277-279 ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. 279-280 ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница 280-284 284-296 296-315 «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича) 315-317 317-323 323-328 ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед 328-330 ОРМИЗД [Хормизд] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет 330-336 ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей 336-350 350-351 351-352 ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля 352-354 354-355 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 355-359 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Оршанский Кутеинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 359-361 ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

В Мартирологе Никомидийской Церкви (ок. 362) имя Л. было поставлено рядом с именами Ария и Евсевия Кесарийского (греч. текст Мартиролога утрачен, сохранился сир. перевод - Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed., trad.: F. Neu. Turnhout, 1974. (PO; T. 10. Fasc. 1)). Первоначальное Житие Л., написанное в IV в. и связанное с почитанием Л. арианами, было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 997; PG. 114. Col. 397-416). Существует предание, согласно которому в нач. IX в. при имп. Карле Великом мощи Л. были перенесены в Арелат и хранились в церкви, построенной в честь мученика (ActaSS. Ian. T. 1. P. 359). С XVII в. мощи святого хранятся в ц. Санта-Мария-Ассунта итал. г. Лушано (Л. почитается покровителем этого города). День кончины Л.- 7 янв. (устанавливается на основе гомилии «О святом мученике Лукиане» свт. Иоанна Златоуста). Празднование памяти Л. в правосл. Церкви перенесено на 15 окт. из-за Собора Иоанна Предтечи ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 428; под этой датой память Л. указана, напр., в К-польском Синаксаре X в.- SynCP. Col. 137-141). Сочинения О лит. деятельности Л. сохранились сведения блж. Иеронима: «Лукиан, муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской Церкви, столько потрудился в изучении Писания, что некоторые списки книг Писания доселе именуются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере (de fide libelli) и краткие послания к некоторым лицам (breves ad nonnulos epistolae)» ( Hieron. De vir. illustr. 77). О посланиях Л. имеются упоминания в лексиконе «Суда», в Житии Л., а также в «Пасхальной хронике», где приводится фрагмент одного из них, написанного из Никомидии в Антиохию в 303 г. (в нем сообщается о мученической кончине еп. Анфима - Снгоп. Pasch. Vol. 1. P. 516). Под «книгами о вере», о к-рых пишет блж. Иероним, возможно, имеются в виду символ веры и апология Л. ( Bardi. 1936. P. 84-85). Символ веры Т. н. лукиановский символ веры был взят за основу 2-й вероисповедной формулы Антиохийского Собора 341 г. Созомен рассказывает о том, как евсевиане (т.

http://pravenc.ru/text/2110835.html

Одна из статей 39-го тома посвящена святому Ламеху – ветхозаветному допотопному праотцу. Ветхозаветную тему в новом томе продолжает статья «Кущей праздник». Статья «Купина Неопалимая» повествует об одном из центральных образов теофании в Ветхом Завете. В томе присутствует весьма обширный блок статей о подвижниках, носивших имя Лазарь. Безусловно, самым знаменитым из них является праведный Лазарь, епископ Китийский, более известным большинству христиан как Лазарь Четверодневный — друг Иисуса Христа, воскрешенный Спасителем и позднее совершавший святительское служение на Кипре (в новом томе эту тему также продолжает статья «Лазарева суббота»). Также заслуживают упоминания материалы о преподобном Лазаре Мурманском, северно-русском подвижнике иноческой жизни XIV в., а также статья о сербском князе-мученике Лазаре (пострадал в 1389 г.). С этими публикациями соседствует статья, посвященная жизни и трудам одного из крупнейших западнорусских духовных писателей 2-й половины XVII столетия архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (Барановича; + 1693 г.). В томе присутствуют некоторые весьма интересные публикации, посвященные древним западным святым неразделенной Церкви. В частности, заслуживает особого упоминания статья о св. Кутберте, британском епископе и миссионере VII в., который почитается как небесный покровитель Северной Англии. Также следует отметить статью о св. Кунигунде – жене германского императора Генриха Второго (1-я пол. XI в.). Среди материалов 39-го тома обращает на себя внимание статья о Лактанции, знаменитом раннехристианском апологете 2-й половины III – начала IV в. Также большой интерес представляет публикация, посвященная митрополиту Лавру (Шкурла, 1928-2008 гг.), первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, при котором состоялось ее историческое воссоединение с Московским Патриархатом. Среди статей биографического характера в 39-м томе также присутствует ряд публикаций о выдающихся русских архитекторах, проявивших себя в храмостроительстве. Это — Степан Самойлович Кричинский (1874 – 1923 гг.), петербургский архитектор, построивший в северной столице к 300-летию Дома Романовых знаменитый Феодоровский собор; Степан Васильевич Крыгин (1832-1900 гг.), автор ряда храмов в Подмосковье; Роман Иванович Кузьмин (1809-1867 гг.) спроектировавший несколько храмов в Санкт-Петербурге и русский Александро-Невский собор в Париже.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

Одна из статей 39-го тома посвящена святому Ламеху — ветхозаветному допотопному праотцу. Ветхозаветную тему в новом томе продолжает статья «Кущей праздник». Статья «Купина Неопалимая» повествует об одном из центральных образов теофании в Ветхом Завете. В томе присутствует весьма обширный блок статей о подвижниках, носивших имя Лазарь. Безусловно, самым знаменитым из них является праведный Лазарь, епископ Китийский, более известный большинству христиан как Лазарь Четверодневный — друг Иисуса Христа, воскрешенный Спасителем и позднее совершавший святительское служение на Кипре (в новом томе эту тему также продолжает статья «Лазарева суббота»). Заслуживают упоминания материалы о преподобном Лазаре Мурманском, северно-русском подвижнике иноческой жизни XIV века, статья о сербском князе-мученике Лазаре (пострадал в 1389 году). С этими публикациями соседствует статья, посвященная жизни и трудам одного из крупнейших западнорусских духовных писателей 2-й половины XVII столетия архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (Барановича; +1693 г.). В томе присутствуют некоторые весьма интересные публикации, посвященные древним западным святым неразделенной Церкви. В частности, заслуживает особого упоминания статья о св. Кутберте, британском епископе и миссионере VII века, который почитается как небесный покровитель Северной Англии. Также следует отметить статью о св. Кунигунде — жене германского императора Генриха Второго (1-я пол. XI в.). Среди материалов 39-го тома обращает на себя внимание статья о Лактанции, знаменитом раннехристианском апологете 2-й половины III — haчaлa IV века. Также большой интерес представляет публикация, посвященная митрополиту Лавру (Шкурла, 1928-2008 гг.) , первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей , при котором состоялось ее историческое воссоединение с Московским Патриархатом. Среди статей биографического характера в 39-м томе присутствует ряд публикаций о выдающихся русских архитекторах, проявивших себя в храмостроительстве. Это Степан Самойлович Кричинский (1874-1923 гг.), петербургский архитектор, построивший в северной столице к 300-летию Дома Романовых знаменитый Феодоровский собор; Степан Васильевич Крыгин (1832-1900 гг.), автор ряда храмов в Подмосковье; Роман Иванович Кузьмин (1809-1867 гг.) спроектировавший несколько храмов в Санкт-Петербурге и русский Александро-Невский собор в Париже.

http://patriarchia.ru/db/text/4246023.ht...

Проводил историко-краеведческие исследования, используя не обработанные до него архивные материалы, хранившиеся в разных сибир. городах. На основе переписных книг Томского и Кузнецкого монастырей внес уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения региона русскими крестьянами в XVII-XVIII вв., описал бытовую сторону жизни первопереселенцев; опубликовал ряд очерков истории мон-рей и храмов Томской епархии и неск. богословских статей апологетического характера. В 1914 г. за работы «Старинные монастыри Томского края», «Первые русские крестьяне-насельники Томского края» и «Томский раскол» был удостоен ежегодной премии Томского ун-та им. А. М. Сибирякова в 1,5 тыс. р. Во время первой рус. революции принимал участие в общественно-политической жизни, придерживался умеренно-правых политических взглядов. В дек. 1905 г. на учредительном собрании Томского отдела партии «Союз 17 октября» избран в бюро отдела. 19 мая 1906 г. избран членом Гос. совета от белого духовенства. В авг. того же года переехал в С.-Петербург. В 1907-1913 гг. занимал должность председателя Учебного комитета при Синоде. Одновременно с мая 1908 г. настоятель синодальной ц. в честь Семи Вселенских Соборов. В нояб. 1913 г., после торжественного чествования по случаю 35-летия научно-богословской и адм. деятельности, освобожден от должности председателя Учебного комитета, сохранил настоятельство в ц. в честь Семи Вселенских Соборов, должность профессора богословия в С.-Петербургском жен. педагогическом ин-те и настоятельство институтского домового храма. Награжден орденами: св. Владимира 4-й степени и св. Анны 2-й степени; медалями в память царствования имп. Александра III и в память 300-летия царствования Дома Романовых В 1920 г. вернулся в Сибирь, был пострижен в монашество с именем Димитрий. В том же году хиротонисан во епископа Омского, возведен в сан архиепископа. В апр. 1922 г. протестовал против проводившегося властями изъятия церковных ценностей . Осенью того же года Д. был уволен на покой захватившими епархиальное управление обновленцами. Служил в Покровской ц. дер. Петухово близ Томска. В 1923 г. приглашен настоятелем Сретенской ц. в Томске. В том же году стал архиепископом Томским. В кон. того же года на короткое время уклонился в обновленческий раскол, но после возмущения со стороны верующих, угрожавших не пустить Д. в кафедральный собор, разорвал отношения с обновленческим синодом и Томским епархиальным советом (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 391). В дальнейшем в отношениях с обновленцами занимал примирительную позицию.

http://pravenc.ru/text/178145.html

Сама базилика в Л. представляет памятник одновременно готической, ренессансной и барочной архитектуры. Ее строительство началось ок. 1470 г. и продолжалось в XVII в. В работе над проектом принимал участие Браманте. Купол базилики был возведен в 1499-1500 гг. архит. Джулиано да Сангалло. В кон. XVI в. на алтарной стене базилики разместили лат. надпись, к-рая гласит, что посетитель может узреть в базилике Св. Дом, перенесенный ангелами из Палестины в 1291 г., сначала остановившийся в Иллирике, затем перенесенный в рощу вблизи Реканати и, наконец, в Л. в 1295 г. Лоретская легенда, сообщающая о чуде появления в Италии Дома Божией Матери, а также необычный характер самой реликвии вызывали неоднозначную реакцию. Напр., скептическое отношение к чуду отмечено уже во 2-й пол. XV в. среди католиков. Споры о достоверности Лоретской легенды и о подлинности Дома Божией Матери отражены во внушительной историографии, которая обобщена в работе Л. Скараффии ( Scaraffia. 1998. Cap. 3). Большая часть последних изданий носит в основном апологетический, но отчасти научный характер. Эти работы, подготовленные, в частности, хранителями лоретского святилища и архива в Л. отцами Ф. Гримальди и Дж. Сантарелли, содержат ссылки на документы и снабжены библиографией. Ранний наиболее надежный источник, упоминающий о Богородичной святыне в Л.,- документ, известный по судебному процессу 1315 г. В нем сообщается, что в нач. XIV в. в Л. была церковь, в к-рой находился чтимый (судя по перечисленным богатым украшениям) образ Божией Матери с Младенцем. Позднейшее свидетельство (булла папы Павла II (1470), дарующая индульгенции паломникам, к-рые делали вклады в строительство базилики и Дома в Л.) упоминает находившуюся в церкви чудотворную икону, помещенную там ангелами. По мнению ряда историков (Дж. Кракко, М. Баччи, М. Сенси), в XIV - 1-й пол. XV в. почитался не Дом Божией Матери, а Ее чудесно явленная икона. Можно предполагать, что в преданиях, предшествовавших периоду письменных фиксаций, нашло отражение типичное для легенд об основании церкви или мон-ря событие: чудесное обнаружение образа в лесу и/или на дереве.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).     Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М.,  1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2859813

Монастырская колонизация на Севере 5. Монастырская колонизация на Западе 6. Монастырская колонизация в Понизовье 7. Монастырская колонизация Сибири 8. Монастырская колонизация на Юге 9. Общий характер колонизации Глава VIII. Монастырские владения и монастырское хозяйство в XVI-XVII вв. 1. Правовые документы, являющиеся источниками по истории монастырских вотчин 2. Опричнина и сельскохозяйственный кризис XVI века 3. Отдельные примеры ведения монастырского хозяйства 4. Рост монастырских земельных владений в Понизовье в XVI и XVII веке как пример колонизационной деятельности монастырей 5. Общая картина монастырского хозяйства 6. Государственно-правовая основа монастырского землевладения 7. Монастырские крестьяне 8. Монастырские вотчины и появление крепостного права 9. «Монастырские слуги» и «монастырские детеныши» 10. Монастырская торговля 11. Управление монастырскими имениями и повинности монастырей перед государством 12. Подсудность монастырских имений Глава IX. Строй монастырского быта в XVI-XVII вв. 1. Из истории монастырского Устава в Древней Руси от истоков до XVI века 2. Монастырские уставы XVI и XVII веков 3. Внутренний склад монастырского быта 4. Чин пострижения и духовное окормление новоначальных монахов 5. Богослужебный монастырский устав и повседневная жизнь монахов 6. Состояние монашеского жития 7. Подсудность монастырей по духовным делам 8. Епископат 9. Подвижничество в XVI и XVII столетии 10. Миссионерские труды монахов 11. Социально-благотворительная деятельность монастырей Глава X. Монашество и церковная письменность XVI-XVII вв. 1. Апологетически-полемические сочинения. Игумен Иосиф Волоцкий 2. Старец Артемий. Его аскетически-мистические и апологетические сочинения 3. Зиновий Отенский и его сочинения 4. Митрополит Даниил 5. Агиографические и исторические сочинения 6. Сочинения монаха Ермолая-Еразма 7. Литература XVII века Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров 1. Проникновение западных влияний в XVII веке 2. Монах Евфимий и Патриарх Иоаким как представители московского консерватизма 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Апокрифические сказания и поверья проникали в Южную Русь из Византии, Болгарии, преимущественно в XI–XV ст., и из Польши, преимущественно в XVI–XVII ст., проникали во 1) путем устной передачи от греков и болгар, посещавших Русь, и такой же передачи от русских странников-богомольцев, ходивших в Константинополь, на Афон и в Палестину, во 2) через византийские сочинения апологетические, экзегетические и исторические, преимущественно через Палеи и Хроники, и через польские схоластические проповеди и, наконец, в 3) непосредственно в форме апокрифических книг. В народной памяти сохранились наиболее апокрифы византийского и болгарского источников; в рукописях сохранились почти исключительно западные апокрифические сказания, проникшие в Галицию из Польши. Передавая апокрифы в Великороссию, Малороссия, преимущественно левобережная, получила некоторые апокрифы обратно в великорусской обработке, например, сказания и песни о 12 пятницах. В южной Руси перебывало много греков. Из 23 митрополитов домонгольского периода 17 были, несомненно, греки; происхождение трех неизвестно и только трое русские. 3 На епископских кафедрах по временам сидели греки. Священники и иноки были отчасти также греки, особенно на первых порах. Греки были строителями древнейших русских храмов. Приходили на Русь из Греции иконописцы и певцы. Греческие купцы доставляли русским мусию, звонкую монету, металлическую утварь, лекарственные травы, мрамор, дорогие ткани. С возникновением сильного московского государства греки стали ездить в Москву за милостыней и по дороге посещали Киев. В литовской Руси греческие пришельцы находили более родственную себе среду, чем в Руси московской. «В козацкой земле, писал Павел Алеппский, во второй половине XVII века, мы чувствовали себя как дома; потому что обитатели той страны любезны и радушны и относились к нам, как будто земляки». 4 Южная Русь XVI ст. с благодарностью признала заслуги экзарха Никифора, Кирилла Лукариса и патриарха Феофана. При всем том греки, посещавшие южную Русь, не могли внести много апокрифических сказаний вследствие незнания или слишком плохого знания русского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Подобная историографическая ситуация определяет научную актуальность и значимость данного исследования, в котором целью стала реконструкция и интерпретация историко-канонических и богословских воззрений Патриарха Никона в общем контексте богословских споров третьей четверти XVII в. В соответствии с этой целью были поставлены задачи выявить содержание традиций почитания и «хуления» Патриарха Никона , их развитие в научно-критической светской и синодальной историографии (XVIII–XIX вв.), историографии советского и постсоветского периода, эмигрантской и зарубежной историографии (XX–XXI вв.); исследовать основные структурообразующие элементы воззрений Патриарха Никона ; сопоставить церковно-канонические и исторические воззрения Патриарха Никона и теоретиков догматико-полемической традиции раннего раскола; рассмотреть место и роль концепции пастырства Патриарха Никона в общественно-политической и богословской мысли России. Объектом исследования стало идейное наследие Патриарха Никона ; предметом – система и характер воззрений Патриарха Никона как государственного и церковного деятеля. На защиту вынесены следующие положения: 1. Негативный эмоционально-окрашенный стереотип Патриарха Никона как развенчанного «культурного антигероя» в рамках национальной картины мира был разработан в полемической литературе во второй половине 60–70-х гг. XVII в. и продолжал развиваться на протяжении XVIII–XIX вв., что соответствовало концепции надконфессионального государства; 2. В почитании Патриарха Никона как местночтимого святого зарождалась традиция апологетики, основанная на святоотеческих ортодоксальных мировоззренческих установках, в рамках этой традиции происходила публикация основных источников по идейному наследию и хозяйственной деятельности, что позволило авторам реконструировать реальные исторически-обоснованные воззрения и деяния Патриарха; 3. Богословское творчество Патриарха Никона имеет ярко выраженные христо-экклесиоцентричные корни – он был выразителем исихастско-ориентированной богословской традиции;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010