До греха тебя может безпокоить только любопытство, некоторая сладость греха, таящаяся в нашей греховной плоти, после же греха открывается жажда его, доходящая у некоторых до страданий и муки, открывается угрызение совести, скорбь о потерянной чистоте, необыкновенная трудность восстановления себя, изглаждения греха. До греха если ты и слаб и удопреклонен ко греху, но с тобой неразлучно пребывает благодать Божия, которую ты не можешь не чувствовать и которая накладывает особый отпечаток на твое внутреннее настроение, даже на лице и на твои глаза, накладывает на тебя отпечаток духовной радости и душевного спокойствия, после же греха ты, по крайней мере на время, лишаешься благодати Божией, лицем делаешься печален, скорбен, нося на себе печать отвержения, а в глазах твоих видна растерянность и зависть. Мне пришлось присутствовать в Московской Синодальной Конторе при допросе афонских иноков, по поводу их взгляда на сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Получилось тяжелое впечатление от их настроения: они обнаружили все признаки гордыни, духовной прелести 203 . Ведь на собрании присутствовал целый сонм архипастырей Православной Русской Церкви (10) во главе с митрополитом Московским Макарием , этим высокой духовной жизни старцем, который держал себя смиренно, кротко, как агнец 204 . И что же, – афонские иноки не оказали должной чести этому сонму. Если бы они чтили и уважали авторитет и голос православных архипастырей, которым, собственно, Господь и вручил право учительства в Церкви, если бы они были смиренны сердцем, – они пали бы ниц пред святителями и умоляли бы их помочь им уяснить тот вопрос, который так их встревожил. И если бы и после данных разъяснений им казалось многое не ясным, не точным и даже ошибочным, то и тогда они не переставали бы просить молитв у святителей, чтобы Господь помог им пребывать в истине. Ничего этого не было. Чувствовалось, что афонские иноки в своем сердце давно уже произнесли суд не только над собравшимися здесь иерархами, но, как впоследствии оказалось, и над самим Святейшим Синодом. И нужно было видеть, с одной стороны – спокойное, кроткое обращение с афонскими иноками всех членов присутствия, а с другой – волнение афонских иноков, чтобы убедиться – кем руководит благодать Св. Духа, которая, по пророку, «ни во огни, ни в трусе, ни в вихре, а в гласе хлада тонка – в веянии тихаго ветра». Своим неспокойным настроением на собрании афонские иноки ясно показали, какою мудростию они проникнуты. «Мудр ли и разумен кто из вас, – говорит Апостол, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостию. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Он так сосредотачивался в молитве и так к ней прилеплялся, что часто, когда приходило время труда, даже и не думал прекращать молитвы. Тогда по необходимости мы подходили к его окошку, чтобы позвать его, и видели, как он стоял прямо и пребывал в мире ином. – Геронда, пришло время труда. И старец, придя в себя, в недоумении отвечал нам: – Разве уже рассвело? При всей своей простоте этот старец постиг саму суть монашеской жизни. Всего себя он предал послушанию и подвигу, почему и сподобился желаемого. Он обрел в себе молитву, обрел Бога. Монах, который не стремится к этой цели в первую очередь, потерпел неудачу. Старец Арсений был тихим и великим делателем добродетели. Это один из современных афонских святых. Благословение его да пребудет с нами. Старец Иосиф   Настоящее не только по долгу, но и по справедливости посвящается ныне уже преставившемуся к небесам приснопамятному моему старцу и честному игумену монастыря святого Дионисия Харалампию как ведущему свое происхождение и по плоти и по духу из рода Арсения Пещерника. Приими же, отче приснопамятне, настоящее, яко надгробную лепту вдовы, безмерной признательности ради. Монах Иосиф Дионисиатис   Введение Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13, 7 Когда я впервые решил посетить Святую Гору Афон в спасительное лето 1964 года, то, по Божественному устроению, монастырь святого Дионисия был первой святогорской обителью, принявшей меня. В нем мы с моим другом-мирянином (ныне он иеромонах) прожили около двадцати дней. Там среди других отцов был особенно славен приснопамятный игумен Гавриил. Этот чудный игумен ради повышения, как он говорил, духовного уровня призвал из афонской пустыни добродетельных духовников для помощи ему в его священных трудах. В то время обитель получила особое благословение, обогатившись одним из таковых духовников – из духовных чад великого исихаста наших дней старца Иосифа Пещерника. Духовника звали отец Один наш земляк, послушник предложил провести нас к подвижнической каливке духовника, которая находилась на расстоянии часа с небольшим ходьбы от обители по направлению к Новому Скиту.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Потом без всякой епитимии и без всяких рассуждений бунтовщики завлекали подписываться под сим актом всех, кто только изъявлял к сему хоть малейшее желание. Сколько человек подписалось под сим еретическим актом – достоверно неизвестно. Наказание свыше от игумена Арсения Вскоре после сего иг. Арсений был разбит параличем 28 и лишился употребления речи. В этом ясно обнаружилась карающая десница Божия, но имябожцы понимали это по-своему и подыскали в Библии у св. Пр. Иезекииля в 3-й главе, ст. 20–27, следующий стих: «И язык твой я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им. Так говорит Господь Бог, кто хочет слушать – слушай, а кто не хочет слушать – не слушай, ибо они мятежный дом. Несмотря на найденный текст, который бунтовщики хотели применить к оставшимся верными православной церкви, они ошиблись в своих расчетах, так как уста иг. Арсения не отверзались более для хуления церкви Божией и для совращения православных в имябожескую ересь. Смерть игумена Арсения Дабы закончить с о. Арсением, с момента паралича переставшим играть в описываемой истории смуты какую-либо активную роль, прервем хронологическое выяснение событий. За несколько дней до смерти о. Арсения к нему приходил арх. Иероним и спрашивал его, принимает ли он послание Св. Синода и Вселенского Патриарха, причем и показал ему акты. На это о. Арсений, не имея возможности говорить, движением руки дал знать, что не принимает. Вследствие сего, по распоряжению Афонского Протата, после его смерти, над телом его не было совершено обычного отпевания, но только тело о. Арсения закопали при пении «Святый Боже», как принято погребать всех отщепенцев православной церкви. Такой печальный конец о. Арсения должен послужить вразумлением всем тем, которые, слушая его учение, сбились с правого Пути и, как известно из газет, и доселе остаются в своем заблуждении. Грамота вселенского Патриарха Германа V Киноту

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Папы и мамы, все мы должны усвоить непреложную истину о том, что перед правосудием Божиим весь мир лежит во зле. А коли так, то все люди преступают заповеди Божии, согрешают перед Создателем нашим, пролившим ради спасения нашего Пречистую Кровь Свою. Видя греховность свою, начнем сетовать, сокрушаться, «болезновать сердцем» — как сказал афонский старец Арсений (Минин), — просить у Небесного Отца прощения; постараемся при этом иметь слезы покаяния, ибо они угашают геенну огненную. Вот, дорогие братья и сестры, святые отцы предлагают нам этот Евангельский путь к спасению души, забота о которой должна быть превыше всего прочего: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф. 16, 26 ). Спасение души — главная цель человеческого существования на нашей грешной земле. И одно из величайших средств на пути к этой цели — Таинство Покаяния. Не медлите, идите к Нему, Который зовет нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Мф. 11, 28 ). Но мы почему-то медлим, не спешим, не торопимся, словно нам тепло и уютно пребывать в греховном болоте. А Господь нас все ждет и ждет и не спешит нас наказывать, потому Он Многомилостив, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2 Пет. 3,9 ). Комментарии?.. Просто следует добавить, что регулярная исповедь священнику родителей, да и детей (старше семи лет) — послужит хорошим барьером от проникновения в организм (в душу и тело) человека греховного вируса того или иного заболевания. Повторяем, только регулярная исповедь (не реже одного раза в месяц) может послужить хорошим (необходимым) профилактическим средством. Если вы почему-то не совершаете молитвенного правила (не молитесь утром, вечером и в продолжение дня), то вы совершаете ошибку, необходимо его (правило) исполнять. Библия, иконы с теплящимися лампадами, святая вода, просфора — необходимы в каждой православной семье. Почитайте праздники, любите детей, дети — родителей, живите в мире, и Бог мира дарует нам телесное и душевное здравие, а самое главное — измените всю свою жизнь, повернитесь лицом к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, положитесь целиком на Его Божественную волю, не отступайте от Него, не обольщайтесь посулами врага рода человеческого, не стройте иллюзий и рая на земле — месте временного нашего пребывания, а стремитесь в Дом Отца Небесного, у Которого обителей много и Жизнь вечная. III

http://azbyka.ru/zdorovie/esli-v-pravosl...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Чем сердце просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложной; любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии и прочем подобном. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Она, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, т. е. нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего… Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Одно срубленное и очищенное дерево быстро катилось по подкосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «уйди скорей»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось. Человек этот был для меня чужой: я не знал его, а если бы это был родной, то, думаю, вряд ли остался бы я жив. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Почему любовь к ближнему должна быть самоотверженной до того, что мы должны быть готовы при необходимости отдать жизнь свою за друзей своих? Потому что только такая любовь исключает из нашего сердца самолюбие, из которого происходит всякое зло; и только такая любовь к ближнему теснее, ближе всего нас подводит к любви Божией. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ).

http://azbyka.ru/semya/dushevnyj-lekar-o...

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Календарная реформа в Румынской Православной Церкви, проведённая в запланированный день, была совершенно адекватно воспринята подавляющим большинством румынского народа и духовенства. Однако за пределами Румынии, на Святой Горе Афон, развернул широкую пропагандистскую прораскольническую деятельность святогорский иеромонах румынского происхождения Арсений (Коттеа), насельник скита Проватос. С первых дней перехода Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви на новоюлианский календарь на Афоне возник «Священный Союз Монахов Зилотов», состоявший из оппозиционно настроенного иночества, который призывал не поминать за богослужением имя Вселенского патриарха 926 . Во главе афонского сопротивления стояли иеромонахи Арсений (Коттеа) и Матфей (Карпафакис). Вместе с группой своих последователей они покинули пределы Святой Горы и всецело предались пропаганде старостильнических идей на территории Греции. Ради успеха проповеди иеромонах Арсений изменил свою фамилию с Коттеа (Cottea) на Коттеас (Κοττας), всюду представляясь греком из Лаконии 927 . Об интеллектуальном уровне и богословской просвещённости этого схизматика красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что юлианский календарь является источником христианских догматов 928 . В протоколах заседания Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви от 23 мая 1925 года иеромонах Арсений (Коттеас) назван «безблагодатным чужеземным монахом» 929 . Представителями же румынского посольства в Греции иеромонах Арсений был преследуем и воспринимался как вызывающий отвращение бродяга 930 . Таким образом, ко времени проведения Румынской Православной Церковью календарной реформы, в Греции уже приобретал опыт старостильнического сопротивления безграмотный, но весьма активный монах-проповедник. Вернувшись в Румынию, Арсений (Коттеас) предпринял попытку ведения пропагандистской деятельности в родном отечестве. Для простодушного православного населения авторитет афонского иночества всегда оставался чрезвычайно высоким, что позволило иеромонаху Арсению достаточно успешно вносить смущение в сердца простодушных румын. Несмотря на то, что раскольник-святогорец вскоре был выдворен правительством из страны, его идеализированный образ надолго стал неизменной составляющей проповедей румынских старостильников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

нем и делах его, и в праздник св. великомученика и целителя Пантелеимона мы видели его довольно веселым и радостным: но дни земной страннической жизни его в судьбах Промысла Божия были уже сочтены. Как выше упомянуто было, в начале осени 1879 года о. Арсений, идя по улицам Петербурга, нечаянно споткнулся, упал и ушиб себе ногу. Нога его так разболелась, что он принужден был, по совету врача, довольно продолжительное время не выходить из келлии. С течением времени, боль в ноге, прошедшая было, возобновилась с новою и большею силою и о. Арсений нашел более для себя удобным заняться надлежащим излечением ее в Москве, куда и прибыл вскоре, и остановился, дабы не быть развлекаемым многообразными посетителями, в монастырском доме на Полянке, в приходе Успенской, в Казачей, церкви, – бывшем Сушкина. От боли ноги ходить он уже не мог и поспешил обратиться за помощью и советом к знаменитому хирургу Новоекатерининской больницы г. Новацкому. «Ваше превосходительство многоуважаемый Иван Николаевич»! – так от 24 октября написал он к доктору письмо. «Вот уже 10 дней лежу, а нога моя не улучшилась 17 , и в такое пришла состояние, что никак не могу на нее наступить, хотя и нет особой боли. Не потрудитесь ли указать: к кому из докторов мне обратиться с просьбою о помощи? Простите утруждающего вас, имею честь быть смиренный богомолец и. Арсений». Как явствует из письма, о. Арсений, при всем знакомстве своем с г. Новацким, не смел, по смирению своему, прямо просить его о помощи, и даже не отдумал ли, по тому же смирению, посылать это письмо, так как оно обреталось в подлиннике в его бумагах? Не знаем кто из докторов пользовал о. Арсения. Но только боль в ноге его уничтожилась и мог он ходить, и тогда тотчас принялся он за обычную свою деятельность; но деятельность эта продолжалась уже самое краткое время. Ноября 15 дня заболел он острым воспалением легких и принужден был слечь в постель. Тут уж о. Арсений понял, что Господь воззывает его к Себе. И поспешил известить о себе Афонских старцев и испросить у них последнего прощения и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Старец Арсений, видя духовные дарования отца Иоанникия и ведая высокое предназначение, отведенное ему Промыслом Божиим, поначалу благословил его на некоторое время на безмолвное житие в уединенной келлии, для того чтобы новопостриженный отец Иоанникий смог успокоить свою душу, умиротвориться, сосредоточиться и насладиться безмолвием, к которому он так стремился всю жизнь, и это пустынное «внешнее» безмолвие вскоре должно было для него замениться духовническим служением многим братьям-инокам. Истомившаяся духовной жаждой душа монаха Иоанникия погрузилась в такую углубленную, нерассеянную молитву, которую может дать только поистине безмолвное житие. Опыт сердечного обращения к Спасителю, обретенный им еще во время брани духовной посреди мира, стал для него здесь, в афонской пустыне, хлебом насущным, который он с алчбой и жаждой вкушал день и ночь, и, по неложному обетованию Господню, был насыщаем благодатью, укрепляем неведомыми нам утешениями и посещениями. За совершенное послушание, безграничное доверие духовнику и исключительное самоотвержение монах Иоанникий пользовался особым доверием и любовью старца Арсения. Видя в нем сосуд избранный, испытанный и закаленный, чистый и вполне способный вместить высокое духовное научение, отец Арсений сделал его своим сотаинником в умном делании и руководил им в прохождении обучения молитве Иисусовой. Получая великую пользу от своего старца, монах Иоанникий, преданный и верный его ученик, не считал нужным искать себе других советников, наставников и руководителей. От собеседований с другими монахами он всячески уклонялся, был всегда настолько самоуглублен, внимателен и благоговеен, что вскоре всем знающим его стало заметно его духовное преуспеяние, и о нем заговорили как об особом ученике духовника Арсения. А вскоре отец Арсений благословил его и самому принять к себе учеников. Отец Иоанникий стал им за старца, а отец Арсений – общим руководителем и духовником, как и всем прочим русским инокам Святой Горы. Сделал это отец Арсений с великим разумением и мудрым расчетом, устраивая таким образом для отца Иоанникия как переход от пустынножительства к общежитию, так и от послушничества к наставничеству. Но даже после того, как отец Иоанникий за послушание старцу Арсению принял на себя старческие обязанности, в душе он все равно оставался смиренным учеником своего духовного наставника до самой его блаженной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Голодовку! – Хорошо, делай так! – сказал ему старец, который понял, что словами не сможет переубедить его. Действительно, неделю отец Афанасий не ел и не пил. – Отец Афанасий, покушай что-нибудь, – обратился к нему старец. – Нет! Оставь старую собаку подыхать! – грубо отвечал отец Афанасий, как маленький капризный ребёнок. Тогда старец понял, что пора действовать. «Сейчас я с ним управлюсь», – подумал он. – Отец Арсений, можешь приготовить нам своих ароматных понтийских оладий? – Как благословите, Геронда, – сказал отец Арсений и начал готовить. Оладьи отца Арсения были очень вкусными. Отцы скушали по два-три оладушка. Отец Афанасий смотрел на них, стараясь не вдыхать запах корицы и жареного грецкого ореха, который распространялся от еды. И, в конце концов, не выдержал. – Ну ладно, я не буду умирать! – сказал он. – Тогда кушай, – предложил ему старец. – Если не будешь умирать, почему не ешь? – Буду есть! – решительно сказал отец Афанасий. – Отец Арсений, сделай оладий и для отца Афанасия. Так отец Афанасий начал есть. Взял один, два, три… уже семь штук, и не собирался останавливаться! – Эй, ну ты что! Когда ты наешься? – спросил отец Арсений, который уже устал готовить! – Если я ремень ещё на одну дырочку расширю, отец Арсений, я ещё семь штук съем! – Ну ты тогда сам бери сковородку и готовь! – предложил отец Арсений и ушёл. Так гениальный план старца Иосифа удался! Дар разбираться в людях, которым он обладал, давал ему возможность общаться с каждым согласно его устроению и характеру. Так, отец Афанасий получил свой урок. Он понял, что каждое искушение, которое попускает Бог , человек должен встречать с терпением и молитвой, не отчаиваясь, потому что в конце он получит от этого много пользы. Мастер-ломастер Домик, в котором жил старец Иосиф в скиту Малой Святой Анны, находился в глухом месте и был совершенно не защищён от непогоды. Зимой он превращался в настоящий холодильник. Отцы настаивали и, в конце концов, убедили старца разрешить им построить печку. Это дело взял на себя отец Иосиф-младший, который был опытным в технических работах и т. д. Однажды вечером он всё измерил, собрал материалы и утром на следующий день пошёл взять благословение старца Иосифа начинать работу. Погода была очень хорошей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010