Какая душа захочет тогда показать в себе столько сил, чтобы стерпеть сие? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: видех престол велик бел и Седящаго на нем, Его же от лица бежа небо и земли, и место не обретеся им (Апок.20:11). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто ж после сего в состоянии будет устоять? Куда убежим мы грешные, когда увидим престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест престола? Тогда исполнится пророчество Даниилово. Зрях, сказано, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Велик будет страх и трепет и исступление в час тот, братия, когда соберет Он нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, но написанному, испытующего сердца и утробы (Апок.2:23); потому что власи главы вашея вси изочтени суть (Лк.12:7), т.е. изочтены рассуждения и помышления, в которых дадим мы отчет Судии. О, сколько слез нужно нам ради этого часа! А мы пребываем в нерадении. О, сколько будем плакать и стенать о себе, когда увидим те великие дары, какие приимут от Царя славы добре подвизавшиеся! Тогда своими очами узрим неизреченное небесное царство, а с другой стороны увидим также открывающиеся страшные мучения, по средине же всякое колено и всякое дыхание человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех, и все с трепетом преклоняют колена и покланяются на лице свое, как написано: живу Аз, глаголет Господь: яко мне поклонится всяко колено (Рим.14:11). Тогда, христолюбцы, все человечество будет поставлено среди царства и осуждения, жизни и смерти, среди безопасности и нужды; все будут в ожидании страшного судного часа, и никто никому не в силах будет помочь. Тогда потребуются от каждого исповедание веры, обязательство крещения, вера чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный, по написанному: вси иже окрест Его принесут дары (Пс.75:12) страшному Царю; потому что у всех вписавшихся в гражданство в святой Церкви потребуется отчет по силе каждого: сильнии сильне истязани будут, по написанному (Прем.6:6); и ему же дано много, много взыщется от него (Лк.12:48); и в ню же меру мерит каждый возмерится ему (Мк.4:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

12, 33). Размысли о томъ, что я сказалъ  : да дастъ тебе Господь разумъ (2 Тим. 2, 7). Всякъ, кто обещается предъ Богомъ сохранить чистоту (девственную), долженъ препоясаться всею силою (или: всякою добродетелью) святою и если истинно въ страхе распялъ плоть (Гал. 5, 24) свою, — то отвращаетъ  слово говорящее: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28), и весь умъ, и , и похоть, и сего, и утехи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождаетъ себя отъ всякаго съ отъ всякихъ хитростей, сетей и препонъ его. И ходя  превыше земли, избирай себе и свое на небе! Глава IV. Кто желаетъ себе этого великаго и славнаго, тотъ отказывается изъ–за него и отделяется отъ всего чтобы уединиться и жить божественною и небесною, какъ ангелы (Матф. 22, 30; Марк. 12, 25; Лук. 20, 36) святые, въ чистомъ и святомъ, въ святости Духа и служить Богу всемогущему чрезъ Христа ради небеснаго. Изъ–за этого же отрицается отъ всехъ похотей плоти, и не только не прилагаетъ къ себе приносите и размножайте плодъ  , но желаетъ надежды — обетованной, уготованной и положенной на небесахъ Богомъ, который обещалъ устами и не обманываетъ, который есть сыновъ и дщерей  и дастъ девственникамъ и девственницамъ въ дому место именито, лучшее отъ сыновъ и дщерей (Ис. 56, 5), лучшее и отъ техъ, которые были супругали въ святости и не осквернились плотскимъ (Апок. 14, 4). Этимъ девственникамъ и девственницамъ Богъ дастъ царство небесное, какъ ангеламъ святымъ, за это (ихъ) великое и славное. Глава V. Хочешь ли, братъ, быть девственникомъ? Знаешь ли, сколько труда и тяжести въ истинномъ девстве? Оно твердо стоитъ предъ Богомъ всегда (Апок. 14, 4–5) и печется, како угодити Господеви въ святомъ теле и духе (1 Кор. 7, 32. 34). Знаешь ли, какая слава девства, ради которой подвизаешься? Знаешь ли и понимаешь, что желаешь делать? Знаешь ли великое дело святаго девства? Умея ли правильно вести борьбу, сражаешься ты (вооруженный) силою Духа Святаго, избравъ для себя этотъ подвигъ, чтобы получить светлый венецъ? Видишь ли (discernis) природу твою въ вышнемъ (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Также солнце и луна в течение года создают четыре промежутка времени: весну, лето, осень, зиму, и эти периоды тоже образуют тетраду. И чтобы развивать далее эту тему, я скажу, что четыре животных перед престолом Божиим (см. Апок 4:6): четыре Евангелия, четыре реки, текущие в райском саду (см. Быт 2:10), четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христа Господа Сына Божего. И четыре животных: человек, телец, лев, орел (см. Апок 4:7); и четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см. Быт 2:11—14). Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми. Поэтому, по причине Его взятия под стражу в четвертый день недели — в среду — из-за возвышенного величия Его деяний и для временного оздоровления человеческого организма, чтобы стяжать плоды веселия и внутреннюю умиротворенность, мы совершаем пост. 4. В пятый день земля и вода отдали свои плоды (см. Быт 1:20—23). В шестой день было создано все то, чего еще недоставало. Вследствие этого Бог воздвиг человека из земли (см. Быт 2:7) как господина всех вещей, которые Бог создал на земле и в воде (см. Быт 1:28). Однако прежде [человека] Бог сотворил ангелов и архангелов, полагая духовное прежде земного. Ведь свет появился раньше неба и земли. Этот шестой день называется пятница [параскеве], или приготовление царства. Ведь Адама Он сотворил по образу и подобию Своему (см. Быт 1:26). Он сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира. 5. «В седьмой день Бог почил от всех дел своих и благословил и освятил их» (Быт 2:2—3). Этот день мы имеем обыкновение почитать превыше других, потому что в День Господень мы с благодарением приобщаемся к Хлебу. И пятница становится постом, чтобы не показалось, что мы соблюдаем субботу с иудеями, ибо «Господин субботы» Христос (Мф 12:8) через пророков сказал, что «ненавидит субботы душа Его» (Ис 1:13—14), поскольку Он разрешил субботу телом Своим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

2. и положи уста моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры мя положи мя яко стрелу избранну, и в теле своем скры мя, 2. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною: в колчане Своем хранил Меня. Ст. 2. Господь дал Отроку своему уста, действие которых подобно действию острого меча (ср. Апок. 1:16 ): ибо исходящее из них слово рассекает человечество на части ( Мф. 10:34–35 ), проникает в глубину человеческой природы ( Евр. 4:12 ) и поражает нечестие ( Ис. 9:4 ; 2Сол. 2:8 ). Посредством этого меча Господь имел поразить драконта змия бежаша, драконта змия лукаваго, драконта сущаго в мори ( Ис. 27:1 ). Искони покрытый под кровом руки Господней, искони пребывая с Богом ( Притч. 8:27 ; Ин. 1:2 ), Отрок Господень в определенный исторический момент ( Гал. 4:4 ) посылается в мир, является здесь стрелой избранной, которая, как говорит св. Кирилл алекс., имеет погубить самого сатану и сущие с ним лукавые силы, а также врагов истины и нечестиво противящихся священной проповеди ; но она же в ином случае причиняет рану на пользу и спасение, как в Песни Песней говорит пораженная невеста; яко уязвлена любовию аз есмь (5:8). Кроме стрелы избранной, говорит блаж. Иероним, Бог имеет весьма много иных стрел, но неизбранных, каковые стрелы суть пророки и апостолы; о них и поется в другом месте: стрелы твоя изощрены, сильне; людие под тобою падут ( Пс. 44:6 ср. также Пс. 119:4 ). Но из многих стрел и весьма многих сынов Христос есть единая избранная стрела и Сын Единородный. И в теле своем скры мя: блаж. Иерон. и Феодорит видят здесь указание на Боговоплощение, а св. Кирилл алекс. дает такой перифраз: „но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была сокрытой в предведении Отца, как бы в колчане”. 3. и рече ми: раб мой еси ты, израилю, и в тебе прославлюся. 3. И сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. Ст. 3. Являясь в мир, Отрок Господень является здесь, прежде всего, как исполнитель воли Божией ( Пс. 39:8–9 ; Мф. 5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание Израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся как бы олицетворением исторического гения сего народа, Израилем, чрез которого прославится Бог (ср. Ис. 42:1 ; Ин. 17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия». Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи». Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников! « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » (ст.31, 32). Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю « в образе раба », чтобы « взыскать и спасти погибшее » (Лук. 19:10). Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10). 1. Страшно для грешников. а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Мар. 13:24–27; 1Фесс. 4:16–17; Мат. 24:30 ) и станет судить живых и мертвых. Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут « все народы », начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся « все » наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12; 1Кор. 4:5; Иуд. 1:14–15; Лук. 12:2 ). Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6), без лицеприятия (Рим. 2:11; 1 Пет. 1:17 ). Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30 ), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14). б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников. Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

10 . И рана не приближится телеси твоему. В Псалтирях: Еврейской 536 , Греческой 537 ), в Латинской 538 вместо слова: телеси – селению. Так читают – св. Афан., бл. Феод. и другие. С Евр.: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Т.е. жилище твое, при защите Божией, не постигнет никакое бедствие; «превозможешь диавольские приражения, и не потерпишь от того вреда» (бл. Феод.); «не случится ничего неприятного» (Св. Афан.). 11 . Ангелом Своим заповесть о тебе и проч. «Бог всяческих чрез Аигелов охраняет возложивших на Него упование» (Св. Афан. Подоб. Пс. 33:8 ; Быт. 48:16, 24:7 ). С Евр: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих». 12 . На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Т.е. «будешь пользоваться от св. Ангелов всяческим о тебе промышлением, чтобы ниоткуда не приключалось тебе ни малого вреда. Ибо малость вреда пророк означил словами: преткнуться о камень; а выражение: на руках возмут тя, означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь» (Бл. Феод.). По Афан. – нога – означает душу, а камень – грех. 13 . На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. С Евр.: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Аспид, василиск и дракон самые страшные змеи. Яд аспида бытописатель называет губительным ( Втор. 32:33 ); по своей свирепости он противится всяким заклинаниям ( Пс. 57:5–6 ). Не менее страшен василиск (очковая змея); его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав или боа) есть огромнейший из всех змиев (длиною до 30 или 40 футов), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою диавола ( Апок. 12:3–4 ). Сила льва известна. Певец упомянул о сих более злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому чрез Ангелов Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. «Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими и без всякого опасения будешь попирать главы их» (Св. Афан.). «Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, – говорит бл. Феод., – пребывая вместе с зверями, упованием на Бога, избегли неприязненного их нападения».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, - настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его (Апок. 22, 12). Для этой вечности, для этого будущего безконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий, - и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей безконечной жизни, - в которой водворяется вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь безчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа. Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника Веры и Совершителя Иисуса Христа, - и отрет Он всякую слезу с очей, плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленах Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (см.: Ис. 35, 10; 66, 14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает; ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там (ср.: Гал. 6, 7), в вечности, говорит неложное Слово Божие. Итак, братие и сестры, готовьтесь неотложно к вечности - покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется. Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего, - души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек, будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом (см.: 2 Кор. 4, 16). Аминь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

Как справедливо заметил по поводу этих карфагенско-финикийских традиций Г.К. Честертон, «очень разные, несовместимые вещи любили консулы Рима и пророки Израиля. Но ненавидели они одно и то же» 3 . Пунические войны Рима, призыв Катона Старшего: «Карфаген должен быть разрушен» имеют общие нравственные корни с приказами Иисуса Навина, выжигавшего землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев… Бывает нужно очистить зараженную среду, чтобы сохранить здоровье. Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие. Совсем не светлый фон предшествует появлению Израиля и окружает его в ходе его странствий. Мир заражен язычеством и смертью. Вот люди строят Вавилонскую башню. Зачем? Не для того, чтобы припасть к коленям Божиим 4 , а для того, чтобы похвастаться и перед Небом, и перед другими людьми достижениями своей «передовой технологии» 5 и «сделать себе имя». В этом проблема: если Бог потерян, найти Его человеку уже не под силу. Как однажды сказал св. Иоанн Златоуст : как кто-либо сможет исправить то, что разрушил Сам Бог 6 ? Если Бог отвернул Свое лицо – никак человек не сможет обежать Бога «вокруг», чтобы снова заглянуть Ему в глаза. Но если Бог убегает – под силу ли человеку Его догнать? Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога между деревьями рая ( Быт. 3:8 ). Но Бог выходит на поиски человека и взывает: Адам, где ты? ( Быт. 3:9 ). Вот главное отличие библейской религии от языческих традиций. Обычные человеческие религии рассказывают нам о том, как люди искали Бога. Библия говорит о том, как Бог искал человека. От этого первого зова в книге Бытия – до заключительного призыва в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним… ( Апок. 3:20 ). И еще один очень важный урок встречает нас на первых страницах библейской истории. Библейский рассказ о создании мира в шесть дней характеризует прежде всего Бога Библии, и характеризует Его очень важной чертой: оказывается, это Бог терпения. Бог умеет терпеть несовершенство мира. То, что земля первого дня оказывается «безвидной и пустой», Бог не использует как повод для уничтожения как будто неудавшегося первого творческого акта. Уже упомянутый нами шумерский бог Апсу хотел уничтожить свои первые порождения. По Гесиоду также «дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном, были ужасны и стали отцу своему ненавистны с первого взгляда» (Теогония, 155). Но хотя Бог Библии не творит мир в одно мгновение сразу совершенным и наполненным благодарными созданиями, Он любуется и таким, несовершенным миром: И увидел Бог, что это хорошо ( Быт. 1:12 ). Он разворачивает Свой замысел во времени. И благословляет даже промежуточные дни, то есть состояния Вселенной.

http://azbyka.ru/tajna-izrailya

Первое средство против врага – МОЛИТВА. Побеждать диавольские искушения СЛОВОМ БОЖИИМ. Враг всегда преследует, поэтому с ним постоянная БОРЬБА. Враг невидим, и в этом трудность подвига. Враг посрамляется от человека, побеждающего его ИСКУШЕНИЯ. Христианское отношение к врагам, по примеру Христа Спасителя (8, с.193–209). Трудно ходить пред Лицем Божиим Весьма трудно ходить пред Лицем Божиим. Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече» (3, с.13). Только смирение и молитва позволяют нам освободиться от тиранства диавола Единственными средствами освободиться от тиранства и распознать злой умысел диавола являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва . Это – два крыла, могущие вознести от земли на небо каждого христианина (Там же). В каком состоянии мы будем способны распознавать внушения злого духа Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно бы пребывали в нашем сердце, – только в таком состоянии мы будем способны распознавать внушения злого духа и подвизаться против него (Там же, с.14). Зло как искореняется Зло идет от сатаны; он, злой дух, всегда стремится только посеять зло в сердца людей. Но это зло искореняется смирением, кротостью, терпением и любовью (Там же, с.57). Враг действует на воображение человека Человек «заводится» из-за каждой чепухи. Все это делает диавол через наше воображение (Там же, с.77). Цель злого духа Цель злого духа состоит в противоборстве добру и в коварном погублении людей (7, с.435–436). Злой дух обманом склонил человека на грех Злой дух, который «увлек с неба третью часть звезд и по­верг их на землю» ( Апок.12,4 ), своей злобной хитростью и обманом склонил наших прародителей на грех, то есть к нарушению заповеди Божией, и тем самым лишил их райского блаженства (Там же, с.434–435). Враг изыскивал самые тонкие способы и ухищрения, чтобы вселить в душу Евы сомнение и тем самым склонить свободу ее воли на свою сторону. Внушая насельникам рая, что они не умрут, но будут «яко бози» ( Быт.3, 5 ), диавол сумел посеять в их душах недоверие к Создателю и только после этого преуспел в своем коварстве (Там же, с.171).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010