В отчете Палестинского общества за 1897 г. читаем: " Благо мы говорим о Востоке, позвольте употребить кстати восточную аллегорию, которая, по нашему убеждению, нагляднее всего объяснит нам настоящее положение: мы (Общество) — 0, туземные православные — 0, патриарх — 1, в Иерусалимской патриархии патриарху угодно было поставить нули справа, в Антиохийской — слева. " Такой математической формулой определяет само Общество симпатизирование ему Антиохийского патриархата по сравнению с Иерусалимским. При этом то же Общество возлагает большие надежды на пример доброжелательных отношений к нему указанного патриархата, полагая, что он не останется без благих последствий. В том же отчете говорится: " Может быть, пример Антиохийской патриархии послужит к устранению тех глубоко для нас прискорбных недоразумений, которые существуют против Палестинского общества, его целей и деятельности в Иерусалимской патриархии.»    Замечательную сторону в деятельности Палестинского общества представляют его печатные издания, посвященные изучению церковного Востока, и в особенности Св. Земли. Развивая этого рода деятельность, Общество руководствуется следующими параграфами своего устава: " Общество заботится о приведении в известность и сообщении таких сведений (о св. местах Востока), которые остаются без употребления в частных руках и в архивах разных мест " (§3); причем " собирание и распространение сведений Обществом совершаются посредством чтений в собраниях Общества, а также печатных записок, периодических и других сочинений и сборников " (§7). Общество уже и в настоящее время много и даже чрезвычайно много сделало в этом отношении, поставив дело очень широко и не щадя издержек.    Чтобы достойным образом оценить ученые заслуги Общества по части " собирания, разрабатывания и распространения в России " (§1) вышеозначенных сведений, нужно принять во внимание то, в каком положении еще недавно находилось у нас церковное палестиноведение и востоковедение. Книг, на основании которых можно было бы составить себе понятие о Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Книга общих молитв — это вроде нашего молитвослова? В этой книге — всё: и Литургия, и псалмы, и гимны, и некоторые изменяемые части. Это некого рода требник, служебник и молитвослов под одной обложкой. В итоге в «Христианском чтении» в 1904 году были опубликованы замечания к Книге. Синодальная комиссия рассмотрела её и предложила правки, которые можно внести в Книгу общих молитв для того, чтобы она была общеупотребима. В итоге эту работу уже проделала Антиохийская Архиепископия в 50-60-е годы. И, в принципе, они её завершили. До сих пор книга используется в западнообрядных общинах, но широкого хождения не имеет. Работа была начата непосредственно патриархом Тихоном, поэтому мы решили назвать эту книгу в его честь как человека, который не на словах, а на деле положил начало формированию западного обряда Русской Православной Церкви. Получается, что тогда, в 1904 году, эта работа не была выполнена полностью? Её инициировали, но доделали представители Антиохийского Патриархата. Да. А к какой версии можно отнести ваш молитвослов? Этот молитвослов — скорее компиляция. Мы не ставили целью подготовить перевод какой-то одной богослужебной книги, потому что они очень разные и их достаточно много. Выбирать какую-то одну нам показалось нецелесообразным, мы старались переводить то, что было интересно и наиболее общеупотребимо. Например, у нас есть переведённые чины погребения и исповеди, но в молитвослов мы их не стали включать, потому что это всё-таки не требник для священника.  Какова ближайшая цель подобного издания на русском языке? В первую очередь образовательная — познакомить русскоязычного читателя с иной традицией, которая существует в православии. При издании мы преследовали цель, во-первых, рассказать о том, что такое западный обряд в православии в принципе, во-вторых, познакомить читателя с некоторыми образцами молитв, которые используют в общинах западного обряда Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и Антиохийского Патриархата. Конечно, в основном мы ориентировались на опыт Антиохийской Северо-Американской Архиепископии. Это связано с тем, что Архиепископия в отличие от РПЦЗ всё же старается сохранять чины и практики, которые существовали в Лютеранской и Англиканской церквях, принимая из них всё то, что литургически соответствует православию.

http://bogoslov.ru/article/6172624

Среди сторонников унии, наряду с выпускниками миссионерских школ Халеба и Дамаска, росло число тех, кто получил образование в Италии. Виднейшей фигурой из их числа был племянник Евфимия ас-Сайфи Серафим Та-нос. В православных источниках Серафим удостоился еще больших проклятий, чем Евфимий: его называли «прехитрой лисицей», «ехидной, изрыгающая смертоносный яд», «диаволом во плоти человека, первородным сыном Сатаны и чудовищным зверем, сеятелем лукавых семян злочестия». 1854 Рукоположенный в священника в 1711 г., он вел пропаганду унии в Акке и имел виды на местный архиерейский престол. 1855 По смерти тамошнего епископа около 1713 г. Евфимий ас-Сайфи попытался добиться передачи Акки под свою юрисдикцию, чтобы изъять город из «антикатолической атмосферы» Иерусалимского патриархата. С первого раза у него это не получилось: иерусалимский патриарх Хрисанф поставил в Акку своего епископа, ранее упоминавшегося араба Фотия (Абд анНура). После кончины Фотия в 1721 г. Евфимий возобновил притязания на этот город. За тысячу пиастров вали Сайды Усман-паша организовал переход Акки под управление своего протеже. Однако Хрисанфу в 1722 г. удалось перекупить пашу (похоже, при посредстве английской дипломатии, не сочувствовавшей успехам католиков). Акка снова была передана в состав Иерусалимского патриархата, а местная католическая община подверглась гонениям и частью переселилась в Сайду. 1856 Деятельность Евфимия ас-Сайфи вызывала растущее раздражение в православных кругах, особенно греческих. Есть упоминания о том, что уже в начале XVIII века антиохийский патриарх наложил на Евфимия отлучение. В конце 1714 г. иерусалимский патриарх Хрисанф обнародовал окружное послание с осуждением трактата «ад-Далялят аль-лями‘ат». Константинопольский патриарх Иеремия III в октябре 1718 г. предал Евфимия анафеме и присудил его к низложению и ссылке. Под патриаршей грамотой подписались остальные восточные патриархи, включая Кирилла V и Афанасия Даббаса. Евфимий, впрочем, находился под защитой Усмана-паши Абу Таука и французской дипломатии и мог игнорировать любые решения Фанара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

711–6 окт.–712) сын Валида Аббас взял Севастию. Весьма возможно, что разумеется именно наша Севаста в горной Киликии, так как в следующие года арабы Аббаса хозяйничают в Исаврии, и сам Аббас берет Антакию, т.е. надо думать, Антиохию исаврийскую (к СЗ. от Анемурия 210 ). В 716 г. здесь, вероятно, стоял флот Амра, см. выше стр. 54. Правда, само по себе трудно предположить, чтобы одна Севаста осталась во власти арабов, когда они покинули вообще таврскую горную страну; но как будто есть указание, что по крайней мере некоторое время так было. В церковно-административном отношении Севаста и Корик составляли епископии епархии Киликии I, с митрополичьим городом Тарсом 211 ; с завоеванием Киликии I арабами оставшимся империи городам естественно было или отойти к исаврийской епархии, которая раньше, как и обе Киликии, причислялась к антиохийскому патриархату, или прямо стать автокефальными архиепископиями византийского патриархата. Де Боор издал в 1890 г., в Zeitschrift fur Kirchengeschichte, т. XII, стр. 519–534, из Paris. 1555А 2 , новую Notitia episcopatuum, преимущественно константинопольского патриархата, по заключению знатоков, как сам издатель и Гельцер (Die kircnliche Geographie Griechenlands vor dem Slaveneinbruche, Zeitschrift fur wissenschaftliche Theoiogie 1892, 419–436), эпохи между оригинальной, так называемой, Notitia Epiphanii (начала VIII века) и седьмым вселенским собором. Здесь в списке епископий, подведомственных исаврийскому (селевкийскому) митрополиту, ни Корик, ни Севаста не упомянуты. Считались ли они, или считаются в списке, по-старому, под тарсийским митрополитом (такое сохранение отошедших в прошлое данных есть один из обыкновенных недостатков этих Notitiae вообще); или же самая граница арабского владычества по берегу в это время захватывала Севасту и Корик? В последнем случай отождествление «Масличной» горы с Элеуссой подвергается сомнению. Впрочем, если в 730–740 годах арабы владели этими городами, то после 746 года они почти наверное оставили их: в этом году кивиррэоты истребили у Кипра сарацинский флот 212 , и почти весь Кипр, дотоле спорный, отошел к Византии; удерживать же Севасту, когда был потерян Кипр, не было ни смысла, ни возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Но прежде, чем состоится избрание достойного лица в экзархи, испрашивается соизволение и одобрение правительства султана. – 5. Экзарху дозволяется сноситься с местными властями по делам, касающимся подчиненных его духовному управлению местностей, и по этим делам он законно и канонически уполномочен ходатайствовать, а в случае нужды сноситься и с Портой. Бераты же, даваемые духовным лицам, подчиненным его ведению, будут издаваться с уведомлением его. – 6. По делам, касающимся православного вероисповедания и требующим совместного совещения и взаимного вспомоществования, синод болгарского экзархата будет относиться к вселенскому патриарху и его митрополитскому собору, а эти последние со своей стороны не замедлят дать требуемую помощь и отправить нужные для этого ответы. – 7. Синод Болгаркого экзархата будет испрашивать у Константинопольского патриарха св. миро, употребляемое церковью. – 8. Епископы, архиепископы и митрополиты, подчиненные Константинопольскому патриархату, могут беспрепятственно проезжать через епархии болгаского экзархата, равно и болгарские епископы, архиепископы и митрополиты точно так же могут проезжать через епархии Константинопольского патриархата, а по делам могут пребывать в главных городах вилайетов и в других административных местах; однако вне своего церковного округа не могут собирать синод, ни вмешиваться в дела христиан, не принадлежащих их духовному ведомству, ни священнодействовать без разрешения епископа той местности где они находятся. – 9. Подобно тому, как Иерусалимское подворье, находящееся в Фанаре, принадлежит Иерусалимскому патриархату и находится в ведении Иерусалимского патриархата, точно также и Болгарское подворье, находящееся в той же местности, вместе с церковью, будет подчинено Болгарскому экзархату. Последний, когда будет нужно, имеет право приезжать в столицу и жить в своем подворьи, и, как сказано выше, во время пребывания своего в столице, относительно священнодействия будет подчинияться церковным правилам, которым в подобных случаях подчиняются патриархи – Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

арабов, по крайней мере контролирующей школьное образование ( Hopwood. 1969. P. 162). Этот шаг стимулировал развитие национального движения в арабо-правосл. среде. По сведениям В. Н. Хитрово , посетившего Ближ. Восток в 1884 г., в АПЦ из 8 епископов 6 были арабы и только 2 титулярных - греки ( Дмитриевский. А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882-1907. М.; СПб., 2008. С. 306). В год смерти И. (1885) в АПЦ насчитывалось 321 храм, 17 мон-рей, 75 школ. Из церквей только городские были относительно благоустроены и снабжены богослужебной утварью, остальные находились в крайней бедности и были лишены самого необходимого. Сельские школы оставались без материальных средств, хороших учителей, учебных пособий. На весь Патриархат в Бейруте существовали единственная духовная школа, содержавшаяся на средства митр. Гавриила, где обучались 6 учеников, и одна школа для правосл. девочек ( Соколов. 1901. С. 243). Оценивая деятельность И. в период его Патриаршества, необходимо признать, что он не был ни богословом, ни выдающимся администратором. Назначение архиереев на вакантные кафедры производилось без к.-л. учета нужд и проблем епархий. Полувековые усилия российских дипломатов (с 1833 до 1885) по продвижению и поддержке т. н. своего кандидата на Востоке не оправдались. Умело соблюдая интересы греч. иерархии и уходя от подозрений Порты по поводу его «русофилии», И. незаметно для рус. дипломатов и иерархов сдерживал финансируемые Россией образовательные программы и одновременно привлекал новые средства в казну Патриархата. После избрания на Антиохийский престол И. фактически заморозил все начинания рус. правительства в интересах правосл. араб. населения. В большой церковно-дипломатической игре, к-рая велась долгие годы с целью усилить влияние России на Ближ. Востоке, российская сторона потерпела поражение. Активная помощь России араб. населению в пределах Антиохийского Патриархата смогла дать реальные результаты лишь после кончины И., когда инициатива перешла к Имп.

http://pravenc.ru/text/293750.html

Представитель Московского Патриархата принял участие в церемонии прощания с российскими военными специалистами, завершившими свою миссию в Ливане 11 декабря 2006 г. 11:28 6-8 декабря Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов) принял участие в мероприятиях в связи с окончанием миссии мостостроительного батальона Министерства обороны России в Ливане. 6 декабря в присутствии заместителя министра общественных работ и транспорта Ливана Ф. Хаммара, заместителя начальника генерального штаба Ливанской армии генерала Ж. Масаата с ливанской стороны, а также заместителя начальника тыла МО РФ И.М. Цыганкова, осуществлявшего руководство аппаратом группы войск МО РФ в Ливане, и Чрезвычайного и Полномочного Посла России С.Н. Букина с российской стороны, состоялось торжественное открытие девятого моста, возведенного российскими военными специалистами в городе Дамур. Много теплых слов благодарности было высказано мэром г. Дамур Ж. Гаффуром в адрес наших воинов. Вместо планировавшихся шести всего за два месяца было возведено девять прекрасно смонтированных мостов, которые соединяют южную часть Ливана с центром государства. В расположении части состоялось торжественное построение, во время которого были вручены награды и ценные подарки от Министерства обороны России офицерам генерального штаба ливанской армии, представителям министерства общественных работ и транспорта Ливана, которые способствовали успешному выполнению миссии российских воинов. Приказом начальника генерального штаба Ливанской армии были также отмечены особо отличившиеся офицеры и солдаты российской группы войск. 7 и 8 декабря особым авиатранспортом весь личный состав российской группы войск отбыл на Родину с добрыми воспоминаниями о днях, проведенных на библейской земле, где проповедовал Христос-Спаситель и святые апостолы , где подвизались пророк Илия и первые христианские подвижники. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/169903.htm...

Успехи этого восстания выразились, в частности, в том, что Фома Славянин получил венчание на царство от Антиохийского патриарха. Это произошло, конечно, по желанию арабов восточных соседей Византии, которым это восстание было очень выгодно. Но Фома Славянин потерпел в конце концов неудачу. Последним императором-иконоборцем стал сын Muxauлa II Феофил (829-842). Он был человеком прекрасно образованным и имел особую любовь к наукам и искусствам, хотя отец его был грубым полуграмотным военачальником. Император Феофил был большим почитателем арабской культуры и никогда ни до, ни после него влияние арабской культуры в Константинополе не было так велико. Феофил был убежденным иконоборцем. В своей деятельности он стремился доставить победу иконоборчеству. ЛЕКЦИЯ 14 Вторая волна иконоборчества закончилась вместе со смертью императора Феофила — последнего императора-иконоборца. После его смерти начинается новый период церковной истории — период большого подъема, но и новых больших трудностей. Эпоха иконоборчества увеличила разрыв между Римом и Константинополем. Разрыв стал таким большим, что и конец иконоборчества не означал того, что разрыв этот будет преодолен. Императоры-иконоборцы по-новому провели границу между патриархатами Константинопольским и Римским. Эта новая граница стала более естественной. Иконоборцы изъяли из римской юрисдикции некоторые территории Южной Италии, а самое главное — обширные территории на Балканах, потому что там римская юрисдикция простиралась вплоть до Салоник. Эту довольно большую греческую территорию (от Салоник до Южной Италии) иконоборцы передали Константинопольской патриархии. Надо сказать, что Южная Италия — тоже исконно греческая территория, в древности она называлась Великой Грецией. Благодаря этим размежеваниям граница между двумя патриархатами более или менее совпала с естественной границей греческого и латинского мира, что, конечно, еще больше содействовало размежеванию в более глубоком плане. В этом новом периоде Константинопольской Церкви пришлось выполнить новые огромные задачи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Для Иерусалимского Патриархата значительно более серьезной проблемой, чем конфликты внутри иерархии, было давнее противостояние малочисленного греч. духовенства и араб. паствы, добивавшейся большего участия в церковных делах. Национальные чувства арабов Палестины подогревал пример соседнего Антиохийского Патриархата, где в 1899 г. Главой Церкви был избран Патриарх араб. происхождения. Младотур. революция в Стамбуле в июле 1908 г. стимулировала подъем национальных движений и политической активности в араб. землях Османской империи. Патриарх Д. отнесся к революции весьма сдержанно и увещевал паству не злоупотреблять дарованной свободой. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления араб. правосл. населения с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами правосл. общины. Иерусалимский Синод отклонил все эти предложения. Напряженность в арабо-греч. отношениях нарастала. Члены Синода заподозрили Патриарха в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его. Местоблюстителем был избран 70-летний архиеп. Тивериадский Мелетий. Д. отказался признать низложение и продолжал считать себя Патриархом. Арабы сразу же сделали его знаменем своей борьбы. В городах Палестины проходили бурные манифестации с требованиями вернуть Патриарха к власти. Греч. духовенство было изгнано из Яффы и Назарета. Российский консул в Иерусалиме А. Ф. Круглов также демонстративно поддерживал Д. Тур. правительство долго колебалось, не зная, на чью сторону встать. На него оказывали давление как греч. Патриархи К-поля и Александрии, так и араб. депутаты парламента. Признание Портой Местоблюстителя Мелетия (2 янв. 1909) привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме, когда святогробцы оказались фактически осажденными в патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов. Власти бездействовали, не решаясь силой подавлять выступления арабов. В кон. января османское правительство направило в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением массовых выступлений арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Д. является незаконным. Синод протестовал против вмешательства комиссии во внутрицерковные дела. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Д.- секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) (впосл. Патриарх Мелетий IV К-польский) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса) (впосл. архиеп. Элладский). 10 февр. Местоблюститель Мелетий, архиеп. Тивериадский, скончался от сердечного приступа. Его смерть и непрекращающиеся демонстрации арабов деморализовали Святогробское братство. 16 февр. под давлением османского губернатора Иерусалима Синод обратился к Д. с просьбой о прощении и примирении. К-польский и Александрийский Патриархи некоторое время отказывались признавать возвращение Д. на престол и примирились с ним только летом 1909 г.

http://pravenc.ru/text/168768.html

2) один депутат от православного населения квартала Медан в Дамаске; он избирается на собрании из местных священников и светских представителей общины, под председательством старшего священника и по большинству голосов, и снабжается официальным удостоверением, которое и представляет местоблюстителю патриаршего престола; 3) один представитель от православного населения Антиохии, избранный таким же порядком, какой применяется при выборе депутата от населения Медана. Относительно светских членов того собрания, которому предстоит избирать патриарха, «Устав» предъявляет требование, чтобы они имели не менее тридцати лет от роду, принадлежали к искренним и преданным сынам Антиохийского патриаршего престола, были из числа верноподданных оттоманского правительства, пользовались уважением народа и отличались безукоризненным в нравственном отношении поведением. Таким образом, состав собрания, избирающего Антиохийского патриарха, невелик и ограничивается, применительно к настоящему состоянию Антиохийской церкви, лишь 27-ю лицами, из которых 17 принадлежат к духовным членам собрания (т. е. 14 представителей от всех епархий патриархата, вместе с местоблюстителем, дамасский патриарший епитроп, антиохийский патриарший епитроп и один дамасский священник) и 10-к светским членам 9 . Избирательное собрание, приступая к избранию патриарха, должно руководиться особыми указаниями «Устава» относительно качеств кандидатов патриаршества. В частности, кандидат патриаршества должен быть одним из правящих митрополитов Антиохийской церкви и с успехом управлять вверенною ему епархией 10 . Значит, иерархи других восточных патриархатов исключаются из числа кандидатов антиохийского патриаршества. Затем, избираемый на Антиохийский патриарший престол должен иметь надлежащее образование в богословских и светских науках, отличаться безукоризненною жизнью и быть засвидетельствованным, по своей прежней деятельности, в точном соблюдении догматов и учения православной церкви, быть достаточно способным защищать святую веру и бороться за нее словом и делом, всегда и везде, при всяких обстоятельствах. Наконец, он должен быть оттоманским подданным от третьего поколения со стороны отца, пользоваться доверием турецкого правительства, знать законы и иметь необходимые достоинства для привлечения к себе доверия и уважения народа в исполнении тех обязанностей, которые возлагаются на патриарха высоким бератом султана, и в осуществлении тех прономий, которые издавна пожалованы великими турецкими султанами относительно духовных дел и вообще управления христианским обществом в пределах Антиохийского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010