Начиная с 90-х годов традиция трезвеннического движения возрождается в Русской Православной Церкви: на территории 24 епархий России, Украины, Белоруссии и Казахстана действует более 50 обществ (братств, общин, школ) трезвости. 2. Движение «Анонимных алкоголиков» Наиболее известным и распространенным вариантом групповой работы с больными алкоголизмом является деятельность сообщества «Анонимных алкоголиков» (АА). Основой реабилитации в группах взаимопомощи «АА» является программа «12 шагов». Методология сводится к трем основным компонентам: – обращению к религиозным чувствам своих членов; – взаимодействию пациентов в группе; – созданию особой антиалкогольной социальной среды. Реабилитация строится на основе «шагов», среди которых: признание себя бессильным, обращение за помощью к Высшей Силе, анализ собственной жизни, признание ошибок, возмещение ущерба и исправление ошибок, помощь другим алкоголикам. По некоторым оценкам, сегодня в мире насчитывается несколько десятков миллионов членов «АА». Многие источники называют эту методику самой успешной, однако достоверных данных ее эффективности отыскать не удалось. К каждому члену группы прикрепляется так называемый «спонсор» (наставник), который помогает новоначальному советами, следит за его состоянием, подбадривает, делится опытом и знаниями, помогает пережить срыв. Датой рождения движения принято считать 1935 год, а основателями – бизнесмена Вильяма Гриффита Вилсона и врача-хирурга Роберта Хальбрука Смита. Именно встреча Билла и Боба 11-12 мая 1935 года считается первым в истории собранием «Анонимных алкоголиков». 3. Сообщество «Союз Креста» (Германия) Католическое сообщество «Союз Креста», существующее более 100 лет, – это общество непрофессиональной взаимопомощи зависимых от ПАВ, в том числе и алкоголя. Лидер, ведущий группы – фигура выборная, одна из основных его задач – следить затем, чтобы группа не выходила за пределы взаимопомощи, то есть не пыталась лечить участника или проводить терапию. Цель групп сообщества – «помочь человеку, научив его помогать себе самому». Ключевыми для участников являются понятия «зрелость» и «выздоровление», достичь которых можно через беседу и обмен опытом. «Если говорить более конкретно, участники группы предлагают друг другу личное общение, сочувствие, понимание и принятие, дают нужную информацию, помогают выйти из изоляции, обрести более адекватный взгляд на трудные ситуации и развивать новые перспективы в жизни» .

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

Прежде чем выбрать тот или иной метод реабилитации наркозависимых, реабилитологи познакомились с уже имевшимися методами. Основным методом реабилитации в 90-х годах XX столетия был протестантский метод «Анонимных Наркоманов», предусматривавший 12 этапов, или шагов, реабилитации. Идеология Анонимных Наркоманов не приводит человека к Богу, не вселяет в него веру в исцеление. В 12-ти шагах они так и остаются на всю жизнь наркоманами. Шаг первый: «Мы признали свое бессилие перед наркотиком (алкоголем), признали, что мы потеряли контроль над собой». Мало признать свое бессилие и потерю контроля над собой. Главное – осознать свою греховность перед Богом, перед людьми и понять, что «без Бога – не до порога». Надо понять, что ты жил без Бога, вопреки Богу, не выполнял ни одной заповеди Божией. Ты – творение Божие – стер своего Творца в своей душе» 41 . Шаг второй: «Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие» 42 . Но что это за «сила» более могущественная, чем мы? Может быть, это сила гравитации или сила другого человека? Здесь нет Бога, наоборот, «12 шагов» утверждают: «АА (АН) не требуют, чтобы вы были верующими». Так что же это за сила, если не Божественная? Оказывается: важно быть непредвзятым, т.е. не быть зацикленным, например, на идее Бога. Будь непредвзятым, ведь «имеется множество путей, ведущих к вере». Но к какой вере? Может быть, к вере в себя? Но у Анонимных Наркоманов (Алкоголиков) есть «заменитель Высшей Силы». И заменитель этот сама организация АА(АН)! Оказывается, если у тебя и была вера, но утрачена, то ты вновь обрел ее в АА (АН)! 43 АА (АН) не дает Бога, не приводит к Богу, а только упоминает о Боге, а нередко на место Бога ставит именно себя. «Ты можешь тоже, если тебе так хочется, считать АА(АН) «Высшей Силой» 44 . «В поисках веры члены АА (АН) идут самыми разными путями. Если тебе не по душе предложенный мною путь, ты наверняка найдешь свой собственный» 45 . В АА (АН) панибратское отношение к Богу: «Второй Шаг является отправной точкой для всех нас. Агностики, атеисты и бывшие верующие, мы можем совершить этот шаг вместе. Подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести нас к вере, и каждое собрание АА (АН) есть гарантия того, что Бог вернет нам здравомыслие, если мы найдем правильный способ общения с Ним».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Фото: Getty Images «Как тебя кормят в лагере?» — единственный вопрос родителей. Начальник смены — анонимно и честно о детях Одиночество, цинизм и последствия гиперопеки 29 июля, 2022 Одиночество, цинизм и последствия гиперопеки Фото: Getty Images В летний лагерь папа приехал к девочке с новой женой, а мальчика навестили мама и две бабушки. Дети пытаются показать свою крутость, отстаивают право на хамство и стеб и не могут сделать выбор между чаем и компотом. От чего они страдают, в чем с ними легче, а в чем сложнее — «Правмиру» анонимно рассказал начальник смены одного из подмосковных лагерей. Одно из моих образований — психологическое, и на посту начальника лагеря я не могу взять и выключить в себе психолога. И самое тяжелое в моей работе — не недосып, не ответственность, не физическая нагрузка, а встречи с травмированными детьми и их родителями. Ошибочно думать, что глубоко травмированы только дети зависимых родителей или сироты. Мне приходилось видеть компенсированных детей отцов-алкоголиков (то есть «переживших» эту травму) и раненых детей из семей, считающихся благополучными. Детей разведенных родителей обычно видно Современные дети, как и их ровесники из 90-х, тяжело переживают разводы. У меня была 13-летняя девочка, которая испытывала неприязнь и даже ненависть к другим своим ровесницам. Но не всем, а красивым, эффектным, с длинными ногами и высокой грудью. Можно было бы усмотреть в этом зависть, конечно. Но я понимала, что причина тут, скорей всего, другая. В родительский день к девочке приехал папа, и я поняла причину. Рядом с папой стояла молодая красивая женщина. Мужчине не хватило чуткости и такта не брать в лагерь к дочери свою новую жену. Она демонстрировала дружелюбие, мужчина старался быть непринужденным и веселым, и это напоминало плохой спектакль, где третий игрок не принимал реплики других участников сцены. Девочка была насупившаяся, угрюмая, пробовала огрызаться. Она с облегчением вздохнула, когда встреча закончилась, позволила обнять себя, но не обняла папу сама.

http://pravmir.ru/kak-tebya-kormyat-v-la...

«Мы уже около 30 лет занимаемся практикой, помогаем людям справиться с зависимостью, нащупываем оптимальные пути. Но нам необходим хорошо проработанный богословский фундамент, нужна продуманность и ясность, например, в вопросе о соотношении греха, болезни и воли человека. Нужно серьезное осмысление самих этих и многих других категорий, прежде всего – в контексте работы с зависимостью», -- сказал он. И привел красноречивый пример, свидетельствующий о том, как изменилось понимание «болезни»: целостное осмысление этого понятия с духовных позиций, заложенное еще в дореволюционные годы Сеченовым, Бехтеревым и другими учеными, было упразднено советской медициной, которая уже многие десятилетия преподается как «техническая дисциплина» (какими методами лечить тот или иной недуг). Этот подход преобладает и в отношении зависимости: практикуются медикаментозные способы ее лечения, которые сами по себе не дают и не могут дать положительного результата. В то же время рядом реабилитационных центров накоплен богатый опыт практического применения разного рода программ, в том числе – использования 12-шаговых движений взаимопомощи («Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Созависимые», «Ал-Анон» и других), который нуждается в богословском и теоретическом осмыслении. Игумен Иона (Займовский), психолог, куратор программы православной помощи зависимым людям «Метанойя» в Даниловом монастыре, автор книг и статей по теме зависимости, много лет применяет методы групп самопомощи. Он не идеализирует эти методы, наблюдает разные «перекосы» в их использовании, особенно в случае групп нехимических зависимостей (сексоголики, игроманы и т.д.), и во многом понимает их критиков. Вместе с тем, о. Иона говорит: «Я считаю, что лучше (в исцелении от зависимости – ред.) человечество еще не придумало. Другого ответа на зависимость, кроме групп самопомощи, нет». Важно, что 12-шаговые программы «пронизаны евангельским благовестием», убежден о. Иона, и у церквей нет причин отторгать эти программы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— И тогда ещё одно мнение, распространённое среди христиан, прежде всего, священников, — что помочь выйти из депрессии может милосердие, оказание помощи другим людям. — Несомненно! Вот это может быть самый золотой, самый сильный психотерапевтический принцип, единственный, который работает, — ты упомянул священников, я упомяну опыт психологов, работающих с горем. Горе – явление, можно сказать, равносильное депрессии. И нет сильнее горя, чем смерть твоего ребенка , это противоестественно и это — самое тяжелое, что может выпасть на долю человека. И ни одно из стандартных утешений: «Бог взял, Бог дал», «А он теперь в раю», «Жизнь продолжается» — весь этот традиционный набор штампов-утешений — не работает. Работает только одно: помощь другому, которому или так же, или хуже. Поэтому с теми, кто приходит ко мне с тяжелым горем, я продумываю возможность – кому вы можете помочь? Делание добра – это универсальный целительный фактор . И еще хорошо, если депрессивные пациенты будут, выходя из самозамкнутости, объединяться друг с другом, может даже, взаимно помогать друг другу. Сейчас существуют анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Мне бы очень понравилось движение «анонимные депрессивные» — группа самоподдержки как форма групповой помощи друг другу. Я был бы рад, если бы такое возникло про каком-нибудь из приходов, который активно бы занялся прицельной помощью душевно-страдающим людям. — А что можно сказать о медикаментозной самопомощи? Чтобы унять собственную боль, существует прекрасный растительный антидепрессант на основе зверобоя, который выпускается у нас под смешным названием «Негрустин». Я встречал случаи, когда он сопоставим с химически-синтезированным антидепрессантом. Это не пустышка, каких сейчас развелось много. — Некоторые лечатся Новопасситом. — Новопассит применяется при тревожных расстройствах, это более успокоительный препарат. В заключение — о рабах и хозяевах жизни… — И тогда последний вопрос, чтобы нам завершить нашу серьезную беседу на более радостной ноте. Тяжелые депрессии встречаются, наверное, не настолько часто, но гораздо чаще встречается состояние, когда человек жалуется, что в его жизни нет радости, все скучно и серо. Что можно посоветовать такому человеку?

http://pravmir.ru/psixoterapevt-sergej-b...

Несколько иные (хотя тоже, несомненно, связанные с покаянием) аспекты работы Программы «12 Шагов» выражены в трех следующих фразах, своеобразном «фольклоре» движения АА: Здесь подчеркивается первостепенная важность веры (и не только веры в Бога, но и доверия Ему), необходимость усердной самостоятельной работы по «расчистке места» в своей душе для принятия этой веры и, наконец, выделяется служение как неотъемлемый элемент собственного духовного роста. Движение «Анонимные Алкоголики», а вслед за ним и все другие Содружества 12-шаговых групп — «Анонимные Наркоманы», «Ал-Анон» (родственники алкоголиков) и «Наранон» (родственники наркоманов), «Анонимные игроки» и их родственники и многие другие широко распространились по всему миру. В настоящее время число групп «Анонимных Алкоголиков» превышает 130 000 (более чем в двухстах странах мира), а их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4000 групп. Примерно теми же цифрами характеризуется массовость других движений, и число их участников по всему свету постоянно растет. В общей сложности уже несколько миллионов людей, многие из которых потеряли все, людей, покинутых близкими и обществом, благодаря АА и АН вернулись к полноценной жизни, обретя осмысленную и счастливую трезвость, которая выражается не только в отказе от любых наркотических веществ и алкоголя, но прежде всего в новом (в широком смысле — трезвом) взгляде на мир, людей, себя, свои отношения с Богом. Для очень многих Программа «12 Шагов» стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы — не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или, иначе говоря, не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истинной соборности. Со временем Программа «12 Шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали источником новой жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего — это группы, объединяющие родственников алкоголиков. Движение, включающее в себя эти группы, получило название «Ал-Анон», а группы родственников наркоманов — «Нар-Анон» (не путать с упоминавшимся выше «Наркононом», который представляет собой отделение религиозной секты сайентологов). Возникли также группы для подростков («Алатин») и детей («Алатот») из алкогольных семей.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Закрыть Анонимные Алкоголики: конечно, это - секта! Часть 2 17.04.2008 9478 Время на чтение 15 минут Часть 1 8. Исключительность (единственный путь ко спасению). В " писаниях " АА нет прямых упоминаний о загробной жизни, зато имеются рассуждения о высшем состоянии бытия, наподобие рая или нирваны - спокойствии. Спокойствие достигается старательной проработкой шагов, которая ведет к духовному пробуждению, невыразимо прекрасному, вдохновенному опыту религиозного преображения. Спокойствие - это состояние личного спасения верой, оно есть высочайший уровень достижения в пошаговом мирке. От спокойствия идет все доброе: добрые дела, добрые чувства, да и вообще добродетель как таковая. Словом, спокойствие священно; оно возвышается над религиозным опытом традиционных иерархических религий. Общая установка сообщества " Анонимных алкоголиков " по отношению к традиционным религиям есть снобистская сдержанность, еще раз отражающая глубокие, неотъемлемые противоречия, которыми пронизано АА. 9. Самопогруженность (главной является секта как таковая). Свод практических знаний и рекомендаций АА наполнен всевозможными запретительными нормами, исполняя которые человек сможет посвятить всю свою жизнь проявлениях исключительно секте. Никто не способен воздерживаться от спиртного или избавиться от отчаяния самостоятельно, единственный благодетель - это АА или бог, а единственно правильное отношение - это благодарность. Книга " Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций " формулирует Первую традицию так: " Наше общее благополучие должно стоять на первом месте " . АА преподносит себя как нечто, жизненно необходимое: " ...без АА мы все погибнем " . Какая бы то ни было критика программы или организации АА считается ересью, опасной для жизни членов АА всегда и везде, и ее нужно пресекать лозунгами или предостережениями. Членами АА становятся навечно, прорабатывая шаги самостоятельно и посещая [собрания] как некие слагаемые методичного духовного роста. 12-ти шаговые встречи сфокусированы на философских рассуждениях невысокого уровня, а в книжные магазины поступает неиссякаемый поток все новых и новых книг по излечению с помощью 12 шагов, многие из которых опубликованы Центром

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/17/...

«Нам нужно поговорить»: вечер испорчен? Как строить диалог, чтобы услышать друг друга» Каждому из нас важно, когда нас слушают и слышат. И важно делиться чем-то кроме буднично-хозяйственных вещей. Почему это не всегда получается у супругов? Рассказывает психолог Петр Дмитриевский. Посмотрите пять своих последних эсэмэсок супруге/супругу. «Купи картошки», «кто заберет ребенка с кружка», «ты опять поставила машину не туда». Кажется, сказка, которую любят рассказывать о чудесном знакомстве принца и принцессы, действительно закончилась словами «пирком да за свадебку». А дальше началась серая, будничная жизнь, не обещающая ничего хорошего. Каждому из нас важно, когда нас слушают и слышат. И важно делиться чем-то кроме буднично-хозяйственных вещей. Слушание помогает поддерживать друг друга, но что-то всегда не дает поговорить по душам: нехватка времени, детские крики, неумение выстроить беседу, страх оказаться смешным, страх, что тебя ранят… В серии встреч с психологом Петром Дмитриевским мы будем разбираться, как сделать так, чтобы тебя услышали, как не входить в «воду» конфликта и как вынырнуть из нее, если уже вошел. Петр Дмитриевский — психолог-консультант, гештальт-терапевт, руководитель Приходского молодежно-подросткового клуба храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. Ведет беседу Анна Ершова, петербургский журналист, редактор блога «Предание». «АА — Анонимные Алкоголики. Что это?» История возникновения сообщества, принципы работы, эффективность, а также разбор основных заблуждений и предубеждений про АА в лекции психолога, специалиста в области аддиктивного поведения Никиты Плащевского. Кто такие Анонимные Алкоголики? Мифы и реальность. Что это? Опасная заокеанская секта или самый эффективный на сегодняшний день способ обретения трезвости? История возникновения сообщества, его принципы работы и организации, его эффективность для выздоравливающих от химической зависимости, а также разбор основных заблуждений и предубеждений про АА. Лектор: Никита Плащевский, психолог медицинского центра «Бехтерев», специалист по химической зависимости и созависимости, актер кино, тренер и КМС по пауэрлифтингу. Музыка

http://blog.predanie.ru/article/audiokni...

Гораздо легче удалить младенца из утробы матери, чем память о нем из ее души. Опросы женщин, перенесших аборт, свидетельствуют, что у них после аборта появляется чувство облегчения. Но то, что чувствует женщина после аборта на самом глубоком психическом уровне, очень сильно отличается от ее ответов на вопросники. Даже когда женщина на рассудочном уровне относится к аборту, как к «единственному выходу из создавшегося положения» и сознанием своим оправдывает его — все это может сосуществовать с полным отрицанием аборта на уровне ее подсознания. Как бы она не бодрилась и не говорила себе, что «это необходимо» и «иного выхода нет» — аборт всегда вызывает у женщины глубокие переживания, чувства боли, стыда и невосполнимой утраты. Если поначалу и возникает чувство облегчения, то очень скоро на смену ему приходят противоположные чувства: чувство безотчетного страха, глубокого уныния и тоски, жгучее чувство вины, сопровождаемое переживанием стыда. Как следствие сего: бессонница, кошмарные сны; могут возникать сексуальные расстройства, распадаются браки, женщина начинает тянуться к алкоголю, наркотикам; как финал всего — к петле. Женщина — источник жизни. Когда она беременеет — что бы там не говорили ей «умные люди» о «скоплении клеток» или «комочке», какими бы доводами рассудка она сама себя не уговаривала — душа ее твердо знает (и в подсознании это четко отпечатано), что в ее теле растет ребенок. Если она изменяет своему призванию и принимает решение прервать эту зародившуюся и ней жизнь — это оскверняет основу основ ее женской природы. Она из источника жизни становится вместилищем смерти, вместо детородительницы делается детоубийцей. Такое надругательство над своей природой безнаказанно для нее пройти не может. В США женщины, пытавшиеся после аборта покончить с собой, стали занимать второе место по численности после алкоголиков. Это подтолкнуло здоровые национальные силы к созданию, параллельно с их трезвенническими Обществами «анонимных алкоголиков», подобных им Центров «анонимных самоубийц». Одна из женщин-директоров такого Центрав штате Огайо М. Ухтман свидетельствует:

http://azbyka.ru/zdorovie/slovo-o-aborta...

Если рассматривать смирение как способ ощущения радости от любви к окружающим, то эта черта характера станет неотъемлемой частью нашей жизни. В словарях смирение определяется как «кротость, покорность». Можно сказать, что смирение может вытеснить из человеческой души гнев, честолюбие и эгоизм. И тогда ложное «я» превратится в истинное. Смиренный человек удовлетворен самим собой. Он сознает собственную ценность и ценность окружающих. Успехи других людей доставляют ему радость. В западной культуре смирение – не самая популярная концепция, и тем не менее это очень важная и приносящая удовлетворение сторона любви. Но научиться смирению очень нелегко. Смирение – сердечное спокойствие, которое позволяет человеку отойти в сторону, чтобы подчеркнуть ценность другого. Неизвестный автор Один из ключевых принципов организации анонимных алкоголиков – анонимность. В этой организации нет иерархии – здесь все равны. Сюда приходят люди, ставшие рабами алкогольной зависимости, но которые совместными усилиями стараются избавиться от этого порока. Вы можете подумать, что Билл Уилсон, создавший организацию анонимных алкоголиков в 30-е годы ХХ века, был смиренным человеком. Да, это действительно так. Но до этого ему пришлось пройти большой путь. В книге «Меня зовут Билл» Сьюзен Чивер описывает борьбу Уилсона со своим стремлением выделиться. Спустя много лет после создания организации анонимных алкоголиков и разработки программы двенадцати шагов руководители Йельского университета сообщили Уилсону о своем желании присвоить ему почетную научную степень. Уилсону очень хотелось получить эту степень и добиться признания своих заслуг. Но к тому времени «он уже был достаточно тверд в своих принципах и понимал, что согласиться на получение звания будет неправильно» (3). Однажды этот человек написал, что принцип анонимности «напоминает нам о том, что мы всегда должны ставить принципы выше личности, что мы должны научиться истинному смирению». Он же говорил: «Руководствуясь духом анонимности, мы стараемся подавить естественное желание выделиться из общей среды» (4). Чивер пишет, что Уилсон «боролся со своими желаниями, стремясь обрести смирение» (5).

http://azbyka.ru/semya/ljubov-kak-obraz-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010