Произошло это около 306 года, святой Антоний совсем недавно вышел из своего двадцатилетнего затвора. Напомним, что результатом предыдущего периода жизни святого Антония было обретение бесстрастия. Поэтому замечания на предмет «строгости нрава святого, строгости обличения и ревности в увещании» оставим на совести блаженного Иеронима Стридонского, написавшего житие святого Илариона. Святитель Афанасий Великий описывает святого Антония совершенно иначе. Можно предположить, что блаженный Иероним перенес свои черты на облик великого пустынника. Но что, по-видимому, соответствует действительности, - юный Иларион, живя среди постоянных и временных посетителей святого, очень остро почувствовал, насколько расхищает благодать духовно недисциплинированное человеческое сообщество, поэтому с некоторыми, скорее всего, сочувствующими ему монахами, он покинул святого Антония ради большего уединения. Чему он мог научиться у маститого отшельника за два месяца? Антоний Великий ведь и учить-то не любил, а больше утешал приходивших к нему. Молодого Илариона еще утешать было рано, он и подвига не начинал. Но двух месяцев постоянного и внимательного пребывания со святым человеком достаточно для того, чтобы понять, к чему нужно стремиться, каким должно стать ему самому лет через тридцать-сорок. Кстати, вот другая, более поздняя интерпретация ученичества святого Илариона у преподобного Антония: «Он пробыл некоторое время при святом Антонии, присматриваясь к его равноангельской жизни, усердным и частым молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательности и иным подвигам иноческого жития». То есть молодой подвижник, несомненно, перенял у преподобного чисто внешние детали его подвига. И, повторимся, конечно же, он напитался неповторимым ароматом святости преподобного. Юноша был очень уверен в помощи Божьей и, возможно, в какой-то степени в своих силах (по молодости), поэтому он отправился на самостоятельный труд к себе на родину и, раздав бедным и родным причитавшуюся ему часть имущества, поселился в семи римских милях (около 10 км) от города Маюмы в Палестине. Он с самого начала был склонен к предельному нестяжанию, об этом говорит тот факт, что святой Антоний дал ему кожаную одежду, - у него не было даже теплых вещей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/13/...

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 июля 2024 года 10. Вторник. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Коневской иконы Божией Матери. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы Положения ризы Господней в соединении с полиелейной службой прп. Антония Печерского (А) , а также порядок совершения полиелейной службы прп. Антония Печерского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ризы, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 4й и глас 5й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Жестокое твое житие…», «И ныне» – ризы, глас 8й: «Кресту Твоему Честному…». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры ризы, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6й: «Дивно прошение, и вера превелика…», «И ныне» – ризы, глас 8й: «Прежде Честнаго Твоего Креста…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь ризы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь ризы, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь ризы, глас тот же. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален ризы, глас 6й: «Днесь пророческое…». «Слава» – седален преподобного, глас 4й: «Пресветлый и светоносный…», «И ныне» – седален ризы, глас 6й: «Днесь пророческое…». По 2м стихословии – седален ризы, глас 8й: «На Кресте Тя возвышена…». «Слава» – седален преподобного, глас 4й: «Собеседник и сослужитель…», «И ныне» – седален ризы, глас 8й: «На Кресте Тя возвышена…». Полиелей. Величание ризы (см. в Минее) и преподобного (попеременно) со стихами избранных псалмов. Седален ризы по полиелее, глас 6й: «На Древо Крестное…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8й: «В подземныя пещеры вшел еси…», «И ныне» – седален ризы по полиелее, глас 6й: «На Древо Крестное…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен ризы, глас 4й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта». Евангелие ризы – Мф., зач. 112. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония…». Стихира ризы, глас 6й: «Совлекоша с Мене ризы Моя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Репортажи Международная конференция «Христианство в мире постмодерна: к 100-летию со дня рождения митрополита Антония (Блума)» состоялась в Москве 29.09.2014 13:31 Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Сурожского Антония, состоялась 25 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Организаторы – Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), факультет теологии Амстердамского университета, фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» – решили обсудить на форуме тему «Христианство в мире постмодерна». «Для многих – православных, католиков, протестантов – митрополит Антоний был символом современного христианства.., его влияние в Англии далеко выходило за рамки православия», -- свидетельствовал ректор ББИ Алексей Бодров, который познакомился с митрополитом Антонием в начале 1990-х гг. А. Бодров отметил, что конференция задумана не как мемориальная (хотя воспоминания о Сурожском архиерее тоже были), сколько как дискуссионная, затрагивающая важные темы для современного христианства и межконфессионального диалога. Историк, профессор Андрей Зубов представил доклад на тему «Церковь без государства в эпоху постмодерна». Начав с рассказа о древних государствах, которые «возникают в ответ на религиозный запрос людей», историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII века. Поставленный во время Великой Французской революции исторический «эксперимент», длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10-15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы II Мировой войны, секулярный мир стал все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. «Если вы живете по своим законам – вы тоталитарная секта», -- как бы говорит религии мир. А. Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 17 октября 2016 г. 21:01 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения  митрополита Сурожского Антония (Блума)  на Бромптонском кладбище. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Сурожский Елисей , викарий  Сурожской епархии   архиепископ Керченский Анатолий ,  архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Богородский Антоний ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ,  епископ Скопинский и Шацкий Матфей , многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства  Санкт-Петербургской митрополии . В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой  митрополитом Никодимом  совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://patriarchia.ru/db/text/4643956.ht...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Антония Печерского Память 10 июля Во дни благоверного и святого князя Владимира 4527 Господь благоволил явить Церкви Своей светильника и иночествующим наставника, – приснопамятного мужа, преподобного и богоносного отца нашего Антония. Преподобный Антоний родился в городе Любече 4528 . С юных лет проникнутый страхом Божиим, он желал облечься в иноческий образ. Когда человеколюбивый Бог вложил ему в сердце намерение идти в Греческую страну и там постричься, Антоний тотчас же привел его в исполнение, путешествуя по примеру Господа, странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения. Достигнув Царьграда 4529 , преподобный Антоний отсюда направился во святую гору Афонскую 4530 ; обходя ее монастыри, он удивлялся жизни в них святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, подражая в подвигах бесплотным ангелам. И сильнее прежнего возгорелась в сердце Антония любовь ко Христу. Желая уподобиться по жизни помянутым отцам, он пошел в одну из обителей Афона и умолял игумена возложить на него ангельский образ иноческого чина. Прозирая в будущую подвижническую жизнь преподобного, игумен не отказал ему в просьбе и постриг его 4531 , наставив в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок во всем благоугождал Богу, подвизаясь на пути добродетели; но особенно преподобный Антоний преуспевал в покорности и послушании, так что все радовались, глядя на его жизнь. Преподобный Антоний пробыл на святой горе, на месте своего пострижения, уже немалое время, являясь наставником ко спасению для многих и сам достигая больших степеней совершенства, когда игумен получил внушение от Бога отпустить преподобного в русскую землю. Призвав его к себе, игумен сказал: – Антоний! Иди обратно в русскую землю, – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы! Приняв это благословение, как за исходящее из уст Божиих, преподобный Антоний отправился в землю русскую. Придя в город Киев 4532 , он раздумывал, – где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые начали основываться иноками-греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси; впрочем, эти обители не содержали чина и устава совершенного общежития. По смотрению Божию, ни одна из обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства. Поэтому он начал ходить по окрестностям Киева, – по лесам и горам, и так достиг даже Берестова. Найдя здесь пещеру, когда-то вырытую варягами 4533 , преподобный Антоний, сотворив молитву, поселился в ней, проводя жизнь в великом воздержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Глава 2 Исход души из тела 1. Рассказы об исходе души из тела, почерпнутые из творений св. Григория Великого. В древнейших житиях и сказаниях о святых, восточных и западных, находим следующие картины исхода души. В житии Антония Великого , составленном св. Афанасием Великим , которое в IV веке было уже переведено и на латинский язык (Еватрием, антиохийским пресвитером), приводится рассказ о видении Антонием «души Аммония Нитрийского, в сопровождении ангелов восходящей на небо». Блаженный Иероним сообщает о подобном же видении Антония Великого – о видении души Павла Фиваидского, восходившей на небо. О смерти самого Антония в его житии говорится, что «ясность его лица в минуту смерти указывала уже на присутствие ангелов, сошедших для отнесения его души» (на небо). Сульпиций Север (IV-V в.) в рассказах о жизни и кончине бл. Мартина сообщает, что ему было сонное видение; «Казалось мне, – пишет он, – что предо мною предстоит бл. Мартин, в белом одеянии, с огненным ликом, со звездными взорами. В руках у него я увидел книжечку его жития, составленную мною; я поклонился ему, принял благословение, и вслед затем он скрылся в высоте. Спустя немного, по тому же пути, на котором я видел бл. Мартина, отправился и его ученик св. Клар. Действительно, как оказалось, в это именно время бл. Мартин оставил земную жизнь». В другом месте Сульпиций Север прибавляет к этому рассказу, что еще задолго до кончины бл. Мартин предсказал часть своей смерти, а в минуту смерти, видя подле себя дьявола, воскликнул: «Зачем ты здесь, свирепое животное? Ничего не найдешь ты во мне, – лоно Авраамово приемлет мя». В таких же точно чертах изображается отшествие душ в загробный мир и в рассказах «Собеседований» Григория Великого . «Многие из наших – из лиц близких нам по времени и по отношениям, – говорит св. Григорий Великий , – верою чистою и пламенной молитвой очистившие око ума своего, неоднократно видели души, исходившие из тела» (Диал. IV, 7), – и вот, большей частью рассказы-сообщения таких именно лиц он и приводит, рассказы «самовидцев» или переданное с их слов другими…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава вторая. Исход души из тела 1.  Рассказы об исходе души из тела, почерпнутые из творений св. Григория Великого В древнейших житиях и сказаниях о святых, восточных и западных, находим следующие картины исхода души. В житии Антония Великого , составленном, св. Афанасием Великим , которое в IV веке было уже переведено и на латинский язык (Евагрием, антиохийским пресвитером), приводится рассказ о видении Антонием «души Аммония Нитрийского, в сопровождении ангелов восходившей на небо» 657 . Блаженный Иероним сообщает о подобном же видении Антония Великого  – о видении души Павла Фиваидского, восходившей на небо 658 . О смерти самого Антония в его житии говорится, что «ясность его лица в минуту смерти указывала уже на присутствие ангелов, сошедшихся для отнесения его души» (на небо) 659 . Сульпиций Север (IV-V в.) в рассказах о жизни и кончине бл. Мартина сообщает, что ему было сонное видение: «казалось мне, – пишет он, – что предо мной предстоит бл. Мартин, в белом одеянии, с огненным ликом, со звёздными взорами. В руках у него я увидел книжечку его жития, составленную мной; я поклонился ему, принял благословение, и вслед за тем он скрылся в высоте. Спустя немного, по тому же пути, на котором я видел бл. Мартина, отправился и его ученик св. Клар. Действительно, как оказалось, в это именно время бл. Мартин оставил земную жизнь» 660 . В другом месте Сульпиций Север прибавляет к этому рассказу, что ещё задолго до кончины бл. Мартин предсказал час своей смерти, а в минуту смерти, видя подле себя дьявола, воскликнул: «зачем ты здесь, свирепое животное? Ничего не найдёшь ты во мне, – лоно Авраамово приемлет мя». В таких же точно чертах изображается отшествие душ в загробный мир и в рассказах «Собеседований» Григория Великого . " Многие из наших – из лиц близких нам по времени и по отношениям, – говорит св. Григорий Великий , – верой чистой и пламенной молитвой очистившие око ума своего, неоднократно видели души, исходившие из тела» (Диал. IV, 7), – и вот, большей частью рассказы сообщения таких именно лиц он и приводит, рассказы «самовидцев» или переданное с их слов другими...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(1-я пол. X в.), пресв., книжник и переводчик эпохи болг. царя Симеона (893-927). Единственным источником сведений о книжной деятельности И. является послесловие к переводу Жития прп. Антония Великого, сохранившееся в 3 редакциях в серб. и рус. списках XIV-XVII вв. Согласно этому послесловию, И. выполнил перевод Житий прп. Антония Великого (составленного свт. Афанасием Великим) и сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, по повелению «строителя церковного Иоанна, архиепископа Болгарскыя земля» (в серб. версии пропущено «строителя», а после «архиепископа» следует явно вторичное «иже бысть патриархь Бугарьсцей земли»). По поводу времени жизни, а также личностей заказчика этого перевода и его исполнителя в лит-ре были высказаны различные мнения (обзор см.: СККДР. Вып. 1. С. 133-134; КМЕ. Т. 2. С. 151-152; Добрев. 2008), но при этом древность языка переводов И. не вызывала сомнений. В основном заказчика отождествляли с Иоанном Экзархом (IX-X вв.; преобладающая на сегодняшний день т. зр.) или с Иоанном I Дебрским , архиеп. Охридским (1-я пол. XI в.). Обе гипотезы при недостаточности сведений источников исходят из имени Иоанн и определений «строитель церковный» и «архиепископ» и поэтому имеют слабые места. Относительно Иоанна Экзарха неясно, каким был его реальный церковный статус (см.: КМЕ. Т. 2. С. 170), притом что характер деятельности И. вполне позволяет считать их современниками. Нельзя исключить (поскольку заказчик именуется архиепископом в обеих ветвях рукописной традиции послесловия и титул, по всей вероятности, восходит к протографу текста), что заказчиком был неизвестный по др. источникам глава Болгарской Церкви между кон. IX и сер. 10-х гг. X в. И. В. Ягич считал архиеп. Иоанна современником Иоанна Экзарха, но не отождествлял их (Письма И. В. Ягича к рус. ученым (1865-1886)/Изд. подгот. Г. П. Блок, Т. И. Лысенко. М.; Л., 1963. С. 313-314, 492-494. 349, 350). Против предположения, что деятельность И. относится к XI в. и была локализована в Македонии, косвенно свидетельствует широчайшее распространение его перевода Жития прп. Антония Великого в рус. письменности, ориентированной на восточноболг. корпус текстов IX - сер. X в.

http://pravenc.ru/text/469448.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010