На страницах официальной прессы, естественно, не находилось места для изложения позиции верующих по данным вопросам. Но о ней можно узнать, обращаясь к архивным материалам Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИКа СССР. В одном из поступивших в комиссию писем указывались следующие предложения верующих относительно статьи 124-й Конституции СССР: «1. Статью 124 соблюдать тверже и местную власть поставить в определенные рамки. 2 . Непосильными налогами как храмы, так и духовенство не облагать, а делать процентные начисления доходов. 3 . Запретить всякие „издевательства“ над церковью, духовенством и верующими. 4 . Разрешить беспрепятственно, без особых на это разрешений местных властей, собрания верующих и церковного совета, ходить духовенству по домам с молебнами и требами. 5 . Не допускать давление на рабочих и служащих за религиозные убеждения. 6 . Не закрывать путем административного давления храмов, если не будет на то согласия религиозной общины» 157 . Позиция комиссии и ее председателя П. А. Красикова была выражена в специальной записке «Состояние религиозных организаций в СССР», поданной в ЦК ВКП(б). Оценка религиозной ситуации была весьма откровенной и прямой: «На основании имеющихся материалов в Комиссии необходимо отметить большое количество грубых нарушений советского законодательства о религиозных культах на местах. Причем количество нарушений за последние годы растет. Этот рост объясняется тем, что работники на местах недооценивают культовые вопросы, не понимают всей политической глубины». Вывод Красикова заключался в том, что необходимо в срочном порядке принять самые серьезные меры к исправлению катастрофического положения, сложившегося в религиозном вопросе, устранить в действиях местных властей методы административного давления на верующих и религиозные организации, обновить законодательство о культах, выработать и принять общесоюзный закон о свободе совести и обеспечить его единообразное применение на всей территории СССР. Отстаивая свою точку зрения, комиссия пыталась воздействовать на сложившуюся неблагоприятную ситуацию в религиозном вопросе и искала для этого союзников. В мае 1936 года по представлению комиссии Президиум ВЦИКа направил в местные органы власти специальный циркуляр с требованием «прекратить административные меры борьбы с религиозными пережитками трудящихся масс» и предупреждением, что «впредь за нарушение постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года „О религиозных объединениях“ виновные, невзирая на лица, будут привлекаться к строгой ответственности» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

стратегия громоотвода. Как правило, даже если верующих было много и на закрытие храма они не соглашались, сельсовет находил возможность создать иллюзию почти полного согласия. Например, проводились отдельные собрания ячейки Союза воинствующих безбожников (если таковая имелась), комсомола, сельсовета, школьных, клубных и медицинских работников – на этих собраниях верующих практически не было. Проводили собрания не по месту жительства, а по месту работы – так было легче добиться согласия. Атеисты могли проголосовать за закрытие храма сразу на нескольких собраниях. При этом можно было сделать так, чтобы на собраниях не было верующих, для этого, например, было достаточно указать одним из пунктов повестки антирелигиозную лекцию, которые верующие бойкотировали. В случае же если некоторые протоколы не свидетельствовали о нужных настроениях, например, в них приводились данные о голосовании, где многие были против, то эти протоколы можно было и не предоставлять. Наконец, можно было просто предоставить подписные листы с подписями всех согласившихся на закрытие. Примечательно, что в данном деле нет ни одного протокола собрания местных жителей, на котором было бы вынесено решение о закрытии храма. Данный факт более чем наглядно свидетельствует о силе религиозности местных жителей. Колокола с храма, вес которых составлял 10,5 т, были сняты в период с апреля 1936 по февраль 1939 г. (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 16. Л. 26). С 1945 по 1950 г. прихожане ежегодно ходатайствовали об открытии своего храма (написали 10 прошений, 24 раза посетили уполномоченного, число подписей на заявлениях достигало 74), но храм так и не был открыт (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943–1953 гг.//Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 111). Упорная борьба верующих Ущера за свой храм во второй половине 1930-х и в 1940-е гг. объяснялась тем, что к тому времени им пользовались не только исконные прихожане, но и прихожане закрытых храмов Кусунова и Лунёва. За последующие полвека ситуация в данной местности сильно изменилась: в 1990-е гг. храмы в Кусунове и Лунёве, где общины распались сами, были открыты, в Ущере же, прихожане которого до 1950-х гг. боролись за право открыть храм, храм до сих пор не действует и находится в аварийном состоянии. Ершов А.Л. О закрытии храмов в Кусунове, Лунёве и Ущере в 1930-е годы//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 7/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2013. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02313

В свете данного письма становятся понятными дальнейшие шаги вождя: 1. Ликвидация «исторической школы Покровского», которая небезуспешно выкорчевывала русскую, традиционную историческую школу. 2. Воспрещение всяких «реформ» и «дискуссий» о «реформе» русского алфавита (постановление ЦК ВКП(б) от 5 июля 1931 г.). 3. Прямой запрет генсеком латинизировать алфавит тех народностей, которые применяют русскую письменность. 4. Создание вместо пропитанного троцкизмом РАППа Союза советских писателей. 5. Перевод, начиная с 1936 г. всех языков народов СССР на кириллицу, что было в основном завершено к 1940 г. (некириллизованными из распространенных в СССР языков остались немецкий, грузинский, армянский и идиш). 6. Развёртывание в СССР мощной пропагандистской компании в литературе, театре и кино по возвращению к исторической теме национальной традиции (обращаем внимание – совершенно не в 1941 году, а в 1930-е годы!): такие кинофильмы, как «Тихий Дон» (ещё немой, 1930 г., первая экранизация романа М. Шолохова), «Гроза» (1933 г., по пьесе А. Островского), «Пётр Первый» (1937 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Суворов» (1940 г.), «Богдан Хмельницкий» (март 1941 г.) и другие. 7. Уничтожение антинациональной «пятой колонны». Об этом пишет П.А. Судоплатов: «Жизнь показала, что подозрительность и ненависть Сталина и руководителей ВКП(б) к политическим перерожденцам и соперникам в борьбе за власть имели под собой реальную почву. Решающий удар по КПСС и Советскому Союзу в 1990-1991 годах был нанесён именно группой бывших руководителей партии» (Судоплатов П.А. Победа в тайной войне: 1941-1945 гг. М., 2019, с.34)» . Все перечисленные нами выше мероприятия были проведены И.В. Сталиным задолго до начала войны. С этим почти согласился Р.А. Илющенко, но… «… явно антихристианская, да и антирелигиозная повестка, наиболее широко распространившаяся в нашей стране после революции 1917 года, получила новое наполнение, начиная с 1991 года. Тогда одних революционеров экспериментаторов-марксистов у кормила власти, сменили другие революционеры экспериментаторы-либералы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

Крупская Надежда Константиновна (1869–1939) – советский партийный и государственный деятель, супруга В. И. Ульянова (Ленина). Родилась в Санкт-Петербурге в дворянской семье. С 1891–1896 гг. преподавала в рабочей школе. В 1894 г. познакомилась с молодым марксистом В. Ульяновым, вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Член РСДРП с 1898 г. Была в ссылке и эмиграции, участница трех революций. В апреле 1917 г. вместе с Лениным вернулась в Россию. В 1917–1939 гг. член коллегии Наркомпроса, председатель Главполитпросвета при Наркомпросе (с 1920). В 1929–1939 гг. зам. наркома просвещения СССР. Член ЦКК РКП(б)–ВКП(б) (1924–1927), член ЦК ВКП(б) (1927–1939). Автор трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике, воспоминаний о В. И. Ленине. Почетный член АН СССР (1931). Умерла в Москве. Крыленко Николай Васильевич (1885–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Смоленской губ. в семье ссыльного. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1909), юридический факультет Харьковского (1914). Член РСДРП с 1904 г. Вел активную революционную деятельность, неоднократно арестовывался. жил в эмиграции. В 1916 г. был мобилизован в армию, где вел большевистскую агитацию. В 1917 г. член Бюро Военной организации при ЦК РСДРП(б), член Петроградского военно-революционного комитета, член Совета народных комиссаров по военным и морским делам. В 1917–1918 гг. Верховный главнокомандующий. С 1918 г. член коллегии наркомата юстиции, председатель Верховного трибунала при ВЦИК–ЦИК СССР. В 1923–1924 гг. председатель Верховного революционного суда СССР. В 1922–1931 гг. зам. народного комиссара юстиции РСФСР, народный комиссар юстиции РСФСР (1931–1937). В 1928–1931 гг. прокурор РСФСР. В 1936–1938 гг. народный комиссар юстиции СССР. Арестован в 1938 г. Расстрелян, реабилитирован в 1955 г. Курский Дмитрий Иванович (1874–1932) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Киеве, сын железнодорожного инженера. Окончил юридический факультет Московского университета (1900). Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1904 г. В 1918–1928 гг. нарком юстиции РСФСР, одновременно в 1922–1928 гг. прокурор РСФСР. Председатель Центральной ревизионной комиссии РКП(б)–ВКП(б) (1924–1927). В 1928–1932 гг. посол СССР в Италии. Покончил с собой в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Во время массовой кампании по ликви­дации «кулачества» в 1930 году право внесудебного разбирательства вновь офици­ально подтверждено и предоставлено кра­евым и областным органам ОГПУ. 10 июля 1934 года постановлением ЦИК СССР ор­ганы государственной безопасности вошли в состав Народного комиссариата внутрен­них дел (НКВД). Функции ОГПУ переда­ны Главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.   1920-е – 1930-е  годы  ознаменова­лись  расстрелами  наиболее  стойких священнослужителей и мирян. Но этого оказалось мало. Всесоюзная перепись населения 1936 года показала, что вера в народе не угасла, что более 60-ти про­центов населения назвали себя право­славными. По личному решению Сталина от 2 июля 1937 года была поставлена задача полного уничтожения Церкви как всерос­сийской организации, а также уничтоже­ния большинства ее прихожан-крестьян. Изданный по прямому поручению «во­ждя народов» совершенно секретный приказ НКВД СССР 00447 от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессиро­ванию бывших кулаков... и др. антисовет­ских элементов» предписывал «с 5 авгу­ста 1937 года во всех республиках, краях и областях приступить к операции по репрессированию бывших кулаков, актив­ных антисоветских элементов, церковников..., находящихся в данный момент в деревне, в городе, в советских учреж­дениях, на строительстве». Все террито­рии были поделены на сектора. Созданы республиканские, краевые и областные «тройки» по рассмотрению дел в отноше­нии бывших кулаков, членов антисовет­ских партий, белогвардейцев, жандармов и чиновников царской России, бандитов, реэмигрантов, участников антисоветских организаций, деятелей церкви и сектан­тов, уголовников-рецидивистов. В связи с проведением массовых арестов в соответствии с приказами НКВД от 11 авгу­ста 1937 года и от 20 сентября 1937 го­да списки лиц, подлежащих репрессиям, рассматривались также «двойками» – наркомами, начальниками УНКВД со­вместно с соответствующим прокурором республики, края,    Сталин спешил. 31 января 1938 го­да он предписывает: «Принять предло­жение НКВД СССР об утверждении до­полнительного количества подлежащих репрессии. Предложить НКВД СССР всю операцию... закончить не позднее... 15 марта 1938 Некоторые совре­менные исследователи – статисты, за­фиксировав резкое снижение расстрелян­ных после марта 1938 года, делают вывод о смягчении антирелигиозных гонений. Но истина в том, что приказ Сталина вы­полнялся досрочно. Россию залили кро­вью православного народа.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Руководство партии отмечало, что журнал предназначен для «публикации популярных статей, лекций и консультаций по естественнонаучной пропаганде, по разоблачению и критике религиозной идеологии, по теории и истории научного атеизма, вопросам обобщения методики и практики научно-атеистической пропаганды, рецензирования и информации о выходящей научно-атеистической литературе» . Следует отметить, что именно из журнала «Наука и религия» большинство советских граждан черпало сведения об основах религии, о современном положении религиозных организаций и их лидерах . Издание было призвано стать одним из главных орудий воинствующего атеизма и бороться с помощью научных знаний с религиозными пережитками прошлого. Поэтому ему всегда уделялось особое внимание. Издателем журнала являлось Всесоюзное общество «Знание». За период хрущевских гонений тираж многократно увеличился . В данной статье рассмотрены и подробно проанализированы материалы журнала «Наука и религия», а именно ноябрьский выпуск 1961 года и декабрьский 1963 года, которые есть в открытом доступе в Сети. Первый рассматриваемый номер был выпущен практически на заре существования журнала «Наука и религия», а второй – уже ближе к концу периода хрущевских гонений. Таким образом, можно проследить и определенные тенденции: как с течением времени менялось содержимое журнала и сами методы атеистической пропаганды в целом. 1. Журнал «Наука и религия» 1961 года Объем журнала – 96 страниц, большую часть занимают статьи на листах формата А5 по 58 строк на странице, что является достаточно мелким шрифтом для зрительного восприятия. Журнал состоит из 8 рубрик, в каждой располагается ряд материалов в виде статей и заметок. Начинается журнал с передовой на 8 страниц, в которой описывается проект новой Программы КПСС. Особо подчеркивается важность борьбы с «религиозными предрассудками и против изуверских сект» , так как «религиозная идеология направлена против науки, против действительного познания и объяснения мира» . В ходе исторического экскурса революционного движения уточняется, что «коммунистическая партия всегда заботилась о совершенствовании содержания, форм и методов антирелигиозной работы, предостерегала от оскорбления чувств верующих, от административных мер борьбы с религией» . Вероятно, данный пассаж является развитием постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г. . Далее описывается создание газеты «Безбожник» и Союза воинствующих безбожников. Примечательно, что автор не видит противоречия в словах о предостережении от оскорбления чувств верующих с тем, как на самом деле в 20-30-е годы проходила борьба с религией. Затем цитируется 124-я статья Конституции 1936 года, которая, в частности, гласит, что «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В целом можно заключить, что передовая очень подробно идеологически обосновывает необходимость атеистической пропаганды.

http://bogoslov.ru/article/6192523

«Кто не работает, тот не ест» Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ильича Ленина. Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он – выпускник гимназии и университета – изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. 30 июля, 2005 Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ильича Ленина. Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он – выпускник гимназии и университета – изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Плакаты с грозным предупреждением: «кто не работает, тот не ест» обычно подписывались именем Ленина и в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке». Эту фразу действительно можно найти в 36 томе Полного собрания сочинений вождя мирового пролетариата (статья: «О голоде»). Она присутствует и в знаменитом «Моральном кодексе строителя коммунизма», и в советских Конституциях. Например, в 12-й статье так называемой «сталинской» Конституции 1936 года сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Из «брежневской» конституции 1977 года эту фразу убрали, однако сам принцип остался. А «уклонение от общественно полезного труда» было «несовместимо с принципами социалистического общества» (статья 60). Смысл этого понятен: из полноценной жизни страны Советов исключались те, кого государство (в лице своих чиновников) считало «паразитами» и «тунеядцами». Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ильича Ленина. Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он — выпускник гимназии и университета — изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Удивительно, но, цитируя и используя слова Апостола в коммунистической доктрине, ее идеологи умудрялись одновременно критиковать их в антирелигиозных изданиях. Например, в учебниках советского времени говорилось примерно следующее: фраза апостола Павла «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — это обычная в рабовладельческом обществе формула рабской трудовой повинности. Такой вот парадокс: одна и та же мысль выносится на лозунги и одновременно объявляется проповедью рабской морали…

http://pravmir.ru/kto-ne-rabotaet-tot-ne...

Разделы портала «Азбука веры» 16 Ноя 2022 В петербургском Музее истории религии во вторник открылась выставка, посвященная его 90-летию, пишет «Cедмица.RU» . На выставке «Начало. К 90-летию Музея истории религии» представлено более 100 экспонатов, в том числе предметы знаменитой Антирелигиозной выставки, открытой в стенах Зимнего дворца с апреля 1930 года, ставшие основой коллекции созданного Музея истории религии. Будут представлены и фотографии первых экспозиций и выставок, афиши 1930х годов, пригласительные билеты на торжественное открытие музея, архивные документы. Дополняют выставку экспонаты первых музейных выставок «Революционная Испания в борьбе с фашизмом» (1936), «Религии Китая» (1940), экспозиций «Религия Индии», «Иудаизм» и других. В 1930е годы экспонаты поступали в фонды музея из самых разнообразных источников — экспедиций и собирательских командировок, закрытых храмов, собраний других музеев. Многие были созданы на заказ, получены в дар или приобретены у частных лиц. На выставке посетители увидят деревянное распятие конца XVII века, поступившее из Государственного музейного фонда, склеп «мунди-вакчи» для хранения пепла умершего (Сахалин, XIX век) из Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), итальянскую икону XV века «Святой Георгий» из Эрмитажа, алебастровый рельеф «Коронование терниями» XVI века из Русского музея. Особый интерес представляет макет «Дворцового собора в Боголюбове (1158–1165)», научным консультантом которого был исследователь древнерусской культуры Воронин, посвятивший многие годы изучению и реконструкции первоначального вида этого памятника. Посетители погрузятся в атмосферу первых лет существования музея, когда одна за другой открывались новые экспозиции, создавались выставки, организовывались экспедиции, велась активная научная работа, переписка с ведущими исследователями того времени. Так, на выставке представлены телеграммы от академика Алексеева директору Музея Францеву с просьбой принять в дар ряд интереснейших предметов. Упомянутый в одной из этих телеграмм китайский гадательный круг с компасом XIX века представлен на выставке. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/peterburgskij-muze...

При этом советское законодательство декларировало равноправие всех граждан, в т. ч. и «служителей культа». Принятая 5 дек. 1936 г. Конституция СССР в ст. 124 провозглашала «свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды» для всех граждан СССР. Законодательной основой деятельности религ. объединений оставалось постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 8 апр. 1929 г., всячески ограничивавшее как богослужебную, так и социальную деятельность религ. общин. Впосл. нек-рые представители партийно-гос. органов выступали за отмену даже этого жесткого законодательного акта. Так, в мае 1937 г. с этим предложением к Сталину обращался Г. М. Маленков . Хотя предложение Маленкова и не было принято, в апр. 1938 г. была распущена руководимая П. А. Красиковым Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. Единственной гос. структурой, занимавшейся религ. вопросами, оказался «церковный отдел» НКВД. В идеологической работе партийных и общественных орг-ций одной из приоритетных объявлялась задача строительства «безрелигиозного общества», офиц. СМИ и антирелиг. лит-ра свидетельствовали о «поддержке трудящимися массами» репрессивной религ. политики Советского гос-ва, как «наиболее полно обеспечивающей свободу совести». Религиозная политика немецких захватчиков на оккупированной советской территории Перед нападением на СССР фашисты уже имели большой опыт проведения религ. политики как в Германии, так и на захваченных территориях в Европе. Расследованием деятельности всех враждебных нацизму сил, в т. ч. в религ. среде, занималась гос. тайная полиция (гестапо). В 1939 г. гестапо вошло в новообразованное Главное управление имперской безопасности (РСХА) в качестве IV управления. Одной из структурных единиц Управления был «церковный реферат» (отдел), непосредственно занимавшийся надзором за деятельностью религ. общин. Вопросами религ. орг-ций занимались также СД (служба безопасности СС), разведывательное управление СС, Зипо (полиция безопасности).

http://pravenc.ru/text/150063.html

Своего рода модель научной антирелигиозной пропаганды дали Ильф и Петров в романе «Золотой телёнок» (1931): «— Эй вы, херувимы и серафимы!— сказал Остап, вызывая врагов на диспут.— Бога нет. Нету, нету,— продолжал великий комбинатор,— и никогда не было. Это медицинский факт» 15 . Антиклерикальная настроенность сводилась часто к тому, что всякое появление духовного лица на страницах литературного произведения непременно сопровождалось указанием на его моральную нечистоплотность. В качестве примера можно указать на романы тех же Ильфа и Петрова. Священник, «поп», просто не мог быть хорошим человеком. Неспроста, например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» (1932-1934) начинается с рассказа о первом подвиге юного Корчагина, этого идеального борца за дело партии: мальчик насыпал попу махорки в тесто, что расценивается не как грубый хулиганский поступок, но как акт борьбы с врагом-эксплуататором. У иных писателей встречались и внешне безобидные выпады. Так, в рассказе А.Гайдара «Голубая чашка» (1936) вдруг попадается абзац, прямо не связанный с сюжетом, со всеми событиями повествования: «Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки-люди». «Мы»— это рассказчик и его маленькая дочь. Априорно признаётся, что ребёнок шести с половиной лет уже может легко разбираться в подобных вещах. И к тому же как бы призываются читатели, которые немногим старше этой мудрой девочки-атеистки. Атеистическая пропаганда пыталась добиться своего не качественным, но количественным воздействием на сознание людей, подвергавшихся целенаправленной обработке,— и не без успеха.   Среди важнейших враждебных ценностей, которые были намечены к уничтожению, оказалось русское начало , и логично: как неразрывно связанное с православным миросозерцанием. Русская идея , утверждённая на Православии, должна была быть отторгнута безусловно— и Ленин жёстко указал: «Наше дело— бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов» 17 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010