Тропарь священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4 И нравом причастник,/И престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Царево повеление преобидев,/Царство Небесное получил еси, Василие,/в немже ликуя,/поминай нас, чтущих память твою,/священномучениче. Величание Величаем тя,/священномучениче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Донату, епископу Еврии, глас 8 Благий ярем Христов и бремя легко Евангельскаго учения взем,/иерарше Донате Богоблаженне,/вельми подвизался еси во временней жизни,/архиерей убо Богоугоден быв,/добре пасый люди Божия,/просветив тыя учением,/чудотворением вселенную удивил еси./Сего ради молим тя:/да избавит нас Христос Бог от всяких бед/и Небеснаго блаженства сподобит. Ин тропарь, глас 4 Блажен делатель и украситель Церкве Христовы,/отче Донате, был еси,/непрестанно попечение о стаде твоем стяжав,/научая и руководя оно в любви Сына Божия,/не токмо бо в твоем граде многий народ,/но в Константинополе самодержца и в нем вся люди/удивил еси/преславными чудесы твоими./Богоугодныя убо мольбы/сотворяя ко Христу Богу,/помощник скор всем явися,/предстоя Всесвятей Троице,/в Вышних моли Ю о всех нас,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Красото Церкве, утвердившияся на камени – Боговоплощенном Спасе Христе,/Богоправимое добродетелей правило,/Донате, досточудный чудотворче,/яко иерарх имевши дерзновение к всетворящему Богу о людех молитися,/врагов видимых и невидимых предстательством твоим свободи вопиющия:/слава в Троице Единому Богу. Величание Величаем тя,/святителю отче Донате,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Месяц май 1/14 Пророка Иеремии (VI в. до Р.Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1478). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), Византийской, и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другая святая жена, праведная Мариамна, сестра апостола Филиппа, сопутствовала своему брату и разделяла с ним и с апостолом Варфоломеем труды и страдания при благовествовании Святого Евангелия; в некоторых городах они втроем день и ночь неусыпно проповедовали Слово Божие, наставляя неверных на путь спасения, и многих привели ко Христу. После мученической кончины святого брата своего Мариамна пошла в Ликаонию к язычникам, проповедовала там Святое Евангелие, там и почила с миром 439 . Святая Иуния, родственница святого апостола Павла, вместе со святым апостолом от семидесяти Андроником, также ревностно трудилась в благовествовании Святого Евангелия 440 . Святая великомученица Ирина была столь ревностной благовестницей Святого Евангелия, что обратила ко Христу своих родителей и множество жителей родного города и других городов 441 . Некоторые женщины за свою ревность по распространению веры Христовой получили в Православной Церкви наименование равноапостольных: святая Мария Магдалина (память 22 июля), святая первомученица Фекла (24 сентября), святая царица Елена (21 мая), святая Нина, просветительница Грузии (14 января), святая великая княгиня российская Ольга (11 июля) и другие. Вообще, надо сказать, женщины много потрудились для распространения веры Христовой на земле. Они оставили высокий пример и для современных нам русских женщин-христианок, на которых лежит высокая миссия проповедовать о Христе и христианской вере не только в своих семьях, но и среди окружающих их людей. На русской женщине-христианке лежит святой долг миссионерства: самой глубоко проникнуться духом Евангелия, послужить обновлению жизни своей семьи и всего русского народа на христианских началах. Ее девизом должно быть: чистота жизни, любовь и единодушие в семье, миролюбие везде и христианская любовь ко всем. Враги Церкви Христовой хорошо знают силу влияния женщины; для них верующая благочестивая женщина столь же ненавистна, как и добрый ревностный пастырь. Они хорошо знают ту громадную силу влияния, какую имеют благочестивые жены на своих мужей и на все общество. Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы оторвать женщину от домашнего очага, от влияния ее на семью, на воспитание детей, лишить ее веры Христовой, развратить, увлечь несбыточными мечтами ложной свободы, свободы от исполнения своего прямого долга, посеять в ее душе пагубные плевелы превозношения и гордыни, которые являются источниками нескончаемых семейных раздоров и разделений 442 . 8. Примеры целомудренной и благочестивой жизни христианских супругов

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Полон надежды, что этот публикуемый ныне труд подвигнет многих на Евангельский Путь Покаяния, который всегда приводит к согласию, единодушию и взаимодействию. Архимандрит ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин) 8.04.1990 г. КОММЕНТАРИИ ПУБЛИКАТОРА. ПОСЛЕСЛОВИЕ 1. Симонопетр — общежительный монастырь, сначала сербский, позднее большей частью греческий. Основан в XIII веке, отшельником Симоном при помощи деспота Сербского Иоанна Углеша. Первым Гением монастыря была церковь Рождества Христова сооруженная на каменной ( petra —  лат .) скале. 2. Блаженнейший Антоний (Храповицкий, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, провел на Афоне лето 1920 г. 3. Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья-минориты. Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь 23, ст. 1–3.  Пер. Б. К. Зайцева . 4. Греческий монастырь Ксиропотам ( греч . — сухоречный) — штатный, основан в V веке греческой царицей Пульхерией в честь сорока мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Вскоре монастырь был разрушен арабами и находился в запустении до X века. Возобновлен преп. Павлом Ксиропотамским. В XIII веке монастырь принял унию и был разрушен землетрясением. Вновь возобновлен Андроником Палеологом. После сильного пожара монастырь в третий раз возобновлен турецким султаном Селимом в XVI веке. 5. Хризовул — грамота (греч.). 6. Хризовул царя Василия II (около 1000 года) даровал Афон исключительно отшельникам. 7. Сардар (перс.)  — влиятельный сановник; здесь: стражник. 8. Раки (ракия) — фруктовая водка ( серб., болг .). 9. Совет десяти в Венеции — карательный орган Венецианской республики; возник в начале XIV века. 10. Карфагенский сенат — контролирующий и судебный орган Карфагена — крупнейшего западноафриканского государства древности. Выбивался из 104 человек из наиболее влиятельных фамилий. Коллегия «ста четырех» была безотчетна, безапелляционна и долгосрочна, что побудило римских писателей сравнить ее с сенатом. 11. Имеется в виду Данте. 12. Андреевский скит (русский, общежительный). Основан в виде кельи вселенским патриархом Афанасием в XVII веке. Соборный храм во имя в. Андрея Первозванного заложен в 1867 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Москва. Среда мясопустной недели. Царь посещал Чудов, Вознесенский, Алексеевский монастыри, прощаясь с братией и жалуя милостыней. В четверг и пятницу объезжал он Андроников, Новодевичий, Новоспасский, Симонов монастыри. В субботу царь, а также патриарх, приходили прощаться с царицей. В воскресенье до литургии патриарх и весь освященный собор шествовали во дворец, где в Столовой избе совершался обряд прощения духовными и служилыми людьми. В воскресенье царь присутствовал в Успенском соборе на обряде прощения. После него государь с боярами отправлялись в патриаршие покои. После чтения «Достойно» и «приходной молитвы» и преподания благословения, все садились на большия лавки. Подавались «прощальные чаши». Присутствовавшие уходили затем в сени и в палате оставались только царь и патриарх. В тот же день государю докладывалось о заключенных и многие получали освобождение. Неделя Ваий. Перед обеднею народ собирался в Кремле. Из Успенского собора выносилось большое дерево, обвешанное разными плодами – яблоками, изюмом, смоквами, финиками. Дерево ставилось на сани, под ним располагались пять отроков в белой одежде и пели молитвы. Сани, запряженные шестеркой лошадей, трогались. За ними следовали юноши с пылающими восковыми свечами и с огромным фонарем. Далее несомы были две высокие хоругви, шесть кадильниц, шесть икон. Более ста иереев шли с иконами, ризы их осыпаны жемчугом. За ними шествовали бояре, царь. Патриарх ехал сидя боком на осле (или на коне) одетом белой тканью. Левой рукой он поддерживал Евангелие, окованное золотом, правою – благословлял народ. «Осля» вели знатнейший царский боярин, два дьяка – царский и патриарший и конюший старец. Царь придерживал конец повода у «осляти» и нес вербу, боярин – середину повода, дьяки и конюший вели «осля» под устцы. Стрелецкие дети устилали путь разноцветными сукнами. После обхода кремлевских святынь, шествие возвращалось в Успенский собор, где совершалась литургия. По окончании ея патриарх благословлял вербу, от которой отрубалась ветвь и относилась в алтарь. Остальные ветви также отрубались и отсылались во дворец и раздавались духовенству, боярам и народу. Затем патриарх давал обед царю и боярам. После обеда святитель дарил царю, как бы за его труд ведения «осляти», – 100 золотых, три сорока соболей, два куска бархату, два куска атласу (Нечволодов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

15) Службы всех двунадесятых праздников крюковыми же нотами, с росписанными, пред службою на каждый праздник, заглавными листами и с изящными изображениями всех двенадцати праздников. 16) Разные песнопения на праздники и на будничные дни, с крюковыми нотами. 17) Праздники с раскрашенными заставками. По листам сей книги подписано: «лета Господня 1721 апреля в 8 Богоспасаемаго града Владимира во святую великую Соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, яже именовалась Златоверхая, сию книгу приложил того ж града Рождественскаго монастыря казенной подъячей Иван Емельянов Даркин по своих родителех в вечное поминовение. А аще кто изтоя святыя церкви изнесет каким злохитрым коварством итот примет месть от Господа Бога». 18) Праздники, с раскрашенными заставками. В этой книге по листам подписано: «сия книга, глаголемая праздники, куплены после архимандрита Сергия». 19) Ирмолог, старинного письма. 20) Обиход старинный, четко и чисто написанный. Н) Печатные книги 1) Осмогласник, печатанный в Москве в 1594 году по повелению Благочестивого Царя и Государя Великого Князя Феодора Ивановича всея России Самодержца и по благословению святейшего Патриарха Иова. В послесловии к сей книге напечатано: «А сия святыя и Богодухновенныя книги охтаи напечатаны быша труды и тщанием мастера Андроника Тимофеева, сына невежи и прочих соработников о Господе, темже и вси, елико вас света чада и сынове Евангелия и святыя церкви Богособранная чета, священноначальницы, священноиноцы и священницы и вси благочестивии народи, нам же о духе духовнии отцы и братия, яко хотящей святыя сея книги прочитати, или преписовати, любезно молим вас, милостиви нам будите, и незазориви ума нашего немощи и недоумению, понеже и вы требуете милостиви от Бога и от человек, тако же прощению и благословению и нас сподобляйте». 2) Минея – сентябрь месяц, печатанная в Москве Иваном Андрониковым Тимофеевым в 1608 году. В послесловии этой книги напечатано: «о премногособранное стадо Бога Отца Вседержителя, иже искуплени пречистою кровию единороднаго сына его Господа нашего Иисуса Христа, и его ходатайством, и благодатию Святаго Духа, иже от Отца исходящаго, приемшеи дар от него премудрости слова и разума и разсуждения, по мере добродетельных восхожденеи, молим убо мы грубии и немощнии, паче же и неразумнии свидетельствовавшеи книги сия, и со всеми работающими припадаем убо к подножию ног ваших, будите нам милостиви и незазориви о неразумии и неведении нашем идеже аще что погрешихом, то да исправите по совету соборныя апостольския церкви, да того ради Бог вас самех исправит, и вами нас, не страшимся убо предлагающе вам неразумие и неведение наше, общее бо естество наше, и надо всеми забвение и неразсуждение хвалится, но убо о Боголюбивии отцы и братие помозите нам духовыми молитвами вашими, и благословите ны, а неклените, да вкупе единогласно хвалу возсылаем единому правителю на небеси и на земли отцу и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Библиотека Ксиропотама содержит 409 манускриптов и около пяти тысяч изданий. Тридцать византийских актов Ксиропотамского архива охватывают период между 956 и 1445 гг. Дошедший в оригинале в монастырском архиве акт прота Павла от 1081 г. содержит собственноручные подписи монаха Русского монастыря Кириака (Акт. Ксиропот. 6:63.68; 64.69). А в завещании Феодоса (Феодула) Скараноса (ок. 1270–1274) упомянут некий кредитор Рус (Акт. Ксиропот. 9:82.61; 86.88). 445 Обители, скиты, келлии Другими монастырями Афона являются: Кутлумушский монастырь, построенный в 988 г. и являющийся одним из древнейших на Святой Горе с библиотекой в 600 рукописей и 3500 печатных изданий; монастырь Пантократора, основанный в XIV в., в библиотеке которого хранится Евангелие Иоанна Кущника и еще 316 рукописей (в т.ч. 68 пергаментных манускриптов XI-XIV вв.); обитель Каракалла, основанная, по преданию, в XI в. и восстановленная в конце XIII в. византийским императором Андроником II Палеологом, хранящая около 300 рукописей; монастырь Филофея, восстановленный в XI в. на месте раннехристианского храма и древнего монастыря, хранящий около 250 рукописей; монастырь Симона Петра, основанный в середине XIV в.; монастырь св. Павла, легендой относимый к VIII в. (но первые упоминания относятся к X веку), с XIVb. населенный в основном сербами, чья библиотека насчитывает около 500 рукописей; монастырь Ставроникита, основанный в 1543 г. на месте обители св. Иоанна Предтечи; монастырь Ксенофонта, основанный в X веке, в библиотеке которого хранится 300 рукописей; монастырь Кастамонита, существующий с XI в. (под современным именем – с 1393 г.) и хранящий 110 манускриптов. На Афоне также находятся многочисленные скиты, как сравнительно небольшие, так и превосходящие своими строениями иные монастыри (например, св. Андрея), келлии, каливы, кафисмы, исихастирии. Архивы этих обителей еще нуждаются в специальном исследовании и выявлении материалов, связанных с русским присутствием на Святой Горе. II. Документы о земельных владениях Русского монастыря и просопографические данные о русских на Афоне в Х1-Х11 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Требник (1602), и цветная Триодь вновь (1604). При Гермогене – три: Евангелие (1606), Минеи месячные за сентябрь, октябрь, ноябрь и первые двенадцать дней декабря (1607 – 1610) и церковный Устав (1610). Личное участие патриархов в деле выражалось тем, что они благословляли печатать книги, хотя это известно не о всех книгах, и иногда свидетельствовали напечатанные книги, как по крайней мере свидетельствовал Гермоген Минею месячную, сколько она при нем напечатана. С 1611 г. печатание книг на время приостановилось, так как и Печатный двор со всем, что в нем было, сгорел во время страшного пожара, которым поляки истребили Москву. Но царь Михаил Федорович в первый же год своего царствования велел восстановить типографию, хотя временно на другом месте, и в период междупатриаршества напечатаны еще пять книг тем же самым порядком, как прежде, именно: Часослов (1614), Псалтырь (1615), Служебна трижды (1616–1617), Октоих (1618) и Минея общая (1618), повелением царя и «благословением его богомольцев, межьпатриаршества преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов, и всего освященного Собора». Но замечательно, что в этот же период междупатриаршества напали было на мысль поставить печатание богослужебных книг несколько лучше, чем поставлено оно было прежде, ибо, когда решено было издать вновь Служебник, или Требник, изданный в 1602 г. Андроником Тимофеевым Невежею, то посоветовали юному государю поручить это дело человеку, который знал и греческий язык, именно канонархисту Троице-Сергиева монастыря Арсению Глухому, Селижаровцу. Этот Арсений, как сам рассказывает о себе, воспитан в селе и не бывал в училище учителей, ведущих словесную хитрость. Но с тех пор как облекся в иноческое одеяние, обходил многие честные обители, обретал и перечитал в них множество священных книг, обретал и многих разумных мнихов, с которыми вступал в совопрошения и собеседования, особенно полюбил книгу святого Иоанна Дамаскина , с великими усилиями и трудами изучил его грамматику (об осми частях речи) и прошел его священную философию (диалектику), хотя и встретил в ней немало темного и покровенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Слава, глас 3: Спаси нас Твоею благодатию, Пресвятая Троице,/Содетелю всех и Содержателю,/сохрани нас чисты, в настоящем убо житии благоверно служащих Ти,/в будущем веце сподоби соучинитися нам/Божественному лику избранных Твоих,/идеже шум чист празднующих и глас неизреченнаго веселия. И ныне, Богородичен: Славословие великое. На Литургии служба преподобническая. Преподобный Максим Грек Был сыном богатого сановника в городе Арте (Албания). В юности он много путешествовал, изучая языки и науки во Франции и Италии. В Париже преподобный Максим обучался у известного своей ученостью грека Иоанна Ласкариса. Свое образование он довершил во Флоренции и Венеции. Иночество преподобный Максим Грек принял на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андроником Палеологом (1376 – 1379) и Иоанном Кантакузеном (1341 – 1355). В то время великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505 – 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор афонских старцев пал на преподобного Максима. В 1517 году инок Максим отправился в Москву и дорогой изучил русский язык. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг. Поселившись в Чудовом монастыре в Кремле, преподобный Максим старался исполнить все поручения, с усердием устраняя обнаруженные им неточности в богослужебных книгах. Митрополит Московский Варлаам (1511 – 1521) высоко ценил труды преподобного Максима. При митрополите Данииле (1522 – 1539) положение изменилось. Митрополит Даниил потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык «Церковную историю» Феодорита. Преподобный Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария». С присущей ему прямотой преподобный Максим обличал установившийся в то время обычай иноков владеть недвижимым имуществом. Эти обстоятельства вызвали недовольство у митрополита Даниила. Несмотря на возникшие трудности, преподобный Максим продолжал трудиться на ниве духовного просвещения. Он перевел толкования святителя Иоанна Злотоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также писал собственные полемические сочинения против магометан и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот происхождение икон и благодатной их силы. Евангелист Лука, по преданию, нарисовал несколько таких икон. К числу их принадлежит знаменитая Владимирская икона, которая из Византии перешла к Владимиру Мономаху, затем — к Андрею Боголюбскому, им перенесена из Вышгорода у Киева во Владимир, а для спасения Москвы от Тамерлана перенесена впоследствии в Москву; Андроникова, находящаяся теперь в Вышневолоцком женском монастыре и некоторые другие. Предание говорит о нескольких чудесных изображениях земного облика Самого Господа Иисуса Христа. Владетель города Едессы Авгарь был поражен проказою, когда услыхал о том, что в Палестине ходит необыкновенный Человек, именем Иисус, и производит там поразительные исцеления. Авгарь послал Иисусу Христу письмо, полное необыкновенной сердечности, в котором предлагал Ему прибыть к себе в Едессу для исцеления, обещав Ему покойную и безопасную жизнь, так как, по-видимому, слыхал, что у Иисуса много врагов. Был послан в числе посольства и живописец, для того чтобы в случае, если Иисусу невозможно будет приехать к Авгарю, с Него было снято изображение. Посол застал Иисуса Христа учащим народ, и живописец тщетно стремился отразить на полотне черты пречистого лика. Когда по окончании проповеди передали Христу послание Авгаря, Он ответил относительно приезда отказом, потом потребовал плат, приложил к нему лицо, и на этом плате отразился лик Христа. С этим Нерукотворенным образом посланный возвратился к Авгарю, который тут же получил исцеление. Авгарь стал христианином и окружил спасительный для себя Нерукотворенный лик Спаса большим уважением. В последующее время Нерукотворенный образ помещался над городскими воротами и пред ним теплилась неугасимая лампада. Когда возникла иконоборческая ересь, истреблявшая и оскорблявшая иконы и иконоборческое движение доходило до Едессы, то православные жители Едессы, спасая святыню, решились заложить лик Христов во впадине ворот кирпичами, оставя пред ним горящую лампаду. Прошло много десятилетий, пока не было восстановлено иконопочитание, и при торжестве его был размурован образ Спасителя. Он оказался невредимым, а пред ним, чудом Господним и в знамение того, насколько угодно Богу иконопочитание, продолжала гореть зажженная так много лет тому назад лампада.

http://pravoslavie.ru/2261.html

М. 1870. Стр. 106–112. Почти то же – у свящ. Влад. Маркова, – о Евангелии от Матфея. М. 1873. Стр 129–137. Тем не менее, ввиду новых возражений Гольцмана, главным образом, против этого свидетельства, нам приходится сделать разбор этого свидетельства снова и несколько иначе. 371 Эвальд не только указывает, но и доказывает такое употребление слова λογος и относительно слов Ευαγγελιον н ευαγγελιζω: 10:7; 17:6. Оно находится у Луки очень часто Ев. 5:1, 8:11–21, 9:28, Деян. 4–31, 6:2, 4, 7; 8:14  (4), 21:25, 10:44, 12:24 и т. д. Из этого ясно, говорит Эвальд, что речь Евангелистов допускала такое сокращение слов. См. Jahrb. d. b. W. 1849. S. 183. 372 См. другие подобные и многие примеры у Эвальда, в его d. Drei ersten Evangelien, – по соответствующему шрифту Собрания изречений. 375 Учение о вдохновении св. Писания Нового Завета в исторически последовательном порядке изложен у Ersch’a und Gruber’a Allgemeine Encyklopädie W. und K. Leipzig. 1841. 2:19. S. 72 u. f. 379 Здесь следует припомнить, что сам же Гольцман, в начале своего исследования, рассуждая о буквальном сходстве синоптических Евангелий, замечает, между прочим, что «ebenso sind einzelne Redeabschnitte bie allen Dreien, häufiger noch bei Zweiten buchstäblich gleich referirt, was im griechischen Ausdrück um so mehr befremdet, da Iesus aramäisch, sprach. So z. B. die eschatologischen Weissagungen Mt. 24 , Mr. 13, Lc. 21, wo nicht blos die affectvollen Stellen sogar wörtlich gleich lauten, sondern auch in bedeutenderen Nebenpartien fast ganz dieselbe Bestimtheit und Ausführlichkeit der Rede anzutreffen ist». Holtzmann, – S. 12. 2:3. После этого понятно, что σννταξς Матфея не касался порядка в составе известной речи, а только расположения всех Ев. речей: в этом и состояло отличие Марка от Матфея, по контексту свидетельства Папия: следовательно, λγια Матфея были те же беседы Евангелия Марка по содержанию, но изложенные в большем порядке. 380 Dibrei hajomim или Chronicorum, или παραλειπμενων; последнее – небуквальный перевод первого названия этой книги. 382 De vita Contemplat. C м . «Из чтений по Ветх. Завету», – в «Труд. Киев. Д. Акад. 1871. Июль. Стр. 90–91. Примеч. 1-е. Ср. Орр. tom. 2. р. 215, ed. Mangey. 386 Cod. 228. р. 248 Bekk., – у Ebrard " a, в его Wissenschaftliche Kritik der evang. Geschichte. 1868. Frankfurt а. M. S. 971. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010