Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Архиепископ полоцкий и витебский Василий (Лужинский): жизнь и деятельность Скачать epub pdf «Дело, на которое положил все мои силы, всю мою жизнь, – это воссоединение унии в Белоруссии и на Волыни. Я предан был этому делу более, чем моей жизни; занимался им по край-нему разумению, по совести и по истине, – это ведает Бог», – такими словами охарактеризовал свою деятельность архиеп. Василий (Лужинский) в 1870 г., будучи уже православным архиереем. Действительно, акт о воссоединении униатов с Православной Церковью , принятый собором униатского духовенства в г. Полоцке 12 февраля 1839 г., в неделю Торжества Православия по церковному календарю, служит венцом деятельности многих лучших униатских пастырей. История сохранила имена лишь некоторых из них: митрополит Ираклий (Лисовский), архиепископ Иоанн (Красовский), митрополит Иосиф (Семашко) , архиепископ Василий (Лужинский) , архиепископ Антоний (Зубко), а имена многих их помощников так и остались в безвестности. Однако и самое дело воссоединения более миллиона мужского пола людей, чьи предки были обманом и насилием обращены в унию из Православия, как кажется, было не вполне оценено уже современниками события. «И доселе, – пишет преосвященный Василий (Лужинский), – немного есть людей, даже из духовенства, которые о деле воссоединения имеют полное и правильное понятие». Тем более в наши дни эти слова справедливы. Безвестность и бесславие – нет хуже награды от потомков! Не виновно ли в этом пагубное равнодушие к родной истории, скрывающееся под привычным согласием со старыми наукообразными штампами? Cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера) – гласит известный тезис Реформации; согласно такому принципу в Речи Посполитой при короле-католике православные епископы принимают унию, а затем в Российской Империи при царе-православном униатские епископы принимают Православие, и в обоих случаях ими двигали корысть и малодушие. Так рассматривают события воссоединения «неконфессиональные» историки. У католических исследователей уния представляется ликвидированной государственной властью, а деятели воссоединения называются «изменниками», например, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Мы подошли к очень решительному моменту в истории воссоединения Белорусских униатов. Пр.Антоний Зубко свидетельствовал, что очень многие униатские священники считали принятие служебников актом присоединения к православию и что при отбирании письменных согласий на присоединение было меньше препятствий, чем при введении служебников 628 . Преосвященный писал о Литовской епархии: в Белорусской епархии дело обстояло таким же образом. Подписки, отбиравшиеся еп.Лужинским от священников, как мы видели, давались сравнительно легко. Одни выдавали их из боязни лишиться места за ослушание, другие, как асессор консистории Игнатович и иные, не придавали подпискам большого значения, находя не лишним выдачей подписки усыпить бдительность властей, а затем, считая себя в праве, когда потребуется, отказаться от данного в подписке обещания. Наконец, для всех было ясно, что пока подписки не меняли положения униатского дела, а лишь обязывали выдавших к чему-то в будущем, но Белорусские униаты еще не верили в силу и прочность унии. Даже запрещение некоторых, заведенных в униатских церквях, католических обрядов не вызвало ни резких протестов, ни сильного движения в белорусском униатском духовенстве. Когда, по приказанию пр.Василия, консисторией издавались распоряжения о преобразовании на православный лад колокольного звона, изъятии из употребления при богослужении колокольчиков, о введении православных церковных одежд и т.п., или когда сам пр.Василий при ревизии церквей на месте запрещал разные нововведения католического духа, духовенство относилось двояко к таким распоряжениям: в лучшем случае – оно безмолвно подчинялось велению власти, не видя в изменении некоторых обрядов большой опасности для унии, в худшем – также безмолвно, не обращая внимания на приказание, продолжало хранить эти католические формы церковной обрядности. Протесты в роде резкой выходки кс.Андрушевича, усмотревшего за подобным приказанием стремление властей извести унию, были совсем единичными фактами. Большинство белорусского униатского духовенства смотрело на дело преобразования церквей и обрядов так же, как и его владыка м.Булгак. Последний в 1836 году разъяснял прихожанам Св.Ильинской, Духовской и Воздвиженской велижских униатских церквей: 1) что нынешняя перемена в устройстве церквей не есть введение новых обрядов, а восстановление старых, по преданию св.греческих отцов от самого начала веры введенных; 2) что уничтожение заимствованных от римской церкви обрядов не уничтожает единства с костелом римским, что вера остается ненарушимой, папа в церквях по-прежнему воспоминается на богослужениях, – следовательно, в догматах веры не произошло никакой перемены 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семь проповедей синодального члена митрополита Литовского и Виленского Иосифа, говоренные при важнейших случаях служения, и о греко-унитской церкви в Западном крае России Источник Предисловия I Пятидесятилетие воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью будит много воспоминаний об этом важном русском, православном событии и вызывает многих русских делиться с другими своими знаниями и трудами по разъяснению его. Приготовляются к изданию и отчасти уже изданы письменные памятники этого события, исследования, статьи. В них раскрывается та историческая правда, которая вопреки всем расчетам и ожиданиям врагов Православия и русской народности, завершила успехом и в 1839 г. многовековые страдания русского народа Западной России, всегда стремившегося быть едино со всем русским народом, в едином русском государстве. Поведали нам эту правду в своих записках главнейшие двигатели этого великого дела: приснопамятный бывший митрополит Литовский и Виленский Иосиф Семашко , бывший архиепископ Полоцкий и Витебский Василий Лужинский и бывший архиепископ Минский и Бобруйский Антоний Зубко. Собственные рассказы этих лиц о воссоединении, сопровождаемые, как, например, записки митрополита Иосифа, многочисленными письменными памятниками, или могущие быть проверенными этими и другими памятниками, как записки Василия и воспоминания Антония, имеют великое значение. Это – открытое, торжественное пред лицом всего русского мира свидетельство ближайших очевидцев и деятелей по воссоединению униатов. К сожалению, не всем доступны даже важнейшие из этих записок – митрополита Иосифа – по своей обширности и дорогой цене. Они, как и предпринимаемые ученые издания памятников, могут быть достоянием лишь немногих. Чтобы доставить возможность большему числу читателей ознакомиться хотя с главнейшими мыслями самых выдающихся двигателей воссоединения униатов, в настоящем издании переиздаются «Семь проповедей или слов митрополита Иосифа» и «Воспоминания архиепископа Антония», а также почти все письмо его к одному знакомому римско-католическому священнику и краткое исповедание истины Православия, данное митрополиту Иосифу перед рукоположением автора в сан епископа в 1834 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Скачать epub pdf В царствование императора Николая сильно подвинулось дело возсоединения униатов. Государь желал только соблюдения осторожности в проведении этого вопроса, чего и указано было им придерживаться в 1834 г. 12 февраля 1839 г. собор униатских епископов и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение о том государю, подписанное 1305 духовными лицами. 25 марта царь написал на прошении: «Благодарю Бога и принимаю». За пастырями присоединилось и все полуторамиллионное униатское население литовской и белорусской епархий. Торжественные богослужения совершены были в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. Выбита была медаль с надписью на одной стороне: «Отторженные насилием (1596) возсоединения любовью (1839)», на другой – под ликом Спасителя на убрусе: «Такова имамы Первосвященника». Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края. Владыка Иосиф (Семашко) назначен был архиепископом литовским, владыка Василий (Лужинский) – епископом полоцким, Антоний (Зубко) – минским. В 1839 г. государем отправлен был в Константинополь, Александрию и Иерусалим флигель-адъютант граф Адам Адамович Ржевуский. Он должен был приветствовать молодого султана Абдул-Меджида, только что вступившего на престол. Принят был царский посланец с исключительными почестями. Выхлопотал он улучшение положения православных в Святой Земле. Мегемет-Али, паше египетскому, он передал пожелание государя об отозвании сына, Ибрагима-паши, выступившего против султана. По возвращении гр. Ржевуский был принят государем и высказал мнение, что от Мегемет-Али можно было бы добиться многого в отношении Палестины, если поддержать его. Государь ответствовал: «К сожалению, это невозможно, я не желал бы быть обязанным обладанию Св. Местами возстанию подданного против своего государя, ибо старый паша, в конце концов, подданный султана, и подданный, которому последний имеет право отрубить голову... Конечно, охрана Св. Мест должна была бы нам принадлежать безраздельно, или, по крайней мере, мы должны были бы иметь там больше и более широкие права, чем латиняне. Это покровительство христианам французами смешно. В Турции, как и в Сирии, больше православных, чем католиков, и наследие восточных императоров не принадлежит французам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Антоний, архиепископ Минский и Бобруйский (Зубко Антоний Григорьевич) Родился 2 июля 1797 года в селе Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника. С 1809 по 1816 год учился в Полоцкой униатской духовной семинарии. В 1816 году перешел в Полоцкую иезуитскую духовную академию. В 1818 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и сразу поступил в главную Виленскую духовную семинарию при Виленском университете. В 1822 году окончил курс главной Виленской духовной семинарии со степенью магистра богословия и назначен в Полоцкую духовную семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории и нравственного богословия. 30 марта 1824 года рукоположен целибатом во священника Полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории. В 1825 году возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. С 1828 года – ректор униатской духовной семинарии в Жировицах. С 18 апреля 1832 года – старший соборный протоиерей. 14 января 1834 года хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской епархии с оставлением в должности ректора. 12 февраля 1839 года подписал соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года принят в общение с Православной Церковью в сущем сане. 28 января 1840 года назначен епископом Минским и Бобруйским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 1 марта 1848 года вследствие болезни, по вторичному прошению, уволен на покой с местопребыванием, по его личному желанию, в небольшом фольварке (хуторе) Минского архиерейского дома. Вскоре переселился в Свято-Успенский Жировицкий монастырь. В 1864 году переехал в Пожайский Успенский монастырь Могилевской епархии, где оставался до самой своей кончины. В апреле 1865 года выбран в члены церковного братства при Петропавловском кафедральном соборе г. Минска. Скончался 15 февраля 1884 года. Погребен в Пожайском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В храмах Белорусского экзархата вознесены молитвы о упокоении митрополита Иосифа (Семашко) и всех потрудившихся в деле преодоления Брестской унии 7 декабря 2012 г. 18:30 6 декабря 2012 года во всех храмах Белорусской Православной Церкви были вознесены молитвы о упокоении митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. Ежегодное молитвенное заупокойное поминовение было установлено решением Синода Белорусского экзархата от 3 сентября с.г.  Кроме того, принимая во внимание важность для белорусского народа исторической памяти о воссоединении униатов с Матерью-Церковью, Синод постановил служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. или в ближайший воскресный день благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу. В Белорусской Православной Церкви хранится традиция ежегодного молитвенного поминовения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Так, в Минских духовных школах оно совершается в день преставления владыки Иосифа — 23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст. В этот день в стенах Минских духовных школ проходит вечер памяти этого выдающегося церковного иерарха, где преподаватели и студенты выступают с докладами по истории Православной Церкви в Белоруссии, краеведению и другим актуальным темам. Эти мероприятия являются знаком глубокого уважения к памяти митрополита Иосифа (Семашко), стараниями которого была открыта духовная семинария в Жировичах (ныне  Минская духовная семинария ) и возвращен Матери-Церкви Жировичский Свято-Успенский монастырь. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2637992.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010