Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Душа по смерти тела сохраняет все силы и способности, данные ей Творцом, и продолжает жить полною внутреннею жизнью, с памятованием о проведенной на земле жизни. Особенно ясно это видно из притчи о богатом и Лазаре ( Лук. 16, 19–31 ). Евангельский богач, находясь во аде, помнит о своих братьях, говорить, о Моисее, ясно представляет свою земную жизнь и сознает, что привело его в это место мучений. Очевидно, таким образом, что душа при переходе в мире загробный не теряет ничего из тех знаний, какие она имела на земле. Так учили о загробной жизни и апостолы. Ап. Петр, говоря о сошествии И. Христа во ад, когда тело Его лежало во гробе, указывает, что Господь продолжает жить по духу, т. е. жива осталась Его человеческая душа, которою, Он и сущим в темнице духовом сошед проповеда, даже и душам таких умерших, которые вызвали грехами своими наказание мира потопом ( 1Петр. 3, 18–20 ). Тот же апостол говорит еще, что язычники, проводя жизнь в распутстве, воздадят слово готову Сущему судити живым и мертвым. На се бо и мертвым (νεκρος – мертвым телесно) благовестися, да суд убо приимут по человеку плотию, поживут же по Бозе духом (4, 5–6). Очевидно, по мысли апостола, умершие телесно, и не только праведники, но и нечестивцы, продолжают жить другою составною частью своей природы, т. е. душей, и жить сознательною жизнью, сохраняя способность воспринимать впечатления окружающей среды, почему и возможна была проповедь Христа сущим в темнице духовом и принятие ее этими душами. Ап. Павел ту же мысль выражает так: желание имый разрешится и со Христом быти ( Филип. 1, 23 ; сн. 2Кор. 3, 1–8 ). Бытие души со Христом возможно только при сохранении ею самосознательного и личного бытия. Ап. Иоанн свидетельствует, что он видел под жертвенником (небесным) души убиенных за слово Божие, и слышал, что они возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко святый и истинный, не судити и не мстиши крови нашей от живущих на земли ( Апок. 6, 9–10 )? Это предполагает, что души их по разлучении с телом сохраняют прежнее свое полное сознание и самодеятельность. Тот же апостол учит: истина пребывает в нас, и будет с нами в век ( 2Иоан. 2 ), откуда следует, что сознание нашей земной жизни не исчезает через смерть, и силы нашего духа останутся такими же и даже усилятся, так как будут держать истину тем тверже, чем больше будут узнавать ее там. Таким образом, выражение: будет с нами в веке, очевидно, предполагает крепость и неизменность сил души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Изрекая праведный суд над змием – искусителем наших прародителей и вместе над самими прародителями, Господь Бог в слове осуждения частию скрыл, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю сказал: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между Семенем тоя: Той твою сотрет главу ( Быт. 3:15 ). Под змием здесь нельзя разуметь только естественного змия. Это видно из того, что несообразно было бы наказывать орудие искушения и не наказать того, кто пользовался сим орудием. А что змий действительно был только орудием разумного искусителя, это видно из приписываемого ему суждения и дара слова: он рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь Еву ко злу. В Св. Писании называется именно змием великим, змием древним диавол и сатана, лестяй вселенную всю ( Апок. 12:9; 20:2 ). Св. Отцы: Ириней 2 , Златоуст 3 , Григорий Богослов 4 , Августин 5 , Иоанн Дамаскин 6 и другие видели в змие искусителе не простого естественного змия, но управляемого вселившимся в него диаволом. Для уразумения сего обетования заметить должно, что слово семя по употреблению библейскому не всегда означает потомство вообще, но означает и одно лице в потомстве. Так в книге Бытия говорится, что Ева наименовала сына своего Сифом, глаголющи: воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби Каин ( Быт. 4:25 ). – Подобно сему, и в обетовании о Семени жены слово семя должно принимать не в собирательном смысле, а относить к одному лицу из потомства прародителей; это подтверждается тем, что Семя жены здесь противополагается не множеству семени змия, но одному змию: той твою сотрет главу. Лице, наименованное Семенем жены, есть обетованный Мессия – Спаситель мира. «К уразумению таинственного наименования Семени жены пролагает путь самая необычайность сего наименования. В обычае всего рода человеческого и особенно в древних родословиях ( Быт. 10 , гл. Парал. 1–10. Мф. 1:1–16 ) видим, что семя или потомство всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием семени жены? Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Нет, конечно! Но Бог есть совершенная святость, а святость, как огонь потребляет всякий греховный мусор, всякую нечистоту. Ведь недаром же св. Апостол Павел говорит, что «Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр.12,29 ) . Все грешники давно бы сгорели в этом огне Божественной святости, но их закрывает и ограждает от этого нестерпимого для грешных существ огня дивный омофор Пречистой Богородицы. И в тот день, когда отнят будет чудесный омофор, «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Петр.3,10 )  – это и будет страшный день кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда – «день гнева Божия» ( Апок.6,17 ) . Вот что ожидает нас, если мы не успеем придти в себя и покаяться, пока еще распростерт над нами омофор Пречистой, спасающий нас от неугасимого огня. Многие ли в наши дни думают об этом? И есть ли у современных людей, даже у христиан православных, расположение по-настоящему каяться? Не является ли для большинства таинство исповеди простой, ни к чему, в сущности, не обязывающей формальностью, которую надо для приличия «отбыть», чтобы по привычке, по установившемуся обычаю, причаститься Святых Таин? Есть ли мысль о необходимости самым коренным образом переменить свою жизнь, свое поведение, изменить к лучшему свое внутреннее настроение? А ведь без этого нет и истинного, спасительного для души, покаяния, а только одно лицемерие! В последнее время явилось несколько плачущих икон Божией Матери. Можно думать, что это – плач особый, уже не об обычных повседневных человеческих грехах, а о чем-то еще более страшном. Страшнее всего, хуже и губительнее всего, конечно,  грех отречения от Христа, грех отступления, предательство истинной веры и Церкви , ради земных выгод, денег и карьеры. Множество таких людей в наши дни усиленно работают над искоренением  истинной  православно-христианской веры и над созданием в мире настроений и условий, которые бы благоприятствовали скорейшему появлению врага Христова – антихриста. По многочисленным предречениям свв. отцев первых веков христианства, антихрист станет религиозным и политическим вождем всего человечества, которое ко времени его явления должно быть объединено в одно  государство и одну, общую для всех лжецерковь . Подготовку к этому мы уже видим в современном мире, причем вся такого рода деятельность, в которой принимают участие и многие лица духовного звания, даже в весьма высоком ранге, ведется под знаменем «христианской любви», «мира всего мира» и «единения всех», что мол и является целью христианства. К этому же направлена и вся современная политика.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сказав о гласе, повелевавшем взойти в отверстую дверь на небе, святой тайновидец далее во 2 стихе замечает о себе, что все сообщаемое им он видел не в простом, естественном состоянии, а «в дусе», следовательно, слова «и абие бых в дусе» могут служить предисловием не только ко 2 стиху, но и к 1, и вообще ко всему второму видению. Иоанн видит «престол стоящ» и на этом престоле Сидящего. Хотя, может быть, вследствие блеска, окружившего этого Сидящего, святой тайновидец и не описывает последнего ни под видом Сына Человеческого (гл.1), ни под каким другим видом, тем не менее на основании слова καθμενος можно полагать, что Сидящий на престоле имел человеческий вид. Не говорит также святой тайновидец и о том, какое Лицо Святой Троицы нужно разуметь под этим Сидящим, хотя, основываясь на последующем контексте речи, без всякого сомнения, следует признать в нем Первое Лице Святой Троицы, Бога Отца, так как Сидя­щий на престоле, о Котором говорит Иоанн Богослов, отличается и от Сына Божия, изображенного во втором видении ( Апок. 5:6 ) под образом Агн­ца, принявшего книгу от десницы этого Сидящего на престоле, отлича­ется и от Духа Святого, что видно из 4:5. Кроме того, в пользу такого мнения говорит сопоставление второго видения святого Иоанна с очень похожим на него по своему описанию видением прор.Исаии, который под видом Сидящего на престоле «высоце и превознесенне» ( Ис. 6:1 ), по общему мнению всех вообще толковников, видел Первое Лице Святой Троицы. Об отдельных частях Сидящего на престоле в своем Откровении св. Иоанн не говорит ничего, он говорит только о том, что весь вид его в общем был подобен камнями «иаспису и сардинови»: «И Седяй бе подобен, – го­ворит он, – видением камени иаспису и сардинови: и бе дуга окрест престола подобна смарагдови». " Ιασπις, упоминаемый в Откровении св. Иоанна, по свидетельству св. Андрея Кесарийского , ссылавшегося при этом на Пли­ния (кн.37 гл.9 и 10) и Диоскора (кн.5), по внешнему своему виду «камень зеленеющийся, яко смарагд». Σρδιος, известный у нас под названием сердоника, по свидетельству того же Андрея Кесарийского , цветом рыжий и светлый или желто-огненный. Епифаний называет его словом αματοειδς.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Теперь слово наше обращается преимущественно к девам, которые тем большую имеют нужду в попечении, чем выше предоставлена им слава. Девы – это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной, – это светозарнейшая часть стада Христова. Ими радуется, в них обильно красуется славное чадородие Матери-Церкви: и чем более девство увеличивается в числе своем, тем более возрастает радость матери. К ним-то обращаемся мы со словом своим, их увещеваем, более по любви, нежели по власти; смиренные и малозначащие, нисколько не присваивая себе права суда, мы побуждаемся заботиться о них преимущественно опасением, – преимущественно тем, что боимся навета диавольского. И не напрасно то опасение, не пустая та боязнь, которая подает советы к пути спасения и руководствует к сохранению заповедей Божественных и правил житейских с тем, чтобы обручившие себя Христу, отрешившиеся от похотей телесных и всецело и телом и душою посвятившие себя Богу, совершали дело свое достойно великому предназначению, преукрашаясь для одного Господа своего и угождая Ему одному, от Которого и мздовоздаяния девству своему ожидают они, по Его же слову: не вси вмещают словесе сего, по имже дано есть: суть бо скопцы, иже из чрева материя родишася тако; и суть скопцы, иже скопишася от человек; и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небесного ( Мф.19,11–12 ). Тот же дар целомудрия означается, то же девство возвещается следующими словами Ангела: сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет ( Апок.14,4 ). И не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия – Он не обходит жен, потому что жена есть часть мужа, из него взята и создана. Бог во всем почти Писании обращается к первозданному, так как двое составляют одну плоть, и в муже обозначается вместе и жена. Если же целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царствия Божия, то что в земном убранстве и украшениях, коими желающие угодить человекам оскорбляют Бога, не помышляя о том, что сказано еще прежде: человекоугодников постыдешася, яко Бог уничижи их ( Пс.52,6 ), и что торжественно проповедано апостолом: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал.1,10 )? Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния, да будет, по слову апостольскому, не посягшая свята и телом и духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Что делать в подобных обстоятельствах? Держись, боголюбезный брат, твердо и неуклонно того исповедания и обещания, которое торжественно изречено тобою пред лицом Церкви, не придавая большого значения тому, как будут смотреть на это другие; помни слова Господа, сказанные св. апостолам: горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк.6:26 ), и слова первоверховного Апостола о себе самом: аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был. Если, по немощи человеческой, нельзя иногда не смущаться, когда становишься, сам не зная за что и почему, предметом пререканий и нареканий, то сознание исполненного долга и добрая непостыдная совесть лучшее утешение и подкрепление во всех житейских обстояниях. Но жизнь человеческая так многосложна и разнообразна, что вполне и всецело не может быть исчерпана никакими правилами; на каждый частный случай нельзя заранее составить определенного закона. Отсюда могут возникать недоуменные случаи, на которые нет определенных указаний в церковных правилах. Во всех подобных случаях ищи совета, вразумления и наставления у старейшего предстоятеля церкви Новограда Низовской земли, егоже и викарием поставлен еси. Св. церковь с мудрою осторожностью и предусмотрительностью не предоставляет новому епископу, кроме особенных исключительных случаев, вполне самостоятельной деятельности, поставляя его на некоторое время под искус старейшего, более опытного в управлении словесным стадом Христовым. Обычай сей древний и ведет свое начало от времен апостольских. Св. апостолы, основывая в разных местах частные церкви и при переходе в другие места поставляя взамен себя епископов не оставляли их без своего руководства и наставления, и устного при личном свидании, и письменного, когда личное свидание было неудобно, как видим сие из примера св. апостола Павла и поставленных им во епископы Тимофея и Тита. Буди верен, боголюбезный брат, в порученном тебе служении даже до смерти, и даст ти Господь венец живота ( Апок.2:10 ). б) Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Волоколамскому Христофору 44 //Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 45–48

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какая душа захочет тогда показать в себе столько сил, чтобы стерпеть сие? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: видех престол велик бел и Седящаго на нем, Его же от лица бежа небо и земли, и место не обретеся им (Апок.20:11). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто ж после сего в состоянии будет устоять? Куда убежим мы грешные, когда увидим престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест престола? Тогда исполнится пророчество Даниилово. Зрях, сказано, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Велик будет страх и трепет и исступление в час тот, братия, когда соберет Он нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, но написанному, испытующего сердца и утробы (Апок.2:23); потому что власи главы вашея вси изочтени суть (Лк.12:7), т.е. изочтены рассуждения и помышления, в которых дадим мы отчет Судии. О, сколько слез нужно нам ради этого часа! А мы пребываем в нерадении. О, сколько будем плакать и стенать о себе, когда увидим те великие дары, какие приимут от Царя славы добре подвизавшиеся! Тогда своими очами узрим неизреченное небесное царство, а с другой стороны увидим также открывающиеся страшные мучения, по средине же всякое колено и всякое дыхание человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех, и все с трепетом преклоняют колена и покланяются на лице свое, как написано: живу Аз, глаголет Господь: яко мне поклонится всяко колено (Рим.14:11). Тогда, христолюбцы, все человечество будет поставлено среди царства и осуждения, жизни и смерти, среди безопасности и нужды; все будут в ожидании страшного судного часа, и никто никому не в силах будет помочь. Тогда потребуются от каждого исповедание веры, обязательство крещения, вера чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный, по написанному: вси иже окрест Его принесут дары (Пс.75:12) страшному Царю; потому что у всех вписавшихся в гражданство в святой Церкви потребуется отчет по силе каждого: сильнии сильне истязани будут, по написанному (Прем.6:6); и ему же дано много, много взыщется от него (Лк.12:48); и в ню же меру мерит каждый возмерится ему (Мк.4:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

Ибо  «прииде день великий гнева Его, и кто может стати   (устоять)?» ( Апок. 6, 17 ). Это – «день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его»   ( Римл. 2, 5–6 ), ибо  «Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде» ( Деян. 17, 31 ),  «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла»   (2 Коринф. 5, 10). Злые дела всех, даже самые сокровенные, все тайные мысли и чувства, стремления и пожелания обличатся тогда явно  пред всеми, и исполнятся воочию сказанные некогда слова Господа: «Ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется»   ( Лук. 12, 2 ). Тогда не будет места  никаким оправданиям. Каждый, видя самого себя, в своей уродливой нравственной наготе, будет чувствовать и сознавать, что он  видим всеми – таков, как он есть  на самом деле, во всех своих делах, словах и помышлениях. Собственная совесть будет мучительно уязвлять каждого. Нестерпимое чувство стыда охватит тех, которые при жизни искусно умели скрывать свои грехи, свои безчестные страсти и пороки и старались казаться перед людьми честными, порядочными, благочестивыми. Это сознание всеобщности видения грехов, эти укоры совести и осуждения со всех сторон так подавят душу своей тяжестью, что грешнику легче было бы, если бы горы пали и покрыли его, нежели  стоять так, представляя собою такое уродливое и постыдное зрелище  для взоров небесных и земных. Многие тогда подумают: «Лучше было бы нам и на свет не родиться, нежели переживать такой позор!» Итак,  это будет воистину Страшный Суд: страшный своей неотвратимостью, страшный своей бесповоротностью и безусловностью своих определений, страшный по своим последствиям для нераскаянных грешников, ибо не будет для них никаких извинений, никаких оправданий, никаких смягчающих обстоятельств, и ни родство, ни дружба, ни связи, ни богатство, ни слава – ничто не поможет тогда. «Диавол льстяй их   (обманывавший грешников приманкой греха)  ввержен будет в езеро огненно и жупелно   (серное),  идеже зверь   (Антихрист)  и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков»   ( Апок. 20, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но горе грешнику! Перед его совестью, которую он заглушал во время земной жизни, восстанут его беззакония во всей их мерзости – зависть, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, плотские нечистоты, гордость, тщеславие, лицемерие – и покроют его стыдом, тяжесть которого увеличится оттого, что весь мир узнает о них. В настоящее время многие согласятся лучше умереть, чем вынести обличение перед подобными себе. Какой же стыд и ужас поразит грешника, когда перед очами целого мира обнажатся все его преступления, которые он совершал безнаказанно на земле, успевая скрыть их от земного правосудия: его гнусные мысли и намерения, которых никто не подозревал здесь в его благовидных поступках, – когда личина лицемерия, которой он прикрывался перед ближними, снимется с него и он предстанет перед всеми во всем своем нравственном безобразии! Обличение, какому подвергнутся тогда нечестивые, будет для них так невыносимо, что в порыве отчаяния они будут вопиять горам и скалам: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле ( Апок.6:16 ). Но вопль их не будет услышан. Уже в самом отделении одних от других каждый из имеющих предстать на Суд узнает участь свою, но окончательно она будет решена особым приговором Судии и Бога: придите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. – Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:34–41 ). Исполнителями этого приговора будут Ангелы. Они отделят на Страшном Суде добрых от злых, как жнецы отделяют пшеницу от плевел, рыболовы – хорошую рыбу от негодной к употреблению. Они же водворят праведных в Царстве Небесном, а осужденных грешников ввергнут в пещь огненную, в огонь вечный ( Мф.13:42–50 ). Как бы кто ни понимал эту печь, этот огонь – в буквальном ли смысле, или так, что и без вещественного огня осужденные грешники будут испытывать такое же мучительное чувство, как если б они горели в сильнейшем вещественном огне, – во всяком случае ничего нельзя представить ужаснее их состояния. Мучительно гореть живому в здешнем вещественном огне, но по сравнению с геенским огнем здешний – то же, по учению отцов, что огонь, написанный на картине, в сравнении с действительным. Притом здешний вещественный огонь, испепеляя вещество, ослабевает и погасает, но геенский огонь, пожирая, в то же время питает жертву свою, сам питаясь ее нетлением, – жжет, но не сжигает ( Тертуллиан и Златоуст). И такое состояние мучимых в огне будет вечно: огонь их не угаснет ( Мк.9:44–46 ). Осужденные будут мучиться в нем во веки веков ( Апок.20:10 ). Как блаженство праведников будет вечно, так вечны будут и муки нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010