Города… не уступают деревне, хотя в городских гаданьях менее непосредственности; здесь они скорее забава, условное традиционное развлечение, способ разнообразить свою жизнь… И городские девицы, как и деревенские, вечером и на ночь (под св. Андрея) забавляются гаданьями. Обыкновенно берут несколько блюдец и накрывают ими пуговицу военную, штатскую, хлебные зерна, перо, а одно блюдце оставляют пустым. Девицы поднимают блюдца: которая откроет военную пуговицу, значит, выйдет замуж за военного, если откроет зерна — выйдет за помещика, если блюдце будет пустое — останется без жениха. Затем бросают в стакан воды кольцо и смотрят туда, пока пред утомившимся зрением не промелькнет чья-нибудь фигура, по большей части того, о ком усиленно думают. Еще прибегают к помощи белка: выливают белок яйца в стакан воды. Белок, как и воск, принимает причудливые формы. Говорят, белок всегда принимает форму церкви или кладбища. Предсказание здесь очевидное. А то берут лист бумаги, делают на нем складки (гофрируют) и жгут его, а потом подносят к стене и смотрят, какие тень от него производит фигуры. При малейшем движении воздуха, сожженная бумага изменяет свою форму, и на стене показываются то мальчики пляшущие, то черти, и по ним гадают. В этом случае много помогает известным образом настроенное воображение… Городская барышня, ложась спать, молится Богу, чтобы приснился ей суженый. Такие сны вызываются даже искусственно. Так, девушка берет наперсток воды, муки и соли, печет лепешку и ест ее на ночь, а под кровать ставит стакан с водою, наверху которого устраивает мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост (мифический символ брака). В другом случае барышня на ночь под подушку кладет гребень и верит, что приснится милый, который ее расчешет . Глава XIV « Кто-то мне судьбу предскажет? » В 1816 году в Лейб-гвардии егерский полк определился юнкером Петр Григорьевич Каховский, родом небогатый дворянин Смоленской губернии. По просьбе его родных, командир 1-го баталиона, полковник Свечин, приютил Каховского у себя на квартире, в одном из нумеров дома Гарновского.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Пятые детско-юношеские Елизаветинские чтения прошли в Смоленске (интервью) 2 ноября, 2011. Новостная служба В центре внимания исследовательской и творческой деятельности детей традиционно остаётся образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Однако тематика чтений постепенно расширяется. Многие доклады, включённые в программу, были посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты… 31 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли Пятые детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Они стали подарком для юных почитателей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой к 147-летию со дня ее рождения, которое отмечается 1 ноября. Впервые за пять лет ежегодные чтения вышли за рамки Смоленщины. Скоро выйдет из печати сборник детских творческих работ по итогам I-IV детско-юношеских Елизаветинских чтений. В него вошли лучшие сочинения, стихи, рефераты, исследования, рисунки и фотографии, а также отзывы детей о фотовыставке «От милосердия к святости», которую Фонд Андрея Первозванного привозил в Смоленск в ноябре 2007 года. Об этом рассказала главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Е.В. Малер. – Елена Владимировна, поздравляю Вас, директора библиотеки Светлану Александровну Петрищенкову и весь коллектив библиотеки с небольшим юбилеем – пятилетием Чтений. Какова цель их проведения? – Цель чтений – привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям, сохранение и развитие традиций благотворительности и служения идеалам добра на примере жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также развитие литературного и художественного творчества детей. – Как родилась идея проведения Чтений? – В нашей библиотеке несколько лет подряд проходили детские Достоевские чтения, и однажды сотрудник Фонда Андрея Первозванного (ФАП), услышав доклады наших ребят на детской секции взрослых Достоевских чтений, предложила Лидии Павловне Рябченко, которая была тогда директором библиотеки, провести детские Елизаветинские чтения. Спустя год, 2 ноября 2007 года, состоялись Первые детско-юношеские Елизаветинские чтения, посвященные 143-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Они были организованы нашей библиотекой благодаря поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии. Начинание Лидии Павловны поддержала нынешний директор библиотеки Светлана Александровна Петрищенкова.

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

Можно предположить, что после обретения мощи благоверного князя Андрея были положены под спудом внутри возобновлённой деревянной церкви свт. Николая, которая с тех пор именовалась и церковью блгв. кн. Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие благоверного князя, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы. В 1714 году на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учреждён девичий монастырь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского , упразднённый в 1764 г. . Храм стал приходским, разрушен в советское время. Второе обретение мощей святого Андрея совершилось 21 июля 2000 года, на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи покоятся в Переславль-Залесском Никольском на Болоте женском монастыре . В Минее (МП) под 27 октября, в день обретения мощей блгв. кн. Андрея, помещена бденная служба . В службе Собора Ростово-Ярославских святых св. Андрей упомянут в славнике стиховных стихир вечерни, а также в третьем тропаре восьмой песни канона утрени. Житие благоверного князя Андрея Смоленского представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 годах (Н. Н. Покровский), по мнению других - в 1556-1563 годах (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного, будущим митрополитом Московским Афанасием , который родился в Переяславле, в 1530-1549 годах был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником . Одним из ранних изображений святого является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина, на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Переславль-Залесского Данилова монастыря . Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: тёмно-вишнёвом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зелёного цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него тёмно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода.

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

Троицкая часовня на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкая часовня на Смоленском кладбище построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко на месте, где начиналась история Смоленского храма. Содержание История [ править править код ] Путь к главной святыне Смоленского кладбища —  часовне святой блаженной Ксении Петербургской — проходит по Троицкой дорожке рядом с часовней с мозаичной иконой Святой Живоначальной Троицы и крестом над позолоченным куполом. Троицкая часовня построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко и освящена 10 августа 2002 года в день Смоленской иконы Божией Матери, престольного праздника Смоленского храма. Часовню освятил во время крестного хода викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский (с 2015 года митрополит Петрозаводский и Карельский). Удивительной красоты и полноты цвета мозаичная икона св. Троицы создана в мастерской известного российского художника-монументалиста, заслуженного художника РФ Сергея Репина (среди его работ — мозаики для восстановления храма Христа Спасителя в Москве). Икона для Троицкой часовни Смоленского кладбища собиралась три года по детальным репродукциям иконы преподобного Андрея Рублева. Троицкая часовня установлена на святой земле — на месте трех храмов, трех престолов. Именно здесь начиналась история Смоленского храма: на этом месте стояла первая, еще деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери. Затем деревянный храм Архистратига Божия Михаила. После сильного наводнения 1824 года церковь сильно пострадала, и по воле императора Александра I здесь возвели каменную церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. В Троицком храме на Смоленке имелось три придела: главный — Троицкий, на хорах — Архистратига Божия Михаила и в крипте — в честь святых мучеников Сергия и Вакха. Главной реликвией Троицкого храма был иконостас в Михайловском приделе выдающегося русского художника, мастера портрета Владимира Боровиковского (1757-1825).

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_часов...

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Первая каменная постройка Богоявленского женского монастыря. Построена в период 1689-1700 гг. местными строителями " Артемием Даниловым сыном Птицыным, Дементием Патрикеевым сыном Бупаковым " и др. за 500 рублей. После постройки была освящена как церковь Богоявления Господня. Название - церковь Смоленской иконы Божией Матери получила после постройки на территории монастыря Богоявленского собора в 1853 г. Пристройка с западной стороны - трапезная, перед которой когда-то была шатровая колокольня, ныне осталась только галерея и портик. Внизу - хозяйственный подклет. Церковь Смоленской иконы Богоматери, построенная в 1700 г., двухэтажная, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь иконы Божией Матери Смоленская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь, построенная в 1689-1700 гг. угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и др. Первоначально была освящена в честь Богоявления Господня, в 1854 г. переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. Четырёхчастная церковь на подклете с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Алтарная апсида полукруглая, к трапезной с северной стороны примыкает придел (первоначально Смоленский, с 1854 г. - Возвиженский). С запада к трапезной примыкает арочная двухъярусная галерея, над которой прежде возвышалась шатровая колокольня, с севера и юга находилось крыльцо на два схода. В нижнем этаже находились два придела: апп. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского (1775 г.), упразднённые в 1804 г. В XIX в. была разобрана колокольня, а крыльцо заменено новым в классическом стиле, расположенным с северной стороны. Церковь закрыта в сент. 1925 г. Отреставрирована в 1970-1975 гг., при этом восстановлено покрытие глав зелёной поливной черепицей. В 2003 г. возвращена верующим. В настоящее время является зимним храмом монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02889

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Диево-Городище. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В старину на месте, где возвышается величественная Смоленская церковь, находилась усадьба, в которой, по преданию, в 16 веке родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп. На средства А.М. Колычева, в память о знаменитом митрополите, в 1699 году была воздвигнута взамен обветшавшего деревянного храма каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм не сохранился до наших дней. Ныне существующая церковь перестроена в 1877-1884 годах. Имеет два придела: Трех святителей и Андрея Критского. Пользуется особым почитанием у прихожан храмовая чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Церковь выстроена " кораблем " . Это самый распространенный в ярославском зодчестве того времени тип храма. Его композиция складывается из собственно храма (летней, холодной церкви), трапезной (зимней, теплой церкви) и колокольни. Обе части здания связаны друг с другом, расположены симметрично по отношению к продольной оси восток-запад. Летний храм представляет собой кубический объем четверика, перекрытый сомкнутым сводом. Прямоугольная в плане трапезная, как правило, более обширна, чем летняя церковь. Четырехъярусная величественная колокольня выполнена в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. Главную роль в образной выразительности Смоленской церкви играют хорошие пропорции и удачная компоновка объемов. Храм выстроен в непосредственной близости от Волги и рассчитан прежде всего на обозрение со средней и дальней дистанции. Его стройный силуэт отчетливо рисуется на фоне неба и бескрайних волжских просторов. У подножия храма сохранилась кирпичная церковная ограда конца 19 века с въездными воротами да старинное сельское кладбище. Внешне Смоленская церковь весьма гармонирует с Троицкой. Все тот же белоснежный классический объем, лаконичное ярко-синее в золотых звездах пятиглавие, стройная четырехъярусная колокольня со скромными портиками, увенчанная шпилем. Храм ни когда не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=03074

Васильевское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Васильевский погост - церковь Спаса Всемилостивого (1745) и Смоленской Богоматери (XVIII) около с. Курба (за рекой Курбицей) Церковь Всемилостивого Спаса деревянная, исполнена в простых формах клетских деревянных церквей и, если бы не главка, походила на каменную избу. Храмов такого типа сохранилось немного. В храме в 16 веке были палаты Андрея Курбского, в которых он жил до побега в Польшу. Из храма вел подземный ход в церковь Казанской божьей Матери, расположенную неподалеку. Во времена междоусобных войн на этот берег реки Курбицы под землей бежали люди, спасаясь от воюющих князей. Сама Курбица была судоходной. Здесь был центр торговли: покупали скот и мясо. Немаленьким селом было и Васильевское. Это сейчас здесь живут лишь несколько десятков пенсионеров, в былые времена людей было больше. Храм Всемилостивого Спаса никогда не закрывался. Лишь в 50-е годы по постановлению Хрущева был закрыт зимний храм. Рядом находится пятиглавая церковь Смоленской Богоматери, выстроенная в 1793-1804 годах. Внешне довольно заурядная, внутри эта церковь поражает красотой пятиярусного резного барочного иконостаса XVIII столетия. Стены и своды храма покрыты хорошо сохранившейся росписью конца XIX столетия. Искусно имитированная с помощью живописи лепнина и архитектурные детали дополняют впечатление пышности и богатства внутреннего убранства этого скромного на вид памятника. Информация с сайта:   http://www.kurba.ru/ В селе Курбы Спасская церковь состоит из двух зданий. Одна – церковь Всемилостивого Спаса основана в 1745 году, вторая – Смоленской Божией Матери в 1793 году. В ней придел спасителя Василия Великого. Земли церковной 33 десятины. В приходе 20 селений, всего домов 223; душ муж. пола 616, жен. пола 807. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17186

vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери Село Новое. Троицкий храм В Троицкой церкви села Новое сохранился роскошный барочный иконостас и образцы монументальной настенный живописи. Церковь, возведенная в 1776 году, замечательна еще и тем, что даже во времена гонений на веру богослужения в ней не прекращались. Вместе с жителями села и волонтерами Фонд занимается облагораживанием территории храма и заменой ветхой церковной ограды на новую. Также специалисты разрабатывают проект реставрации главного украшения исторической ограды – Святых врат, являющихся образцом раннего классицизма. vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Интерьер Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области Село Васильевское. Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери Храмовый комплекс села Васильевское состоит из двух церквей. Церковь Всемилостивого Спаса была построена в 1733 году. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Храм всегда был действующим и не закрывался даже в самые суровые годы гонений. Именно в нем сейчас находится Казанская икона Божией Матери, чудесным образом спасенная во время закрытия церкви в селе Курба. Пятиглавый летний храм Смоленской иконы Божией Матери воздвигнут в 1793–1804 годах. Внутри него сохранился резной барочный иконостас XVIII века, недавно отреставрированный. Стены храма украшают росписи конца XIX столетия, имитирующие лепнину. vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.ru/141938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. (Смоленской и Калининградской епархии), в г. Вязьме Смоленской обл., основан как муж. прп. Герасимом Болдинским . С кон. 1535 г. прп. Герасим с учеником Симеоном подвизались в полутора верстах к западу от Вязьмы на правом берегу р. Бебри, в ольховом лесу. Близ келий подвижников селились ученики. В нач. 1542 г. в Москве прп. Герасим испросил у царя Иоанна IV Васильевича Грозного и свт. Московского Макария грамоты на постройку мон-ря и благословение на игуменство в нем Симеона. В том же году был возведен и освящен деревянный клецкого типа храм во имя св. Иоанна Предтечи (Усекновения главы?) с трапезной и келарской. К 50-м гг. XVI в. трудами игум. Симеона была построена теплая деревянная Вознесенская ц., ограда; собрались более 30 насельников, нек-рые из них впосл. основали Баскаков мон-рь в Сычёвском у., Вознесенский мон-рь в Юхновском у., Пустынно-Подлесскую пуст. в Бельском у. В 1566 г. В. м. посетил царь Иоанн IV, в 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов , пожаловавший мон-рю пахотные и сенокосные земли в городе (на Космодамиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах) и округе, а также рыбные ловли на р. Вязьме, 10 лавок в нижнем остроге и дом близ соборной церкви. Мон-рь получил «служек, крестьян и даточников». Во время голода 1602 г. В. м. открыл приют, раздавал запасы голодающим. В Смутное время В. м. неоднократно разорялся, в 1610-1612 гг. был разграблен и сожжен отрядами гетманов С. Жолкевского и К. Хоткевича, насельники убиты. После заключения Деулинского перемирия с Польшей, в июне 1619 г., Вязьму посетил митр. Филарет (Романов) , вскоре В. м. был возрожден. В 1620-1627 гг. в нем проживали игум. Даниил и ок. 15 насельников. Грамотой царя 1624 г. из казны в мон-рь ежегодно выдавалось 23 р., 1031/4 четв. хлеба и 1031/4 четв. овса, а также подтверждались прежние права на владения. Согласно Писцовым книгам кн. И. Ф. Волконского 1627 г., в В. м. находились деревянная шатровая ц. св. Иоанна Предтечи с приделами во имя ап. Андрея Первозванного и мч. архидиак. Стефана, обветшавшая Вознесенская ц., «колокольница на столбах», житница, колодец. Мон-рь владел 10 торговыми лавками в Вязьме, монастырской слободой у Смоленской дороги с конным двором и неск. домами.

http://pravenc.ru/text/161151.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010