179 Συντετκασιν, от συντκω, расплавляться, таять, сливаться, а также томиться, изнемогать, изнывать. О. Преображенский вероятно читал συνεστκασιν, ибо переводит: остановились. 181 Коринф. I, 10, 20–21: λλ τι θει τ θνη, δαιμονιοις θει, κα ο Θε. ο θλω δε μς κοινωνος τν δαιμονων γνεσθαι и дал. В Recognit. 2, 71 повторяется та же мысль: «qui idola colit aliquando – vel de immolatis eorum digustavit, conviva factus est daemonum. См. также, 4, 36. Клим. римск. Homil. 7, 3; 9, 15, 23; 11, 19. Варнава, гл. 16: ν πλρης ( καρδα) εδωλολατρεας κα ν οκος δαιμονων. У апологетов: Иуст. Разговор с Триф. 35, М. Fel. с. 12, 38. 182 Иустин, 1 Апол. 5. 9. Татиан, Orat. ad Graec. 7, 8. Татиан называет даже Зевса предводителем демонов ( γομενος τν δαιμνων), с. 8. 12. С. Феофил ант. Послания к Автолику Lib. I, с. 10. ο γρ εσ θεο λλ εδολα..., ργα χειρν νθρπων κα δαιμνια κθαρτα. Климент алекс. Cohorlat. ad Gent. II, p. 65. Тертуллиан, De idololatria, VII: «идолы суть тела демонов»; De corona militis, X: идолы суть vanitas et fantasma daemonum. Лактанций, Divin. Instit. Lib. II, XVII. 184 Suppl. 23, 25. В. Вероятно, Афинагор разумеет здесь Плутарха и цитирует его сочинение: De placitis philosophorum, где (lib. I, с. 8: περ δαιμνων κα ρων) мы находим приводимые Афинагором слова о демонах буквально: δαμονας (πρχειν) οσας φυχικς. εναι δε κα ρωας τς κεχωρισμνας φυχς τν σωμτων· κα γαθος μεν γαθς κακος δε τς φαυλς (Edit. Didot. Moralia 2 (4) 1074. 188 Мир, по Платону, состоит из двенадцати областей, или сфер. Восемь из них занимают огненные тела, – небесные светила. Следующие три сферы (между этими 8-ю и 12-й землей), сферы эфира населены демонами или гениями, которых тело составлено из господствующих в их сферах элементов, т. е. из эфира, воздуха и воды. Они в некоторой степени следуют размеренному движению небесных светил. См. у Dölling. 285. 191 Подобные мысли высказывались и языческими писателями, так что Афинагор выражал мысль, весьма знакомую языческим умам. Апулей напр. говорит: «объектами языческих культов служат демоны и разнообразие этих культов зависит от вкусов и симпатий демонов. Так, египетским демонам нравятся вопли, греческим – танцы, варварским – звуки литавр и флейт (Apuleius, De Deo Socratis, 684, 85. См. Dölling. 599). Цельс, который в своем сочинении уделил немало места рассуждениям о культе демонов (I, 6. 9; 2, 17; 5, 6. 25; 7, 62 след. 8, 28), прямо называет их φιλοσματοι, и ссылается на свидетельства мудрых мужей, которые говорили, что демоны очень привязаны к крови и запаху жертв (8, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

—29— брака и елеосвящения. Доцент А.И. Введенский по метафизике прочитал студентам I курса: 1) Введение в философию и 2) основание гносеологии и онтологии. Доцент В.Н. Мышцын по Священному Писанию Ветхого Завета студентам III и II курсов прочитал историю текста Ветхого Завета – подлинного и переводов, критические правила при проверке мазоретского текста, подлинность пятокнижия Моисеева и толкование важнейших и труднейших мест его. И. д. доцента по кафедре психологии П.П. Соколов прочел студентам II курса: 1) Введение в психологию: о предмете, задачах и методах науки, с обзором её истории и литературы; 2) Общую психологию: исследование психофизических, метафизических и общих психологических проблем, с подробным изучением вопроса о сознании и бессознательных душевных явлениях; 3) Специальную психологию: анализ элементов познавательной деятельности. И. д. доцента С.С. Глаголев по введению в богословие студентам I-ro курса прочитал: о предмете, задаче, составе и методе науки. Обзор философских учений о религии с XVI по XIX стол. (главным образом: XVI, XVII вв. и первую половину XIX-ro). Об основных истинах религии: Бытии Божием (космологическое, психологическое и телеологическое доказательства), о бессмертии души, свободе воли и Божественном Промысле. О вне-христианских религиях: ассиро-вавилонской, египетской, китайской, азиатских арийцев. О важнейших вопросах апологетики: о происхождении мира, жизни и человека. И. д. доцента А.А. Спасский по новой гражданской истории студентам II курса прочитал а) в первое полугодие – по истории Западной Европы от падения Римской —30— Империи до крестовых походов и б) во второе полугодие – по истории Византийской империи от основания Константинополя до царствования императора Аркадия. И. д. доцента И. В. Попов по Патристике прочитал студентам II курса: Введение. Понятие о патристике и её отношение к другим богословским наукам. Общий характер христианской литературы и разделение её на периоды. I) Мужи апостольские . Общая характеристика этого периода, а) Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Руководство по гомилетике» еп. Аверкия (Таушева) представляет конспективно изложенный курс лекций, прочитанных автором в 1951-1959 гг. в Свято-Троицкой ДС при Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле (США). В основу лекций положено сочинение Певницкого. В 1999 г. вышел в свет труд «Гомилетика. Теория церковной проповеди» еп. (ныне архиепископ) Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). Указанный труд рекомендован Учебным комитетом при Свящ. Синоде РПЦ в качестве учебного пособия для правосл. учебных заведений. Сочинение содержит обширное введение, к-рое состоит из глав, посвященных научным основам Г., ее библейским истокам, а также истории гомилетической науки. Основная его часть (4 раздела) отведена теории церковной проповеди. В 1-м разд. раскрывается учение о проповедниках слова Божия, во 2-м - учение о церковной проповеди, в 3-м разбираются вопросы общей методологии пастырской проповеди, где излагается учение о формах церковной проповеди и подробно рассматривается сам процесс приготовления проповеди. 4-й раздел посвящен частной методологии церковной проповеди с рассмотрением таких ее видов, как проповедь экзегетическая, катехизическая, догматическая, нравоучительная, апологетическая, миссионерская. Указанный труд является магист. дис. архиеп. Феодосия, автор удостоен степени магистра богословия. Особую отрасль в гомилетической науке составляет история церковной проповеди. Фундаментальными трудами в этой области являются «История первобытной христианской проповеди: (до IV в.)» Барсова; курс лекций по истории христ. проповеди (с I по X в.) проф. МДА игум. Марка (Лозинского) (Загорск, 1970-1971); «История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников с 1/2 IX-XIX вв.» преподавателя Киевской ДС прот. М. А. Поторжинского; «Очерк истории русской церковной проповеди» преподавателя Одесской ДС Н. В. Катаева; «История русской проповеди» А. И. Разумихина; «История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени» преподавателя Тульской ДС П. Заведеева (1918/9); «Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования» Антония (Вадковского), архиеп. Финляндского и Выборгского.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Скачать epub pdf Том II Том III Том первый (общий или основоположительный) Содержание Предисловие Введение I. Определение нравственного богословия как науки II. Нравственность и религия III. Нравственность и право, право и религия IV. Отношение нравственного богословия к догматике и к нравственной философии V. Значение и важность нравственного богословия VI. Исторический очерк науки нравственного богословия VII. Источники, метод и разделение науки нравственного богословия Часть первая. О внутренней сущности нравственности вообще и об общих началах нравственности христианской VIII. Свобода воли человеческой IX. Внутренний, или естественный, нравственный закон X. Совесть XI. Недостаточность естественного нравственного закона в падшем человеке XII. Краткий очерк нравственных воззрений в языческих религиях XIII. Нравственные воззрения философские – деизма, пантеизма и материализма Часть 2. Так называемые научные теории нравственности XIV. Мораль эвдемонизма, или утилитаризма XV. Этический эволюционизм. Эволюционно-монистическая этика XVI. Моральные системы сенсуализма XVII. Автономная мораль Канта XVIII. Этика современного индивидуализма XIX. Положительный, или откровенный, нравственный закон XX. Номизм и антиномизм XXI. Любовь как главное начало христианской нравственности XXII. О побуждениях к исполнению нравственного закона XXIII. Добродетель XXIV. Грех XXV. Нравственное вменение XXVI. Жизнь Иисуса Христа как образец и пример нравственной жизни Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. XXVIII. Обращение XXIX. Ход нравственной жизни после обращения. – Возрасты духовной жизни и отличительные свойства каждого из них. – Неодинаковость степеней нравственного совершенства по различию духовных дарований. – Цель всех нравственных стремлений христианина и безграничность этих стремлений Краткая историческая справка авторе книги     Предисловие Предлагаемый труд – это результат более чем пятилетних занятий наших на кафедре богословия в Императорском Харьковском Университете. Если бы кто поинтересовался спросить, почему мы в своих лекциях студентам из всей совокупности богословских наук 1 остановились именно на нравственном богословии, тот может найти для себя ответ в нижеследующих наших соображениях 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

De baptismo, XVII. (Русск.пер., ч.П, с.24–25.) 88 Епифаний Кипрский, Adversus Haereses, 79. PG 42,744. 89 Апостольские Постановления. 111,9. (Русск. пер., с.111–112.) 90 На Западе право совершения крещения женщинами при тех же условиях, что и на Востоке, то есть в случаях смертельной опасности, было признано папой Урбаном в XI веке. 91 O.Cullmann. Le bapteme des enfants, append., p.63sq, Paris–Neuchatel,1948. 92 Для меня не имеет значения, что стих 37, по всей вероятности, является более поздней интерполяцией. Он, несомненно, отражает самую древнюю литургическую практику. 93 О церковной иерархии, II. (Русск. пер., с.34.) 94 Иустин Мученик, Апология, 65. (Русск.пер., с. 106.) 95 О церковной иерархии, там же. 96 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI;9 97 О церковной иерархии, 11,5,6. PG III, 393,396. (Русск. пер., с.34–35.) 98 Послание к Диогнету, 5. (Русск. пер., с. 17.) 99 Тертуллиан. Apolog.XLII. (Русск. пер., ч,1., с.87–88.) 100 Апостольские Постановления, XVI. 101 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI. 102 Евсевий Кесарийский, Церковная история, kh.IV, 26,5–11 .(Русск. пер., СПб, 1858, с.247–248.) 103 Comment, in Danielem, IV,2. 104 Тертуллиан, De idol., VII. (Русск. пер., ч.1, с.122–123.) 105 Idol., V. (Русск. пер., с.120.) 106 Тертуллиан, De idol., X. (Русск. пер., с.127;) 107 Ibid., X. (Русск. пер., с.129.) 108 См. L. Duchesne, Histoire ancienne de l " Eglise, t.I, p.521. 109 Стоя, стоицизм — греко–римская философская школа, в диалоге с которой складывалось христианское учение святоотеческого периода. 110 Donativum — денежные подарки римским солдатам, которые военачальники выделяли из захваченной добычи. 111 Тертуллиан, De idol., XIX. (В русск. пер. абзац о военной службе выпущен.) 112 Не совпадают присяга божественная и человеческая, знамение Христа и знамение диавола, воинство света и воинство тьмы; не может одна душа быть в долгу перед обоими: Богом и кесарем. 113 Ориген, Contra Celsum, VIII, 72. 114 Здесь: воинский отличительный знак. 115 Мне не должно нести военную службу, ибо я христианин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

«Однако многие [имена], различные по звучанию, имеют одно значение, например: Сущий (Исх 3:14) и Единый истинный Бог (Ин 17:3)» (Апология, XVII, 1-2). Нам известны, в основном, лишь контрдоводы Евномия, приводимые им в «Апологии на Апологию», против представления, что относительно Бога может мыслиться множество различных качеств: «Нападая на нашу речь, утверждающую, что знание о Боге возбуждается в нас в согласии с различным накидыванием [речь идет от лица Григория Нисского. - Д.Б. ], он говорит, будто мы уже не признаем Его простым, так как Он постепенно воспринимает понятия, обозначаемые каждым наименованием, и через усвоение их восполняет совершенство своего собственного бытия (κα δι τς κενων μετουσας συμπληροντα αυτ τν κατ τ εναι τελεωσιν). Это я сказал своими словами, сокращая его длинную болтовню» (Григорий Нисский. Против Евномия II, 499; цит. по изд: Святителя Григория епископа Нисского Опровержение Евномия. Краснодар, 2003. [Репр. с изд.: М., 1864.] Т. II. С. 458, с изм.). А вот собственно речь Евномия: «Либо нечто есть иное по значению (τ σημαινομν) «беспредельное», нежели «нетленное», либо же оба представляют собой одно и то же. Но если то и другое он [имеется в виду Василий Кесарийский. - Д.Б. ] будет считать за одно и то же, то он окажется согласным с нами; если же скажет, что иное значение слова " нетленнный " , и иное слова " беспредельный " , то совершенно необходимо, чтобы чуждые одно другому [понятия] не были одним и тем же по силе (κατ τν δναμιν); следовательно, если иное есть понятие " нетленный " , и иное - " беспредельный " , и каждое из них есть то, что не есть другое, то ни нетленное не может быть признано беспредельным, ни беспредельное - нетленным, но бесконечное будет тленным, а нетленное - имеющим предел» (Григорий Нисский. Против Евномия II, 524-526 (Jaeger); цит. по изд: Святителя Григория епископа Нисского Опровержение Евномия... С. 469, с изм.). «Далее, и слова " или их привходящие ( τν παρεπομνων) " не могут употребляться в связи с высшими родами. Для сложного (τν συνθτων), для того, что существует совместно с другим или в другом, или будучи соподчиненным, одно мыслится как главное (προηγομενα), а другое - как привходящее (πμενα), одно как сущее, а другое как привнесенное относительно сущностей (πισυμβανοντα τας οσαις). Из этого составляется сочетание, привносящее отчужденность и разрыв. Но у лучших родов все мыслится в бытии, все целиком существует как главное, обособленное от всего иного, и не от иного, и не в ином. Поскольку у них не имеется ничего привходящего, то не ими определяется их своеобразие» (О мистериях, 1, 4, 12-13)

http://bogoslov.ru/article/573574

В отличие от святоотеческого периода, где в формировании взглядов на эту проблематику преобладали апологетические цели, для чего и был задействован материал эллинистической культуры, богословское теоретизирование Нового времени в полной мере использует сложившийся инструментарий схоластического богословия. Так, решая вопрос об авторстве, механическая теория исходит из принципа 2 действующих причин Аристотеля: главной действующей причины (causa efficiens principalis) и инструментальной действующей причины (causa efficiens ministerialis) как механического орудия первой. Бог (главная действующая причина) пользуется пророком (инструментальная действующая причина), как писатель - орудием письма. Пророк не вполне бездействен - для Бога важна его одаренность речью. Однако об осознанном участии священных писателей в этом процессе можно говорить лишь как о сознательном и добровольном вручении себя в распоряжение действий Св. Духа. В рамки этого подхода полностью укладывается представление о Божественном диктанте. Сторонники вербальной теории, делая акцент на Б. слова Библии и неск. сглаживая прямолинейность механического понимания, предполагают, что Бог создает условия для выбора правильных слов. Все богословы этого направления так или иначе настаивают на безошибочности Библии в целом. Католич. богословие этого времени в вопросе о Б. Свящ. Писания стоит на тех же позициях. Тридентский Собор говорит о Божественном диктанте, что необходимо ставит священного писателя в позицию простого переписчика (aut ab ipsis Apostolis Spiritu Sancto dictante - Concilium Tridentum. Dicretum de canonicis Scripturis. Sessio 4, 8 Aprilis 1546). Богословие доминиканца Д. Баньеса следует в русле теории вербального вдохновения: «Святой Дух вдохновил не только содержание, но и продиктовал и подсказал слова, с помощью которых это содержание было записано» ( Маннучи. С. 174). Сильная и привлекательная сторона теорий 1-го типа для богословия заключается в том, что такие понятия, как Б., Свящ. Писание, Откровение, канон Библии, утверждаются как имеющие непреходящую религ. ценность и непререкаемый вероучительный авторитет. Они также позволяют оперировать данными понятиями в их целостности, не ставя вопроса о внутренних границах. Подразумевается полное соответствие объема текста его богодухновенному статусу. Однако это достоинство одновременно становится слабой стороной теорий 1-го типа, поскольку делает их неспособными адекватно объяснить несомненную авторскую индивидуальность библейских текстов, а главное - удовлетворительно ответить на вызов исторической критики. В них фактически были исчерпаны возможности докритического восприятия библейского текста. С XVII в. богословское осмысление Б. ищет иные пути, чем те, к-рые могла предложить старая схоластическая школа.

http://pravenc.ru/text/149471.html

М., 1957; он же. Нидерландская буржуазная революция XVI в. М., 1958; он же. Характер анабаптистских выступлений в Голландии в 1534-1536 гг. и состав их участников: (По неопубл. приговорам Суда Голландии)//СВ. 1962. Вып. 22. С. 86-99; он же. Вопросы морали и семьи у анабаптистов XVI в.//Там же. 1963. Вып. 23. С. 64-90; он же. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в 1-й пол. XVI в. М., 1964; он же. Лютеранство в Нидерландах (1517-1533)//СВ. 1983. Вып. 46. С. 78-95; он же. Реформация как фактор германской истории XVI в.//Там же. 1985. Вып. 48. С. 91-100; он же. Становление гос. строя Респ. Соединённых провинций//Там же. 1987. Вып. 50. С. 151-172; он же. Отражение тираноборческих идей в «Апологии» Вильгельма Оранского (1581)//Культура и общественная мысль: Античность. Ср. века. Эпоха Возрождения/Отв. ред.: Л. С. Чиколини. М., 1988. С. 206-212; он же. Амстердам в XVI-XVII в.: Соц.-экон. развитие и повседневная жизнь//СВ. 1997. Вып. 60. С. 37-50; Брандт Д. М. Нидерланды. М., 1953. Post R. R. Kerkelijke verhoudingen in Nederland vóór de Reformatie van c. 1500 tot c. 1580. Utrecht, 1954; idem. Kerkgeschiedenis van Nederland in de Middeleeuwen. Utrecht, 1957. 2 vol.; Geyl P. The Revolt of the Netherlands, 1555-1609. N.Y., 19582; idem. Geschiedenis van de Nederlandse stam. Amst., 1961-1962. 6 vol.; idem. La révolution batave: (1783-1798). P., 1971; Вальков В. А. Экономика и политика Голландии после второй мировой войны. М., 1961; Fockema Andreae S. J. De Nederlandse staat onder de Republiek. Amst., 1961; The Netherlands in the XVIIth Cent. N.Y., 1961-1964. 2 vol.; Шелимов А. Нидерланды//Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны. М., 1962. С. 537-559; Weiler A. G. e. a. Geschiedenis van de Kerk in Nederland. Utrecht; Antw., 19632; Kok J. A., de. Nederland op de breuklijn Rome-Reformatie: Numerieke aspecten van protestantisering en katholieke herleving in de Noordelijke Nederlanden, 1580-1880. Assen, 1964; Stoeffler E. E.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В советское время (1918-1990) по идеологическим и цензурным обстоятельствам информация о книгах религ. содержания практически отсутствовала, поэтому не требовала терминологических уточнений. В наст. время термин «богословская» используется в качестве рабочего наряду с терминами «духовная» либо «церковно-религиозная» в учебных курсах системы вузов культуры на библиотечно-библиографических кафедрах (см.: Фунтикова. Православные библиотеки. С. 138-139). В понятие «богословская» (или «духовная», «религиозная») включается информация об источниках, не только относящихся к комплексу богословских дисциплин (догматическое, нравственное, пастырское, основное или апологетическое богословие, литургика, церковное право и проч.), но и библиография, связанная со Свящ. Писанием и его изучением, церковно-историческими дисциплинами (патристикой и патрологией, историей Церкви, в т. ч. научно-вспомогательными - археографией, эпиграфикой, текстологией и др.). Б. б. л. за рубежом Первым биобиблиографическим словарем христ. эры считается труд Иеронима Стридонского (ок. 347-420) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus//PL. 23. Col. 604-631; рус. пер. в изд.: Иероним Стридонский, свт. Творения. К., 19102. Ч. 5. С. 258-314). В книгу вошли краткие биографические сведения о 135 церковных писателях (начиная от апостолов и заканчивая современниками Иеронима) и об их сочинениях (обычно в приблизительной форме, но с яркой характеристикой). Сборник Иеронима продолжил античную традицию составления справочных книг о знаменитых философах, писателях и др. (напр., Варрона, Диогена Лаэртского, Корнелия Непота, Светония, Аврелия Виктора) и служил основой для западноевроп. богословской библиографии до XVII в. Во 2-й пол. V в. пресв. Геннадием Марсельским была написана кн. «О церковных писателях» ( Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis//PL. 58. Col. 1059-1120), продолжающая труд Иеронима (содержит 100 биобиблиографических заметок об авторах, пропущенных Иеронимом или живших после него). В дальнейшем обе книги часто издавали вместе. Аналогичную структуру и название имеют также путеводители по христ. лит-ре, составленные в Испании свт. Исидором Севильским (560(?) - 636) и архиеп. Толедским Ильдефонсом (Альфонсом; 607-657?), к-рые явились основоположниками испан. библиографии. Почти все упомянутые ими авторы - испанцы. Во 2-й пол. VI в. Кассиодор (ок. 487-580) составил справочник «Наставления о духовном и светском чтении» ( Cassiodori Senatoris Institutiones divinarum et humanarum lectionum. Oxf., 1937). 20 глав кн. 1-й являются указателем важнейших комментариев на книги ВЗ и НЗ, лит-ры о 4 Вселенских Соборах и церковно-исторических и богословских сочинениях Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Созомена, блж. Феодорита Кирского и др. Впосл. «Наставления» служили примерным каталогом для монастырских б-к и путеводителем для студентов в ср. века.

http://pravenc.ru/text/149151.html

8) Будучи необъятен (χρητος), Он все объемлет Собой (τ πντα χωρε). Почти буквальное выражение этой мысли мы находим у Филона 72 и близкую аналогию ей – в диалоге Иустина с Иудеем Трифоном 73 . 9) Им все держится – πντα τ ρατ π’ατο συνχεται. Этими словами обозначал Аристотель древнее, принятое всеми людьми, учение, что через Бога все сотворено 74 . В христианском смысле оно неоднократно употребляется в посланиях ап. Павла (напр. Кол. 1:16 ). 10) В заключение главы апологет говорит, что Бог ни в чем видимом не нуждается (προσδες), но все имеет нужду в Нем. Почти тоже самое говорит и Филон 75 ; а из библейских писаний мысль эту мы находим в Ветхом (2 Макк. 14:35) и Новом Завете ( Деян. 17:25 ). Близкие параллели этому встречаются также и в многих других произведениях, современных апологии Аристида 76 . Чтобы закончить перечисление признаков, указанных апологетом Аристидом в понятии о Боге, назовем также и те, которые указаны во всех других местах апологии, кроме первой главы, заключающей в себе специальное раскрытие этой идеи. Таким признаком служить, во-первых, мысль о: а) Единстве Божества, косвенно указанная апологетом при изложении иудейского вероучения. Идея Единства Божества, открытая еще в Ветхом Завете ( Исх. 20:2 и 3 ст.), была повторена и в Новом ( Гал. 3:20 , Еф. 4:6 ; 1Тим. 1:17; 2:5 ); посему, неудивительно, что он часто встречается в древнейших произведениях христианской письменности, в том числе и апологетических 77 . Во-вторых, сюда относится, более определенное выражение; б) идеи Бога – Творца и Вседержителя κτστης κα παντοκρτωρ (XIII, 3, XIV, 1. XVII, 6); наконец – мысль о том, что Бог нетленен, неизменен и невидим – φθαρτος τε κα ναλλοωτος κα ρατος. Подобные мысли находим, как в философии Филона, так и в сочинениях современных Аристиду апологетов 78 . Сюда же, в конце концов, может быть присоединено и сравнительно слабое указание Аристида на духовность Божества, в котором он говорит: «θε προσκει τ πνεμα», 10 ст. Приблизительную аналогию этой мысли можно находить в орации Тациана 79 и в апологии Афинагора 80 . Таково, в общем, учение нашего апологета о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010