Несмотря, однако, на все это, он не оставлял «усердно и деятельно заниматься» и в собственной канцелярии митрополита 260 . В апреле 1831 года, по представлению митрополита, Лужинский Высочайше удостоен был звания младшего соборного протоиерея Полоцкого кафедрального собора и награжден золотым наперсным крестом 261 . Жизнь в Петербурге имела весьма важное значение для дальнейшего развития взглядов и убеждений Лужинского относительно положения современной униатской церкви. Предшествовавшая жизнь, воспитание и образование, влияние авторитетов-архиепископов сделали из него скорее сторонника православия, чем унии и, кроме того, искреннейшего патриота. To – неподлежащий никакому сомнению факт, что Лужинский горячо любил свою родину – Россию, своего Государя и русский народ, всегда был верным слугой престола и отечества, деятельным блюстителем государственных интересов, – это он всегда подтверждал и делом и словом, так что даже враги, упрекавшие его в индифферентизме и неправославии, не могли упрекнуть в недостаточной любви к царю и отечеству. Тут на нем вполне сказалось влияние Лисовского и Красовского. При такой настроенности недалеко было до того, чтобы Лужинский окончательно порвал связи с прошлым и отдался православной церкви, тем более, что решительная, порывистая натура его не могла остановиться на полумерах или продолжать хромать «на обе плесне». Нужен был только толчок или просто приглашение оставить прошлое, расшатанное, полуразрушенное и пристать к тому, от чего некогда предки отпали, и он подал бы руку Семашке, в голове которого к этому времени уже созрел план действий по воссоединению, хотя до 1831 года он и скрывал этот план даже от Антония Зубко 262 . Обстоятельства благоприятствовали такому исходу дела. В Петербурге Лужинский постоянно сталкивался с представителями светской и духовной иерархии, сочувствовавшими окончанию униатского дела: но главное, – в Петербурге он работал вместе с Семашкой и, как товарищ по скамье, мог беседовать с ним по душе о современных религиозных вопросах. Нам не известны детали этих товарищеских бесед, целью которых было желание Семашки склонить Лужинского на решительные действия в пользу соединения униатской церкви с православной, но мы знаем конечный их результат: Семашко, по словам Лужинского, вызвал его на «апостольское дело» 263 , a по словам самого Семашки, – «успел увериться в нем» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Описывая деятельность Иосифа, как члена коллегии, в своей статье о греко-унитской церкви, сотоварищ его, преосвященный Антоний Зубко так пишет: «Прибыв в Петербург, я нашел Иосифа Семашку уже три года служившим в звании ассесора коллегии и успевшим освободить 2-й департамент коллегии от самоуправства прокурора. Семашко хорошо знал русский язык. Он ознакомился с ним, будучи членом Луцкой униатской консистории, и сам собственноручно писал резолюции в настольном регистре, чего прежние члены не делали. Ассесоры из белого духовенства сердечно примкнули к Семашке, который притом снискал расположение и доверие митрополита Булгака. Я помню, как иногда прокурор, пробуя дать желаемое направление делам, доказывал по своему и злился, но Семашко отвечал: «Если вам не нравится решение, пишите протест». Но резолюции Семашки, всегда основанные на фактах и на законе, были при том так ясны, что прокурор не мог к ним придраться и всегда пропускал решения нашей коллегии без протеста 13 . Другие современники, знавшие дела римско-католической коллегии, передают, что когда Иосиф являлся в общее собрание ее, то одно появление его изменяло лица латинских прелатов, а когда он выступал на защиту униатов по какому-либо делу, то смущал самых даровитых и смелых представителей латинства 14 . Стойкость в своих убеждениях и беспристрастность Иосиф с особенной силой проявил в первый раз в деле Полоцкого униатского архиепископа Красовского, который был вызван в Петербург на суд, по частному доносу о его нетрезвой жизни и несправедливых поступках по отношению к подчиненным ему духовным лицам. Дело архиепископа было ведено пристрастно вследствие того, что он имел много недоброжелателей и, между прочим, министра духовных дел, князя Голицына, и униатского митрополита Булгака, который, с одной стороны, не любил Красовского за то, что он стоял за независимость униатской церкви, порабощенной римлянами, а с другой – потому, что ему хотелось получить себе богатую Полоцкую епархию. На суде были свидетели только противной стороны, которые были притом личными врагами Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Впрочем, я перевил священника Чудиновича в Слуцкий уезд, дабы он среди Православного духовенства мог быть на глазах у вашего преосвященства; а сверх того, я не премину иметь в виду благочинного Ляцевича и священника Стрелку, более других по настоящему делу замешанных. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 23 июня за 263, с донесением о скором выезде преосвященного Иосифа в Гродненскую и Волынскую губернии для осмотра церквей и духовных училищ В наступающее воскресенье я намерен отправиться по Гродненской и Волынской губерниям для осмотра церквей Литовской епархии. Желая при сём случае видеть сколько возможно более подведомого мне духовенства, я назначил особые сроки для собрания оного в определенных местах, а именно: в Пружане, Кобрине, Дрогичине, Пинске, Любешове, Мельцах, Жидичине, Ратне, Мокранах, Высоком-Литовском, Клещелях, Бельске, Супрасле, Гродно и Подороске. В предстоящем путешествии я осмотрю уездные духовные училища Кобринское и Мелецкое, а также вновь заводимое Супрасльское, и возвращусь в Жировицы около половины августа месяца. О чём долгом поставляю донести коллегии. Викарному епископу Антонию Зубко, от 28 июня за 264, о поручении ему избрать кандидатов на казённокоштные места в семинарии и училищах Отправляясь для осмотра епархии, я не имею времени заняться подробными соображениями о священнических детях, желающих поступить на фундушевое содержание по семинарии и уездным духовным училищам. Посему поручаю усмотрению вашего преосвященства приём означенных детей, предоставляя себе утверждение впоследствии вашего назначения. С сим вместе имею честь препроводить к вашему преосвященству и список кандидатов для помещения на казённом содержали, консисторией составленный. Председателю Литовской Греко-униатской консистории Тупальскому, от 28 июня за 267, о поручении его ведению причётников, вызванных в Жировицы для испытания и обучения, и об учреждении дьячковского училища Отправляясь для осмотра епархии, я не буду в состоянии заняться лично вызванными к кафедральному собору церковнослужителями. Для сего и поручаю вашему высокопреподобию как полное начальствование над сими церковнослужителями, так и все распоряжения о приёме и высылке оных. Вы имеете подвергать их еженедельно испытанию, пред назначенными мною экзаменаторами, со внесением мнения об их познаниях, способности и поведении в общий журнал. За всех церковнослужителей вы, с согласия преосвященного Антония, изберёте тридцать для учреждаемого дьячковского училища и переведёте их в приготовленное уже для сего помещение с содержанием от семинарии. Остальных засим причётников, приучив по возможности к церковному пению и правильному по обряду нашей Церкви богослужению, вы отошлёте обратно к прежним местам, впредь до дальнейшего моего распоряжения. Литовской Греко-униатской консистории, от 29 июня за 274, об оставлении только временно при Лешнянской церкви священника Чудиновича, состоящего под делом о возмущении Жолкинских Православных прихожан

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Записка от 10 июня 1838, с мнением об участи вызванных по Высочайшему повелению в С.-Петербург неблагонадёжных иеромонахов Андрушкевича и Лисовского. Записка от 1 декабря 1838, о способах порешить окончательно воссоединение Униатов с Православною Церковью. Проект акта присоединения Униатов к Греко-Российской Церкви, составленный 30 января 1839. Черновое письмо к епископу Антонию Зубко от 24 января 1839, при котором препровождён был акт воссоединения, для подписи в Жировицах начальствующим духовенством. Черновое письмо к графу Протасову от 8 февраля 1839, из Полоцка, об усмирении бывшего между тамошним Униатским духовенством волнения и о приближающемся воссоединении. Копия указа Святейшего Синода от 14 апреля 1839 за о совершившемся присоединении Греко-Униатской в России Церкви к Православно-Кафолической Церкви. Подлинная грамота Святейшего правительствующего всероссийского Синода от 30 марта 1839, о том же. Список с отношения графа Протасова от 28 марта 1841 за о выбитой медали в память воссоединения Униатов. Отношение графа Протасова от 30 апреля 1839 за о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединённым некоторых местных обычаев. Черновое отношение к графу Протасову от 26 февраля 1839, об интриге, породившей всеподданнейшую просьбу, поданную по доверенности 111 священников Белорусской епархии против воссоединения. Две записки: от 26 сентября 1839 с удовлетворительно-успокоительным сведением о последствиях воссоединения; и от 28 того же сентября о предположении взять в казну церковные имения с крестьянами. Шесть черновых писем, писанных к графу Протасову из путешествия по обеим епархиям в июне, июле, августе и сентябре 1839 года. Записка о поставлении из воссоединённого духовенства двух викариев для обеих воссоединённых епархий. Список с предложения, данного Литовской консистории от 3 июня 1839 за о воспрещении давать при крещении имена святых, свойственных Латинской Церкви. Список с отношения к Филарету, митрополиту Киевскому, от 29 апреля 1839 за с поручением его вниманию и покровительству воссоединённого духовенства Киевской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Владимира 2-й степени, а мой викарий Антонии Зубко – ордена св. Анны 1-й степени. Удостоились тогда же наград и многие из моих подчинённых, по прилагаемой при сем записке под а в особенности по записке под в которой пояснено, что необходимо ободрить Униатское духовенство к предстоящей развязке Униатского дела и усердному в сем споспешествованию. В этом году особенных мер не было принимаемо – я даже не выезжал в епархию. Продолжалось по-прежнему устройство церквей, обучение богослужению и удостоверение о личной благонадёжности духовенства. Главной теперь было заботой час от часу более усиливавшееся противодействие с разных сторон Униатскому делу. Латинское духовенство с помещиками делалось смелее и смелее. Оно вредило наветами и внушениями. Оно совращало Униатов и келейно и даже устраиваемыми для сего миссиями. Оно строило своевольно церкви и часовни, где надеялось повредить Униатам. Оно употребляло в свою пользу, и часто удачно, отпущенных к ним базилиан, происходивших из Латинян. Оно иногда доходило до особенной дерзости. Например, управлявший Виленскою епархиею Микуцкий письменно опубликовал выдуманное им Высочайшее повеление, якобы совращённым Униатам дозволено оставаться в Латинстве. Этот циркуляр велено вымарать из церковных книг; запрещено производить миссии; запрещено строить Латинские часовни без ведома Униатского духовного начальства. Принимаемы были при всяком случае и другие меры; но многое оставалось без действия, а многое ускользало от самого бдительного внимания, так что всё же оставалось от Латинян много вредных последствий. Совершенное их обуздание было невозможно, особенно по нерадению и недоброжелательству местных гражданских чиновников, принадлежащих по большей части к Латинскому исповеданию. Да и на самую переписку не доставало сил. Наущаемые Латинами и ободряемые потворством гражданских начальств, неблагонамеренные или колеблющиеся ещё духовные из Униатов тоже становились смелее и дерзновеннее, особенно по Белорусской епархии. Здесь многие священники выходили прямо из повиновения преосвященному Василию, так что в ноябре месяце воспоследовало Высочайшее повеление, чтобы строптивых священников отправлять в Великороссийские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

10) Запрещено печатание Униатских богослужебных книг без разрешения коллегии. 11) Запрещено определять Униатских священников к Латинским костёлам, в звании викарных или под другим наименованиями. 12) Учреждена и открыта в Жировицах Литовская семинария. Белорусская существовала уже прежде в Полоцке. 13) Ректором Литовской семинарии назначен протоиерей Антоний Зубко, снабжён особою инструкцией и отправлен из С.-Петербурга в Жировицы. 14) Для руководства Униатских академий, семинарий и училищ низших, приняты уставы, существующие для подобных заведений господствующей Православной Церкви. 15) Сообразно сим уставам преобразовано учение в Полоцкой семинарии и заведено в Литовской. 16) Поощрена отдача духовенством детей своих в духовные училища. 17) Подарено Униатским училищам от комиссии духовных училищ значительное число учебных и других книг более тысячи экземпляров. 18) Распространены на детей Униатских священнослужителей права и преимущества, дарованные по закону детям Православного духовенства. 19) Назначены председатели в Литовскую и Белорусскую консистории протоиереи Тупальский и Слонимский. 20) Пожалованы несколько заслуженных Униатских духовных в звание соборных протоиереев, с украшением их золотыми наперсными крестами и назначением пенсии. В то же время, из упразднённых епархий передавались по принадлежности архивы и ризницы, в том числе перевезены из Вильно в Петербург митрополичья ризница и весьма важный митрополичий архив, ныне причисленный к архиву Святейшего Синода. В этом архиве нашлась подлинная булла папы Kлuмehma VIII о принятии под свою власть Униатов, и представлена тогда же из коллегии через Блудова Государю Императору . Исполнение по всем частям шло быстро, деятельно. Белое духовенство и учебный состав горели ревностью. Не сделалось только то, что было свыше сил и что по своему существу и даже по правительственным предположениям предоставлялось времени. Почтенный митрополит, как и всегда, был в страдательном положении. Только добрый епископ Мартусевич маневрировал, но очень осторожно. Однако же, и с ним были осторожны. Между прочим, ему было поставлено в обязанность, чтобы доставлял в коллегию свои энциклики, которыми обращался он печатно иногда к своему духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Немало способствовала развитию юноши в гимназии, не оставлявшая его страсть к чтению. Всякую новую книгу, попавшую ему в руки, он можно сказать, поглощал. Имея с ранней молодости стремление к изучению богословских наук, Иосиф, по окончании курса в Немировской гимназии в 1816 году, решился поступить в учрежденную еще в 1809 г. при Виленском университете главную семинарию, поставлявшую кандидатов для занятия высших духовных должностей в римско-католической церкви. Семинария эта, находившаяся под управлением известного князя, Адама Чарторыжского, по свидетельству сотоварища митрополита Иосифа, преосвященного архиепископа Антония Зубко, целью своею поставила всецело полонизовать своих воспитанников и внушить им глубокую ненависть к России, которую изображали какой-то злой силой, мертвящей все живое и озеленяющей всякие чувствования. Основой развития молодежи, по системе Чарторыжского, было картинное изображение перед нею Польши, но не той, какой она была в действительности, а Польши идеальной, представлявшей собой образец социального совершенства 6 . И вот с таким-то направлением в семинарию и привлекалось униатское духовенство в видах образования униатов в духе римско-католическом, и в которой, действительно, как заметил сам Иосиф, униаты, как нигде, тесно соединялись с римлянами. Отъезд Иосифа в Вильну, в главную семинарию, сопровождался, по местному поверью, хорошими приметами – частым, тихим дождиком, предзнаменовавшим обилие. На пути в Вильну Иосиф должен был заехать в Жидичин, где жил Луцкий греко-униатский епископ, Иаков Мартусевич, с согласия которого только и мог он поступить в главную семинарию. Мартусевич, как воспитанник иезуитов, был жарким поборником католицизма, а потому, если бы отличался даром предведения, то никогда бы не допустил Иосифа, будущего поборника православия, для поступления в главную семинарию. Напротив, он принял Иосифа очень ласково, как сына, тотчас же облачил его в униатскую одежду и отпустил далее в Вильну с двумя монахами – базилианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Эти наблюдения, в связи с сведениями по строительному искусству, почерпнутыми из книг, много помогли Иосифу впоследствии, при возведении многочисленных построек во вновь образованной Литовской епархии. Ведя вообще скромную, уединенную жизнь в шумной столице, будущий деятель православия с жаром принялся за чтение книг, любимейшее занятие своего детства и юности, и в первый же год прочел из библиотеки Глазунова более 400 книг. Кроме того, он покупал книги для своей собственной библиотеки. Неудивительно, если Семашко, при сильных природных дарованиях и пытливом направлении ума, развившемся особенно в Главной семинарии, под влиянием чтения и окружающей его обстановки в православной столице, скоро был приведен к полному убеждению в истине православия и в отступлении римской церкви от чистоты веры апостольской. Чтение же еще более пробудило в нем русское самосознание и сообщило ему хороший навык в русском языке, впрочем, не в разговорном, так как члены и все служащие в коллегии говорили исключительно по-польски, хотя жили в русской столице и среди русских. В то время, когда Семашко, произведенный еще в 1823 году (23 марта) в каноники, а в 1825 г. (8 октября) в сан прелата-схоласта Луцкого униатского кафедрального капитула, был избран епископом Мартусевичем в заседатели коллегии на второе трехлетие, в том же 1825 году из Полоцкой епархии был прислан в заседатели, также на три года, безженый иерей, магистр богословия, Антоний Зубко, младший товарищ, как уже сказано, Семашки по Главной семинарии, верный и неизменный его друг и будущий сподвижник в деле уничтожения унии. С этих пор оба знаменитые друга были неразлучны и в занятиях, и в невинных развлечениях, имели общую квартиру и скромный стол, стоивший им не более 200 руб. в год ассигнациями. Просто одеваясь, не принимая у себя гостей, они находили возможность, на остатки от весьма скудного жалованья (сначала по 750 p., а потом по 1500 р. ассигнац.), покупать не мало книг, и прочитывали все, что было тогда лучшего в русской литературе; любили они также поспорить о философских вопросах, особенно занимавших Зубку, как бывшего преподавателя философии (в Полоцкой семинарии), и побеседовать о грустном положении униатской церкви и о средствах выйти из него.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Представляя о сём на усмотрение вашего высокопревосходительства, долгом поставляю просить, не благоугодно ли будет поручить Минскому губернатору вникнуть без огласки посредством благонадёжного чиновника в настоящее положение помянутых выше бывших Греко-униатских приходов Спаского, Сервецкого и Дзерковщизнянского, а также дела о возвращении оных Униатам; и если не окажется особенно важных препятствий, то испросить Высочайшее Его Императорского Величества повеление о немедленной передаче сих трёх церквей с их прихожанами и фундушами по прежнему в ведение Греко-униатского духовенства и удалении оттуда Римских священников. Ходатайствовать пред вашим высокопревосходительством по сему предмету побуждает меня то особенно, что впоследствии обращение Униатов, перешедших в Латинство, сделается гораздо затруднительнейшим, и весьма было бы полезно дать сему делу ныне же надлежащее движение. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 11 апреля за 136, об исходатайствовании преосвященному Иосифу дозволения выбыть на несколько месяцев в епархию При настоящем устройстве по Греко-униатской Церкви, находя необходимым моё присутствие в управляемой мною епархии, я покорнейше прощу ваше высокопревосходительство об исходатайствовании Высочайшего соизволения на выезд мой в оную на несколько месяцев, а также оказанию мне в сём случае нужного вспомоществования, так как я при нынешних моих способах не в состоянии покрыть расходы сего отдалённого путешествия. Викарному епископу Антонию Зубко, от 12 апреля за 138, об отказе семинаристу Сущинскому, предназначенному во священника, в дозволении жениться на вдове Вследствие отзыва вашего преосвященства, от 20 истекшего марта за 11, долгом поставляю предуведомить вас, что как по силе постановлений нашей Церкви воспрещено допускать к рукоположению женатых на вдове, то тем паче я не вправе дать дозволение семинаристу Сущинскому жениться на вдове Янушевской, с обнадёжением рукоположить его в священники. Сенатору князю Любомирскому, от 17 апреля за 152, о невозможности удовлетворить его ходатайства, насчёт дозволения отправлять для Дубенских Греко-униатских прихожан богослужение в местном Латинском костёле

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Хотя граф Левашов уведомил меня, от 2 мая, что об удовлетворении моего требования предложено им Каменец-Подольскому военному губернатору; хотя консистория просила и после того в 5 день июля самого Подольского губернатора о высылке в Жировицы означенных двух священников: за всем тем однако же, таковое требование и до сих пор не исполнено. Между тем, по случаю сих вероятно своевольно скитающихся священников, последовало к вашему высокопревосходительству неосновательное донесение, будто Греко-униатское духовное начальство рукополагает в Подольскую губернию новых священников; и я вынужденным нахожусь обнаружить невнимательность гражданского начальства Подольской губернии к удовлетворению законных требований епархиального Греко-униатского начальства и покорнейше вас просит о предписании кому следует, чтобы упомянутые выше священники Андрей Криницкий и Мартин Гречина доставлены были без замедления в Жировицы. С сим вместе долгом считаю присовокупить, что не только для Подольской, но и для Волынской губернии, в которой считается около ста Греко-униатских приходов не рукоположено мною ни одного священника в течение более двух лет моего управления Литовскою епархиею, и напротив, некоторые священники, прежде рукоположенные, переведены мною оттуда в Гродненскую и Минскую губернии. Викарному епископу Антонию Зубко, от 25 сентября за 640, о поручении ему посвятить 7 воспитанников дьячковского училища в певцы, а 3 в чтецы, определяющихся к причётническим местам На основании представления консистории, от 3 сего сентября за 8321, и приложенной при оном ведомости воспитанникам дьячковского училища, подписанной членами консистории и правления епархиальной семинарии, я поручаю вашему преосвященству посвятить по чину нашей Греко-восточной Церкви определённых по моему предложению консисторией к разным церквам причётников, а именно, в певцы: 1) священнического сына Антона Котовича к Вистыцкой церкви в Брестском деканате; 2) священнического сына Гервасия Харламповича к Лидской церкви Лидского деканата; 3) церковнослужителя Степана Керкевича к Тевельской церкви Кобринского деканата; 4) церковнослужителя Давида Желязовского к Дмитровичской церкви Каменецкого деканата; 5) церковнослужителя Степана Славинского к Збероговской церкви Брестского деканата; 6) церковнослужителя Якова Головчинского к Сухопольской церкви Пружанского деканата, и 7) священнического сына Илью Смороцкого к кафедральному собору;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010