Ответ. Дух Святый говорит в Апокалипсисе: побеждающему дам сести на престоле со Мною ( Апок. 3:21 ). Кого побеждать повелено человеку? Об этом слушай (говорящего) Самого Христа Спасителя, что Он есть первый победитель: сего ради и на землю пришел, и восприял плоть, подобную нашей плоти (кроме греха), чтоб показать нам образец трудов и любви к Отцу, победою своею на врага. Он говорит ученикам своим, а более и ко всем человекам: «в мире скорбны будете; но дерзайте, яко Аз победах мир» ( Иоан. 16:33 ). Но этому слову Христову следует нам знать, что вместе с миром побежден и миролюбец – диавол; а потому и нам настоит с диаволом неотложная брань, о которой говорит Апостол: «несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Ефес. 6:12 ). В других местах Писания враг диавол именуется и князем мира, князем же не созданной твари, но страстям, любимым тварию: ибо диавол имеет власть страстями прельщать и пригвождать к ним любовию ленивых, нерадеющих о любви к Богу людей. Три главные и более других любезные диаволу страсти: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие: – тремя этими средствами враг прельщает людей нарушать все заповеди Божии, воздвигает многие вражды, порождает пролитие крови, и в прочие греховные страсти ввергает, и любовь к Богу и ближнему прелагает на вражду по слову Апостола: «иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак. 4:4 ). К самому Христу Спасителю приступал коварный враг с этими страстями, но был побежден и низложен, не только воздержанием Христовым, но и пролитием Его крови и смертию крестною. Так-то враг диавол и на весь род человеческий вооружается сими страстями, и ленивых (о спасении) и о любви к Богу нерадеющих побеждает: знает он, что человек Богу любезен, и для того живет на земле, чтобы хранить повеления Господни, и чрез то показывать любовь свою к Богу; потому и старается враг человека Божия прельстить и заповедь Господню разрушить и этим разлучить человека от любви Божией. Того ради нам и брань со врагом предлежит, чтоб низлагать диавола, то-есть, умерщвлять в себе страсти, влагаемые от врага, и не слушать его внушений пагубных; не в одном же токмо воздержании от прельщающих страстей пребывать нам нужно, но и в терпении, даже до смерти, правды ради Божией: ибо в этом наша борьба и совершенная победа на врага. На то определена нам Богом временная жизнь на земле, чтоб чрез такое претрудное житие совершенно обнаружилась в нас любовь к Богу; поэтому и сотворены мы сынами Божиими и наследниками царствия Его (если добровольно сами не лишимся этого наследия чрез страсти).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Новогоднее слово Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?   «На всей земле был один язык и одно наречие» . И сказали люди: «построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: ...Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт. 11:1, 4—8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» , — не напоминает ли это желание наших прародителей быть «яко боги» (Быт. 3:5); и единый дотоле язык смешался в разные наречия и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его» , напрасно рано встают и поздно просиживают (Псал. 126:1—2). Это исполнилось в древности на Вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают «сотворить себе имя» , своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3:17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока как вдова, «великий между народами, князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. ...Враги его стали во главе, неприятели... благоденствуют, и ...враг простер руку... на... самое драгоценное у него. ...Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижен ы», и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. «Весь народ... вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу» , дрова достает за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. «Дети просят хлеба и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах и воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (Плач. 2:1—2, 1:1—2, 5, 10—12, 4:4—5, 5:2—4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4000...

4. Примеры явление Иисуса Христа, упоминаемые в житиях святых, как доказательства Божества Иисуса Христа Эти примеры путем церковно-историческим служат подтверждением истины Божества Господа нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос, пред страданиями Своими, в последней утешительной беседе с учениками Своими, сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Из слов Господа видно, что Он обещал явиться тому, кто исполнять будет заповеди Его, явиться тогда, когда, совершив дело Свое на земле – дело искупление, вознесется к Пославшему Его. Не бесполезно для христианина размыслить, как Господь исполнил обещанное Им, т. е. как Он являлся любящим Его. Из разных случаев, которые здесь предложены будут вниманию христианскому, видно будет, что Господь являлся многим, которые с готовностью исполняли волю Его и являлся в разных видах. Вот несколько примеров такого явление Господа святым. I. Савл, дышавший злобою против христиан, терзал верующих в Иерусалиме. Не довольствуясь этим, он выпросил у иудейского первосвященника повеление отправиться в Дамаск, дабы и там преследовать христиан. Но когда он приближался к Дамаску, то внезапно облистал его свет небесный. Ослепленный им, он упал на землю и услышал голос: Савл! Савл! что ты Меня гонишь? – Кто ты, Господи? сказал Савл. Господь же говорил: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно идти тебе против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: «что повелишь мне делать?» Господь же ему сказал: встань и поди в город; и сказано будет тебе, что надобно делать. Там в Дамаске был апостольский ученик Анание, который, по повелению Господа, явившегося ему, пришедши к Савлу, возвратил ему зрение и крестил его. В скором времени Савл, впоследствии св. ап. Павел, сделался великим апостолом язычников. ( Деян. 9 ) II. Находясь на острове Патмосе, Иоанн Богослов однажды сидел на уединенной скале и вдруг услышал за собою громкий голос. Он оглянулся в ту сторону, откуда послышался ему голос, и увидел седмь светильников, а посреди их образ, подобный Сыну человеческому, облеченный в подир и препоясанный златым поясом и блестящий, как солнце. Он находился среди седми светильников и сказал возлюбленному ученику Своему Иоанну: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живущий. Я умер и теперь живу во веки веков и имею ключи ада и смерти ( Апок. 1:9–18 ). В заключение же всего умерший и воскресший Господь Иисус Христос сказал: Я скоро приду и мзда Моя со Мною, чтобы каждому воздать по делам его ( Апок. 22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 14 есть поучительный ответ на вопрос: кто может достойно посещать жилище Господне, – с евр. буквально: «скинию», – и пребывать на св. горе, т. е. Сионе ( Пс.2:6 ) т. е. присутствовать там при совершении богослужения и участвовать в принесении молитв не в осуждение себе, как это делают люди нечестивые ( Пс.5:5–6 ) и лицемеры ( Ис.1:11–12 и след. 29:13), а в благоугождение Господу? Обращаясь с таким вопросом к Самому Господу (ст. 1), псалмопевец вслед затем начертывает образ истинно благочестивого человека (2–5а), которому в заключение и обещает от Господа прочное счастие ( – 56). Упоминание о скинии вместе с упоминанием о св. горе Сионской в начале псалма ясно показывает, что он написан в царствование Давида после устроения скинии на горе Сионской, куда и был перенесён ковчег завета; а по свидетельству надписания и близкому сходству с приписываемыми Давиду псалмами XXIII и С, писателем его был сан царь Давид, как согласно признают и древние и новые толкователи. Поучительное содержание псалма, само по себе, не даёт определённых указаний относительно повода к написанию его; но по близкому сходству его с Пс: 23, где почти буквально тоже самое учение (ст. 3–4) связывается с событием вступления Господа в ворота Сионской крепости (ст. 7–10), можно с вероятностью заключать, что он написан был по одинаковому поводу с этим последним, именно по случаю перенесения ковчега завета в новоустроенную Сионскую скинию, с целью – преподать устрашенным поражением Озы ( 2Цар.6:6–9 ) израильтянам урок, как должно приближаться к святыне и пребывать в присутствии Господа, чтобы не подвергнуться осуждению Озы, но подобно Аведдару удостоиться милости и благословения Божия (ср. 2Ц.6:10–12 и Пс.23:5 и 14:5–6). – Но так как скиния и гора Сион были с одной стороны образом церкви или царства Божия на земле (ср. Лев.26:11–12 ; 2Кор.6:16 ; Евр. 8:2 ; Ис.2:2–3; 11:9; 62:1 и сл.), с другой – преобразовали собою вечное царство Божие на небесах ( Евр. 9:24; 12:22 ; Апок.21:2–3 ): то, кроме буквально-исторического смысла, псалом имеет еще более обширный смысл наставления для всех о том, кто может быть достойным членом благодатного царства Его на земле, а после здешней жизни наследовать вечное блаженство в небесном Его царстве. Православная Церковь употребляет начальный стих этого Пс.в качестве антифона на литургии в праздник Преображения Господня (3-й ст. 3-го ант.), желая обратить мысли и желания молящихся к достижению царствия небесного, блаженство которого предощущали апостолы во время преображения ( Мф.17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Чертог Спасов «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», – молится христианское сердце Богу, милующему грешников. Вникнем в смысл этих слов Чертог Спасов – место особенного присутствия Вездесущего Бога Бог всюду на небе и на земле, «на всяком месте владычества Своего», но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете живет неприступнем ( 1Тим.6,16 ), восседая на Престоле Славы Своея в окружении множества воинств Небесных ( Дан.7,10 ; Апок.5,11 ). Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога и оттуда Он вновь придет «во Славе Своей» судить живых и мертвых. В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют «яко солнце» ( Мф.13,43 ), все праведники Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12,4 ). Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения. Прекрасный юноша, сшедший с горних обителей, держал в руке три венца. Святой Андрей, подойдя к юноше, спро­сил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я хотя и не могу купить, но пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из сокровищ Небесных. Все сокровища мира сего не стоят и одного венца райского» (Четии-Минеи, 2 октября). Как свет солнца превосходит всякий земной свет, так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную. Как же нам явиться в Небесный Чертог? Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе – вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов. Облечемся же, «якоже избраннии Божии, в смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь» ( Кол.3,12–14 ). Из глубины наших сердец возопием к Богу вместе со всей Церковью: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», и введи в Твой Небесный Чертог (3, с.137–139). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

8. В чем будет состоять вечное блаженство праведных? (Библейские изречения) I. Блаженство вечное будет состоять: а) в освобождении от всех зол. «И возвратятся избавленные Господом, прийдут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 ). – «Не будуть терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод» ( Ис. 49:10 ). – «И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» ( Ис. 65:19 ). – «И прийдут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» ( Иер. 31:12 ). – «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» ( Апок. 7:16 ). – «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» ( Апок. 21:4 ). б) в удалении всякой печали: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорить Господь» ( Ис. 25:8 ). – «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Апок. 7:17 ). в) в освобождении от общества нечестивых: «Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах» ( Иов. 3:17 ). – «Лицемер не пойдет пред лице Его!» ( Иов. 13:16 ). – «Не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных» ( Пс. 1:5 ). г) в покое: «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки» ( Ис. 32:17 ). – «Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих» ( Ис. 57:2 ). – «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог» ( Иез. 34:15 ). – «Будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» ( Евр. 4:1 ). – «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут в след за ними» ( Апок. 14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

12. Библейские тексты об общении нашем со Иисусом Христом Спасителем Общение наше с Богом в Св. Писании представляется под образом а) обитание в нас Иисуса Христа: «да даст вам Отец... верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16, 17 ). – «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» ( 2Кор. 13:5 ). – «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» ( 1Ин. 3:24 ). – «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). б) пребывание нашего во Христе: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ). – «Да будем в истинном Сыне Его (Бога) Иисусе Христе» ( 1Ин. 5:20 ). – «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем» ( 1Ин. 3:24 ). – " От Него (Бога) и вы во Христе» ( 1Кор. 1:30 ). Единение или общение с Сыном: а) ведет к общению с Отцом: «кто любить Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). б) соединено с общением святых: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы... вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его» ( 1Ин. 1:3 ). в) происходит от Бога: «Утверждающий... нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог " ( 2Кор. 1:21 ). – «Кто во Христе, тот новая тварь... Все же от Бога» ( 2Кор. 5:17, 18 ). Господь а) обещал общение: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Апок. 3:20 ). б) молился, чтобы все верные имели общение с Ним и Отцом: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Единение или общение с Господом производится и поддерживается а) верою: «как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены» ( Кол. 2:6, 7 ). б) словом Его: «если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин. 2:24 ). – «Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» ( 2Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Искушение, которому подвергнутся обитатели земли, исходит от лица Бога Вседержителя. Направляемое против Его врагов, оно представляет ряд грозных обнаружений Божественного правосудия и всемогущества и имеет целью пробудить уснувшую совесть испытуемых, заставить их при­знать высокую и крепкую мышцу Вседержителя. Казни, которые будут постепенно и постоянно поражать врагов нового Израиля (главы 6, 8, 9), не имеющих печати Божией на челах своих, не посетят верных последо­вателей Христа ( Апок. 9:4, 20–21 ср. Лк.12:37–44 ). Ст.12. «Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имат изыти ктому; и напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». Кроме разбираемого стиха «храм Бога» в Апокалипсисе и в других местах упоминается нередко: . Указанные места дают возможность составить более или менее ясное представление об апокалипсическом νας του Θεο. Тайнозритель, восхищенный в духе на небо ( Апок. 4:1 ), видит там «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стоящих пред престолом Божиим и пред Агнцем в белых одеждах, с пальмовыми ветвями в руках» ( Апок. 7:9 ). Это – собор победителей, непре­станно прославляющих Бога и Агнца ( Апок. 7:10–12, 14 ): Они пребывают пред пре­столом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его (ср. Апок. 11:19, 14:15, 17 и др.). Следовательно, апокалипсический храм не есть какой-либо земной храм, в каком бы значении мы ни понимали этот последний, а храм небесный, духовный, место обитания Бога и особенного проявления славы Его. По изображению книги Откровения и этот небесный храм имеет временное значение: после победы над всеми антитеократическими и антихристианскими злыми силами, с наступлением нового периода в истории мира, с появлением нового неба и новой земли, когда слава Божия не будет ограничиваться в своих обнаружениях одним каким-либо особенным местом, но будет озарять все Царство нового Иерусалима, тогда храма уже не будет ( Апок. 21:22 ) в нем, «ибо Господь Вседержитель будет храмом его и Агнец». Таким образом, для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, то есть блаженной смерти его (ср. Апок. 2:10 ), и обнимает период тыся­челетнего царствования со Христом (ср.26–27), после чего сменяется вечным упокоением в небесном Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Награду победителям из среды ефесских христиан составляет вкуше­ние райского древа жизни. В Новом Завете, кроме разбираемого места, παρδεισος встречается еще Лк.23и 2Кор.12:4 . У Луки означает вооб­ще место упокоения и блаженства праведных душ. В послании к коринфя­нам представления о рае более определенные: из сравнения 4 стиха со 2 той же главы видно, что рай, место обитания блаженных, есть не что иное, как третье небо, до которого был восхищен ап. Павел. Παρδεισος Апокалипсиса нельзя отождествлять ни с раем, местом бла­женства первых людей, ни с раем, находящимся на третьем небе, где пра­ведники наслаждаются блаженством еще до всеобщего Суда. Παρδεισος в книге Откровения есть святой город Иерусалим ( Апок. 21:10 ), сходящий свыше ( Апок. 21:2 ) и расположенный на обновленной земле; в нем находится «престол Бога и Агнца» ( Апок. 22:3 ); от этого престола посредине городской улицы проте­кает чистая река воды жизни, прозрачная как кристалл; по ту и другую сторону реки произрастает древо жизни, которое приносит плод ежеме­сячно, двенадцать раз в год, а листья этого дерева предназначаются для исцеления (или для служения εις θεραπεαν) народов. В этом описании рая Божия соединяются черты первобытного рая (древо жизни), прославлен­ного, нового Иерусалима (ср. Ис.52 ) и новой обетованной земли ( Иез.47 , особ. Иез. 47:12 ; река, ежемесячное созревание плодов, листья для врачевания – теруфа). Из сказанного ясно, что время исполнения обетования Христова о вкушении плодов древа жизни нужно относить к будущей блаженной жизни в Небесном Иерусалиме. А потому под древом жизни нельзя разуметь ни света евангельской истины, ни Духа Святого, источника жизни, ни Са­мого Христа, ни Евхаристии. Необходимо в нем видеть древо, подобное тому, о котором повествуется в кн.Бытия. Обыкновенно считают древо жизни только символом, который, по мнению толкователей, обозначает или вечную жизнь и вечное блаженство вообще, или сумму всех пособий и средств, доставляющих бессмертие обновленному человечеству, и т.п. Но едва ли можно удовольствоваться одним символическим истолковани­ем в его общей и абстрактной форме: в таком случае нужно будет согла­ситься, что упоминаемая в Апок. 22вода жизни имеет совершенно одинако­вое значение, а листья древа жизни, служащие для исцеления народов, нужно будет признать поэтической подробностью, рассчитанной на худо­жественную полноту и законченность образа. Позволительно думать, что древо жизни, упоминаемое в Апокалипсисе, по своим свойствам анало­гично с райским древом, питавшим наших прародителей. Откровение Господа о Смирнской Церкви (Апок. 2:8–11)

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010