30). В конце 2-го путешествия по пути в Иерусалим он вновь посетил К. П. (Деян 18. 22). В 3-й раз ап. Павел был здесь в кон. 50-х гг. I в., во время последнего путешествия в Рим, вместе со своим спутником ап. Лукой (Деян 21. 8-16). Они останавливались в доме ап. Филиппа, к-рый окончательно поселился в К. П. и возглавил местную общину христиан. В это же время в город прибыл некий иудейский пророк Агав (Деян 21. 10); он предсказал, что ап. Павел будет схвачен иудеями в Иерусалиме. После ареста апостол в течение 2 лет по приказу прокуратора Феликса содержался «под стражею в Иродовой претории» в К. П. (Деян 23. 23-35). Условия его содержания не были строгими, и друзья ап. Павла могли заботиться о нем (Деян 24. 23). В 58 или 59 г. новый прокуратор Порций Фест оставил ап. Павла под стражей, надеясь получить от него взятку (Деян 24. 26). С целью разрешить свое дело апостол отправил апелляцию в Рим к имп. Нерону (Деян 25. 11). Через неск. дней в К. П. состоялся диспут, на к-ром Павел доказал свою невиновность перед прокуратором и царем Иродом Агриппой II (Деян 25. 13 - 26. 32). Однако, поскольку апелляция в Рим уже была отправлена, апостол должен был сам явиться на суд императора. Важнейшим событием в истории К. П. стал приезд в город христ. ученого Оригена, который в 215 или 216 г. был вынужден бежать из Александрии по причине гонений имп. Каракаллы . Уже к моменту этого (первого) переезда в К. П. Ориген был известен как один из крупнейших христ. богословов. Он был принят местным еп. Феоктистом и еп. Александром Иерусалимским (Ibid. VI 19). В этот период он временно оставался в городе, стремясь сохранить связи с Александрией и ее катехизической школой. Тем не менее его пребывание в К. П. вызвало протесты еп. Димитрия Александрийского, к-рый заявлял о недопустимости для светского человека, каковым был Ориген, учительствовать в Церкви. Вскоре Ориген вернулся в Александрию, но в последующие годы часто бывал в К. П. Ок. 230 г. Ориген был посвящен здесь в сан пресвитера (Ibid. VI 8, 23; Phot.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Таким образом, хотя люди пролитием крови Христовой и были искуплены, т. е. снята была с них клятва ( Гал. 3:13 ) и они примирились с Богом ( Еф. 2:14–16 ), но всё-таки через это они ещё не стали церковью Христовой, т. е. членами тела Его, а только получили возможность, каковой до сего времени не имели, стать ими через веру и таинства, что видно из слов ап. Павла, который так говорит: «Христос возлюби церковь и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Из этих слов ап. Павла видно, что хотя Христос и предал Себя за церковь , но это не конец дела т. е. устройства церкви, а только его начало, потому что эта искуплённая церковь ещё не вступила в завет с Богом и была нечиста, почему должна была быть очищена крещением, и только тогда Христос представит её себе церковью славной и беспорочной, т. е. только тогда она станет церковью Христовой. Это подтверждает и Феофилакт, когда говорит, что «на всяк день крещаемии язв душевных изменяются, маслом мира мажеми, абие причащаются Божии крови». (Благов. Лук. л. 105). «Ядый хлеб сей, говорит Христос, жив будет во веки». (Иоанн. 6:58). «Оставите безумие, да живи будете... и взыщите разума, да поживете». ( Притч. 9:16 ). Толкуя эти слова, Августин говорит следующее: «быть же причастником трапезы Его и значит начать жить», (т. VI, кн. 20, гл. 19, стр. 204). Значит, вход в церковь совершается через крещение, а затем крещаемые помазуются миром и причащаются тела и крови Христовой, вступая через это в новый завет с Богом, и только с этого момента начинают жить, так как до сего были мертвы по заповеди Божией: «в он же аще день снесте от него, смертию умрете» 139 ( Быт. 2:17 ; см. выше 58–60 прим.). Если же согласиться с Усовым, что церковь устроилась и сделалась новоблагодатной и новозаветной в момент искупления без крещения (чего не могло быть. См. Мр. 16:16 ) и причащения (См. выше из Благов, л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Будучи почтенным членом синедриона, он отважился на «явную смерть, потому что возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу» ( Idem. In Matth. 88. 2). Согласно блж. Иерониму Стридонскому , слова евангелиста о богатстве И. А. не свидетельствуют о тщеславии ап. Матфея, хотевшего показать, что у Иисуса был учеником знатный человек, а служат объяснением того, как И. А. смог получить тело Господа у Пилата ( Hieron. In Matth. 27. 57, 58). Свт. Кирилл Александрийский пишет об осуждении бесчеловечности иудеев, не совершивших должного погребения Христа, и об их обличении «учеником из Аримафеи», подчеркивая в то же время тайный характер веры И. А. и Никодима, к-рые «еще были одержимы неразумным страхом и славе у Бога предпочитали земные почести». Если бы они имели «совершенно бесстрашную веру», то оказались бы «святыми и добрыми стражами заповеди Спасителя нашего». По словам свт. Кирилла, И. А. и Никодим - 2 законных свидетеля (Втор 19. 15) истинности смерти и погребения Иисуса Христа ( Суг. Alex. In Ioan. XII 38-39]). Подобным образом служение И. А. рассматривает также свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. II 341. 14). Тот факт, что И. А. положил тело Господа в новый гроб, должен, по мысли св. отцов, исключить всякое подозрение, будто вместо Господа восстал другой человек ( Ioan. Chrysost. In Matth. 88. 2; Hieron. In Matth. 27. 57, 58; Ioan. Damasc. Hom. in sabbat. sanct. 28). В апокрифических писаниях образ И. А. приобретает легендарные черты по сравнению с каноническими книгами. В «Евангелии от Петра» И. А., называемый «другом Пилата и Господа», просит у Пилата тело Христа еще до Его распятия (Evang. Petr. II 3; VI 23-24). Мн. подобные детали, касающиеся И. А., находятся в «Деяниях Пилата» (Acta Pilat. III-IV вв.), впосл. они вошли в «Евангелие от Никодима» (IV-V вв.). В этом же тексте сообщается, что иудеи обвиняли И. А. и Никодима за их расположение к Господу, заключили И. А. в темницу, откуда он был чудесным образом освобожден и перенесен в Аримафею.

http://pravenc.ru/text/673659.html

священник Т.С.Тихомиров Священник-учитель Общий очерк Учительство – первейшая обязанность пастыря: «Шедше научите вся языки», завещал Господь. Каждому священнодействию должно по необходимости предшествовать учение, потому что таинства не могут помочь тому, кто принимает их без веры, а веры не может быть без проповеди ( Рим.10:14 ). «Горе мне есть, аще не благовествую», говорит о себе ап. Павел в Первом Послании к Коринфянам (9:16); а Тимофея, епископа Ефесского, заклинает Богом и страшным судом Христовым, чтобы он проповедовал слово, наставлял во время и не во время, обличал, запрещал, и увещевал со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:1, 2 ). От каждого пресвитера без различия ап. Павел требует, чтобы он из числа всех прочих добродетелей более всего отличался умением наставлять, «быти учительну, с кротостию наказующу противныя» ( 2Тим. 2:24, 25 ). В Церкви I и II века проповедь – непременная часть литургии. «Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен» (Апост. прав. 58; ср. Трул., прав. 1; Сердик., прав. 11; Лаод., прав. 19; Карф., прав. 71, 121–123). Епископу и пресвитеру, пренебрегающему проповеданием слова Божия, Священное Писание угрожает страшным наказанием ( Иез.3: 17, 18; 33, 8: 34, 10 : 1Тим.4: 16 ; 2Тим.2: 14 и т.д.). Зонара 181 объясняет 58-е апостольское правило следующим образом: на каждом епископе лежит непременная обязанность поучать вверенный ему народ догматам благочестия и приводить его к истинной вере и честной жизни, потому что Бог говорит через пророка предстоятелям народа: если «...Не возвестиши ему, ни соглаголеши... беззаконник той в беззаконии своим умрет, крове же его от руки твоея взыщу» (Исз.3:18). 19-е правило VI Вселенского собора обязывает священника проповедовать каждый воскресный день. Правила и советы, касающиеся проповеди «Надлежит, – говорит «Инструкция благочинным» (§ 23), – чтобы священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии Св. Синодом одобренные проповеди, а на утрени что-либо из прологов и других святых книг, также катехизис, толкуя оный прихожанам по всевозможности; а которые священники и диаконы учились в школах, те и от себя почасту говорили проповеди и тем делали бы честь своему сану и пользу христианам. А кто сколько скажет проповедей, о том уведомлять епархиальное начальство в клировых ведомостях, дабы можно было различать прилежных от ленивых».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

28. Епархию возглавляет епископ. 29. Границы епархии должны устанавливаться в соответствии с гражданским административным делением территории (VI Вс. с. 38). 30. Епископу надлежит управлять своей епархией с приличествующей осмотрительностью, поставлять пресвитеров и диаконов, неустанно наблюдать за клиром своей епархии, учить клир и народ вере и благочестию, иметь попечение о состоянии церковной жизни, разбирать все дела с рассуждением (Ап. 58; VI Вс. с. 19, 102; Вас. В. 89; Ант. 9). 31. Всякая епархия должна сохранять без стеснения принадлежащие ей права, и никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; III Вс. соб. 8; VI Всел. с. 20; Анкир. 13, 18; Ант. 9, 13, 16; Сард. 11; Карф. 59, 64, 67:85). 32. Епископ да не усвояет себе чуждаго клирика без соизволения прежнего его епископа (I Вс. с. 16; IV Вс. с. 20; VI Вс. с. 18; Сард. 15; Карф. 65, 91:101). 33. Епископ не должен принимать запрещенных или изверженных другими епископами (Ап. 16; Ант. 3; Сард. 13). 34. Епископ да имеет попечение о всем церковном имуществе в пределах своей епархии (Ап. 38, 40, 41; IV Всел. с. 26; VII Вс. с. 11, 12; Ант. 25). 35. Не позволительно епископу присваивать что-либо из церковного имущества или дарить другим лицам (Ап. 38; VI Вс. с. 35; VIIBc. с. 12). 36. Вдовствующая кафедра должна замещаться без промедления (IV Вс. с. 25). 37. Новая епархия учреждается по решению собора епископов или Священного синода (Карф. 111). IV. Приходы 38. Приход есть община верующих, объединенная у определенного храма под духовным руководством священника. 39. Приходы учреждаются по благословению епископа. Епископ определяет приходу настоятеля и прочих клириков (Гангр. 6). 40. Настоятель возглавляет всю церковную жизнь прихода, заботится об уставности, назидательности и благочинии богослужения, о религиозном просвещении и духовно-нравственном состоянии прихожан, сам являясь, по слову апостола ( 1Тим.4:12 ), «образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (Ап. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 . Если кто из клира посмеется над хромым, глухим, слепым, или болеющим ногами да будет отлучен. Так же – и мирянин. 58 . Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен. Ср. VI Всел. 19; Карф. 137. 59 . Если кто, епископ, пресвитер или диакон, не подает потребного некоему нуждающемуся клирику: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий своего брата. Правило имеет в виду распределение приношений, которыми содержался причт – см. Ап. 4. 60 . Если кто-нибудь, ко вреду народа и клира, в церкви оглашает подложные книги нечестивых, как святые: да будет извержен. В первые века христианства существовало немало разных подложных книг, распространявшихся еретиками. Были, напр., апокрифические евангелия. В настоящее время это правило можно отнести к употреблению новых переводов Священного Писания (напр. т.н. Revised Version), делаемых с участием иудеев и еретиков, искажающих подлинный текст Писания. VI Всел. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59; Карф. 33. 61 . Если верный будет обвиняем в любодействе или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир. Об этом препятствии к принятию в клир см Ап. 17, 18 и 19 и параллельные им правила. 62 . Если кто из клира, устрашаясь человека иудея, эллина или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от Церкви. Если же отречется от звания служителя церкви: да будет извержен из клира. Если же покается: да будет принят, но как мирянин. Ср. I Всел. 10; Анкир. 1, 2, 3, 12; Петра Алекс. 10 и 14; Афанасия Вел. 1; Феофила Алекс. 2. 63 . Если кто, – епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен. Запрещение вкушать кровь животных перенесено из ветхозаветного закона, «зане душа всякой плоти кровь его есть» ( Левит. 17:11 ). Еп. Никодим, вслед за еп. Иоанном Смоленским, поясняет: «Кровь некоторым образом является как бы вместилищем души – ближайшим орудием её деятельности, главной действующей силой жизни у животных». Он указывает на то, что в Ветхом Завете «была для этого и обрядовая причина, т.к. в Законе Моисеевом говорится, что Бог повелел израильтянам употреблять кровь для алтаря, чтобы очищать их души, «кровь бо его вместо души умолит» ( Левит. 17:11 ). В силу этого кровь представляла нечто святое и являлась как бы прообразом крови Пречистого Божественного Агнца Христа, пролитой Им на кресте за спасение мира ( Евр. 10:4 ; 1Иоан. 1:7 )». Предписание настоящего правила повторяется в VI Всел. 67 и Гангр. 2; VI Всел. 67 запрещает вкушать «кровь какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приготовленную в пищу». К этому можно было бы отнести т.н. кровяную колбасу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Дары на дом тех, которые почему-либо не могли присутствовать при совершении литургии, а также и обычай присутствовавшим за литургией брать с собой Св. Таин для приобщения их на дому по своему усмотрению. 3) Священнослужители и миряне приобщаются Св. Таин под обоими видами: под видом хлеба и вина – чистого виноградного и немного растворенного водой (Ап. пр. 3; Карф. Соб. пр. 46; Трульск. Соб. пр. 28 и 32) Священнослужители приобщаются в алтаре, а миряне – вне оного (Лаод. Соб. пр. 19-е). Священнослужители приступают ко св. причащению с соблюдением иерархического порядка: низшие принимают Св. Тайны от высших и притом прежде высшие причащаются, потом низшие. Нарушение этого порядка строго запрещается (1 Всел. Соб. пр. 18). Миряне принимают Св. Тайны от священнослужителей и не могут сами себе преподавать Тело и Кровь Христову (VI Всел. Соб. пр. 58) 30 . Касательно самого способа причащения на VI Всел. Соборе постановлено: «аще кто хощет во время литургии причаститься Тела и едино с Ним чрез причастие быти, руки слагает во образ креста и тако да приступает и да приемлет общение благодати» (ап. 101). Из этого правила видно, что в первые века и даже в VII веке, когда был VI Вселенский Собор, верующие раздельно причащались Тела и Крови Христовой и притом части тела Христова принимали не прямо в уста, а в руки 31 , и VI Вселенский Собор не воспретил еще этого, а только не дозволил принимать части тела Христова вместо рук в какие-либо сосуды. Но для предупреждения разного рода злоупотреблений, каким иногда Св. Тайны подвергались в руках людей невежественных, суеверных или неверных, Церковь впоследствии времени установила преподавать верующим мирянам св. Дары совокупно (посредством лжицы) прямо в уста, а священнослужителям предоставила право причащаться Св. Таин по древнему обычаю – раздельно, принимать Тело Христово в руки и потом в уста, и пить Кровь Господню непосредственно из чаши. Уже Вальсамон (XII в.) говорит о сообщении св. Даров не в руки мирянам, а прямо в уста. г) Обязанности пресвитеров относительно совершенияТаинства покаяния (исповеди). Канонические постановления древне-вселенской Церкви относительно совершенияТаинства Покаяния можно разделить на следующие группы: 1) правила о лицах имеющих право принимать исповедь согрешающих, преподавать или не преподавать им разрешение от грехов; 2) правила, определяющие сущность исповеди и то, чем должны руководствоваться служители Церкви при совершении ее, при разрешении или неразрешении совести кающихся; 3) правила об епитимиях, как духовно-врачебных средствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

е. научением от имени Господа Иисуса Христа и церкви чрез уполномоченных на то лиц. Церковь всегда ревниво оберегала свое исключительное право на учительство. Так ап. Павел писал: если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:8 ). Быв сами посланы на проповедь Господом Иисусом Христом, апостолы приготовляли себе преемников в учительстве ( 2Тим.4:1–2 ) и им заповедали в свою очередь утверждать предание христианского учительства: чтò слышал, пишет ап. Павел своему ученику Тимофею, – чтò слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Впоследствии эта преемственность учительства была отожествлена с преемственностью церковной иерархии и право учительства было усвоено церковью только епископам и пресвитерам. Впрочем, и в тех случаях, когда церковь позволяла (ср. Пост. апост. VIII, 32, также пример Оригена ), как и ныне позволяет, учительствовать мирянам, нисколько не ослабляется основной принцип христианского учительства, выраженный в словах апостола: кàк проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ) 875 . Равным —654— образом, и усвояя право учительства иерархическим лицам, церковь более усиленно выражает тот же самый принцип христианского учительства (ср. выше). Мало того. Церковь не только посылает проповедников, но и возлагает на лица высших иерархических степеней обязанность учительства, чем с полной очевидностью свидетельствует, что проповедь не есть искусство, ибо искусство нельзя вменять в обязанность определенным лицам. См. Мк.16:15 ; Мф.28:19. 20 ; 1Кор.9:16 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:1. 2 ; прав. ап. 58: епископ или пресвитер, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен, аще же останется в своем нерадении и лености, да будет извержен; 36; 80; VI Всел. Соб. пр. 19. Напротив того, церковное искусство есть выражение наличных чувствований христиан того или другого времени и составляет средство взаимного назидания христиан ( Еф.5:18. 19 ; Кол.3:16 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//Богословский сборник. Вып. VI. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 26–75. 20. Косик О. В. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский (1877 – 1962)/«Свет веры». Газета Владимирской епархии РПЦ (МП). Спецвыпуск, октябрь, 2012, 38. 21. Косик. О .В. Письма духовных чад к святителю Афанасию//Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 25–34. 22. Кравецкий А. Г. Календарно-богослужебная комиссия (1957–1958)//Учёные записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 171–209. 23. Кравецкий А.Г. Календарно-богослужебная комиссия//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Выпуск 2. М., 1996. С. 171–209. 24. Кравецкий А.Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Выпуск 1. М., 1995. С. 58–90. 25. Кравецкий А.Г. Святитель Афанасий и его время//Афанасьевский сборник. Вып. I./Отв. ред. О.А. Монякова. Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. С. 7–25. 26. Кравецкий А.Г. Святитель Афанасий Ковровский : библиографический очерк. Владимир: Транзит-ИКС, 2012. – 124 с. 27. Крамор Г. А. Город Ишим в жизни священноисповедника Афанасия (Сахарова) /«Свет веры». Газета Владимирской епархии РПЦ (МП). Спецвыпуск, октябрь, 2012, 38. 28. Магер Н.П. Афанасий Сахаров – епископ Ковровский. Проблемы исследования жития святых.//Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 73–80. 29. Мартьянова С. А. Богослужебное слово в наследии Владыки Афанасия (Сахарова) //Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 51–56. 30. Менькова И. Г. «Православной верой крепче плотского родства соединенные» (Святой исповедник Георгий Седов в жизни святителя Афанасия)//Афанасьевский сборник. Вып. I. С. 56–65. 31. Молитва всех вас спасёт: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/Сост., предисл. и прим. О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. – 710 с. 32. Пономаренко Димитрий, диакон. Епископ Стефан (Никитин). М., 2010. – 960 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010