16 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сие доставит Вам, Отец Наместник, диакон Англиканской Церкви 112 , который желает узнать Восточную Церковь и быть в ее общение принят, но с несовместным условием, чтобы ему вместе принадлежать и к Англиканской Церкви. Хотя ненадежно, чтобы лучшая мысль одержала решительную победу, однако надобно оказать внимание и начатку доброй мысли. Он желает быть в Лавре в праздник Пресвятыя Троицы и в продолжение нескольких дней потом, для усмотрения чина богослужения. Примите его и, по удобности, дайте ему помещение в Лавре или в гостинице и познакомьте его с о. Ректором Академии или с о. протоиереем Голубинским, которым удобнее будет с ним беседовать. Господь да устроит, чтобы небесполезно было ему увидеть святыню и ее служителей» (Письма преподобному Антонию. С. 239. 291). 18 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вот что сделалось известным о посещении Лавры Государем Наследником Цесаревичем и Государынею Цесаревною. Они избрали 23 день. Выйдут из Москвы, вероятно в 9 часов утра. В Лавре полагают слушать молебен. Удостоили принять приглашение, чтобы мы предложили им нашу монастырскую трапезу. После трапезы возвратятся в тот же день» (Письма преподобному Антонию. С. 239. 292). 20 мая. Произнесение Слова в день обретения мощей святителя Алексия: «...надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи; чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждою и до вас не принадлежащею, но со смирением устрояли ум ваш к Божественному созерцанию и сердце ваше к небесным ощущениям» (Сочинения. Т. 4. С. 148). Из воспоминаний У. Палмера: «Четверг, 20 мая. Получил от г-на Муравьева письменный ответ Митрополита Московского на мое письмо. Ответ был в том смысле, что всякий желающий быть допущенным епархиальным епископом до причастия должен целиком и полностью признавать догматы , правила и обряды Православной (Восточной) Церкви. Вступать же в союзы или идти на примирение, делая хотя бы и самомалейшие уступки или послабления, епархиальный епископ не в праве, это дело Синода» (Палмер. С. 112–113).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

12 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Господь силою пресвятаго и страшнаго Своего имени, да запретит врагу, хульнику святыни, и душу, им возмущенную, да очистит, да умирит, да утишит и светом благодати Своея да вооружит к отражению приражений тьмы. Благословен Господь, уже наченший посрамлять врага тем, что усиленные его возмущения послужили к открытию болезни и к принятию врачевания» (Письма преподобному Антонию. С. 223. 273). 13 сентября. Письмо E. В. Новосильцевой: «Не должно предаваться мечтам воображения и созидать планы для будущаго века, когда и в настоящем не все бывает по нашим предположениям Как узнать, возрожден ли человек? – спрашиваете Вы. Да нужно ли о сем извещать его? Мысль найти себя возрожденным не повредила ли бы самому делу возрождения? Довольно, что Евангелие показало средство возрождения: веру, молитву, таинства, заповеди. Употребляйте тщательно средства – и верю, Господь совершит Свое дело. Возрожденные от Бога родишася» (Письма. 1911. С. 209). 17 сентября. Предложение консистории о представлении на испытание диакона, который должен был научиться исправнее читать и петь по нотам (Резолюции. Т. 4. С. 143–144. 9343). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Путь мой к Вам, Отец наместник, должен быть из Богородска, вероятно, 23 дня. Впрочем, погода и состояние дорог могут продлить его. Но не озабочивайтесь и не озабочивайте многих ожиданием» (Письма преподобному Антонию. С. 223. 274). 22 сентября. Произнесение Слова на освящение храма Воскресения Христова, в селе Гуслицах: «От храма зависит судьба нашей жизни, которая им благословляется и освящается: но и от нашей жизни зависит судьба самаго храма. Щедро Бог дарует благодать; но не расточает ее напрасно. Верующих, кающихся, исправляющих свою жизнь, благодать святаго храма очищает и освящает; а неверующие, нераскаянно преданные греху, оскорбляют благодать, удаляют и преумножением беззаконий самый храм оскверняют и разрушают. Аще отвращающеся отвратитеся вы, и чада ваша от мене, и не сохраните заповедей Моих, и повелений Моих, – и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергну от лица Моего ( 3Цар. 9: 6, 7 ), т. е. храм, лишенный благодати, будет опустошен и разрушен. Кто не знает, как верно, и как страшно, сей суд Божий исполнился над храмом Соломоновым?» (Сочинения. Т. 4. С. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

11 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Боюсь, Отец Наместник, еще затруднения рабу Божию Петру и нам с ним, если пошлют его к Вам. Почему Вы его примете? Он не наш, а прохожий. Почему держать будете, когда у него нет никакого вида? Напишите, что будет и что думаете» (Письма преподобному Антонию. С. 194. 229). Письмо архиепископу Смарагду (Крыжановскому): «Чаадаев за несколько лет пред сим сделался известен по журнальной статье, в которой он не как добрый сын говорит и о восточной Церкви, и о России. Государь император разсудил сие судом Соломоновым: велел послать к Чаадаеву врача посмотреть, в каком состоянии его мозг и нервы. Чаадаев признался, что статья.была написана в минуты безумия. С тех пор я о нем не слыхал и не любопытствовал: ваша жалоба показывает, что этот больной и царским врачеванием не воспользовался. Приехав в Москву, посмотрю, что он говорит В упразднении Комиссии Дух[овных] У[чилищ] есть черта хорошая – сосредоточение духовнаго правления и по ученым предметам в Святейшем Синоде. Были охотники сесть в К. Д. У. и распорядиться ея капиталами, которые уже в Святейшем Синоде не сядут. Как обработаются подробности новаго управления, время покажет. Да молимся о благостоянии святых Божиих церквей, и да стрежем внимательно стражу Господню, во всякое время» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 12. С. 37. – Материалы). 13 мая. Запись в дневнике: «Муч. Гликерии. Из Петерб.» (Дневник). 15 мая. В г. Витебске состоялось оглашение митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) Синодальной грамоты о воссоединении униатов. 21 мая. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны и в день рождения великой княжны Елизаветы Михайловны. Проповедь произнесена протоиереем Троицкой церкви на Арбате Сергием Иоанновым (МВ. 1839. 41. С. 274). Письмо наместникуЛавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Посылаю Вам экземпляр нового издания Катехизиса. Другой экземпляр отдайте Вифанскому казначею» (Письма преподобному Антонию. С. 195. 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

8 декабря. Резолюция на прошении вдовы священника о продаже домов новому священнику: «Касательно оставления одного дома за просительницею может войти она в соглашение со священником, – но и за сим дела не останавливать, потому что имела для сего довольно времени» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 67. 10099). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Образцы описи не имел я еще времени рассматривать. Правда, что отметки портят опись, для сего надобно стараться, чтобы их не было. А иметь для них особую тетрадь при описи есть другое затруднение: не так очевидно сличение отметок с описью, и при приеме ризницы благовиднее будет отговорка неусмотрением. Подумаю о сем. Оценка драгоценностей кажется мне делом не церковным. Но если надобно, пусть оно сделается» (Письма преподобному Антонию. С. 349–350. 459). 10 декабря. Служение литургии и панихиды в почтамтской церкви архангела Гавриила по новопреставленному князю A. Н. Голицыну (MB. 1844. 151. С. 227). 12 декабря. Резолюция на консисторском определении о расторжении брака людей, состоящих в третьей степени родства: «Свидетельство статскаго советника Михайлова по содержанию имело бы некоторую силу, но кроме того, что свидетельство одного человека недостаточно, и в том случае, когда бы не опровергалось документами, свидетельство сие теряет силу от разноречия» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С.67. 10100). Резолюция на прошении иеромонаха, строителя монастыря, о запрещении приходскому причту рубить церковный лес: «Консистории священника, вызвав, допросить и с допросом представить. По важности показания о расхищении церковной собственности, запретить ему священнослужение до взятия допроса и до разсмотрения онаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 68. 10101). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сотворите, Отец Наместник, в Лавре четыредесятидневное молитвенное поминовение новопреставленного раба Божия князя Александра Николаевича Голицына. Он скончался мирно 22 дня ноября, завещав положить себя в Георгиевском монастыре, и запретив употребление при своем гробе знаков украшений и знаков отличия, и приказав положить себя в рубашке, которую выпросил у Государя Императора себе на память, после того как она была на Государе во время коронования» (Письма преподобному Антонию. С. 350. 460).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

15 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С сим спасительным именем и благовестием взаимно подаю Вам, Отец Наместник, целование радости, мира и любви, такожде и братии святыя обители, от старейшего до юнейшего. Все, по благодати чада Отца Небесного с детскою простотою да объемлем друг друга, подобно детям еврейским, взывая к воскресшему Господу: о Господи, спаси, о Господи, споспеши всех и каждого благоугождению пред Тобою и спасению» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 372). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «На француза Вы, Отец Наместник, кажется, довольно прогневались, да и меня едва ли не подозреваете в том, что я сложился с помыслами француза. Но я Вам сказал, что одно из его обвинений может иногда оказаться не совсем неосновательным, именно что в праздник иногда поют с излишним вниманием к искусству и потому с ущербом внутреннего внимания. Сие однажды случилось мне заметить в пении славословия в праздник в сравнении с пением того же славословия на полупраздничной всенощной дня Полтавской победы» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 373). 16 апреля. Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Не дал я Вам ответа о Вениаминове; потому что трудно поставить решительную мысль. Как его дали нам посторонние: то, может быть, не худо было бы Вам с довольною откровенностию написать о нем к директору духовно-учебнаго управления» (Письма. 1888. С. 142). 17 апреля. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения наследника престола. Проповедь произнесена протоиереем Казанского собора Сергием Алексеевым (МВ. 1843. 47. с. 277). Донесение Св. Синоду о представлении митрополита иллиопольского Неофита Св. Синоду для получения книги для вписания приношений в пользу Антиохийской Церкви: «Как по братолюбию, так и по уважению необычнаго для преосвященнаго Неофита положения, в новом и неизвестном круге людей, я долгом поставляю не отречься от возлагаемаго им на меня посредничества и потому о вышеизложенных просьбах его благопочтительнейше доношу Святейшему Синоду на милостивое усмотрение и разрешение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 175. 9951).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

6 февраля. Резолюция на прошении священника о возобновлении ему священнослужения, запрещенного за погребение крестьянина: «В уважение потребности прихода, особенно когда приближается святая четыредесятница, разрешается священнику священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 104. 9802). 7 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Иконы Парижской Божией Матери раздавать не думаю, так как не думаю, чтобы сие изображение было в числе известных у нас древле. Кажется, это взято с известной медали, о которой есть примечательные сказания, но которую, сколько мне известно, правительство не позволило внести в Россию. Некто во сне сказал о сем изображении, что кажется, и наяву годилось бы: Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» (Письма преподобному Антонию. С. 287. 360). Письмо архиепископу Гавриилу (Розанову): «Виноградом Вашего сада я пользовался, с услаждением не чувственным только, но и с разумным, по совету врача, и с сердечным, с памятию о Вас. Но довольно. Лозы с моим именем не хочу, не желая нарекать имя свое на землях. Споспешествуйте лучше сему имени молитвою Вашею, да напишется в книге живых, привившись к истинной Лозе» (Письма. 1888. С. 87). Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Мир Вам, отец Ректор, и сотрудникам Вашим. В удержании Вениаминова в числе письмоводителей, на описанном Вами положении, вижу я распоряжение для него благодетельное. При надзоре за ним других более близких здесь, нежели в сожительстве с учениками во множестве, более можно надеяться пользы для него; и нечего, кажется, опасаться для дела» (Письма.1888. С. 141). 10 февраля. Резолюция на прошении диакона о прекращении штрафа в виде земных поклонов, за которые он терпит насмешки от братии: «Поклоны не порок; и излишняя нетерпеливость живущему в монастыре неприлична. Чтобы братия не укоряли диакона, за тем смотреть настоятелю» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 104. 9803). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Болезнь не хочет от меня отвязаться и, видно, праздник святителя Алексия заставит в келлии праздновать, а не в церкви» (Письма преподобному Антонию. С. 288. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Посему необходимо удалить его из сего прихода, определить на праздное диаконское место в селе и отдать под особый исправительный надзор местнаго благочиннаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 16. 9622). 21 апреля. Резолюция на консисторском определении о принятии крестьянина в число послушников Бобреневоголутвина монастыря: «Определение сие говорит, что со стороны гражданскаго начальства препятствия не видно, а дело говорит, что и согласия не видно» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 16. 9623). 23 апреля. Резолюция на прошении запрещенного в священнослужении диакона с жалобой на необъявление ему консисторией резолюции по его делу и на медленность производства его дела: «Преосвященный велит представить себе дело, и в своем присутствии объявить диакону резолюцию, которую он знать желает; а о скорейшем окончании дела употребить настояние Что касается до просимаго им разрешения на подачу жалобы в Святейший Синод: разрешение сего не относится к моей обязанности; а должен он сам разсуждать, настоит ли ему законная надобность принести жалобу Святейшему Синоду; и есть ли надобность есть, то никто ему в сем не препятствует» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 17. 9624). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что касается до обвинений, возлагаемых на меня Максимом: помысл не упрекает меня. На литию и на полиелей в праздники, иногда и не в большие, всегда выходил я; а с тех пор, как становлюсь немощнее, большею частию только на полиелей; и никакой Андрей Николаевич меня для сего не “вытаскивает”. Что я читаю иногда шестопсалмие в будни, и охотнее в будни, нежели в праздники, в которые кроме сего довольно дела и утомления, то Вы знаете по Лавре Чтобы Владыка Платон читывал стихиры и славословие, того я не слыхивал. Знаю же, что он читывал в будни в Вифании Апостол и в соборных служениях паремии в Великий Четверг и в Великую Субботу. В сем последнем и я ему последовал, когда был в силах» (Письма преподобному Антонию. С. 262–263. 322). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Преосвященный Киевский уволен в свою епархию и, может быть, посетит Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

— многообразную плодотворную деятельность на должности наместника Троице-Сергиевой Лавры; — духовничество и наставления в вере православных чад церковных; — исполнение заветов преподобного Серафима Саровского в попечении о Саровских подвижниках и сестрах Дивеевской обители; — постоянное общение со святыми мужами (преподобным Серафимом Саровским, святителями Московскими Филаретом и Иннокентием) в течение жизни; — непрекращающееся народное почитание Нами с благоговением и любовию определяется: Причислить к лику местночтимых святых в сонме Радонежских святых наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Мед­ведева). Честные его останки считать святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. Память преподобному Антонию Радонежскому праздновать 12/25 мая и в день Собора Радонежских святых 6/19 июля. Службу преподобному Антонию составить особую, а до времени составления таковой, после сего дня прославления памяти его, отправлять службу Преподобному. Писать преподобному Антонию иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. Напечатать отдельным изданием “Житие преподобного Антония Радонежского” для наставления и назидания в вере православной чад церковных. Прославление архимандрита Антония (Медведева) да послужит укреплению веры и благочестия в православном народе. Молитвами и предстательством преподобного Антония Радонежского да дарует всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к его небесному заступничеству. Аминь. Божиею милостию АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры в день прославления в лике местночтимых Радонежских святых наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) 16 октября 1998 года Поздравляю Преосвященных архипастырей, досточтимого от­ца наместника и братию Троице-Сергиевой Лавры, учащих и учащихся Московских Духовных школ, вас, дорогие братья и сестры, с днем прославления в лике местночтимых святых преподобного Антония Радонежского, наместника Троице-Серги­евой Лавры.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Отец Антоний вступил в должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, будучи тридцати девяти лет от роду, в полной крепости душевных и телесных сил, и более сорока шести лет исполнял эту обязанность. [Архимандрит Георгий (Тертышников). Архимандрит Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 4, И, 14, 19]. 370 После обучения грамоте Андрей был отдан в ученики к аптекарю. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что вскоре ему было поручено заведывание больницей в Лыскове. Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику [Там же. С. 5]. 372 Георгий (Тертышников), архим. Архимандрит Антоний (Медведев), Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 62. 373 Существует мнение, что архимандрит Антоний (Медведев) приходился побочным сыном Грузинскому князю Георгию Александровичу, владельцу имения Лысково Нижегородской губернии, где вырос будущий наместник Лавры. См. также Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. Тбилиси, 1987. С. 125– 126 (со ссылками на воспоминания известного мемуариста. Ф. Ф. Вигеля и на А. О. Смирнову-Россет). 374 РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 5376. Рукопись С. Д. Шереметева «Митрополит Филарет и архимандрит Антоний». С. 7–8. 375 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. 11378, л. 2–3. Об увольнении наместника Свято-Троицкой Лавры архимандрита Антония от благочиннической должности. 378 Свидетельство Ново-Валаамского иеросхимонаха Михаила приведено в очерке Сергея Большакова «На высотах духа» Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. С. 21. 381 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2. Письма насельниц Зосимовой пустыни к игумену Антонию (Путилову). 383 Екатерине Александровне Поливановой (в монашестве Евфросинии), чья родная сестра Феодосия (в монашестве Мария) подвизалась в Зосимовой пустыни с 1844 года. 385 ОР РГБ. Ф. 213, к. 55, д. 23, л. 88. Письмо Оптинского старца Амвросия (Гренкова) к зосимовской монахине Марии (Поливановой). Также: в кн. «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XX веках». М., 2002. С. 275. 386 ОР РГБ. Ф. 213, к. 57, д. 11, л. 25–29. Письма игумена Антония (Путилова) к Екатерине Александровне Поливановой. 387 Составлено по келейным запискам игумена Антония и по письмам зосимовских монахинь к их духовнику игумену Антонию (Путилову).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Испроси нам молитвами твоими у Пресвятыя Троицы благодать волю Божию взыскати и исполняти, житие в подвизех покаяния провождати, скорби, болезни и искушения с благодарением терпети, дух мирен стяжати и искати прежде Царствия Божия, в немже ты прославляеши со всеми святыми Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Преподобный Антоний Радонежский Преподобный Антоний Радонежский (в миру – Андрей Гаврилович Медведев) родился 6 октября 1792 года в селе Лысково Макарьевского уезда Нижегородского наместничества в семье вольноотпущенного крестьянина. Отец умер, когда Андрею было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря, а впоследствии заведовал больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 году, прикомандированный к Нижегородскому ополчению, Андрей Гаврилович Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского , его Небесного покровителя, 27 июля 1818 года Медведев стал послушником в Саровской пустыни. Пробыв полтора года в Сарове, Андрей перешел в Высокогорскую пустынь в Арзамасе. 27 июня 1822 года он принял монашество с именем в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля 1822 года его рукоположили во иеродиакона, а 22 июля – во иеромонаха. 9 июля 1826 года иеромонах Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. Отец Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом Саровским . Преподобный Серафим предсказал отцу Антонию назначение наместником Троице-Сергиевой Лавры, и, действительно, 26 февраля 1831 года митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) предложил отцу Антонию стать наместником монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010