Продолжались закрытия церквей, хотя процедура была, по всей вероятности, несколько усложнена. В советских газетах даны были некоторые сведения о закрытии церквей и о числе оставшихся. Так например в Белгороде до революции было 3 монастыря и 22 церкви, а в окружающих селах – 25 церквей. Теперь осталась одна кладбищенская, а в деревнях – 3 (известия 12. 8. 1936). В Новгороде из 42 церквей и 3 монастырей, к сентябрю 1934 г. осталось лишь 15 церквей. Колокольных звонов не слышно в Новгороде уже 4 года (Антирелигиозник 1936, 1, стр. 57). В Куйбышевском районе было до революции 2200 церквей, молелен, мечетей. Закрыто 1173. Фактически действуют 325 церквей (Правда, 15. 4. 1937). Сообщается, например, что, по требованию колхозников, закрыты и превращены в клубы церкви в селе Тарханееве и Зубово-Ползне (Мордовская АССР. Красная Мордовия 2. 11. 1936 и 20. 11. 1936), в Бабницком сельсовете БССР (Витебский Пролетарий 17. 11. 1936), в селе Новый Кувек Куйбышевского края (Волжский Комсомолец 18. 11. 1936), в сельсовете Форпост (Велико-луцкая Правда 28. 11. 1936) и т. д. Большим событием» для церкви явилось принятие чрезвычайным съездом советов, 5 декабря 1936 года, новой конституции СССР, под знаком которой прошла вторая половина 1936 года. Для Церкви и духовенства особенно важными являются статьи 124 и 135. Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести, Церковь в СССР отделяется от государства и школа от Церкви. Свобода религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Эта статья несколько изменяете и уточняет соответствующую (5) статью старой конституции от мая 1928 года, в которой говорилось о «свободе религиозных исповеданий» и антирелигиозной пропаганде, и которая, в свою очередь, отменила право религиозной пропаганды, предоставленное конституцией 1918 г. (статья 13). Статьи 135 и 136 конституции дают духовенству избирательное право, активное и пассивное. Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания ... социального положения... имеют право участвовать в выборе депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательные прав. |
Таким образом, кроме «отправления культа», все виды деятельности церкви воспрещены. Собственно говоря, конституция представляет религиозную свободу верующим, а не Церкви. Избирательное право дано духовенству, чтобы не ограничивать прав верующих советских граждан (Ярославский. Антирелигиозник 1936 4, стр. 4). За принадлежность к религиозному обществу нельзя лишать советских граждан, занимаемых ими, должностей, что практиковалось, и теперь иногда практикуется ревностными советскими администраторами (напр. дело об увольнении учительницы Покровской и ее мужа. Правда 3.4. 1937). Впрочем условия, предъявляемые к советскому жителю, в последнее время, в связи с требованиями учителю антирелигиозной пропаганды в школе, несколько ограничивают возможность педагогической деятельности верующих. Напр. передовица «Воспитывать детей воинствующими безбожниками» (За коммунистическое просвещение 8.5. 1937) требует, чтобы «учителя сами были передовыми безбожниками». Советские газеты особое внимание обращают на верующих преподавателей и учителей. Путинцев в цитированной статье указывает, что даже снявший сан служитель культа не может быть допущен в школу и вообще на культурно-воспитательную работу (Под знаменем марксизма 1937, 2, стр. 74). Религиозные чувства верующих, до некоторой степени, ограждены от оскорбления, так как оно «ведет лишь к закреплению религиозного фанатизма» (§ 13 программ коммунистической партии). Впрочем антирелигиозные издания, хотя бы напр. Безбожник, с его отвратительными, кощунственными карикатурами, безусловно должен оскорблять верующих. Также не меняется характер и антирелигиозных музеев от их переименования в музеи истории религии и атеизма (напр. известия 4. 3. и 5. 3. 1937). Да вообще, можно ли говорить о религиозной свободе, когда в газетах постоянно печатаются доносы на верующих и после принятия конституции? Например: «Ученица 2 класса школы 10 Дзержинского района Нагорная Антонина, в дни религиозных празднеств систематически пропускала занятия. Впоследствии выяснилось, что родители Антонины заставляюсь ее молиться перед иконой и выполнять религиозные обряды» (Антирелигиозник 1936 6, стр. 37). «Директор школы Чернышев и его жена пользуются услугами монашек, дружат с ними. Учительница Киченко сама выполняет религиозные обряды» (За коммунистическое просвещение 8. 5. 1937. Передовая статья). «Учитель Хватовской школы Никольский имеет тесную связь с попом, посещает церковь » (За коммунистическое просвещение 18. 3. 1937). «Вот ученик пятого класса школы 12, Миша Корнилов. Ему 13 лет Он три года уже посещает сказки сектантов и считает, что Евангелие – лучшая наука на свете. А ученица школы 10 Куреева каждый день читает Евангелие. Еще две школьницы – Зина и Тоня Панкратовы. Зина в третьем классе, а Тоня в пятом» (Комсомольская Правда 10. 5. 1937). Секретарь комсомола Косароб в своем докладе упоминает о вешавшемся комсомольце, Туркине и о соблюдающем религиозные праздники, комсомольце Кузнецове (Правда 15. 4. 1937). |
Новые условия жизни, новый быт и культура должны, по мнению партии, уничтожить Церковь и всякую религию. Но для ускорения этого процесса, необходима интенсивная активная антирелигиозная пропаганда. Еще в периоде обсуждения проекта конституции, в связи со слухами о полном прекращении антирелигиозной работы, в Антирелигиознике указывалось, что новая конституция ставить целью... «дать передовым гражданам советского союза возможность освобождения отсталых трудящихся от их религиозных предрассудков» (1936. 4, стр. 13). «Статья 124 отнюдь не предусматривает какое-либо ослабление антирелигиозной работы. Наоборот эта работа должна всемерно развиваться. За ее развертывание, в первую очередь, должны взяться комсомольские организации, призванные воспитывать советскую молодежь в духе коммунизма» (Кандизов. Комсомольская Правда 14. П. 1936). Это истолкование конституции повторяется многократно. «Принятие ее не означает отказа от борьбы с религией, отказа от пропаганды атеизма» (Федосеев. Комсомольская Правда, 24. 3. 1937). Особенно усилилась антирелигиозная кампания в советской печати с начала марта этого года, вероятно, после известного доклада Сталина на пленуме центрального комитета партии 3-го марта: «о недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников», в котором обращалось внимание на необходимость усиления и улучшения партийного политического просвещения. В это просвещение, по мнению партийцев, должен входить и антирелигиозный элемент. Оказалось, что антирелигиозная работа велась, в последнее время «архи-плохо» (Правда 7: 5. 1937), без всякого вдохновения, что работники прикрывались «гнилой теорией «стихийного отмирания религии», утверждая, что «раз в нашей стране эксплуататорские классы уничтожены, уничтожена эконмическая база религии, то следовательно и религиозные предрассудки должны отмереть, к чему, в таком случае, бороться с религией?» (Комсомольская Правда 24. 3. 1937). Такие же взгляды проникли и в антирелигиозную печать. Напр. Сазабьянов в Антирелигиознике (1936. 1, стр. 44) делает вывод, что с религией покончено. А потому вполне естественно отношение к антирелигиозной работе секретаря ртищевского райкома (Саратовской области) Родина: «Признаемся, работы не вели никакой. Собственно верующих сейчас почти нет, а если я есть, то лишь одни старики» (Комсомольская Правда 24. 3. 1937). Указывалось, что многие миллионы граждан Союза отошли от Церкви и религии, что во многих колхозах и городах нет ни одного храма, напр. в новых городах, созданных индустриализацией страны (Антирелигиозник 1937 2, стр. 45), напр. Магнитогорск – 200.000 жителей, Караганда – 120.000, Сталинск (Западная Сибирь) – 220.000 и т. д. (Известия 29. 12. 1936). |
Параллельно с указанным ослаблением и кризисом антирелигиозной работы, наблюдается усиление активности духовенства и сектантов в связи с опубликованием новой конституции. Это явление устанавливается всеми советскими газетами, «Конституция против религии не высказывается, скоро все церкви начнут работать» (Антирелигиозник, 1936, 6, стр. 77) – говорят верующие. Конституция была воспринята, как объявление религиозной свободы совести и церкви. «Раньше вы запрещали ребятам носить кресты», говорят матери учителям, а сейчас не такое время (За коммунистическое просвещение 8. 5. 1937). Активность духовенства, прежде всего, оказалась направленной к возвращению обратно отобранных церквей, по собиранию средств на ремонт и обновление храмов. Напр., еще в период обсуждения конституции, Известия сообщали (12. 8. 1937), что после опубликования ее проекта, подняли голову и церковники. В Белгород съехалось свыше 50 священников разных толков. Они энергично взялись и в городе, и особенно в деревне, за восстановление утраченных в свое время, позиций. В ряде мест идет сбор подписей под ходатайствами об открытии церквей». В Куйбышевской (Самарской) области, сообщает секретарь комсомола Косарев (Правда 15. 4. 1937) духовенство начало деятельную кампанию за открытие церквей. «До революции здесь было свыше 2.200 церквей, молелен, мечетей. Закрыто было за года революции 1173. Из незакрытых фактически действуют 325. Сейчас поступили ходатайства в областные организации об открыли примерно такого же количества церквей (т. е. около 30% закрытых). Ходоков по открытию церквей в области, в 1935 г. было 60 человек, а в 1936 г. – 336». Сообщение о поданных ходатайствах поступают из разных мест. Какое количество просьб удовлетворено – сказать трудно. В советских газетах сведения об открытии закрытых церквей являются единичными. Напр., «В колхозе «Искра 2», в Крыму в бывшем клубе вновь открыта церковь » (Безбожник 1936. 8). В некоторых местах безбожные организации организуют контр-кампании против открытия церквей. |
Невольно встает вопрос об отношении населения к духовенству и Церкви. Конечно, наблюдается множество нюансов. Отношение партийцев и неверующих ясно. Оно обнаружилось во время обсуждения проекта конституции, которое предшествовало чрезвычайному съезду советов. В центральный комитета поступило множество поправок, требовавших полного запрещения отправления религиозных обрядов, лишения духовенства избирательных прав, которые ему представлялись проектом конституции и вообще сохранение за ним, как «нетрудящимся элементом», как классовым врагом или агентом классового врага, лишенческого положения, запрещения сыновьям духовных лиц поступать в красную армию и предоставления прав только тем священнослужителям, которые сложат с себя сан или отрекутся от Христа (Напр., Безбожник, 1936, 9, стр. 5–6. Антирелигиозник, 1936, 5, стр. 26–30). Известно, что против этих поправок выступили по разным мотивам председатель Союза воинствующих безбожников Ярославский, члены советского правительства и, наконец, Сталин в своем докладе чрезвычайному съезду советов о проекте новой конституции (Известия 26. П. 1936 и друг.). Но надо отметить, что, наряду с враждебными Церкви и духовенству попреками, раздавались и мужественные голоса, требовавшие предоставления гражданам «свободы религиозной пропаганды» (Антирелигиозник 1936, 4, стр. 12) и улучшения правового положения духовенства, освобождения в религиозные праздники не только от работа, но и от общих собраний, признания священников должностными лицами колхоза (Большевик, 1937, 4, стр. 35). Вера Сальникова, в письме в редакцию Комсомольской Правды, доказывает необходимость уважения к духовенству, защищая правильность употребления комсомольцами слова «священник», а не «поп». Активное участие духовенства в колхозной жизни и в «строительстве» способствует» улучшению отношений между должностными лицами колхоза, большею частью коммунистами, и духовенством. Они часто сотрудничают вместе. Они друзья-враги (по определению иностранца в Последних Новостях). |
В пользу теории «стихийного отмирания» религии могли привести и статистические данные, иллюстрирующие процесс «вытеснения религии из быта и сознания колхозного крестьянства. Лица, исполняющие религиозные обряды составили среди крестьянской молодежи (единоличников): мужчин 62,6% и женщин -– 71,5,% а среди колхозной молодежи – 1% и 12,2%. Среди единоличников в возрасте 25–39 лет: 71,4% и 100%. Среди колхозников – 3,2% и 25,5%. Среди старших возрастов единоличников – 100%, а колхозников – 14,5% и 47,9% (Большевик, 1 ноября 1936 г., 21, стр. 46–47). Уверенность в отмирании религии, вернее полное равнодушие и отсутствие интереса к антирелигиозной работе, со стороны партийных организаций, в частности и Союза воинствующих безбожников привело к тому, что деятельность Союза ослабела, спустилось количество антирелигиозных докладов, лекций и вечеров, что Союз сильно сократился численно. Четыре года назад Союз насчитывал 5 миллионов членов. Какова сейчас его численность – никто из работников Союза в точности сказать не может. Управляющий делами центрального совета Пестунович называет цифру в 2 миллиона. Ответственный секретарь Олещук более сдержан: он находит, что в Союзе безбожников осталось еще меньше оформленных членов. Союз переживает сильный организационный кризис. Областные советы, избранные 6 лет тому назад, почти всюду распались. Вместо них, местными организациями созданы областные и краевые оргбюро, состояние из назначенцев ... В 16 краях, областях и национальных республиках, в том числе в Восточной Сибири, в Дальне-Восточном крае, Омской области, организации Союза не существуют сейчас даже и формально. Еще хуже положение с районными звеном, возмущается С. Петров в Известиях (10, 3 1937). Большинство их прекратило свое существование. Распались ячейки в городах и деревнях (Антирелигиозник 1937, 1, стр. 17). Сильно сократилось количество издаваемой антирелигиозной литературы, почти до ничтожных размеров (Правда, 7. 3. 1937). В 1936 году на Украине не появилось ни одной новой антирелигиозной книжки, тогда как в 1931 году, в эпоху усиленной безбожной кампании было издано 149 названий книг. Закрылись журнал Безвирник и газета Воевничий безвирник (Комсомольская Правда 15. 4. 1937). Антирелигиозный учебник не переиздавался с 1933 года. |
«Новое время» 1912, 6 ноября, статьи Розанова, Меньшикова, и Афанасьева. «Высокопр. Антоний (Вадковский) митр.СПБ и Ладожский». СПБ, 1899· «Десятилетие на кафедре СПБ митр.просветителя Русской Церкви», СПБ, 1909. «Церк.Вестн.» 1891, I, стр.10. -«- 1891, 8, стр.113. -»- 1891, 16, стр.225· -«- 1891, 19, стр.301. -»- 1891, 33, стр.523. -«- 1908, I, стр.3. -»- 1908, 9, стр.278, 285. -«- 1908, 30, стр.925, 936. -»- 1908, 31, стр.955· -«- 1908, 51–52, стр.1589. -»- 1891, 40, стр.639· -«- 1891, 42, стр.670. -»- 1891, 43, стр.687· -«- 1891, 48, стр.766–767 -»- 1895, 33, стр.1050. -«- 1895, 44, стр.1414–1415. «Изв.Казан.епар.» 1873, 13, стр.400–413. -»- 1881, 21, стр.551. -«- 1884, I, стр.5· -»- 1887, 9, стр.208. -«- 1887, 10, стр.229 -»- 1903, 9, стр.557–558. -«- 1903, 16, стр.18 отчет. -»- 1907, 40, стр.1245 -«- 1908, 10, стр.290–291. -»- 1911, 9, стр.271. -«- 1912, 43, стр.1306–1307· -»- 1912, 42, стр.1256–1257, 1273, 1251 -«- 1912, 41, стр.1242, 1243. «Русск.Архив» 1916, kh.I-я стр. 133,151. «Русск.Прав.Церк.» стр.194. «Христ.Чтение» 1894, сент.-окт., стр.49–40;41,3;12–13. -»- 1894, нояб.-дек., стр.85–87; 90;115–116;119; 95–96; 110–113; 132–135;157. -«- 1901,апр.-июнь, стр.57, III· -»- 1902,март, стр.89–90, 95, 363. -«- 1902, май, стр.152, 153, 157–158. -»- 1902, сент., стр.281–284, 286. -«- 1902, нояб., стр.336, 342, 344. «Мисс.Обозрен.» 1901, март, стр.297· -»- 1901, июль-авг., стр.66. Богородский Я.А. «В Казанский период его жизни и деятельности». «Прав.Собесед.» 1913, февраль, стр.263–279.· Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713–1913 гг. СПБ, 1913, стр.953, 965, 969, 981–983. Рункевич. «Русская Церковь в 19 в.» Рункевич. «Народная Академия». 1897, m.II, стр.3–11. М.Б., «Антоний, митр.СПБ и Ладожский». (Изд.0б-ва распространения рел.нравствен.просвещения в духе Православной Церкви). СПБ, 1915, 200 стр. Приложение: Письма митр.Антония. М. Бертенсон, 186 стр. «Памяти Высокопр. Антония, митр.СПБ и Ладожского». (Библиограф.обозрение книги М.Б. о митр.Антонии). Протоиерея Иоанна Королькова. Киев, 1916. |
-«- 1892, стр. 273. -»- 1892, стр. 370–371. -«- 1893, стр. 1. -»- 1894, стр. 133–138. -«- 1894, стр. 197–198. -»- 1894, стр. 222–230. -«- 1894, стр. 256–260. -»- 1896, стр. 289–293. -«- 1896, стр. 279. -»- 1897, стр. 483–489, 490. -«- 1898, стр. 18. -»- 1899, стр. 172, под/стр. -«- 1903, стр. 18 отчет. -»- 1907, стр. 1313 п/стр. -«- 1909, стр. 1207 п/стр. «Рус.Архив» 1899, кн. 1-я, стр. 699,671,672,673. -»- 1903, кн. 1-я, стр. 248. -«- 1904, кн. 1-я, стр. 52. -»- 1904, кн. 1-я, стр. 664–682. «Красн. Архив» 1930, том 40, стр.117. «Душ. Размышл.» 1884, стр.131–133. «Рус. Паломн.» 1910, стр.119. «Христ. Чтение» 1909, стр.252, 752. Булгаков, стр.1401, 1406, 1413, 1415. БЭС т.1, стб.529–530. БЭС m.II, стб.1140, 1634, 2112, 2170. БЭЛ m.III, стб.572–578. БЭЛ m.VII, стб.722, 723. НЭС т.Х, стб.938 и доп. т.1, стр.439. Летопись епископа Арсения, стр.870. Юбилейный сборник, стр.543. Родосский А. «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.», cmp.XXI. Елисеев. (Записки миссионера) стр.108, 109, 160. Харлампович К.В. «Архимандрит Макарий». Изд. Примечан. 113, 126. Путев. Влтая. Стр.5 и прим.28 и др. Чевалков. «Памятные записки», стр.75–90. Павловский. «Монастыри», стр.695. Ястребов И. «Миссионер Высокпр. Владимир, архиепископ Казанский». Казань, 1898. «Прав. Собес.» 1898, янв.,– июль-авг., окт. Высокопреосв. Владимир, архп. Казанский и Свияжский». Казань, 1898. Макарова-Мирская А.И. «Апостолы Алтая». Краткий сборник статей архп. Никанора (Каменского) . Казань, 1909, стр.492, прим.4. А.З. «Памяти в Бозе почившего архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (Петрова).» М., 1897 «0б архп. Владимире (Петрове).” «Душеп.Чт.” 1897. 0б архп. Владимире (Петрове).” История Казанской Духовной Академии. Харлампович К.В. ”Архп. Казанский Владимир (Петров), его жизнь и деятельность”. «Цер. Вестн.” 1910, 5, стр.156. «Состав Св. Прав. Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.28. 1897 г., стр.24–25. «Списки архиереев Иерархии Всерос.” СПБ, 1896, 4–58, стр.68. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
«Прав. Собес.» 1897, нояб., стр.582, 597. -«- 1897, декаб., стр.7. -»- 1900, июнь, стр.767. -«- 1905, март, стр.548. -»- 1905, май, стр.49–65. «Церк. Вестн.» 1891, 23, стр.364. -«- 1891, 42, стр.666. -»- 1891, 46, стр.731. -«- 1891, 49, стр.780. -»- 1891, 50, стр.796. -«- 1895, 5, стр.162–163. «Прав. Собес.» 1899, т.1, стр.6. «Мисс. Обозрен.» 1899, т.1, стр.14. «Самар. Еп. Вед.» 1903, 6, стр.314. «Русск. Архив» 1904, кн.1-я, стр.52. «Голос Церкви» 1913, янв., стр.9–14 (Биография). «Изв. Каз. Еп.» 1884, 4, стр.97. -»- 1895, 4, стр.92–93. -«- 1896, 23, стр.615. -»- 1912, 45, стр.1351. -«- 1912, 46, стр.1401–1404. -»- 1913, 1, стр.22. -«- 1913, 39, стр.1174. -»- 1913, 42, стр.1254–1255. -«- 1914, 11, стр.334. -»- 1914, 46, стр.1464. Каталог Тузова, стр.143, 144 Скобелева М.Д. «Поучение при заупокойном поминовении в Бозе почившего Макария, митр.Московского (40-й день по кончине)», стр.174. Путинцев М. Прот. – «Алтай” – Его святыни, миссионерство, дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство . Воспоминания о почивших миссионерах”. Москва, 1891, стр.8, 22, 68. Харлампович. «Высокопреосв. Макарий (Невский) ”. Казань, 1905. Беликов Дм. ”Высокопреосв. Макарий (Невский) как проповедник”. ”Приб. к «ЦВ” 1911, 30, 31, 32. П.М. «Высокопреосв. Макарий (Невский) , митрополит Московский”. «Приб. к ”ЦВ” 1912, 48–49, стр.1941–1948. Чевалков свящ. «Памятное завещание”, стр.52–94. К.Е. «Обозрение Томским Преосвященным архиепископом Макарием своей епархии в 1905 г.». Томск, 1906. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, стр.14–15. «Памятная книжка Петроградской духовной академии на 1915/1916 уч./г.», стр.10. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 479, стр.71. ФАМ II, 49, стр.7. Булгаков, стр. 14–15/ БЭС m.II, стб. 1545, 2170–2171. НЭС m.XXV, стб.415 и дonoлh.m.II, стр. 122. J.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 324–326. Regel’son 203. 4 «Человек иной народности; впоследствии, как выражение великодержавной идеологии – человек, принадлежащий к одной из малых народностей, составляющих национальное меньшинство в б. Российской империи.» Толк. Словарь Русск. яз. проф. Д.Н.Ушаков, т.1, стр.1209. |
По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. |
| |