15 июля. Резолюция на консисторском определении о взыскании с бывшего ризничего денег за утраченный крест с мощами: «Поскольку в описании креста упоминается о частицах св. мощей, то в сем заключается утрата невознаградимая и злоупотребление важнейшее; посему, есть ли иеромонах Амвросий в течении трех недель креста в целости не представит, в предупреждение подобных злоупотреблений, есть ли бы сей пример остался без ответственности, запретить ему свяшеннослужение впредь до усмотрения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 31. 9652). 16 июля. Резолюция на отношении московского гражданского губернатора о принятии в духовное ведомство в дар Боголюбской иконы Божией Матери и денег (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 88. 9770). 17 июля. Резолюция на прошении пономаря об определении его в монастырь, а на его место – двоюродного брата: «Спасения ищет, или место продает? Есть причина подозрения в последнем, потому что просит не в порядке, без ведома священника и прихожан. Объявить, что, есть ли истинно ищет пути спасения в монастыре > то просил бы о том с согласия настоятеля без условий о месте» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 31–32. 9653). 18 июля. Резолюция на выписке из консисторского реестра о командировании грамотных причетников для работы с землемерами: «Как закон требует для подписи за неграмотных священника или причетника, то командировать для сего преимущественно диаконов и причетников; потому что священники более заняты приходскими обязанностями, требующими неотложного исполнения» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1.С. 32. 9654). 19 июля. Резолюция на консисторском определении об оставлении без удовлетворения прошения солдатки о вступлении во второй брак (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 32. 9655). 20 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Князь Александр Николаевич Голицын приехал. Приятно видеть его мирное устроение. В Лавре будет он, думаю, в августе» (Письма преподобному Антонию. С. 270. 334). 21 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Князь Александр Николаевич хочет быть в Лавре. Он намерен приехать 2 августа, три дня говеть и в Преображение Господне приобщиться Святых Таин. Если Вас он пожелает иметь духовным отцом, надеюсь, не откажете. Если иеромонаха пожелает, думаю, Макария назначите. Пусть он гостит в моих келлиях. Если нужно для его облегчения, устройте для него служение в домовой церкви» (Письма преподобному Антонию. С. 270. 335).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Из сего делается понятным признаваемое кафолическою восточною церковию общение молитв между оными различными областями единыя сея церкви» (Мнения. Т. III. С. 13, 15–17). 30 апреля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о пожаре в Донском корпусе: «Господу посещающему и милующему благодарение, что бедствие не простерлось далее при прекращении, как слышу, опасного для других зданий, восточного ветра и пролиянии дождя во время самой силы пожара. Собору следовало упомянуть о сем во славу Божию и угодника Божия Забыл было сказать, что собор, кажется, и часов считать не умеет – пишет: в 12 часов пополуночи; это значит полдень, а пожар начался в полночь» (Резолюции. Т. 4. С. 169. 9388). 1 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите меня, Отец Наместник, за то, что я написал на докладе Собора. Доклад о пожаре труднее пожара. Разве только в письмах должно помнить Бога и дела Его, а в должностных донесениях не нужно? Письма исчезают, а должностные бумаги остаются в архиве и потомкам сказать могут о посещениях и благодеяниях Божиих» (Письма преподобному Антонию. С. 215. 259). 2 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Кто строит по решению архитектора, тот кладет кирпичи на голову архитектора; а строящий без архитектора – на свою. До сих пор не убеждаюсь отступить от того, что сказал на докладе Собора, не отвергая, впрочем, упрямо предположения, которое, может быть, объяснится и докажется» (Письма преподобному Антонию. С. 215. 260). 4 мая. Резолюция на консисторском определении – объявить ученику среднего отделения Московской духовной семинарии просить не диаконского, а причетнического места: «На свидетельствах надписи делать для некоторых случаев неудобно, например, на случай перехода в другое звание. А надобно проступки исправлять правосудием. Поскольку ученик, после двух резолюций, чтобы искал причетнического места, просил диаконскаго, и тем покушался обмануть начальство, то за сие послать его в семинарию на месяц для употребления в служительскую должность» (Резолюции. Т. 4. С. 126. 9303). Резолюция на представлении от правления Московской духовной академии перевода с греческого языка на русский «Догматического Богословия» святого Иоанна Дамаскина : «...предлагаю еще рассмотреть сей перевод в Цензурном Комитете с обращением внимания на верность и на правильность языка, а также и на примечания, чтобы не было лишних или сомнительных. Правда ли, что свят. Дамаскин сказал: тело чрез обожение стало Богом? В старом переводе сказано: Боголепным. Голубь, думаю, не благовестил, потому что благовестит пономарь на колокольне, а благовествовал, или возвестил конец потопа, и притом не издревле, ибо это не продолжалось, а было однажды, древле, или в древности» (Резолюции. Т. 4. С. 174–175. 9398).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

29 марта. Резолюция на докладе консистории об открытии диаконской вакансии при Богородице-Рождественской церкви (Резолюции.Т.4. С. 23. 9106). Резолюция на докладе Московского попечительства о бедных духовного звания о помещении диакона в богадельню: «Поместить и подтвердить, чтобы честью жил, не пользовался милостию, на которую не имеет права; ибо его должны питать сын и зять» (Резолюции. Т. 4. С. 78. 9226). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Приключения с рабом Божиим Петром очень жаль. Видите, что для пустынножителей умножение вещей есть пища искушению. Котомка обратила на него внимание, дала побуждение к вопросам и к подозрению, не бродяга ли он и не украл ли то, что в котомке. Не достигло бы беспокойство и до старца Серапиона и Василия? – Хорошо, что Вы дали мне о сем знать. На полицейских чиновников зачем досадовать, когда они исполняют полицейские законы? У них есть законы для бродяг и нет для пустынножителей; притом если пустынножителей освободить от полицейских законов, бродяги и воры назовутся пустынножителями. Нельзя девятнадцатый век сделать четвертым или пятым и Вологодскую губернию Фиваидою. Будем впредь осторожнее, а теперь помолимся, чтобы Господь укрыл рабов Своих от мятежа человеческаго, которому наше несовершенное рассуждение их повергает» (Письма преподобному Антонию. С. 191. 224). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Воистину воскрес Христос! – Взаимно целую Вас, Отец Наместник, и всю братию святыя обители целованием радости, любви и единения во Господе» (Письма преподобному Антонию. С. 191. 225). Письмо министру императорского двора князю Π. М. Волконскому: «Ваша светлость изволите требовать от меня уведомления, можно ли дозволить сломать находящийся при Вознесенской церкви села Коломенскаго придел во имя св. великомученика Георгия, если не заслуживает оный сохранения по какому-либо историческому событию О сем сведения при мне нет, и о изыскании онаго на месте ныне же сделано мною распоряжение, о последствиях коего не премину довести до сведения вашей светлости в свое время» (ДЧ. 1892. Ч. 2. 4. С. 655).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

12 мая. Резолюция на следственных ответах священника по обвинению его помещиком в буйном нраве и неподобающем поведении: «Жалоба помещика не в узаконенной форме и не представляет доказательств. Свидетельство прежняго помещика, неоднократно мне известное, говорит в пользу священника. Тем не менее сильно изъявляемое неудовольствие помещика заставляет опасаться затруднений впредь, есть ли священник останется на сем месте. Священник в допросе позволил себе неприличную священнику преимущественно и всякому законом возбраненную неосторожность, употребив о помещике выражения: злонамеренный донос, и обличает себя во лжи, и притом без ясных доказательств Есть ли бы священник не согласился служить литургию в 10 часов утра, потому что ранее нужно для удобства сельских обывателей: то мог быть оправдан и заслужить доверие. Но он говорит о труде для своего здоровья, и тем дает некоторое вероятие показанию помещика К прекращению неудовольствий, священника Березкина отвести от сего места, поставив ему на вид неосторожные вышеозначенные поступки, и подтвердив, чтобы в деле и слове сохранял достойное священника благоразумие, осторожность и кротость» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 34. 10030). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Уже я писал Вам, что к Троицыну дню быть у вас надеюсь. Здоровье мое худо поправляется, и обветшание храмины телесной постояннее прежнего ощущается» (Письма преподобному Антонию. С. 328. 427). 15 мая. Письмо князю C. М. Голицыну: «Господь да сохранит безценныя для России здравия. Должно нам крепко молиться о сем, но видно, и молиться надобно в тайной храмине» (Письма. 1884. С. 43. 45). 17 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О ските чем меньше говорить, тем лучше. Если Бог благословит дело, оно скажет само себя. Когда меня спрашивают о сем, я говорю, что сберегаю древнюю достопамятную церковь , найдя ей место, на котором было бы ей находиться прилично и полезно, вместо прежнего, на котором ей нельзя было оставаться. Некоторым сказал я и то, что есть мысли завести в ней непрерывное чтение Псалтири» (Письма преподобному Антонию. С. 329. 428).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Между 6 июня и 17 июня (без даты). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Приехавшие от Вас уговаривают меня не ехать теперь к Вам, по чрезвычайно худой дороге; и я думаю, что послушаюсь, тем паче, что и продолжаемое мною лечение к Вам перенести не совсем удобно» (Письма преподобному Антонию. С. 330. 431). 17 июня. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Как нам не достигнуть нищеты Преподобного Сергия, будем сколько-нибудь подражать хотя нищете преподобного Никона и сделаем для скита ризницу шелковую, без сребра и золота. В цветах не очень нужно стесняться. Белый для праздников особенно светлых, но он особенно требует бережливости. Для прочих красный. Для дней непраздничных, если случится, зеленый или фиолетовый. Это и для постных, если не случится черного. Поистине должно теперь молиться, да благословит Господь место обитателями Ему угодными Наконец, если, по пословице, что у кого болит, о том он и говорит, скажу и я, что у меня очень болят зубы и одна сторона головы. Помолитесь о моей немощи» (Письма преподобному Антонию. С. 331–332. 432). 18 июня. Произнесение Слова в неделю двенадцатую по Пятидесятнице: «...истинный разум Господня изречения: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди, надлежит определить строгою точностию его выражений. Не сказал Он: исполни заповеди; поскольку ведал, что для сего недостало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, и которой прилежит помышление прилежно на злая от юности ( Быт. 8, 21 ). Но сказал: соблюди заповеди, то есть, не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь, и сколько можешь. Не сказал также: соблюди заповеди, и внидешь в живот; ибо ведал, что человек не достигнет жизни вечной одним соблюдением заповедей, которых не может исполнить в совершенстве» (Сочинения. Т. 4. С. 337). 19 июня. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного Богородского уезда об образовании трещин в стенах церкви: «Странно поступил Аристовский священник, когда приступил к украшению церкви, не обратив внимания на повреждение здания, могущее быть опасным, и не донес о том начальству» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 39. 10039).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

2 мая. Резолюция на отношении обер-прокурора Св. Синода графа H. А. Протасова с препровождением 20 экземпляров правил об отсечении дробей монеты (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 170. 9940). 4 мая. Письмо E. В. Новосильцевой: «С благодарением возвращаю любопытныя книги. Жизнь св. Афанасия примечательна, сколько могу судить, не столько читая, сколько просматривая, потому что не имею времени всего читать. Издание Евангелия незавидно; потому что рукопись не очень древняя и не отличного качества. У нас в синодальной библиотеке есть древнее и лучше. Книга, которая одна берется научить всем языкам, не научит ни одному» (Письма. 1911. С. 219). 11 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Преставльшийся князь Иван Николаевич Трубецкой пред кончиною изъявил желание, чтобы тело его положено было в Лавре, под галереею трапезной церкви, рядом с телом его родителя, уверяя при том, что сие возможно по пространству места. Если действительно сие окажется возможным, удовлетворите сему желанию в точности, а в случае препятствия устройте сие как можно ближе к воле преставльшегося» (Письма преподобному Антонию. С. 297. 375). 14 мая. Резолюция на донесении инспектора Вифанской духовной семинарии о двух учениках: не посещающем семинарию из-за болезни своего отца и умершем в семинарской больнице: «По причине сумасшествия отца. – Да разве отцу нет имени? Или инспектор думает, что я наизусть знаю имена всех отцев всех учеников? Сказать, чтобы писал с толком» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 163. 9923). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Из Одигитриевского общежития пришли в Москву некоторые сестры с намерением выйти оттуда и разносят рассказы, неблагоприятные для общежития. Надобно Вам обратить на сие внимание. Между прочим говорят, что оттуда часто ходят в Лавру и долго там живут. Хотя сему есть причина законная, но и сему должно полагать пределы. Часто и надолго начальнице отлучаться от общежития не полезно. Иногда путешествие можно заменить письменным сношением» (Письма преподобному Антонию. С. 298. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

30 июля. Донесение Св. Синоду о повреждениях в церкви: «Благочинный Ивановского сорока, Предтечевской, что в Казенной, церкви протоиерей Павел Платонов донес мне следующее: 20 числа сего июля в 6 часу пополудни от северо-запада нашла туча, сопровождаемая бурею и сильным градом. По собранным им, благочинным, сведениям оказалось, что в Петропавловской в Лефортово церкви разбито молниею подножие креста, поставленнаго на верху иконостаса; отщепки от сего подножия найдены в разных местах холодной и даже теплой церкви, но на иконостасе и нигде в церкви других следов действия молнии, равно и того, где она проникнула в церковь , не приметно» (ДЧ. 1890. Ч. 3. 12. С. 644). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Москвы достиг я благополучно и до сих пор не вижу, чтобы здесь было мне особенно нужно быть, кроме того, что в Новодевичьем праздновал с игумению 191 , которая не очень чает праздновать сей праздник в другой раз» (Письма преподобному Антонию. С. 300. 382). 31 июля. Резолюция на рапорте благочинного об оставлении священниками крестного хода: «Есть ли некоторые оставили крестный ход безвременно и неизвестно, кто и почему: то цель надзора не достигнута и, может быть, есть ленящиеся. Посему надлежит благочинному в крестном ходе замечать, кто оставил крестный ход, и таковых и особенно неоправдываемых благословною и необходимою причиною, давать сведения таксиарху, для представления начальству» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 130. 9858). 2 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Бог благословит Вас, Отец Наместник, создать келлию в Махре; и да обитает в ней благословение и мир, благое деяние и чистое созерцание. Только Вы говорите: на мой счет, хотя бы случилось и для монастыря. А я говорю: для чего и не на монастырский счет, хотя и для Вас? Лес не может ли быть монастырский? Разве долго приготовлять? – Делайте как знаете; только знайте, что я согласен и на счет монастыря» (Письма преподобному Антонию. С. 300. 383). 3 августа. Резолюция на выписке из консисторского докладного реестра о крещении мещанина из евреев и об исчезновении его сына Аарона: «Как уклонение Аарона от крещения обнаруживает его нерасположение к принятию христианства, то дело его о крещении прекратить. Священнику Сербскому сделать замечание за то, что представил его к крещению благонадежным, и подтвердить, чтобы в подобных случаях внимательнее дознавал истину и делал начальству представления несомнительныя» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 131. 9859).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

3–9. 32 . Грамота, данная наместнику Лавры архимандриту Антонию, о награждении его орденом Святого Владимира 3-й степени//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ч. 15, ед. хр. 25350, л. 1. 33 . Извещение архимандриту Антонию о его избрании в члены-корреспонденты Археологического общества (1852 г.)//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 7463, л. 1. 34 . Письмо митрополита Московского Филарета архимандриту Антонию в связи с 25-летием его служения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8006, л. 1, 1 об., 2. 35 . Письмо митрополита Московского и Коломенского Филарета ... с ходатайством о награждении архимандрита Антония правом ношения панагии//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8001, л. 1, 1 об. 36 . Сообщение обер-прокурора Святейшего Синода А.И. Карасевского митрополиту Московскому Филарету о передаче из кабинета Императора панагии архимандриту Антонию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8001, л. 2, 2 об., 3, 4. 37 . Архимандрит Антоний – лаврский наместник. Предвестие о дне кончины митрополита Московского Филарета//Душеполезное чтение. 1867. Ч. 3. С. 185–186. 38 . Указ Святейшего Правительствующего Синода о присвоении архимандриту Антонию степени первоклассного архимандрита//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ч. 5, ед. хр. 8641, л. 1, 1 об. 39 . Послужной список наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония за 1865–1870 годы//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 11141, л. 2–5. 40 . Резолюция митрополита Московского и Коломенского Иннокентия в послужном списке архимандрита Антония (1870 г.)//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 11141, л. 7. 41 . Завещание в форме прошения архимандрита Антония в Учрежденный собор Лавры от 13 марта 1865 года//РгАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 1 об. 42 . Завещание архимандрита Антония, составленное 23 июня 1868 года//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 1. 43 . Завещание в форме прошения архимандрита Антония в Учрежденный собор Лавры о распоряжении собственности в случае его смерти от 26 декабря 1867 года//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

15 ноября. Резолюция на представлении правления Московской духовной академии о том, что семинарист в нетрезвом состоянии выбил окна в доме мещанина: «Есть ли предположить, что происшествие и менее важно, то следствие полезно будет для возстановления чести учеников семинарии, униженной пред полициею и некоторыми обывателями города» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 81. 9752). 17 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Посылаю Вам, Отец Наместник, несколько экземпляров проповеди в день рождения Государя Императора, для раздаяния читающим. А мне надобно несколько экземпляров проповеди на освящение храма преподобного Михея. Оставленные у меня разобраны» (Письма преподобному Антонию. С. 282. 350). • Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Не могу я помириться с мыслию об отдаче богаделенного дома под трактир, в виду Лавры, близ лаврской гостиницы, близ дома призрения. Хотя и прежде был он немного далее, однако же далее, и не в наших зданиях. Когда в посадских лавках против Лавры замечается неблагочиние, мы можем говорить против сего с силою дотоле, пока нам не могут возразить, что у нас трактир в той же линии» (Письма преподобному Антонию. С. 282. 351). 18 ноября. Резолюция на прошении диакона о понуждении его преемника к покупке диаконского дома: «Проситель, как ненаходящийся при сей церкви, обязан продать дом. Продать ли оный диакону или в церковь , сим распоряжать он не может, и начальство распоряжает сим не по произволу, а по требованию открывшихся обстоятельств» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 57. 9700). 19 ноября. Резолюция на рапорте благочинного о происшествии в церкви, когда в св. Чаше вместо вина была употреблена неизвестная жидкость, что привело к болезни причастившихся священнослужителей: «Есть ли было две бутылки, одна с вином, а другая с вредным веществом (кажется с серною кислотою); есть ли есть показание, что ошибкою влита из одной вместо другой, то химическое изследование вещества может быть произведено над оставшимся в бутылке. Сего и требовать при следствии; а есть ли потребовано будет изследование вещества в сосуде, то донести для разрешения с изъяснением причины, почему представляется нужным» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 58. 9701).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Резолюция на консисторском определении о молитвенной памяти княжны Е. Д. Цициановой 171 , дарительницы св. мощей (ДЧ. 1882. Ч. 3. 9. С. 126). Резолюция на рапорте игумена Михаила о проступках певчего (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 74. 9737). Резолюция на отношении московского обер-полицеймейстера о еврее, приехавшем в Москву для принятия крещения: «Четыре дня ожидаемо было, что еврей Вульфович явится с просьбою о крещении, чего требует законный порядок, что с его стороны должно быть естественным следствием искренняго желания, а для духовнаго начальства первым признаком сего желания . Долгом поставляю отнестись к его Превосходительству, дабы благоволено было объявить еврею Вульфовичу, что по законному порядку должен он о крещении обратиться с просьбою к духовному начальству, а в противном случае признавать объявление его предлогом, а не истиною» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 89. 9773). 5 сентября. Служение молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великой княжны Елизаветы Михайловны. Литургия отслужена епископом Дмитровским Виталием. Слово говорено священником Софийской церкви Александром Ефимовым (MB. 1842. 74. С. 547). 6 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, что молитесь о сердце царевом. Да будет оно в руце Божией, да будет в нем мир, и да глаголет в оное Господь Благая о Церкви Своей и о людех Своих» (Письма преподобному Антонию. С. 273. 340). 7 сентября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сегодня услышал я необыкновенную новость. Сочинитель Герменевтики, о которой Вам нечто известно, думает перенести сие дело на суд Восточных Патриархов. Если уже сделано не представлявшееся вероятным, может и опять случиться невероятное. И неужели наша мирная иерархия должна быть вовлечена в распри ни на кую же потребу? Господу помолимся о мире и соединении святых Божиих Церквей» (Письма преподобному Антонию. С. 274. 9 сентября. Резолюция на рапорте благочинного по делу о готовности нового придела храма к освящению: «В описях обоих приделов сказано, что потир находится в описи главнаго храма; но один потир для трех престолов недостаточен: ибо как возбранено на одном престоле совершать две литургии в один день, так не разрешено и то, чтобы в одном потире совершать таинство в один день на двух или трех престолах» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 40. 9673).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010