Краткое пребывание игумена в Махре ознаменовалось двумя пожарами в обители. А уже 6 ноября отец Герман получил повеление вернуться обратно. Через десять дней он снова был в Зосимовой. Авторитет зосимовского настоятеля был столь высок, что к нему за поддержкой обратились не только гонимые афонские делатели Иисусовой молитвы, но и Владыка Макарий, Митрополит Московский, просил отца Германа дать свое суждение об афонских спорах. 20 мая 1911 года идейный лидер имяславцев, схимонах Иларион обращается к отцу Герману с просьбой «походатайствовать перед начальством – духовным и светским о кровных нуждах Кавказских пустынножителей». 13 На оба эти обращения старец отвечал: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовию». Молитвенному деланию и, в частности, Иисусовой молитве зосимовский подвижник предавал огромное значение: «Особенно же в молитве Иисусовой надо ожидать каждое мгновение нападения от врага. Когда помолишься, как должно, – ожидай того, что не должно. Надо бдительно стоять на страже сердца, чтобы при первом наступлении бить супостата именем Иисусовым, ибо нет для него более страшного оружия ни на земле, ни на небе. «В терпении вашем стяжите души ваши ». 14 Вечером 28 июля 1916 года в своей келье игумен Герман принял пострижение в великую схиму от руки епископа Арсения (Жадановского) . С этого момента помыслы старца были всецело заняты достойным приготовлением к блаженной вечности. Когда исполнилось 50 лет монашества отца Германа, преданные ему чада хлопотали о том, чтобы почтить подвижника митрой. Но лаврское начальство ограничилось награждением палицей и наперсным крестом с украшениями от Святейшего Патриарха. Надевая их на старца, епископ Арсений сказал: «Для тебя не важно, конечно, сами по себе награды земные, ибо ты ищешь единой почести у Господа Бога.» Имея дар рассуждения, отец Герман хорошо распознавал духовную прелесть. Многим, так называемым блаженным, носящим вериги, чугунные шапки, посохи, предсказывающим и бегающим зимой босиком, он не доверял, а нечувствительность их к холоду объяснял простым горячением крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященный и здесь назидал братию и богомольцев своим словом. Преосвященный вместе с нами остановился в подворье Пантелеймоновского монастыря, профессора с лаврскими монахами – в Андреевском подворье. Нам отвели прекрасные, чистые комнаты с чудным видом на Золотой Рог и Стамбул. – Не успели мы переодеться, как любезнейший и услужливейший гостиник отец Евгений уже бегал по номерам, приглашая в общую столовую кушать. В столовой мы были только одни, пропели молитву, Владыка благословил трапезу и уселись пред возвышающимися пирамидой тарелками. Обед был сытный и разнообразный. Прославленное афонское гостеприимство оправдало себя. От. Евгений изо всех сил старался услужить и, не уставая, угощал, приправляя приглашение невинными прибаутками. Казалось, что мы не в далекой чужой стране, а в родной Руси, в гостеприимном доме хлебосольного хозяина. «Грех вам, о. Евгений, говорил Преосвященный, так закармливать гостей», но о. Евгений был неумолим, приглашая отведать нового блюда. Пообедав и напившись чаю, мы отправились знакомиться с городом, а Преосвященный отправился в экипаже с визитом к послу, который к вечеру должен был приехать из Буюк-дере в город. О. Евгений любезно предложил нам в провожатые монаха о. Галактиона. Но чтобы познакомиться с физиономией города, не надо далеко ходить: стоит лишь повернуть направо от подворья и переулком выйти на узкую, грязную и темную от нависших с двух сторон домов улицу. Улица кишмя кишит народом различных племен, национальностей и общественных положений. Все торопятся и бегут в разные стороны, не обращая друг на друга внимания. Только женщин почти не видно в этой толпе. Изредка тенью мелькнет закутанная, как мумия, в свое шелковое фередже (покрывало) турчанка, сопровождаемая служанкой, и не успеешь за черным тонким яшмаком (вуалью) рассмотреть ее одутловатое, бледное, правильное лицо с потупленными вниз глазами, как она уже скрылась в волнующейся и шумящей толпе. Вообще шум на улице невообразимый. Шум конки, неистовый крик бегущего впереди неё и расталкивающего толпу негра, галдение разносчиков, рев ослов, мулов, лошадей и волов, хлопанье бичей, визг придавленных собак, странные и разнообразные выкрикивания разносчиков фрукт и овощей, звон денег многочисленных меновщиков, расположившихся прямо на тротуаре, побрякивание стаканами встречающихся на каждом шагу продавцов лимонаду – все это сливается в такой невообразимый концерт, от которого становится жутко непривычному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—701— стут платаны, кипарисы, буки, лавровые деревья, виноград, персики, ананасы; деревья – старые, вековые; в парке всегда веет приятною прохладою. На уступах гор, кроме того, устроены красивые беседки, откуда открываются широкие виды на Босфор и Скутари. Нагулявшись в парке, мы к 6 часам вечера вернулись обратно в Константинополь – на подворье. В это время Преосвященному Ректору, остававшемуся на подворье, ответил визитом бывший Иерусалимский Патриарх Никодим, пробывший у него около часу. Вечером, по приглашению Андреевцев (монахов, заведующих Афонским Андреевским подворьем), у которых остановились профессора и лаврские монахи, мы вместе с Преосвященным пили чай на кровле их дома, откуда открывается на город более широкий вид, чем с кровли Пантелеймоновского подворья, так как здание последнего на целый этаж ниже дома Андреевского подворья. Вообще новое здание Андреевского подворья просторнее и светлее Пантелеймоновского и не оставляет желать ничего лучшего. Монахи здесь так же любезны и гостеприимны, как и в Пантелеймоновском. Они конкурировали в любезности друг с другом. Особенно симпатичен настоятель подворья, о. Софроний. Он прекрасно говорит по ново-гречески и знаток древностей византийского искусства. У антиквариев он скупает древние предметы христианского культа: древние рукописные книги, иконы и пр., и уже составил из них очень ценную в научном отношении коллекцию, которую передал своему монастырю. Заведующие Константинопольским археологическим институтом говорили, что о. Софроний является для них опасным конкурентом, хотя они и благодарны ему за то, что он спасает предметы христианского культа и не допускает их попасть в руки иностранцев, знающих цену подобным вещам и дающих за них громадные деньги. Вообще вечер, проведенный на кровле Андреевского подворья в беседе с любознательными и гостеприимными монахами, оставил по себе прекрасное воспоминание. Только безалаберная Галата не оставляла нас в покое и здесь. Рядом с домом Андреевского подворья возвышается здание с надписью „Московский трактир“, при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И действительно, эта маленькая веточка и притом с плодами служила, да и теперь служит предметом моего удивления. В самом деле, каким образом эта веточка выросла в этой щели, когда здесь нет ни щепотки земли; тем более что, по словам старца, ни он, ни кто другой не садил ее. Расстались мы, со стариком, проникнувшись глубоким чувством уважения к нему, как строгому анахорету. Таких анахоретов есть довольно значительное число на Афоне; в особенности богата ими юго-восточная часть Афона. Юго- восточная оконечность Афона до сих пор верна первому образцу афонского подвижничества, оставленному Св. Горе св. Петром Афонским. Берега этой части составляют исполинские скалы, круто опускающиеся в море. В этих-то труднопроходимых скалах и умудряются жить подвижники, ушедшие из среды людей, чтобы удобнее предаться созерцательной жизни и жить в единении с Богом. Здесь и находится местность, называемая Каруля. Это место считается безлюднейшим из всех здешних пустынь, и путь туда не только труден, но и опасен, потому что Каруля -это отвесная прибрежная скала, господствующая над бездною Архипелага, с южной стороны св. горы. Чтобы достигнуть этого места, надобно в некоторых местах цепляться за камни руками и даже висеть всем телом над бездною. Около 40 сажен приходится спускаться по веревке, придерживаясь ногами в обрывистую каменную стену. Здесь живут самые высшие подвижники, достигшие последней степени самоотвержения. Они своего почти ничего не имеют: одеваются в лохмотья, питаются кореньями растений, а также подаяниями монастырей, главным же образом – подаяниями рыбаков и моряков. Карульские иноки спускают к морю корзинку, укрепленную на блоке. Матросы и рыбаки знают назначение этой корзинки и кладут в нее, что Бог на душу положит. Мы хотели было идти туда, но наш провожатый – молдаванин не пустил, наговоривши столько страхов, что и в самом деле страшно стало. Мы воротились в скит, сильно утомившись. Мулы уже были готовы. Выпивши по стакану воды с глико, мы любезно распрощались с радушною братиею скита и отправились обратным путем в лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Прохаживаясь по балкону, мы долго разговаривали с оо. Алексием и Паисием, заведующими этим подворьем. О. Алексий очень толковый человек. Хотя он не получил никакого школьного образования, а прямо из приказчиков попал в монахи, но он достаточно развился чтением и имеет довольно много сведений по истории русской и греческой церкви. Отец Паисий по книжному развитию ниже о. Алексия, но по жизненному опыту – далеко выше. О. Паисий – личность в своем роде замечательная. Лет двадцать назад, он принадлежал к секте шалопутов, был главным вожаком этой секты под именем «блаженного Васеньки». Об этом я узнал случайно. Как-то высказал я сожаление, что не пришлось вчера присутствовать на верчениях дервишей. Эти верчения, как имеющие целью привести человека в непосредственное созерцание Бога и единение с Ним, я сравнил с верчениями вокруг чана с водою наших сектантов хлыстов. Отсюда мы перешли к вопросу о русских сектантах. Между прочим, я сказал, что о. Паисий, должно быть, знаком с некоторыми сектами, так как их много в том крае (в Оренбургской губ.), откуда он. «Не только знаком, сказал он, но даже имел несчастие принадлежать к секте шалопутов и быть их земным богом. Что, бывало, Васенька ни скажет, то свято». При этом он рассказал нам очень интересную историю своего первоначального совращения в сектантство, свое пребывание в секте шалопутов в роли главного вожака ее и даже бога, свое обращение в православие... С удовольствием прослушали мы правдивую историю жизни о. Паисия, рассказанную притом увлекательно и красноречиво. Настолько она мне врезалась в памяти, что я мог бы записать ее дословно, если бы она не была уже раньше записана. По окончании своего рассказа, о. Паисий обратился к нам с вопросом: «А вы не читали моего сочинения?» Этот вопрос, по правде, несколько удивил меня. Неужели, думаю себе, о. Паисий писатель? Ведь он, как видно из разговора, не владеет хорошо литературным языком. – Нет, – говорим, – не читали. А интересно бы прочесть. О. Паисий был так добр и дал нам книжку, которая так озаглавливается: «Вразумление заблудшим и Исповедь обратившегося от заблуждения» (Москва. 1881 г. Издание третье). Действительно, здесь содержится почти дословно то, что рассказывал нам о. Паисий. Надо полагать, о. Паисий рассказывал свою историю кому-нибудь из образованных афонских иноков, который и записал ее литературным языком. Давая мне эту книжку, о. Паисий сказал: «Вот здесь все грехи мои; представляю их на посмеяние всего света. Молю Господа, пришедшего спасти грешников, чрез чтение ее заблудшие да познают свое душепагубное житие и да возвратятся в недра, св. церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но великим диссонансом в этом торжестве было пение греческое. Для человека, имеющего хоть сколько-нибудь музыкальное ухо, это пение невыносимо; потом я несколько привык к нему, но оно не производило на меня ни малейшего действия. Эго не голосовое пение, а носовое; греческий псалт ad libitum выводит какие-то завыванья, а остальные аккомпанируют ему, гнуся при этом. Но что главное, сколько я ни силился, не мог понять почти ни одного слова из их пения. Это объясняется тем, что греки любят в пении употреблять так называемые кратимата. Кратимата – это не что иное, как дополнения к каждому слогу слова, или так называемые в нотных книгах древней русской церкви попевки. Эти кратимата состоят из каких-нибудь слогов; чаще всего мне приходилось слышать кратимата из слогов: не-не-не... и рай, рай, рай... Это совершенно не соответствует цели пения вообще, а церковного в особенности, которое должно быть разумно и удобопонятно, для чего правильное произношение слов является одним из необходимейших условий. Слушая подобное пение и не находя в нем положительно никакого сладкозвучия и умиления, я спрашивал самого себя: где то сладкозвучие в пении, которое восхитило послов Владимировых в Софии во время богослужения?. Надо полагать, что действительно когда-то существовало сладкозвучное пение в Греции, но затем, вследствие тяжелых исторических обстоятельств, это сладкозвучное пение утратилось. По возвращении священников в алтарь вечерня продолжалась обычным порядком с одним чередным священником. Греческое чтение мне очень понравилось: чтение было громкое, ясное, вразумительное. Мы вышли из церкви, когда начались после просительной ектеньи стихиры на стиховнех, Стихиры обыкновенно поются так называемым у греков способом ... т. е. повторяются слова из известной стихиры или псалма, предварительно прочитанные канонархом. Было около 11 часов, когда мы вышли, так как утомились, давши себе слово когда-нибудь простоять до конца на Афонском всенощном бдении. А Афонское всенощное бдение представляет нечто особенное: оно продолжается около 14 часов. Начинается оно около 6 часов вечера и продолжается чрез всю ночь до 6 часов утра, а затем бывает литургия, которая продолжается около 2-х часов, так что вся служба вообще продолжается 14 часов. Боже мой, как это трудно. Я видел иноков с отекшими ногами; ноги положительно представляли одну сплошную массу мяса. Мне иноки рассказывали, что сначала от непривычки после таких бдений бывают обмороки, столбняки, ноги становятся как колоды, отекают, многие страдают грыжею... Всенощное бдение шло в это время также в церкви Покрова Божьей Матери, но мы не пошли туда, так как усталость дорожная еще сильно давала себя чувствовать. Св. Афон. Воскресенье. 5-е июля

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Эти тесные контакты юго-западной Руси, Украины – Галичины, Волыни и лежащей к югу от Карпат, в пределах Венгрии, Угорской (Подкарпатской или Закарпатской) Руси с Афоном и с православными южнославянскими землями продолжались и в XVIII в. Показательно, что некоторые греческие термины, не употребительные в Московской Руси, были в ходу в Руси юго-западной. Так, Вознесенский 27 пишет, что «...начальники монастырских округов носили афонское название протов (πρωτο), а управители клиросных певцов – название протопсалтов. Вознесенский 28 пишет, что в юго-западной Руси монастырские богослужения отличались продолжительностью и точностью выполнения устава. Он приводит некоторые отличия содержания нотно-линейных богослужебных певческих рукописей украинского происхождения сравнительно с центрально-русскими певческими рукописями того же времени, с безлитейными интонациями: «выпевались (по юго-западным рукописям) не только воскресные тропари и Богородичны на «Бог Господь», но и седальны по первом и по втором стихословии кафизм с их крестовоскресными Богородичными, равно и все подобны стихир». Нужно заметить, что в XII–XIII вв. седальны пелись кондарным родом пения, а в столповых рукописях до XVII в. тропари на «Бог Господь» вовсе не приводятся с певческими знаками, а с певческими знаками, т.е. в распетом виде, приводятся только концы тропарей: сам тропарь читался, а конец припевался. Вероятно, таким путем живого общения Украины с православными южными славянами к середине XVII в., т.е. К тому времени, когда представители и носители украинской церковно-певческой культуры устремились на Московскую Русь, сложились те напевы, которые получили название болгарского роспева. Также в юго-западной Руси в первой половине XVII в. образовалась другая группа напевов, получившая название греческого роспева. По мнению Вознесенского 29 , роспев этот стал известен в юго-западной Руси именно вследствие непосредственных живых отношений с православным юго-востоком Европы. Вероятно также, что он мог быть заимствован и переработан и от тех греков и греческих певцов-клириков, которые прибывали к православным в Польско-Литовском государстве. Во время борьбы с унией юго-западные православные братства ввели в своих школах преподавание греческого языка и греческого церковного пения. По желанию Константинопольского патриарха Иеремии (того самого, который в 1589 г. ставил первого русского патриарха Иова), Елассонский митрополит Арсений два года преподавал во Львовской братской школе 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы ехали по солунской дороге, т.е. дороге идущей от Карей в Солунь. Эта дорога самая лучшая на Афоне и по доброте своей называется царскою. Она отлично исправлена и вымощена камнями – не знаю только, на монастырский ли счет или на счет казны. Дорога поднималась постепенно все выше и выше, покамест не достигла горного хребта, по которому она немного длилась, а потом начиналось постепенное понижение. С вершины горного хребта уже виден Ватопед, живописно расположенный при равнине Контесских вод 409 . Невдали от Ватопеда к востоку печально торчат разваливающиеся стены, видно, какого-то большого здания. Из расспросов я узнал, что это останки Афонской академии 410 , основанной богатыми греками с целью способствовать этим образцовым училищем умственному возбуждению греков и таким образом сохранить их от всепожирающего магометанства. Это училище было вверено замечательному и в России человеку – Евгению Вулгарису 411 . Но, к сожалению, это училище просуществовало только пять лет, с 1753 по 1758 год. Причиною этого были невежественные монахи, обвинившие Евгения и его школу в неисполнении церковных постановлений 412 . Так погибло святое дело! Пред самым Ватопедом случился тоже маленький казус, но уже специально с о. Дионисием, притом вторично, только несколько по другой причине или в иной вариации. Пред Ватопедом вся дорога песчаная, песку очень много. Полдень – солнце невыносимо жарило, так что мулам невмоготу была такая жара. А известно, что качание в песке 413 составляет первое удовольствие мулов. Мул о. Дионисия пожелал воспользоваться этим случаем и доставить и себе, и своему седоку удовольствие – обоим будет мягко. Мул уже было лег и приготовился было с несчастным о. Дионисием перекувырнуться, но отчаянные его крики и Григорий, скоро прибежавший, лишили мула возможности доставить себе и о. Дионисию удовольствие. – Что такое, что такое случилось, отец Дионисий? – Ах, несчастье! Вот искушение! Истинно диавол искушает. Слазите скоро с мулов – непременно, а то и с вами подобное случится несчастье, а я за вас должен отвечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Утвержденный таким образом особенный и автономный строй священного сего места, бывший предметом обсуждения и решений различных международных договоров, был под конец огражден ст. 62 Берлинского договора 1878 года, следующего содержания: “Монахи Святой Горы Афонской, какова бы ни была страна их происхождения, сохраняют свои владения и прежние права и будут пользоваться без всякого исключения полным равенством прав и преимуществ”. Целью и назначением подвизающихся во Святой Горе монахов, независимо от места их происхождения и национальности, на всем более чем тысячелетнем протяжении жизни Святой Горы является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных ее обителей, возделывание посредством неутомимого трудолюбия подвизающихся в ней монахов церковной и классической письменности, аскетическая жизнь и непрестанная молитва о мире сего мира. Сохранение этого строя автономного монашеского государства, совершенно удовлетворяющего всех подвизающихся во Святой Горе православных монахов независимо от национальности и соответствующего их цели и назначению, просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять под свое высокое покровительство и попечение. Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением. Подписи и печати двадцати монастырей». Кроме того, мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис из скита Малой Анны искусно вырезал деревянное украшение с изображением Гитлера и надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф – великий царь»). Оно было подарено вместе с посланием. Вручение этого письма возымело удивительные последствия. Вскоре после инспекционной поездки последовал приказ германской военной администрации Салоник, запрещавший не только гражданским лицам, но и немецким и болгарским военным свободный проход на Святую Гору. В греческой газете «Новая Европа» от 29 апреля 1941 года было опубликовано распоряжение, подписанное генерал-майором Арензеном (начальником полевой комендатуры 808): «Область Святой Горы находится под покровительством (протекторатом) германских военных сил. Воспрещается въезд в эту область всякому без письменного разрешения военного управления».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак 8 Страннолюбив зело, яко древний Авраам, был еси, преподобне отче Арсение; ненавидяй же добрая диавол восхоте добродетели сей препятие сотворити; егда убо ты уразумел лукавство его, тогда общее учреждение приходящим ставити повелел еси, воспевая питателю всех Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь воистину сам себе и всю собранную во обители нове братию попечению Богоматере вручил еси, преподобне отче Арсение, егда по летех некиих паки на гору Афонскую к стопам подвига, отцем святым отыти восхотел еси; богособранная же чада твоя, провождающе, зваху ти сицевая: Радуйся, наставниче благий, попечению Богоматере нас вручивый; Радуйся, никогдаже в отчаяние впадати научивый. Радуйся, паче всего искати Царствия Небеснаго завещавый; Радуйся, яко ищущим сего приложатся и земная, глаголавый. Радуйся, плоть свою духу покоривый; Радуйся, плоды духа миру явивый. Радуйся, служителю Божий, Христови сраспявыйся; Радуйся, сосуде Божественныя благодати. Радуйся, яко тобою Бог прославляется; Радуйся, яко тобою демоны посрамляются. Радуйся, печальных велие утешение; Радуйся, скорбящих нечаянное радование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче. Кондак 9 Вси иноцы во обители твоей, преподобне отче Арсение, скорби велией предашася, умедлившу ти на Афоне: глад бо тяжек и скудость многа постиже их и хотяху разытися кийждо во свояси; сия же им помыслившим, явися во сне Матерь Божия возлюбленному ученику твоему старцу Иоакиму, скорбящу о сем зело, и рече ему: «Не скорби, старче, но шед рцы братии, да пребывают во обители, ибо слуга Мой Арсений со множеством потребных вскоре грядет к вам, поя Богу: Аллилуиа». Икос 9 Витии сладкоглаголивии не могут изъяснити добродетели и чудеса твоя, преподобне отче Арсение; слышав бо таковая, восхоте приити к тебе из Новаграда, пользы ради духовныя, святитель Христов Евфимий, иже пришед и тако возлюби тя, яко первосвятительский ветхий клобук свой дарствова тебе, глаголя сицевая: Радуйся, земный Ангеле и небесный человече; Радуйся, согражданине святым и присный Богу. Радуйся, ветхаго человека со страстьми отложивый; Радуйся, во Христа облекийся. Радуйся, дивный ратоборче, вся оружия Божия восприемый; Радуйся, обитель во имя Богоматере создавый. Радуйся, кознем врага противоставый; Радуйся, Святаго Духа чистое жилище. Радуйся, добродетелей вместилище; Радуйся, заповедей Божиих светлосте. Радуйся, оправданий Господних сияние; Радуйся, уединенное житие возлюбивый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

http://isihazm.ru/?id=616

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010