Подлинными сочинениями И. Ф. являются 2 Апологии и «Диалог с Трифоном иудеем». Из утраченных наиболее значительным считается «Сочинение против всех появлявшихся ересей» (Σνταγμα κατ πασν τν γεγενημνων αρσεων), на которое ссылается сам И. Ф. ( Iust. Martyr. I Apol. 26. 7). Предлагая в 1-й Апологии это сочинение императору, его сыновьям и сенату, И. Ф. называет некоторых опровергаемых в нем ересиархов (Симон Волхв, Менандр, Маркион - I Apol. 26). Сщмч. Ириней Лионский ссылается на утраченное сочинение И. Ф. «Против Маркиона» ( Iren. Adv. haer. IV 6. 2). Евсевий приводит цитаты из него, вероятно на основании текста сщмч. Иринея ( Euseb. Hist. eccl. IV 18. 9; ср.: Ibid. IV 11. 8-9). Вопрос о том, представляет ли собой трактат «Против Маркиона» отдельное сочинение или часть «Сочинения против всех появлявшихся ересей», остается открытым. Из сохранившихся у различных авторов под именем И. Ф. фрагментов, не являющихся частями его дошедших до наст. времени аутентичных сочинений, подлинными признаются 3 (CPG, N 1078; PG. 6. Col. 1592-1593): цитата о Боге Отце из соч. «Против Маркиона» ( Iren. Adv. haer. IV 6. 2; Euseb. Hist. eccl. IV 18. 9); фрагмент о сатане ( Iren. Adv. haer. V 26. 2); фрагмент о подобии демонов разбойникам ( Tat. Contr. Graec. 18; Euseb. Hist. eccl. IV 16. 7). Фрагменты 3 сохранившихся аутентичных сочинений И. Ф. и аллюзии на них имеются в трудах мн. древних авторов, прежде всего в «Церковной истории» Евсевия (12 отрывков из Апологий и 5 из «Диалога...»; см.: Marcovich. Apologiae. 2005. P. 1-5; Idem. Dialogus. 2005. P. 1) и в «Священных параллелях» прп. Иоанна Дамаскина (8 отрывков из Апологий и 1 из «Диалога...» - Ibidem). Апологии Иустин Философ вручает «Апологию» императору. Гравюра Жака Калло. Ок. 1630 г. (Кабинет эстампов, Национальная библиотека, Париж) Иустин Философ вручает «Апологию» императору. Гравюра Жака Калло. Ок. 1630 г. (Кабинет эстампов, Национальная библиотека, Париж) I. Рукописная традиция. Полный текст Апологий содержится в 2 рукописях - Paris. gr. 450, и в ее апографе - Lond. Brit. Lib. Loan 36/13 (1541 г.). Свидетельство И. Ф. о совершении Крещения, Евхаристии и воскресного богослужения ( Iust. Martyr. I Apol. 61, 65-67) сохранилось в рукописях Vat. Ottob. gr. 274 (XVI в.), Paris. Suppl. gr. 190 (XVII в.), Ath. Vatop. 33 (2-я пол. XVI в.), в лат. переводе в Ambros. lat. H. 142 infer. (1564 г.) и Monac. lat. 132 (1565 г.) ( Marcovich. Apologiae. 2005. P. 5-7; Munier. 2002. P. 83-87).

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

Основные научные труды П. С. Смирнова были посвящены истории русского раскола. Печатные труды 740 . Беседа Швецова с ректором Нижегородской семинарии П. Смирновым //Миссион. сб. – 1891. – 741 . Библиографическая заметка о книге г. Плотникова//Прибавл. кн.: Ряз. епарх. ведомости. – 1890. – 14–15, 17. 742 . В бегстве от антихриста: Общая характеристика современной беспоповщины//Христиан, чтение. – 1903. – 4. 743 . Важность изучения внутренней жизни раскола: Речь, произнесенная на магистерском коллоквиуме 20 дек. пред защитою диссертации «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке» – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 13с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1897.– Вып. 1. 744 . Взгляд раскола на переживаемое время в XVII веке//Христиан, чтение. – 1897 – Вып. 1–6. 745 . Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным – СПб.: Печ. Яковлева, 1898. – 504 с. разд. пат. – «Библиогр. перечень источников для истории внутр. вопр. в расколе первого ее периода»: с. 38–94 (паг. 2-я). 746 . Где истина?: Разбор изданной современным апологетом раскола Онисимом Швецовым книги «Истинность старообрядствующей иерархии»//Миссион. сб. – 1894. – 1–4. 747 . Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине: Из истории раскола XVII в. в Ряз. губ.//Миссион. сб. – 1890. – 1. 748 . Значение женщины в истории возникновения раскола//Миссион. сб. – 1892. – 1,2. 749 . Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола: (Речь, произнесенная на торжественном годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17февр. 1902 г.). – СПб.: Тип. Лопухина, 1902. – 24 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1902. – Вып. 3. 750 . Из истории полемики с расколом//Правосл. обозрение. – 1889. – 5. 751 . Из истории полемики с расколом в Рязанской епархии в XVIII веке: Неизданная полемика против раскола соч. Симона Лагова, архиепископа Рязанского//Миссион. сб. – 1891. – 2, 5. 752 . Из истории противораскольнической миссии XVII века: Поездка архим. Игнатия и протопопа Иоанна в Кинешму для увещевания раскольников и сост. Игнатием описание этой поездки. – СПб.: Тип. Меркушева, 1903. – 41с. – Текст парал. рус., старо-слав. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подъем апологетической мысли в Зап. Руси в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. (оказавший сильное воздействие и на московскую богословскую лит-ру XVII в.) был связан с борьбой против заключения и распространения церковной унии. Наиболее деятельным апологетом здесь выступил архим. Захария Копыстенский († 1626), прекрасно знавший святоотеческие творения и боровшийся как с протестантизмом, имевшим в то время большой успех на юго-западе Руси, так и с лат. унией (см. Брестская уния ). Его «Палинодия», написанная в ответ на книгу униатского архиеп. Л. Кревзы «Оборона унии», была ярким самостоятельным сочинением, раскрывавшим вост. понимание христ. единства. В круге свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского (1633-1646), было создано соч. «Литос» (греч.- Камень). Оно появилось как ответ на книгу перешедшего в унию Кассиана Саковича , в 1-й части «Литоса» рассмотрены «непристойности» в изображении Саковичем таинств и др. богослужений; 2-я часть посвящена церковному уставу, в ней дана отповедь Саковичу, заявлявшему об абсурдности правосл. чинопоследования; 3-я часть отвечает на призыв Саковича к православным перейти в католичество. Архим. Иоанникий (Галятовский) , ректор Киевской коллегии (1658-1662; † 1688), писал не только против иезуитов и униатов («Беседа белоцерковская»; «О происхождении Святого Духа»; «Ответ» на книгу иезуита Скарги «Фундамент веры»), но и против мусульман («Алкоран разрушенный», «Лебедь») и иудеев («Мессия правдивый»). Во 2-й пол. XVII в. жизнь Церкви отмечена прежде всего реформами Патриарха Никона и старообрядческим расколом, породившим напряженную дискуссию. Появляется большое число противораскольнических произведений, очень неоднородных по содержанию и достоинству. Более значимые труды относятся к XVIII-XIX вв. В 1685 г. в Москве открылась Славяно-греко-латинская школа (с 1814 - Московская Духовная Академия ), положившая начало систематическому богословскому и светскому образованию в России. В XVII-XVIII вв. Церковь сталкивается с новыми для нее явлениями. В Россию в связи с реформами имп.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Эта Апология – относительно недавнее прибавление к известной раннехристианской литературе. Еще около столетия назад мы знали о ней и о самом Аристиде только из кратких указаний Евсевия и Иеронима 307 . Первый шаг к ее обнаружению был сделан в 1878 г., когда отцы–мхитаристы опубликовали в Венеции часть христианской апологии в армянском переводе (X века), которую они приписали Аристиду. Достоверность сочинения подтверждена одиннадцатью годами позже, когда Рэндел Харрис обнаружил в монастыре Св. Екатерины на горе Синай в рукописи XVII века почти полный текст на сирийском языке. Чуть позже Дж. Робинсон, уже знавший о работе Харриса, сделал удивительное открытие. Оказывается, большая часть греческого текста, хотя и в вольной редакции, давно присутствовала в 26–й и 27–й главах раннесредневековой Повести о Варлааме и Иоасафе, сохранившейся среди трудов св. Иоанна Дамаскина 308 . Еще позднее среди египетских папирусов были обнаружены две большие части греческого текста (гл. 5, 6 и 15, 6–16,1) 309 . Главная тема Апологии – только христиане поистине знают Бога. Хотя Аристид и не приводит прямых цитат из Писания, он отсылает императора к Евангелию, которое написано 310 и которое он просит императора прочитать, чтобы «представить себе ту силу, которая ему присуща» (2, сирийский текст; ср. 15 греческого текста). В этой связи Аристид напоминает важнейшие события из жизни Иисуса, включая Его рождение «от еврейской Девы» (в сирийском и армянском тексте, «чистой Девы» – в греческом тексте), двенадцать учеников, смерть, воскресение и вознесение. Слова о вознесении могут означать, что Аристид был знаком с Деяниями апостолов. Рассуждая о языческих заблуждениях (3), Аристид пользуется выражениями, которые кажутся заимствованиями из Посланий Павла. Вот несколько примеров: 1) «И все вещи Им (Богом) стоят» (δ ατο δ τα πντα συνστηκεν, 1, ср. Кол.1:17 , και τα πντα ν ατω [во Христе] συνστηκεν, и δι ατο в 1:16). 2) Варвары, не уразумевая Бога, идут вслед начал мира [ср. Кол.2:8 ] ; и они стали поклоняться сотворенным вещам вместо Творца» (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

—270— ломина, Александра Титова, Дмитрия Судницына, Бориса Плеского, Василия Кириллова, Афанасия Грановского, Николая Лихачева и иеродиакона Протасия, курса – Якова Достойнова и Михаила Поповича перевести в следующие курсы и дать соответствующие их успехам и поведению места в списках. 3) Суждение об увольнении из числа студентов Академии Михаила Смирнова предоставить Правлению Академии. XVII. Рассуждали : А) О распределении лекций и учебных часов на 189 4 / 5 учебный год в Академии. Справка : 1) По § 81 лит. а п. 2 устава духовных академий «распределение предметов учения и порядка их преподавания в Академии» предоставлено утверждению Совета Академии. 2) §§ 118–120 того же устава: «Для чтения наук академического курса составляется Советом Академии особое расписание. При составлении расписания Совет Академии имеет в виду, чтобы: а) преподаванию богословских наук, по возможности предшествовало преподавание прочих наук, входящих в курс академический и б) при распределении богословских наук соблюдался порядок, определяемый их последовательностью и взаимною зависимостью. Лекции по каждому предмету распределяются Советом так, чтобы в первых трех курсах было не менее 20, а в четвертом не менее 12 лекций в неделю, каждая лекция по часу». Определили : Распределить лекции и учебные часы в Академии по следующей таблице: —271— Распределение лекций в Московской духовной Академии на 189 4 / 5 год Первый курс Понедельник 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Библейская история Библейская история Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Метафизика Библейская история Библейская история Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Метафизика Вторник 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Введение в круг богословских наук Древние языки Еврейский язык Еврейский язык Введение в круг богословских наук Древние языки Еврейский язык Еврейский язык 8½ – 9½ 9» – 10» 10» – 11» 11» – 12» 12» – 1» Новые языки Новые языки Естественно-научная апологетика Естественно-научная апологетика Метафизика

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16. Monumenta Ucrainae historica. Romae, 1964. T. 1. P. 68-69. 17. Опубликовано в: Антиризис, или апология против Христофора Филалета//Российская историческая библиотека. Т. 19. СПб., 1903. Стб. 620-622. 18. Грамоты Собора 1591 г. опубликованы в: Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 45-71. 19. Подробное описание этих событий см.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С.283-284. 20. М. Дмитриев полагает, что до 1592 г. о грамоте не было известно ни королю, ни католическим иерархам. См.: Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142. 21. Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. 79. 22. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142-143. 23. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 24. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 25. Текст см. стб. 1133–1137: Апокрисис//Российская историческая библиотека. Т. 7. СПб., 1882 (Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 1003–1820. 26. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 27. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 28. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 135; Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 144.

http://pravoslavie.ru/36437.html

И. д. доцента Павлом Соколовым по кафедре психологии студентам II курса прочитаны: 1) введение в психологию (теоретические, исторические и методологические вопросы; обзор литературы): 2) общая психология (исследование душевной жизни в ее целом, в связи с ее телесными условиями): 3) специальная психология (исследование душевной жизни в ее отдельных явлениях). И. д. доцента Илья Громогласов по истории и обличению русского раскола прочитал студентам III курса подробно – о возникновении и внутреннем состоянии старообрядческого раскола в первое время его существования (XVII в.), с историко-полемическими замечаниями о разностях его с православною церковью в учении и обрядах, и в более кратком изложении – внутреннюю историю безпоповщины и поповщины, с их частнейшими подразделениями. И. д. доцента Павел Тихомиров по кафедре истории философии прочитал студентам II курса: 1) Введение в науку. 2) Историю древней философии от Фалеса до Аристотеля включительно (Ионийская натурфилософия, пифагорейство, Гераклит, элейство, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, софисты, Сократ и сократики, Платон и Аристотель); 3) Историю новой философии от Декарта до Канта включительно —37— (Декарт, Гёлинкс, Мальбранш, Спиноза, Локк, Берклей, Юм, Шотландская школа, деисты, Лейбниц и Кант). И. д. доцента Николай Городенский по нравственному богословию прочитал студентам IV курса: о психологических основах нравственности, о сущности и историческом положении христианского нравственного учения и об основных понятиях христианской этики. И. д. доцента Сергей Смирнов по предмету истории русской церкви читал студентам III курса киевский период истории. Появление, утверждение и распространение христианства на Руси. Церковное управление и законодательство. Монашество. Просвещение. Религиозно-нравственное состояние общества. Отдельные очерки: Паломничество в древней Руси. Древнерусский духовник. Как говели в древней Руси? Сверхштатный преподаватель естественнонаучной апологетики профессор Димитрий Голубинский студентам I курса, после вступления, объяснял, при помощи разных примеров, необходимость для апологетики тщательного исследования фактов, говорил о значении веры для знания и о целесообразном устройстве Далее преподавал физический отдел о веществе и силах, с частным обозрением сил природы, их законов и действий; при сем указывал на следы премудрости и благости Божией в явлениях природы. Из отделов о свете и небесных светилах в сем году преподано было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сличение сделано тщательно. Пособием при этом труде г. Пешкову служили ученые примечания к образцовому изданию творений Иоанна Дамаскина Лекеня, вошедшему и в Патрологию Миня. Догматику Иоанна Дамаскина он рассматривал по переводу Бронзова. Равным образом и творениями святых отцов, за немногими исключениями, он пользовался в русском переводе. Общий результат своего сличения г. Пешков излагает в заключении, делая здесь оценку Догматики Иоанна Дамаскина . По его мнению, в основу плана системы этой Догматики были положены «Сокращенное изложение Божественных догматов» Блаженного Феодорита и Слово Григория Богослова на Пасху, а также Слово его на Рождество Христово. В целом, по взгляду г. Пешкова, Догматика Иоанна Дамаскина представляет стройную систему: но в частностях, вследствие слишком большой зависимости ее от буквы предшественников, она не везде стройна; напр., иногда об одном и том же предмете говорится в разных местах. Отмечает г. Пешков и неполноту этой системы, так как в ней нет учения о Церкви и очень мало сказано о благодати, искуплении и таинствах. Сочинение г. Пешкова отличается обстоятельностью и отчетливостью. Язык в сочинении безупречен и отличается всеми достоинствами, каких можно требовать от первого ученого труда. Степени кандидата автор его заслуживает». 29 . Заслуженного ординарного профессора Василия Ключевского о сочинении студента Пясецкого Евгения: «Западнорусская церковная историография XVII века в связи с общим направлением духовного просвещения и церковной жизни западной Руси того времени»: «В ходе западнорусской церковной историографии XVII в. автор различает три момента или разновременные направления: 1) время «исторической полемики православия с латино-униатством» (первая четверть XVII в., когда появились Перестрога, История о листрийском соборе и Палинодия), 2) время агиографической апологии православной Церкви и русской народности (вторая четверть XVII в., эпоха Петра —178— Могилы, внушившего два произведения о киево-печерских святых и святынях, Патерик С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

277-279 ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. 279-280 ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница 280-284 284-296 296-315 «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича) 315-317 317-323 323-328 ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед 328-330 ОРМИЗД [Хормизд] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет 330-336 ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей 336-350 350-351 351-352 ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля 352-354 354-355 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 355-359 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Оршанский Кутеинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 359-361 ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Сагарда. Лекции по патрологии. – Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I-IV века/Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М., 2004. СДХА. – Сочинения древних христианских апологетов » Репринт пер. прот. П. Преображенского с доп. под ред. А. Г. Дунаева. [М.;] СПб., 1998. Серков. Русское масонство. – Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001. Сильвестр. Опыт догматического богословия. Т. 2. – Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 2. Киев, 1885. Симеон Новый Богослов . Творения. – Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения. Репринт в 3 т.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1–2: Слова преп. Симеона Нового Богослова /В пер. на рус. язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. 1. М., 1892. Вып. 2. М., 1890. СККДР. Вып. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. СККДР. Вып. 2. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1. А-К. Л., 1988; Ч. 2. Л-Я. Л., 1989. СККДР. Вып. 3. Ч. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 1. А-З. СПб., 1992. СККДР. Вып. 3. Ч. 4. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 4. Т-Я. Дополнения. СПб., 2004. Соловьев. Письма. – Соловьев В. С. Письма/Под ред. Э. Л. Радлова. Цит.: Т. 1. СПб., 1908; Т. 3. СПб., 1911. Репринт т. 1–4 с дополн.: Собрание сочинений В. С. Соловьева. Письма и приложение. Bruxelles, 1970. Cmamjebuч, Глумац. Свето Писмо. – Cmahojebuч Cm., Глумац Д. Свето Писмо у нашим старим споменицима. Београд, 1932. Тахиаос. Кирилл и Мефодий. – Тахиаос А. – Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. [и англ.]. Сергиев Посад, 2005. [Рус. пер. сделан с греч. оригинала 1989 г. без привлечения переработанного изд. 1992 г., зато учитывает еще более улучшенное англ. изд. 2001 г.; ряд сносок сделан автором специально для рус. изд.; дополнительно помещены важные приложения. Ценная рец.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010