От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов. Мы знаем, что первоначальниками такого рода жизни были вышеупомянутые святые Павел и Антоний. Они не как некоторые – по малодушию, не по нетерпеливости, а по желанию высшего совершенства, для божественного созерцания удалились в сокровенные места пустыни, хотя говорят, что первый из них ушел в пустыню по необходимости, избегая наветов своих родственников во время гонения. Таким образом, из сказанного рода жизни произошел другой род совершенства, последователи которого называются анахоретами, т. е. отшельниками, потому что, не довольствуясь той победою, какую одерживали над сокровенными кознями дьявола, желая вступить в открытую войну с демонами, не боялись проникать в отдаленные места обширной пустыни, именно в подражание Иоанну Крестителю, всю жизнь проводившему в пустыне, а также пророкам Илии, Елисею и тем, о коих апостол говорит: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:37–38 ). И в псалмах образно говорится: «да скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их» ( Пс.106:2, 4–6 ). И пророк Иеремия так говорит о них: блажен, кто несет иго от юности своей, сядет уединенно и будет безмолвствовать, ибо он возвысится над собою ( Плач 3:27–28 ). Они расположением и делом воспевают слова Псалмопевца: «я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Глава 7. О начале и жизни сарабаитов Когда христианская церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале церкви происходя от Анании и Сапфиры, было посечено строгостью апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строгого суда, по которому блаженный апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Притом известно, что любовь родителей к детям сильнее любви детей к родителям. Посему божественный апостол Павел и сказал коринфянам: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися. Не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших ( 2Кор. 6:11–12 ). Равным образом и моя любовь к вам, дети, сильнее вашей любви ко мне, потому что вы дети мои. Итак, будем вместе молить Бога, чтобы Он позволил нам видеть друг друга. Я уверен, что пришествие мое к вам доставит вам великую радость и веселие, как и апостол некогда говорил о сем же римлянам: желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное ко утверждению вашему. Сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею ( Рим. 1:11–12 ). Пришедши к вам, я расскажу вам много такого, чего теперь письменно открыть не могу и что послужит к вашему спасению от Господа Иисуса Христа. Ему должна быть вечно приносима слава, честь, поклонение и хвала. Аминь. Письмо тринадцатое. О том, что тайны Царства Небесного открываются только тем, которые достигли высокой степени духовного совершенства, и что сии люди в последний день Суда будут судить мир Вы знаете, возлюбленные мои в Господе, что всякий человек, будет ли он мужеского или женского пола, имеет способность любить или Божественное, или человеческое. Люди божественные любят Божественное, люди плотские любят плотское. Поскольку вы избрали Божественное, то я люблю вас всем духом моим. Вы имеете в себе Бога и стоите на высокой степени совершенства; и я всегда молю Бога о вас, чтобы в ваших божественных сердцах умножалась любовь к Богу и открылись вам великие таинства Божии, которые я не могу изъяснить словами моими, потому что они очень высоки. Они совершенно отличны от всего, что находится в мире сем. Они не открываются душам нечистым, но открываются тем людям, которые очистили сердца свои от всего нечистого и совершенно удалились от порочных дел скоропреходящего мира сего; открываются тем людям, которые возненавидели и мир сей и души свои, взяли крест, последовали за Господом и во всем стараются исполнять волю Его. Поэтому в них вселилось Божество и даровало им духовную сладость и веселие, которые питают и взращают души их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Деян 16:16–21. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Каким духом была одержима служанка? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе, это та женщина, Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. « Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего». О дух нечистый! Если ты знаешь, что они « возвещают… путь спасения», то почему не удаляешься от них?

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Разделы портала «Азбука веры» Лакомство ( сластолюбие ) — 1) потребление пищи (пищевого продукта, пищевых продуктов), воспринимаемой, как «вкусная», сопровождаемое вызываемым этим потреблением удовольствием (нередко бывает связано с пристрастием к пище с ярким, приятным вкусом, изысканной пище); может являться проявлением страсти  чревоугодия  в форме  гортанобесия ; 2) пищевой продукт (пища), составляющий, при его потреблении, предмет удовольствия. Лакомство – грех? Вкушать пищу, опознаваемую как вкусную и доставляющую удовольствие, церковными канонами не запрещено. Другое дело, когда стремление человека к удовлетворению своих желаний полакомиться проявляется в форме греховной зависимости или страсти: страсти чревоугодия (гортанобесия). С этой страстью необходимо бороться. Заметим, что чревоугодие опознавалось рядом отцов Церкви как одна из восьми опаснейших страстей (например, прп. Иоанном Кассианом Римлянином , свт. Игнатием (Брянчаниновым , и др.). Говорится ли в Священном Писании о том, как следует относиться к лакомству? В Священном Писании об этом говорится достаточно определенно. В частности, там содержатся такие слова: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» ( Сир.37:32 ). Апостол Павел в одном из своих посланий резко отзывается о чревоугодниках: «Их бог – чрево» ( Флп.3:19 ). Чем опасна страстная зависимость человека от лакомства? Страстная приверженность человека к лакомству есть одна из форм проявления чревоугодия. Как греховная страсть, чревоугодие препятствует единению человека и Бога: «Их бог – чрево» ( Флп.3:19 ). Заметим, что по свидетельству целого ряда христианских подвижников, развитие страсти чревоугодия способствует формированию в грешнике многих прочих греховных страстей. В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). А, например, прп. Антоний Великий , связывал похоть плоти с пресыщением чрева, давая понять, что страсть к пресыщению чрева может способствовать развитию блудной страсти. Как, в целом, должен относиться христианин к еде, чтобы не согрешать, но и не умереть с голоду?

http://azbyka.ru/lakomstvo

Святые отцы рекомендуют людям, совершившим грех, рассматривать его причиной самого себя и чистосердечно в этом раскаиваться, не пытаясь оправдаться внешними обстоятельствами, в роли которых иногда выступают и другие люди, соблазняющие нас Преподобный Антоний Великий говорит: " в соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно предается разленению, то не может быть непобеждаемою " (цит. по 8:63,64). Каждый человек сам выбирает свой путь. Ибо " Он (Бог - П.В.) от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему " (Сир.15:17). Каждый сам виновен в совершении им греха, так как " искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть " (Иак.1:14-15) При этом " Бог не искушается злом и Сам не искушает никого " (Иак.1:13) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку " не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести " (1Кор.10:13). " Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога " (преподобный Исаак Сириянин. Цит. по 20:152). " Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку " (преподобный Макарий Великий. Цит. по 43:364). " Вступившие в борьбу по внутреннему человеку и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения непрестанно наветуют нам, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу - им дана власть подстрекать. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их вредоносную славу или свободно соглашаться с ними " (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Цит. по 86:182).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Такое руководящее, скажем всезахватывающее, значение Данииловых пророчеств в жизни иудейского народа определялось как великим авторитетом Даниила, считавшегося мудрейшим из людей ( Иез. 28, 3 ) и сильнейшим предстателем пред Богом за народ и даже за все человечество ( Иез. 15, 13–21 ), так особенно тем, что пророчества эти, предсказавшие пришествие Мессии и возрождение Божия Царства со всею арифметическою точностью через 490 лет, отвечали определенно и ясно на самые мучительные сомнения и ожидания народа, начавшего быстро возрождаться и духовно и политически вскоре же по написании пророчеств, но потом ставшего игралищем случайных и ничтожных политических авантюристов и, наконец, крепко придавленного железною рукою римлян. Израиль мыслил себя главною ценностью мировой истории, центром Божественного Промысла, то возвеличивающего его, то карающего; но вот жизнь передней Азии обращается на три века и более в бурное море страстей различных завоевателей, то возносящихся в силе, то низвергаемых в пропасть, а избранный народ становился как бы бессильным мячиком, который эти ничтожные разбойники перебрасывают сюда и туда. Улыбнувшаяся ему на время надежда во времена Маккавеев тоже рассыпалась, а предсказания Даниила оставались перед его глазами. Израиль, избранный народ Божий, достался в плен язычникам, а мировая жизнь движется по произволу последних. Где же Божия правда? Где же Бог ? Эти мысли, эти страдания верующей души с особенною силою изложены в Третьей книге Ездры. Писатель плачется Богу, что Он, избрав из всех лесов одну виноградную ветвь, из всех цветов одну лилию, из всех птиц одну голубицу и т. д. и из всех народов один народ (5, 23–30), теперь предал его на попрание язычников, хотя «о прочих народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все могущество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда. И ныне вот эти народы, за ничто тобою признанные, начали владычествовать над нами и попирать нас… Если для нас создал век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? И доколе Это?» (6, 56–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Уверьтесь крепко в той истине, утвердитесь всем сердцем и всею мыслию в том отрадном веровании, что во всех случаях и обстоятельствах жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором и попечением любвеобильного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательною десницею, что от Его отеческого благословения зависит все наше счастие и временное и вечное, а от Его гнева все несчастие и погибель. а) В самом деле, если и на все творения великие и малые простирается всеблагое промышление Отца небеснаго, то может ли Он оставить и презреть человека, на котором напечатлел Он Свой божественный образ, для спасения которого не пощадил единородного Сына? Взгляните, говорит Господь, «на птиц небесных; они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их; кольми паче вас, маловеры! Посмотрите и на полевыя лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же и траву полевую, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един?» ( Матф. 6, 26–30 ). Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть и предуразуметь, что встретит его в грядущий день, или обещать себе продолжение жизни и здоровья хотя бы на один час? Кто из самых заботливых и попечительных может обеспечить жизнь свою от всякой беды и скорби, от всякого зла и напасти? Кто из самых искусных и многосведущих, бросая семена свои на землю, может быть уверен наперед, что посеянное принесет ему изобильный плод? Кто из самых трудолюбивых и предусмотрительных может быть уверен, что приобретенные им блага многа послужат ему на лета многа? Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословение Божие и от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, и никакое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

342 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 88–89. 345 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. (?). 346 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 95. 350 Блаженный Феодорит, еп. Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла. С. 25. 351 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 96. 353 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 97. 357 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 98. 359 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 98. 364 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 101–102. 366 Cranfield C.E.B. A Critical and Exegetical (Commentary... Vol. I. P. l03–104. См. также: Dunn J.D. J. Romans... Vol. I. P. 47. Schreiner T.R. Romans... P. 72; Feuillet A. La Citation d’Habacuc II. 4 et les huit premiers Chapitres di l’Eptre aux Romains. New Testament Studies 6. 1959–60. P 52–80. Фейе несколько иначе, чем Кранфильд разбивает Послание, но также считает, что ст. 17 предопределяет его структуру (по Шрейнеру. Р. 74. 22). 367 Cranfield С.Е. В. A Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 100. Джуит и Котански, напротив, считают, что κ πστεως ες πστιν связано с ποκαλπτεται (Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 144, со ссылкой на F. Blass and A. Debrunner. A Greek Grammar of the New Testament and Other Early Christian Literature. Trans. R.W. Funk. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1961. § 472–474). 368 Sanday W. & Headlam A.C.//Critical and Exegetical... P. 28; Lagrange, M.-J. Saint Paul.. Épître aux Romains. Études bibliques, 1931. Repr. Paris: Gabalda, 1950. P. 20; Schmidt H.W. Der Brief des Paulus an die Römer. Theologischer Handkommentar zum Neuen Testament 6. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1963, S. 28; Kuss O. Der Römerbrief übersetzt und erklärt. Regensburg: Pustet, 1957–78. 1:24.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Благодаря битве при Филиппе (42 г. до P. X.) Октавиан и Антоний сделались повелителями Римского государства. Антоний взял на себя управление Азией. Когда он прибыл из Македонии в Вифинию, расположенную на севере Малоазиатского полуострова, туда явились приветствовать победителя, между прочим, также и знатные евреи, горько жаловавшиеся на положение Иудеи. Это были, очевидно, люди фарисейского направления, которым вообще опостылели политические дела; они изливали всю свою злобу на существующие обстоятельства в обвинениях против Фазаеля и Ирода. Со стороны Гиркана II они ожидали себе всякого добра; ведь он был воспитан в школе фарисеев. Но они оплакивают беспомощность первосвященника, который правит только номинально; в действительности же, властвуют сыновья Антипатра. При этом они, конечно, упускали из виду, что причина беспомощности Гиркана заключалась именно в его фарисейском направлении, которое они в нем превозносили. Между тем Ирод не боялся таких непрактичных обвинителей. Он сумел устроить так, что Антоний даже не выслушал их. К такому результату, может быть, привело содействие денег, но как бы то ни было, Ирод сумел снискать доверие Антония. Весьма вероятно, что ему в этом помогло знакомство Антония с недавними событиями в Палестине, так как 12–15 годами раньше Антоний под начальством Габиния сражался в союзе с Антипатром против сына Аристобула II Александра. Теперь Ирод совершенно открыто сделался приверженцем римлян, как раньше Антипатр; на это указывают его отношения к Сексту Цезарю и Кассию. Конечно, обручение с Мариамной привело его также к более тесной связи с враждебной римлянам ветвью асмонейского дома. Но Ирод не ошибался, считая этот брак разумным поступком, посредством которого он хотел примирить враждебных Риму асмонеев с существующим положением. Поэтому Антоний видел, вероятно, в Ироде подходящее орудие для своих планов относительно Иудеи. В то же время он имел случай оказать иудеям услугу. Гиркан сам отправил к нему в Эфес, куда он прибыл из Вифании, трех послов с золотым венцом и просьбою исправить зло, причиненное Кассием иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякого, кто осмелился ослушаться моего распоряжения, постигнет кара. В случае нарушения мне предоставляется право распорядиться с ослушником сообразно моему личному каждый раз усмотрению». 6. Совершенно то же самое он написал также сидонянам, антиохийцам и арадийцам. Мы считали уместным привести здесь все это в подтверждение указанного нами расположения и попечения римлян о нашем народе. Глава 13 1. Когда впоследствии Антоний прибыл в Сирию, то выехавшая к нему навстречу и свидевшаяся с ним в Киликии Клеопатра 973 очаровала его своими прелестями. Тогда вновь явились к нему сто самых влиятельных иудеев с жалобами на Ирода и его клевретов, причем они выбрали из своей среды наиболее ловких ораторов. Но против них стал говорить от имени молодого поколения Мессала 974 и сделал это в присутствии самого Гиркана, который тем временем уже успел породниться [с Иродом]. Антоний выслушал обе стороны в Дафне 975 и затем спросил Гиркана, кто из них лучше умеет править народом. Когда же тот указал на Ирода, Антоний, который и раньше относился к нему благосклонно в память своей давнишней дружбы к отцу его, с которым он и Габиний некогда были в наилучших приятельских отношениях, назначил обоих братьев тетрархами 976 и поручил им заведование всеми делами иудеев, причем утвердил их в этом сане специальной грамотой. Вместе с тем он распорядился арестовать пятнадцать противников их. Когда же он собрался казнить их, его отговорили от этого намерения приверженцы Ирода. 2. Впрочем, вернувшиеся с такой неудачей послы все-таки не отчаивались, но послали еще тысячу человек к Антонию в Тир, куда тот, по слухам, должен был приехать. Однако Антоний, успевший получить от Ирода и его брата большие взятки, отдал приказ наместнику казнить иудейских посланников, которые-де стремятся к возбуждению смут, и поддерживать приверженцев Ирода. В то же время Ирод (находившийся вместе с Гирканом на песчаной равнине перед городом) тотчас пошел к ним навстречу и посоветовал им удалиться, чтобы, в противном случае, не подвергнуться крупной беде. Послы не послушались этого совета, и тогда внезапно выбежавшие [из города] и вооруженные короткими мечами римляне многих из них перебили, а некоторых ранили. Остальные же обратились в бегство, вернулись домой и прятались в ужасе. Когда народ стал громко роптать на Ирода, Антоний разгневался и приказал умертвить арестованных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010