Прежде нежели скажем о чудесном камне, на котором прибыл Антоний, обратим внимание на эти заграничные изделия с иностранными надписями. Несмотря на господствующее влияние Византии, у нас уже в самую раннюю эпоху, уже в XI и XII в., нельзя не заметить и влияния западного на наше древне-христианское искусство, и не только на севере России, но и на юге, как это уже мы видели в сказании о Варяге Шимоне и о принесенных им святынях. Но еще сильнее было влияние запада в северо-западной Руси, как свидетельствуют нам житие Антония Римлянина и другие выше упомянутые. Самым капитальным памятником этого иноземного влияния в Новегороде служат прекрасные, так называемые, корсунские врата, с латинскими надписями, деланные немецкими мастерами XII в. А между тем и в XI, и в XII столетии уже слышатся голоса русских благочестивых людей против латинского неверия, которое Феодосий, Никифор и другие писатели разбирают по пунктам в назидание и спасение душ православных. Даже самое латинство называется язычеством, а Латине или католики Еллинами, то есть язычниками. Как же было согласить эти православные убеждения с кажущимся противоречием, которое этим убеждениям предлагалось в западных изделиях христианского искусства, издавна к нам занесенных? Существование этих западных изделий был неоспоримый факт, и благочестивые люди находили для себя удовлетворительное объяснение ему в рассказе о том, как чудесным образом приплыли из Рима в Новгород сосуды серебряные и золотые и другая церковная утварь иностранной работы и с латинскими надписями, и как потом самим Антонием были эти сокровища положены в святительской ризнице на соблюдение. Таково, по нашему мнению, высокой важности значение жития Антония Римлянина для истории христианского искусства в древней Руси! И тем важнее это свидетельство о западных церковных изделиях, что самое житие, очевидно, проникнуто ненавистью к Латинам, как это явствует из самого конца его: «и повел Архиепископ Нифонт сие житие преподобного изложити и написати и в церкви Божии предати, на утвержение вере христианстей и на спасение душам нашим, а Римляном еже отступиша от православныя Греческия веры, и преложишася в Латинскую веру на посрамление и на укоризну, и на проклятие». (Июнь, стр. 324).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В течение Галльской войны Цезарь все время пристально следит за тем, что происходит в Риме и не прекращает ни на минуту своих интриг. " После того, как он разбил Ариовиста, рассказывает Плутарх, он поместил свое войско на зимние квартиры, а сам отправился в свои провинции, чтоб оттуда наблюдать за событиями в Риме... Сюда все время его пребывания приезжали многие римляне, и Цезарь пользовался этим, чтоб усилить свою партию, давал каждому все, что он просил и всех отпускал от себя либо с подарками, либо с обещаниями " . Точно таким образом он вел себя в течение всей войны и, незаметно для Помпея, " то покорял врагов оружием граждан, то привлекал на свою сторону граждан отнятыми у врагов богатствами " .> Плутарх приводит примеры чудовищных затрат, сделанных Цезарем, чтоб составить себе партию из влиятельных людей. Трибуну Куриону, своему бывшему врагу, он дал 250 талантов (на наши деньги полмиллиона рублей). Консулу Павлу он дал 1500 талантов (около трех миллионов рублей) и т. д.> Когда же, наконец, Цезарь, окончивши междоусобную войну, вернулся в Рим, где его сделали пожизненным диктатором, он говорит о великих задачах, затевает новые предприятия, но в душе лелеет одну мысль: добыть корону. И при каждом случае он с боязливой жадностью протягивает к ней руку, чтобы тотчас же со стыдом отдернуть ее. Его приверженцы, рассказывает Плутарх, распустили слух, что, по книгам Сивиллы, римляне лишь в том случае одолеют парфян, если над их войском будет начальствовать царь. И вот однажды, когда Цезарь вернулся из какой-то отлучки, они стали его приветствовать как царя. " Но так как это смутило народ, то Цезарь с досадой сказал, что он не царь, а Цезарь, и среди наступившего глубокого молчания, мрачный и гневный, он ушел " .> Затем, передаваемая у Шекспира Каской сцена о том, как подносил Антоний Цезарю корону и как этот последний нехотя отталкивал ее от себя, целиком заимствована у Плутарха. Из всех этих историй видно, что проницательный греческий писатель под оболочкой внешнего величия различал в Цезаре его душу и в те моменты, когда она представлялась ему в своей наготе, - ему стыдно становилось за героя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Еврейские законы, свободы которых просили эти представители народа, были совершенно противны римлянам, которые желали и в Палестине побороть варварство римско-эллинским духом. Август не мог, поэтому содействовать укреплению вновь этого варварства. И именно семье Ирода римляне были обязаны благодарностью за попытки эллинизировать евреев. Антоний и Ирод в течение двух поколений оказывали в этом направлении большие услуги, и император надеялся на традиции этой возвысившейся благодаря римлянам династии. Во всяком случае, он мог надеяться, что члены этой, несомненно, по его мнению, еврейской династии скорее в состоянии будут оказать благотворное влияние на народ в смысле эллинизирования его, чем какой-нибудь римский прокуратор. С другой стороны, было очевидно, что ни один из сыновей, оставшихся после Ирода, не обладает подобно ему, силой ума и характера, и именно вследствие этого явилось сомнительным, поймут ли они необходимость постоянной зависимости от Рима; и поэтому то, казалось, лучше всего последовать завещанию, оставленному самим Иродом, и разделить государство между его сыновьями. Римляне думали при таком устройстве равномернее влиять на еврейский народ из нескольких центров и надеялись, что если бы один из этих правителей оказался неподходящим, то на него легче можно было бы произвести давление или даже удалить его совершенно, чем в том случае, если бы он властвовал над всей Иудеей. Таким образом, Август, выслушав все высказанные пожелания, решил все-таки поступить сообразно последнему завещанию Ирода, но, не желая, по всей вероятности, давать повод к зависти, он не дал и Архелаю титула царя, а удержал для него, как и для Антония и Филиппа, титул тетрарха. В качестве тетрарха он управлял Идумеей, Иудеей и Самарией, с городами Иерусалимом, Цезареей, Себастой и Иоппе. Под его управлением находились также города Ябна, Асдод и Фазалис, доходами с которых пользовалась старая сестра Ирода Саломея. Кроме того, Август подарил ей еще дворец в Аскалоне. Газа же, Гадара и Гиппос были выделены из-под власти Архелая и, как эллинские города, причислены к провинции Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Октавиан, однако, не спешил: только год спустя, когда он убедился, что злополучная чета окончательно потеряла волю к сопротивлению, он высадил своих солдат в Александрийской гавани. К тому времени большая часть войск и приближенных покинула Антония. Когда Октавиан вступил в город, ему сообщили, что Антоний и Клеопатра предпочли смерть позору. Свою победу Август стремился представить как торжество римского оружия. Поэты изображали Актайскую битву в виде схватки богов республики со звероподобными демонами Нила: Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем Против Нептуна на бой и Венера (Исида) против Сверху, взирая на бой, Аполлон Актийский сгибает Лук свой, и в страхе пред ним обращается в бегство Египет [ 12 ].   --- в данном случае означает Исиду   Аполлон назван здесь не случайно. Его храм возвышался на Актийской скале, а сам он считался богом грядущей мировой эпохи. Кроме официального мифа о «победе Рима и его богов», льстившего национальному самолюбию римлян, был пущен в ход и миф о «поражении тирании». Октавиан с гордостью заявлял, что его оружие «вернуло свободу республике, угнетенной бандой заговорщиков» [ 13 ]. Общее настроение, воцарившееся после Акция, выражено в известной Галикарнасской надписи. В ней цезарь именуется «спасителем рода человеческого, все молитвы которого Провидение не только исполнило, но и дало больше, ибо умиротворены море и земля, города же изобилуют благозаконием, согласием и благолепием» [ 14 ]. Мировая держава вступала в эпоху стабильности. Парфяне согласились на мир и вернули римские знамена, захваченные еще у солдат Красса. Ирод поспешил к Октавиану с изъявлением покорности, за что был обласкан и возвращен на престол как друг римлян. Законы империи, ее стиль жизни и нравы проникали повсюду. На берегах Британии, в селениях Африки, среди горных перевалов Малой Азии звучала одна и та же отрывистая команда латинских легионеров. Рим в свою очередь стал являть картину подлинного «вавилонского смешения народов». В шумной столичной толпе постоянно звучала чужеземная речь. В цирках, тавернах, конторах можно было видеть людей со всех концов света: послов из Индии, голубоглазых варваров Севера, арабских погонщиков, смуглолицых египтян, еврейских и финикийских матросов, греков-комедиантов и нумидийских стрелков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

296 Начало гл. 48 в С : «Прибыв же и на Восток на четвертом году Клеопатры, царствовавшей в Египте, он с большим войском пошел войной и против Помпея Магна, своего тестя. И, настигнув его в Египетской стране, убил и много городов...». 299 Цезарь был убит 15 марта 44 г. до н.э.; отсчет его правления идет здесь, таким образом, с августа-сентября 49 г., когда Цезарь установил в Риме диктатуру и был избран консулом на следующий год. 300 § 1 в С : «Став единоличным правителем, он же диктатор, этот Юлий Цезарь затем правил всеми надменно и тиранически восемнадцать лет. Он также изобрел високос, дал римлянам законы и назвал месяцы. Был он провозглашен диктатором, что значит единоличный правитель, ведь диктатура – неподотчетная должность». 301 § 4 в С : «А после кончины Юлия Цезаря римский сенат выбрал Августа Октавиана (родственника Юлия Цезаря), Антония (шурина Августа) и Лепида, и они трое стали триумвирами. Они управляли римским государством, назначая каждый год тех консулов, каких хотели». 302 Август умер 19 августа 14 г. – следовательно, отсчет лет его правления ведется с августа 43 г. до н.э., когда он впервые стал консулом. 303 Присвоенный Октавиану сенатом титул augustus (трудно переводимое слово, призванное выразить высшую степень благоговейного почитания) по-гречески передается столь же специальным термином σεβαστς (от σβας " благоговение, святыня, предмет изумления или восторга»). 304 Начало § 2 в С : «А на пятнадцатый год этого Августа, египтяне установили тиранию, и Клеопатра построила в Александрии Великой маяк на острове под названием Кеуса, находящемся напротив Александрии в четырех милях, и насыпала земли и камней до маяка, чтобы люди и скот переходили море, так что сделала влагу сушей. Когда об узурпации египтян и об их царице Клеопатре стало известно римлянам, выступил из Рима Антоний с большими силами и, достигнув Александрии Великой, начал осаждать ее. Но, обольщенный и поддавшийся страсти, он и сам полюбил Клеопатру и подчинился ей: ведь она была, как уже говорилось, весьма прекрасной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61 Богдашевский Д.И. Неповреждённость послания святого Апостола Павла к Римлянам//Труды Киевской Духовной Академии. 1904. Кн. 6. С. 189. 79 Myers C.D. «Epistle to the Romans». Anchor Bible Dictionary. Doubleday, 1992. V. 5. P. 819–820; приблизительно так же Byrne В. Romans. Sacra Pagina. Liturgical Press, 1996. P. 12. 80 Dunn J.D. J. Romans. Vol. I. P. LIV–LVIII. Он называет сторонников этого взгляда: H. Preisker, 1952–53; G. Harder, 1959; W. Marxsen, 1968; H.W. Bartsch, 1968; W. Wiefel, 1970; K.P. Donfried, 1974; W.S. Campbell, 1973–74; J.C. Beker, 1980. 81 Watson Francis. Paul, Judaism, and the Gentiles.: A Sociological Approach. Society for New Testament Studies Monograph Series 56. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 165–166. 82 Schreiner T.R. Romans. Baker Exegetical Commentary on the New Testament 6. Grand Rapids: Baker, 1998. P. 10–22; Jewett R., Kotansky R.D., & Epp E .J. Romans: A commentary. P. 79–91. 83 Jewett R., Kotansky R.D., & Epp E.J. Romans. P. 80 (указанная работа: Wedderburn A.J.M. The Reasons for Romans. Edinburgh: T. & T. Clark, 1988. P. 5). Они приводят подобные скептические заключения по этому поводу Гюнтера Клайна (Günter Klein, 1969), Энн Джервис (Ann Jervis, 1991) и Ангелики Райхерт (Angelika Reichert, 2001). 84 Morris L. The Epistle to the Romms. Pillar New Testament Commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. P. 7–17. 85 Cottrell J. Romans. The College Press NIV commentary. College Press Publishing Company, 1996. 87 Горский A., прот. Образование канона священных книг Нового Завета//Прибавление к творениям святых отцов. 1871. 24. С. 310. 90 Dunn J.D.J. Romans, Vol. I. P. XLIII. Кранфильд и Джуит-Котански наиболее вероятным временем называют конец 55 – начало 56 гг. или же – конец 56 – начало 57 (Cranfield С.Е. В. A Critical avd Exegetical... Vol. I. P. 14–16; Jewett R., Kotansky R.D., & Epp EJ. Romans. P. 18). К 58 г. относят написание Послания Sanday W. & Headlam A.C. P. XIII, XXXVII, и, по Данну, О. Michel, 1978; М. Black, 1973. К середине 50-х – D. Georgi, 1965; Bornkamm, 1971; А.Т. Robinson, 1976; ER Bruce, 1977; R. Jewett, 1979; Koester, 1982; D. Zeller, 1973. Ранее 55 г. датировали Послание C.K. Barrett, 1957, E. Haenchen, 1971, A. Suhl, 1975, а такой видный исследователь, как G. Luedemann, 1984, относя эдикт Клавдия к 41, а не к 49 г., называл даже в качестве возможной датировки 51–52 гг. (см. Dunn J.D.J. Romans. Vol. I. ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Пирс так перефразирует значение δι τν συνεδησιν в Рим.13:5 : «ради того, чтобы не навлечь на себя то болезненное общее с самим собой знание, которое составляет сознание вины» 801 . Увещание об уплате налогов И. Фридрих, В. Пёльман и П. Штульмахер (и вслед за ними Данн, Байрн, Тобин) связывают с событиями околло 58 г., описанными у Тацита, Анналы 13.50–51: «В том же году, обеспокоенный настойчивыми жалобами народа, обвинявшего откупщиков в разнузданном произволе, Нерон задумался, не отдать ли ему приказ об уничтожении всех взимаемых пошлин (или косвенных налогов, vectigalia), предоставив этим роду человеческому прекраснейший дар. Сенаторы превознесли похвалами великодушие принцепса, однако охладили его порыв, убедив его в том, что сокращение обеспечивающих могущество государства доходов неизбежно приведёт к распаду империи: ведь за упразднением пошлин последует требование и об отмене налогов (прямые налоги, tributorum). (...) Итак, принцепс распорядился выставить для всеобщего ознакомления негласные ранее правила, которыми должны были руководствоваться откупщики при взимании того или иного государственного налога» 802 . Эти исследователи говорят, что Тацитовому tributum (прямой налог) соответствует Павлов φρος, a vectigal (косвенный налог) – τλος 803 . Ситуацию с налогами прояснило недавнее исследование Томаса Колемана, установившего, что Неронова администрация заставляла иммигрантов в Риме платить налоги, которые они платили в своей провинции, до переселения в Рим, согласно последней переписи населения, бывшей в 54–53 гг., т. е. до написания Послания к Римлянам. Это должно было распространяться на всех изгнанных из Рима при Клавдии в 49 г. 804 Хотя и неясно, сколько таковых было среди римских христиан, к которым обращался ап. Павел, но, полагают Джуит и Котански, определённо это тяжкое бремя налогов лежало на испанской общине в Риме, и Апостола тревожило, что какие-то римские церкви могут войти в конфликт с властями из-за налогов, что помешало бы задуманной им миссии в Испании 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

назовём немецких протестантских богословов (в скобках указываем год первой публикации комментария к Рим.): Август Толюк (F.A.G. Tholuck, 1824), которого можно считать представителем умеренного крыла лютеранства, стремившегося преодолеть крайности протестантского рационализма; Карл Фрицше (C.F.A. Fritzsche, 1836–1843), чей трёхтомник на Рим. надолго стал одним из самых полных сборников материалов на эту тему, хотя сам комментарий отличается тяжеловесностью и рационализмом; Генрих Мейер (H.A.W. Meyer, 1832) и Вильгельм де Ветте (W.M.L. De Wette, 1836–48) могут считаться основателями современного стиля комментирования, сочетающего научную точность с популярностью, краткостью и живостью изложения; крупные богословы-экзегеты Ганс Лицман (H. Lietzmann, 1906) и Теодор Цан (Т. Zahn, 1910) также внесли свой вклад в историю комментирования Рим. Однако самым известным, вероятно, среди всех вообще истолковательных трудов стало составившее эпоху знаменитое «Послание к Римлянам» Карла Барта, выход которого в 1919 г. Карл Адам назвал «бомбой, взорвавшейся на игровой площадке теологов». Но, конечно же, при всём огромном значении этого труда для понимания эволюции богословской мысли XX в., всерьез изучать Рим. по Бартовой работе было бы безнадежным занятием. Из англо- и франкоязычных авторов комментариев к Рим., трудившихся до Первой мировой войны, назовём следующих: американский пресвитерианин Чарльз Ходж (С. Hodge), признанный одним из самых ярких выразителей кальвинизма в Америке в XIX в., автор многочисленных работ, в том числе и «Систематического богословия», причём обстоятельный комментарий к Рим. (1835) признаётся самым значительным из его трудов; один из крупнейших английских филологов-эллинистов, известный переводами Платона и Аристотеля, декан оксфордского Баллиоль-Колледжа Бенджамин Джоуэтт (В. Jowett), опубликовал, кроме комментария к нескольким посланиям ап. Павла, включая Рим. (1835), весьма ценные очерки по ключевым богословским темам Рим. (оправдание верой, соотношение между законом и благодатью, вменение греха Адаму и др.); плодовитый англиканский экзегет Уильям Келли консервативного толка (W.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Eltester, Р. Schwanz, H. Balz); отражение «мистического опыта Духа» некоторых верных (U. Luz) 630 ; выражение уверенности, что Бог завершит то, что начал (Barrett, Murray, Osten-Sacken, Cranfield, Dunn, Scott, Stuhlmacher) 631 . Важно понять, заключает Джеймс Данн, что здесь «Павел сознательно поместил весь процесс космической и человеческой истории меж двумя полюсами – предвечным замыслом и окончательным прославлением как осуществлением этого замысла. Только в этом контексте можно поставить вопрос о предопределении [...], т. к. Павел не предлагает размышлять над классическими проблемами детерминизма и свободной воли [...]. Его мысль состоит просто в том, что в перспективе цели очевидно, что история есть сцена раскрытия Божьего замысла, замысла Творца, осуществляющего Своё изначальное намерение в творении» 632 . 6. Антропология Рассматривая данный вопрос, необходимо иметь в виду два момента. Во-первых: антропологические воззрения эллинского Благовестника всегда и во всём носят этический, нравственный колорит 633 ; «они заслуживают нашего разбора по мере своего соприкосновения с амортологическими» 634 . Во-вторых: на основании одного послания к Римлянам трудно определить, дихотомии или трихотомии придерживался святой апостол Павел. Никто из русских экзегетов Послания такого однозначного определения не делает. Поэтому, поскольку человек видится как материально-тварное, так и духовно-тварное существо, мы данный вопрос рассмотрим с двух этих сторон. 6.1. Материальная сторона Апостол, говоря о внешней оболочке 635 человека, пользуется двумя терминами – «тело» (σμα) и «плоть» (σρξ). 6.2. Духовная сторона Раскрывая проявление духовной стороны человека, божественный Апостол использует три выражения: дух (πνεμα), ум (νος) и внутренний человек ( σω) νϑρωπος). 6.2.3. Внутренний человек Термин «внутренний человек – σω νϑρωπος» встречается в трёх посланиях ( Рим.7:22 ; 2Кор.4:16 и Еф.3:16 ). Характеристические черты внутреннего человека, которые бы принципиально отличали его от духа и ума, назвать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Боговоплощение отменяется: Христос объявляется человеком, и только человеком. Происходит подмена онтологического акта Искупления революционной политической акцией, в результате чего Царство Христово — это  Царство не от мира сего  ( Ин. 18, 36 ) — получает транскрипцию вполне мирского, альтернативного государственного устроения. Однако Новый Завет не даёт для этого никаких оснований. Напротив, Евангелие свидетельствует, что сам римский прокуратор не находит в Христе  никакой вины  ( Ин. 18, 38 ), то есть вины политической. Пилат понимает, что иудеи предали Его из зависти  ( Мф. 27, 18 ).  Разве я иудей? — вопрошает Пилат Христа. —  Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?  ( Ин. 18, 35 ). «Не того боялся Синедрион, вынося смертный приговор Спасителю, что римляне сочтут христиан за революционеров, а обратного: боялся, что под влиянием Спасителя народ совершенно охладеет к поддерживаемому Синедрионом революционному направлению, перестанет даже вести оппозицию римским захватам…» 263 . Когда же Господь торжественно входил в Иерусалим,  фарисеи говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идёт за Ним  ( Ин. 12, 19 ). Митрополит Антоний (Храповицкий) полагает, что они не успевали «остановить чествование грядущего Господа» 264  и подготовить народное восстание против римлян, ибо вход Господень во Иерусалим, хотя при этом и  весь город пришёл в движение  ( Мф. 21, 10 ), не вызвал никакого беспокойства у римлян, да и «по существу был совершенно антиреволюционным, мирным, как олицетворение чисто духовной власти, чуждой… насилия и оружия» 265 . Новозаветное Благовестие свидетельствует, что Христос с Его  Царством не от мира сего  ни в коем случае не был и не мог быть революционером 266 . Напротив, если уж так необходимо говорить о Нём в терминах современного мира, можно утверждать, что Он ведёт себя как традиционалист. Евангельское Откровение не только выстраивается сообразно ветхозаветным пророчествам, призывая их в свидетельство, но и раскрывает их прообразовательный смысл.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010