и его богословия, а гл. III – его первых читателей. Гл. IV трактует об «апокалиптической форме» и устанавливает различия между апокалипсисами апокрифическими и Апк. каноническим, приближающимся по духу, а не по форме, к ветхозаветным пророкам. В гл. V говорится о «символическом материале Апк. и его происхождении». Материал этот относится к апокалиптическому преданию, из которого черпали и другие апокалиптики. Ближайшим источником является Ветхий Завет и то, что Allo называет «ensemblemythologique» (преимущественно вавилонского происхождения). Allo старается привести это апокалиптическое предание в некоторую систему. Он отмечает те образы нашего Апк. (напр. второго зверя и др.), которые не имеют параллелей в апокалиптическом предании. Особый интерес представляют главы введения VI и VII. В гл. VI «о взаимном отношении символов в Апк.» Allo обращает внимание на употребление одного символа для обозначения разных понятий (пример: толкование семи голов зверя в смысле семи холмов и семи царей в одном и том же контексте: Апок.17:9–10 ) и на употребление разных символов для обозначения одного понятия (пример: Христос является в образе Сына Человеческого, в образе Агнца, и в образе всадника на белом коне). В этом чередовании символов Allo видит одну из трудностей Апк., но и одну из характерных особенностей литературной манеры автора, которую он подмечает и в четвертом Евангелии (напр. в притче о дворе овчем в гл.Х) 6 . Глава VII посвящена «литературному построению Апк.» Кажущиеся нарушения ритма Allo объясняет выводимыми им законами литературного построения. Эти законы: 1) loi de l " emboitement, соответствующий закону concatenatio в поэтике и выражающиеся в многочисленных антиципациях последующего содержания книги. Allo отмечает следующие ряды повторений: XI, 7 и XIII; XIV, 10 и XV-XVI; XVI, 12–16 и XIX, 17–21; XIX, 7–9 и XXI-XXII и др.; 2) loi des ondulations (повторения, напр., в гл. XII представляют собою как бы концентрические волны); 3) loi de perpetuité de l " antithese (его пример: противоположение жены, облеченной в солнце в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

г) в разрушении дел диавола: «Для сего... явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). – Торжество над диаволом Господь довершил смертию Своею: «рукописание, которое было против нас, Господь взял... от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:14, 15 ). Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: " ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис. 14:15 ). «Легион бесов просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк. 8:31 ). «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого огня» ( Иуд. 1:6 ). б) будут ввержены в последний день в огонь вечный: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Апок. 20:10 ) 49   49 Примеч. Считаем необходимым поместить здесь статью В ответ отрицающим существование злых духов. Как ни ясно учение слова Божия о существовании злых духов, однако между заблуждениями нашего времени можно встретить и такое, что злых духов в действительности нет, что мысль о бытии их есть не более, как плод человеческого воображения. Не удивительно было бы, если бы это заблуждение принадлежало только тем, которые отрицают сверхъестественное откровение; но, к сожалению, это заблуждение разделяют многие из признающих, по-видимому, этот чистейший источник истины. Это – люди порочные, которые в угоду своей чувственности готовы произвольно понимать каждое, неблагоприятствующее им, место Св. Писания и идти против очевидной истины. Такие люди, очевидно, не хотят понять, что, отрицая действительное бытие злых духов, они чрез то самое ниспровергают и все христианство, подрывая его в самом корне. В самом деле, если нет злых духов, 70 нет прародительского греха и его следствий, нет зла в мире, так как, по учению слова Божия, первою причиною грехопадения наших прародителей, или, точнее, поводом в падению их, был злой дух, диавол, Созда Бог человеки в неистление, во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть (след.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Где Бог , там и свобода, а где свобода душевная, там и обретается Царствие Небесное (Там же, с.78). Именно с Богом хорошо не только на небе, но и в аде. Там, где Бог в душе, там радость и свобода (Там же, с.88) Бог всюду, но есть место Его особенного присутствия. Чертог Спасов – место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, «на всяком месте владычества Своего», но Чертог Спасов есть Небо, где Бог «во свете живет неприступнем» (ср. 1Тим.6,16 ), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных ( Дан.7,10 , Апок. 5,11 ) (30, с.30–31). Откуда Христос сошел на землю Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет «во Славе Своей» судить живых и мертвых (Там же). Чертог Спасов В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, «сияют, как солнце» (ср. Мф.13,43 ), все праведники. Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12,4 ) (Там же). Чертог Спасов превосходнее всей земной красоты Как свет солнца превосходит всякий земной свет, так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную (Там же). Свою обитель Господь отдал людям Свою обитель Господь отдает людям и Сам призывает в нее: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25,34 ). Но вот беда: не готовы мы к тому, чтобы явиться в Небесный Чертог Господень – «одежды не имам, да вниду в онь» (Там же). Что мешает людям войти в обители Господа Живя беспечно, согрешая беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу, а теперь не имеем одежды – чистоты души и жизни христианской – чтобы войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами не обременена душа наша: леность, сластолюбие, празднословие, осуждение, клевета, самолюбие, честолюбие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Эти пороки совлекли с нас одежду брачную, одежду жиз­ни вечной, и одели в одежды греховные, а в одежде беззакония – как явимся Богу нашему (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Здесь в стихе 10, вместо слов: телеси твоему, – нужно читать: селению твоему, как и исправлено это место в подстрочном примечании в новых (с 1890 г.) изданиях Библии и Псалтири, согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селению, жилищу», греч., лат. tabemaculuni), И опять пророк продолжает речь о Промысле Божием, покровительствующем человеку, всецело Ему преданному, говоря так: после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакой удар не достигнет жилища (селения) твоего (и рана не приблизится телеси твоему). А далее указывает и прямую, непосредственную причину такого спасения от бедствия или угрожающего зла: Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и прикажет им (ангелам Своим заповесть о тебе), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих (сохранити тя во всех путех твоих). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя, так сказать, на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень (да не когда преткнеши о камень ногу твою), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн. Словом нога, говорит св. Афанасий Александрийский , означает «душу», а словом камень – «грех» с. 304]. Стих 13 по переводу с еврейского, читается так: «На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона». Аспид, василиск и дракон, хотя нам неизвестны, но это самые страшные змеи. Вот как описываются они в известном «Толковании на псалмы Палладия, епископа Сарапульского». «Яд аспида бытописатель называет «неисцельным» ( Втор.32:33 ); по своей свирепости он противится всяким «заклинаниям» ( Пс.57:5–6 ); не менее страшен василиск (очковая змея): его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав, или боа) есть огромнейший из всех змиев длиною до 30 или 40 футов (около 12 м. – Ред.), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою «диавола» ( Апок.12:3–4 ). Сила льва (скимна) известна». Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что будучи охраняем ангелами, ты отразишь нападения самых ужасных врагов: ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов. Здесь образно выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, хотя бы и самое ужасное, не может быть опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Не должно ли, с одной стороны, приводит нас в трепет и ужас грозное на неисправимых и беспечных Правосудие Господа? Молчах, – говорит Он чрез Пророка, – еда и всегда умолчу, и потерплю? Терпех, яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе ( Ис. 42:14 ). Уже бо и секира при корени древа лежит, по реченному Иоанном, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо ( Мф. 3:10 ). Кто же поручится, или что обеспечит нас в том, что не решена еще участь наша, также как сказано Господом в притче о бесплодной смоковнице, посечение которой отсрочено, уже в последний раз, на краткое время ( Лк. 13:6, 9 )? Еще менее безопасными можем считать себя от участи, более страшной, какая постигла некогда нечестивых, если последуем пути Валаамову ( 2Пет. 2:15 ) и мерзостям Вавилона ( Апок. 17:5 ). – По свидетельству Слова Божия, в то самое время, как нечестивый в упоении страстей, всего мене опасается суда Божия, рука невидимого посланника Божия пишет приговор казни и гибели ( Дан. 5:25 ). С другой стороны, угрожает погибелью лютый враг нашего спасения. Он всего более пользуется нашим легкомыслием и неосторожною забывчивостью, чтобы устроять и совершать нашу погибель. Тогда как люди спокойно спят, по слову Господню, враг их диавол бодрствует и бросает в сердца их злые семена ( Мф. 13:24–39 ). Отсюда вырастают плевелы, и созревает погибель беспечных. «Какое же безумие! – восклицает человек Божий, – ты не почитаешь душу свою достойною бодрственных и неутомимых попечений, между тем, как диавол ценит ее столь высоко, что не жалеет никаких усилий, чтобы овладеть ею». Устыдимся и устрашимся беспечности, внимая спасительным предостережениям: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Если бы даже силою, даруемой нам благодати, и усильными подвигами собственными достигли мы некоторого совершенства в благочестии, и сделали значительные успехи в деятельном обновлении себя по образу Христову, и тогда отнюдь не должно останавливаться на мысли самодовольной, и тогда, опасно прекращать подвиг или ослаблять бодрствование о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Священный письменный язык славян, созданный в середине IX века для выражения православия и распространившийся на Руси после Крещения 988 года, сразу же – через переводы – вобрал в себя мистические представления о художественности, отраженные в Библии и развитые в греко-византийском богословии. Основные значения соответствующих слов наблюдаются в рукописях с XI века и затем, вплоть до XVI века, развиваются и укрепляются: « худогъ» («мудрый, смышленый, искусный, ловкий человек» – Прит. 22:3; Экк. 40:31; Иак. 3:13), « художество» («мудрость, искусство, мастерство, ремесло, уменье» – Втор. 32:28; Исх. 30:35; 35:35), « художникъ» («скульптор, искусный ремесленник» – Втор. 27:15; 4 Цар. 24:14; Деян. 18:3), « Художница» («Премудрость Божия, творящая весь мир» – Прит. 7:21), « художество разума», которое способно «показывать» «добрая и злая» (Экк. 17:6), « Художникъ и Содетель Богъ» («Творец и Создатель Бог» – Евр. 10:11) . Слово « хитрость» как соответствие «художеству» на Руси вошло в употребление с XI века (Деян. 18:3; Апок.18:22) . « Хитрецъ» – «художник» (Деян. 18:24), который способен «хитрствуя благолепне» («обрабатывая красиво») (Прем. 13:11), создать из подходящего материала нужное изделие. Слово « искусство», также выражающее теперь понятие о художественном даровании и творчестве, возникло лишь в XVII веке и сперва означало «мудрость», затем (с начала XVIII века) – «опыт, знание, умение» и лишь потом «художественное творчество» . В слове « искусство», с мистической точки зрения, существенен оттенок опасного и недолжного искушения, искуса. Это представление внушается библейским преданием об искушении первых людей змием-сатаной в Раю: по внушению искусителя Ева и Адам вкусили от запретного плода познания добра и зла. Отрицательный (для православного древнерусского сознания) корневой смысл, видимо, и сдерживал в течение веков возникновение слова «искусство» и его применение к художественному творчеству, а возможным такое применение стало лишь в условиях заметного упадка православной мистики.

http://bogoslov.ru/article/5405844

Слово Вседержителя, потому поставлено в Символе веры тотчас после слова Отца, что оно точнее выражает могущество Божие, и Сам Он Себя так называет в Апокалипсисе: «Аз есмь Алфа и Омега, начало и конец, Который есть и был, и грядет Вседержитель». ( Апок.1:8 ) Изчислить же все свойства Божьи свыше сил человеческих, ибо нет того совершенства, которого бы Он не был источник. Нам остается только веровать в Него, и это значит: иметь живое уверение о Его бытии, свойствах и действиях, подобно, как бы мы Его видели, и принимать Его благодатное действие всем сердцем, по словам псалма: «презрех Господа предо мною, выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». ( Пс.15:8 ) Бог Вседержитель, все Собою исполняющий и Сам по естеству Своему, вне всего сущий, нарицается еще в Символе: Творцем небу и земли, видимым же всем и невидимым, ибо Он создал из небытия вселенную по преизобилию благости, как бы не довольствуясь собственным блаженством и от избытка животворящей любви даруя жизнь и другим для созерцания Его славы и для наслаждения Его благостью. В сравнении с Творцом Своим, Который не описан ни временем, ни местом, все создание вещественно, хотя состоит из мира видимого и невидимого, духовного и чувственного. И сей невидимый мир Духов безплотных, о коих сказано: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103, 4 ) был началом творения, по свидетельству Писания: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» ( Иов. 38:6, 7 ). Ангелы, то есть вестники Божии, Духи благие, одаренные умом, волею и могуществом, безсмертные, по благодати Творца, от Коего получают освящение, ниспосылаются в мир видимый, для хранения человеков и целых народов: «Вышний поставил пределы языков по числу Ангелов Божиих» ( Втор. 32:8 ) и каждый из нас по милосердию Творца имеет своего небесного руководителя: «Ангелы их на небесах, – сказал Спаситель о детях, – всегда видят лице Отца Моего Небесного». ( Мф. 18:10 ). А сохранение младенческой невинности в душе нашей есть и верный залог пребывания при нас Ангела Хранителя, которого мы должны призывать на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Откр.5:9 . И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, «новую песнь» – см. комм. на 2, 17. «искупил нас Богу из всякого колена…» – Христос искупил все человечество, независимо от того, к какому колену, народу, языку или племени кто принадлежит. Откр.5:10 . и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.: «соделал нас царями и священниками» – см. комм. на 1, 6. «мы будем царствовать на земле» – на какой земле? Святой Андрей Кесарийский отвечает: на той земле, которую Господь обещал кротким ( Мф. 5, 5 ). Придерживающиеся хилиастических воззрений считают, что речь в этом стихе идет о тысячелетнем царстве, имеющем наступить в пределах земной истории 47 . Однако, согласно преобладающему на сегодняшний день в Православной церкви мнению, под «землей» здесь следует понимать расположенный за пределами истории Будущий век – то есть ту землю, о которой тайнозритель говорит в конце книги: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Апок. 21, 1 ). Кроме того, слова «будем царствовать…» можно относить и к обычной земной истории – см. комм. на 20, 4 и 20, 6. Откр.5:11 . И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, «Тьма», греч. « μυρις», мириада, означает «десять тысяч», или, в переносном смысле, бесчисленное множество. Отсюда видно, что небесные Ангельские силы неисчислимы. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст : «Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». Откр.5:12 . которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Речь идет о Божественных совершенствах и славах: хотя они от вечности принадлежат Богу, однако теперь их принимает Человек Иисус, Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И хотя обстоящие, будучи плотскими и не могши разуметь, «яже суть духа», смеялись Ему, видя, что уже умерла; однако слово Господне есть справедливое и неложное ( 1Кор.2:14 ). Ибо прежде страдания и смерти Иисуса Христа, люди грешные, «врази бывше», умерши нисходили во ад ( Рим.6:10 ), и сие означало другую смерть, смерть по смерти, или «вторую смерть», как говорит Боговедец Иоанн ( Апок.21:8 ). По страдании же и смерти Спасителя, поскольку «примирилися Богу смертию Сына Его» ( Рим.5:10 ); вторая смерть попрана, первая же не есть смерть, но сон. Почему Спаситель о смерти Лазаря говорит: «Лазарь друг наш успе» ( Ин.11:11 ); и Павел писал о всех в вере умирающих: «не хощу же вас не ведети, братие, о умерших» ( 1Сол.4:13 ); и на другом месте; «ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ). Крестная жертва животворящей крови и живоносной смерти Иисуса Христа расторгла смерть, и преобратила сию в жизнь ( 2Тим.1:10 ). Почему Павел взывает: «где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа» ( 1Кор.15:55 )? И Божественный Иоанн свидетельствует: «мы вемы, яко преидохом от смерти в живот» ( 1Ин.3:14 ). Если бы убо имели глас мертвые православные, то есть христиане, умершие в покаянии и исповедании, соединенные со Христом чрез приобщение Божественным тайнам, – поистине сказали бы к плачущим над ними: не плачите. Сказал бы мертвый к живому: не плачь! Чего плачешь? я не умер, но сплю. Не плачь! или ты не слышишь Владыки твоего гласа, вещающего: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» ( Ин.11:25 )? Я не умер, но живу; или не слышишь, что говорит Творец и Создатель наш: «и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки» ( Ин.11:25 )? Я не умер, «но прешел от смерти в живот» ( Ин.5:25 ); для чего же плачешь? Ради счастия моего, ради вечной славы моей, ради неизглаголанной радости моей, ради царствия, которое наследовал? – Если бы мертвые имели глас, сказал бы мертвый живым и плачущим над ним те же слова, каковые сказал Господь женам Иерусалимским, когда плакали о смерти Его: «дщери», сказал, «Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших» ( Лк.23:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010