О ценности научения в подобных «Саперному» духовно-ориентированных реабилитационных общинах в своем труде «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями» писала вышеупомянутый академик Российской академии медицинских наук, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, профессор Татьяна Борисовна Дмитриева: «Любое биологическое вмешательство в организм человека не позволяет нужным образом изменить поведение человека. Оно формируется при повторении одного и того же действия сотни и тысячи раз путем, как говорят в психологии, научения. Тем более это невозможно сделать, поскольку поведение наркологического больного представляет собой не просто комплекс определенных действий, а специфический образ жизни, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека... Сам термин установка был позаимствован наркологами у социальных психологов. В свою очередь, возможность формирования установки на воздержание от ПАВ определяется личностными характеристиками больных, такими, как ценностная ориентация, отношение к существующей в обществе морали, психологическая устойчивость и многими другими. Естественно, не менее важную роль играет социальный статус пациента: особенности семейного окружения, опыт трудовой деятельности, возможность реализации позитивных интересов и увлечений и т.п. Эти рассуждения не являются оторванными от жизни абстракциями...» Солидарен с этой точкой зрения и соавтор данной работы - Игонин Андрей Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма того же учреждения. По его мнению, прописанному в его обзорном сообщении «Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России», в сравнении с программой «12 шагов» и сообществами «Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы», «более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской Православной Церкви». Автор сообщения рискнул предположить, что плохая приживаемость движения «АА/АН» в России объясняется отличиями в менталитете западного (в первую очередь, американского) и российского жителя. С его точки зрения причин этому две. Во-первых, как он утверждает, у нас мало истинно верующих людей (над чем нужно работать миссионерскому отделу Русской Православной Церкви). Во-вторых, и это является, видимо, решающим, «двенадцатишаговая» программа основывается не на нашей, восточной, а на западной ветви христианства - протестантизме.. Этот момент был учтен и тщательно проработан при разработке и внедрении духовно-психологического компонента программы «Обитель исцеления» в деятельность благотворительного фонда «Православная реабилитация» и сети реабилитационных (терапевтических) сообществ Выборгской и Приозерской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/22/...

Некоторым наркоманам (а также их родственникам и даже некоторым врачам-наркологам) часто кажется, что их зависимость принципиально отличается от алкогольной. Точно так же алкоголики зачастую считают свою болезнь совершенно иной, чем наркомания. Такое «выделение» себя в противопоставление другим зависимым людям является одним из глубинных психологических механизмов любой зависимости, и, к сожалению, иногда ведет даже к неприятию друг друга на группах, а то и к «недопущению», например, наркоманов на группы АА. К счастью, такие проявления «болезни роста» характерны для сравнительно немногих групп. Большинство же зрелых групп хорошо понимают, что в своей основе механизмы формирования зависимости от алкоголя принципиально не отличаются от формирования других видов зависимости, и участники таких групп готовы помогать другим зависимым, делиться с ними своим опытом. Разумеется, многолетний опыт выздоровления алкоголиков в группах АА является просто бесценным и для наркоманов. Хотя движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы» существуют независимо друг от друга, обмен опытом выздоровления между их участниками является одним из мощнейших ресурсов выздоровления в каждом из движений. То же относится и к группам самопомощи родственников алкоголиков и наркоманов. Это тем более справедливо для России и бывших советских республик, где группы АН (и, соответственно, группы родственников наркоманов «Нар-Анон») стали появляться относительно недавно и пока еще в основном в самых крупных городах. Для большинства же регионов России их опыт все еще остается недоступным, и там наркоманам и их родственникам просто необходимо использовать уже имеющийся опыт работы групп АА и «Ал-Анон» (родственников алкоголиков). Ниже приводятся сводные контактные данные основных активно действующих и развивающихся сообществ взаимопомощи, работающих по Программе «12 шагов». У каждого из них есть свой сайт (а у некоторых — и не один), на котором можно найти описание целей и задач данного сообщества, основную литературу, а главное — адреса и расписание групп, в том числе, и виртуальных, которые работают в интернете online:

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

И, наконец, третьим этапом профилактики является правильное лечение. Многие специалисты говорят, что «хорошее лечение — самая лучшая профилактика». Почему это так? А вот почему. Когда все проблемы вполне созрели, отчетливо видны, и люди вынуждены (даже если и не по своей воле) обращаться за помощью и лечением, тогда именно это лечение будет профилактикой дальнейшего разрушения здоровья наркомана и окружающих его людей. Это профилактика смерти. Если же действительно эффективного лечения нет или оно практически недоступно (именно такова сейчас в целом ситуация в нашей стране), то все предшествующие усилия могут оказаться бесплодными. А что такое хорошее лечение? Это лечение не ограничивается «вытаскиванием утопших». Необходимо предупредить «возвращение в исходное положение», предупредить срыв, сводящий на нет все усилия. И мы вновь возвращаемся к стратегиям первичной профилактики, тактически разработанным применительно к людям, вышедшим из ада, из объятий смерти, пережившим множество кризисов. Профилактика срыва, работа с такими людьми и их близкими предъявляет высокие требования к тем, кто оказывают помощь: они должны владеть специальными знаниями природы срыва и обладать личностной зрелостью. Итак, не надо отчаиваться. Каким бы трудным ни казалось Ваше положение, выход есть! Мы надеемся, что наша книжка поможет Вам найти этот выход. Подытожим то, о чем мы говорили с Вами в этой книге: И такие усилия, а еще — терпение, время и решимость необходимы в любом случае. Тем, кто хотят преодолевать проблемы, связанные с наркотиками, предстоит нелегкий и долгий труд. Если он Вас не пугает, то — за работу! И Бог, мы уверены, Вам в этом поможет. Приложение 1. Рекомендуемая литература КНИГИ: «Анонимные Алкоголики» . Изд. Alcoholics Anonimous WorldServise, Inc., Нью-Йорк, 1989. Книга об основных принципах и истории АА, написанная основоположниками движения. «Анонимные Наркоманы» . Изд. Narcotics Anonymous World Services, Inc., 2001. Новый перевод основного текста движения АН. «Двенадцать шагов и двенадцать традиций». Изд. Alcoholics Anonimous WorldService, Inc., Нью-Йорк, 1989.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Комплексность состоит еще и в том, что для такой работы необходимо огромное число обученных специалистов с целевой подготовкой, имеющих по сути дела новую специальность, еще никому не известную, в общих чертах предполагающую консультирование (по разным направлениям) в вопросах химических зависимостей. Подготовка и серьезное обучение таких сотрудников – еще одна часть миннесотской модели. Другой важный содержательный элемент этой модели – то, что она предполагает духовный подход. Специалистам, готовящимся здесь работать, рассказывают о Программе АА, о природе болезни, о путях выздоровления. Вся эта деятельность, во всем ее многообразии, составляет единство. Именно это единство дает миннесотской модели возможность развиваться и решать проблемы на государственном уровне. На основе двенадцатишаговой программы АА была также разработана Программа для Анонимных Наркоманов (АН), имеющая общие с АА принципы и традиции. Сегодня АН – одно из самых известных и мощных движений помощи наркоманам во всем мире. В последнее время большой проблемой общества стала еще одна из социальных зависимостей – пристрастие к азартным играм. Так появились группы Анонимных Игроков, работающие по тем же двенадцати шагам. Алкоголизм и наркомания (как и любая зависимость) – семейные болезни, потому что если болен кто-либо в семье, начинает страдать и ближайшее окружение. Родственники, вынужденные жить бедами и проблемами другого человека, приобретают различные невротические реакции и состояния, то есть сами становятся больными, созависимыми людьми. Нередко они уже не могут судить о степени серьезности своих психологических и духовных проблем. Эти люди нуждаются в профессиональной помощи не менее чем сами алкоголики и наркоманы. Такую помощь они могут получить в возникших параллельно Содружеству АА специальных группах самопомощи для созависимых родственников алкоголиков – Ал-Анон(е), и для созависимых взрослых, детей из семей алкоголиков – Ал-Атин(е). Для родственников и детей наркоманов это соответственно – Нар-Анон и Нар-Атин. В основе их работы – те же двенадцать шагов, которые родственникам химически зависимых людей необходимо проработать самостоятельно. Работа в группе (не исключая так же, как и в АА, возможности индивидуальных консультаций) позволит увидеть себя и друг друга со стороны, представить проблемы каждого во взаимосвязи; участники группы смогут обсудить и попытаться решить их сообща в присутствии объективной третьей стороны.

http://azbyka.ru/zdorovie/strast-greh-il...

А масштабы пьянства громадные. И поэтому оно очень опасно. Ответы других респондентов приведены в Приложении I. — Однако этот вопрос второстепенный, — проговорил отец Павел, внимательно глядя на собеседниц. — Какая разница, спиваются люди или умирают от наркотиков? И то и другое — беда. Но для нас троих самое главное то, как мы можем помочь друг другу. — А мне-то зачем помогать? — удивилась Надежда Семеновна. — Вы только что признали, что больны. И в этом нет вашей вины. Те, кто живут с алкоголиком или наркоманом, не только страдают, но, в конце концов, и сами начинают болеть. Эта болезнь называется созависимость. Я познакомлю вас, если хотите, с моей женой, она активный участник групп Ал-Анона. — Ал-Анона? — Да. Это Сообщество, которое объединяет родственников и друзей алкоголиков. Ал-Анон в переводе с английского — алкоголики анонимные, а АА — анонимные алкоголики. То есть Ал-Анон является зеркальным отображением АА. Это как две стороны одной медали, потому что алкоголизм, как и наркомания — болезнь семейная: страдает ли один член — страдают с ним все члены ( 1 Кор. 12, 26 ). — А это не секта? — Надежда Семеновна хоть и старалась вести себя как можно почтительнее, но чтото ее настораживало. — Нет, — отец Павел улыбнулся. — Не волнуйтесь, это не секта. Многие архиереи и священники одобряют деятельность групп Анонимных Алкоголиков и Наркоманов и групп для их родственников. Как раз сегодня при нашем храме будет собрание такой группы. В семь вечера. Туда придет и моя жена. — А какой же родственник у нее болен этим грехом? — удивилась Надежда Семеновна. — Мама! Замолчи, пожалуйста, — крикнула Катя. — Это вы у нее сами можете спросить, — спокойно сказал священник. — Вот вам с Катей задание: Кате ходить каждый день. Каждый день! — повторил он внушительно, — на собрания АА и АН, а вам — в Ал-Анон, раз в неделю. Катя сама все расскажет, она уже немало знает об этом движении. И жду вас обеих в храме, приходите ко мне на исповедь или на беседу. Буду рад помочь, чем смогу. Беседа пятая Прошло еще два или три месяца.

http://azbyka.ru/zdorovie/sladkij-plod-g...

Но даже такой сложный и трудоемкий метод, как групповая дискуссионная психотерапия (примечани - в частности, те же " 12 шагов " ), не дает возможности добиться глубоких изменений в духовной сфере пациента, без которых во многих случаях невозможен его полный отказ от употребления ПАВ. Должны произойти кардинальные сдвиги в мировоззренческих позициях больного, в характере его взаимодействия с партнерами по употреблению ПАВ и другими лицами, в представлениях о нормах поведения, которых он должен придерживаться. " Цитата: если выбрать правильную тактику лечения, можно достигнуть стойкой ремиссии, это азы медицины. Вот именно, что ПРАВИЛЬНУЮ. Группы " Анонимные Алкоголики " или " Анонимные Наркоманы " в России доказали свою слабую эффективность. Об этом писали в своих анализирующих современную наркологическую ситуацию работах вышеупомянутые академик Дмитриева и профессор Игонин: 1. Т.Б.Дмитриева - д.м.н., профессор, академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, г. Москва: " Существует вариант сочетания реабилитационных мероприятий с работой Общества анонимных алкоголиков и наркоманов (Миннесотская и некоторые другие модели работы с наркологическими больными). Следует, однако, отметить, что движение анонимных алкоголиков и наркоманов внедряется в России с большим трудом. Вероятно, это связано с пока еще относительно небольшим числом истинно верующих людей в нашей стране. Кроме того, нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви). " Источник: журнал " Наркология " , 2006 год. 2. В совместной работе Андрея Леонидовича Игонина и Татьяны Борисовны Дмитриевой (журнал " Наркология " , 2006 г.) они более детально разбирают данную позицию:

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

С точки зрения психологической работы с зависимостью данный период является, пожалуй, критическим. Если страдающему зависимостью удается благополучно преодолеть проблемы, связанные с социальной смертью, и начать адаптироваться к жизни в нормальной реальности, то прогноз на дальнейшее весьма благоприятен. Для помощи в решении первой задачи можно весьма эффективно использовать групповую психотерапевтическую работу. На этом этапе участие в терапевтической группе для таких больных, пожалуй, важнее, чем индивидуальные встречи с психотерапевтом. В этой связи уместно сказать несколько слов о получающих все большее распространение группах так называемых анонимных наркоманов. Создаются и функционируют они по " образу и подобию " , так сказать, старшего брата - приобретшего уже всемирный размах движения Анонимных Алкоголиков (АА). При нормальном протекании процесса реабилитации достаточно двух встреч в неделю. Вместе с тем, чтобы свести к минимуму возможность срыва, требуется постоянно занимать время страждущего какой-либо деятельностью. В идеале - нужно лишить его физической возможности " уходить в себя " и заниматься самокопанием. Не имеет значения конкретный вид такой деятельности. Принципиально важны лишь два условия, которые обязательно необходимо соблюсти. Она должна быть осмысленной и цели ее должны быть ясны реабилитируемому и разделяться им. Такими же принципами следует руководствоваться при устройстве на работу. Само по себе это крайне полезно и в смысле заполнения времени и в смысле социализации и жизненного обустройства. Однако упаси Бог зависимому человеку попасть в учреждение, в котором рабочий день состоит из перерывов между перекурами (а таких мест, по крайней мере в Москве, сохранилось достаточно вопреки рассуждениям наших доморощенных капиталистов о том, что традиции советских НИИ в современных конторах давно изжиты). В этом случае он получает право на узаконенное безделье, которое, как показывает практика, способно довести до полной деградации и самого здорового человека, причем в кратчайшие сроки! Что уж говорить про страдающего зависимостью. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, чем закончится для него такая " работа " . Кстати сказать, все-таки есть одна сфера человеческой деятельности, категорически противопоказанная на данном этапе лечения. Это оказание в той или иной форме помощи другим зависимым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Мы не знаем будущего мира, даже собственного будущего; Арнольд Тойнби хорошо написал об этом, что «он лишь живой обломок кораблекрушения в бурном потоке времени, отдавая себе отчет в том, что его неустойчивое и фрагментарное видение происходящих событий не более чем карикатура на историко-топографическую карту. Лишь Бог знает истинную картину. Наши индивидуальные человеческие суждения — это стрельба наугад» . Но здесь и сейчас каждый из нас делает свой выбор, который определяет не только нашу судьбу, но и судьбу всего мира. Клайв Льюис прямо пишет о том, что даже в антихристианском мире, и особенно в нем, подлинного себя человек может обрести только во Христе: «Отдайте себя — и вы обретете себя. Будете искать “себя” — и вашим уделом станут лишь ненависть, одиночество, отчаяние, гнев и гибель. Но если вы будете искать Христа, то найдете Его, и “все остальное приложится вам”» . Его слова также актуальны и сегодня. Интересно отметить, как мысли английских христианских писателей начала и первой половины XX века перекликаются на глубинном уровне с рассуждениями одного из наиболее харизматичных деятелей движения «Анонимных Алкоголиков» второй половины этого столетия Чарльза Чемберлейна, самого о себе говорившего, что его вряд ли можно назвать христианином, и вряд ли имевшим представление об английской литературе, но жившим последние 30 лет своей жизни так, как будто он всегда предстоит перед Богом. Название его получившей известность книге «Новые очки» дали слова одного католического священника-иезуита, о котором Чарльз Чемберлейн вспоминал так: «Он сказал мне однажды: “Чак, твоим крестом был алкоголизм, а моим — слабость веры. Я выучил всё, что было нужно, и был посвящён в духовный сан, но при этом ни во что не верил”. Восемнадцать лет он изучал все эти дела, в духовный сан его посвятили, а он ни во что не верит. И он сказал мне: “Я стал верить, когда увидел, что происходит со всеми вами в сообществе Анонимных Алкоголиков”. И он сказал: “Иногда я верю, что Рай — это всего лишь новые очки”. Я думаю, что это одно из самых мудрых высказываний, которое мне когда-либо довелось услышать» . Ч. Чемберлейн убедительно показывает, что большинство проблем находится внутри человека: «…сегодня я сижу в том же кресле, в котором я просидел десять лет, как в Аду. В этом же кресле я уже двадцать девять лет сижу, как в Раю. С креслом ничего не произошло. Ничего не произошло с моей женой. Ничего не произошло с моими детьми. Но что-то произошло со мной, доказывая, что Рай всегда был в этом кресле. С креслом ничего не случилось, я по-прежнему сижу в нём, и я в Раю. Вот почему в словах Большой Книги так много позитива. Полностью освободиться от себя — там сказано, отринув всё. И препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу» .

http://bogoslov.ru/article/5834062

— Как помогают зависимым и созависимым при Даниловом монастыре? — Православная программа «Метанойя» при монастыре — профилактическая. Один раз мы встречаемся на территории, и один раз в неделю в наркологическом диспансере. У нас две группы — для анонимных алкоголиков и для родственников. Это светское содружество помощи, основанное на знаменитых 12 шагах, но при этом духовно ориентированное. По сути оно христианское, но существует для всех, в том числе для неверующих и представителей других религий. Задача — помощь себе и друг другу. — Когда вы начинали работу, какие у вас были иллюзии о созависимости? — Я долгое время не мог понять, что это за проблема. В отличие от алкоголизма или наркомании, это — поведенческое расстройство, а там много абстрактного, расплывчатого. И у меня было много негодования в начале, я думал, это какой-то выдуманный термин.  Мне помогло обучение в школе консультантов «Старый свет». Однажды я услышал, как два консультанта в области зависимости: выздоравливающий наркоман и созависимая женщина совместно читали лекцию об этапах болезни. Меня поразило, что зависимость/созависимость развивалась у обоих практически одинаково. Только один человек принимал наркотики, а другой нет. Например, так же, как у алкоголика возникает непреодолимое желание выпить, точно так же у созависимого возникает непреодолимое желание контролировать своего пьющего родственника. В аддиктологии и психологии считается, что созависимость - более тяжелое и трудноизлечимое заболевание. В нем не видны те проявления, что есть у алкоголика и наркомана. — Какие именно? — У зависимого главное — рюмочка или наркотик. Многое завязано на так называемом срыве. А у созависимого человека может быть истерическая выходка как срыв. Ну и что? Мало ли кто кричит и почему. Так что здесь гораздо сложнее все. Здесь налили, там пожалели, тут поругали — Один из признаков заболевания — повышение толерантности к спиртному. На начальном этапе алкоголик может выпить 3-4 бутылки за ночь. Созависимый человек может так же скандалить, часами. И после этого бодро бежать на работу, проскандалив всю ночь с супругом. Потом алкоголик пьянеет даже от небольшого количества спиртного, а созависимый теряет энергию от небольшого скандала. Достаточно всплеска — и человек не в состоянии выйти на работу. Такие люди становятся инвалидами, как и алкоголики. Я на определенном этапе, поскандалив с мамой, просто валился на кровать. Третья стадия алкоголизма равна третьей стадии созависимости.

http://pravmir.ru/ruki-proch-ot-alkogoli...

В Синодальном отделе обсудили организацию приходской помощи алкоголикам и наркоманам Москва, 2 марта 2011 г. 28 февраля в Синодальном отделе прошел семинар по организации приходских программ оказания помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Семинар был призван помочь благочиниям Москвы в реализации соответствующего поручения Патриарха Кирилла. В центре внимания оказалось отношение участников семинара к программе «12 шагов». Ее обсуждение привело к неожиданностям, сообщает Диакония.Ру. Программа «12 шагов» - всемирно известная программа реабилитации зависимых людей, которая применяется в группах анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов. Несмотря на то, что еще в 1990-е годы создание таких групп при храмах получило благословление священноначалия, некоторые православные до сих пор относятся к этой программе отрицательно, основываясь на том, что она имеет внеконфессиональный характер. Известными критиками «12 шагов» были духовник общины трезвости при храме в Ромашково протоиерей Алексий Бабурин и нынешний настоятель храма, врач высшей категории протоиерей Валентин Жохов.   Однако в ходе семинара выяснилось, что отец Валентин изменил свое отношение. После семинара протоиерей Валентин Жохов объяснил сайту diaconia.ru, почему теперь он не выступает против обществ анонимных алкоголиков: «Чтобы понять, как выразить нашу работу по организации семейных клубов трезвости на научном языке, я обратился к социальной психологии. Оказалось, что это малые социальные группы, адаптирующиеся к трезвому образу жизни. Поэтому все формы групповой работы с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, имеют что-то общее. У анонимных алкоголиков тоже небольшие группы. Разница есть – у нас диалогический подход, там, наверное, в большей степени выражен монолог. Так разные формы помощи возможны. Мне казалось и продолжает казаться, что в группах анонимных алкоголиков не хватает духовного компонента. Но все имеет свои изъяны», - заключил отец Валентин. Одним из первых предоставил помещение для групп анонимных алкоголиков Свято-Данилов монастырь. Насельник монастыря игумен Иона (Займовский) занимается помощью зависимым людям 11 лет и считает программу «12 шагов» наиболее эффективной. Сегодня на территории монастыря в разное время собираются две группы анонимных алкоголиков. Некоторые из них стали прихожанами Свято-Данилова монастыря, окормляются у отца Ионы, кто-то ходит в другие храмы. Они готовы делиться своим опытом с православной общественностью, участвовать в круглых столах, приглашают священнослужителей и мирян на открытые собрания. Также уже 5 лет при монастыре работает православная программа помощи зависимым «Метанойя».

http://pravoslavie.ru/45065.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010