Св. Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в мире назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем сделался митрополитом. При нем Россия была под игом татарским. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала глазами. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; пусть же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель, в надежде на помощь Божию, решился отправиться в орду к хану. По прибытии туда, он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее св. водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память чуда ее исцеления, устроен святителем «Чудов монастырь». Кроме Чудова монастыря, он устроил еще также в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник – Евангелие, написанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре и служит сильным обличением для наших раскольников, которые отделяются от Церкви из-за того, что патриарх Никон исправил ошибки, бывшие в церковных книгах. Святитель Алексий скончался в 1378 г., на 86 году своей жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу, за стеклом, облачение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Если бы Артемий согласился, иосифлянам удалось бы выжать из каждого его слова повод к обвинению и самого Артемия в неправославии. Но старец отказался: «ино то деи не мое дело», говорил он потом ученику своему Леонтию. Почуяв злой умысел иосифлян и узнав, «будтося от Матфея (Башкина) некоторые слова есть же» и на него, он удалился из Москвы, из Андроникова монастыря, где жил, в Порфирьеву пустынь. Впоследствии он и на соборе сказал, что ушел «от наветующих», так как к нему доходили слухи, будто на него возводится некоторыми обвинение в том, что он «не истинствует христианского закону». Удаление Артемия на сей раз представляется трудно объяснимым. Если оставление им игуменства можно объяснять желанием избавиться от выслеживаний и не дать своим врагам улик против себя, то до некоторой степени подобное же желание можно заметить и здесь у него: до него дошли слухи, и он поспешил бежать, чтобы не дать им повода распространиться. Но дело в том, что большая была разница между его тогдашним положением и теперешним: тогда слухи эти были смутны, недоброжелатели его не столь очевидны, выслеживание неосторожных слов им вовремя замечено и потому, когда он оставил Сергиев монастырь, враги его еще не были достаточно сильны против него; дело шло келейно, тайно; обвинительный материал был уже собран, но пока дело не переходило еще официальную почву: нужен был толчок. Таким толчком и явилось показание Башкина. Когда Башкина пытали и оный «еретик и отступник богопустным гневом обличен бысть, бесу предан и, язык извеся, непотребная и нестройная глаголаше на многи часы и потом в разум прииде», 102 т. е. когда Башкин едва не потерял рассудка под пыткой или, премудрым «испытанием», как называет её соборный акт, – он, на вопрос о единомышленниках, назвал Артемия, может быть, под подсказу своих «вразумителей» – волоколамских старцев. 103 Он поведал Артемьевы «многия и богохулныя вины о иконном поклонении и о причастии тела Христова и чего деи в Евангелье и во Апостоле не писа, и того деи держати ненужно и предании святых отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среда 15/28 апреля 1948. Св. и ВЕЛ. СРЕДА. О. Георгий нещадно затянул чтение Евангелия – настолько, что Митрополит вызывал его в алтарь и делал внушение. Он, к сожалению, делает все, чтобы не нравиться на Дарю, а он бы мог быть хорошим третьим священником. Масса неприятностей из-за выноса внизу. П.В. Спасский хочет петь со своим хором, а Выдра – со своим. Надо улаживать конфликты. Волошин по просьбе Митрополита привез гимназический хор для «Да исправится молитва моя». Опять истории с Выдрой. Пели дети и молодежь хорошо. Завтракал у о. Александра, который взял с меня слово, что я напишу статью о необеспеченности духовенства, в «пандан» 831 первой – об отъезде за океан. Андроников, разговаривавший с управлением радио, по своей собственной инициативе решил все отменить, не предупредивши нас, и поставил меня и о. Александра в очень трудное положение. Вообще, с радио – полная неразбериха, и я не знаю, удастся ли что-либо устроить. Четверг 16/29 апреля 1948. СВ. И ВЕЛ. ЧЕТВЕРГ. Утреня с чтением 12 Евангелий прошла хорошо. Народа столько же, как прежде. Нельзя войти ни в одну дверь. Звонил, по традиции. «Разбойника» пели очень неважно. Пятница 17/30 апреля 1948 . Св. и вел. пяток. На Дарю – с 9 до 2. На часах был Митрополит, церковь пуста. Помощники не пришли, и только благодаря нескольким добровольцам – прихожанам (все больше почтенного возраста, вроде доктора Веретенникова 832 ), которые помогли в приборке храма, успели все сделать. На «выносе» внизу – полная церковь . [...] Спасский пел хорошо. [...] Скауты помогают усердно. Бобровский руководит ими теоретически, распределяет Ясинская 833 . Суббота 18 апреля/1 мая 1948. Св. И ВЕЛ. СУББОТА. Радио наладили, но в последнюю минуту техники объявили, что они не будут работать 1 мая. Передача, даже на диске, не состоится 834 . Несмотря на дождь, освящали каждый час куличи на столах в саду. Принос большой, но почти исключительно хлебный: пасок и мяс – мало. Даже яиц меньше, чем в предыдущие годы. Церковь украшала 3. Журавлева. Весь день идут люди: то приложиться к плащанице, то справиться о ночных службах, то просто постоять на дворе. Святая ночь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За начальным учением следует толкование 10-ти заповедей и молитвы Господней, после которого помещено поздравление Архангельское Пресвятой Деве Богородице: «Богородице Дево радуйся» и проч.; далее толкование символа веры и наконец евангельских блаженств. Нет сомнения, что, кроме чтения, учили детей и нотному церковному пению, как необходимой принадлежности духовного воспитания. В семинарской библиотеке и доселе есть два экземпляра книги: Азбука начального учения, простого нотного пения, содержащегося на цефаутном ключе. Кажется, что мы не ошибемся, если скажем, что в епаршеской школе учили тому же, чему, при Преосвященном Дамаскине Аскаронском, учили в русских школам, открытых им при духовных правлениях, т. е. азбуке, букварю, заповедям Божиим, часослову, псалтири, шестодневу, церковному уставу и нотному пению. Сверх того, в той школе введено было преподавание и латинского языка. Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду от 2 июня 1750 года, Преосвященный Сильвестр переведен в С.-Петербург. По отбытии его из Костромы, церковническая школа закрылась и ученики разошлись по домам. Консистория, вероятно не имея возможности остановить это, ограничилась только тем, что за каждый год неутомимо отбирала ведомости об урожае, чтоб, по прибытии нового архипастыря, быть в готовности снова собрать школу, для которой в 1753 году она приобрела славянскую библию, изданную при Императрице Елизавет Петровне, ценою с пять рублем. Эта книга и положила основание семинарской библиотеке. Костромская духовная семинария при преосвященном Геннадие (Андреевском) (С 19-го октября 1754 по 1757 г. включительно) Преемник Сильвестра Кулябки, Преосвященный Геннадий, по прибытии в Кострому, вскоре обратил заботливое внимание на восстановление Епаршеской школы, и 2-го сентября 1754 г. дал Консистории письменное приказание следующего содержания: «Для заведения семинарии набрать 30 человек, обученных «российской грамоте и письму, действительно священно-церковно-служительских детей, от 7 до 10 я от 10 до 15 летнего возраста и обучать их, в силу духовного регламента, «латинскому языку, из находящихся в катедре Его Преосвященства риторических учеников, Никифору Алексееву и Ивану Прокопиеву, смотрение над семинарией поручить прежнему «учителю и экзаменатору, Песошенскому Игумену Анастасию, «семинарию поместить в Семеновском монастыре и в служители семинарии определить двух человек.» Приказание это объявлено риторическим ученикам, и Игумену Анастасию послан указа; но, с прискорбием надобно сказать, что вследствие этого приказания опять начались проволочки со стороны поповских старост, опять Епархиальное начальство нашлось вынужденным отправлять из консистории рассыльных для ловли учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15) Священник Иван Иванович Сидоровский. Член Императорской Российской академии. После обучения и службы в Костромской семинарии, он в 1773 году переведен в С.-Петербург к Воскресенскому Новодевичьему монастырю священником и определен законоучителем воспитываемых там благородных и мещанских девиц. Сочинения его: 1) Изъяснение воскресных и праздничных Евангелии – книга и доселе еще остающаяся классическою книгою не только в духовных, но и светских учебных заведениях; 2) Наставление юношества в добродетели и должности христианской, основанной на законе Естественном и законе Откровения. 1764 года. С.-Петербург. Переводы, с греческого языка: 1) Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до половины XV столетия, собранные Георгием Кедрином с продолжением других. 1794 года. Москва, в лист. 2) Поучительные разные слова и беседы святого Иоанна Златоустог о. Москва. 1791 года. 3) Слова избранные из разных поучений Святого Иоанна Златоустог о. Москва. 1792 года. С французского: Опыт о Провидении Божием. С.-Петербург. 1781 года. В) Лица светского звания 1) Константин Иванович Арсеньев, уроженец села Троицы-Мироханова, Чухломского уезда. Из философского класса он поступил в Педагогический Институт и, по окончании в нем курса, на казенный счет отправлен был в Германские университеты для дальнейшего образования. Возвратившись оттуда через четыре года, Арсеньев был профессором Педагогического Института, учителем Статистики при Государе Наследнике Александре Николаевиче, ныне благополучно царствующем Всероссийском Императоре. Потом Арсеньев был председателем Статистического отделения при министерстве внутренних дел. Этот замечательный ученый был разных орденов кавалер. Составленная им всеобщая географии бывшая около 20 лет классической книгой во всех средних учебных заведениях, доставила Арсеньеву известность по всей России. Константин Иванович, по Высочайшему повелению, путешествовал по России для статистических наблюдений и плодом этого путешествия было много статей, относящихся к статистике России. Сверх сего им изданы: 1) История народов и республик древней Греции, в двух частях. С.-Петербург. 1825 года. 2) Царствование Императора Петра II-ro С.-Петербург. 1839 года. 3) Статистика России. С.-Петербург. 1848 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 марта 1354 г. Иван Красный сел на великое княжение во Владимире, а 30 июня того же года Алексей получил, наконец, из рук патриарха Фило-фея настольную грамоту, именовавшую его «митропо-литом Киевским и всея Руси». В грамоте говорилось, что Алексей признан митрополитом лишь в виде исключения, тогда как обычный порядок требует, чтобы этот пост занимал урожденный грек, из числа патриарших клириков . Живя в Константинополе, митрополит не терял времени даром. Еще на Руси изучив греческий язык, он использовал вынужденный досуг для подготовки собственного перевода Евангелия на русский язык. О чем думал он тогда, в начале своего пастырского служения, вчитываясь в каждое слово древней книги? «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (От Матф., 10, 16). Но не одни лишь благочестивые занятия и размышления занимали время Алексея в Константинополе. Он сумел решить с патриархом целый ряд це,р-ковно-политических вопросов. Добившись причисления к «лику святых» трех литовцев, казненных по приказу князя Ольгерда в 1347 г. за приверженность православию, Алексей получил духовное оружие против своего врага. В эти же месяцы томительного ожидания, во время долгих, тягучих бесед с патриархом Филофеем Алексей убедил главу православной церкви признать перенос резиденции «митрополита Киевского и всея Руси» из Киева во Владимир-на-Клязьме. Наконец, Алексей заинтересовал патриарха рассказами о «дивном старце», суровом подвижнике Сергии, основавшем монастырь в густых лесах к северу от Москвы. Филофей направил Сергию грамоту с благословением и советом ввести в монастыре общежительный устав по образцу византийских киновий . Осенью 1354 г. Алексей вернулся на Русь. По дороге домой он едва «е погиб, когда корабль, на котором он плыл, попал в сильный шторм. В минуту крайней опасности митрополит дал обет построить Церковь в честь того святого, в день памяти которого он вступит на землю. Это случилось 16 августа, на праздник знаменитой константинопольской иконы Спаса Нерукотворного. Выполняя обет, Алексей впоследствии основал близ Москвы, на берегу Яузы монастырь с храмом в честь Спаса. Его первым игуменом был монах по имени Андроник. Интересно, что еще в XIV в. ручей, протекавший в овраге вблизи Спасо-Андроникова монастыря, получил громкое имя — Золотой Рог, по названию бухты, на берегу которой располагался, Константинополь. Первые годы своего управления русской церковью Алексей провел в постоянных разъездах. Зимой 1354—1355 гг. он «принимал дела» в Киеве. Среди прочих дел он не забыл учредить в Софийском соборе чествование памяти «трех литовских мучеников». Между тем город уже с 1321 г. находился под властью литовских князей. Поздней весной 1355 г., когда просохли дороги, Алексей отправился обозревать епархии Юго-Западной Руси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Евангелие Хитрово, миниатюра Ученик при признанных мастерах Так или иначе, но чернец Андрей очень резко изменил свою жизнь и в немолодом уже возрасте стал младшим в артели иконников. В 1408 г. Андрей — снова второй: его имя следует после Даниила, в других источниках названного Черным (еще одна загадка происхождения иконника). Но теперь он уже не назван чернецом. Да и Данило здесь тоже не чернец. Почему? Потому что оба они уже больше трех лет как монахи. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в., фрагмент) Итак, из скудных фраз прижизненных источников удается извлечь необычайно ценную информацию. Мастер-иконник по прозванию Рублев был очень известен в мирской жизни, но после пострижения с именем Андрея он мог рассчитывать только на положение ученика при более признанных мастерах. В конце XV в. Иосиф Волоцкий записал со слов игумена Троице-Сергиева монастыря старца Спиридона: «Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон… чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

http://pravmir.ru/on-prosto-videl-inoy-m...

Будучи глубоко верующим человеком, Николай Иванович много сил отдавал реконструкции своего родового храма. Древняя часовня была расстроена, возвели новые алтарь и трапезную, позже к ним пристроили колокольню. Получился небольшой уютный храм, богато украшенный иконостасом, святыми иконами, настенной росписью и дорогой утварью. Необычен шпиль колокольни. Он был очень высок и похож на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Самой драгоценной в храме была древняя Шуйская-Смоленская икона Богородицы. На ней была серебряная вызолоченная риза с драгоценными камнями. Во второй половине 19 века за состоянием храма следили также и священники, несущие в нём службу. Так, мы нашли документы, в которых рассказывается о священнике отце Александре Стефановиче Андроникове. В некрологе, написанном после его смерти, в частности, отмечалось: «Отличный проповедник и исправный служитель, он скоро успел заслужить доверие своего прихода. В один год он устроил, с согласия прихожан, для священника скромный, но очень приличный церковный дом, вместо невозможного для жилья старого. Приходский свой храм очистил от несвойственной ему пыли и грязи, поновил и, где следует, устроил новую живопись. При его стараниях ветхая ризница заменилась очень приличною новою, на святой престол приобретено было новое Евангелие в серебряном окладе, в 240 рублей, что уже роскошь для такого малого прихода. Что касается даже мелких вещей, вроде пелен на престоле и жертвеннике, самых облачений на них, даже платка для приобщения Святых Таин – на приобретение всего этого он умел найти средства и все было приобретено покойным новое, хотя недорогое, но очень приличное. Приятно было войти в его храм: все чисто, всякая вещь на своем месте, небогатая библиотека в порядке - одним словом, сразу виден заботливый хозяин, пекущийся о доме Божием. Нынешнею весною им снова найдены были средства для прочистки риз на иконах, очистки от пыли и покрытия лаком потускневших иконостасов. Эти заботы о благолепии своего храма были так сильны в почившем, что даже на смертном одре не покидали его: за несколько часов до смерти он рассказал своему тестю о некоторых неисправностях, замеченных им в работе мастеров, очень сожалея, что последние без него уже не с должным вниманием будут относиться к своей работе. Так усерден был отец Александр к своему приходскому храму…».

http://sobory.ru/article/?object=13761

Святейший Патриарх Кирилл: Нам явлен образ Спасителя, чтобы мы спаслись, подобно жителям древней Эдессы 29 августа 2010 г. 14:30 29 августа 2010 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице и день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Андрониковом монастыре. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня большой праздник, который совпадает с воскресеньем. В народе мы называем этот день Третьим Спасом — праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, которое состоялось в 944 году по инициативе византийского императора Константина Багрянородного. Все присутствующие (или, по крайней мере, большинство) хорошо знают историю Нерукотворного Образа, но я бы все-таки напомнил ее, потому что в этой истории обретаются некие символические совпадения с днем сегодняшним. Эдесский царь Авгарь болел проказой. Услышав о чудотворце — Иисусе из Назарета — царь посылает к Нему знакомого художника, повелевая написать изображение Спасителя и пригласить Его в Эдессу. Посланный не может даже подойти к Господу, потому что огромные толпы окружают Его, и пытается издали, с холма, нарисовать Его портрет, но ничего не получается. Когда посланник уже отчаялся исполнить повеление, Господь Сам подозвал его и обещал вручить то, что необходимо царю Эдесскому. И, умывшись, Господь вытер лицо Свое полотенцем, на котором чудесным образом отобразилось Его изображение, и отправил это изображение вместе с письмом царю Авгарю. Тот по вере своей исцелился, а позже апостол Фаддей пришел в те места, где проповедовал Христа и крестил, и по молитвам Фаддея оставшиеся следы проказы исчезли с лица царя Авгаря. Правнук Авгаря был идолопоклонником, язычником — он отступил от христианской веры своего праотца и покушался на христианские святыни. И тогда епископ Эдессы, опасаясь, что Нерукотворный образ Спасителя, висевший на крепостной башне над входом в город, может быть уничтожен, тайно, ночью закрывает этот образ штукатуркой.

http://patriarchia.ru/db/text/1261839.ht...

Житие преподобного отца нашего Феодора Освященного, ученика Пахомиева он около 316 года. Афанасий, архиепископ александрийский, жил в IV b. Прославился как ревностный защитник православного учения о Лице Сына Божия и усердный обличитель арианской ереси. В сане диакона принимал горячее участие в заседаниях 1-го Вселенского собора (в Никее, в 325 г.), осудившего арианскую ересь. всего в 368 году. Память блаженной отроковицы Музы Григорий Великий (Двоеслов) — знаменитый учитель западной Церкви, живший в VI b. Из его сочинений особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение, написанное в диалогической, т. е. разговорной форме, святой Григорий и получил прозвание Двоеслова); «Правило пастырское», содержащее в себе рассуждения о том, каков должен быть пастырь и как он должен исполнять свои обязанности; Чин литургии преждеосвященных даров; беседы на Евангелие и книгу пророка Иезекииля и др. — Память его празднуется св. Церковью 12 марта. святой отроковицы Музы последовала в V b. Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его он был епископом Сирмии Паннонской. Паннония представляла из себя одну из значительных южнодунайских областей римской империи, границы ее составляли: на западе — Альпы, на юге — река Сава, на востоке и севере — река Дунай — В истории христианской Церкви Паннония замечательна как место проповеднической деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских. ( < < back) святых Андроника и Иунии последовала во второй половине 1-го в. — Евгениею называлась местность в Константинополе, замечательная тем, что здесь было обретено много честных мощей в царствование императоров Аркадия (с 396 г. по 408 г.) и Гонория (с 396 по 423 г.). В числе прочих мощей были обретены и мощи святых Андроника и Иунии. В XII b. здесь был выстроен в честь Ап. Андроника храм императором Андроником 1-ым (правил с 1183 г. по 1185 г.). — Память св. Андроника совершается еще 30 июля вместе с памятью Апостолов из семидесяти: Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010