Сам я пришел в трезвенное движение в 2006 году. Захотелось делиться знаниями с другими людьми, в первую очередь, заниматься профилактической работой. Я тогда не думал о работе с зависимыми и с их родственниками. В 2006 г. формально в Москве было два общества — у отца Анатолия Берестова и в старом Косино. Реальное развитие в этом направлении началось в 2010-2012 году. Сейчас в Москве около 30 православных обществ трезвости, не считая групп анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов и 12-шаговых групп для родственников, которые тоже зачастую при храмах проводят свои встречи. Если их учитывать, получится около сотни. Поэтому сейчас есть, где найти помощь Я возглавляю Замоскворецкое общество трезвости. Фактически, это ассоциация из 25 общин: 12 общин в Москве, не только в Замоскворечье, и в других районах, 11 — в Московской области. Есть еще два общества, которые ведут представители нашего общества, но они находятся в других регионах. Помощь зависимым людям и их родственникам выстроена в три этапа. Первый этап — это беседа. Человек позвонил или же пришел, чтобы понять глубже личную проблему или проблему в семье. Затем мы предлагаем второй этап — курс занятий «Школа трезвости». Там мы даем знания, что такое зависимость, как она преодолевается, как избежать срывов. Также есть специальный курс для родственников, на котором мы говорим о методах помощи зависимым людям, об этапности этой помощи. Самый главный вопрос для родственников: как убедить зависимого обратиться за помощью. Если приходит человек, значит, проблема есть, если проблема есть, значит, надо ее решать. А для этого нужны знания, которые мы даем в рамках «Школы трезвости». Для начала на курсе мы говорим не только о человеческой помощи, но и о помощи Божией. Помощь Божья очень важна, ее нужно просить. Это не просто медицинская проблема — это страсть, за которой стоит бесовская сила. После краткого курса занятий мы переходит к третьему этапу и приглашаем людей посещать православные общины трезвости. Это общины, где люди не теорию изучают, а имеют возможность задать свои вопросы, услышать опыт других людей, кто и как подобные задачи в своей жизни решал. На собраниях православных общин обычно вместе собираются и зависимые люди, и родственники. Там же происходит молитва друг за друга. Обычно перед собранием читают акафист.

http://pravoslavie.ru/148186.html

— Какая роль отводится священнику в рамках этого принципа делегирования? Какая ответственность лежит на нем? — Священнику не надо взваливать всю ответственность за помощь страждущему на себя, можно ее разделить, делегировав часть полномочий специалистам. Именно это сказал мне один священник, который прошел наше обучение помощи химически зависимым и их родственникам. Такой курс читается в рамках переподготовки столичного духовенства. Этот батюшка поделился ощущением: у него как будто сняли груз с плеч, когда он осознал, что в его пастырскую задачу не входит лечение наркоманов и алкоголиков, которые обращаются к нему за помощью. Однако священник должен обладать хотя бы минимумом знаний о зависимостях и клинических особенностях психических состояний. Пастырю стоит научиться первичной диагностике: видеть, что перед ним не просто «перебравший вчера лишнего» человек, который, если его правильно настроить, может скорректировать свое поведение, а алкоголик, наркоман, созависимый. Конечно, священнику не нужно претендовать на точный и исчерпывающий анализ, его задача — распознать проблему, деликатно предположить: возможно, у вас такая-то трудность, возможно, вам нужна помощь такого-то специалиста. Лучше всего — не лишая своего прихожанина духовной помощи, передать его в надежные руки. Если на приходе есть группы самопомощи («Анонимные алкоголики» (АА), «Анонимные наркоманы» (АН), «Ал-Анон» (содружество родственников алкоголиков)), то с ними важно поддерживать хорошие рабочие отношения: знать, чем живет группа, каков ее дух и настрой. Если на приходе таких групп нет, священнику полезно обладать информацией о том, где такие группы собираются или по меньшей мере где об этом можно узнать. На курсах переподготовки для священнослужителей в Москве мы это обязательно обсуждаем, ведь такие специалисты, готовые сотрудничать с Церковью, есть. Главное — искать их, они обязательно найдутся. Например, не все знают, что в Ступино под Москвой есть Реабилитационный центр по наркологии «Остров» на 100 человек, москвичам там оказывают помощь бесплатно, а иногородним — за умеренную плату. Директор «Острова» — православный христианин, а пациентов окормляет священник.

http://pravoslavie.ru/120265.html

Ну вот, я собрался и уехал в реабилитационный центр. Там узнал, что есть, оказывается, Программа выздоровления. Конечно, первое время было очень тяжело, постоянно хотелось уехать. Шла перестройка организма. Не было сна. Физически было очень трудно. Чувства — просто на пределе. Как говорят в Программе, человек в это время как бы «без кожи». И я теперь хорошо понимаю, как это — быть «без кожи». Было сложно. Но я рад, что мне удалось все это претерпеть, и в конце концов я протрезвел и начал движение к выздоровлению. Понемногу стал разбираться, что со мной происходит, вообще узнал о своей болезни и о том, что с ней делать. Реабилитацию я до конца не прошел, не смог выполнить одно из ее условий — начать делать то, что страшно. А у меня до сих пор устроение такое, что мне жить страшно — этот страх, как я теперь понимаю, и приводил к употреблению. И когда мне говорят, что надо идти вперед, я при появлении трудностей всегда шагаю назад. И то, что мне просто страшно жить, сильно тормозит выздоровление. Временами нормально, конечно. Чем я трезвее, тем становится легче, но все равно наступают такие моменты, когда я понимаю, что вот тут я застрял: вперед идти не могу, не хочу, и не получается. А в центре одно из условий было: нужно идти вперед, брать на себя новую ответственность. Но я не смог. Вот и пришлось уехать. Уезжал тоже в страхе, понимал, что очень рискую. Но, слава Богу, срыва не произошло. Наверное, из-за того, что я был настроен начать совершенно другую жизнь. Того, что мне дали в реабилитационном центре, мне хватило надолго. Из центра я приехал уже не в Сибирь, а в Геленджик, куда переехала моя мама. Замечательный курортный город. Но групп взаимопомощи («Анонимных Алкоголиков» или «Анонимных Наркоманов») там не было. Ближайшую группу я нашел в Новороссийске. Какое-то время она меня очень хорошо поддерживала. Там же, на новороссийской группе, я нашел человека («спонсора», «наставника»), который меня повел дальше по Программе. Я начал серьезно заниматься своим выздоровлением. Посещал группы в Новороссийске, а параллельно попытался создать группы в Геленджике. Это был 2013-й год.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Впрочем, с помощью определенных медицинских мер возможно несколько облегчить страдания человека в этом зачастую действительно тяжелом состоянии. Беда, однако, в том, что нередко и самими наркоманами, и их родственниками, а иногда — даже и «специалистами» такое временное облегчение принимается за лечение. За это лечение платят огромные деньги, на него возлагают колоссальные надежды — но, увы, все оказывается тщетным. Комфортно пережив «ломку», наркоман очень скоро вновь возвращается к прежнему. Как правило, это происходит потому, что кроме физической у него сформирована и психическая зависимость от наркотика, то есть уже психологическая, душевная потребность в возвращении к состоянию наркотического опьянения. И это также проявление болезни. Но оно — совсем не то же самое, что дурная привычка. Это очень важно иметь в виду! Психическая зависимость отнюдь не привычка. В отличие от просто дурной привычки психическую зависимость невозможно преодолеть волевым усилием — так же, как и проявления физической зависимости. Зависимость отличается от привычки еще и тем, что у зависимого человека появляется потребность со временем увеличивать дозу наркотика для достижения того же результата (это называется возрастанием толерантности), а без наркотика он уже не может испытывать положительные эмоции. Психическую зависимость преодолеть гораздо труднее, чем справиться с физической «ломкой», которой, кстати, при многих формах наркомании может и вовсе не быть. Современной науке хорошо известно, что наркомания — заболевание хроническое, прогрессирующее и — неизлечимое. Неизлечимым оно названо не только потому, что, как мы уже отмечали, на сегодня медицина не знает средств ликвидировать особенности обмена веществ в организме наркомана. Неизлечима наркомания и в том смысле, что никакой человек не способен целиком избавиться от всех своих проблем: психологических, телесных и духовных. А ведь именно эти проблемы и являются причинами болезней, в том числе — и наркомании. Это хорошо знают в сообществах «Анонимные Наркоманы» (АН) или «Анонимные Алкоголики» (АА) (об этих сообществах речь пойдет ниже): люди, уже многие годы не употребляющие алкоголя или наркотиков, тем не менее, называют себя наркоманами или алкоголиками, часто прибавляя при этом «выздоравливающий». Кстати, такой человек намного эффективнее способен помочь другому наркоману или алкоголику, чем тот, кто считает себя «здоровым», попросту не видя или не желая видеть своих реальных проблем.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

«Журнал рационального выздоровления», 9, вып.5, май-июнь 1997 (The Journal of Rational Recovery, Volume 9, Issue 5, May-June, 1997); http://www.rusk.ru/st.php?idar=112693 : «Они ведут записи приема пациентов, не пряча папки с историями болезни (разве что в самых серьезных случаях), они тратят непомерное количество времени в психосоциальных «экспедициях» по отлову клиентов, интервьюируя их, собирая записи и наблюдения, которые «оценивают» и «доказывают» гипотетическую патологию. Навыки консультирования у этих людей не простираются дальше ограниченных в самих себе 12-ти шагах, а посему создать настоящие терапевтические взаимоотношения они не способны. Священник и врач Валентин Жохов, Душепопечительский центр «Дом Милосердия памяти прпмц Елизаветы Федоровны» при Никольском храме села Ромашкова Московской области: «Для движения АА всегда есть почва, на которой 12 традиций пускают свои корни. Это равнодушные к своей духовной жизни лица, которые могут именовать себя христианами и в то же время молиться анонимному богу Сообщества АА. Что же все-таки получается? Сухость или трезвость? Сухость как форма хронического психического страдания или трезвость как исцеление и духовная свобода через познание Истины (Ин. 8:32)? Опыт общения с анонимными алкоголиками города Берлина показывает, что, несмотря на десятилетия воздержания от пьянства, они все еще душевно и духовно нездоровы, т.е. весьма далеки от христианской добродетели трезвости; Протоиерей Алексий Бабурин, председатель Совета душепопечительского центра во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, село Ромашково, Московская область: «Нам предлагается особая духовная практика, обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая нас к некоемому «Сообществу», способствуя тем переменам в нас самих и в обществе, о которых мечтают наши «благодетели». Здесь нет уже места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и судьи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения Анонимному богу».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

- Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой - единственный способ выжить? - Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа. - Они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой. - Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам. - Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления? - Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Здесь поводятся тренинги, индивидуальные и групповые занятия, даются тестовые задания " на дом " - в свободное время пациент их выполняет, чтобы утром в группе опять их разобрать. Т.е. ведётся очень интересная напряжённая работа, где больному показывают, почему именно у него возникла эта болезнь зависимости, в силу каких обстоятельств и каких факторов риска, как ему из этой ситуации выходить, какими противорецедивными навыками он должен овладеть. Человеку дают возможность всё осознать, тем самым предоставляя такую защиту, чтобы он знал, как противостоять своему заболеванию, когда он выйдет в реальную жизнь. Во-первых, учат определять приступы обострения. Ведь зачастую обострение патологического влечения протекает маскировано. Т.е. зависимый не может сказать, что да, я хочу выпить, например, или уколоться. Нет. У него ухудшается настроение или появляются тревоги, или нарушается сон, или ему становится как-то безрадостно и невесело, или появляются какие-то сердечные боли - у каждого своё. Но мы обучаем всё это правильно понимать и вовремя обращаться к врачу. Придти к врачу после срыва - да, это здорово, врач ещё раз поможет. Но придти, пока ещё нет срыва, и сказать: " Вы знаете, у меня такое ощущение, что скоро будет обострение, " - вот это самое главное. Чтобы человек уже мог обходиться без психоактивных веществ, полагаясь на собственный опыт и полученные знания: где-то таблетку принял, где-то какое-то упражнение выполнил. Потом мы обязательно помогаем этим пациентам войти в группу анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, т.е. в те терапевтические сообщества, где объединяются выздоравливающие для помощи друг другу. При необходимости, как мы уже говорили, пациент переводится в загородный реабилитационный центр для более длительных программ. Когда необходимые вышеупомянутые этапы лечения пройдены, пациенты переходят под патронаж амбулаторной службы, где они наблюдаются врачами необходимое количество времени. - Абсолютно точно. Совершенно интересная вещь получается. Сначала пациенты пройдут все круги этой негосударственной карусели и, уже отчаявшиеся, абсолютно лишённые денег, приходят к нам.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

А.Простокишин: - Да, к сожалению многими предлагается просто трудотерапия, которая приводит, наверное, в никуда. Потому что надо понимать, что человек хоть и выздоравливающий, но заболевание-то хроническое, поэтому должен быть рядом всё время специалист-психолог, это раз... О.Бузик: - Обязательно. А.Простокишин: - Кроме того, это должен быть такой психолог, как, скажем, в системе анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов, его называют " тренер-помощник " или " спонсор " . Т.е. консультант, который будет вести и оберегать от тех возможных срывов, которые могут наступить. Он должен суметь вовремя подсказать, а пациент вовремя к нему обратиться, испытывая полное стопроцентное доверие к этому человеку. Время нашей передачи подходит к концу. Но Вы только что затронули ещё один важный момент по работе с созависимыми. Надо сказать, что в Московском научно-практическом центре наркологии проводится ещё и эта глобальнейшая работа. Дважды в неделю, да? О.Бузик: - Да. Более того, как только пациент поступает в приёмное отделение, там же висит объявление: пожалуйста, дорогие родственники, пока пациент находится здесь, пройдите за это время вот эти занятия по созависимости, чтобы Вы знали, как с ним общаться после того, как он начнёт выздоравливать, и после того, как он выпишется. Это абсолютно бесплатно для всех родственников больных, которые ложатся в наш центр. А.Простокишин: - И это очень важно. Потому что, если даже у зависимого человека всё будет удачно складываться и он перейдёт в разряд выздоравливающих, то, когда он вернётся домой и столкнётся с непониманием близких людей, это будет для него серьёзным поводом для очередного срыва. О.Бузик: - Абсолютно точно. А.Простокишин: - Олег Жанович, Вам придётся периодически посещать нашу передачу. Потому что Вам, как редактору журнала, и как, скажем так, субъекту совместной работы придётся ещё много и много говорить. Мы не успели сегодня подробно рассказать о первичной профилактике. О.Бузик: - Это особая большая тема. А.Простокишин:

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

Список литературы: 1. Аменицкий В.Е., Санникова Л.Г., Цетлин М.Г. Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: опыт калиниградских наркологов.//Журнал «Вопросы наркологии», 4, 1998 г., С. 58-63 2. Бабурин А. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода.//Журнал РАМН «Наркология», 2008 г, С. 88-94; электронный адрес размещения: http://www.caritashouse.ru/materials/2007/05.html 3. Берестов А., Каклюгин Н.В. Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д. Менделевича с соавторами «Осторожно - псевдонаркология»).//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6458.html 4. Валентик Ю.В. «Реабилитационные центры «Casa Famiglia Rosetta» для больных наркоманиями (20-летний опыт работы)»)//М., 2002 г. 5. Иванов В.П. Доклад на расширенном заседании Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Кризис и наркотики». Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/gnk_6674.html 6. Игонин А.Л. «Общество «Анонимных Алкоголиков» («Анонимных Наркоманов») и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)»//Журнал РАМН «Наркология» 2007 г.; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html 7. Каклюгин Н.В. «Реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных препаратов в условиях нерелигиозных терапевтических сообществ (ТС). Опыт Ассоциации ТС «МОНАР» на территории государств бывшего Советского Союза». В 3-х частях//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6661.html; http://www.narkotiki.ru/expert_6664.html и http://narkotiki.ru/expert_6668.html 8. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 1.//Журнал «Наркология», 2009 г., С. 92-104; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114104

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Транжиры Старому слову, которым пользовались наши бабушки – транжирить – соответствует современное понятие «шоппинговать». Именно так называют неуемную, опустошительную для кошелька страсть совершать многочисленные необдуманные покупки. И сравнивают зависимость от шопинга с алкоголизмом или наркозависимостью. Большинство болеет этой болезнью во время Рождественских каникул, но хождение по магазинам и многочисленные, хотя порой и бессмысленные покупки в это время, объяснимы. Для людей действительно зависимых особого повода, чтобы потратить деньги, не нужно. Просто попав в магазин, они начинают лихорадочно оглядываться, потеть, краснеть и тратить. Врачами установлено, что у человека в таком состоянии учащается пульс и сердцебиение, дыхание затрудняется, его бросает то в жар, то в холод. С каждым годом «магазинных маньяков» становится у нас все больше. К сожалению, по подсчетам маркетологов, количество людей, относящихся к категории шопинговых маньяков, в России за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. Мы стали догонять западные страны, где эта проблема существует с середины прошлого века. В 1960-ые годы из американского Общества анонимных алкоголиков выделилось Общество анонимных транжир. В настоящее время в США насчитывается около 400 филиалов этой организации, а еще 13 подобных обществ действуют в 13 странах мира. В действительности, открыв учебник по маркетингу, удивляешься, насколько просты способы отъема денег у покупателей, то есть у нас. Так, при организации магазинов маркетологи советуют применять теорию «Лабиринт». Согласно ей, войдя в магазин, покупатель должен обойти наибольшую площадь торгового зала, что заставит его приобрести большее количество товаров. Еще одним способом воздействия на потребителя является использование условного рефлекса (вспомним о зазывающих надписях «Ликвидация»). Привлекают внимание покупателей продукты, которые можно бесплатно продегустировать. Конечно, способствуют увеличению объема продаж и всевозможные кредиты. Посередине Обозначив две крайности, вернемся к обычным людям. Тем, кто совершает необдуманные покупки под Рождество, дарит слишком дорогие подарки детям на День Рождения, занимает на отпуск, в последнюю минуту платит за квартиру, не ведет приходно-расходных книг и позволяет себе попить кофе в кафе, тогда, как придерживаясь экономических рекомендаций, он должен был бы выпить его дома, потратив на это в 10 раз меньше денег.

http://pravoslavie.ru/39405.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010