Посему, после кратких, довольно ясных обличительных посланий к семи малоазийским церквам, изложенных в первых трех главах Апокалипсиса, тайнозритель в символических видениях описывает брань духовного едемского змия с Агнцем, совершенную победу последнего над первым, судьбу мира и Церкви, открытую столько, сколько нужно для утешения верующих среди продолжительных гонений. Существенная и главная мысль сих видений общепонятна, т. е. что христианство восторжествует над всеми и всякого рода врагами, предуказанными от Бога и осужденными на погибель. И в сем понятии верующие могли находить себе путеводную звезду среди облегающего их мрака бедствий и могли находить для себя достаточное утешение ( 1Петр. 1:5,12 ; Евр. 11:13 ). Апокалипсические видения начинаются повелением Иоанну взойти в отверзтую дверь неба; взойди симо и покажу ти емуже подобает быти по сих ( Апок. 4:1 ). Засим изображается слава Божия в чертах, существенно сходных с изображением оной у Пророка Иезекииля (Апокал. 4:2,11; сн. Иезек. 1:4; 2:1). Царь славы среди царей природы на престоле поклоняемый и прославляемый от небожителей, держит в деснице своей книгу судеб, исписанную внутри и вне и запечатленную семью печатями. Лев от Иуды, потомок Давида, Агнец как бы закланный, стоящий среди Престола Божия, приял сию книгу от руки Бога, как Искупитель; тогда все создания небесные и земные воздали сему Агнцу поклонение и прославление (5:1–14). Потом Агнец начал снимать с книги семь печатей. По снятии первой печати явился всадник на белом коне с луком и венцом, как победитель (6:1, 2). По снятии второй печати явился всадник на коне рыжем, взять с земли мир и произвести междоусобия (6:3, 4). По снятии третьей печати явился всадник на коне вороном, с мерою в руках, имеющий власть произвести на земле голод (6:5, 6). По снятии четвертой печати явился всадник – смерть на коне бледном со властью над четвертою частью земли (6:7, 8). По снятии пятой печати, Иоанн увидел под алтарем души мучеников, молящих об отмщении гонителям (6:9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

22 Августа (4 Сентября н. ст.) 1937 года Святитель Андрей был расстрелян в тюрьме г. Ярославля. Предлагая вниманию читателя редкий для богословской науки по своей теме труд Владыки Андрея, укажем, что он представляет собою изложение и толкование учения святых отцев о Страшном Суде Христовом и любви Божией на нём к человеку. Предисловие Если Бог есть любовь, если вся история мира есть дело промышления благости Божией о спасении человека, для блаженства которого и создан мир, то, несомненно, должно наступить время, когда Господь Бог вполне явит Себя миру тем, чем Он восхотел быть для него, при его творении – всеблаженною любовию . Хотя этой великой цели Создателя воспрепятствовала воля человека, но Господь восхотел ей возвратить ею утраченное и ведёт к тому её, промышляет о ней и спасает, имиже Ему угодно судьбами. Но эти промыслительные отношения Бога к миру, очевидно, условны и потому преходящи, временны; они должны быть заменены тем порядком вещей, когда для мира вторично наступит царство любви, царство жизни в Боге, время непосредственно райского общения человека с Богом, когда «будет Бог всё во всём» ( 1Кор.15:28 ); тогда уже излишне будет всё, что теперь принимает Господь ко спасению человека – «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 )– останется одна лишь любовь; «она остаётся неподвижною, постоянною, непоколебимою, пребывающею вечно – излишне пророчество, когда самые вещи налицо, и знание языков бесполезно по уничтожении их различия; прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее» (Толк.блаж.Феодорита на 1Кор.13:8 ). Тогда ничего не будет проклятого, но Престол Бога и Агнца будет в нем (в городе – в мире), и рабы его будут служить Ему ( Апок.22:3 ). Поэтому в Апокалипсисе – книге, говорящей о последней судьбе добра и зла, Господь везде назван Вседержителем (Παντοκρτωρ) – наименование, которого в Евангелии нет совсем и которое обозначает, что вся тварь будет некогда поставлена в иное, безусловное бытие, станет лицом к лицу к Богу – Вседержителю; поэтому же в Апокалипсисе почти не встречается наименование Бога Отцом – название, так часто встречающееся в Евангелии и обозначающее здесь почти то же, что в Ветхом Завете Иегова, то есть Бог Промыслитель – Господь, неизменно промышляющий о спасении человека и направляющий к тому все события мира. Вследствие этого, то тусклое стекло, чрез которое человек созерцает Бога ( 1Кор.13:12 ), открывающегося ему то как Бог обетований и силы, то как Бог завета (закона) и правды, спадёт с глаз его, и он узнает лицом к лицу Бога любви. Тогда же упразднится и первое последствие греха – смерть: ... «когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякнет ее источник, или быть плоду, когда заглохнет корень» (св. Иоанн Златоустый . Толк.на 1Кор.13:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Ибо “Бог, — говорит преп. Иоанн Дамаскин , — наперед зная наглость будущего произволения его, позволяет, чтобы диавол вселился в нем“ 1 . Св. Ириней Лионский пишет, что пророк Иеремия открыл нам не только внезапное пришествие антихриста, но и колено Израилево, из которого он придет: “От Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями” ( Иер.8:16 ). И поэтому сие племя не считается в Откровении в числе спасаемых ( Апок.7:5–7 )“ 2 . О происхождении антихриста из колена Данова учит нас и св. Ипполит Римский : “Писание провозгласило Христа львом и скимном львовым; подобное же сказано и об антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: Дан — скимен львов, и искочит от Васана ( Втор.33:22 ). Но чтобы кто-нибудь не погрешил, признавши данные слова сказанными в приложении ко Христу, пусть он обратит внимание на следующее. Дан, — говорит (Писание), — скимен львов: назвавши колено, происходящее от Дана, оно сделало собственно указание на (колено), от которого имеет родиться антихрист. Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист. А что это действительно так, на это отчасти указывает и Иаков: “да будет Дан змий, на пути седяй, угрызая пяту конску” ( Быт.49:17 ). Итак, какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится в Книге Бытия и который обольстил Еву и запнул Адама?“ 3 Почему Бог попустит пришествие антихриста? Во Втором послании к фессалоникийцам апостол Павел указал, по выражению св. Иринея Лионского , “причину антихристова пришествия“ 4 . Антихрист придет к людям “за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду” ( 2Фес.2:10-12 ). Изъясняя эти апостольские слова, вселенский учитель св. Иоанн Златоуст задается вопросом: “Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, — отвечает св.

http://azbyka.ru/antihrist-i-shtrihofobi...

Небесный, говорит она, Царь сотворил с родом человеческим то же, что и земной царь творит, то есть, браки сыну своему. Небесный Царь есть Бог и Отец, Сын Его – единородный Сын и Слово Его, ради нас воплотивыйся и бывый человек; брак же знаменует духовное соединение Иисуса Христа с Церковию. «Тайна сия, говорит Божественный Апостол, велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » ( Еф.5:32 ). Знаменует еще и соединение Его со всякою непорочною душею, православно в Него верующею и от всея силы Его любящею, по оному: «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Кроме того, знаменует и неизглаголанную праведников радость, имеющих соединиться со Иисусом Христом в небесном Его Царствии, по сему: «вниди в радость Господа твоего» ( Мф.25:21 ). Поелику же брак здесь многие имеет знаменования, того для не сказал в единственном числе – брак, но во множественном: «сотвори браки» ( Мф.9:15, 25:4 ). Жених духовного сего брака есть Христос, Который во многих местах наречен Женихом; невеста же Святая Его Церковь , названная невестою Агнчею, еще же и всякая Боголюбивая и православная душа, по словам: «обручив бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови» ( Ин.3:29 ; Апок.21:9 ; 2Кор.11:2 ). Мф.22:3 .  И посла рабы своя, призвати званныя на браки: и не хотяху приити. Исперва, во времена Авраама, призывал Бог Еврейский народ к Богопознанию, и прообразованиями и гаданиями предуготовлял оный к приятию во Христа веры. Ибо Аврааму прежде сказал Он: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен» ( Быт.12:1–2 ). Первый же Авраам, радуясь, желал видеть день явления Господа Иисуса, «и виде Его, возрадовася» ( Ин.8:56 ). Явствует убо, что Евреи еще прежде Пророков были Богом призваны. К сим убо, прежде званным, посылал Он рабов Своих, то есть святых Пророков, да, предвозвестив им таинство Божественного вочеловечения и во Христа веру, призовут их на браки, то есть к наслаждению вечным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Одним из наказаний за ослушание была смерть духовная и смерть телесная. Первая последовала сразу же по падении. Человек стал жить в отчуждении от жизни Божией ( Ефес.4:18 ), испытывать такие мысли и желания, которые не свойственны его существу. И для тела человека не осталось источника жизни бессмертной. Пользование древом жизни для него теперь было возбранено и недоступно. Грех вселил тление. Немощи и разного рода болезни стали вестниками смерти, а отделение от тела бессмертного духа – самою смертью. В поте лица твоего снеси хлеб твой, сказал Бог Адаму, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). И точно, отошли после долголетней жизни в землю первые люди. Отходят и доныне потомки их. Смерть, как наследство, неизменно господствует над людьми. Умирают праведные и неправедные, умирают старые и малые. Не щадит смерть и людей зрелого возраста. И нет никаких средств, чтобы кто-либо избежал смертного часа. Но быть может кто-нибудь спросит, почему же святая церковь так торжественно поет на пасху: смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало (кан. песнь 7-я), когда смерть так безжалостно берет наших близких и далеких? Да, братие, Христос воскрес из мертвых и смертию Своею смерть попрал. Но какую смерть? Смерть духовную, жизнь без Бога, в отчуждении от Него. Ныне небеса отверзлись, и человеку предоставлен вход в вечное блаженное царство. Ныне умирающие о Господе называются блаженными ( Апок.14:13 ). В Ветхом Завете даже праведные, умирая, говорили: с печалью войду во ад. А в Новом завете св. Ап. Павел свидетельствует, что он имеет желание разрешитися (т. е. умереть) и со Христом быти, потому что это несравненно лучше, чем жить во плоти ( Фил.1:23 ). Телесную смерть он называет приобретением ( Фил.1:21 ). Как странник и пришлец на земле, ныне православный христианин с надеждою на вечную, блаженную жизнь отходит в свое истинное отечество, в небесный Иерусалим, в церкви торжествующей ( Евр.12:22–24 ). Но нам предстоит беседовать теперь не о плодах смерти Господа нашего Иисуса Христа, а о том, что во время Своей земной жизни Он был Владыкою смерти телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Святитель Иоасаф Горденко, епископ Белгородский (скончался 10 января 1754г.) сам произносил и другим советовал произносить при звоне часового колокола, означающего течение быстротечного невозвратимого времени, следующую краткую молитву. «Буди благословен тот день и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих яко благословен во веки веков. Аминь». Молитва Св. Тихона Задонского Поклоняюся с плотию на небеса вознесению, и молю Тя, Господа моего: вознеси ум от земнаго к горнему, укрепи неможение моё, исполни недостаточество моё и скудность, и веди мя к доброму и спасительному концу, туда, к себе на небеса, там наше отечество, наш дом, наше наследие, имение, богатство, честь, слава, утешение, радость и блаженство вечное. Аминь. Молитва Св. Архангелам и Ангелам Св. Архистратиже Божий Михаиле, буди победитель всем страстям моим. Св. Архистратиже Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей. Св. Архистратиже Рафаиле, – целителю, исцели болезни мои телесныя и душевныя. Св. Архистратиже Урииле, – просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. Св. Архистратиже Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благия помыслы, возносящия душу к Богу. Св. Архистратиже Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами. Св. Архистратиже Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении. Святые Архангелы, Ангелы, Началы, Престоли, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном. Арх. Михаил – Архистратиг Небесных Сил – обладает беспримерною силою Божиею (Дан. 1С; 13; 12; 1, Апок. 12:7, 3 ) Арх. Гавриил – Вестник силы и тайн Божиих ( Дан. 8: 16 . Лук. 1:26 ) Арх.Рафаил – Врач недугов человеческих (Кн. Товита 3:17, 12,15) Арх. Уриил – Сияние света Божественного ( 3-я Ездры 4,1; 20) Арх. Салафииле – Божий молитвенник за людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Странно и прискорбно то, что нашими врагами являются свои братья, а не какие-нибудь иноверцы или иноземцы: приходится терпеть обиды и поношения от своих единоверцев и соотечественников, с которыми недавно, может быть, разделяли трапезу. Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад; ибо злодейство – в жилищах их, посреди их ( Пс.54:16 ). Вот какой участи достойны подобные люди! Но Святая Церковь , как чадолюбивая Мать, не ищет смерти и вечной муки злых отступников. Она терпеливо ждет их покаяния и обращения в свои недра; с радостью и распростертыми объятьями встречает своих раскаявшихся сынов; согревает их любовью и своим учением, подобно птице, собирающей под крыло разбежавшихся птенцов. Святая Церковь ! Ты Мать болезнующая, Мать утробою уязвленная! Многопечальная Рахиль, плачущая о своих детях и не принимающая никаких утешений! Не Ты ли носила нас в своей утробе, зачавши от семени Слова Божия? Не Ты ли возродила нас водою и духом – банею пакибытия? Не Ты ли вскормила сосцами ветхого и нового заветов, – сосцами, источающими млеко Божественных учений и православных догматов? Не Ты ли привела нас в мужей совершенных своею твердою пищею – Пречистым Телом и Кровию Христовыми? – Посему, как жалки те, которые ненавидят Тебя, воздавая злом за добро и ненавистью за любовь Твою! Не ожидала Ты, Мать, такой благодарности от своих детей! Святая Церковь , как говорят св. Андрей и Мефодий, болит о каждом из возрождаемых водою и Духом, пока не вообразится в них Христос. Явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ея венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения ( Апок.12:1–2 ). Не отвечай глупому, по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему ( Притч.26:4 ). Таким образом, мы, по учению Слова Божия, не должны отвечать на безумный речи терзающих ризы Христовы и сеющих гибельные плевелы своего неразумия о пришествии антихриста. В предлагаемой читателю книге мы, при помощи Божией, решились раскрыть истинные знамения пришествия антихриста, имеющего быть пред кончиной мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Теперь слово наше обращается преимущественно к девам, которые тем большую имеют нужду в попечении, чем выше предоставлена им слава. Девы – это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной, – это светозарнейшая часть стада Христова. Ими радуется, в них обильно красуется славное чадородие Матери-Церкви: и чем более девство увеличивается в числе своем, тем более возрастает радость матери. К ним-то обращаемся мы со словом своим, их увещеваем, более по любви, нежели по власти; смиренные и малозначащие, нисколько не присваивая себе права суда, мы побуждаемся заботиться о них преимущественно опасением, – преимущественно тем, что боимся навета диавольского. И не напрасно то опасение, не пустая та боязнь, которая подает советы к пути спасения и руководствует к сохранению заповедей Божественных и правил житейских с тем, чтобы обручившие себя Христу, отрешившиеся от похотей телесных и всецело и телом и душою посвятившие себя Богу, совершали дело свое достойно великому предназначению, преукрашаясь для одного Господа своего и угождая Ему одному, от Которого и мздовоздаяния девству своему ожидают они, по Его же слову: не вси вмещают словесе сего, по имже дано есть: суть бо скопцы, иже из чрева материя родишася тако; и суть скопцы, иже скопишася от человек; и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небесного ( Мф.19,11–12 ). Тот же дар целомудрия означается, то же девство возвещается следующими словами Ангела: сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет ( Апок.14,4 ). И не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия – Он не обходит жен, потому что жена есть часть мужа, из него взята и создана. Бог во всем почти Писании обращается к первозданному, так как двое составляют одну плоть, и в муже обозначается вместе и жена. Если же целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царствия Божия, то что в земном убранстве и украшениях, коими желающие угодить человекам оскорбляют Бога, не помышляя о том, что сказано еще прежде: человекоугодников постыдешася, яко Бог уничижи их ( Пс.52,6 ), и что торжественно проповедано апостолом: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал.1,10 )? Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния, да будет, по слову апостольскому, не посягшая свята и телом и духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Эти изречения Господа к Захарии (ибо срав. ст. 4, 8) напоминают собой другой более ранний по времени случай из истории ветхозаветного пророчества. Пророк Исаия, по собственным его словам, в год смерти царя Озии, видел 608 Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Его стояли Серафимы… и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его… 609 . И услышал я, продолжает пророк изображение своего видения, голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? 610 И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (– 6:1,2,3,8–10). Открывает, наконец, третью и последнюю 611 книгу завета, обетованного в ветхом (Иерем. 31:31 и дал.) и в ней читаем о Христе: столько чудес сотворил Он пред ними; и они не веровали в Него, да сбудется (να πληρωθ) слово Исаии пророка: Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? (Исак. 53:1 сн. Рим. 10:16 ). Потому не могли они веровать, что еще сказал Исаия: народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Исак. 6:10 сн. Зах. 7:11 ). Сие сказал Исаия, настаивает на своей мысли Евангелист, дивно заключая слово, когда видел славу Его (τε εδε τν δξαν αυτο, сн. Исаии 6:1–3 и Апок. 4:8  в контексте) и говорит о Нем (κα λλησε περι ατο) ( Ин. 12:37–41 ) т. е. о Христе. Срав. также об апостольской проповеди о Христе: но не все послушали проповеди ( Рим. 10:16  с приведением тех же слов Исаии 53:1). Из снесения всех этих изречений Духа, связанных между собой неразрывной цепью внутренних соотношений откровения божественного и приемлемости человеческой, для нас выясняются следующие истины: а) более всего – Сам Господь, а не кто другой, Духом Своим открывал в Ветхом Завете волю Свою пророкам и для настоящего, и для грядущего, как и относительно смысла прошедшего, – Зах. 7:4; 7:8,11–12 и Исаии 6:9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак, слово νικω встречается в 16 стихах Апокалипсиса 17 раз: 1) описание победы ангелов семи малоазийских церквей: Апок. 2, 7; 2, 11; 2, 17; 2, 26; 3, 5; 3, 12; 3, 21 (дважды); 2) победа Бога, или Мессии Христа (три стиха): Апок. 5, 5; 6, 2; 17, 14; 3) победа зверя и его приспешников (два стиха): Апок. 11, 7; 13, 7; 4) победа христиан (три стиха): Апок. 12, 11; 15, 2; 21, 7. Приведем синодальный перевод данных стихов вместе с греческим оригиналом. В Новом Завете глагол νικω помимо книги Апокалипсис встречается 11 раз, а именно: Лк. (1 раз), Ин. (1 раз), Рим. (3 раза), 1 Ин. (6 раз). Самые ключевые стихи: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (Ин. 5, 4–5) . Чаще всего греческий глагол νικω используется в первой части Апокалипсиса — в послании семи церквам городов Малой Азии, а именно во второй и в третьей главе, где представители так называемых семи Церквей Апокалипсиса в случае преодоления тех или иных свойственных им недостатков смогут одержать духовную победу. Апок. 2, 7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. χων ος κουστω τ τ Πνεμα λγει τας κκλησαις Τ νικντι δσω ατ φαγεν κ το ξλου τς ζως, στιν ν τ παραδεσ το Θεο. Данный стих из обращения к Ангелу Эфесской Церкви подчеркивает приобщение победителя райскому древу жизни , то есть возвращение победителя в райское первозданное состояние Адама и Евы, которые могли бы приобрести бессмертие благодаря послушанию. Однако в отличие от райского состояния прародителей, которым они обладали в силу изначальной данности, будущее (равно как и настоящее) райское блаженство и получение духовного бессмертия возможно только через духовную победу. Общее понимание данного стиха в церковной традиции — указание на конечную цель христианской жизни, а именно на спасение. Призыв к вкушению от древа жизни, стоящего посреди рая, — это не возвращение в закрытый чувственный рай, которого больше не существует, а стремление вступить в обетованное царствие будущего века. Именно так понимал данный стих и толкователь Апокалипсиса Икумений: «Ибо древом жизни называет блаженную и бесконечную жизнь…» .

http://bogoslov.ru/article/6174255

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010