При этом в тексте проекта итоговой резолюции конференции особо отмечено, что высокая эффективность методик трезвения наших соотечественников может быть обусловлена исключительно их неразрывной связью со святоотеческим учением о природе страстей и соответствующими методиками борьбы с ними, в связи с чем чрезвычайно важно сегодня развивать именно это направление при юридической и материальной поддержке соответствующих государственных служб, одновременно с этим противодействуя внедрению в учреждения Русской Православной Церкви малоэффективной методики, основанной на любых видах программы «12 шагов», в результате экспертизы доказавшей свою несостоятельность как с богословской, так и с клинической точек зрения. После публикации текста обзорного сообщения профессора А.Л. Игонина по этой проблематике на «Русской Линии», на форуме возникла весьма острая дискуссия, представляющая для всех специалистов, занятых в сфере наркологии и душепопечения пациентов с зависимостью от приема различных психоактивных веществ определенный интерес. К сожалению, после модернизации сайта «Русской Линии», из его содержимого были удалены тексты обсуждений всех ранее опубликованных статей, в том числе и упомянутой выше, размещенной в прошлом по адресу http://www.rusk.ru/st.php?idar=113899# form, поэтому в связи с продолжением полемики вокруг правомерности внедрения методики международной программы достижения трезвости «12 шагов», реализуемой в амбулаторных группах самопомощи «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные наркоманы» и стационарных программах типа «Миннесотская модель», в практику православного душепопечения, на приходы и монастыри Русской Православной Церкви, считаю целесообразным сохраненные мной ранее в личном архиве наиболее интересные фрагменты дискуссии вновь разместить на всеобщее обозрение в разделе «Наркомания, алкоголизм и табакокурение». Предлагаемый вниманию читателей «Русской Линии» фрагмент текста обсуждения данного вопроса, сохранившего свою актуальность на протяжении года после его размещения, позволит всем неравнодушным к данной проблематике людям глубже понять суть противоречий, возникающих у сторонников и противников любых разновидностей «12-тишаговых» программ, пытающихся легализоваться в учреждениях Русской Православной Церкви, и в итоге самостоятельно принять ту или иную позицию.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Здесь поводятся тренинги, индивидуальные и групповые занятия, даются тестовые задания " на дом " - в свободное время пациент их выполняет, чтобы утром в группе опять их разобрать. Т.е. ведётся очень интересная напряжённая работа, где больному показывают, почему именно у него возникла эта болезнь зависимости, в силу каких обстоятельств и каких факторов риска, как ему из этой ситуации выходить, какими противорецедивными навыками он должен овладеть. Человеку дают возможность всё осознать, тем самым предоставляя такую защиту, чтобы он знал, как противостоять своему заболеванию, когда он выйдет в реальную жизнь. Во-первых, учат определять приступы обострения. Ведь зачастую обострение патологического влечения протекает маскировано. Т.е. зависимый не может сказать, что да, я хочу выпить, например, или уколоться. Нет. У него ухудшается настроение или появляются тревоги, или нарушается сон, или ему становится как-то безрадостно и невесело, или появляются какие-то сердечные боли - у каждого своё. Но мы обучаем всё это правильно понимать и вовремя обращаться к врачу. Придти к врачу после срыва - да, это здорово, врач ещё раз поможет. Но придти, пока ещё нет срыва, и сказать: " Вы знаете, у меня такое ощущение, что скоро будет обострение, " - вот это самое главное. Чтобы человек уже мог обходиться без психоактивных веществ, полагаясь на собственный опыт и полученные знания: где-то таблетку принял, где-то какое-то упражнение выполнил. Потом мы обязательно помогаем этим пациентам войти в группу анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, т.е. в те терапевтические сообщества, где объединяются выздоравливающие для помощи друг другу. При необходимости, как мы уже говорили, пациент переводится в загородный реабилитационный центр для более длительных программ. Когда необходимые вышеупомянутые этапы лечения пройдены, пациенты переходят под патронаж амбулаторной службы, где они наблюдаются врачами необходимое количество времени. - Абсолютно точно. Совершенно интересная вещь получается. Сначала пациенты пройдут все круги этой негосударственной карусели и, уже отчаявшиеся, абсолютно лишённые денег, приходят к нам.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

Список литературы: 1. Аменицкий В.Е., Санникова Л.Г., Цетлин М.Г. Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: опыт калиниградских наркологов.//Журнал «Вопросы наркологии», 4, 1998 г., С. 58-63 2. Бабурин А. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода.//Журнал РАМН «Наркология», 2008 г, С. 88-94; электронный адрес размещения: http://www.caritashouse.ru/materials/2007/05.html 3. Берестов А., Каклюгин Н.В. Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д. Менделевича с соавторами «Осторожно - псевдонаркология»).//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6458.html 4. Валентик Ю.В. «Реабилитационные центры «Casa Famiglia Rosetta» для больных наркоманиями (20-летний опыт работы)»)//М., 2002 г. 5. Иванов В.П. Доклад на расширенном заседании Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Кризис и наркотики». Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/gnk_6674.html 6. Игонин А.Л. «Общество «Анонимных Алкоголиков» («Анонимных Наркоманов») и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)»//Журнал РАМН «Наркология» 2007 г.; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html 7. Каклюгин Н.В. «Реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных препаратов в условиях нерелигиозных терапевтических сообществ (ТС). Опыт Ассоциации ТС «МОНАР» на территории государств бывшего Советского Союза». В 3-х частях//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6661.html; http://www.narkotiki.ru/expert_6664.html и http://narkotiki.ru/expert_6668.html 8. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 1.//Журнал «Наркология», 2009 г., С. 92-104; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114104

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

10 июня 1935 года . Это день возникновения Сообщества АА. (В этот день д-р Боб последний раз в жизни выпил алкоголь). Существенную роль в создании Сообщества сыграл упомянутый выше друг Анонимных Алкоголиков д-р Уильям Д.Силкворт. Существенное влияние на формирование Программы Сообщества АА оказали, помимо Оксфордской Группы, взгляды Карла Густава Юнга (один из самых мистически настроенных психологов) и философа Уильяма Джеймса. 1937 год . В Сообщество, насчитывающее 40 членов, была принята женщина. В этом же году Билл В. вместе с группой единомышленников из Нью-Йорка выходит из состава Оксфордской группы и организует " Группу безымянных алкоголиков " . На этом пока остановим наше рассмотрение истории АА. Сделаем вывод: по всей видимости, выход из религиозной организации " Оксфордская Группа " не явился отказом от религиозности сообщества АА, даже если таковой отказ публично декларируется. И более того, даже если вышеозначенное не осознается АА. Перед нами предстает определенная религиозная практика. Это видно из истории организации, а так же из современных методов используемых данным сообществом. В практике сообщества АА, АН можно обозначить: 1) иерархичность - единый центр, институт спонсорства (наставничества); 2) обрядность - молитва, медитация, исповедь (пятый шаг) 3) заповеди - 12 шагов, 12 традиций; 4) вероучительные тексты - издания: " Анонимные Алкоголики " , " Анонимные Наркоманы " , " Большая книга " . Но особо отмечу центральную идею 12-шаговой программы, которая убеждает нас в том, что мы рассматриваем своеобразную религию - это обращение к Высшей Силе, к Богу (что является сутью религии). Приведу некоторые цитаты. Второй, третий, пятый и одиннадцатый шаги: " 2. Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие. 3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь Богу, как мы Его понимаем. 5. Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. 11. Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого "

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/26/...

вместе с тем принципы ведения совместных собраний групп «АА/АН» и их идеология не соответствуют российскому менталитету верующих пациентов, поскольку основываются на западной ветви христианства - протестантизме, использующем нетрадиционные для граждан Российской Федерации духовные практики; · программа сообщества «Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН)», функционирующего на разработанных в США в 1935 году принципах «12 шагов», в том числе в рамках так называемой Миннесотской модели стационарной реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ, основана на религиозной идеологии и так же неприемлема для лиц с атеистическим мировоззрением; · проведение подобных терапевтических групп с участием представителей РПЦ МП и/или на территории православных храмов, монастырей и душепопечительских центров нецелесообразно, мировоззренчески вредно и противоречит каноническим принципам ведения социальной и духовно-просветительской работы с населением; · сообщества пациентов на православной религиозной основе в России функционируют более успешно и благотворно для зависимой личности, изменяя ее в духовном плане в лучшую сторону, исцеляя не только тело, но и душу; · при этом в таких общинах не отрицается право человека на определенных этапах выхода из наркотизации или алкоголизации использовать возможности современной медицины; · реабилитация и ресоциализация лиц с алкогольной и/или наркотической зависимостью успешно проводится в православных амбулаторных и стационарных реабилитационных центрах уже более 10 лет по оригинальным программам, разработанным на основе православной трезвеннической традиции; · количество больных алкоголизмом и наркоманией, прошедших реабилитацию в традиционных духовно ориентированных терапевтических сообществах при РПЦ МП во взаимодействии с представителями российского здравоохранения и впоследствии прекративших злоупотребление алкоголем и/или наркотиками на длительный срок, обретших свободу от любой химической зависимости, более чем в 10 раз превышает показатели светских реабилитационных центров;

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/17/...

— Какая роль отводится священнику в рамках этого принципа делегирования? Какая ответственность лежит на нем? — Священнику не надо взваливать всю ответственность за помощь страждущему на себя, можно ее разделить, делегировав часть полномочий специалистам. Именно это сказал мне один священник, который прошел наше обучение помощи химически зависимым и их родственникам. Такой курс читается в рамках переподготовки столичного духовенства. Этот батюшка поделился ощущением: у него как будто сняли груз с плеч, когда он осознал, что в его пастырскую задачу не входит лечение наркоманов и алкоголиков, которые обращаются к нему за помощью. Однако священник должен обладать хотя бы минимумом знаний о зависимостях и клинических особенностях психических состояний. Пастырю стоит научиться первичной диагностике: видеть, что перед ним не просто «перебравший вчера лишнего» человек, который, если его правильно настроить, может скорректировать свое поведение, а алкоголик, наркоман, созависимый. Конечно, священнику не нужно претендовать на точный и исчерпывающий анализ, его задача — распознать проблему, деликатно предположить: возможно, у вас такая-то трудность, возможно, вам нужна помощь такого-то специалиста. Лучше всего — не лишая своего прихожанина духовной помощи, передать его в надежные руки. Если на приходе есть группы самопомощи («Анонимные алкоголики» (АА), «Анонимные наркоманы» (АН), «Ал-Анон» (содружество родственников алкоголиков)), то с ними важно поддерживать хорошие рабочие отношения: знать, чем живет группа, каков ее дух и настрой. Если на приходе таких групп нет, священнику полезно обладать информацией о том, где такие группы собираются или по меньшей мере где об этом можно узнать. На курсах переподготовки для священнослужителей в Москве мы это обязательно обсуждаем, ведь такие специалисты, готовые сотрудничать с Церковью, есть. Главное — искать их, они обязательно найдутся. Например, не все знают, что в Ступино под Москвой есть Реабилитационный центр по наркологии «Остров» на 100 человек, москвичам там оказывают помощь бесплатно, а иногородним — за умеренную плату. Директор «Острова» — православный христианин, а пациентов окормляет священник.

http://e-vestnik.ru/interviews/reabilita...

После " Архипелага " появились сотни книг, тысячи статей и исследований, посвященных теме, на которую написана эта книга, стали известны новые факты, но " опыт художественного исследования " , предложенный нам Солженицыным, не утратил своего значения. Наоборот, на фоне всех этих материалов стала еще больше видна его уникальность как человеческого документа. Этот аспект творчества Солженицына до сих пор не замечен и не оценен в России. Именно поэтому не только Дума голосует за восстановление памятника Дзержинскому, но и почти 50% опрошенных поддерживают ее решение. Читая Солженицына, понимаешь, что значат слова Цицерона, который назвал историю учительницей жизни. Страшная и беспощадная в своей подлинности книга Солженицына учит нас не бояться и знать, что полнота ответственности за всё лежит на каждом. Когда мы все вчитаемся в нее как следует, тогда и атмосфера в России, без сомнения, изменится. И навсегда. Национальная беда России   Разговоры о том, что алкоголизм является нашей национальной бедой, давно стали общим местом, и приводить факты, это иллюстрирующие, нет поэтому ни малейшей надобности. Как приходской священник могу только заметить, что не бывает дня, чтобы с рассказом о том, что в семье пьет муж, отец, сын или брат, ко мне не пришли бы 5–7 человек, не меньше. Нередки случаи и женского алкоголизма. Есть населенные пункты, где алкоголизмом страдают почти все взрослые жители, нередок также и детский алкоголизм. При этом в борьбе с алкоголизмом в мировой практике накоплен огромный опыт. Прежде всего это движение так называемых анонимных алкоголиков, которое распространено по всему миру и повсюду приносит зримые плоды. Программа из 12 шагов, предлагаемая этим движением, предусматривает веру в «Силу, более могущественную, чем мы», и в Бога, «как мы Его понимаем», но не представляет собой какую-то новую религию или конфессию. Корректная, но вполне определенная формула («Сила, более могущественная, чем мы») говорит о Боге во вполне библейских категориях, но оставляет при этом возможность включиться в движение и мусульманам, и иудеям, и агностикам, еще не определившим свое отношение к вере и религии, и христианам различных исповеданий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Отсюда его обращение к Богу, Который сильнее него. Вот здесь возникает часто смущающее православное сознание обстоятельство: «Мы осознали свое бессилие и обращаемся к Богу, как мы Его понимаем. К Высшей Силе, которая могущественнее, чем мы». И это искушает православного человека. Что это за Высшая Сила? Хотя в переводе Евгения Проценко это звучит не так, а как «Бог, насколько я Его понимаю». На данном этапе с этим понятием, я считаю, надо согласиться. Речь идет о человеке, который не «стоит», а «лежит» и пытается ухватиться за спасительную соломинку. Как показывает практика, если методика в руках христиан, то потом с человеком все происходит наилучшим образом. Но сначала ему надо дать шанс. КИРЮНЧЕВА Ольга Сергеевна, зав. отделением наркологического диспансера: Некоторое время назад в нашем отделении начала работу группа выздоравливающих наркоманов. Благодаря этой группе многие узнали о движении АА и АН, сторонницей которого я стала. Думаю, что Программа найдет распространение в нашем учреждении, потому что уже два отделения используют эту методику. Она дает великолепные результаты, которых мы не можем добиться с помощью лекарств. ТРИФОНОВ Владимир Иванович, директор реабилитационного Центра: Когда проблема алкоголизма в США вышла на первый план, особенно в период Великой депрессии и сразу после нее, стало ясно, что нация практически погибает. Правительство ввело сухой закон, начали создаваться программы помощи алкоголикам, открываться клиники по лечению и изучению алкоголизма. Но все эти меры были малоэффективны. Тогда среди людей, страдающих алкогольной зависимостью, возникла идея — помочь самим себе. Так родилась Программа Двенадцати Шагов. В Программе есть очень важные моменты: духовная основа выздоровления и анонимность. Основной принцип деятельности — личный опыт. Лица с авторитетом: профессиональные медицинские работники, профессора — часто не имеют этого опыта. Более того, болезнь всегда ставит между врачом и пациентом барьер. Этот барьер разрушается тогда, когда врач или помогающий имеет такой же опыт, понимает, что происходит с пациентом. Одинаковое понимание единой проблемы, взаимная помощь — это те кирпичики, из которых строится духовно ориентированная программа выздоровления.

http://azbyka.ru/zdorovie/sladkij-plod-g...

Да, сейчас мне смешно. Но когда я вижу новичка на группе и слышу, что он говорит, вижу в нем себя четыре года назад. И какую бы он «пургу» и «чушь» ни нес, я его не остановлю и не перебью – я его выслушаю! Еще меня поразило полное отсутствие какого-либо диктата в отношении меня. Я волен во всем: ходить или не ходить на группы; свободен выбрать, на какую именно группу сходить; говорить что-либо или молчать; кидать в шляпу «десятку» на чай или нет. Работать или не работать по программе. Удивительно, но в АА нет руководителей или контролеров. Есть ведущий собрания, у которого нет никаких прав, а только обязанности. Есть председатель группы, который обязан обеспечивать организацию деятельности группы.  Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. И последнее – самым для меня важным явился, наверное, все-таки великий принцип анонимности. Только благодаря ему я смог раскрыться и открыть себя Богу и могу откровенничать. Я могу быть искренним, и если меня ударят – «Алкаш, пропойца, куда ты со своим рылом!» – этот принцип меня защитит! Когда пьющий человек отвержен и чувствует себя изгоем и кругом виноватым, то для него единственный путь – закрыться от всех в своем узком внутреннем мирке и заливать свое горе водкой. И не достучаться до него ни проповедями, ни наставлениями. Я уверен, Господь говорит с нами посредством других людей, и как же Он может передать Свою волю и Свои Откровения человеку, который закрыт от всех глухой стеной отрицания и вины. На группе же АА человек попадает в атмосферу открытости и взаимопонимания. И не сразу, а постепенно алкоголик начинает понимать, что он не одинок в своих бедах. Что люди, которые рядом, испытали или испытывают то же самое, что испытывает он. На примере других и опыте других он начинает понимать, что ЕСТЬ ВЫХОД! Человек раскрывается, и тогда Бог приходит к нему. Это мой личный опыт! Насчет «умеренных пьяниц» – это еще одна отговорка, еще одна «зацепка» для спивающегося человека. Кто из нас не говорил: «Я не алкоголик, я просто пью, потому что жена ушла (на душе тревожно, люди-сволочи меня не понимают, или просто холодно и пью для согреву), захочу и брошу пить, не буду пить». Я так говорил лет пятнадцать! Кстати, так говорит и самый последний пропойца из канавы. И это, наверное, самое сложное – признать, что я зависим от алкоголя! Что он мной управляет! Что он мой главный враг, который к тому же сильней меня!

http://pravmir.ru/preodolenie-pyanstva-i...

В Синодальном отделе обсудили организацию приходской помощи алкоголикам и наркоманам Москва, 2 марта 2011 г. 28 февраля в Синодальном отделе прошел семинар по организации приходских программ оказания помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Семинар был призван помочь благочиниям Москвы в реализации соответствующего поручения Патриарха Кирилла. В центре внимания оказалось отношение участников семинара к программе «12 шагов». Ее обсуждение привело к неожиданностям, сообщает Диакония.Ру. Программа «12 шагов» - всемирно известная программа реабилитации зависимых людей, которая применяется в группах анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов. Несмотря на то, что еще в 1990-е годы создание таких групп при храмах получило благословление священноначалия, некоторые православные до сих пор относятся к этой программе отрицательно, основываясь на том, что она имеет внеконфессиональный характер. Известными критиками «12 шагов» были духовник общины трезвости при храме в Ромашково протоиерей Алексий Бабурин и нынешний настоятель храма, врач высшей категории протоиерей Валентин Жохов.   Однако в ходе семинара выяснилось, что отец Валентин изменил свое отношение. После семинара протоиерей Валентин Жохов объяснил сайту diaconia.ru, почему теперь он не выступает против обществ анонимных алкоголиков: «Чтобы понять, как выразить нашу работу по организации семейных клубов трезвости на научном языке, я обратился к социальной психологии. Оказалось, что это малые социальные группы, адаптирующиеся к трезвому образу жизни. Поэтому все формы групповой работы с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, имеют что-то общее. У анонимных алкоголиков тоже небольшие группы. Разница есть – у нас диалогический подход, там, наверное, в большей степени выражен монолог. Так разные формы помощи возможны. Мне казалось и продолжает казаться, что в группах анонимных алкоголиков не хватает духовного компонента. Но все имеет свои изъяны», - заключил отец Валентин. Одним из первых предоставил помещение для групп анонимных алкоголиков Свято-Данилов монастырь. Насельник монастыря игумен Иона (Займовский) занимается помощью зависимым людям 11 лет и считает программу «12 шагов» наиболее эффективной. Сегодня на территории монастыря в разное время собираются две группы анонимных алкоголиков. Некоторые из них стали прихожанами Свято-Данилова монастыря, окормляются у отца Ионы, кто-то ходит в другие храмы. Они готовы делиться своим опытом с православной общественностью, участвовать в круглых столах, приглашают священнослужителей и мирян на открытые собрания. Также уже 5 лет при монастыре работает православная программа помощи зависимым «Метанойя».

http://pravoslavie.ru/45065.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010