—411— станавливаются и вводятся в употребление погребальные обряды царей четвёртой династии, снова начинают употребляться древние титулы царей, религиозное искусство возвращается к архаическим формам. Но как попытка Аменхотепа поднять египетскую религию до монотеизма, так и попытка Псамметиха и его преемников возвратить её к древним традициям кончилась крушением. Иностранцы и иностранные верования всё более и более профильтровывались в некогда замкнутую страну чудес. Наконец Камбиз после завоевания Египта (525 г. до Р.Х.) принял имя Месут-Ра (сын Ра) и жрецом Учагором был посвящён в мистерии Нейт. Что это не было торжеством египетской религии, об этом свидетельствует всё дальнейшее поведение Камбиза. Он убил Аписа и многократно проявлял крайнее неуважение к египетской религии. Камбиз явился и последователем и преследователем египетской религии. Он знаменует собой начало новой и важной религиозной эпохи в Египте, в котором теперь арийцы открыто вступают в сношения и связи с хамитами и семитами. Этот новый важный период может быть понять лишь после изучения, состояния арийских религий к концу VI в. до Р.Х. С. Глаголев Лебедев А.П. Краткие сведения о патриархатах Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском 298 : (Из истории Греко-восточной церкви от падения Константинополя в 1453 г. до настоящего времени)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 3. С. 412–450 (2-я пагин.). (Продолжение.) —412— 1. (Высшая иерархия в Иерусалимском патриархате, – быстрая эллинизация её; – сила и власть Иерусалимского патриарха во время его проживания в Константинополе; – упадок силы и власти этого патриарха с обратным водворением его в Иерусалиме, – возрастание значения синода и святогробского Братства на счет авторитета Иерусалимского патриархата. – Низшее туземное (арабское) духовенство в Иерусалимском патриархате, – отношения к нему высшей иерархии; – отношения этой последней к народу (арабам). – Высшая иерархия в Антиохийском патриархате – частью из Греков, частью из Арабов; – отношения патриарха к архиереям из Арабов и своей пастве, – отношения этих архиереев к своей пастве; замечания о приходском духовенстве патриархата. – Характеристика православной паствы патриархата, – отношения её к архиереям и прочему духовенству, – Иерархия и народ в Александрийском патриархате (заметка). – Монастыри в рассматриваемых трёх патриархатах. – Школы и духовно-учебные заведения: нечто о школах Александрийского патриархата; – городские и сельские школы Антиохийского патриархата; – вопрос о духовно-учебных заведениях в нём: – школы патриархата Иерусалимского, – Крестная школа или духовно-учебное заведение в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кириллу, позволив этому последнему взять его с собою в Дамаск и употребить, по своему усмотрению, в греко-униатском деле, что тот и сделал, положив преосвященному денежное пособие из сумм миссии. В Хазбее начальник русской миссии нашел преосвященного тиро-сидонского Исаию. «Трудно было бы найти человека, – говорит о нем преосв. Кирилл, – менее соответствующего потребностям этой обширной и важной епархии, в состав которой входит Ратея, Хазбея, Сур (Тир), Сайда (Сидон) и др. города, где преобладает уния, и начинает усиленно распространяться протестантство. Но и положение его таково, что и при способности он едва ли бы мог что-нибудь сделать в пользу православия. Он едва имеет 3000 пиастров (около 150 руб. сер.) годового дохода. Он не имеет диакона для служения в церкви и служит с двумя священниками, получая за заказную литургию пиастров 10–12: такого жалкого явления я доселе не встречал, да признаться и не думал встретить». Приходское духовенство антиохийского патриархата произвело на преосв. Кирилла более отрадное впечатление. В самом Дамаске приходское духовенство, по его отзыву, было даже достойно всякого уважения. Между священниками были люди очень умные, и все они вообще не были такими невеждами, как в иерусалимском патриархате, и держали себя весьма прилично: причина этого, быть может, заключалась, по объяснению преосв. Кирилла, и в том, что они большею частию были люди очень достаточные, так как семьи их занимались различными промыслами. И вне Дамаска, во всех местах, которые посетил преосв. Кирилл, духовенство арабское не производило на него того безотрадного впечатления, какое снова стало поражать его, едва только он вступил в пределы иерусалимского патриархата. Правда, оно было бедно, скудно, но вместе, с тем не лишено смысла, не забито. Более других терпели в материальном отношении священники из новообратившихся греко-униатов, к которым патриархия относилась непростительно холодно. В народонаселении православном антиохийского патриархата преосв. Кирилл подметил несколько весьма характеристических, по его мнению, черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Ответные послания Предстоятелей Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей не содержали поддержки позиции Константинопольского Патриархата. В них была выражена надежда, что эстонский церковный вопрос получит свое разрешение в ходе двухсторонних переговоров Константинопольского и Московского Патриархатов. Позиция братских православных Церквей помогла в продолжении переговорного процесса. Очередным его этапом стали встречи делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов в 2001 г.: в Вене 16 января и в Берлине 19 февраля. По инициативе митрополита Кирилла участники переговоров обратились к Священным Синодам обоих Патриархатов с предложением призвать иерархов двух православных юрисдикций в Эстонии заключить соглашение о прекращении имущественных споров, в соответствии с которым каждая из церковных структур получит права собственности на фактически используемое ею церковное имущество. Проект этого соглашения был одобрен на встрече в Берлине. Соглашение, текст которого был подготовлен для подписания митрополитами Корнилием и Стефаном, предусматривало, что структура, состоящая в юрисдикции Константинопольского Патриархата, «в течение 60 дней со дня регистрации устава структуры, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата, либо передает в собственность последней вышеупомянутое церковное имущество на основании договоров дарения или купли-продажи по символической цене, либо передает его Эстонскому государству для последующей передачи этого имущества в собственность церковной структуры в юрисдикции Московского Патриархата»). Подписание этого документа и воплощение в жизнь провозглашенных в нем намерений могло поставить точку в затянувшемся межцерковном конфликте. Московский Патриархат незамедлительно одобрил берлинский проект на ближайшем заседании Синода 22 февраля 2001 г. Содержательного ответа из Константинополя пришлось ждать более двух месяцев. 19-20 апреля 2001 г. в Цюрихе главы делегаций двух Церквей митрополит Кирилл и митрополит Филадельфийский Мелитон подписали коммюнике, подтверждавшее желание сторон «содействовать нормализации отношений между двумя православными юрисдикциями в Эстонии».

http://patriarch.patriarchia.ru/estoniya...

Автор заметки ставит в упрек епископу Ионе, что он, приняв православие, не подчинился патриарху Антюхийскому, «в пределах которого он проживает». Из вышесказанного ясно, что такого подчинения и не может быть, так как несториане обращались к русской Церкви, которая и ныне тратит и духовные и материальные средства на новоприсоединенных собратий. К тому же не мимо идет и слово; «грядущаго ко Мне не иждену вон»... Интересно знать, в чем же выразится подчинение Урмии Антиохийскому патриарху и что теряет Антиохийский патриарх от того, что несториане, потерявшие связь с православной Церковью около 1 500 лет назад, живя около русской границы, обратились к русской Церкви и приняты ею в общение? И неужели лучше бросить совсем и осудить на духовную смерть целую область, чем нарушать права и «пределы патриархата»? Лучше пусть погибнут, но вполне по правилам, чем спасутся, только не по правилам... Здесь-то ясно слово: «милости хощу, а не жертвы; не человек для субботы, а суббота для человека»... Иначе поистине будет summum jus – summa injuria. Да и где это пределы патриархата? Автор рассуждает об этом тоном знатока канонниста, а история говорит нам, что пределы патриархатов не раз и в древности менялись, и если уж возвращаться к самой глубокой древности, то ведь и самый вселенский патриарший престол, с точки зрения автора, должен быть упразднен, как явившейся позднее других патриархатов и взявший от них принадлежавшие им прежде области; да и судьба Иерусалимского патриарха будет такой же. Несториане-айсоры, правда, до уклонения в ересь входили в область Антиохийского патриархата, но это было тогда, когда они жили в Месопотамии, а не в Урмии. С тех пор они и сами пережили блестящую пору своей истории, когда считали своих последователей и на острове Цейлоне, и в Китае, и в Мерве, и всюду явились с проповедью евангелия и христианского просвещения (V–XIII вв.). Затем пробил для них час воли Божией, и они в XIV вв. бежали в горы Курдистана, спасаясь от всепоядающего меча Тамерлана, страдали и страдают от зверств мусульманства, разметавшего и сократившего древние патриархаты, и уже позднее XIV века спустились из Курдистана в соседние долины Урмии. Их сородичи, живущие теперь в Месопотамии, уже несколько столетий назад соединились с католичеством и имеют в Турции особого халдейского унита-патриарха, а бежавшие в горы Курдистана ассуриты до последнего времени оставались верны древнему несторианству, теперь же тяготеют к российской православной Церкви. При чем же тут Антиохийский патриарх, до которого бедным айсорам почти невозможно добраться и который сам тесним и угнетаем иноверным, нехристианским правительством, а подчас, как теперь, и властительными ревнителями эллинского филетизма?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Отметим прежде всего, что патриаршая казна стала оскудевать вследствие возрастания среди христианского арабского населения количества бедных, вынужденных обращаться за поддержкой к митрополитам своих епархий. Кроме того, усложнение задач деятельности патриархов и митрополитов стало требовать для поддержания на должном уровне больших затрат, чем раньше, тогда как поступление денежных средств практически не менялось, как свидетельствует содержание обоих писем Б. Н. Шаховского в посольство. Немаловажную роль в описываемых сложностях сыграла и одна особенность менталитета общества Османской империи — взятка (бакшиш) была нормой общественной жизни . В этих условиях Российская империя для сохранения своих позиций на Ближнем Востоке в условиях конкурентной борьбы за умы местного населения была вынуждена предложить иную схему финансовой поддержки христианских патриархатов, имея в виду стремление выстроить взаимоотношения с единоверцами так, чтобы присылаемые из Петербурга денежные средства не оседали исключительно в карманах высших иерархов. Отметим в связи с этим, что Б. Н. Шаховской был не первым дипломатом, столь обстоятельно занимавшимся внутренними проблемами жизни христианского населения Сирии. В АВПРИ в настоящее время доступен еще один документ с существенной информацией о хозяйственной жизни Антиохийского Патриархата на pyбeжe XIX–XX bb. А. П. Беляев, генеральный консул Российской империи в Дамаске в 1898–1903 гг., перечислял в письме от 17 февраля 1900 г., адресованном в Константинополь, послу И. А. Зиновьеву целый ряд проблем экономической жизни Антиохийской Патриархии, требующих вмешательства российских властей . А. П. Беляев писал, что не будет в письме перечислять все нужды Антиохийской Патриархии, но сделает это позже, т. к. рассчитывает, благодаря доверию патриарха Мелетия, составить обстоятельный доклад. Мы не знаем, был ли представлен такой доклад. В фондах АВПРИ такой документ обнаружить в данный момент пока не удалось. По контексту письма видно, что А. П. Беляев был прежде всего обеспокоен финансовым положением Патриархии. Для преодоления сложностей он считал необходимым наладить поддержку Патриархата путем передачи денежных средств из России. Дипломат особо отмечал, что без российской финансовой поддержки патриарху не справиться с решением всех насущных проблем .

http://bogoslov.ru/article/6192849

Более оживленные непосредственные сношения установились у Миссии с Патриархатом Антиохийским. Вступление Миссии в Святую Землю приветствовали письмом с красочными выражениями десять священнослужителей из Дамаска и много именитых жителей города. Свое приветствие они отправили сначала в Бейрут, где наша Миссия сошла на берег. Из-за плохой погоды и дороги это письмо не застало там преосвященного Кирилла. Тогда усердные дамасские русофилы направили для Миссии второе письмо уже в Иерусалим 44 . «Имея в виду свою обязанность, прямо выраженную в инструкции, а с другой стороны, пользуясь приглашением Антиохийского Патриарха и русского генерального консула в Бейруте, преосвященный Кирилл в первый же год своего служения на Востоке решил лично посетить пределы Антиохийского Патриархата, что и сделал в промежуток времени между 9 ноября и 23 декабря 1858 года. Результатом полуторамесячного путешествия преосвященного Кирилла по Сирии были сведения и наблюдения, собранные им и касавшиеся внутреннего состояния Антиохийского Патриархата» 45 . Несколько раньше своей поездки и после возвращения из нее преосвященный Кирилл содействовал отъезду в Россию за сбором пожертвований Лиддского митрополита Макария и поддержал желание Патриарха Иерофея послать в Москву начальником Антиохийского подворья Аркадийского епископа Иосифа 46 . Во время своего путешествия епископ Кирилл побывал во многих районах Сирии (Дамаск, Бейрут, Захле, Хазбая и т.д.). Все виденное в Сирии и знакомое уже в Палестине глубоко поражало преосвященного Кирилла. (Для нас здесь нет ничего нового, так как после красочных описаний о.Порфирия прошло немного лет и все, с чем он познакомил нас, не изменилось). Все архиереи, за исключением Патриарха и Бейрутского митрополита, влачили жалкое существование. «Приходское духовенство Антиохийского Патриархата произвело на преосвященного Кирилла более отрадное впечатление. В самом Дамаске приходское духовенство, по его отзыву, было даже достойно всякого уважения. Между священниками были люди очень умные и держали себя весьма прилично. Причина этого, быть может заключалась, по объяснению преосвященного Кирилла, и в том, что они большею частью были люди очень достаточные, так как семьи их занимались разными промыслами. И вне Дамаска, во всех местах, которые посетил преосвященный Кирилл, духовенство арабское не производило на него того безотрадного впечатления, какое снова стало поражать его, едва только он вступил в пределы Иерусалимского Патриархата. Правда, оно было бедно, скудно, но вместе с тем не лишено смысла, не забито.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Вселенский патриарх Варфоломей объявил о созыве Синода Предстоятелей древних Патриархатов 20 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Неожиданное решение было принято на заседании Священного Синода Вселенского патриархата. Члены Священного Синода одобрили предложение Константинопольского патриарха Варфоломея о созыве этим летом «Синода Предстоятелей древних Патриархатов», т.е. глав Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. Стамбул. 20 апреля. ПРАВМИР — Неожиданное решение было принято на заседании Священного Синода Вселенского Патриархата. Члены Синода одобрили предложение Константинопольского Патриарха Варфоломея о созыве этим летом «Синода Предстоятелей древних Патриархатов», т.е. глав Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Поводом к этому послужили недавние политические события на Ближнем Востоке, обсудить которые призвал своих собратьев Патриарх Варфоломей. Патриарх Варфоломей счел необходимым обсудить положение православных верующих в зоне многочисленных ближневосточных конфликтов (напомним, что за последние несколько месяцев на канонической территории Александрийского Патриархата произошло свержение президента Египта Хосни Мубарака, а также продолжается война в Ливии; сложная политическая обстановка сложилась в Йемене; на территории Антиохийского Патриархата политически нестабильная ситуация сложилась в Сирии, Ливане, а также в Ираке и Кувейте; в самом сердце ближневосточных конфликтов находится Иерусалимский Патриархат, на канонической территории которого располагаются Израиль, Палестинская автономия, Иордания и Катар), а также разработать инициативы для поддержки христиан других конфессий, пострадавших в ходе политической нестабильности. Несмотря на вполне уважительную причину, созыв такого необычного органа, как «Синод Предстоятелей древних Патриархатов» не может не напоминать следование распространенной среди греков теории о «пентархии» — власти пяти древних Патриархатов, из которых после отпадения Рима в Православии остались только четыре: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. По мнению сторонников этой теории, именно четырем древним Патриархатам Востока принадлежит особое право в управлении всеми Православными Церквами в мире, тогда как позднейшие по времени возникновения Поместные Православные Церкви считаются некоторым образом «подчиненными» какому-либо из древних Патриархатов. Эта теория оспаривается многими другими автокефальными Церквами, которые считают себя совершенно равными с древними Патриархатами, однако среди греков теория «пентархии» очень популярна. Вполне возможно, что созыв Синода Предстоятелей древних Патриархатов преследует цель приучить православный мир к существованию такого особого органа, а также к тому, что ему принадлежит отдельная и особенная роль.

http://pravmir.ru/vselenskij-patriarx-va...

Важную роль в становлении церковно-исторических исследований сыграли крупнейшие ученые Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос (впоследствии архиепископ Афинский). Волею судеб они оказались в Александрии и оставили неизгладимую печать на культурной и образовательной жизни Александрийского Патриархата. Следующим шагом Фотия стала реформа территориального и организационного устройства патриархата. Патриарх учредил постоянный синод и основал церковные суды, а также воссоздал семь старинных митрополий и поставил на них образованных и деятельных архиереев. Этот шаг коснулся не только Египта, но и Ливии, Судана, Эфиопии и Сомали. После организации действующих кафедр патриарх обратил особое внимание на духовную поддержку и социальную адаптацию православных, переселяющихся в эти регионы. Благодаря всем этим шагам Александрийской церкви удалось восстановить свою каноническую территорию в границах до арабского завоевания. 7. Антиохийский Патриархат Завоеванная турками в 1517 г. Сирия была разделена на несколько провинций и вошла в состав Османской империи. Установление османского владычества не могло не сказаться на судьбе антиохийского православия. В первую очередь было восстановлено прерванное общение Антиохийской и Константинопольской церквей. Кроме того, антиохийский патриарх вместе с немногочисленными уцелевшими после периода войн подведомственными ему иерархами получил берат, гарантировавший определенные права перед лицом светских исламских властей. В частности, за антиохийским патриархом были признаны права этнарха – главы православных христиан Сирии. Несмотря на смягчение политики властей, положение Антиохийского Патриархата по-прежнему оставалось непростым. Сокращением паствы и слабостью церковной иерархии воспользовались католики, развернувшие активную прозелитическую деятельность. Основные трудности в Антиохийской церкви были связаны с отсутствием определенности в процедуре избрания патриарха. За поставление своих кандидатов на патриарший престол соперничали влиятельные региональные христианские группировки. Это вело к спорам, конфликтам, подкупам и апелляциям к светским властям, которые начинали вмешиваться в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более угрожающим для православных стало нашествие латинян-крестоносцев, начавшееся с 1096 г. В 1098 г. на территории Сирии латинянами было основано графство Эдесское. Антиохийский Патриарх Иоанн IV Оксит (1089 – 1100) был заключен в тюрьму. В 1098 г. крестоносцы захватили Антиохию, власть над которой получил один из предводителей первого крестового похода Боэмунд Тарентский. Помимо латинского государства в Эдессе, на территории Патриархата, возникли графство Триполи и Антиохийское княжество. В самой Антиохии была основана латинская кафедра во главе с прелатом. Антиохийские Патриархи вновь стали рукополагаться в Константинополе и там же проживать. Об этих предстоятелях известно очень мало, даже многие имена этих первосвятителей вызывают сомнение. Почти все они были из греческого клира. Постепенно владычество крестоносцев было подорвано. Европейские крестоносцы, оттолкнув от себя потенциальных союзников – восточных христиан, были обречены на поражение в борьбе с исламским миром, обладавшим намного большими военными и демографическими ресурсами. В 60-е гг. XIII в. мамлюкский султан Египта Бейбарс совершил ряд завоевательных походов против крестоносцев в Киликийской Армении. В 1268 г. его войска взяли Антиохию – были разбиты и латиняне, и греки. Десятки тысяч антиохийцев были перебиты, остальные уведены в рабство. После событий 1268 г. Антиохийские Патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. Центр Патриархии, ставший номинальным, с середины XIV в. переносится в Дамаск. Эпоха крестовых походов и вторжение мамлюков стали переломным моментом в истории Патриархата. Христиане, составлявшие в XI в. основную часть населения Сирии и Палестины, через 200 лет превратились в реликтовые этно-конфессиональные группы. Господство мамлюков (1291 – 1516). К концу XIII в. вся Сирия вошла в состав египетского султаната мамлюков. Религиозная политика мамлюков в целом отличалась намного большим уровнем терпимости, чем это было свойственно прежним мусульманским династиям. Тем не менее, XIV – XV вв. – это самые «темные века» в истории Антиохийского Патриархата, характеризующиеся общим упадком, в частности, угасанием летописной традиции ближневосточных христиан, вследствие чего крайне мало известно о церковной истории православных в Сирии. Не сохранилось почти никаких сведений о Патриархах первой половины XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиохийские Патриархи еще со времени захвата Антиохии персами в 611 г. жили и избирались в Константинополе, как беженцы. Поэтому, например, Антиохийский Патриарх Макарий участвовал на VI Вселенском Соборе в Константинополе в 690 г. и был осужден за монофелитство; на его место Константинопольским Патриархом Георгием был поставлен Феофан из Сицилийских монахов. Только в 742 г. арабы позволили быть в Антиохии православному Патриарху. Когда при Никифоре Фоке в 970 г. Антиохия вновь присоединена была к империи, её Патриархи опять неизменно избирались и ставились в Константинополе. По договору с крестоносцами (с Боэмундом, взявшим в 1098 г. Антиохию) имп. Алексея Комнина было постановлено, чтобы Антиохийские иерархи избирались из клира Константинопольской Церкви и поставлялись Константинопольским Патриархом. Это договорное положение и впредь подтверждалось. Антиохийские Патриархи жили около Константинопольской кафедры в качестве титулярных вплоть до 1263 г., когда Антиохия была взята у крестоносцев турками, и турки дозволили православным Патриархам вернуться на свою кафедру. Такое же умаление общего положения, сравнительно с Константинопольской кафедрой, произошло и у Иерусалимских Патриархов, сначала (в 638) взятых арабами, а затем изгнанных в 1099 г. крестоносцами. До возврата власти над Иерусалимом мамелюков (в 1186 г.) Иерусалимские Патриархи, как и Антиохийские, жили при дворе Константинопольского Патриарха и им же и избирались и поставлялись. Вне границ власти Константинопольского Патриархата, кроме маленькой Александрии, собственно Православных Автокефальных Церквей за это время не было. Потому, не могло быть и случаев апелляций к Константинополю «извне»; все происходило «внутри» фактической судебной компетенции Константинопольской кафедры, как ее внутреннее дело. За это время привиллегированное положение Константинопольского Патриарха на всем Востоке, аналогичное Папе Запада, неоднократно утверждается Соборами и не раз, хотя бы и с неудовольствием и как бы вынужденно признается и Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010