Ересь Коринфа, заключалась в различении Иисуса и Христа. На человека Иисуса, по учению Керинфа, сошел Христос, или Дух, так, что страдал Иисус, а не Христос, по существу бесстрастный. В 1 Ин. целый ряд замечаний становятся до конца понятными, как полемика против Керинфа (ср. 2и 22—23). Из того, что было сказано, ясно, что ересь Керинфа представляла собою гностическое лжеучение докетического характера. Как таковое, она оправдывала и предостережение 1 Ин. 4:1-3 (ср. 2 Ин. 7). Но наибольший интерес представляет свидетельство 1 Ин. 5:6, направленное против основного положения Керинфа. Иоанн, во-первых, противится смешению Христа и Духа. Дух есть свидетель о Христе и, как таковой, не допускает отожествления со Христом. Во-вторых, Иисус Христос пришел не водою только, но водою и кровью. Это значит, что утверждение Керинфа, будто Христос, соединившийся с Иисусом в крещении, оставил Его в страстях, должно быть отвергнуто. Иоанн настаивает на страдании Христа. Не исключена возможность, что все построение Ин. с особым ударением на воде и крови в земном служении Христовом и с подчеркнутым вниманием к истечению воды и крови из Его прободенного ребра (Ин. 19:34-35, 37) получает свой полный смысл, как раскрытие Божественного свидетельства 1 Ин. 5:6-8, направленного против Керинфа. Подобно тому, как за положительным учением Ефес. стоит полемика Кол., так же точно и положительное учение Четвертого Евангелия в целом противополагается лжеучению Керинфа, обличаемому в посланиях.    Нам остается отметить, что из свидетельства Апк. вытекает факт гонения, обрушившегося на Асийские Церкви. Всю тяжесть этого гонения Тайнозритель испытал, прежде всего, на себе самом (1:9). Но он говорит не только о себе. В 2он упоминает о гонении, только что пережитом Пергамскою Церковью, и о мученичестве Антипы. Выпало страдание и на долю Смирнских христиан. Из II, 9 можно вывести, что гонения навлекли на них Иудеи. А недолгое гонение, предсказанное в ст. 10, действительно, имело место лет шестьдесят спустя, в 155 г., когда, тоже не без участия Иудеев, пострадал за Христа Священномученик Поликарп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Важно отметить, что именно Лазаревский храм стал родоначальником традиции так называемого «священного пятиглавия» - в этом деле важную роль сыграл патриарх Никон, который посчитал, что именно такое завершение храма является надлежащим для церквей, а не простое шатровое покрытие. В 1745 году при храме Праведного Лазаря была выстроена зимняя Антипиевская церковь, с появление которого образовался парный тандем церквей. Она расположена буквально «в двух шагах» от Лазаревского храма. Сначала церковь находилась на месте Сретенского деревянного храма, но позднее здесь был выстроен храм Священномученика Антипа, который жил еще во времена Нерона. Святой Антип прославился невероятным подвигом – он отказался поклоняться языческим божествам, по причине чего умер страшной мученической смертью – он был выброшен в раскаленную печь при храме Артемиды, в которой чаще всего приносили идолам жертвы. После этого Антип был причислен к лику святых. Антипиевская церковь, как и большинство зимних храмов города Суздаль, имеет не столь большие размеры, лаконичную конструкцию, а также скромное декоративное оформление. Он представляет собой вытянутый к восточной части и довольно низкий прямоугольник, перекрытие которого осуществлено в виде двускатной крыши; венчание сделано в качестве одного купола, помещенного на тонком барабане. Со стороны востока к главному объему относится сделанная в форме полукруга апсида; с западной стороны располагается колокольня, являющаяся одним из самых высотных строений Суздаля. Именно по причине наличия столь величественной колокольни ансамбль Лазаревской и Антипиевской церквей относится к числу наиболее узнаваемых во всем городе. В плане Антипиевской звонницы на четверик выставлен восьмерик, который завершается несколько вогнутым шатром, оснащенным несколькими рядами округлых слуховых оконных проемов. Фасады колокольни украшаются рустованными цветными столбами, а также изящными ширинками. В начале 1959 года были проведены масштабные реставрационные работы, касающиеся всего ансамбля в целом. Ответственным за все мероприятия был назначен А. Д. Варганов. По результатам проведенных реставрационно-ремонтных работ внешняя расцветка колокольни была переделана в соответствии с предпочтениями посадских людей 17 столетия.

http://sobory.ru/article/?object=00199

На престоле св. Антиминс на желтом атласе; священнодействован преосвященным Антонием, епископом Старорусским, бывшим Викарием Новгородской епархии. Затем, сребропозлащенный ковчег, для хранения св. тайн, в бронзовом вызолоченном футляре, с четырьмя колонками по углам и со стеклами; верх на нем в виде башенки с крестом; стоимость – 600 рублей. На горнем месте алтаря – икона Триипостасного Божества в апликовой ризе и киоте красного дерева с стекляною золоченою рамою, и форточкою. Сверх киота резное золоченое сияние с символами ветхого и нового завета. По сторонам, по две витых, золоченных колонок. Карниз и тумба обложены золоченою резьбою. Над царскими вратами – икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», в деревянной раме с золоченою галтелью, со стеклянною форточкою. Жертвенник из дубового дерева; верхняя доска кипарисная; вышина –1 арш. 5 ½ верш., длина – 1 арш. 12 верш, и ширина – 1 арш. 4 вершка. Пред жертвенником на стене – икона Старорусской Божией Матери древнего письма, имеющая в вышину – 2 арш. 2 верш., в ширину –1 арш. 11 верш. Икона в апликовой ризе. Рама на ней с золоченною галтелью. Предалтарный иконостас Иконостас сделан из дерева, в три яруса, и украшен в нижнем ярусе –витыми виноградными колонками, в среднем – резными пилястрами, а в верхнем – гладкими, витыми колонками. Он весь резной работы. По средине иконостаса – царские врата сквозные, с виноградною резьбою; в них шесть икон: Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. По правую сторону царских врат: икона Спасителя, сидящего на престоле, икона Успения Божией Матери, икона св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и св. священномученика Антипы, епископа Пергамского. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем, икона Рождества Пресвятой Богородицы, икона св. Григория, архиепископа Новгородского и преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Тайная Вечеря, с правой стороны: Вознесение Господне, уверение апостола Фомы и Воскресение Христово; с левой: Преображение Господне, крещение Господне и бегство в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большая Шалга, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Большая Шалга находится в 9 верстах к востоку от Каргополя по Шенкурскому тракту. Современный ансамбль погоста сложился около 150 лет назад и состоит из более древнего деревянного храма и каменного, выдержанного в формах классицизма. Главный престол деревянной шатровой церкви посвящен Рождеству Христову (как и городской собор Каргополя), в теплой трапезной устроен Благовещенский придел. Эта церковь принадлежит к типу «восьмерик на четверике», но отличается от других подобных храмов редкой динамичностью пропорций. «Высокий башнеобразный объем храма соответствует его постановке в глухом лесу вдали от дорог среди высоких елей». Деревянная церковь Большой Шалги датируется 1745 годом, но ее западная половина с теплым приделом в действительности еще старше. Готовый сруб «по рассказам старожилов привезли из Каргополя от Николы»: в городе к тому времени деревянный Никольский храм заменили на каменный. Потолок трапезной части Христорождественской церкви поддерживали два украшенных резьбой столба, один из которых (перед иконостасом придела) был впоследствии удален. Стоящая к юго-востоку от деревянной каменная Покровская церковь сооружена в 1857 году. Судя по архитектуре, эта дата относится к окончанию строительства храма, которое в условиях бедных северных приходов нередко растягивалось на 20-25 лет. Боковые приделы каменного храма (во имя священномученика Антипы Пергамского и во имя святителя Николая) могли быть подготовлены к освящению лет на 10-15 раньше, чем «настоящая церковь». Не исключено, что в них успел послужить диакон Иоанн Казанский. Из Большой Шалги происходит поясная икона св. Николы первой половины XVI века (очевидно, храмовый образ Никольского придела), которая ныне хранится в Русском музее. За последние 10 лет каменная церковь Большешальского погоста выведена из запустения, отремонтирована и освящена. Однако возродившийся приход демонстративно отгородился от деревянного шатрового храма, бросив его на произвол судьбы. Надо полагать, нынешним наследникам строителей замечательного церковного ансамбля не по силам содержать оба храма. Но как можно вообще отказаться от ответственности за сохранность древней святыни! Ведь бревна, доски, гвозди найдутся в любом дворе, а постоянная забота как правило требует минимальных расходов. В итоге, в то время как Покровская церковь приукрашалась, как невеста, рядом стоящая Христорождественская пришла в аварийное состояние. Ее более старая и конструктивно ослабленная западная часть готова рассыпаться, что приведет к гибели всего здания. Нужно бить в набат, чтобы не допустить катастрофы. Государственные органы, церковные инстанции, спонсоры, мастера-плотники обязаны срочно объединить усилия для спасения храма-памятника, в котором был крещен и воцерковлялся отец св. митрополита Вениамина.

http://sobory.ru/article/?object=05912

В советские годы в этих зданиях располагались гаражи, мастерские и фабрики 18 октября. ПРАВМИР. Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной, сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В этом году храм отметил столетие со дня последней архиерейской Божественной литургии. В торжествах по случаю храмового праздника тогда участвовали несколько вологодских священнослужителей, двое из них – епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и священник Николай Васильевич Замараев – канонизированы в сонме новомучеников и исповедников. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм — Антипы Пергамского на улице Чернышевского, возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю.

http://pravmir.ru/vologodskie-vlasti-otd...

Пост: По монастырскому уставу разрешена вареная пища без масла. Но, следуя опыту преподобного Иоанна Лествичника, лучше не столь усердствовать в пищевом посте, чем тщеславиться своими стараниями. 24 апреля, среда Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Священномученика Антипы Пергамског о — ученика апостола Иоанна Богослова, епископа, убитого гонителями христиан за проповедь. Пост: Монашеский устав предписывает сухоядение. Позади большая часть поста, и пищевое воздержание вошло в привычку и уже вовсе не кажется сложным. 25 апреля, четверг Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Священномученика Зинона, епископа Веронийского, твердо отстаивавшего истину веру перед еретиками. Согласно сочинениям святителя Григория Двоеслова, в 558 году, когда многие итальянские реки вышли из берегов, вода дошла и до храма св. Зинона, но остановилась стеной перед дверьми церкви. Муромской иконы Божьей Матери. Увидев этот образ в руках у муромского князя Константина, язычники, пришедшие его убить, уверовали и просили крестить их. Белыничской иконы Божией Матери , общей святыни христианского мира, почитается как православными, так и католиками. Пост: По монастырскому уставу вареная пища без масла. Но миряне вместе со священником сами определяют меру своего поста. 26 апреля, пятница «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» — поется в этот день в храме. Наступил последний день Святой Четыредесятницы. Верующие стоят на пороге Страстной седмицы. Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского , священника, всю жизнь посвятившего служению Богу и в преклонном возрасте пострадавшего за Христа. Пост: Устав предписывает сухоядение, но мирянам важно соблюдать пост в той мере, которая позволяет находить силы для выполнения ежедневных обязанностей и молитвы. 27 апреля, Лазарева суббота Церковь вспоминает воскрешение Христом Своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу. Это событие предвосхищает Воскресение Христово, как бы подготавливая к великому и непостижимому чуду.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Вот какие рукописи имеются в этой типикарнице: 1)  Τυπικν τς κκλησιαςιςτικς κολουθας τς ν ερουσαλυμοις γιας λαρας το σου θεοφρου πατρς μν Σββα, 1448 года, в 4 долю листа, 212 листов, приобретённый издержками игумена обители Феодула. Типикон этот представляет список с афонских уставов ( Εδησις το θων( ος) γουν το γου ρους Μρκου μοναχο σ γταγμα πονηθν ες τ πορομενα το Τυπικο); 2) точный список этого типикона, сделанный в 1640 году иеромонахом Иаковом по заказу игумена монастыря Саввы Калогераса; 3) современный (особенный по составу) чин погребения патмосских иеромонахов; 4)  Θεοτοκριον, написанный в 1754 году екклесиархом иеромонахом Афанасием, в 8 долю, 296 листов; 5) сборник слов, написанный в 1793 году Макарием, коринфским архиереем, для патмосского монастыря, в лист, 86 листов; 6) Синаксарист в лист, 299 листов, писан в 1790 году неким Даниилом, уроженцем острова Коса, по заказу монаха Никифора и иеромонаха Германа для Патмосского монастыря; 7) Синаксарь с марта месяца по август, в лист, 341 лист, писан в 1495 году и пожертвован в монастырь игуменом его Феодулом; 8) Синаксарь, написанный в 1731 году, пожертвован братьями-иеромонахами Софронием и Симеоном и племянником их священником Гавриилом; 9) Синаксарь, написанный 15 апреля 1767 года; 10) Сборник 18–19 в., в 16 долю листа, 36 листов, содержащий в себе величания великой субботы, тропари «Ангельский собор», канон Пасхи и вечернее Евангелие на Пасху; 11) сборник служб: а) в честь епископа Пергамского Антипы, составленная патмосским учителем в 1789 году Даниилом Керамеем; б) в честь учителя патмосской школы Герасима Византиоса, составленная в 1780 г. учителем иерусалимским иеромонахом Иоанном Кефалонийцем и с) в честь русского преподобномученика Пахомия, составленная в 1730 г. известным первым патмосским учителем Макарием; 12) Триодь Цветная, в лист, 217 листов, написанная в 1522 г., пожертвована в обитель иеромонахом Германом и монахом Матфеем; 13) Чин малого водоосвящения с каноном св. апостолу Фоме, писанный в 1884 году архимандритом Серафимом Панагиотаки; 14) сборник 19 в., содержащий в себе избрание игумена и описание монастырских встреч патриарха, митрополита, епископа, турецких чиновников и высокопоставленных лиц христианского вероисповедания; 15) Чин омовения ног, совершаемый в Великий Четверг на о. Патмосе, рукопись 19 в.; 16) служба св. Леонтию, архиепископу иерусалимскому, составленная духовником Никодимом Каппой по просьбе Иерофея Флоридиса и написанная в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вслед за Успенским собором началось строительство Троицкого храма. Точное время его возведения неизвестно. А. Г. Авдеев предложил широкую датировку - 1652-1696 гг. ( Авдеев. 2009. С. 38). Согласно описи 1701 г., в П. Г. м. стояла теплая Троицкая ц. «с трапезою и подкеларскою о 3 главах, а главы и кресты опаяны белым немецким железом» ( Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). Троицкий храм - 2-этажный, 3-главый (причем главы выстроены в ряд с севера на юг), с 2 приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и одностолпной трапезной - относится к числу наиболее уникальных храмов XVII в. в Костромском крае. По словам Некрасова, Троицкая ц. «походит на древние каменные двухэтажные хоромы продолговатые с запада на восток, причем даже алтари не полукруглые; а поперек хором стоит как бы терем, и лишь в нем отмечен церковный характер здания: закомары (фальшивые) и три главы в ряд с севера на юг. Такая архитектура крайне редка и имеет обычно не главы, а шатры. Перед нами, очевидно, смесь церковного и гражданского зодчества, относящаяся к XVII в., она более обычна для трапезных монастырей» ( Некрасов. 1926. С. 6). По описи 1701 г., в П. Г. м. «церковь соборная Успения Пресвятыя Богородицы каменная о 5 главах с приделы Иоанна Богослова да Леонтия епископа ростовского чудотворца, а на церкве главы и кресты опаяны белым немецким железом, а церковь строения боярина и дворецкого князя Алексея Михайловича Львова… К соборной церкви прикладена колокольница каменная, а на ней глава и крест опаяны белым немецким железом, а на колокольнице 5 колоколов, в большом колоколе весу 53 3/4 пуда, да часы с перечасьем ( Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). В Успенском храме находилась рака над мощами прп. Паисия, почивавшими под спудом: «...гроб покрыт сукном вишневым, а на гробе образ чудотворца Паисея, венец и цата сребряные позолоченные резные, да круг того гроба поставлена решетка железная, лужена оловом, на чудотворном гробе два покрова: один баржат зелено опушен бархатом красным, крест кружево золотое, другой покров атлас алой, опушен отласом белым». Вход в мон-рь, обнесенный деревянной оградой, вел через св. ворота, представлявшие собой монументальное сооружение, увенчанное деревянным шатровым храмом во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа: «...шатер окожучен лемехами, на нем глава и крест опаяны белым немецким железом, круг тое церкви построена паперть с 3 стран не глухая, а под церковию св. врата опаяны белым немецким железом, а над вратами построены деисус 24 иконы при архим. Силивестре» (Там же. С. 280-281).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

в). Икона Архангела Михаила (выш. 1 ар. 11 вер., шир. 14 вер.), в посеребренной ризе. г). Древняя, местно чтимая икона св. Николая, архиепископа Мирликийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 14 вер.), с сребропозлащенным венцом, правою рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие. Как он признается спутником для путешествующих (служба ему 9 мая, на хвалитех славная стихира), то и образ его поставлен в часовне, близ Рогожской заставы, в нескольких шагах от нее, так как часовня эта была прежде (до проведения Нижегородской железной дороги) местом молитвы для многих странников, отправлявшихся из Москвы пешком или на подводах рогожских ямщиков, во Владимир, Нижний Новгород, Казань и т.д. до Сибири. д). Икона священномуч. Антипы, епископа Пергамского в Асии (выш. и шир. 14 вер), в посеребренной ризе. Русский народ почитает его целителем разных человеческих болезней и в особенности утешителем зубной боли. Память его 11 апреля. е). В посеребренной ризе икона (выш. 1 ар. 9½ вер., шир. 11 вер.) св. великомуч. Георгия на белом коне, поражающего копьем змия, наводит на благочестивую мысль, что охраняемый Богом, через посредство Ангелов, на всех путях своих, кто бы он ни был, наступает на аспида и василиска, попирает льва и дракона ( Пс.90–11:13 ). ж). Икона (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар.) преп. игумена Сергия Радонежского чудотворца, с сребропозлащенным венцом. Великий угодник, поминаемый у нас на отпусте каждой службы, сконч. 500 лет назад, 25 сент. 1391 г. (житие его, составл. Соборным иером. Никоном. М. 1885, прим. 158), а обретение мощей его было в 1422 г. з). Икона препп. Андроника и Саввы, первых игуменов нашей обители, в посеребренной ризе. Они написаны на одной деке (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 13 вер.), в молитвенном положении пред нерукотворенным образом Спаса. Молебны в старой часовне служились изредка, в некоторые нарочитые дни. Ежегодный доход ее (с 1884 г.) составлял 350 р. и более. II. Новая часовня В донесении к епархиальному начальству от 6 июня 1889 г., настоятель Спасо-Андрониева монастыря архимандрит Григорий прописал, между прочим, что часовня в Москве, близ Рогожской заставы, издавна принадлежащая тому же монастырю, пришла в ветхость, а крестьянин – временно московский купец Василий Александрович Александров, движимый добротой сердца и благочестивым усердием, желает удовлетворить важной потребности названного монастыря, – в замене часовни ветхой (имело внутри с деревянною пристройкой 5¼ арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С. 63-71; ныне в ГММК, см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 8. С. 134-135). Опубликовано изображение наперсного (нательного) креста из яшмы (XII в.; ГММК; Визант. древности. 2013. Кат. 60. С. 267), окованного с 3 концов и с оборота серебряной с позолотой оправой рус. работы XVII в.; по типу он сходен с крестом из Ст. Рязани и, возможно, связан с напрестольным крестом, созданным при игум. Трифене (Слепцовой) во время возобновления М. В. м., после 1812 г. В собрании Музеев Кремля исследованы и опубликованы литургические предметы из ризницы М. В. м., прежде всего изделия московских серебряников 1-й пол. XVIII в. В петровское время в обители был сделан серебряный золоченый напрестольный крест в упрощенном барочном стиле, в который вложили частицы Древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Филиппа, сщмч. Антипы, еп. Пергамского. При игум. Евстолии (Лодыгиной) из монастырского серебра были сделаны 2 тарели с композицией «Благовещение Богородицы» и изображением Распятия; согласно надписи, они были вложены в мон-рь 29 мая 1733 г. Московский мастер Иван Егоров сделал для обители серебряное кадило (1742). По заказу игум. Елены (Ржевской) был изготовлен сосуд для освящения елея, вина и хлеба на всенощной (1748); он имеет вид подноса сложной формы на 4 литых ножках и с 4 литыми фигурами ангелов, 2 из к-рых держат над головой чашу, один - букет и еще один - сосуд с крышкой. По заказу той же настоятельницы была сделана дарохранительница в виде престола на высоком фигурном подиуме под пышным киворием с подобными же изображениями объемных предметов (1748; мастер В. М. Орлов). Сохранилось Евангелие 1711 г. в драгоценном окладе 1710 г., на серебряной крышке к-рого закреплены сканные накладки XVII в., центральный медальон с Деисусом и наугольники с образами евангелистов. К числу шедевров рус. торевтики и эмальерного дела принадлежит оклад для верхней доски (1732) Евангелия (М., 1681): его поверхность, как и накладные наугольники и центральный медальон, отделаны просечной чеканкой и позолочены, традиционные типы изображений представлены в эмалевых медальонах (композиции «Воскресение Христово», «Страсти Господни» и образы Евангелистов).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010