12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) , Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» ( Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса. В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» ( Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).

http://pravenc.ru/text/2563628.html

«Все патриотические выходки светских студентов до такой степени не гармонировали с общим складом наших чувствований и понятий, – писал пр.Антоний Зубко, – что они не могли оказать на нас ни малейшего вредного влияния» 197 . Наконец, в противовес колонизаторскому направлению, в семинарии воспитанники слышали многое доброе о России из рассказов профессора Чернявского. Но для Лужинского не могли пройти бесследно разоблачения папских хитросплетений и особенно обличения папской непогрешимости, которые он слышал в лекциях профессоров: нравственного и пастырского богословия – Ходани, догматического богословия и церковной истории – Клонгевича, римского и канонического права – Капелли и св.писания – Михаила Бобровского. Даровитые профессора, идя навстречу желанию Чарторыйского освободить воспитанников от ультрамонганского обскурантизма, не стеснялись в выражениях, чтобы исторически и догматически доказать ложность идеи папства и главенства римской церкви 198 . А это требовалось для будущего воссоединителя. Он с детства полюбил восточный чин богослужения, понял необходимость переустройства униатской церкви, утратившей свой первобытный и природный характер; ему оставалось только разувериться в непогрешимости папской, убедиться в ложности папской идеи, в ненормальности жизни римской церкви, – это и дала ему семинария 199 . Разрозненность между униатами и католиками, которая существовала в главной семинарии, равным образом враждебные отношения базилианских монахов к семинарским униатам, сказавшиеся в известном, передаваемом пр.Василием в своих записках, факте 200 , также могли иметь благотворное значение для Лужинского, убеждая его, что не в этих лицах он должен видеть друзей униатской церкви. Зато Лужинский, живя в семинарии, мог делиться своими взглядами и чувствами с знаменитым Семашкой, своим товарищем по курсу, и Антонием Зубко, младшим по курсу на два года, и в беседах с ними находить опору для своих убеждений. Лужинский, «отличаясь пред прочими», как говорится в ведомости Полоцкой семинарии, сочиненной 31-го марта 1820 года, обучался в семинарии как богословским, так и другим наукам 201 , отмечался в кондуитах по поведению «odyczajov dodrych» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

На воссозданную правосл. Полоцкую кафедру был назначен Смарагд (Крыжановский), к-рый энергично принялся за воссоединение униатов. Однако его методы вызывали недовольство, Семашко в особой записке отмечал торопливость в действиях еп. Смарагда и предложил выработать систему мер для постепенного присоединения униатов. Ответом на эту записку Иосифа Семашко явились Высочайшее повеление (13 янв. 1834) и секретная инструкция, к-рая предписывала правосл. епископам действовать «осторожно и неторопливо». Униатским епископам предлагалось постепенно очищать унию от латинства. 26 мая 1835 г. был учрежден секретный комитет по делам униатской Церкви, а 19 дек. им было принято постановление об устройстве в униатских церквах иконостасов и об устранении из богослужения всех лат. обрядов. В янв. 1837 г. униатская Церковь перешла в ведение Святейшего Синода, одним из первых распоряжений стало запрещение католич. священникам крестить детей униатов. В нач. 1838 г. скончались униаты митр. Иосафат Булгак и Пинский еп. Иоасаф Жарский, противники сближения с Православием. В марте 1838 г. председателем греко-униатской коллегии был назначен еп. Иосиф Семашко, 2 др. униатских епископа - Антоний Зубко и Василий Лужинский сочувствовали соединению с правосл. Церковью. Наиболее сильным стремление к воссоединению униатов с Православием было в Литовской епархии: из 1057 ее священников за объединение высказалось 760. В Полоцкой епархии идея единения встретила значительную оппозицию не только среди духовенства, но и среди части мирян, из 680 священников согласие дали только 186. Антиправосл. настроения в белорус. епархии во многом были вызваны деятельностью еп. Смарагда. Для изменения ситуации еп. Иосиф вместе с Антонием Зубко проводил в Полоцке широкую агитацию за объединение, по отношению к остававшимся в оппозиции униатским священникам принимались адм. меры: перевод в др. епархию, высылка на покаяние в мон-ри внутренних губерний России. Для ускорения воссоединения униатов в кон. 1838 г. в Б. прибыл представитель обер-прокурора Синода В.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Антоний, архиепископ Минский и Бобруйский (Зубко Антоний Григорьевич) Родился 2 июля 1797 года в селе Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника. С 1809 по 1816 год учился в Полоцкой униатской духовной семинарии. В 1816 году перешел в Полоцкую иезуитскую духовную академию. В 1818 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и сразу поступил в главную Виленскую духовную семинарию при Виленском университете. В 1822 году окончил курс главной Виленской духовной семинарии со степенью магистра богословия и назначен в Полоцкую духовную семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории и нравственного богословия. 30 марта 1824 года рукоположен целибатом во священника Полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории. В 1825 году возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. С 1828 года – ректор униатской духовной семинарии в Жировицах. С 18 апреля 1832 года – старший соборный протоиерей. 14 января 1834 года хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской епархии с оставлением в должности ректора. 12 февраля 1839 года подписал соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года принят в общение с Православной Церковью в сущем сане. 28 января 1840 года назначен епископом Минским и Бобруйским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 1 марта 1848 года вследствие болезни, по вторичному прошению, уволен на покой с местопребыванием, по его личному желанию, в небольшом фольварке (хуторе) Минского архиерейского дома. Вскоре переселился в Свято-Успенский Жировицкий монастырь. В 1864 году переехал в Пожайский Успенский монастырь Могилевской епархии, где оставался до самой своей кончины. В апреле 1865 года выбран в члены церковного братства при Петропавловском кафедральном соборе г. Минска. Скончался 15 февраля 1884 года. Погребен в Пожайском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1834 состав униатского епархиального управления был значительно увеличен: в литовскую епархию были назначены два викарных епископа — базилианин Иосафат Жарский с титулом епископа Пинского и Антоний Зубко с титулом епископа Брестского, а в полоцкую — один, Василий Лужинский , с именем епископа Оршанского. 26 мая 1835 был учрежден из высших духовных и светских сановников особый секретный комитет по униатским делам. 19 декабря 1835 состоялось решение его о постановке в униатских церквах иконостасов и об изгнании из богослужения всех обрядов, заимствованных из католической церкви: были уничтожены органы, колокольчики и т.п. 1 января 1837 заведование униатскими делами перешло к Святейшему Синоду , запретившему латинским священникам крестить детей униатов и принявшему ряд мер, которые должны были еще более сближать униатскую церковь с православной. В начале 1838 скончались митрополит Булгак и пинский епископ Иосафат Жарский, бывшие противниками воссоединения униатов с православными. Семашко был назначен 2 марта 1838 председателем греко-униатской коллегии. Два других епископа, Антоний Зубко и Василий Лужинский, сочувствовали делу воссоединения и были деятельными помощниками Семашко. Наиболее сильное движение в пользу воссоединения с православными было среди униатского духовенства литовской епархии. В белорусской епархии соединение встречало значительную оппозицию среди духовенства; народ играл в этом деле пассивную роль, о его желании соединиться с православием никто и не осведомлялся. Чтобы сломить оппозицию белорусского духовенства, по плану Иосифа Семашко, был применен целый ряд полицейских мер: униатские священники переводились из одной епархии в другую, лишались приходов, низводились на причетнические должности, высылались в великорусские губернии, подвергались заточению по монастырям. В декабре 1838 111 священников подали прошение на высочайшее имя об оставлении их в унии; когда по отношению к ним были приняты указанные выше меры, 8 из них продолжали утверждать, что воссоединение их с православием — акт насилия, что они не послушают даже и государя. Священники эти были высланы в великороссийские губернии.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

Возведенной в 1828 году (тридцати лет от роду) в протоиереи, Иосиф Семашко принял в следующем году иночество и был возведен в сан епископа Мстиславского, с назначением викарием Белорусской (униатской) епархии с оставлением членом униатской коллегии. В 1833 году Иосиф Семашко был назначен Литовским епархиальным епископом (тридцати пяти лет от роду), причем, в помощь ему было избрано три благонадежных лица, известные впоследствии (по воссоединению униатов) Антоний Зубко, Василий Лужинский и Иоасафат Жарский. К этому времени относится главнейшая деятельность Иосифа Семашко по воссоединению униатов. Особенно она развилась после подчинения униатской церкви ведению обер-прокурора Святейшего Синода (1837), что, в сущности, было первым актом воссоединения. С этого времени дело пошло настолько успешно, что униатское духовенство, в особых подписках, само стало выражать свою готовность и желание воссоединиться с православною Церковью. Наконец, 12-го февраля 1839 года, в Полоцком (Витебской губернии) Софийском соборе, где собрались все высшие представители униатской церкви, состоялось соборное постановление униатских епископов ( Иосифа Семашко , Василия Лужинского , Антония Зубко и др.) о воссоединении униатов с православною церковью, причем составлено прошение об этом Государю и подписан следующей исторический акт. «Мы, Божией милостью, епископы в священный собор греко-униатской Церкви в России, в неоднократных совещаниях приняли в рассуждение нижеследующее: Церковь наша от начала своего была в единстве святыя апостольския православно-католическия Церкви, которая Самим Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом на востоке насаждена, от востока воссияла миру и доселе цело и неизменно соблюла Божественные догматы учения Христова, ничего к оному не прилагая от духа человеческого суемудрия. В сем блаженном и превожделенном соборном союзе церковь наша составляла нераздельную часть греко-российской Церкви, подобно, как и предки наши по языку и происхождению всегда составляли нераздельную часть русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В апреле 1828 года Униатская коллегия, поставившая униатскую церковь в независимое от католичества положение, была учреждена. Членами ее были назначены Семашко, Лужинский (ректор полоцкой униатской академии, доктор богословия) и Зубко (профессор той же академии). Последовало закрытие нескольких базилианских монастырей, униатской семинарии в Жировицах и нескольких духовных училищ. Иосиф Семашко был посвящен во епископа Мстиславского, помощника Полоцкого епископа, и назначен председателем белорусской Консистории, с оставлением членства в Коллегии. Дальнейшему развитию событий способствовало польское восстание 1830–32 гг., в котором ксендзы и базилиане принимали прямое участие. Было закрыто еще несколько базилианских монастырей, часть из них передана православным, в том числе и Почаевский монастырь. Согласно прежней записке Семашко, оставлены только две епархии. На Литовскую поставлен сам Иосиф, а Белорусскую вверили митроп. Иоасафату Булгаку. Через некоторое время для них были посвящены викарии: Антоний Зубко – епископом Брестским, в помощь Иосифу, и Василий Лужинский – епископом Оршанским, в помощь Иоасафату. В 1834 году последовало правительственное секретное распоряжение действовать (в деле присоединения униатов) осторожно и неторопливо. Униатским епископам предписано усиленно очищать свою церковь от католических обрядов. По всем униатским церквам были разосланы служебники московской печати. В 1835 году епископ Иосиф был назначен членом секретного комитета для руководства процессом воссоединения и членом Комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские учебные заведения. В начале 1837 года заведывание делами униатской церкви было передано из министерства внутренних дел обер-прокурору Синода. В 1838 году скончались митроп. Иоасафат и единомысленный с ним епископ Пинский Жарский. Председателем Униатской коллегии стал владыка Иосиф. Епископ Василий получил Белорусскую епархию. К этому времени интенсивная (тайная) подготовка духовенства к воссоединению была закончена. Не дали подписки о воссоединении только около ста священников Белорусской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что более всего не нравится ему, то это строгость благочиния в российской иерархии, которую он называет деспотизмом. По семинарии со стороны Томковида никакого содействия намерениям правительства незаметно, тогда как инспектор по ближайшему своему отношению к воспитанникам мог бы иметь сильное влияние на перемену их мыслей. Порядок, заведенный иезуитами, не изменяется; мысли и чувствования, укорененные ими, не истребляются. Внутреннее состояние семинарии самое жалкое. Здесь воспитываются не единоутробные сыны отечества, по крайней мере, не единомышленники Восточной церкви. Как судить о таком инспекторе, который с ректором-фанатиком действуют заодно к отвращению юношества от российской церкви, не скажу от России, хотя то российская церковь и Россия во устах и сердцах здешних единоверцев суть слова совершенно тожественные. Я сообщал некоторые мысли мои о ректоре и инспекторе проехавшему через Полоцк викарию Литовской епархии Антонию Зубко, не смотря на то, что сей находится в родстве с Томковидом. Г.Зубко сказал мне, что Томковида теперь в С.-Петербурге переработали. Я замолчал, но не вдруг поверил, чтобы человека немолодого, воспитанного в иезуитском духе и к оному твердо пригвожденного, можно было переработать в две или три недели; ибо и вообще униаты в Петербурге не то, что они здесь в Полоцке, в Белоруссии; здесь они в настоящем своем виде. Впрочем, дай Бог , чтобы по приезде своем из Петербурга Томковид действительно переменился и чтобы спасительная благодать Божия подействовала и на прочих братий его, что отнюдь весьма сомнительно, судя по окаменению сердец их» 526 . Архимандрит МИХАИЛ (Шелепин), настоятель Березвечского монастыря; в сане протоиерея занимал должность ректора Белорусской греко-униатской семинарии с 1823–26 янв. 1840 г. ( Кол.1840 г. 25); родился в 1791 или 1795 г. ( Кол.1833 , 72). С портрета, принадлежащего Витебской духовной семинарии. Ловкий Томковид скоро сумел заставить и пр.Смарагда, и других думать о нем лучше. От 16-го сентября того же года пр.Смарагд писал уже много мягче: «что Томковид поведения хорошего и не имеет в себе ничего такого, из чего можно бы заключать о неблагонадежности его в политическом отношении к России; о правилах же гр.-российской церкви имеет превратные понятия и ей весьма противен» 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Петербурге. В последней он явился смелым, настойчивым и непобедимым противником ее католических членов. " Зная всю закулисную сторону католического управления униатскою церковью и в то же время ознакомившись в Петербурге с православною обрядностью и русской духовной литературой " , пишет Знаменский, " Семашко принял решение выступить спасителем своей церкви и народа и от Рима и от Польши. Царствование императора Николая I, провозгласившего незыблемыми основами Русского государства православие, самодержавие и народность, счастливо способствовало выполнению такого широкого замысла пока еще невидного асессора католической коллегии. Еще в 1827 г. государь, уже проникавший в действительное положение дел униатской церкви, воспретил принимать в униатское монашество чистых латинян и указал усилит средства на образование униатского белого духовенства. В том же году Семашко представил для государя записку, в которой, изложил историю унии и все происки Рима к ее облатинению, указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католич. коллегии, открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо 4-х оставить только две униатских епархии, — Белорусскую и Литовскую, — улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить совращение униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию " . Записка эта встретила сочувствие имп. Николая I, наградившего Семашко бриллиантовым крестом. 22 апр. 1828 г. последовал Высочайший указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации. Членами ее были назначены Семашко, Лужинский и Зубко. Лужинский был ректором полоцкой униатской академии и доктором богословия. Антоний Зубко — профессором полоцкой семинарии, с 1824 г. — священником. Последовало закрытие нескольких базилианских монастырей, подчинение всех епархиальной власти, основание униатской семинарии в Жировицах и нескольких духовных училищ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Далее слово было предоставлено преподавателю МинДАиС протоиерею Александру Романчуку, который много лет специализируется на научном изучении биографии митрополита Иосифа (Семашко). Отец Александр рассказал о жизненном пути митрополита Иосифа, состоянии униатской Церкви в первой половине XIX века и обстоятельствах воссоединения белорусских греко-католиков с Православной Церковью в 1839 году. Протодиакон Геннадий Малеев рассказал собравшимся о каноническом аспекте воссоединения белорусских униатов на Полоцком Соборе 1839 года. Особое внимание на вечере памяти было уделено сподвижникам митрополита Иосифа, принявшим активное участие в процессе подготовки и воссоединения униатов. Доцент МинДАиС протоиерей Георгий Соколов рассказал собравшимся о жизни бывшего преподавателя Литовской духовной семинарии в Жировичах Никиты Ивановича Горбачевского (1804-1880). Закончилось мероприятие возглашением вечной памяти приснопамятному митрополиту Иосифу (Семашко) и всем его сподвижникам в деле возвращения православных белорусов к вере отцов. Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Белоруссии и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/3424741.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010