Кострома. Церковь Константина и Елены. Цареконстантиновская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь была построена в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Впервые она упоминается в писцовой книге 1628 г. Вместо деревянного храма в 1795-1798 годах купцами Федором, Гаврилом и Кириллом Рыльцевыми была построена каменная церковь с такой же колокольней в стиле классицизма. Ограда церкви была каменная с железными решетками. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены и священномученника Антипы, епископа Пергамского. Церковь была закрыта в 1935 г. и вскоре разрушена. http://oldkostroma.ru/ Святых и равноапостольных Константина и Елены. Каменная, с каменною колокольнею, построена в 1798 г. костромскими купцами: Федором, Гаврилом и Кириллом Рыльцевыми. Престолы в честь: Божьей Матери, празднования Ея Рождества, Божией Матери, празднования Ея Живоприемнаго источника, св. равноапостольных Константина и Елены и священномученика Антипы. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви в настоящее время состоит 1,959 кв. саж. Плана и межевой книги на землю при церкви нет. Приходских людей муж. пола 297, жен. 360, дворов 74. Проценты с капитала 1,114 руб. 50 коп. поступают в пользу причта, а с капитала 820 руб. в пользу церкви. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 20. Цареконстантиновская г. Костромы каменная, с каменной колокольней, построена в 1798 г. на средства прихожан. Ограда каменная с железными решетками. Престолов 3: 1) в холодной в честь Рождества Пресв. Богородицы, 2) в теплой - правый в честь Живоноснаго ея источника, 3) левый во имя равноап. царей Константина и Елены и смч. Антипы, епископа Пергама Асийскаго. Постоянныя средства церкви: капитал, в кред. бил. 4304 р. 23 к., приносящий %% 169 р. 71 к.

http://sobory.ru/article/?object=35329

Последняя седмица Великого поста проходит мирно. Завтра преполовение седмицы, память сщмч. Антипы, епископа Пергамского. Готовимся внутренне к Вербному воскресенью, Лазаревой субботе. Скоро день памяти патриарха Алексия I (Симанского). Он умер в ночь на Лазареву субботу. Придет время и его прославления, и будет новый угодник и светильник. Вечером служба и правило совершались, как обычно. Служили иеромонах Никодим и иеродиакон Серафим. На повечерии читали акафист сщмч. Антипе Пергамскому. Ночью батюшке было плохо, пришлось делать срочно диализ. 11 апреля/24 апреля 2002 г. Сщмч. Антипы, епископа Пергама Асийского. Самое прекрасное время. На деревьях нежная, молодая зелень, зацвели черешни, черемуха. Утром правило, служба – как обычно. Пел братский хор. В 12 общая трапеза. Батюшки не было, он плохо себя чувствовал. После обеда приезжало телевидение из Донецка. Снимали православную передачу о Страстной седмице. Батюшка Зосима благословил на каждый день Страстной седмицы сказать краткое слово. На Понедельник говорил игумен Савва о праведном Иосифе Прекрасном; на Великий Вторник – иеромонах Лаврентий об Иове многострадальном; на Великую Среду – схимонахиня Евфросиния о жене-блуднице и Иуде-предателе; на Великий Четверток – иеродиакон Феодосий о Тайной Вечери; на Великий Пяток – схиархимандрит Зосима, несмотря на плохое самочувствие, – о Страстях Христовых. Вечером служба, правило, ужин – как обычно. 12 апреля/25 апреля 2002 г. Прп. Афанасии игумении. Перенесли на этот день службы ап. Марку, мч. Младенцу Гавриилу Белостокскому. Утром, как обычно, молитвы в 5 часов, Часы с чтением Евангелия, Изобразительны, литургия Преждеосвященных Даров. Служили игумен Хрисанф, иеродиакон Сергий, батюшка. Пели сестры. Управляли хором инокиня Серафима, послушница Елена. После службы батюшка освятил свой склеп. О. Лаврентий рассказал на трапезе, что братия спускалась в склеп. Они говорили, что там совсем другие ощущения: тишина, как в лаврских пещерах, даже подниматься не хочется. На трапезе батюшки не было (у него был диализ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1940-1980-х гг. в помещении часовни устроили керосиновую лавку. Местные жители рассказывают, что в эти времена люди приходили туда с зубной болью якобы за керосином, а на самом деле, чтобы приложиться к стене, где раньше висела икона св. Антипы. Заверяют, что помогало. После закрытия керосиновой лавки помещение часовни не использовалось. Православной церкви часовню передали в руинированном состоянии: от неё сохранились лишь фасад, две полуразрушенные стены и барабан над входом. В 2008 году началось восстановление часовни. Члены общины святителя Николая прежде всего расчистили территорию близ часовни от мусора. Понадобилось 14 рейсов грузовиков, чтобы удалить 80-тонный «культурный» слой. Был отреставрирован фасад, восстановлена первоначальная форма окон, сделана отмостка здания со стороны Москвы-реки, пристроена металлическая лестница к выходу во внутренний двор, смонтирован навес над входом в подвал. В часовне установлен резной деревянный иконостас работы курских мастеров. 10 ноября 2015 года епископ Зарайский Константин совершил великое освящение Пятницкого храма-часовни. Владыке сослужили благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Пятницкого храма-часовни протоиерей Сергий Рогожин, настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, настоятель Богородице-Рождественского мужского монастыря игумен Петр (Дмитриев) и клирики Коломенского благочиния. По окончании богослужения Владыка передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия и поздравил с праздником. В память об освящении Пятницкого храма-часовни Его Преосвященство преподнёс в дар настоятелю икону великого равноапостольного князя Владимира и вручил благословенные грамоты митрополита Ювеналия настоятелю и благотворителям храма. Источники: Возрождение Храма Николы Гостиного в Коломне , Часовню Святой Параскевы Пятницы у Пятницких ворот освятили в Коломне , Освящение Пятницкой часовни в Коломне , Рассказы местных жителей Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=11275

   Антипа был действительным историческим лицом: он, как говорит Андрей, «был мужественнейший мученик в Пергаме, о мучении коего я читал». По мартирологам Восточной и Западной Церкви, Антипа был епис­коп Пергама и за ревностное исповедание христианской веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка. По свидетельству Георгия Кедрина (XI век), этот медный бык при Феодосии Великом перевезен был в Константинополь. Мученические акты Антипы в их первоначальном виде обязаны своим происхождением одному из жителей Пергама: в них, например, говорится, что «мы, собираясь, воздаем благодарение Богу», что «то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами» и пр. Полагают, что Антипа был замучен в 93 году, что согласуется с другими данными касательно времени написания Откровения. Память священномученика Антипы в православной Церкви празднуется 11 апреля.    Ход мыслей в 13 стихе будет таков: в немногих словах указываются сна­чала неблагоприятные условия жизни Пергамской Церкви; мрак и тьма, окружающие престол сатаны, составляют наилучший фон, на котором со всей ясностью выступают светлые стороны христианского общества и становится более заметным и ярким свет, распространяемый светильни­ком Церкви Пергама; далее изображается мужественная твердость ее чле­нов, причем мысль переходит от общего к частному и останавливается на факте мученической смерти Антипы; в заключение для большего выраже­ния похвалы Иисус Христос как бы говорит: «И все это совершилось в Пергаме, где живет сатана»; вследствие повторения начальных слов речь, таким образом, получает округленность и законченность.    С 14 стиха начинается описание противоположных, худых качеств пергамских христиан, которая заканчивается в стихе 15.    Ст.14. «Но имам на тя мало, яко имаши ту держащих учение Валаамово, иже учаше Валака положити соблазн пред сынми исраилевыми, ясти жертвы идолския и любы творити». Валаам (см.Чис.гл.22—25; Чис.31:16; Втор.23:5 и др. 2Пет.2:15—16) сын Веоров (по 2Пет. — Восоров), родом из Пефора на Евфрате, известный прорицатель, был приглашен Валаком, царем моавитским, проклясть израильский народ, угрожавший безопасности моавитян, но вместо проклятия по воле Божией он должен был произнести пророческое благословение. После этого Валаам, по общему мнению толкователей, основанному на Чис.31:16, дал совет склонить израильтян к блудодеянию и вкушению идоложертвенного, что и было приведено в исполнение (Чис.25:1—3) с ведома и соизволения Валака. Впоследствии Валаам найден уби­тым в числе мадианитян, павших от меча Израиля (Чис.31:8). Поздней­шие произведения иудейской письменности вносят Валаама в список са­мых опасных врагов израильского народа, которые не имеют права на участие в блаженстве будущей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Самую драгоценную, глубоко почитаемую святыню Сыпанова монастыря, – а с 1675 г. – прихода, – составляют мощи прп. Пахомия, обретенные при устройстве нового храма. Тогда же устроена была и церковь в честь Св. Пахомия. Источавшиеся и доныне подаваемые от честных останков преподобного исцеления привлекали и привлекают множество благочестивых паломников в Сыпаново. Ежегодно 15 мая здесь совершается празднование преподобному, и множество ищущих молитвенного заступленная угодника Божия стекается к Нерехотскому чудотворцу. Из исторических памятников в Сыпанове заслуживает внимания, прежде всего, каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, шатровая колокольня и старинная ограда с башнями и воротами. Сохранились остатки можжевелового посоха преподобного. Особенно чтимой святыней считается древняя икона, лежащая на раке угодника, изображающая его в человеческий рост. Троицкая Кривоезерская пустынь близ Юрьевца-Повольского. Общежительная Кривоезерская пустынь находится на левом берегу Волги, близ впадения в нее реки Унжи. Расположен монастырь напротив города Юрьевца-Повольского. Обитель построена четырехугольником на песчаных холмах и с трех сторон окружена озерами. Основана она в половине XVII столетия монахом Сименоном в память блаженного Симона, юродивого Юрьевецкого, предсказавшего создание монастыря на этом месте. В обители четыре каменных храма: Троицкий, во имя Св. Александра Невского, во имя Св. Антипы, епископа Пергамского, и в честь Иерусалимской иконы Богоматери. В Кривоезерской пустыни есть две чудотворные иконы: древний образ Св. Антипы и Иерусалимская икона Божией Матери. Управляет обителью архимандрит. Женские обители Боголюбский монастырь в Макарьевском уезде. Боголюбская обитель находится в 130 верстах от города Костромы и в 56 – от уездного города Макарьева. Со всех сторон монастырь окружен лесом. Обитель устроена в 1864 году; до 1893 г. она существовала под именем Боголюбской общины. Основателем монастыря был купец города Кинешмы Алексей Иванович Поленов. Основание обители совершилось по благословению Костромского архиепископа Платона. Когда в 1860 году он объезжал епархию и был в Кинешме, Поленов испросил у владыки разрешение устроить обитель на купленной им усадебной земле, в 90 верстах от Кинешмы. Архипастырь предложил Поленову ехать вместе с собой, чтобы осмотреть купленную землю. Земля эта была покрыта сплошным лесом. Не было на ней не только проезжей дороги, но и тропинки, проложенной ногой человеческой. Владыка, доехав до места почтовой дорогой, проходящей из Костромы в Макарьев, должен был оставить экипаж свой и с большими затруднениями пробираться чащей леса. Здесь на расстоянии двух верст от почтовой дороги он избрал место на небольшом возвышении близ речки Водгати, и благословил устроить тут обитель. Поленов с ровностью принялся за создание монастыря, и скоро в пустынных дебрях начала процветать тихая и мирная иноческая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

11-е Св. священномученика Антипы, еп. Пергамского В апокалипсисе св. Апостола Иоанна сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи Мало-Азийских Церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом Церкви Пергамской. «И ангелу Пергамской Церкви напиши, – слышался голос Иоанну, – знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» ( Откр.2:13 ). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что Антипа предан был смерти за веру свою. Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда ещё везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? – спросил его игемон, – который не только сам не повинуешься царским указам, но ещё и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздаётся подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, – возразил Антипа, – и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога Всемогущего, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... – Что это за новая вера? Вера во Христа, Которого Пилат распял, как злодея! Оставь, старец, эту веру, ради которой забыто древнее богопочитание, освящённое веками! Повинуйся царским повелениям... Отступи от вашей безумной веры. Подумай о том, чтобы дожить твой век спокойно и почётно, как это подобает твоим преклонным летам... – Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрёкся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещённый изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Часть тиража включает дополнительный материал: ДОБРАЯ ВОЛЯ. Специальное приложение (помещено между С.66-67). – C.I-XXXII. (на заставке – фото Михаила Шумилова) Вместо предисловия . Редакция журнала «Фома» . Сообщение о том, что с этого номера начат проект «Добрая воля», специально обращенный к особой аудитории – ко всем, кто пребывает сегодня в местах лишения свободы. Материалы предполагается печатать один раз в три месяца//Фома. - – январь 2009. – C.II. – (специальное приложение  « Добрая воля »). Проповедь: Протоиерей Димитрий Смирнов . О блудном сыне . Ил. «Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн. 1662 г. Фото: Александра Шурлакова, священника Игоря Палкина//Фома. - – январь 2009. – C.III-VII. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Проповедь »). Свидетельство веры: Михаил Леонтьев . « Я недостоин быть христианином …».  На вопросы журнала о своей вере и трудностях, которые ждут каждого на пути в Церковь, ответил известный телеведущий и журналист Михаил Леонтьев. Беседовала Екатерина Киктенко . Фото Владимира Ходакова. Ил.: Архангел Михаил, попирающий дьявола. Фрагмент иконы Симона Ушакова. 1676 г. ГТГ//Фома. - – январь 2009. – C.VIII-IX. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Свидетельство веры »). Имеются биографическая справка « Леонтьев Михаил Владимирович » (C.VIII) и информационные врезки « Святой: Архангел Михаил », « Любимая цитата из Писания: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует…» (обе C.IX). Дорога к храму: Татьяна Фалина . Оазис мученика Антипы. О храме Дзержинской исправительной колонии освященном 20 октября 2008 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь святого мученика Антипы, епископа Пергамского, и о программе нижегородской епархии, предусматривающей открытие православных храмов во всех исправительных учреждениях области. Фото Бориса Поварова, протоиерея Игоря Пчелинцева//Фома. - – январь 2009. – C.X-XII. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

становится известною под именем Входоиерусалимской, но неизвестно, когда в ней главный Троицкий престол был переименован в честь входа Иисуса Христа в Иерусалим. В 1748 г. во время великого пожара она была известна под названием Входоиерусалимской. В 1752 г., вместо сгоревшей, была построена новая, переделанная из старой Покровской церкви, на место которой была построена каменная (Покровская). Ныне существующая Входоиерусалимская каменная церковь построена была по благословению св. Тихона I в 1767 г. и освящена 20 июля 1770 г., причем, главный престол был посвящен Входу И. Христа в Иерусалим, а правый придел – в честь пророка Илии и освящен 27 января 1771 г. Левый придел в честь св. муч. Антипы был устроен между 1810-12 гг. по особенному обещанию купца И. Рындина. Придельные иконостасы устроены на пожертвования купца Николая Рубцова. Благодаря заботам бывшего церковного старосты Александра Ивановича Петрова Входоиерусалимский храм благолепно украшен и считается лучшим в Воронеже. Стены храма отделаны под мрамор, устроено аммосов. отопление и украшен по стенам живописными изображениями. Между иконами замечательны: - икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», известная еще в XVIII ст., риза на ней серебряная позлащенная, устроена в 1847 г., во время холеры в воспоминание заступления Божией Матери. Эта икона свято чтится в приходе. - икона Божией Матери Тихвинской устроена над царскими вратами главного иконостаса, в серебряной позлащенной ризе. Перед этою иконой еженедельно по средам после ранней литургии читается акафист Божией Матери, причем, икона посредством особенно устроенного механизма спускается для целования богомольцам. - икона св. муч. Антипы, епископа Пергамского, к этому святому нередко прибегают с молитвою об исцелении зубной боли и перед иконою служат молебны. - в правом приделе икона св. благоверного князя Александра Невского, перед нею устроена серебряная лампада, на которой надпись: «В память 4 апреля 1866 г. от чинов и воспитанников Воронежского училища военного ведомства».

http://sobory.ru/article/?object=08886

В монастыре было четыре храма: 1. Соборная церковь в честь пресвятыя Богородицы Одигитрии (1765 г.) Собор относился к распространенному (во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.) типу бесстолпных храмов, массивный четверик имел декор в виде кирпичного профилированного карниза, украшенного «поребриком» и венчающего ряда из 5 полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Окна собора (одно на зап. и по 2 на сев. и юж. фасадах) были декорированы сандриками. Собор имел 3-х апсидный алтарь. Во время восстановления после пожара единственная глава собора была заменена 5-ти главием на глухих барабанах. На освящении отремонтированного собора 19 мая 1767 г. присутствовала имп. Екатерина II, сделавшая пожертвования на укоторашение храма и для братии. В соборе сохранялось место моления Екатерины II, обитое красным сукном с вензелем императрицы. В 1872 г. на хорах были устроены приделы во имя сщмч. Антипы Пергамского и вмц. Екатерины. Посвящения престолов были связаны с местным почитанием иконы сщмч. Антипы и с памятью о визите Екатерины II. 2. Соборная церковь во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского (1798 г.) Теплая церковь была построена на средства местных жителей в 1798 г. Считалось, что ее алтарь устроен на месте кельи, где принял постриг в схиму и скончался кн. Александр. В 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля был заложен, а в 1882 г. на пожертвования купца И. А. Ноздринского, городецких жителей Т. А. Плеханова и Ф. С. Кутенева построен новый, каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских. Центральный объем Александро-Невского храма типа восьмерик на четверике был увенчан 5-ти главием со световым центральным барабаном; грани восьмерика завершались килевидными кокошниками. Прямоугольные в плане приделы полностью закрывали боковые фасады четверика; высокие 2-скатные кровли приделов примыкали к восьмерику; треугольные фронтоны имели завершения миндалевидной формы. В церкви был сооружен высокий 3-х апсидный алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Разумеется, Антипьевская церковь была связана историческими узами не только с именем Скуратовых. Посвящение святому, прославленному исцелениями зубной боли, привлекало в стены храма всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипы здравия, а также москвичи, чьи дома стояли в приходе, среди которых было немало выдающихся и интересных людей. Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх. Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» - по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии. При Тишайшем государе и старый государев Конюшенный двор стал Колымажным, - на месте музея выстроили его новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов. А позднее у церкви появилось и новое топонимическое название - «что на Ленивом торжке», по которому вся Волхонка именовалась в старину Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов, и по этому способу торговли торжки назывались ленивыми, не оживленными. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги. Один из них возник в Замоскворечье на месте будущего Пятницкого рынка, и именно там появилась первая в Москве Ленивка: так назывался отрезок Пятницкой улицы от ее начала до Климентовского переулка. Второй ленивый торжок был в Занеглименье, доныне оставивший имя крохотной, самой короткой в старой Москве улочке близ Волхонки. Еще одной особенностью Антипьевской церкви было множество приделов. Кроме Григорьевского, здесь находились престолы во имя св. Николая Чудотворца, св. Екатерины, устроенный в цоколе в 1773 году,( может быть, в честь императрицы) и Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Никольский придел, устроенный еще в XVII веке, в 1739-41 годах вновь обустраивал прихожанин князь С.А.Голицын ставший позднее градоначальником Москвы. А красивую колокольню построили только в 1798 году.

http://pravoslavie.ru/319.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010