Скачать epub pdf Житие преподобного Антония Печерского 45 Во дни благоверного князя Владимира Господь явил церкви Своего светильника и иночествующим наставника приснопамятного преподного Антония. Родился Антоний в городе Любече. С юных лет испытывал он желание принять иноческий образ. И вложил ему Господь в сердце намерение идти в Греческую землю и там постричься. Достигнув Царьграда, Антоний пошел дальше, в Святую гору Афонскую. Обошел он все монастыри на Святой горе, удивляяся жизни святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, уподобляясь бесплотным ангелам. И еще сильнее воспылала в сердце Антония любовь ко Христу и желание принять иноческий образ. И умолил он игумена, и постриг его игумен, наставляя в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок Антоний подвизался на пути добродетели, радуя всех своими подвигами, особенно же он преуспел в покорности и послушании, а это ведь первые добродетели инока. И стал он примером и наставником ко спасению для многих, и сам достиг больших степеней совершенства. И так подвизался он некоторое время на Святой горе Афонской, на месте своего пострижения. Но игумен, получивший внушение свыше, призвал к себе Антония и сказал ему: «Антоний! Иди обратно в русскую землю! Пусть там живущие через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!» И отправился преподобный Антоний в русскую землю, и пришел во град Киев. Раздумывал он, где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые в то время были основаны греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси. И ни одна из этих обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства, ибо не содержала чина и устава совершенного общежития 46 . И стал он обходить окрестности Киева, ходил по лесам и горам, нашел пещеру, когда-то вырытую варягами, и в ней поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве. По смерти благоверного князя Владимира власть захватил Святополк окаянный, убив своих братьев Бориса и Глеба, принявших мученическую кончину. Узнав о таком злодеянии, преподобный Антоний ушел снова на Святую гору. И вот благоверный князь Ярослав победил Святополка окаянного и стал княжить в Киеве. Князь Ярослав любил село Берестово, где была церковь во имя святых Апостолов. В этой церкви служил священник Иларион 47 , человек благочестивый, великий постник и большой знаток Священного Писания . В будущем этот Иларион будет избран митрополитом. Пресвитер Иларион, ища уединения для молитвы, время от времени удалялся из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся Феодосиевы пещеры. Он вырыл там себе небольшую пещеру и молился втайне Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Каллист: То, о чем говорил владыка Антоний, достигало людских сердец Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) о митрополите Антонии Сурожском и судьбах Православия в Великобритании 19 марта, 2015 Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) о митрополите Антонии Сурожском и судьбах Православия в Великобритании В год столетия со дня рождения митрополита Сурожского Антония мы поговорили с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), викарием Фиатирской епархии Константинопольского Патриархата, одним из самых авторитетных православных богословов нашего времени о наследии владыки Антония, его влиянии на религиозную ситуацию в Великобритании и современном состоянии Православия в Соединённом королевстве. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского. У нас в России его сегодня воспринимают в основном по его книгам, видеозаписям проповедей и рассказам тех русских, на жизнь которых он оказал влияние. Но ведь есть и взгляд с другого ракурса: можно ли говорить о том, что митрополит Антоний внес серьёзный вклад в проповедь Евангелия в ХХ веке в Великобритании? В какой мере его проповедь была воспринята в британском обществе? Стал ли он фактом английской культуры? Или всё-таки он больше обращался к русской общине? – Влияние митрополита Антония распространилось как на общину русских эмигрантов, так и на более широкие слои общества. Он был первым православным деятелем Англии – считая и духовенство, и мирян – получившим широкую известность в британском обществе. Да, были также и другие православные люди, активно общавшиеся с инославными. Но владыка Антоний – прежде всего благодаря своим выступлениям по телевидению – был первым православным, пользовавшимся в умах британцев репутацией влиятельной фигуры. Так что, разумеется, он оставил существенный след. Но также его вкладом стало созидание русского прихода в Лондоне в юрисдикции Московского Патриархата (еще один русский приход принадлежал Русской Православной Церкви Заграницей, т. н. «Зарубежной Церкви»).

http://pravmir.ru/mitropolit-kallist-to-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночью в пустыне 09.09.2014 410 Время на чтение 4 минуты В наших намерениях вовсе не было заехать ещё и к Павлу Фивейскому. Накануне мы даже не знали, где это. Ближайшее намерение было совсем иное: от монастыря Антония Великого вернуться к побережью и провести час, другой в первом подвернувшемся кемпинге, чтобы, перед рывком к Суэцкому перешейку, искупаться, наконец, в море. Но монахи напоследок сказали нам, что тут неподалёку есть ещё одна древнейшая обитель, и в ней жил большой друг преподобного Антония - Павел из Фив, и многие считают не Антония, а как раз его, Павла, самым первым во всём Египте и на всём свете христианским отшельником. Тем более, что так считал и сам Антоний. Не зря же он дважды от своей горы ходил через пустыню пешком, чтобы успеть застать престарелого Павла в живых. Мы долго не размышляли. Если уж старенький Антоний пешком ходил, то стыдно нам будет не добраться туда по асфальту на микроавтобусе. Но на всякий случай перед отправкой всё же проверили у антониевцев: точно ли в обители Павла не откажутся во время Великого поста принять нечаянных пришельцев из России? А то ведь был уже два дня назад обидный от ворот поворот, когда, несмотря на наши воздыхания и увещевания, вратарники Макария Великого за свою глухую ограду нас так и не впустили. Извечная, тысячелетиями оправданная чёрствость. Но не будь её, может, и остовы этих суровейших крепостей духа давно бы исчезли в пустыне под толщей песков или заросли плантациями бананов. Нам оставалось, укротив своё разочарование, пропеть перед высокими, без единого оконца стенами «Царю Небесный, Утешителю...» и уехать дальше. Зато здесь вот, у Антония, сторожа без осторожных расспросов приняли, и к нам сразу вышел сдержанно-приветливый молодой инок со знанием английского, показал самые старые храмы, а в них самые, возможно, давнишние фрески, вывел за околицу монастыря на раскалённый солнцем каменистый путь к металлической лестнице, поднявшись по которой и миновав закрытый храмик, мы уже сами, без сопровождения, одолевали неровные, вытесанные в скале ступени. Чтобы оказаться, наконец, у входа в пещерку, больше похожую на преузкую щель.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИТЫ [антониане; лат. antoniani], католич. религ. объединения, названные в честь прп. Антония Великого . Госпитальеры прп. Антония, орден регулярных каноников . Основан как братство мирян в кон. XI в. (в орденской традиции называется 1095) рыцарем Гуэреном из Дофине в мест. Ла-Мот-о-Буа (Прованс), где с 1070 г. пребывали мощи прп. Антония Великого. В XIV в. мест. Ла-Мот было переименовано в Сент-Антуан. В созданном там бенедиктинцами госпитале А. заботились о паломниках, прежде всего о тех, кто страдал от «святого огня», прозванного в результате деятельности А. «Антониевым огнем» (Ergotismus gangraenosus - разновидность гангрены). Медицинская деятельность братства, а также месторасположение госпиталя на пути паломников к Сантьяго-де-Компостела привели к стремительному распространению общин А. (прецепториев) во всех европ. католич. странах (до 369 госпиталей, последний был основан в 1514 в мест. Ленневарден в Ливонии). Для покрытия растущих финансовых затрат ордена проводился ежегодный сбор милостыни, сопровождавшийся процессией с мощами прп. Антония. Существовал также обычай передавать А. для вспомоществования бедным выращенную на средства верующих свинью («Антониева свинья») или разрешать свободный выпас свиней, к-рые затем передавались бедным. Благодаря деятельности А. прп. Антоний стал почитаться католиками не только как защитник от «Антониева огня» и др. гнойных воспалений, но и в качестве покровителя домашних животных, помощника бедным (отсюда его атрибуты - языки пламени, колокольчик, возвещающий о сборе милостыни). В 1247 г. папа Иннокентий IV преобразовал А. в орден с уставом Августина (см. Августина устав ). После продолжительного противостояния бенедиктинцы из Монмажура вынуждены были оставить госпиталь Ла-Мот, к-рый в 1297 г. Бонифацием VIII был превращен в аббатство А. В XIV в. начался упадок деятельности ордена, вызванный фискальным давлением со стороны папства. В 1776 г. А. были включены в Мальтийский орден .

http://pravenc.ru/text/114042.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Антоний Римлянин: совсем не римский святой 5 мин., 15.08.2015 16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией. Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент.  Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода. А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением. Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины - в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

http://foma.ru/antoniy-rimlyanin-sovsem-...

10. Вторник. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Коневской иконы Божией Матери. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы Положения ризы Господней в соединении с полиелейной службой прп. Антония Печерского (А) , а также порядок совершения полиелейной службы прп. Антония Печерского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ризы, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 4-й и глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Жестокое твое житие...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Кресту Твоему Честному...». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры ризы, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Дивно прошение, и вера превелика...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Прежде Честнаго Твоего Креста...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь ризы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь ризы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь ризы, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Пресветлый и светоносный...», «И ныне» – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». По 2-м стихословии – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Собеседник и сослужитель...», «И ныне» – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». Полиелей. Величание ризы (см. в Минее) и преподобного (попеременно) со стихами избранных псалмов. Седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «В подземныя пещеры вшел еси...», «И ныне» – седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен ризы, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта». Евангелие ризы – Мф., зач. 112. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония...». Стихира ризы, глас 6-й: «Совлекоша с Мене ризы Моя...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-23/

Васильков. Собор Антония и Феодосия Печерских. Собор. Действует.   Престолы: Антония и Феодосия Печерских Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:Между 1756 и 1758. В конце XIX в. с запада к нему пристроен деревянный притвор, разобранный во время реставрации 1974-1980 г.г.. Архитектор: С.Д. Ковнир Адрес: Киевская обл., г. Васильков Координаты: 50.180358, 30.320308 Проезд:от м. " Лыбедская " 303 авт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор построен в середине XVIII века крепостным мастером Киево-Печерской лавры С. Д. Ковниром на заказ лаврского архимандрита (по легенде , от васильковского собора в лавру проложен подземный ход). Размеры храма 20 х 20 метров , высота центрального купола в интерьере 28 метров. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид . Окна украшены фигурными наличниками. Характерной деталью архитектуры считаются фронтоны с карнизами двойной кривизны (скульптор С. Тальянец). Здание собора внешне напоминает Козелецкий собор Рождества Богородицы . В интерьере сохранились росписи В. Бибибкова. В 1961 году советская власть закрыла храм. До 1990 года его помещения или использовалось не по назначению, либо вообще были без всякого ухода. В 1990 году, после предыдущих реставрационных работ, продолжавшихся 8 лет, храм возобновил свою деятельность. Главная святыня - чудотворная икона Божией Матери Троеручницы. До нас дошло ее описание, сделанное в середине XVII столетия. В далеком 1653 году, путешествуя в Москву, наш город посетил антиохийский патриарх Макарий. Его сопровождал архидиакон Павел Алепский, который и оставил описание тогдашнего города Василькова и соборной церкви в честь Антония и Феодосия Печерских. Итак, храм находился на территории Детинца. Павел Алепський так описывает соборную церковь: «Это церковь красивая, высокая; иконостас её очень велик, подобно иконостасам греческим, но икона Владычицы там большая, великолепная, поражает удивлением умы; подобной мы и раньше не видывали и после никогда не видали.

http://sobory.ru/article/?object=19788

Вниманию читателей предлагается перевод «Послания Серапиона Тмуитского ученикам прп. Антония Великого », которое представляет собой важный источник по истории арианских споров в Египте в середине IV в. от Р. Х. Греческий оригинал этого текста утрачен, послание известно по двум древним переводам – сирийскому и армянскому. Поводом к написанию Серапионом данного послания послужили гонения со стороны ариан, усилившиеся после смерти прп. Антония. Автор послания описывает эти события как «гнев» Божий, который сдерживали молитвы прп. Антония и который обрушился на «землю» (т. е. Египет), когда на ней не нашлось больше столь сильного ходатая, каким был почивший святой. Серапион говорит о том, что храмы заняты арианами (§4), лишены своих пастырей, и народ вынужден молиться в пустыне (§20). Исследователи соотносят эти данные с оккупацией арианами Александрийской Церкви в феврале 356 г. (и бегством святителя Афанасия 1 , который на этот раз скрывался в пустыне у монахов 2 ) и второй волной захвата александрийских храмов в июне этого же года: «почти нет никаких сомнений, что именно на эти события намекает послание Серапиона» 3 . При этом автор послания озабочен поиском «замены» преподобному Антонию в его молитвенном заступничестве перед Богом, чтобы отвратить нашедший гнев. Понимая, что никто из монахов не сравнится со св. Антонием, он призывает всех учеников «явить силу одного» (§18). Сирийский перевод послания представлен двумя рукописями: синайской, которая датируется VIII в., и рукописью VI в. из Британского музея. Армянский перевод представлен четырьмя рукописями, древнейшей из которых является парижская рукопись XII в. Сирийские рукописи Армянские рукописи L=British Museum, Add. 17177. P=Paris arm. 110 (XII в.), fol. 112r–113v. S=Sin. syr. 46. V=Venetiis arm. 212 (XIII в.), fol. 120v– 121v. Vp=Venetiis arm. 210 (XIX в., копия P), fol. 137v–138v. M=Liber de vita moribusque sanctorum Patrum ex gemina interpretatione veterum scriptorum ( ). Venetiis, 1855. T. 1. P. 81–82 (BHO, 70) (рукописьутрачена, ее текст доступен только в печатной версии).

http://azbyka.ru/otechnik/Serapion_Tmuit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 1 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 23.09.2010 456 Время на чтение 21 минут По воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Октоих. Утренняя стихира, глас 8-й 10 лет назад, 23 сентября 2000 года, в возрасте 92 лет скончался старейший по возрасту архипастырь РусскойПравославной Церкви за границей высокопреосвященнейший Антоний ( Медведев ), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32 лет - ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывавшая с дореволюционной церковной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основополагателей Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний был последним архиереем Русской Церкви, который и родился, и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого авву - митрополита Антония (Храповицкого). Так и сказал о нем один иеромонах из России: «Со скорбью узнал о кончине владыки Антония - доброго архипастыря нашей Церкви старой антониевской школы». Другой читатель журнала «Русский пастырь» написал: «В лице почившего владыки мы потеряли не только собрата во Христе, наставника и духовного руководителя, но и частицу старой России, которую не вернешь и в былом виде не возродишь. Я благодарю Бога, что застал старых, по-настоящему русских, архиереев». Ушло тогда от нас и любящее сердце - любящее Господа, Его Церковь и Россию: владыка Антоний принципиально после выхода из России вплоть до своей кончины не принимал другого гражданства (умер бесподданным). Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой - своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906-1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Матушка Антония с детства была сложения слабого и провела всю свою долгую жизнь в постоянных, иногда весьма сильных недомоганиях. Припомним о случившемся с нею еще в пансионе обмороке, затем о той продолжительной нервной болезни ее, которая предшествовала ее поступлению в монастырь. Владыке-митрополиту Филарету она писала о часто посещавших ее головных болях; близкие к ней лица говорят еще, что она во всю свою жизнь часто страдала кровохарканием. Малокровная, слабосильная и весьма расположенная к заболеваниям, в особенности простудным, игуменья Антония могла прожить до 76 с лишком лет и прожить – как при постоянных трудах, бдениях и пощениях – только при особо великой силе своего духа и глубокой вере в Бога. Как человек образованный и свободный от предрассудков, она не отказывалась от медицинской помощи, но как истинная христианка, согласно наставлению Иисуса сына Сирахова (27:1–3), смотрела на эту помощь не как на человеческую, но как на Божию, только оказываемую через посредство людей. Поэтому она при всякого рода заболеваниях медицинскую помощь всегда предваряла горячей молитвой. В продолжение почти 20 лет врачом матушки, глубоко уважавшим ее, был, ныне уже покойный, главный доктор Московской Мариинской больницы Герасим Афанасьевич Севастийский, родная сестра которого при матушке поступила в Алексеевский монастырь и доселе состоит в числе сестер этой обители. Искусный врач, хорошо притом изучивший организм матушки, Герасим Афанасьевич много помогал матушке при ее почти постоянных недомоганиях. Когда матушка была уже в преклонном семидесятилетнем возрасте, именно в 1891 и 1894 годах, она перенесла два сильных воспаления легких. Особенно было тяжело ее положение при повторном воспалении, так что Севастийский опасался за ее жизнь, не надеясь побороть медицинскими средствами злой недуг. Но Господу Богу еще не было угодно призвать тогда матушку в свои обители, и ей, по горячим молитвам ее, было ниспослано исцеление. Матушка Антония имела особенно большую веру в целебную силу, ниспосылаемую на болящих Божиею Матерью чрез ее святую икону, находящуюся в Алексеевском монастыре и известную под именем «Целительницы». Перед этой иконой преимущественно и имела она обыкновение молиться при посещавших ее недугах. Так и во время болезни 1894 года она велела принести себе в келью эту икону, выслушала молебен перед ней, помазалась маслом из лампады перед этой иконой и оставила ее у себя в спальне на ночь. В эту ночь она заснула крепким сном, появился у ней пот и началось выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010