I II III IV V VI VII     Предисловие «Врач, которого Бог даровал Египту», – так описал святого Антония Великого (251–356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский . Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком–нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду. Святой Антоний – прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного «аввы» или духовного наставника. Многие из слов и советов, которыми святой Антоний врачевал своих братьев христиан, дошли до нас – обработанные и в большей или меньшей мере изданные – в его Житии, составленном святым Афанасием, и в Апофтегмах, или Словах отцов пустынников. Однако позаботился ли сам святой Антоний о том, чтобы записать свое духовное учение – и сохранились ли эти записи? Житие сообщает нам, что он «не знал грамоты», но и при этом он вполне мог бы диктовать то, что считал нужным, своим ученикам. И в действительности, семь посланий, авторство которых традиционно относят к святому Антонию, сохранились. Их аутентичность оспаривалась, но к настоящему времени большинство исследователей признает их подлинными. (Существует, кроме того, еще двадцать посланий, которые определенно сомнительны). Если эти семь посланий действительно принадлежат святому Антонию, изначально они должны были быть написаны на коптском, родном языке местных египетских христиан. Часть этого коптского теста сохранилась; существует сирийский перевод первого послания и полная версия всех семи на грузинском и латинском. Насколько мне известно, в настоящем издании эти семь посланий впервые появляются на английском. Их переводчик, священник и доктор богословия Дервас Читти (1901–1971), посвятил жизнь изучению раннего египетского и палестинского монашества, собрав плоды своих сорокалетних разысканий в замечательном труде Гражданство Пустыни. Настоящий перевод посланий он подготовил для собственного пользования, не для публикации; и хотя он подарил нескольким своим друзьям машинописные копии перевода, без сомнения, он захотел бы пересмотреть этот текст прежде, чем отдавать его в печать. Я внес в него несколько незначительных поправок, во избежание некоторых неясностей. В качестве вступления мы включили в это издание небольшую статью, подготовленную о. Дервасом для журнала Соборность. Она перепечатывается с любезного разрешения издателя журнала. Я снабдил ее сносками и расширил библиографию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

XIII. Наставления преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского 10 1. Кому нужно Евангелие? «Евангелие», говорит архипастырь сей, «нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожается частыми треволнениями. Если не будут держаться слова Божия, и полагать оное в основание своих мыслей, чувствований и поступков: то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам». 2. Комната без образа Божия. Некогда был святитель приглашен для освящения вновь отделанной залы одного общественного здания. Зала великолепная, собрание публики в ней было большое и знаменитое. Преосвященный Антоний, прибывши в полдень прекрасного дня, вошел в залу, смотрит – нет нигде образа. Вдруг говорит начальствующим лицам: «как мрачно в зале!» Ему отвечают: «сегодня день светлый!» Владыка снова повторяет: «Мрачно у вас». Те пришли в недоумение. Но архипастырь вывел их из оного, сказавши: «зала хороша и богато убрана, да нет образа: без образа как бы ни была украшена комната, а все будет мрачна». Тотчас принесена была икона Христа Спасителя, и тогда преосвященный освятил залу. 3. Убогая храмина. Древних лет полковник Матвеев подошел к преосвященному и говорит: «ваше преосвященство! я желал бы, чтобы вы и меня удостоили своим посещением; но не осмеливаюсь вас о том просить. У меня небольшой хуторок; дом мой нельзя назвать домом, – он больше похож на хлев». Преосвященный на это ему отвечал: «а над каким местом воссияла звезда, путеводившая волхвов? Я у вас буду». И в тот же день на пути заехал к смиренному, добродетельному старцу, и в духовной беседе разделил с ним несколько времени. 4. Благочестие. «Благочестие», говорил он, «приближает человека к Богу. Подвиги благочестия доставляют такую славу, которая выше земных почестей». 5. Добродетельная жизнь. Знаменитость рода не спасает нас, если не будем добродетельны и человеколюбивы. Истинное благородство приобретается исполнением воли Божией. 6. Пути спасения. Преосвященный Антоний некогда говорил о святом Антонии Великом , что сей угодник Божий считал три пути, ведущие человеков к небесному царствию. Иные люди от юности возлюбили Бога, и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей: это второй путь. А иных по своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели – это третий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

В.М. Дорошевич Глава XIII. Via dolorosa «Via dolorosa“ такое поэтичное название носит крестный путь, указываемый старым католическим преданием. «Via dolorosa“ начинается с того места, где была так называемая цитадель Антония. Место, бесспорно, историческое, освященное страданиями Спасителя. Здесь жил Ирод, правитель Галилеи, приехавший перед праздником Пасхи в Иерусалим. Ирод – это ничтожнейшее из действующих лиц той страшной и великой мировой драмы, которая происходила в те дни в Иерусалиме. Христос, разговаривавший даже с Пилатом, ни слова не ответил ни на один вопрос Ирода. Правитель Галилеи, Ирод, много слышал о Христе, Его учении, чудесах, и даже обрадовался, когда к нему привели Иисуса. Это его очень заинтересовало, он надеялся, что Христос покажет ему какое-нибудь чудо. Он забросал Христа вопросами, но Пленник молчал и ни одного из праздных вопросов не удостоил ответом. Тогда разозленный правитель надругался сам над Беззащитным, приказал надругаться своим воинам, – чтобы не отставать в остроумии от Пилата, приказал одеть Христа в светлые одежды и отправил Его к правителю Иудеи. Это был обмен любезностями между Пилатом и Иродом, бывшими в ссоре и желавшими примириться. Пилат отправил Христа на суд правителя Галилеи, как галилеянина. А Ирод спешил ответить на любезность любезностью и признавал право суда над Пленником за Пилатом. И после этого между ними воцарились мир и дружба. Так два правителя обменивались любезностями и состязались в остроумии над Беззащитным, в то самое время, когда история мира делилась на две половины. Старое католическое предание указывает на цитадель Антония, как на место претории Пилата. Здесь находится арка, вероятно, остаток триумфальной римской арки, которую предание называет «Ecce Homo“. В те времена улицы Иерусалима были вдвое шире теперешних. Триумфальная арка, перекинутая через тогдашнюю улицу, теперешнюю улицу покрывает одной своей половиной. Другая половина арки уходит в монастырь дервишей. В этой то арке, по словам католического предания, Пилат показал народу истерзанного, измученного Христа, со словами: «Се человек!“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

" Врач, которого Бог даровал Египту " , - так описал святого Антония Великого (251-356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду Святой Антоний - прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного " аввы " или духовного наставника. Многие из слов и советов, которыми святой Антоний врачевал своих братьев христиан, дошли до нас - обработанные и в большей или меньшей мере изданные - в его Житии, составленном святым Афанасием, и в Апофтегмах, или Словах отцов пустынников Однако позаботился ли сам святой Антоний о том, чтобы записать свое духовное учение - и сохранились ли эти записи? Житие сообщает нам, что он " не знал грамоты " , но и при этом он вполне мог бы диктовать то, что считал нужным, своим ученикам. И в действительности, семь посланий, авторство которых традиционно относят к святому Антонию, сохранились. Их аутентичность оспаривалась, но к настоящему времени большинство исследователей признает их подлинными. (Существует, кроме того, еще двадцать посланий, которые определенно сомнительны). Если эти семь посланий действительно принадлежат святому Антонию, изначально они должны были быть написаны на коптском, родном языке местных египетских христиан. Часть этого коптского теста сохранилась; существует сирийский перевод первого послания и полная версия всех семи на грузинском и латинском. Насколько мне известно, в настоящем издании эти семь посланий впервые появляются на английском. Их переводчик, священник и доктор богословия Дервас Читти (1901-1971), посвятил жизнь изучению раннего египетского и палестинского монашества, собрав плоды своих сорокалетних разысканий в замечательном труде Гражданство Пустыни Настоящий перевод посланий он подготовил для собственного пользования, не для публикации; и хотя он подарил нескольким своим друзьям машинописные копии перевода, без сомнения, он захотел бы пересмотреть этот текст прежде, чем отдавать его в печать. Я внес в него несколько незначительных поправок, во избежание некоторых неясностей. В качестве вступления мы включили в это издание небольшую статью, подготовленную о. Дервасом для журнала Соборность Она перепечатывается с любезного разрешения издателя журнала. Я снабдил ее сносками и расширил библиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Глава 6. Недоброжелательство, а затем и явное восстание некоторых непонимавших жизни духовной оптинских монахов и мирян против старца о. Леонида, хотя без особенно худых последствий. Соприкосновенный сему рассказ новоначального брата Александра (впоследствии иеросхимонаха Антония Киево-Печерского), в описываемое время принятого Старцем в Скит на жительство Не напрасно говорят свв. Отцы, что кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, и что всякому доброму делу искушение или предшествует, или последует. Слова печерского летописца, что иноческие обители воздвигаются молитвенным потом и слезами, могут быть отнесены и к введению в Оптиной Пустыни старчества – основы иноческого жития. Оно введено и упрочено здесь со многими трудами и скорбями. Согласно удостоверяют свв. Отцы, что враг рода человеческого не любит не только самого откровения помыслов, но даже и шума слов сего откровения; ибо знает, что чрез это разрушаются все его козни и коварства. Посему неудивительно, что он не замедлил против этого, в особенности ненавистного ему, иноческого пути употребить разные свои козни и за великое дело введения в обители старчества воздвиг сильное гонение против старца о. Леонида. И тем удобнее враг-искуситель мог злокознствовать против Старца и старчества, что не всякий мог правильно судить о сем, как и сам Старец впоследствии писал своим духовным детям, когда в 1836 г. против него уже сильно стали распространяться разные толки и хульные порицания. «О жизни высокой, – так писал он, – монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно неочищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у св. Симеона Нового Богослова главы 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского...» 67 Согласно с св. Симеоном Новым Богословом и иные свв. Отцы учат, что люди обыкновенные, не имеющие духовного рассуждения, не могут правильно судить о душевном устроении людей духовных, как и св. апостол говорит: духовный (человек) судит о всем, а о нем судит никто не может ( 1Кор. 2, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Двадцать восьмой день. Поуч. 2-е. Св. преподобномученик Евстратий Печерский. (Как можем мы сораспяться Христу). I. Воспоминаемый ныне Церковью св. Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имущество бедным и поступил в обитель преподобного Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь , разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодною смертию, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преподобного Антония. II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выраж. церк. песн.). а) «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» – Везде, где мы с тобою, слушатель. В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах . Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? – И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятаго, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 2 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 24.09.2010 450 Время на чтение 20 минут Часть 1 С 1978 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний ( Медведев ) являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ, участвовал в подготовке Архиерейских соборов. Еще будучи игуменом и архимандритом, он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Прекрасный знаток церковного Устава и богослужения, владыка Антоний по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским), молитвы всем святым, в земле Российской просиявшим, и блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний составил и службу святым новомученикам и исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Владыка Антоний возглавил открытие останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну. Архиепископ Антоний входил во все подробности самой службы прославления святителя Иоанна. К примеру, на прославлении в Сан-Франциско, на малом входе за Божественной литургией, мощи святителя Иоанна были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Эту часть службы владыка Антоний заимствовал из описания прославления святителя Тихона Задонского, состоявшегося 13 августа 1861 года: мощи святителя Тихона тогда были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте; четыре архиерея, в том числе и святитель Феофан (будущий Затворник), стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадивший себя ради Церкви и паствы, владыка обратил внимание на свои недуги только тогда, когда стал передвигаться и читать с большим трудом. Архиерейский Синод с 1 января 2000 года дал отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла (Дмитриева). Почему владыка Антоний не попросил Синод освободить его от управления епархией, а просил лишь дать отпуск до Собора? Думается, что, поскольку владыка Антоний был истинный монах, он воспринимал свое служение на Западно-Американской кафедре как монашеское послушание. Это послушание дал ему Архиерейский Собор, и только Архиерейский Собор (а не Синод) мог его от этого послушания освободить. Вот почему, в частности, архиепископ Антоний так дожидался Архиерейского Собора, который должен был состояться в октябре 2000 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010