40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

   Ощутивший в себе Царство Божие соделывается чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать, чтоб настало на земле видимое Царство Божие, потребило с лица земли грех, установило на ней владычество Правды. Из этого состояния святой Иоанн Богослов молитвенно отозвался к Господу, беседовавшему с ним в духовном его восторге, обетовавшему прийти скоро для окончательного решения судеб мира: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Апок. 22:20): земля преисполнена беззаконий, нуждается в очищении и обновлении». Неприготовленный удовлетворительно, видящий свой душевный храм еще в горестной пустоте, без жителя — Бога, просит о противном. Он просит о даровании времени на совершение подвига, подобно тому вертоградарю, который умолял господина, повелевшего посечение бесплодной, таинственной смоковницы: «Господи, остави ю и на се лето, дондеже окопаю окрест ея», отделив ее от истощающих силы ее пристрастий, «и осыплю гноем» — смирением и покаянием (Лк. 13:8). Мф.6:10, Лк.11:2. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли;    Небом названы небожители: ими воля Божия совершается непорочно, неупустительно. К воле Божией они уже не примешивают своей воли! У них уже нет отдельной воли! Воля их слилась воедино с волею Божиею. Над ними исполнилось то, чего испрашивал Спаситель Мира у Бога-Отца для учеников и для всех последователей Своих, человеков: «Не о сих же, — апостолах, — молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут... да будут едино, якоже и Мы едино есма: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин. 17:20-23).     «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Землею названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием «земли» свое сердце, не отделяя и тела от сердца. Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Бог милосерд». Но сколько страданий на земле! Страшные продолжительные болезни, мучения и пытки от людей жестоких, тяжкое томление гладом, медленное сожигание огнем, томительное долговременное рабство целых народов, – и кто перечислит все бедствия, впродолжении многих веков тяготеющия над родом человеческим? Если все это совместимо с милосердием Божиим, то почему несовместимы страдания бóльшия, продолжительнейшия, вечные? День един пред Господем яко тысяща лет и тысяща лет, яко день един ( 2Петр. 3, 8 ). Если настоящия страдания не исправляют нас, то можем ли уверять себя, что исправимся по смерти? Святое Писание говорит, что тысячи лет протекли, как падшие духи упорствуют во зле, трепещут суда Божия, но упорствуют. Разве мало и наше ожесточение? Вот святая Церковь , призывая и приготовляя нас к покаянию, представляет ныне взорам нашим картину страшного суда Божия, а мы после того еще более предадимся угождению плоти, всевозможным увеселениям и обременим себя бóльшими грехами. Вот придет святый пост Господень, бóльшая часть переменят свою пищу, но многие ли переменят свою жизнь? Многие не переменят и самой пищи. Одни устремятся к развлечениям, хотя и непрямо соблазнительным, но небезопасным. Другие, нисколько не стесняясь святостию дней покаяния, наполнят отверстые домы зрелищ, а отселе далеко ли до падений самых тяжких? Итак из года в год, из поколения в поколение и чем дальше, тем хуже и хуже. Как же не быть суду Божию над нами? Да, он непременно будет и будет страшен! «Бог милосерд»! Но потому-то и должен быть суд Божий, что Бог милосерд. Кто имеет право на блаженство: праведные или грешные? Без сомнения, праведники. Но доколе праведные будут жить вместе с грешниками, они никогда не будут блаженствовать, но всегда будут преследуемы от нечестивых; они не решатся для своего благоденствия на лесть, на обман, на коварство, на подкупы и другия богопротивные средства. Угнетаемые и обижаемые, они молятся о том, чтобы скорее пришло царствие Божие или чтобы Бог взял их от земли. По видению тайнозрителя, они и по смерти вопиют к Богу об отмщении крови от живущих на земли ( Апок.6:10 ). Итак ради милосердия Божия должно быть отлучение грешников от праведников, должен быть суд Божий. И он непременно будет и будет страшен!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вместе с тем его, как опытного публициста и ученого богослова, привлекает к работе и редакция «Журнала Московской Патриархии». Одну за другой пишет он статьи в наш церковный журнал. Среди них мы читаем: «Значение патриаршества в жизни Православной Русской Церкви» 2 , «Догматический элемент в проповедничестве Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» 3 , «Учение Православной Церкви об иконопочитании» 4 и «Покров Божией Матери над русской землей» 5 . Но главное внимание о. Сергий уделяет своей прежней теме об Иисусе Христе: «Свет Рождества Христова» 6 , «Крест Христов» 7 , «Радость Воскресения Христа» 8 , «Утро и вечер великого дня Воскресения Христа» 9 , «Воистинну восста Господь» 10 . В 1951 году, в связи с учебно-научными занятиями в академии, о. Сергий перестал быть штатным священником Успенского храма, хотя и оставался приписанным к его причту, но в марте 1954 года он вновь был призван на это служение. Однако силы о. Сергия были уже на исходе. В праздник Преображения Господня он со слезами и глубокой молитвенной настроенностью совершал Божественную литургию, как бы предчувствуя, что в последний раз приносит бескровную Евхаристическую жертву Отцу Небесному, а через шесть дней скончался. Обозревая жизненный путь почившего, позволительно сказать о нем словами Апостола: «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, и теперь готовится ему венец правды» ( 2Тим. 4, 8 – 8 ). Отпевание о. Сергия происходило в воскресенье, 29 августа, в Успенском храме б. Новодевичьего монастыря. Заупокойную литургию совершал Преосвященный Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий, в сослужении местного и академического духовенства при огромном стечении молящихся. В конце литургии протоиерей А. Ветелев произнес проповедь на текст: «Блажени мертвые, умирающие о Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут в след за ними» ( Апок.14:13 ). В своем поучении проповедник осветил высокие качества о. Сергия, как семьянина, как профессора-преподавателя и как пастыря Успенского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как не ожидать плода от молитвы за усопших, когда о них молится вся церковь ? Где два, или три собраны будут во имя Его там обещался Сам быть Господь: Мф.22. 23 . и ниспослать всякое благо просящим у Него, с молитвою веры. Как не ожидать плода от молитвы за усопших, когда Сам Иисус Христос , яко Агнец закланный от сложения мира Апок.13:8 . и выну закалаемый на священных алтарях, бесценною кровию, пролиянною за очищение грехов мира, умилостивляет сею жертвою Отца небесного о спасении всех живых и преставльщихся? Как не ожидать плода от Молитвы за усопших, когда молится о них и Дух Святый, ходатайствует о них Богу, в воздыханиях неизглаголенных: ей, глаголет Дух, да почиют они от трудов своих? Будем же молиться, сл., о усопших: потому что дела их в след всегда за ними идут, а дела человеческие всегда слабы и несовершенны. С молитвою о них попечемся и о себе самих, что бы наши дела, большею частию злые и лукавые, не последовали бы за нами: в вечность и не постыдили бы нас пред лицем неба и земли, Ангелов и человеков. Ах Хр. не дела только нас могут осудит; нас осудят самые помышления, осудят самые слова кои щедро всегда любим рассыпать без всякой заботы и внимания! Позаботимся же о делах своих прежде смерти всегда готовой настичь нас. Поздно будет помышлять о делах, когда настигнет ночь, в которую ни кто уже возможет делать. Ин.9:4 . Здесь должно сеять, а там пожинать, что здесь посеем, то там пожнем. Если будем сеять в духе от духа пожнем живот вечный; Гал.6:8 . Если посеем здесь слезами то пожнем там радостью Пс.125:5 . если здесь возлюбим труд и уничижение: то там обрящем покой и славу: егда явится живот наш тогда явимся и мы во славе. Кол.3:4 . тогда узрим и усопших братий наших, О! если бы на Горе Святой на небесном Фаворе! – Аминь. Читать далее Источник: Слово по случаю освящения придельного, во имя Преображения Господня, храма, при новоустроенной, на градском кладбище, церкви, в городе Орлове/Говоренное Кириллом, епископом Вятским и Слободским. Сентября 10 дня 1827 года. - Санкт-Петербург : В типографии Медицинского департамента Министерства внутренних дел, 1827. - 13, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Bogoslo...

По слонам ап. Павла, люди будут в это время «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, не любящие добра., предатели, наглы, папыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же ого отрекшиеся»... ( 2Тим. 3:2–5 ) ...«И тогда», говорит Господь: «соблазнятся многие и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга... И по причине умножения беззакония, во многих иссякнет любовь» ( Мф. 24:10–12 ). Как следствие упадка веры и ослабления любви, усилятся и умножатся разные бедствия, которые будут поражать род человеческий и вызовут «скорбь велию»: междоусобные и международные войны, предательства, убийства, взаимная озлобленность, преследования. С войнами соединятся и другие внешние бедствия, частью как их естественнее следствие, частью как наказание Божие за нечестие и беззакония людей. «По скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные»... «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную»... «Будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет ( Мф. 24:7 и далее; Лк. 21:11 и далее). – В конце концов, падение веры и жизни христианской завершится полным вероотступничеством ( 2Сол. 2:3 ). Останутся верными Христу и Церкви Его лишь немногие «избранные». Сатана, в предчувствии и ожидании скорого конца своего владычества и окончательного осуждения, ( Иуд. 1:6 ), с особенною силою восстанет против Церкви Христовой и против христиан. «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» ( Апок. 12:12–17 ). По его внушению, восстанут лжехристы и лжепророки п произведут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить даже и избранных ( Мф. 24:5,11 ; 2Пет. 2:1–2 ). 3). Великое вероотступничество подготовит пришествие в мир антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Сам Господь усвояете Себе царскую власть, когда на вопрос Пилата: «Царь ли еси ты?» отвечал утвердительно ( Ин. 18:37 ), и когда, при торжественном входе в Иерусалим, не отвергал торжественных восклицаний народа: «осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне... Царь Израилев» ( Мф. 21:9 ; Ин. 12:13 ). По воскресении Своем, Он сказал ученикам Своим: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» ( Мф. 28:18 ). Ап. Павел пишет, что «Бог Его превознес и даровал Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» ( Флп. 2:9, 10 ); что Бог Отец, «воскресив Его из мертвых... посадил одесную Себе на небесных, перевыше всякого начала и власти и силы и господства, и всякого имени именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем: и вся покори под нозе Его» ( Еф. 1:20–22 ). Тайнозритель Иоанн называет Его Царем царей и Господом господ ( Апок. 17:14, 19:16 ). – Царское служение Господа постепенно раскрывалось с самого явление Его в мир. И Сам Господь, и Предтеча, и апостолы проповедовали: «Исполнися время... приближися царство небесное» ( Мк. 1:15 ; сн. Мф. 3:2, 4, 17; 10:7 ). Господь говорит, что со времени Иоанна оно уже благовествуется, и усильные искатели обретают его ( Мф. 11:12 ; Лк. 16:16 ), что некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие в силе ( Мк. 9:1 ). Господь являл уже царскую власть Свою на земле и в природе видимой, творя чудеса, и над силами ада, изгоняя злых духов, и над смертию, воскрешая умерших; но в особенности царское величие Его открывается по смерти Его – а) в Его победоносном сошествии во ад ( 1Пет. 3:18, 19, 4:6 ; Еф. 4:8–10 ); б) в Его воскресении из мертвых, о котором Он многократно предсказывал ( Ин. 2:19, 21 ; Мф. 16:21, 17:9, 23, 20:19 ; Мк. 9:31, 10:34, 14:28 ), и которое засвидетельствовано всеми апостолами, как одно из самых важнейших событий веры, в котором открывается все величие Божества Его и нашей веры в Него ( Рим. 1:4 ), и которое служит залогом и основанием и нашего воскресение ( 1Кор. 15:3–8, 12:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хотя и различны были их страдания, однако всех тяжкие. Они не просто просили, но кричали ( Мф. 9:27 : χρζοντες) о помиловании, потому что вблизи Божественного Чудотворца, от Которого ожидали получить исцеление, чувствовали всю жгучесть своих мук, к которым человек обыкновенно с течением времени привыкает. Господь в помиловании никому не отказал, наоборот, Его исцелявшей рукой двигала глубоко сострадающая несчастиям человека чистая душа ( Мф. 20:34 : σπλαγχνσϑες). 6 Несчастных, просивших о помиловании, Господь не раз изображал в своих притчах. То были неоплатный должник, отвративший продажу своей жены, детей и всего имущества падением у ног своего господина и поклонами на коленах ( Мф. 18:26. 34 : πεσν... προσεχνει; γ σе λησα) и богач, которому, во время мучений в адском огне, была бы так дорога капля воды, если бы ее принес ему Лазарь на самом конце своего перста ( Лук. 16:24 λησν με). Наше спасение через веру в И. Христа апостолы в своих посланиях считают исключительно делом милости Божией, которая покрыла предшествовавшее наше противление истине ( Рим. 11:30 – 33 : πειϑσατε... λεϑητε). Из состояния непомилованных Господь возвел нас на степень народа Божия и помилованных (1 Пётр. 2:10: ο λεημνοι, νν δ ληϑντες; λας Θοε). Эта же милость должна быть всегда самым живым побуждением для поддержания в нас бодрости духа при тяжких несчастиях, для избежания тайной срамоты, рабской хитрости и лжи в отношении Слова Божия ( 2Кор. 4:1 : αϑς λεϑημεν, ο αομεν). 7 Сам сосуд избранный ( Деян. 9:15 ) в своем обращении ко Христу видел только милость Божию, покрывшую его прежнее жульничество, гонение и досаждение Церкви Христовой ( 1Tuм. I, 13 : λεϑην). Происходящее от глагола λεεν прилагательное λεεινς встречается в Н. Завете всего два раза. Ап. Павел говорит, что все мы без веры в воскресение И. Христа, при одной надежде на Спасителя только в этой жизни, являемся самыми жалкими людьми ( 1Кор. 15:19 : ελεειντεροι). Жалким так же называется ангел Лаодикийской церкви ( Апок. 3:17 : λεεινς). 8

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Вот еще черты, которыми объясняется, сколько любезны Господу Иису­су Христу святые страдальцы за имя Его и до какой высокой степени простирается Его попечительность о них: «Не взалчут к тому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всяку слезу от очию их» ( Апок. 7:16–17 ). Мы встретимся еще с высшими преимуществами и наградами, дарованными мученикам Господом Иисусом Христом. Некоторые черты блаженства праведных Блаженный Августин . «Воскр.чт.», ч.13 Неизглаголанны блага, которые Бог уготовал в будущем веке любящим Его! Ап.Павел, восхищенный некогда до третьего неба, видел и слышал в бла­женном местопребывании праведных неизреченные глаголы, для выра­жения которых не находил потом слов в языке человеческом. По сей-то скудости человеческого слова для выражения вещей Божественных, Свя­щенное Писание по большей части изображает нам блаженство грядуще­го века с той стороны, которая наиболее понятна и особенно утешитель­на для человечества, удрученного многими скорбями в этом мире. По его непреложному обетованию, «отимет Бог всяку слезу от очию праведных и смерти не будет ктому» ( Апок. 21:4 ). Всегдашние враги человеческого спасения: и ди­авол, и чада его, страсти и грехи наши – потреблены будут навсегда: «и диа­вол льстяй их ввержен будет в езеро огненно и жупелно» ( Апок. 20:10 ), «и не услышится по сем неправда в земли твоей, ни сокрушение, ни бедность в пределах твоих» ( Ис.60:18 ). Наконец, и все печальные следствия грехопадения нашего уничто­жатся навеки: «не взалчут к тому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной ...ни плача, ни вопля, ниже болезни не будет ктому» ( Апок. 7:16, 21:4 ), – списатель Града Божия, блаженный Августин , в сих же чертах по большей части представляет нам изображение Града Божия. «В оном бла­женном месте, – говорит он, – мы не будем иметь нужды ни в одежде, потому что облечемся в бессмертие, ни в пище, и души наши будут посто­янно насыщаемы «хлебом животным», сшедшим с неба для нашего спасения ( Ин.6:51 ). Там никогда не вжаждемся, потому что вечно будем пребывать у самого источника жизни, не потребуем защиты ни от жара, потому что выну бу­дем покоиться под сенью крыл Возлюбившего нас вечно, ни от хлада, ибо для нас будет сиять Солнце правды, согревающее сердца наши пламенем любви Своей; изнурение и усталость будут чужды нам, потому что с нами будет всегда пребывать Тот, Который есть крепость наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010