Апостолы Лин, Филолог, Ерма. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 85 об.). Кон. XV в. Апостолы Лин, Филолог, Ерма. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 85 об.). Кон. XV в. Память Л. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 24 сахми (4 нояб.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. Vol. 15. Fasc. 3. P. 421). Согласно Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.), после ап. Петра Л. занимал Римскую кафедру в 56-67 гг., в правление Нерона, при консульстве Сатурнина и Сципиона (LP. T. 1. P. 121), затем папами были Климент, Клет и Анаклет. Там же приводятся сведения, очевидно содержащие позднейшие интерполяции, о том, что Л. был сыном некоего Геркулана, происходил из региона Этрурии и по предписанию ап. Петра постановил, чтобы женщины входили в храм с покрытой головой. Отмечается также, что Л. рукоположил 15 епископов и 18 пресвитеров, был «увенчан мученичеством» и похоронен в Ватикане рядом с ап. Петром 23 сент. Имя Л. также включено в рим. канон мессы (Le canon de la messe romaine/Éd. crit., introd. et not.: B. Botte. Louvain, 1935. P. 34). В Мартирологе блж. Иеронима (V-VI вв.) память Л. встречается в отдельных рукописях под 23 и 24 сент. (MartHieron. Comment. P. 523-525), а также под 23 дек. (Ibid. P. 662-663). Память Л. под 26 нояб. помещена в сер. IX в. в т. н. малом Римском Мартирологе, возможно авторства св. Адона , архиеп. Вьеннского (860-875) ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 485). Под 26 нояб. Л. упомянут в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.), где повторены сведения из Liber Pontificalis: в частности, говорится, что после ап. Петра он руководил Римской Церковью в течение 12 лет 3 месяцев и 12 дней, принял мученическую кончину и был погребен в Ватикане (Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 396). Под 29 июня, в день памяти апостолов Петра и Павла, и под 23 нояб., в день памяти Климента, приводится предание Руфина о том, что Л.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

701). VI, 14 (I: 135. 424. II: 676). VI, 15 (I: 135. 426. 837. 846 и пр. 506. II: 104. 423,3. 676). VI, 17 (I: LVII,427. 490. 759,273. II: 1247,33). Галатов послание Ап. Павлу I: 845. II: 59. 674. 958. 966. 976. II: 1204. 1215. Галаха I: 822,423. Гамалиил II-й 31 I: 12. 58. 147 сл, 149–150. 152–153. 157 сл. 158,25. 166. 174–5. 178 сл. 179,49. 231,158. 422,443. 824,434. II: 21,113. 77,167. 831. 836. 838. 866 сл. 872. 912. 930. 996. 1094. 1253. Гамалиил II-й 32 I: 166,34, 181,53. II: 838. 851. 867,262. 868. Gan Eden 33 I: 770,301. 803,363. Гартман Эд. I: 488. Гегель I: 572. II: 1017. Гезиод II: 1132. Генузим (сефарим) I: 834,464. См. ниже «Sepharim chizzonim» и «chizzonim». Гемара I: 822,423. II: 762,1048. Гераклит II: 147,274. 448. 628,696. 631,705. 1139–1145. 1191. 1192. 1193. Герметизм II: 1195. γρων I: 182,56. Гиллел 34 I: 153. 165. 189,44. 250. 466,51. 857,536. II: 3. 390,1133. 763,1052. 848. 867–8. 1087. 1089. 1101. 1266. Гиркан II-й II: 834. Гискада гор. 35 II: 873 сл. 896,466. 1150,1326. Гистасп II: 1011,1029. Гнев Божий I: 332,182–3. II: 378,1069 (не исключительно эсхатологическая концепция). 1285–6. Гностики и гностицизм (иуд. и христ.) I: 604. 700. 813,399 885. II: 4,13. 16. 310,828. 344,946. 430,2. 821. 990. 997,116. 1277. Гомер II: 1132. «Гомеровы писания» II: 831. Гораций II: 1132. Господь у Ап. Павла II: 311,832. 424,1299. Гоэл 36 I: 298. Греческая держава I: 863,538. Греческая наука (II: 830 сл. 870) и греческий язык (II: 840 сл. 853 сл. 857,179. 866) в Палестине по раввинским взглядам и запрещение изучать их (II: 834 сл.). Григорий нисский I: 805,390. II: 391,777. Грехопадение Адама (II: 228. 235) яко бы вызвало не самую смерть прародителей, а лишь ее преждевременность (II: 510–511). Грех в иуд. (I: 303 сл. 378 сл. 450. 606), первородный (I. 302 сл. 325 сл. 339,202 и сл. 340,206 342 и пр. 210. 450. 840,520. 850 и пр. 520. II: 523,381. 1124 сл.), которого не признается в иуд. теологии (I: 325. 848,518 II: 563,491. 764,1053. 849,121. 1000,117. 1264); до 10 лет нет греха в людях по иуд. воззрениям (I: 305 и пр. 113. 320 и пр. 150. II: 911,587); грех у Ап. Павла (I: 306 сл. 314–6. 317 сл. 321. 386. 449–450. 584. 585. 848 сл. II: 382 сл.) по соотношению с иуд. концепциями (I: 302–3. 305. 308–9. 317. 326 сл.); грехов отпущение не усвояется Мессии в иуд. (II: 686,522); грехов классификация и перечень (I: 364,257. 794. 795,1211. 1037. 1089); возможность греха в христианине (II: 703,917. 1168–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

134 Право церковное... 70. 79 стр. Ср. рецензию на труд проф. Павлова о 50-й гл. Кормчей – Хр. Чтен. 1890 г. II. 482 стр. 136 Несколько слов по поводу реценз. на иссл. проф. Павлова о 50-й гл. Кормчей книги. Казань. 1891 г. 43 стр. 137 Опыт... I, 22–25 стр. Ср. монографию «о церковном законодательстве», где перечисляются «общие источники церковного законодательства» Христ. Чт. 1865 г. I. 380 стр. 138 Ключевский. Содействие церкви успехам русского граждан. права и порядка, Приб. к Тв. св. оо. 1888 г. 42 ч. 389 стр. 140 Бердников. Краткий курс церк. права. 5–29 стр. Остроумов. Очерк правосл. церк. права. 132–139 стр. 145 Правила св. апостол, свят, соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями. Москва. 1876–1884. т. 1–3. 146 Примером может служить объяснение на 11 пр. всел. соб., где преосв. Иоанн буквально приводит большую часть толкования Вальсамона; то же самое можно видеть и в объяснении на 79 ап. пр., которое все состоит из буквального перевода толкований Вальсамона и Зонары. 148 Ср. апост. пр.: 41, 49–50. 52. 58. 68. 76. 80. 81; всел. соб. 2. 3. 4. 5. 15–16; II всел. 2. 6; III всел. 9; IV всел. 4. 12. 15. 17. 26; VI всел. 12. 27. 75; VII всел. 4–5. 7. 10; неокес. 12. 13. 15; гангр. 12; антиох. 4. 12. 16. 21. 23; лаод. 14. 47. 51. 58; сард. 3–4. 6. 10; карф. 63 и др. 149 Ср. апост. пр.: 3–4. 5. 7. 21–24. 46–47. 49–50. 51. 64. 65; I всел. 3. 4. 6. 12. 18; II всел. 6; IV всел. 3. 4. 6. 20. 28; VI всел. 3. 56. 58. 101; VII всел. 11. 15; антиох. 4. 11. 14; лаод. 2. 48; сард. 3–5. 17 и др. 150 Ср. апост. пр.: 1. 14. 26. 29. 30, 32. 36. 41. 45. 62, 63. 65. 77–78. 80. 81. 82. 83; I всел. 6. 14; II всел. 6 7; IV всел. 1. 7. 16. 29. 14; VI всел. 2. 5. 13. 26. 41. 53. 59. 64; VII всел. 1. 7; анк. 1–2. 10. 21; неок. 11. 15; ант. 5, 12; гаод. 3. 6. 7–8. 12–13. 16. 29. 32–34. 49. 52. 56; сард. 3–5. 7–9; Афан. александр. 2; Вас. Вел. 13. 18. 38. 56–71 и др. 151 Ср. апост. пр.: 5. 34. 49–50. 64. 81; I всел. 6. 18; II всел. 3; III всел. 8; IV всел. 9; VI всел. 2. 13. 36. 37; гангр. 4; сард. 3–5; карф. 1–2. 6; V конст. 1 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

930  Athan. М. De incarnat. 8, 42 f. PG XXV, col. 109, 172; Amphiloch Icon. Fragm. 12, 15. PG XXXV, col. 135. Cyrilli Alex.–Fac. Germ. Pro defens. tr. cap. XI, 7. PL LXVII, col. 919. Theodoret. Synodic. XL. PG LXXXIV, col. 646. Подробнее см. Petavius. Theolog. dogm. Т. VI (Paris 1867). Lib. VII, cap. XI. 178–185 pp. 932  Hom. christ. cap. XXIX, 50–51 p. Ср. Кудрявцев Η. Св. Евстафий Ант. Бог. Вестн. 1910. III, стр. 71 стр. 936  Это правило литературной критики дано ещё Факундом Гермианским – Pro defens. tr. cap. VI, 3. PL, LXVII, col. 667; X. 5, col. 784. 937  Читая, например, у св. Григория Нисского в соч. против Евномия: „был 50-й день после страдания, когда Пётр возвестил это иудеям, говоря: „сего, Его же вы распясте, Господа и Христа сотворил есть Бог” ( Деян. 2:36 ), можно обратить внимание на порядок слов, что поставлено первым и вторым, и заключить: так как, по Григорию Нис., ап. Пётр не сказал: „Его же Господа сотворил, есть Бог”, но: „Его же вы распясте, Господа сотворил есть Бог”, то выходит, что св. Григорий учил о Распятом, что Он до страдания не был Христом и Господом и что Он стал таковым после, благодаря распятию и страданию (ср. Greg. Nys. Contra Eun. IV. PG XLV, col. 320; русский перевод VI, 57–58. Fac. Germ. Pro defens. tr. cap. XI, col. 4. PL LXVII, col. 805–806). Так же можно подвергнуть лжетолкованию место св. Василия Вел. о духоносном человеке в толков. пс. LIX, 10 ст. и в его слове о Св. Духе (PG XXIX, col. 468; PG XXXII, col. 85: с. V, 12; русский перевод I, 323, III, 246. Ср. Theodoret. PG LXXXIII, col. 93). Можно и св. Афанасия обвинить в учении о страдающем Божестве. Ср. Fac. Germ. Pro def. tr. cap. III, 3. PL LXVII, col. 591. 940  По вопросу о взаимоотношении слабостей человеческой природы и святости см. выразительные беседы св. Иоанна Златоуста о св. Павле – особ. в VI, 1, где читаем: „Эта самая видимая слабость природы служит величайшим доказательством его (святого) добродетели, когда он оказался таким, не быв чуждым многих нужд (PG L, 503; русский перевод II, 2. Стр. 516).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

«Вместе с Адамом и Евою начала свое существование и церковь Христова» 122 . 96 Св. Феоф. Антиох., к Авт., кн. II гл. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. аполог., стр. 211; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 100, слово якорное, гл. 57. 99 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 274 стр., Толк, на кн. Быт., гл. II; – тоже см. Св. Феоф. Ант., к Авт. к. II, г. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. апол., стр. 211. 100 Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 35–36, Толк. на кн. Быт. вопр. 30; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр.102, Слово якорное, гл. 58. 102 Св. Иуст. Фил., Разгов. с Триф., 86, – см. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Фил. и Муч., 291 стр. 104 Тв. Бл. Феод., т. I, 35 с. Толк. на кн. Быт., вопр. 28; – Тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар. ч. II, 446–7 стр.; Бес. на кн. Быm. VII ; – Бес. на кн. Быт., ч. I, Бес. XVI; – О том же см. Aug., De civ. Dei, XIV, 17; – Basil. Selevc., op. II, de Adam; – Severian. orat. VI, de mundi..., – см. Пр. Догм. Б. Пр. Макария, II, 170. 105 Св. Феоф. Ант., к Автолику, кн. II, гл. 25, – см. Св. П. Преображ., Соч. др. хр. апологетов, стр. 212–213; – Тоже см. Тв. Св. Григ. Богос., т. III, 243 стр., слово 37, на Богоявление или на Рождество Спасителя; – т. IV, 244 стр., Слово VII, о душе. 106 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, Москва, 1852 г., стр. 76, о рае, 7; – тоже см. Тв. Св. Иоан Зл., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. II, Спб. 1865 г., стр. 141, Бес. I, в нед. Св. Пасхи; – Бес. к Ант. нар., ч. II, стр. 448, Бес. на кн. Быm. VII . 107 Тв. Св. Григ. Бог., т. IV, стр. 182, Слово 45, на Св. Пасху; – тоже см. Тв. Св. Гр. Бог. т. IV, стр. 244, Слово VII, о душе; – о том же см. Tertull., Adv. Marcion. II, с. 6; – Didym., cont. Manich., in T. IV Bibl. PP. p. 871, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 165 стр.; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 282 с., Толк. на кн. Бытия, гл. 3; – Св. Феоф. Ант., к Авт., II, 27, – свящ. П. Преоб., Соч. др. хр. ап., стр. 214. 110 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 267. Бес. XVI; – о том же см. Tertull. Adv. Judaeos, c. 2, – in Patrol curs. complet., t. II, p. 599, – см. Пр. Догм. Б. Пр. Мак., II, 167; – тоже см. Aug. in ps. LXXI; – Cont. Advers legis et proph., I, с. 14, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   Пятое. Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому «какою мерою мерили, такою и нам мерят» (Матф. 7:2).    Шестое. Уже иссякла любовь многих, ненависть умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут, козни плетут. Чего более и тебе ждать в такое лютое время?    Седьмое. Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).    Восьмое. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатанин, да не превозносимся» (2 Кор. 12:7).    Девятое. Утешение принимай из святых псалмов. VI. Объедение и пьянство     «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).     «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Святой Златоуст об этом    Нет зла в еде, но объедение порочно (Беседа 10 на 1 гл. Книги Бытия).    Сладострастие пищи — это такое зло, что и бессловесным скотам вредит (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).    Ничто так не вредит телу, как объедение (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).    Излишество в пище и питии — мать всех зол (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Нет ничего злее чревообъедения, нет ничего хуже: оно делает разум помраченным, оно делает душу плотской; оно помрачает и не попускает осмотреться (Беседа 45 на евангелиста Иоанна).    Пьянство — это произвольное беснование, откровение помышлений. Пьянство — посмея­тельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный и тяжелее самого беснования (Слово о воскресении).    Вино — Божие дело, а пьянство — дьявольское: не вино производит пьянство, а невоздержание (Беседа 1 к народу антиохийскому).    Пьянство — блудница и мать всякой нечистоты (Слово об Анне).    Пьянство не в одном вине состоит, но и во всякой страсти — в гневе, в похоти, в сребролюбии, в честолюбии (Слово 3 против иудеев).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Четвертое евангелие в самом начале провозглашает: „в начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог, все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть, в нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”; это „Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (I, 1 – 4, 14). И далее все евангелие делами и речами Иисуса доказывает это положение, этот догмат веры: Иисус Христос – изначала существовавшее Слово, творец неба и земли, спаситель мира. Бог дал Иисусу Христу власть над всякою плотью, чтобы всему дал он жизнь вечную: „Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого” истинного бога и посланного тобою Иисуса Христа; я прославил тебя на земле... и ныне прославь меня ты, отче, славою, которую я имел у тебя прежде бытия мира “(XVII, 2 – 5). Иисус – от вышних, люди – от нижних, они – от сего мира, он – не от сего мира, существует из начала (VIII, 23,25), он говорит то, что видел у отца своего (VIII, 38), верующий в него – имеет жизнь вечную (III, 36). Все учение Иисуса по четвертому евангелию не похоже на его учение по синоптикам. Нет изречений, ярких, образных, отвечающих на жгучие вопросы жизни, нет притч, которые так художественно и выпукло передают смысл учения, излагаемого Иисусом; вместо них – длинные проповеди на самые отвлечённые темы, и главным образом – на тему о том, что Иисус есть Слово, единородный сын, сошедший с неба, чтобы принести спасение людям, пожертвовав за них своею жизнью. Такова беседа с Никодимом (III, 1 – 21), проповеди иудеям по поводу исцеления расслабленного (V, 19 – 47), беседа по поводу чудесного насыщения (VI, 26 – 58), беседа с иудеями в храме (VIII, 12 – 58), проповедь о добром пастыре (X, 9 – 38), последняя беседа с учениками (XII, 31 – XVIII, 26). Таковы же рассказы и о чудесах Иисуса. Ему приписывается совершение самых необычайных чудес: превращение воды в вино, исцеление слепорождённого, воскрешение уже разложившегося Лазаря – все для того, чтобы особенно подчеркнуть божественность Иисуса, его сверхъестественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам» и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес. Глава IV Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лк. 1:34–35; Рим. 1:3), анафема да будет. Изъяснение . Как может кто–нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лк. 1:34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Мф. 1:20 сл.). Глава V Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение . Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Ин. 16:28). Глава VI Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет. Изъяснение .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

190 Язык их (богов Вавилонских) выстроган художником... и не могут говорить (Послан. Иерем. ст. 7. срав. ст. 58). Рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии ( Ис. 10:10 ). Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? (Иерем. 8:19). И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников ( Осии 13:2 ). Истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих ( Мих. 5:13 ). 192 Theophil ad Autolyc. lib. II; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 112; Basil Magn. contra Evnom. lib. V et de Spir. Sancto cap. 16; Cyrill. adversus Julian. lib. 1; Chrysost. homil. in Genes. VIII; Theodoret.,in Genes, quaest. 19; August. de Trinit. lib. 1, cap. 7 и друг. 193 Святой Иоанн Златоуст (in Psal. 50) замечает, что языческие идолы называются иногда в Писании богами – ο κατ τιμν, οτε χριτι προσηγορας, λλ δα τν πτν τν πλανηθντν κα οτως καλεσντν. Известно также, что в Писании имя богов приписывается иногда царям, правителям, судьям и священникам ( Исх. 22:28 ; Пс. 81и 6; 135:2 и др.). По отношению к этим-то богам Моисей и мог именовать Всевышнего Богом богов и Господом господей, а не по отношению только к богам или истуканам языческим. 196 Augustin. contra Faustum lib. X, с. 10; Lactant. Inatit. lib. I, c. 3; Orosius-presbyt. Histor. lib. VI, c. 1, pag. 986 in tom. 31. Patrolog. curs, compl. Святой Иустин называет это всеобщее предание и верование – καθολικ δξα, lib. de monarchia Dei, cap. 1. 198 Tertull. Apolog. с. 17; item de testimonio animae c. II et VI; а в русск. переводе . Карнеева, изд. в Спб. 1847 г. смотр, стр. 42, 194–197 и 203. Ту же мысль повторяют: Минуций Феликс : Audio vulgus, cum ad coelos manus tendunt, nihil aliud, quam Deus dicunt: et Dews magnus est, et Deus verus est, et si Deus dederit. Vulgi isti naturalis sermo est, an Christiani confitentis oratio? (Octav. cap. 18); Арнобий (ad gentes lib. II) и подробнее Лактанций (Divin. Instit. lib. II, c. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Исключение составляют местности, объявленные на военном положении, и районы военных действий, где указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 VI. - 41 г. военным советам фронтов в особо исключительных случаях, вызываемых развертыванием военных действий, предоставлено право утверждения приговоров военных трибуналов с высшей мерой наказания с немедленным приведением приговоров в исполнение. В настоящее время в тюрьмах НКВД республик, краев и областей скопилось 10 645 человек заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, в ожидании утверждения приговоров по их делам высшими судебными инстанциями. Исходя из условий военного времени, НКВД СССР считает целесообразным: 1. Разрешить НКВД СССР в отношении всех заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, ныне содержащихся в тюрьмах в ожидании утверждения приговоров высшими судебными инстанциями, привести в исполнение приговоры военных трибуналов округов и республиканских, краевых, областных судебных органов. Предоставить Особому Совещанию НКВД СССР право с участием прокурора Союза ССР по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР, предусмотренных ст.ст. 58-1а, 58-1б, 58-1в, 58-1г, 58-2, 58-3, 58-4, 58-5, 58-6, 58-7, 58-8, 58-9, 58-10, 58-11, 58-12, 58-13, 58-14, 59-2, 59-3, 59-3а, 59-3б, 59-4, 59-7, 59-8, 59-9, 59-10, 59-12, 59-13 Уголовного Кодекса РСФСР, выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела. Решение Особого Совещания считать окончательным. Прошу вашего решения. Нарком внутренних дел Союза СССР Л. Берия» Такая практика утверждения приговоров к смертной казни утвердилась после Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Следовательно, в 1940 году приговоры к смертной казни военных трибуналов округов, а также верховных судов союзных, автономных республик и краевых, областных судов, входили в законную силу только после утверждения их Военной Коллегией и Уголовно-Судебной Коллегией Верховного Суда СССР. Решения Верховного Суда СССР по существу не являлись окончательными, поскольку они потом рассматривались комиссией Политбюро ЦК ВКП(б). Комиссия свое заключение представляла на утверждение ЦК ВКП(б), и только после этого по делу выносилось окончательное решение. Это решение направлялось Верховному Суду, а этим последним направлялось для исполнения НКВД СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/23/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010