братия монастыря, прибывшие с архипастырями клирики. На торжества на остров Коневец прибыли около 1200 паломников. Утром 25 июня архиереи возглавили служение Божественной литургии под открытым небом у Рождество-Богородичного собора обители. Среди молившихся за богослужением были вице-губернатор Ленинградской области С.Н. Перминов и глава Выборгского района Г.А. Орлов. Затем состоялся крестный ход с мощами преподобного Арсения Коневского к часовне явления Пресвятой Богородицы. Владыка Игнатий обратился со словом к гостям праздника, братии обители и паломникам. «Сегодня мы открываем юбилейный год 625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Это еще не сам праздник, а его преддверие. Закрытие юбилейного года совершит Святейший Патриарх Кирилл 23 июля 2019 года. Он дал свое согласие на посещение нашей обители и совершение Божественной литургии здесь, в стенах монастыря», — сообщил, в частности, архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/5228099.ht...

В день памяти преподобного Арсения в Коневском монастыре освятили нижний храм 26 июня 2009 г. 13:07 В день памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, на острове Коневце в Коневском монастыре освящен нижний храм Сретения Господня. Чин освящения и Божественную литургию совершил викарий Санкт-Петербургской митрополии епископ Выборгский Назарий . Ему сослужили благочинный Петергофского округа протоиерей Александр Кудряшов, настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко, проректор по учебной работе Духовной академии протоиерей Василий Стойков, клирики Санкт-Петербургской епархии и Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Несколько сотен паломников из Санкт-Петербурга и области приехали поклониться святым мощам преподобного Арсения Коневского и разделить радость насельников монастыря в достижении новой вехи возрождения обители. Приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира зачитал секретарь епархии игумен Мстислав (Дячина). «Освящение храма всегда является определяющей и символичной вехой в возрождении церковной жизни в том или ином месте, ибо молитвенное собрание вокруг Трапезы Господней и есть средоточие и центр духовного общения всех, кто именуется христианским званием», — отметил владыка Владимир. Он напомнил, что путь к этому событию занял почти два десятилетия — с тех пор, как в 1990 году монастырь был возвращен Церкви, и в нем начались богослужения. Знаменательно, по словам владыки, «что с самого начала на этом пути с нами пребывал сам преподобный Арсений, честные останки которого были обретены вскоре после открытия обители». В сане архимандрита будущий владыка Назарий в 1991-1994 годах был первым после 50-летнего запустения настоятелем Коневского монастыря. Обращасясь к молящимся, он сказал: «Помню, как, встречая здесь Патриарха Алексия II, я назвал нас мусорщиками. Так вот, эпоха мусорщиков подошла к концу, ее сменила эпоха строителей. Пока что мы живем не своими святыми дарами, не своими молитвами, а молитвами наших святых, в том числе молитвами преподобного Арсения Коневского. Хотелось бы надеяться, что с этого момента в обители начнется новая эпоха — эпоха молитвенников».

http://patriarchia.ru/db/text/679992.htm...

Санкт-Петербург. Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии. Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке. В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. – в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения. Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

http://sobory.ru/article/?object=36056

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-11-08 21:34:11 Владелец: GNV86 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день, помогите узнать кто изображен на иконе. Икона досталась от бабушки (живет в Белоруссии) образ изображен на деревянной доске.В интернете ничего не удалось найти. Попытки опознаний [ 2011-11-13 04:44:30 ] Tasha : Точно могу сказать только то, что на иконе изображен святой преподобный, схимник. Есть похожий образ прп. Захарии Печерского, Постника. Но есть определенные отличия. Поэтому очень сомневаюсь. Будет легче установить имя Святого, если Вы укажете имена мужа вашей бабушки (вашего дедушки), ее отца и сына(если был), т.е. всех мужчин в ее семье. Икона приобреталась или была подарена скорее всего человеку с таким же именем как у этого святого. Если знать имена мужчин в этой семье, то круг поисков сузится и возможно удастся установить имя святого. [ 2011-11-14 18:12:03 ] tol : GNV86, Ваша задача не выходит у меня из головы, даже ночью задумываюсь, кто же это, не знаю почему, но эта икона оказалась близка моему сердцу, как будто этот лик я уже видел. Пересмотрел иконы нескольких известных преподобных, но не помогло. Сходил в один храм, где на моей памяти была икона особо чтимых преподобных, и сфотографировал список этих святых. Сейчас, просматривал иконы преподобных по этому списку уже на сайте, нашел одну интересную икону: Преподобный Арсений Коневский: http://pravicon.com/images/sv/s0265/s0265006.jpg Лики даже в деталях - нос, усы, брада - имеют много схожих черт у этих двух изображений. Взгляды все же (как мне кажется) различны, хотя многое в вопросах передачи взгляда зависит от иконописца. Кроме того, я загрузил в соответствуюзий раздел еще икон преподобного Арсения, поскольку был удивлен, насколько ПО-РАЗНОМУ изображают его лик... На настоящий момент я все еще не уверен, что на Вашей иконе именно прп. Арсений. Может со временем найдется более точная копия Вашей иконы с подписью. Я сам буду следить за этой темой, так как правильный ответ ожидаю не меньше Вас :)

http://pravicon.com/unknown-3

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010