I. Преподобный Антоний Печерский, основатель русского монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, иссеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелел игумену, постригшему Антония, отпустить его на Русь. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгого общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загородного села великого князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжеского боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великого князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобного Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киевопечерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь . Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменного храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Главным событием празднования стала Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии. В притворе собора состоялось открытие созданного российским скульптором С.Ю. Бычковым мемориального барельефа с изображением приснопамятного митрополита Сурожского Антония (Блума). 24 октября. ПРАВМИР. В Лондоне прошли торжества, посвященные 50-летию основания Сурожской епархии. Юбилейные празднования 19-22 октября возглавил митрополит Волоколамский Иларион. В торжествах также приняли участие иерархи, собравшиеся в Лондоне на конференцию зарубежных архиереев Русской Православной Церкви. 19 октября в рамках празднования юбилея в англиканской церкви святого Иакова на Пикадилли в Лондоне состоялся концерт прибывшего в столицу Великобритании для участия в юбилейных торжествах хора московского Данилова монастыря. Главным событием празднования стала Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии, сообщает сайт ОВЦС . По завершении богослужения митрополит Волоколамский Иларион приветствовал всех от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благословил совершить в этот знаменательный для Сурожской епархии день Литургию. Владыка призвал молитвенно помнить  труды основателя и первого архиерея епархии митрополита Антония (Блума). Как отметил митрополит Иларион, долгие годы владыка Антоний совершал свое служение, приводя людей ко Христу, и дожил то тех времен, когда новая волна эмиграции из России и других стран СНГ хлынула в Великобританию. В то время у Церкви открылись новые возможности, и храмы, которые раньше пустовали, наполнились людьми. У Сурожской епархии открылось «второе дыхание». В притворе собора состоялось открытие созданного российским скульптором С.Ю. Бычковым мемориального барельефа с изображением приснопамятного митрополита Сурожского Антония (Блума). У мемориала была совершена заупокойная лития. Далее в Посольстве России в Великобритании состоялся прием по случаю юбилея епархии. Посол России А.В. Яковенко поздравил собравшихся со знаменательным событием и представил выпущенную к юбилею епархии марку Королевской почты с изображением Успенского кафедрального собора в Лондоне.

http://pravmir.ru/v-londone-torzhestvenn...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец о.Ефрем Филофейский (Аризонский) Старец о. Ефрем Филофейский (Аризонский) Беседа с о. Ефремом, игуменом монастыря прп Антония в Аризоне. Беседа записана в 1992 году, в храме Честного Креста, в Питтсбурге. В то время о.Ефрем был игуменом монастыря Филофей на Святой Горе Афон, и только начинал выполнять свое послушание Божией Матери - основывать монастыри в Америке. На сегодняшний день их основано восемьнадцать, главным из которых является монастырь Антония Великого в пустыне Аризона. Говорят, что когда их будет двадцать, старец выполнит таким образом свое послушание перед Господом и его земной путь подойдет к концу. Старец о.Ефрем Филофейский (Аризонский) Комментарии Всего комментариев: 27 2017/07/20, 17:51:58 Батюшка Филофей прошу вашей молитвы за р.б Наталью о удачной работе и замуууужестве. Екатерина 2016/11/21, 21:30:53 Прошу вашей молитвы за р.б Олега Елены Сергия Елены о укрощение блудной страсти. Екатерина 2016/10/28, 05:37:44 помолитесь, Батюшка, обо мне грешной и маловерной и дочери моей Александре. Фотиния 2016/10/11, 19:30:20 курсив [выделенный текст]Отец Ефрем благ ословите и помолитесь ложусь на операцию с29 по3 октября р б Инна, здоровья и благопучия сохранения семьи сын Богдан учится в Америке штат Аризона помолитесь батюшка что бы он посетил с божей помощью монастырь Великого Антония , за сына Марка за мужа Виктора мамаАнастасия Олега Сергея Татьяну млКирилла Валерия Марию Валерию Викторию за всех сродников простите за наши все грехи сбожей помощью погасить кредиты и работа была спаси господи отец. 2016/09/01, 11:47:34 Дорогой отец Ефрем Аризонский-многая лета Вам!и храни Вас Бог! Очень нужны Ваши молитвы о здравии за р.Б.Ксению и Любовь.Спаси Господи! Ксения 2016/07/14, 01:37:58 Дорогой батшка Ефрем,прошу Вас помолиться за мою маму Марию ,которая умерла 27 июня в Украине. Спасибо г. Альбукерке штат Нью-Мексико Людмила 2016/07/14, 01:14:00 Дорогой батюшка Ефрем коленно преклонно прошу святых молитв за мою дочь Аллу страдающюю психическим расстройством паническими атаками и дипрессией,

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=1...

Объяснения некоторых изречений преподобного Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем Источник 1. Вопрос монахов . Как должно понять слово святого аввы Антония, которое он сказал ученику своему Павлу, 1 когда тот, оставя мир, просился жить при нем: «Если хочешь быть монахом, ступай в монастырь, где много братии, которые могут поддержать твою слабость»? Ответ старца . Из этого научаемся, что мы должны принимать в монастырь и стариков немощных, больных, слепых и расслабленных и любить их, когда они с радостью и усердием посвящают себя стяжанию добродетелей, хотя по немощам своим и не могут поднимать всех трудов. Потому немалого укора достойны те настоятели монастырей, которые не принимают стариков немощных, хотя известно, что они очень добрых нравов, а принимают охотно крепких юношей для исполнения разных служб по монастырю и для посылок, хотя они дерзки и бесстыжи. Таких настоятелей блаженный истолкователь строго обличает в книге «О совершенстве управления (обителей)» 2 , говоря: они позволяют ученикам своим оставаться нерадивыми в делах добродетели, а к делам телесным и мирским сильно побуждают их. Тем, которые приняли монашество, чтобы прилежать добродетелям, они не дают отдыха и покоя от мирских дел, непрестанно заставляя исполнять их; и укоряют их, бранят, осмеивают, осуждают, если когда они не с особенною поспешностью исполняют порученное им дело; по немощи ли то, или иногда по ослаблению усердия, хотя бы они очень были заботливы и усердны в делах духовных; напротив – великими похвалами превозносят тех, которые весь труд и заботу обращают на мирские дела, хотя они преленивы на стяжание добродетелей. И это трудолюбие происходит у них не от добродетели послушания, а от того, что они любят заниматься мирским. Но что всего хуже – ленивы ли они или старательны, их имеют как рабов. Авва же Пимен сказал: если из трех киновитов один прекрасно безмолвствует, другой болен, но благодарит Бога, а третий охотно исполняет послушание, то все они в одном состоят подвиге. Этими словами показал святой сей, что в монастыре, где многие собраны киновиты, не одни крепкие телом, нужные для исправления разных послушаний, должны быть, но и немощные братия, предающие себя непрестанному безмолвию: иначе суетен весь труд их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

ОТДЕЛЕНИЕ II. О Российских Лаврах ГЛABA I. Краткое описание Киево-Печерской Лавры 54 Киево-Печерская ЛАВРА, по штату первая из всех Российских Лавр и монастырей, состоит в Губернском городе Киеве на южной Стороне оного, в части, называемой Печерской. Она именуется Печерской по двум пещерам, неподалёку оной к югу и востоку обретающимся, в которых первоначально жительствовали монашеской жизни себя посвятившие, из коих многих мощи доныне там почивают нетленны. Одна из сих пещер называется ближней или пр. Антония, другая – дальней или пр. Феодосия. Местоположение сей Лавры весьма красивое. Ибо она стоит на месте возвышенном, а потому все здания оной видны издали и представляют взору великолепную картину. Со сторон северной, западной и южной, окружена она земляным валом или крепостью, которую заложил в 1706 году, Августа 15, с церемонией Государь ВЕЛИКИЙ, для охранения места сего от набегов неприятельских; а с восточной стороны Лавры протекает река Днепр. Место, где ныне Лавра и пещеры, первоначально было необитаемо и покрыто большим лесом; но во время княжения в Киеве Ярослава Владимировича, Великого Князя Киевского, Пресвитер некий, именем Иларион, (постриженный после Преподобным Антонием в монашество и бывший наконец Митрополитом Киевским), живший близ места того в сельце, именуемом Берестовое, при церкви Святых Апостол, ископал пещеру в две сажени, (где ныне дальняя пещера) и в оную приходил с Берестового для уединённого моления. В 1013 году Преподобный Антоний, постриженец горы Афонской, по откровению Божию возвратившись в Киев, нашёл также недалеко от Иларионовой пещеры на Берестове другую, именовавшуюся Варяжской, и в ней поселился. Потом отправился он паки для посещения Афонской горы, и вторично в 1017 году возвратившись оттуда, избрал уже себе для пребывания вышеупомянутым Пресвитером Иларионом ископанную пещеру. Обе сии пещеры ныне находятся в дальних так называемых пещерах. Слава о святости жизни Преподобного Антония привлекала к нему многих благочестивых людей, которые, приходя просить себе духовного его наставления, снабжали его со своей стороны всем потребным. А когда принял великое Княжение Киевское, по смерти отца своего, Изяслав Ярославич; то посещал сам нередко Преподобного Антония с вельможами своими, и пользовался его духовными наставлениями. С того времени место сие и обитающий на нём Преподобный ещё более прославились. К нему начали приходить для сожития не только простые, но и высокого рода и достоинства люди, каковы были, например: Варлаам, сын Иоанна, первейшего Болярина Великого Князя Изяслава; Ефрем, славный между сверстниками своими и любимый тем же Великим Князем; Моисей Угрин, известный привязанностью и усердием к Святому Князю Борису и другие, коих Преподобный Антоний, благосклонно приемля, причитал к лику богоугодно с ним подвизающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества 88 . Преподобный Антоний родился в среднем Египте, в селении Кома, близ Гераклеополя великого 89 в 251 г., от благородных и благочестивых родителей. Желая сохранить в чистоте сердце сына своего, родители Антония не позволяли ему никуда отлучаться из дому, кроме Церкви. Потому Антоний не получил ученого образования. Но, по словам Афанасия, он дома внимал чтению, и душеспасительным чтением укреплял в себе любовь к благочестию и страх Божий. Двадцати лет он сделался сиротою, лишившись отца и матери, и должен был принять на себя попечение о малолетней сестре. Но заботы домашние не ослабили в душе Антония ревности к благочестию. Он находил всегда свободное время для того, чтобы присутствовать при Богослужении в храме. Однажды идя в храм, он размышлял о том, как Апостолы, оставив все, последовали за Спасителем, как первые Христиане полагали к ногам Апостолов все, что имели. С такими мыслями он вошел в храм и услышал слова Евангелия: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Антоний в сих словах услышал голос с неба, относившийся к нему. Возвратясь домой, он немедленно продал свое имущество и раздал его нищим, оставив для содержания сестры небольшую часть. Но услышав в другой раз в церкви слова Спасителя: не пецытеся на утрей ( Мф.6:34 ), Антоний раздал нищим и оставшееся у него и, поручив сестру свою знакомым и благочестивым девам, сам решился вдали от мира подвизаться для единого Бога. Так совершилось призвание Антония к иноческой жизни – призвание непосредственное, Божественное. «Ибо, – говорил Авва Пафнутий, – первое побужденыие к обращению принял он от Самого Бога, услышав слова Евангелия о самоотвержении ( Лк.14:26 ) и об отречении от имущества ( Мф.19:21 ); в величайшем сокрушении сердца он принял сие наставление так, как бы оно относилось единственно к нему, и тотчас оставив все, последовал Христу без посредства убеждения и учения человеческого» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Все прихожане – будь то старые русские эмигранты, новоприехавшие, или англичане – были уверены, что причина неурядиц в том, что противная сторона не желает хранить то, что называли " наследием " митрополита Антония. Покойного владыку никто из близко знавших его не называет простым человеком, но он был опытным, умным пастырем, который мог справиться со многими вызовами. После же его кончины все пошло не так, как надо. Главой епархии оказался епископ Василий (Осборн), американец по происхождению, плохо знавший русский язык и избегавший прямого диалога с паствой. Он избрал весьма жесткий метод управления людьми, приведший к разделению, изгнанию некоторых прихожан и священства вон, постоянным жалобам верующих в Москву. Сейчас уже не хочется подробно говорить о его ошибках, но случилось так, что в период Великого поста, когда православные люди особенно стремятся в храм, на исповедь, русскоязычные прихожане были практически лишены полноценного окормления, возможности исповедоваться перед причастием. Именно в этот момент я и появился в Лондоне. К сожалению, владыка Василий (Осборн), не увидев с моей стороны его безоговорочной поддержки и зная, что я являюсь одним из ответственных сотрудников ОВЦС, воспринял меня, как " контролера " , призванного решить, оставаться ли ему управляющим епархией. Сразу скажу, что такой задачи передо мной не стояло. Видимо, не надеясь на добрый отзыв, он попытался " опередить события " , удалившись под омофор Константинопольского Патриарха с рядом клириков. Следствием всего этого явилось решение Священного Синода о хиротонии нового епархиального епископа. Им стал бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит (ныне епископ) Елисей (Ганаба). Тогда же в Лондон в длительную командировку был направлен и я. ...Для меня по сей день важнейшим остается вопрос о так называемом наследии митрополита Антония. Я долго пытался понять для себя, в чем оно заключается, и постоянно спрашивал об этом людей, которые хорошо его знали. Открытость? Широта кругозора? Дар слова? Внимание к людям? Все так, но что-то все же ускользало. В конце концов я пришел к выводу, что, несмотря на справедливость всего вышесказанного, главное – сама уникальная личность митрополита Антония, соединяющая в себе многие выдающиеся качества. Он умел вдохновлять окружающих его людей, какими бы разными они ни были. Нет его – и многие формы пастырства, оставшиеся после него, лишились главного – духа.

http://religare.ru/2_62796_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Наш долг - бережно хранить память о владыке Предстоятель Русской Церкви совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) 18.10.2016 593 Время на чтение 5 минут 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) на Бромптонском кладбище, сообщает Патриархия.ru. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сурожский Елисей, викарий Сурожской епархии архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: « Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинг рад, и вместе с приснопамятным покойным владыкой митрополитом Никодимом совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/pa...

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать — сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. — архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. — митрополит, в 1966—1974 гг. — экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония Великого Святой Антоний Великий , положивший начало уединеннопустынному подвижничеству, жизнью своею представляет идеал такого рода Богоугождения, и вместе путь, которым и всякая душа, если захочет, должна идти к возможному для нас на земле совершенству, подаемому христианством. Жизнь св. Антония описана св. Афанасием Великим (см. его творения, т. 3), и почти без сокращений помещена в наших Четь минеях под 17 января. Желающий знать ее подробно пусть обратится туда. Здесь указываются только общие черты ее. Божие избрание св. Антония на дело, им совершенное, обнаружилось в нем еще в детстве. Тихий, теплосердечный нрав, склонный к уединению, отстранял его от детских резвостей и шалостей сотоварищества и держал в доме на глазах родителей, которые блюли его, как зеницу ока. Так и вырос он, в этом отрешении от людей, выходя из дома только в церковь . При таком настроении и порядке жизни, благодать Божия, полученная в крещении, беспрепятственно действовала на созидание духа и без особых усилий с его стороны. Очень естественно, что он рано ощутил сладость жизни по Богу и распалился Божественным желанием, как говорит св. Афанасий. Не находя препятствий к такой жизни в доме, – ибо и родители были того же духа, – св. Антоний не обнаруживал никакого желания оставить его, пока живы были родители, и избавляли его от неизбежных житейских забот. Но когда отошли они к Богу, он, оставшись набольшим, должен был принять на себя заботы по управлению дома и пропитанию сестры. Это тотчас дало ему ощутить великую разность жизни в Боге и многопопечительной жизни житейской, и положило твердое начало его желанию – все оставить и жить только для Бога. Слышанное им в этом настроении в церкви слово Господа: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси» ( Мф. 19, 21 ) – и потом другое: «не пецытеся на утрей» ( Мф. 6, 34 ), запечатлели сие желание печатью Божескою; ибо в словах тех он слышал Божий ответ на вопросы совести своей, и вместе Божие повеление и благословение на исполнение сокровенных желаний и стремлений своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010