Блаженной памяти митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, обманом и насилием отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители, проходившие в то время свое служение на территории современной Беларуси: Высокопреосвященный Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Преосвященный Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др. Полоцкий Собор, состоявшийся 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. 1839 года, в неделю Торжества Православия, явился важнейшим событием в жизни Православной Церкви в XIX веке на территории современных Беларуси и Литвы. Тогда во время совместного служения митрополита Иосифа (Семашко), архиепископа Василия (Лужинского), епископа Антония (Зубко) и сонма духовенства был принят «Акт присоединения Униатской Церкви к Православной» и составлено об этом прошение с приложением 1305 подписей духовных лиц. 30 марта Святейший Правительствующий Синод в ответ издал «Синодальную грамоту к воссоединенным», где постановил принять всех епископов «и сущее с ними священство и духовныя паствы в полное и совершенное общение Святыя Православно-Кафолическия Восточныя Церкви». Всего в Православие вернулось свыше 1600 приходов с более чем 1 млн 600 тыс. верующих. В связи с этим событием была отчеканена специальная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». Официальные торжества по случаю воссоединения состоялись 14 мая 1839 года в Витебске, где в кафедральном Успенском соборе митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) совершил Литургию в сослужении православного Полоцкого епископа Исидора (Никольского) и архиепископа Василия (Лужинского). 12 февраля ст.ст./25 февраля н.ст. — знаменательная дата в истории белорусского народа. В этот день была восстановлена историческая справедливость и достигнуто духовное единство белорусов. В связи с этим Синод постановил ежегодно отмечать этот день благодарственными молитвословиями, «вознося молитву веры и любви к Великому Архиерею, прошедшему небеса, Верховному Святителю исповедания нашего Иисусу Христу».

http://patriarchia.ru/db/text/2447236.ht...

Архиепископ Антоний был верным и неизменным другом и главным сотрудником великого поборника Православия митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко ; † 1868) в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Оказал большие услуги Церкви, будучи искренно предан мысли о необходимости этого воссоединения, и оставил по этому вопросу серьезный труд. Преподавание наук в семинарии он старался поставить так, чтобы оно облегчало путь к Православию. Вернувшись в лоно Православной Церкви, епископ Антоний проявил себя, по выражению профессора Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Кояловича, «необыкновенным стоятелем за Православие и русскую народность в Западной России». За 11 дней до смерти он праздновал пятидесятилетие своего архиерейства. В этот день вся Западная Россия приветствовала его славные труды, а Святейший Синод благословил юбиляра особою грамотою. Архиепископ Антоний любил естествознание, много занимался им и писал в этой области, но его труды остались неизданными. Труды: Воспоминания о греко-униатской Церкви в Западном крае. – СПб., 1889. Сходство и разница учения православной и римской Церквей//Холмский греко-униатский Месяцеслов за 1868 г. Литература: Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. – Минск, 1893. – С. 83–89. Рункевич С. Г. Минские епископы.//Минские епархиальные ведомости. – 1893. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889гг. – М., 1899. – С. 18, 19, 30, 100. Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православною Церковью в 1839 г. – 2-е изд. – Вильна, 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 296. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 537, 1013.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Установленное Иосифом поминовение было тем более своевременно, что многие приснопамятные деятели воссоединения к тому времени уже отошли в вечность. В том же году скончался старейший представитель воссоединившегося из унии духовенства, член консистории, протопресвитер Антоний Тупальский, на 79-м году жизни. Архиепископ Иосиф, всегда любивший и доверявший вполне Тупальскому, выразил к памяти этого заслуженного старца внимание в трогательной почести – в своей домашней Тринопольской церкви он приказал художнику сохранить черты покойного протопресвитера в лице ветхозаветного первосвященника Аарона, изображенного на северных вратах. 225 Преосвященный Антоний Зубко, епископ Минский, вышел на покой по болезни, а на его место назначен, по указанию Иосифа, его ближайший сотрудник Михаил Голубович, епископ Брестский. К концу года Иосиф лишился весьма деятельного своего сотрудника, Платона, епископа Ковенского, назначенного епархиальным архиереем в Ригу, на место знаменитого борца за православие в Остзейском крае, епископа Филарета Гумилевского . На место Михаила высокопреосвященный Иосиф избрал себе в викарные настоятели Гродненского монастыря, архимандрита Игнатия (Железовского), бывшего некогда инспектором Жировицкой греко-униатской семинарии и весьма уважаемого за благочестие и кротость нрава. На место Платона избран был Иосифом в викарные епископы ректор Литовской духовной семинарии, архимандрит Евсевий. Ректором семинарии был назначен (1849 год), по представлению Иосифа, ректор Полоцкой семинарии, архимандрит Филарет (Малишевский), племянник архиепископа Василия Полоцкого. Сначала (20 мая 1848 года) Игнатий, а потом и Евсевий (1 января 1849 года) были посвящены в сан епископов высокопреосвященным Иосифом в Виленском Свято-Троицком монастыре. 2 июня Иосиф переселился в Тринополь. 23 июля, по случаю усилившейся в Вильне холеры, посетившей в том году многие местности России, архипастырь опять возвратился в город, чтобы своим личным присутствием и общими молениями поддержать бодрость духа среди пораженной бедствием, юной православной паствы. Еще ранее появления холеры архиепископ Иосиф дал предложение Литовской семинарии и духовным училищам сократить уроки на полчаса, не готовить неудобоваримых кушаний, совсем не производить обыкновенно утомительных экзаменов и отпустить учеников ранее срока на каникулы. Всему своему духовенству и всей своей пастве Иосиф внушал, чтобы они благовремению очистили свою совесть исповедью и причастием и бесстрашно ожидали предстоящего бедствия. К счастью, в Вильне, насчитывавшей тогда более 500 человек, принадлежавших к составу православного духовного ведомства, никто не умер от холеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1) Антоний Зубко, уроженец Витебской губернии, магистр богословия. С 1809–16 учился в Полоцкой греко-униатской духовной семинарии, 1816–18 – в Полоцкой иезуитской академии, а 1818–22 – в Виленской главной семинарии. 1822–25 состоял преподавателем Полоцкой семинарии, по рукоположении в 1824 во священника, и с прохождением одновременно должности члена Полоцкой консистории. В 1825 назначен асессором униатской коллегии, а в 1828 – ректором Литовской духовной семинарии, каковую должность проходил с 1828–34 в сане протоиерея, а с 1834–36 в сане уже епископа Пинского, викария Литовской греко-униатской епархии. В последней должности состоял и после воссоединения униатов до 28 января 1840, когда был назначен епископом Минским. 6 апреля 1841 возведен в сан архиепископа, а 1 марта 1848 уволен на покой и скончался 15 февраля 1884 в Пожайском монастыре, Ковенской губернии, спустя несколько дней, после празднования своего пятидесятилетнего юбилея. Как ректор Литовской духовной семинарии, пр. Антоний оказал большие услуги для церкви, потому что был вполне предан мысли о необходимости воссоединения униатов с православною церковью и старался самое преподавание наук в семинарии поставить в такое положение, чтобы оно облегчало путь к этому воссоединению. 21 2) Преемником пр. Антония по Брестскому викариатству и после по Минской кафедре был Михаил Голубович, уроженец Гродненской губернии, доктор богословия и церковного права. По окончании курса в Виленской главной семинарии, он с 1828–29 состоял инспектором новооткрытой Литовской духовной семинарии. С назначением его ассесором Литовской духовной консистории, остался при одной должности преподавателя семинарии и проходил оную до 1831. 8 сентября 1839 рукоположен во епископа Пинского, с переименованием 28 января 1840 во епископа Брестского. 1848–68 состоял епархиальным начальником Минской епархии, с возведением в 1853 в сан архиепископа. 23 января 1868 уволен на покой в Жировицкий монастырь, где и скончался 6 марта 1881 года. 3) Па место пр. Михаила был назначен епископам Брестским архимандрит Игнатий Железовский, уроженец Гродненской губернии, кандидат главной Виленской семинарии, в которой окончил курс в 1829 После того занимал должность учителя в духовных училищах, с 1832 по 4 марта 1839 – смотрителя в оных, а затем состоял инспектором Литовской духовной семинарии. 20 апреля 1848 назначен епископом Брестским, в каковой должности состоял по 27 июня 1870, когда был уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь, где и скончался 31 марта 1872. Об административных способностях пр. Игнатия митрополит Иосиф был невысокого мнения, но ценил его скромность и набожность. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Этим постановлением открывается ряд прямых и решительных мер к очищению унии от примеси латинства и к восстановлению древнего единства ее с православной Восточной церковью. Душою всех действий и распоряжений был преосвященный Иосиф. «Нужно еще знать – писал он по поводу этого события – что я ничего не сказал предварительно Дмитрию Николаевичу (Блудову – в то время уже министру внутренних дел) о сем постановлении из опасения, что он на него не согласится. И действительно, он очень встревожился. Мы были на совещании у митрополита Московского: он также вначале усумнился, но скоро понял мои доводы и все прошло» 14 . Святейший Синод, узнав об этом постановлении униатских епископов и обращая внимание на скудное состояние большей части униатских церквей, назначил отпустить для них безденежно из Московской Синодальной типографии по 1500 – служебников и книги молебных пений. Со своей стороны преосвященный Иосиф, желая дать более постоянства и силы мерам, предпринятым для восстановления во всей чистоте постановлений и обрядов богослужения Восточной церкви по Литовской епархии, признал нужным избрать несколько просвещенных и благонамеренных духовных сановников, которые бы всех предназначаемых к священно-и-церковнослужительским местам, а также и к другим должностям по епархиальному управлению, испытывали в способностях и познаниях, свойственных тем местам и должностям по правилам Восточной церкви. Для этой цели он назначил викария своего Брестского епископа Антония Зубко, председателя консистории протоиерея Антония Тупальского, вице-председателя Михаила Голубовича 15 , инспектора семинарии протоиерея Гомолицкого, учителя семинарии Фому Малышевского 16 и иеромонаха Иону Завадовского; а духовенству объявил, что никто из священников и церковно-служителей не будет впредь определен к какому бы то ни было месту по духовному ведомству без предварительного удостоверения в точном знании обрядов и постановлений Греко-Восточной церкви и что все священники и церковно-служители епархии будут по очереди вызываемы в Жировицы для удостоверения в их рачительности и знаниях по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«Записки» преосвящ.Иосифа, и в особенности приложения к ним, дают немало интересных сведений для освещения вопроса о последнем воссоединении униатов Белорусской епархии, так как пр.Иосиф в 1833–1839 гг. с специальной целью наблюдения за ходом воссоединительного дела четыре раза выезжал в Полоцк в 1833, 1834, 1837 и 1839 гг. Многие, из помещенных в приложениях, бумаги касаются одной Белорусской епархии, другие, как ревизионные отчеты, докладные записки, имеют в виду разом обе епархии. Говорить более подробно о «Записках» пр.Иосифа мы считаем лишним после того, как об них говорили проф.М.О.Коялович в «Журнале Министерства Народного Просвещения» за февраль 1884 г. и Г.Я.Киприанович в сочинении «Жизнь Иосифа Семачики, митр.Литовского и Виленского», на cmp.VIII–IX и 521–526. 3. «Воспоминания о греко-униатской церкви в Западном крае», архиеп.Антония Зубко, помещенные в журнале «Русский Вестник» за 1864 г., т.53, а в 1889 г. проф.М.О.Кояловичем напечатанные отдельным изданием с некоторыми изменениями, сокращениями и подстрочными примечаниями Это, хотя и самый краткий, но вместе и самый обективный из трудов воссоединителей. He пытаясь ни выставить свои заслуги, ни хвалиться трудами своими, преосв.автор совершенно объективно рисует положение униатской церкви пред воссоединением, подготовку реформы воссоединения и пр. Так как деятельность пр.Антония в 1833–1839 гг. протекала в Литовской епархии, то воспоминания его очень редко касаются Белорусской епархии и происходивщего в ней в те годы. Для моей работы особенно ценны были его сообщения (во второй главе) о положении воспитательно-образовательного дела в главной семинарии. 4. Письма пр.Смарагда: а) к Хованскому (Смоленскому, Витебскому и Могилевскому генерал-губернатору), «Русский архив» 1891 года, II том; б) к И.О.Глушкову (правителю канцелярии генерал-губернатора). Там же, m.I. 5. «Материалы к истории русской греко-униатской церкви». Копии писем члена Брестского капитула, Виленского оффициала А.Ю.Сосновского в 1826, 1827 и 1828 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Лучшие базилианские монастыри, замешанные в восстании, были или закрыты, или переданы православным, в том числе знаменитый Почаевский монастырь. Согласно с запиской Иосифа закрыты и лишние епархии и оставлены только две – Литовская, епископом которой в 1833 г. назначен сам Иосиф, и Белорусская, вверенная митр. Булгаку. Через несколько времени для них посвящены были викарии, в Полоцкую Василий Лужинский , в Литовскую Антоний Зубко. Между тем Иосиф разработал уже общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы после надлежащей предварительной подготовки воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана под его руководством ведено было с строгой постепенностью и в величайшем секрете от католической партии. Первой и важной мерой к постепенному сближению униатского духовенства с православной церковью было введение в церквах и монастырях православной обрядности с отменой всех латинских новшеств. Для восстановления православного богослужения в 1834 г. по всем униатским церквам разосланы были служебники московской печати. В 1835 г. сделан был новый шаг к сближению унии с православием: униатские семинарии и училища наравне с православными подчинены комиссии духовных училищ; а в начале 1837 г. заведование делами униатской церкви из министерства внутренних дел было передано обер-прокурору Св. Синода, что подготовляло подчинение этой церкви прямо самому Синоду. Все это время с 1834 г. архиереи Иосиф, Василий и Антоний совершали по униатским епархиям неутомимые разъезды, стараясь лично вводить подведомственное духовенство в свой план воссоединения подробными разъяснениями и увещаниями и собирая с него подписки в том, что в свое время оно вместе с ними разом примкнет к воссоединению, как только это дело созреет. В 1838 г. смерть митр. Булгака окончательно развязала руки деятелям воссоединения. Председателем униатской коллегии сделался Иосиф, а Василий получил Белорусскую епархию Булгака. Подготовка духовенства была закончена, и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением какой-нибудь сотни священников в Белорусской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не имев подобных удобств по Белорусской епархии, я не мог и действовать по оной с подобным успехом. Впрочем, приобретение благому делу и. пятнадцати должностных лиц есть немаловажно для дальнейших действий по сей епархии; а сделанные мною внушения и наставления оставили, смею думать, довольно благоприятных впечатлений в умах духовенства, чтобы могли быть к чему-нибудь полезны – хотя впечатления эти и вероятно несколько ослабели от последовавших там после моей бытности обстоятельств. В заключение, осмеливаюсь поручить покровительству и благосклонности правительства Греко-Униатских духовных, обязавшихся представленными мною подписками, споспешествовать благому делу соединения Униатов с Православною Церковью – это, за исключением только нескольких лиц, самое чело Греко-Униатского духовенства, по своим способностям и нравственному достоинству. Тягостное предчувствие, довольно оправдываемое ходом Униатского дела, меня обременяет! Эти достойные духовные, страдая уже и ныне менее или более от недоброжелательства господствующей там враждебной партии, станут ещё, может быть, страдать от недоверчивости и ошибочных мер с той стороны, откуда ожидают поддержания и братской любви – и усердная их ревность и доверенность к правительству будут лишь предметом посмеяния для врагов России и Православия! В Боге только и в отеческом сердце всемилостивейшего Государя – надежда, что я не увижу этого посрамления, раскаянием целой жизни искупиться немигающего. Список должностным лицам Литовской Греко-Униатской епархии, обязавшимся собственноручными подписками присоединиться к Православной Греко-Российской Церкви. 1) 2 Викарий Литовской епархии, епископ Брестский и управляющей Тороканским монастырём Антоний Зубко. 2) Викарий Литовской епархии, епископ Пинский и управляющий Бытенским и Лещинским монастырями Иоасаф Жарский. 3) Председатель Литовской консистории, старший соборный протоиерей, доктор Антоний Тупальский. 4) Вице-председатель той же консистории, младший соборный протоиерей, доктор Михаил Голубович. 5) Ректор Литовской семинарии, младший соборный протоиерей, магистр Фердинанд Гомолицкий. 6) Заседатель Греко-Униатской духовной коллегии, старший соборный протоиерей, Василий Маркевич – ныне покойный. 7) Заседатель Литовской консистории и профессор семинарии, магистр и протоиерей Фома Малишевский – ныне перемещён инспектором в Белорусскую семинарию. 8) Заседатель Литовской же консистории, магистр и протоиерей Леопольд Паньковский. 9) Заседатель той же консистории и профессор семинарии, магистр и протоиерей Плакид Янковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010