Прежний храм сделался тесным для умножившейся братии, и преподобный Елеазар решился построить каменный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Собранных средств было почти достаточно; к тому же преподобный мог рассчитывать на благотворительность некоторых поморов. Боголюбивому русскому царю направили просьбу о строительстве нового храма и вскоре получили разрешение. Благочестивый царь, приняв живое участие в деле, предписал двинскому воеводе, князю Львову, отпустить на это строительство деньги из таможенных сборов, с условием, чтобы анзер– ские пустынники молились Богу за упокой души его родителя, покойного Святейшего Патриарха Филарета. Мало того, царь повелел Львову послать в скит строителей с рабочими людьми, опытными в каменном деле. Соловецкому же игумену Варфоломею было приказано выдавать с монастырского завода для предполагаемого строительства кирпич и известь, с оплатою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту (то есть пожалованных царем и уже имевшихся). Но доброму намерению не суждено было исполниться так быстро, как того хотелось бы… Соловецкому игумену Варфоломею не нравилось дело, задуманное преподобным Елеазаром, и он донес в Москву, что анзер– ский скитоначальник затевает церковное строение не по средствам и что в монастыре нет запаса необходимых материалов. Хотя игумен Варфоломей вскоре оставил настоятельство, строительство каменной церкви отложилось на неопределенное время. Преподобному Елеазару пришлось испытать много неприятностей и огорчений. Несмотря на это, он не унывал и не оставлял своего намерения. Через восемь лет новые обстоятельства помогли старцу приступить к начатому делу. Царь Алексей Михайлович Романов, вступив на престол по кончине своего родителя, вспомнил об анзерском пустыннике, предсказавшем некогда его рождение, и пожелал видеть преподобного. Почтенный отец Елеа– зар, несмотря на старческую немощь, отправился в столицу и был милостиво принят государем. Царь вручил ему собственноручно подписанную утвердительную грамоту (в документах она датирована 11 февраля 1646 года), а новому соловецкому игумену Илие повелел выстроить в скиту каменную церковь и донести в приказ Большого дворца боярину князю Львову, во что обойдется строение. Казалось, теперь все препятствия были устранены. Тем не менее игумен Илия не приступил к постройке, пока не получил подтверждения царского приказа от двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на преподобного Елеазара, он даже держал его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди–ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3–е поколение 1. Святитель Димитрий Ростовский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский, До–сифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей.   XVIII век 1–е поколение 1. Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер–ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский. 2. Средняя Россия, Афон, Сибирь. 3. Автобиография Иоанна Саровского, его «Устав Саровской пустыни» и другие творения; творения святителя Иоанна Тобольского, святителя Димитрия Ростовского (поздние), жизнеописания Иова Соловецкого и преподобного Акакия Афонского (Афонский Патерик и у Григоровича–Барского). 2–е поколение 1. Молдавские старцы — Михаил, Василий Мерлопо–лянский, старец Паисий Величковский; святитель Иоасаф Белгородский, старец Ефрем Саровский, старец Досифей Киевский. 2. Молдавия, Афон, Саров, Украина. 3. Жизнеописание Паисия Величковского с приложениями (творения Василия Мерлополянского); житие и другие сведения о святителе Иоасафе Белгородском (собранные кн. Жеваховым); Описание Саровской Пустыни (о старце Ефреме и других Саровских старцах); Жизнь Досифея Киевского (в рукописи Синодальной библиотеки). 3–е поколение 1. Саровские старцы — Пахомий, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский; святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский, подвижники Брянских лесов — старцы Адриан, Василиск, Никодим Святогорец. 2. Саров, Воронеж, северная Россия, Афон, Молдавия. 3. Описание Саровской Пустыни и житие преподобного Серафима; жизнеописание Феодора Санаксарского и воспоминания архимандрита Феофана Новоезерского; воспоминания келейника святителя Тихона Воронежского, его житие и творения; жизнеописание и письма митрополита Гавриила; жизнеописание и творения Паисия Величковского; жизнеописание Зосимы Верховского и написанное им житие старца Василиска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2 . Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3 . Творения преподобного Максима Грека , жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке ). 3-е поколение 1 . Святой священномученик Дорофей, святой Ири-нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский , патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2 . Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3 . Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами). XVII век 1-е поколение 1 . Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский , преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский , Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2 . Московский край, Ростов, северная Россия. 3 . Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Почаевского и Никодима Кожеезерского. 2-е поколение 1 . Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов-ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.) 2 . Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3 . Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди-ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3-е поколение 1 . Святитель Димитрий Ростовский , святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский , Досифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2 . Украина (Киев, Чернигов). 3 . Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей. XVIII век 1-е поколение 1 . Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер-ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие. Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест. В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Мытье катера я до сих пор вспоминаю с особенной теплотой: воду приходилось носить с монастырского двора до причала, проходить по тонкой доске над разрытой канавой. Однажды мне помог один из братии монастыря – он прошел с ведрами по доске и воскликнул: «Я — шаолиньский монах!» В другой раз, пройдя с ведрами мимо братского корпуса с чинившейся крышей, я услышала глухой стук, и, обернувшись, увидела тяжелые бревна, которые рабочие с высоты сбросили на землю. Доля секунды, и не было бы написано этих строк. Катера носят имена святителя Николая и святителя Филиппа, который в XVI веке выстроил монастырь из камня. Они каждый день перевозят на себе паломников, и после каждого плавания их нужно мыть. Постепенно знакомлюсь с капитанами, с их помощниками – один из них, с несколько пиратской внешностью, рассказывает мне об Анзере. Слово «Анзер» на Соловках все – церковные и нецерковные люди – произносят с особым благоговением. Говорят, например: «Анзер не пустил» или «Анзер не принял». Существует предание, будто сам Стенька Разин захотел однажды высадиться на остров, но поднялась буря и помешала ему. Мне посчастливилось побывать в этом воистину святом месте много раз, и я скажу с уверенностью, что остров Анзер — место глубокой покаянной молитвы. Невозможно человеку, мысленно пережив все события, которые здесь произошли, вновь вернуться к прежней жизни с ее мелкими дрязгами, и не спохватиться тут же: «Если люди умирали здесь в таких мучениях, что значит моя проблема в сравнении с их страданиями?» Начало пути на Анзер настраивает душу и тело на некоторое напряжение: нужно встать очень рано, чтобы в 6 утра отправиться на причал. Если погода ненастная, холод пронизывает насквозь, и даже в июле приходится надевать зимнюю куртку. На море еще холоднее. Но вот появляется солнце, воздух наполняется криками чаек, и ты чувствуешь какую-то необыкновенную радость, свободу чувств. Иногда в море можно увидеть нерп, а если посчастливится, белух – белоснежных дельфинов. А если сильный ветер, то путешественники независимо от степени религиозности, начинают усердно молиться согласно поморской пословице «Кто в море не бывал, тот горя не видал, тот Богу не молился». Испытала на себе – нигде так легко и в таком количестве не поются акафисты, как на борту небольшого катера в бушующем море.

http://pravmir.ru/moi-solovki/

В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник с очень чистой и вкусной водой. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го». Престольные праздники [ править править код ] Святыни [ править править код ] Частицы мощей: Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, остров Анзерский Телефон: +7 915 005 01 04 (Whats App), +7 911 577 50 05 (Московский) Электронная почта: ierom.georgy@ya.ru Паломнику [ править править код ] Анзер – самый северный и труднодоступный остров Соловецкого архипелага – с начала XVII века стал пристанищем для пустынножителей, ищущих безмолвия и уединенной молитвы. Со временем на Анзере образовались два скита: Свято-Троицкий с 1620 г. и Голгофо-Распятский с 1712 г. Мирских поселений здесь никогда не было. В настоящее время оба скита действующие, поэтому посещение о. Анзер – это довольно редкая возможность для мирских людей прикоснуться к святыням и особой заповедной атмосфере этого места. С 1 июня по 15 сентября паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника организуют путешествия на о. Анзер в составе паломнических и экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода в течение одного дня (без ночевки). Паломническая поездка на о. Анзер включает: Время пребывания на Анзере около 6 часов. Длительность всего путешествия 12-14 часов. С собой необходимо иметь: Заявки на посещение о. Анзер принимаются от групп и частных лиц в паломнической службе Соловецкого монастыря (тел. +7 911 575 83 10 , e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru ) и в экскурсионном бюро Соловецкого музея-заповедника (тел. +7 818 3590 321 , e-mail scg@solovky.ru ). Все поступающие заявки на включение в паломнические группы регистрируются и выполняются в соответствии с очередностью в зависимости от погоды и наличия транспорта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

2007 Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008 Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008 Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009 Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010 Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013 Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. http://www.patriarchia.ru Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь расположен на Большом Соловецком острове Соловецкого архипелага Архангельской области. Его скиты и пустыни находятся на Большом Соловецком острове, островах Анзер, Большая Муксалма и Большой Заяцкий. В Соловецкой обители числятся 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников. В настоящее время богослужения совершаются в пяти монастырских храмах, а также в трех храмах скитов обители. Святейший Патриарх Алексий II освятил великим архиерейским чином 22 августа 2001 года храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Главный Спасо-Преображенский собор был освящен великим архиерейским чином 19 августа 2007 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Восстановлена деятельность двух скитов. Свято-Вознесенский скит расположен на горе Секирной (Большой Соловецкий остров). Скитоначальник - иеромонах Матфей (Романчук Михаил Георгиевич). Голгофо-Распятский скит находится на горе Голгофе (остров Анзер). Скитоначальник — игумен Евлогий (Стручалин Владимир Анатольевич). Храм в честь Распятия Господня на горе Голгофе освящен великим архиерейским чином 24 августа 2008 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Еще в четырех скитах и пустынях обители — Савватиевском скиту и Филипповской пустыни на Большом Соловецком острове, Свято-Троицком скиту на острове Анзер, Сергиево-Радонежском скиту на острове Большая Муксалма — круглогодично проживают насельники и ведутся ремонтно-реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Скит. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1620. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.158417, 35.974 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С высокого холма неожиданно открывается живописный вид на северо-восток, где напоминающая чашу долина уступами спускается к морю. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытым монахами в XVII веке. Такое расположение Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для судов беломорских купцов и промысловиков. После основания обители здесь временами проживали монастырские трудники и иноки, занимавшиеся рыбным и звериным промыслами. В Соловецком патерике упоминается, что в XV–XVI веках на Анзер удалялись из монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни с двумя црвенами – громадными сковородами для выпарки соли. Работало здесь в то время более семидесяти человек. В 1583 году для солеваров переносят из монастыря деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Однако в конце XVI века солеварни были закрыты, остров снова опустел. Предложение соловецкого игумена Иакова основать на Анзере отдельный монастырь было отклонено грамотой царя Феодора Иоанновича в 1596 году. Осенью 1615 года на острове поселился соловецкий инок Елеазар. Слава о подвигах отшельника привлекала к нему монахов из Соловецкого монастыря и мирских людей, селившихся поблизости от его келии.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе. В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры. В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время. В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря. Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

http://pravoslavie.ru/94215.html

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня. В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим». К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита. После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 1920-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы. В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

http://sobory.ru/article/?object=03598

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010