Ряд недвусмысленных изречений апостола Павла не оставляет сомнения в том, что для него первый Адам – вовсе не только «первый по времени грешник» 38 , а родоначальник всей греховной природы человека. Об этом говорит, между прочим, известный текст Послания к римлянам ( Рим. 5:12 ): Как одним человеком грех вошел в мир, а грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Высокопреосвященный Антоний полагает, что слова «в нем» в конце этого текста представляют собою неверный перевод греческого φ, которое в данном контексте будто бы означает не в нем, а понеже, потому что. На этом основании высокопреосвященный предлагает вычеркнуть из этого текста слова «в нем» или «в нем же» и читать его в следующем переводе: «И тако смерть во вся человеки вниде, понеже все согрешиша» 39 . Но ошибочность этого толкования, несовместимого с учением Церкви о первородном грехе, явствует из дальнейшего объяснения того же Послания к римлянам: Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделалися многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:18–19 ). Идет ли речь о первом или о втором Адаме, апостол Павел непременно подчеркивает, что тот и другой – носители вселенского начала. Грешит ли Адам, в нем, как в родоначальнике всего человечества, согрешают его потомки, и все несут осуждение. Совершенно так же и крестная смерть Христа служит началом жизни вечной не только для человеческого естества Иисуса Христа, но для всего человечества. Ибо победа над грехом есть тем самым и победа над смертью. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:22 ). Природа человека определяется окончательно или ко Адаму или ко Христу, – рождается в одного из двух родоначальников и соответственно с этим осуществляет в себе образ и подобие того или другого. Первый человек Адам стал душою живущего ( Быт. 2:7 ), а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, а потом духовное. Первый человек из земли перстный; второй человек Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 15:45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

1188. Пс. 106. 30. 1189. Быт. 3. 1190. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1191. Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 1192. Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их. 1193. Слово 4, гл. 32 и 39. 1194. Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 1195. Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля. 1196. Алфавитный патерик. 1197. Житие преподобной Марии. 1198. Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X. 1199. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1200. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1201. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1202. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26. 27, 81. 1203.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6. 3). 1204. Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 1205. Слово 15, гл. 54, 55. 1206. Слово 15, гл. 54, 55. 1207. Добротолюбие. Ч. 4. 1208. Алфавитный патерик. 1209. Лк. 12. 35–38. 1210. В житии преподобного Антония повествуется следующее. Во время сильнейшей бесовской брани Преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» И услышал голос: «Я был здесь; но желал видеть мужество твое» и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 1211.  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21. 7). 1212. Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как о главнейшем оружии против греха. 1213. Ответ 177. 1214. Мф. 4. 3, 4, б, 7. 1215.  …бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 39, 41). 1216.  …у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. …Нет, …но если кто из мертвых придет к ним, покаются. …Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16. 29–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

500 Св. Иоанн Златоуст . О Священстве 3, 5–6 (48, 643–4): «Подразумевается, – как говорит св. Златоуст, – потому что мы рождаем не сами от себя, но всё принадлежит благодати Божией». (Омилия 4, 1 на 2 Послание к Фессалоникийцам (62, 492). 504 Ср. Омилия 24, 2 на Послание к Римлянам (60, 624). Беседа о святом мученике Романе 2, 3 (50, 616). 507 Уже сами слова апостола Павла ( Еф. 4:16 ): получает приращение для созидания самого себя в любви свидетельствуют о том, что это понятие выходит за границы определения простого физического тела, которое не знает о такой любви, потому что «оно в рабстве у природы» (Златоуст. Омилия 32, 1 на 1 Послание к Коринфянам (61, 263). То есть в теле господствует подчинение природе. Любовь, между тем, дело одушевлённого и свободного лица к другому лицу, и имеет свой прототип в Святой Троице. Поэтому слова апостола уже указывают на то, что Церковь как «тело» должна быть понята в более возвышенном, богочеловеческом смысле, ибо она – общение личностей Ср. митр. Антоний (Киевский). Полное собрание сочинений, т. 2, 17–18. 509 Св. Григорий Палама. Аподиктическое слово о Святом Духе, 2, 78; Συγγρμματα, изд. П. Христу. Фессалоники, т. 1, стр. 149. 513 По св. Симеону Новому Богослову , речь в действительности идёт об одной и той же тайне. Приводим толкование св. Симеона, которое наиболее полно соответствует экклесиолого-евхаристическому контексту всего этого текста апостола Павла ( Еф. 5:29–32 ): «Как Ева была взята от плоти и костей Адама и были они одним телом, так и Христос, давая нам Себя для причастия (нашего) от тела Его и костей Его, которое явил апостолам после Своего Воскресения из мёртвых, сказав так: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:39 ); от этих (плоти и костей) даёт нам пишу, и через приобщение делает и нас едиными с Ним... добавляет, говоря: оставит человек отца и матерь свою, показывая, что ради Христа оставит их, и прилепится к жене своей, то есть к Церкви, и будут двое в плоть едину, то есть тело Христово и Божие. И то, что тот же смысл имеет слово Павла, и что мы это говорим не от себя, свидетельствует тот же апостол: Тайна сия велика, я говорю по отношению к Христу и к Церкви. Поистине велика, и более чем велика, есть и будет эта тайна того, какое общение и соединение, близость и родство имеет жена с мужем, такое же богоподобающее – общение и соединение, превосходящее всякое понимание и слова, имеет Владыка и Творец всего Христос со всецелой Церковью». ( Λγος 45, 6 изд. Загореоса, стр. 217–218) ( Λγος θιχς, l, 6 SCh 232–234).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   В посланиях своих Апостол Павел все время призывает верующих к молитве, и именно к молитве подвижнической, т.е. постоянной, которая всегда в сердце человеческом:     «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны», -»; говорит Апостол в послании к Римлянам (Рим.12:12).     «Будьте постоянны в молитве», -»; говорит он в Послании к Колоссянам (Кол.4:2).    Дает заповедь и Фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь» (1 Сол.5:17).     Святой Антоний Великий говорит: «Славно духовное подвижничество, но много у него противников».    Путь подвижнический избирают немногие. И этих немногих искушает МЫСЛЬ:     «Все живут иначе – неужели все погибнут? Неужели все ошибаются? Все неправы» – «один я прав».    Таковым Господь сказал:     «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:4).    А тем, которых ужасают трудности на этом пути, Он дал великое утешение и ободрение.    Ученики Его «чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10:26—27).     «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».     Подвижники пошли через «тесные врата» и то, что узнали на своем пути, поведали всей Церкви    Молитва стала их главнейшим делом не потому, что они отвлеченною мыслью решили «посвятить себя молитве», а потому, что к постоянной молитве привела их борьба со страстями.    На пути в Царствие Божие стоят гордость, самолюбие, сластолюбие, чревоугодие, леность, зависть, чувственность – все это надо побороть в себе.    Где искать помощи? Где черпать силы? В молитве.    И молитва стала орудием борьбы с темными силами страстей за спасение души, за очищение ее от всякой скверны, дабы душа могла, по словам Серафима Саровского, «стяжать Духа Святого Божьего».    Как говорит один подвижник: «Дарования Божий приходят сами собой, если найдут место чистым и нескверным».    Но если молитва есть меч духовный в борьбе с силой диавольской, действующей на нашу душу чрез страсти, то, с другой стороны, она твердыня, яростно осаждаемая полчищами сил бесовских.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

Апокалипсис указываете на три вида чудотворений: 1) Для обольщения множества людей антихрист сведет с неба огонь. О сем чуде Св. Андрей Кесарийский говорит: «неудивительно, что для обольщенных очей виден будет огонь с неба. Мы знаем, что, по Божию попущению и действию сатаны, ниспал с неба огонь и попалил стада Иова (Слово 13 на Апок.)» 2) Вложит великий чародей дух в образ зверя, отчего сей образ будет говорить. Тот же Святой о сем говорит: «Повествуют, что демоны нередко говорили посредством статуй и изображений, вод и деревьев, чрез Аполлонову статую и другие. Дунаю, что и чрез мертвые тела, как, например, Симон волхв при Апостоле показал Римлянам мертвого движущимся. Апостол обличил его, показав, как восстают мертвые, которых он сам воскресил (там же)». 3) Антихрист притворится мертвым и потом воскреснет. Указанными чудесами он удивит весь мир! Глава VI. Уничижение антихристом Божественного Закона; гонения и мучения Христовых исповедников Антихрист будет упорный противник Христов. Все деяния Христовы – и учение и чудеса восхулит и будет стараться разорить Божественный Закон, отвергнуть крещение, миропомазание, причащение и остальные таинства. Св. мученик Ипполит в слове о конце мира говорит, что «во времена антихриста перестанут приносить Богу святую бескровную жертву; церкви Божии будут разорены, обратятся в вертепы разбойничьи и непристойные хлевы; не слышно будет псалмопения, ибо угаснет всякий чин, всякое церковное благолепие». Св. Иоанн Златоуст учит: «когда придет он, ничего правильного не повелит, но все законопреступное и беззаконное (Слово 4)». И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех ( Дан.11:36–37 ). Антихрист повелит всем творить обрезание и хранить субботы. Принятый Иудеями за Мессию и сам примет все Иудейское; как Иудеи не веруют в Иисуса Христа, Сына Божия, так и мессия их, – антихрист, восхулит и возненавидит Его. «Кто лжец, восклицает Иоанн Богослов, если не тот, кто отвергает что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына не имеет и Отца ( Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Более ясное толкование пророчества находим в житии пророка Даниила. «Царь, Навуходоносор, ты голова золотая. После тебя будет другое меньшее царство – серебряное. Мышца и две руки означают два народа – Мидийский и Персидский. За серебряным последует медное. Восстанет тогда некто, облеченный в медь. Будет это Александр Македонский, который разрушит Мидо-Персидское царство. Наступит и четвертое, подобное железу. И как железо утончает все металлы и золото, и серебро, и медь, так и это царство покорит всю вселенную. Две голени означают две части того царства: восток и запад, или греков и римлян. Ноги частью железные, частью глиняные, знаменуют то, что царство в последующее время раздробится на многие мелкие государства. Камень, оторвавшийся от горы без постороннего влияния и упавший на тело идола, прообразует Христа, Сына Божия, имеющего родиться от Пресвятой Девы Марии без мужеского смешения. Он, развеяв все временные владычества, утвердит царство духовное, которое не рассыплется во-веки». И так, по свидетельству Священного Писания и толкованиям Св. Иоанна Златоуста , антихрист придет в мир только по совершенном падении Римского государства. Глава II. Проповедание Евангелия во всем мире Иисус Христос на вопрос учеников – какой признак Его пришествия и кончины мира – отвечал: берегитесь, чтобы кто не прельстим вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. Α многие лжепророки восстанут, и прельстят многих. И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевый же до конца спасется. И проповедано будешь сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:3–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Братия с преподобным Антонием, направившись к архиепископу Нифонту, который в то время занимал святительский престол, сообщает ему о деле. И святитель Нифонт был очень рад их благому решению, ибо он любил преподобного за его высокую добродетель; и поставляет он преподобного в диаконы, потом в священники, и затем в игумены. И прожил преподобный в игуменстве шестнадцать лет в добрых делах и берег стадо Христово. И когда узнал преподобный о своем отшествии к Богу, призвал он меня, назвал своим духовным отцом и исповедался в слезах. И поведал преподобный моему ничтожеству про свое прибытие из Рима, и о камне, и о деревянном сосуде-делве, то есть о бочке, как вначале написано. И приказал мне все это после своей смерти написать и передать Церкви Божией, читающим и слушающим на пользу души и на исполнение добрых дел, во славу и честь Святой и Живоначальной и Неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и Пречистой Богородицы. Я же сильно дивился этому. А преподобный Антоний призвал братию и сказал им: «Братия моя и сопостники, молю вас, ныне я ухожу из этой жизни к Господу Богу моему Иисусу Христу, молите же за меня Бога и Пречистую Богородицу во время преставления моего, чтобы взяли мою душу милостивые ангелы и чтобы я избег вражьих сетей и воздушных мытарств вашими молитвами, ибо я грешен. А вы изберите себе на игуменство на мое место отца и учителя из братии и пребудете у него в посте, и в молитве, и в трудах, в постах и во бдениях, и в слезах, и в любви между собой, и в послушании перед игуменом и своими духовными отцами и перед старейшими из братии, ибо написано: „Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; блаженны алчущие и жаждущие правды ради, ибо они насытятся; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах”». И много другого преподобный наказал братии, поучая ее во спасение. Братия же, видя преподобного при последнем издыхании, была в великой горести, и в печали, и во многих слезах, и говорила: «О, добрый наш пастырь и учитель, мы видим тебя теперь при последнем издыхании в конце жизни. К кому же мы прибегнем теперь, и от кого получим радость медоточных словес учения, и кто озаботится о наших грешных душах? Но молим тебя, Спасов угодник, если ты обретешь милость перед Богом после своего ухода из этой жизни, то моли о нас неустанно Бога и Пречистую Богородицу. А здесь, господин, избери нам игумена из нашей братии, как угодно твоей святости, потому что тебе известны все наши духовные тайны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В немногие годы он совершает сушею и морем три великих странствия, проходит многие земли, острова, города. Везде он проповедует сперва иудеям, а когда они не слушали его, обращается к язычникам. Язычники эти были греки и римляне, считавшиеся тогда наиболее образованными народами на свете. Павел в своей проповеди хотел быть всем вся, т.е. учить каждого так, как приходилось кого учить. Говоря с иудеями, он подобно св. Петру ссылался на древних пророков, возвестивших о Христе. Говоря с язычниками, хвалившимися своею мудростию, он ссылался также и на собственный разум их, на их учителей. Поклоняясь ложным богам или идолам, лучшие язычники сохранили, однако ж, смутную мысль о каком-то неведомом, забытом ими Боге, от которого произошел свет, произошли и все люди. «Сего-то неведомого Бога я вам проповедую» – сказал однажды Павел в собрании языческих судей-мудрецов в славном городе греческом Афинах. «Сей Бог сотворил мир и все, что в нем. Он Господь неба и земли. Он от одной крови произвел всех людей, он разселил народы по всему лицу земли, определив для жительства каждого из них свои времена и места, дабы они искали Бога: не ощутят ли и не найдут ли Его, хотя, впрочем, он не далеко от каждого из нас; ибо мы Им живем и движемся и есмы: так как некоторые из ваших мудрецов, говорили: «Мы Его и род». Итак мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, обделанному художеством и вымыслом человеческим. Теперь, прощая людям прежнее неведение их, он всем им повсюду повелевает покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им мужа, о чем Он дал свидетельство всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:23–31 ). И под именем мужа, апостол, разумел здесь, братие, Богочеловека Иисуса Христа. Видите, как, начав проповедь учением о Боге – Творце и Промыслителе, мудрый апостол пришел к учению о Сыне Божием – искупителе мира и, указал здесь на то величайшее чудо из чудес, чудо воскрессния Его, которое свидетельствовало о божестве воскресшего Искупителя и божественности Его учения. Никогда ничего подобного не слышали еще язычники, и некоторые из них так увлеклись проповедию Павла, что сказали ему: «Об этом еще послушаем тебя» ( Деян.17:32 ), а нашлись и такие, что сразу пристали к нему и уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В отношении правителей и начальников Святое Писание дает совершенно ясные указания отношения к ним христианина. Апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение... Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро... И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите: ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим. 13,1–8 ). Как пишет старец Силуан: «Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен». Святой апостол Павел сам показывает пример полного уважения и мудрого отношения ко всем начальникам, с которыми он встречался. Вспомним его защитительную речь перед правителем-римлянином Феликсом, исполненную почтительности ( Деян. 24,10–21 ). Любовное – с открытым сердцем отношение апостола Павла ко всякому человеку, вне зависимости от верования, национальности и положения открывало апостолу сердца для проповеди , которая и была так успешна у него. Он пленял сердца язычников, включая и многих из начальствующих. Например, обращение проконсула Сергия Павла ( Деян. 13,7–12 ). Впрочем, в отношении к власть имущим у христиан не должно быть раболепства или согласия с ними при творении ими неправды. И здесь святые отцы призывают христиан, откинув страх, встать на борьбу за попранную правду, считая, что Бог сильнее всех властей. Как пишет преподобный Антоний Великий : «Начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душой, и всегда содержи это в мысли своей. Поэтому, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Верный своему обычаю опускать то, о чем уже писали прежние евангелисты, апостол Иоанн даже не упоминает о том, в чем обвинили Иисуса Христа пред Пилатом Его враги, но, вероятно, предполагает известными читателю слова 3-го Евангелия: «И начали обвинять Его» (пред Пилатом), говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем» (23, 2). Помянутая вероятность основывается на том, что, по Иоанну, Пилат прямо спрашивает Иисуса Христа: «Ты ли Царь Иудейский?» (18, 33). Враги Христовы знали, какое обвинение более всего заинтересует римского правителя и потому, по еврейскому обычаю, не остановились пред самой злостной клеветой о подати и о покушении на власть, тогда как Спаситель тем и навлек на Себя неудовольствие народа, что отказался от последней, а, как Он говорил о законности подати римлянам, это все мы знаем. Ответ Спасителя о царстве не от мира и истине совершенно уверили Пилата в Его невинности, ибо правитель и раньше знал, что Христа предали из зависти ( Мк. 15, 10 ). Однако Пилат был, видимо, раздражен на иудеев и, издеваясь над их революционным настроением, сказал им: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» ( Ин. 18, 39 ). Следующий стих, как и повествование Марка, дает основание думать, что ходатайство о Варавве началось раньше представления ему Иисуса Христа, ибо стих этот читается так: «Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву». Причем тут слово опять? еще ни о каком крике народном евангелист не упоминал. Должно думать, что пререкание о Варавве началось раньше, затем было прервано появлением врагов Спасителя и Его Самого, чем Пилат и пожелал воспользоваться чтобы взамен вовсе не желательного для римского правителя бунтовщика отпустить на свободу неповинного Учителя. В ответных криках народа еще не определилось враждебное отношение народа к Спасителю, но только настойчивое желание выручить Варавву. После этого речь о Варавве и не возобновляется в четвертом Евангелии: видимо, Пилат теперь уже решил исполнить требование толпы, сочувствовавшей бунтовщику Варавве, но тут же решил и отомстить революционному народу, предав посмеянию его излюбленную революционную идею о национальном царе, который свергнет римское иго. При этом Пилат хотел наполовину удовлетворить злобное чувство врагов Христовых, и вот, выслушав крики о Варавве, «Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010